Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Джадидизм в Башкирии в конце XIX начале XX веков: историко-культурологический аспект Абдуллина Зишана Меметовна

Джадидизм в Башкирии в конце XIX начале XX веков: историко-культурологический аспект
<
Джадидизм в Башкирии в конце XIX начале XX веков: историко-культурологический аспект Джадидизм в Башкирии в конце XIX начале XX веков: историко-культурологический аспект Джадидизм в Башкирии в конце XIX начале XX веков: историко-культурологический аспект Джадидизм в Башкирии в конце XIX начале XX веков: историко-культурологический аспект Джадидизм в Башкирии в конце XIX начале XX веков: историко-культурологический аспект Джадидизм в Башкирии в конце XIX начале XX веков: историко-культурологический аспект Джадидизм в Башкирии в конце XIX начале XX веков: историко-культурологический аспект Джадидизм в Башкирии в конце XIX начале XX веков: историко-культурологический аспект Джадидизм в Башкирии в конце XIX начале XX веков: историко-культурологический аспект
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абдуллина Зишана Меметовна. Джадидизм в Башкирии в конце XIX начале XX веков: историко-культурологический аспект : Дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.04 : Уфа, 2003 182 c. РГБ ОД, 61:04-24/38

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы культурологического анализа джадидизма 18

Глава II. Роль периодической печати в распространении идей джадидизма 26

Глава III. Влияние идей джадидизма на преобразование мусульманских учебных заведений Башкирии.

1. Старометодные мектебе и медресе 59

2. Миссионерская политика России в области инородческого образования. Открытие русских классов при медресе 69

3. Джадидистские реформы мектебе и медресе Башкирии 77

4. Тенденции противостояния распространению идей джадидизма 107

Глава IV. Политическое содержание идей джадидизма и их реализация в политической жизни России.

1. Организация и деятельность общемусульманской партии "Иттифак-аль-муслимин" ("Союз мусульман") 119

2. Деятельность мусульманских депутатов в Государственной думе России 127

Заключение 146

Библиография 149

Приложение 165

Введение к работе

Актуальность исследования. Конец ХГХ начало XX века ознаменован в России формированием новых социальных отношений, диктующих требования к перестановке сил в экономической, политической и культурной жизни страны. Развитие капитализма приводит к важнейшим социальным изменениям: профессиональная и классовая структура подвергается колоссальным переменам, увеличивается занятость в промышленном производстве, отчасти обеспечиваемая за счет жителей деревни. Одновременно глубокие изменения происходят в области культуры, особую роль начинает играть наука и образование. Активизируется процесс школьных реформ, растет значимость светских наук в образовании, на научных диспутах обсуждаются пути модернизации российской культуры, поднимаются вопросы о возможности ее приобщения к достижениям западной цивилизации. Бурное развитие модернизационных процессов отражается на тюрко-мусульманском населении страны, в среде которого формируется общественное движение джадидизм, направленное на усвоение и использование плодов российской и европейской культуры для решения своих национальных и конфессиональных проблем. Новые идеи поддерживаются и на башкирской земле, главным образом, представителями прогрессивной части мусульманского духовенства, передовыми лидерами татарской и башкирской буржуазии.

На протяжении всей истории тюрко-мусульманских народов России период возникновения и развития джадидизма представляет собой уникальный процесс обновления и модернизации мусульманской культуры при сохранении традиций, нравственных основ и духовных ценностей исламской цивилизации. Особенно важно, что идеи джадидизма легли в основу нового политического мышления, склоняющегося к либеральным нормам и институтам, демократическому построению межнациональных и

межконфессиональных отношении, что вносило новую тенденцию в духовную жизнь России. Модернизация политического сознания тюрко-мусульманских народов должна была способствовать установлению политического и социального равноправия в полиэтничном государстве, достижению всех прав и свобод в решении национальных проблем.

В последние годы в культурологической литературе значительно возрос интерес к теоретико-методологическим и конкретно-историческим проблемам культурного развития в прошлом и настоящем. Накопленный опыт в изучении истории культуры значительно повлиял на формирование историко-антропологического направления, являющегося неотъемлемой частью культурологии. Однако большинство исследователей сходятся на том, что в будущем необходима большая совместная работа, состоящая из ряда частных исследований по истории культуры, которые смогли бы охватить достаточно широкий материал. В этом видится особая актуальность настоящей работы, призванной рассмотреть в историко-культурологическом аспекте такое социально-культурное движение, как джадидизм, где у истоков его зарождения и формирования стоит творческая интеллигенция, есть своя идеология, по своему характеру более склонная к либерально-реформаторской и противостоящая традиционной, есть последователи главной идеи, реализующие ее в практической деятельности. Анализируя феномен джадидизма в Башкирии, мы выходим на ряд значимых для культурологии проблем, в том числе динамика культуры, факторы и механизмы адаптации культуры к новым условиям, соотношение новационного и традиционного в общественном сознании и социальной практике, взаимодействие культуры и политики в социальном прогрессе, эффективность творческой деятельности социально-культурных движений.

Сопровождающие развитие джадидизма процессы зарождения и функционирования мусульманской периодической печати, внутренней реорганизации конфессиональных школ, формирования политической

национальной элиты, как барометр отражают изменения, происходившие в мусульманском обществе России на рубеже веков. Это позволяет более глубоко оценить, насколько эффективными и социально значимыми были выступления идеологов джадидизма в истории тюрко-мусульманских народов. Ход социальной эволюции невозможно представить без передачи достигнутого опыта предыдущими поколениями людей новым поколениям. На многие вопросы современности можно найти ответы в прошлом. Поэтому, изучение истории распространения идей джадидизма в Башкирии, богатого и. обширного края ...в составе России, безусловно, имеет познавательное и практическое значение в решении проблем развития национальной культуры, межэтнических отношений, построения справедливой национальной политики. Актуальность темы исследования возрастает в связи с позитивным содержанием деятельности национальной интеллигенции в этот период, что могло бы послужить хорошим примером для современности.

Постановка вопроса. В исследовании нуждается вопрос, о том, как
происходила социально-культурная и политическая модернизация сознания
мусульман. Поэтому в центре исследования — рассмотрение главных
аспектов распространения джадидизма в Башкирии: изучение

мусульманской прессы, реформ конфессионального образования, политической деятельности мусульманской общественности.

Объект исследования — общественное развитие тюрко-мусульманских народов Башкирии в конце XIX начале XX веков.

Предмет исследования - социально-культурная и политическая модернизация сознания тюрко-мусульманских народов Башкирии в конце ХГХ начале XX веков.

Цель и задачи исследования. Основная цель состоит в том, чтобы с позиций культурологического подхода воссоздать историю социально-культурной и политической модернизации сознания тюрко-мусульманских

народов Башкирии в конце XIX начале XX веков.

В соответствии с такой целью автор диссертационного исследования ставит перед собой следующие задачи:

обосновать теоретические основы культурологического исследования истории джадидизма;

проследить в какой степени периодическая печать способствовала распространению и практической реализации новых идей в мусульманском социуме Башкирии;

.- рассмотреть v процессы реформ в сфере школьного "дела' мусульман

Башкирии;

обозначить направления политизации общественной жизни мусульман;

выявить основные тенденции противостояния процессам развития идей джадидизма со стороны российских властей и общества.

Методологической основой исследования выступают прежде всего принципы научного познания, основанные на историзме, объективности, системном изложении материала, установлении причинно-следственной -связи, комплексном подходе к исследованию.

Основными методами исследования поднимаемой в работе историко-культурной проблематики стали методы изучения исторического процесса -сравнительно-исторический, структурно-функциональный и проблемно-исторический, а также методы исследования истории культуры, такие как системно-аналитический, сравнительно-типологический и семиотический.

Степень изученности проблемы. Историческая наука накопила немалый опыт по проблематике зарождения и развития идей джадидизма в тюрко-мусульманском обществе России. Многие исследования касаются этой темы, рассматривая историю Башкирии. Однако комплексного изучения процесса модернизации мусульманского общества в этом регионе и степени его взаимосвязи с общемусульманским движением конца XIX начала XX

веков в отечественной историографии не было представлено, авторские работы затрагивали эту тему в рамках узкоспециализированных интересов.

Наиболее разнообразен перечень книг по народному образованию башкир и татар в Башкирии. Первые исследования этой проблемы были опубликованы еще в дореволюционное время, как правило, они проводились людьми, имеющими профессиональное отношение к школьному образованию. Их ценность возрастает не только в связи с тем, что по хронологическим показателям они были близки к изучаемым событиям и явлениям, но.еще и. с тем, .что-в них представлен богатый фактический материал, касающийся мусульманских школ, их количества, внутренней организации в разные периоды времени. Проблемы мусульманского образования на частных примерах мектебе и медресе рассматривались в работах И.Ардашева, А.Любимова1. Анализируя уровень конфессионального образования на фактических данных, авторы приходят к выводу, что к началу XX века в татарских и башкирских школах начинается процесс перехода к новой системе просвещения, причем этот процесс идет тем быстрее, чем ближе в географическом положении школа находится к административному центру. Информация по исследуемой теме содержится в публикациях С.Рыбакова и Я.Коблова, причем последний стоял на позициях критического отношения к мусульманским школам, поддерживал миссионерскую идеологию Н.И.Ильминского . После 1917 года наиболее важной, с нашей точки зрения, работой по мусульманскому образованию стало исследование Дж.Валидова (1923 г.), который последовательно рассматривает процессы перехода от школы с традиционной системой преподавания к новометодной

Любимов А. Мектебе и медресе г. Уфы и 1-го района Уфимской губернии. Уфа, 1914; Ардашев И. Современное состояние мусульманских конфессиональных школ в России и стремление мусульман к их преобразованию. Уфа, 1915.

2 Коблов Я. Мечты татар магометан о национальной общеобразовательной школе. Казань, 1908; Рыбаков С. Г. Ислам и просвещение. Уфа, 1912; Рыбаков С. Статистика мусульман в

школе, подробно рассказывает о вкладе татарской и башкирской интеллигенции в дело реформ .

В советское время к проблеме развития джадидизма обращались, в первую очередь, историки. Ярким примером тому являются исследования Л.Г.Абдуллина4. Автор особо выделяет роль мусульманской школы для мусульманского социума, рассматривает ее как ядро идейной жизни татар и приходит к выводу, что с обновлением конфессионального образования были напрямую связаны процессы модернизации общественно-политического., сознания народа. ..В своих работах затрагивал-проблемы развития мусульманского образования Р.И.Нафигов, полагая, что джадидизм носил характер буржуазно-реакционного, конформистского по отношению к царской власти движения5. Проблемы народного образования в Башкирии основательно изучал М.Н.Фархшатов. Его работы содержат много ценных сведений, по вопросам функционирования мусульманских школ старого и нового типа на территории края6. Кроме того, недавно автор выпустил новую книгу, содержание которой связано с вопросами самодержавной политики по отношению к мусульманским школам, где наряду с аналитическими замечаниями автора, представлен богатый документальный материал по этой проблеме .

России // Мир ислама. 1913. Т. 2. Вып. XI.; Рыбаков С.Г. Устройство и нужды управления духовными делами мусульман в России. Петроград, 1917.

3 Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы волжских татар (до револю
ции 1917г.). М., 1923.

4 Абдуллин Я.Г. Джадидизм, его социальная природа и эволюция. Казань, 1979; Абдуллин
Я.Г. Н.Г. Чернышевский и татарская общественная мысль. Казань, 1978; Абдуллин Я.Г.
Татарская просветительская мысль (социальная природа и основные проблемы). Казань,
1976.

5 Нафигов Р.И. Формирование и развитие передовой татарской общественно-политиче
ской мысли. Казань, 1964.

6 Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период 60-90е гг.
ХГХ века. М., 1994; Он же. Об учебных пособиях мектебов и медресе Башкирии до начала
ХХ-го века // Социальные и этнические аспекты истории Башкирии: Сборник статей.
Уфа, 1988.

7 Фархшатов М.Н. Самодержавие и традиционные школы башкир и татар в начале XX
века (1900-1917). Уфа, 2000.

Из современных исследований по мусульманскому образованию особый

интерес представляет работа В.Ю.Ганкевича, специализирующаяся на

вопросах крымскотатарской педагогики8. Содержание работы дает

возможность проследить, как джадидистские реформы впервые были

осуществлены на практике И.Гаспринским в Крыму, какое сходство они

имели с такими же в Башкирии. Ценная информация содержится в статьях,

касающихся газеты "Терджиман", в которых автор приходит к выводу, что

это издание сыграло большую роль в прогрессивных изменениях

общественной.жизни,тюркских народов?.-Важно, что в честь 145-летия со

дня рождения И.Гаспринского, В.Ю.Ганкевич составил библиографию

t трудов самого ИГаспринского и литературы касающейся его

просветительской и общественной деятельности. Сборник включает более

400 наименований работ, изучение которых способствовало проведению

данного исследования10.

Проблемы эволюции джадидизма в России многие ученые
рассматривали в контексте исследования тюркизма (идея консолидации
тюркских народов России в целях защиты их национальных прав и свобод).
^ Наиболее основательными в этой области являются работы

Р.Ф.Мухаметдинова, СМ.Червонной, Н.П.Горошкова, которые

рассматривают джадидизм и процессы социально-культурных и политических реформ в тесной взаимосвязи с идеологией тюркизма, считают, что объединение тюркских народов способствовало продвижению джадидистских преобразований, что в целом носило прогрессивный

8 Ганкевич В.Ю. Очерки истории крымскотатарского народного образования
(реформирование этноконфессиональных учебных заведений мусульман в Таврической

4* губернии в ХГХ - начале XX века). Симферополь, 1998.

9 Ганкевич В.Ю. Великий крымскотатарский просветитель: К истории создания и развития
периодических изданий Исмаила Гаспринского // Брега Тавриды. 1995. № 1; Ганкевич В.
От исламского к светскому искусству (по страницам газеты "Терджиман-Переводчик"
1883-1918 годов) //Ислам в Евразии. М., 2001.

10 Исмаил-бей Мустафа-оглу Гаспринский. Библиография / Сост. Ганкевич В.Ю., Лгъя
Наджие. Симферополь, 1995.

характер .

Значительный пробел в историографии составляет тема роли периодической печати в распространении идей джадидизма в Башкирии. Вместе с тем, именно на страницах мусульманских газет и журналов концентрировалась информация об их развитии. Первые попытки оценки национальной прессы были сделаны дореволюционными авторами, среди них В.Гольфстрем, ведущий колонки по материалам мусульманской периодики в журнале "Мир ислама" А.Самойлович . В советское время эту тему продолжает А.Е.Крымский, справедливо отмечая, большое значение передовых мусульманских изданий для развития башкирской и татарской культуры13. Позже, советские историки отказываются признавать положительный потенциал джадидистской печати, на примере башкирской историографии, такой точки зрения придерживался Р.Р.Кутушев14. Из современных научных трудов, наиболее основательным исследованием мусульманской прессы стала работа Р.Амирханова, в которой анализируются периодические издания, пользовавшиеся большой популярностью в Башкирии15. Историк Ф.Н.Баишев подробно рассматривает деятельность известного мусульманского деятеля Р.Фахретдинова в журнале "Шура", на

Горошков Н.П. Исмаил Гаспринский, джаддиды и пантюркизм // Исторические записки: Науч. труды ист. ф-та. Вып. 4. Воронеж, 1999; Мухаметдинов Р. Ф. Зарождение и эволюция тюркизма. Казань, 1996; Червонная С, Гилязов И., Горошков Н. Тюркизм и пантюркизм в оригинальных источниках и в мировой историографии: исходные смыслы и цели, парадоксы интерпретаций, тенденции развития // Ас-алан. 2003. № 1 (10); Червонная СМ. Из истории тюркизма в России. К 150-летию Исмаила Гаспринского 1851-2001. М., 2001; Червонная СМ. Искусство татарского Крыма. М., 1995; Червонная СМ. Исмаил Гаспринский: пантюркистская идея в контексте поисков межнационального согласия // Татарстан. 1991. № 6.

12 Мусульманская печать России в 1910г. / Составлено по распоряжению начальника
главного управления по делам печати. Под ред. В. Гольфстрема. Оксфорд, 1987;
Самойлович А. Печать русских мусульман // Мир ислама. 1912,1913.

13 Крымский А.Е. Тюркские литературы // Энциклопедический словарь
"Гранат". М., 1931. Т.41. Ч. 10.

14 Кутушев P.P. Легальная национальная периодическая печать в Башкирии в революции
1905-1907гг // Башкирия в революции 1905-1907гг. Уфа, 1987.

15 Амирханов Р.У. Татарская дореволюционная пресса в контексте "Восток-Запад" (на
примере развития русской культуры). Казань, 2002.

основании проведенного исследования считает, что Р.Фахретдинов был последователем И.Гаспринского, поддерживал идеологию джадидизма, внес большой вклад в развитие мусульманского просвещения и науки16.

В современной науке появляются работы, касающиеся темы джадидизма в политическом развитии тюркских народов Урало-Поволжского региона. Ярким примером тому, являются исследования политологов Д.М.Исхакова, Л.А. Ямаевой, Д.Усмановой, Д.Сеидзаде. Авторы обращаются к проблемам создания и функционирования первой общемусульманской партии "Союз мусульман", рассматривают значение участия мусульманских общественных деятелей в работе Государственной Думы .

Библиографическая картина была бы неполной, если не сказать об авторах, проводивших фундаментальные исследования по вопросам политического, экономического, культурного и духовного развития тюркских народов Башкортостана, в чьих сочинениях, хоть и частично, находят отражение все исследуемые вопросы. Среди них Б.Х.Юлдашбаев, А.Б.Юнусова, А.РІХарисов, А.Х.Вильданов, Г.СКунафин, Д.М.Азаматов18.

Истории тюрко-мусульманских народов России большое внимание уделялось в зарубежной литературе. Несомненную ценность представляю^"

Баишев М. Научное наследие Р. Фахретдинова. Уфа, 1998.

17 Исхаков Д. Проблемы становления и трансформации татарской нации. Казань, 1997; Ис
хаков Д. Становление национального самосознания татар // Татарстан. № 6. Казань, 1993;
Исхаков Д.М. Феномен татарского джадидизма: Введение к социокультурному
осмыслению. Казань, 1997; Сеидзаде Д. Азербайджанские депутаты в Государственной
думе России. Баку, 1996; Ямаева Л.А. Мусульманский либерализм начала XX века как
общественно-политическое движение (по материалам Уфимской и Оренбургской губер
ний). Уфа, 2002.

18 Азаматов Д.Д. Оренбургское магометанское духовное собрание в конце ХУШ-ХГХ вв.
Уфа, 1999; Азаматов Д. Д. К проблеме учреждения и оценки деятельности Оренбургского
магометанского духовного собрания // Исторический опыт развития духовной культуры
Башкортостана: тенденции, современность, перспективы. Уфа, 1992; Азаматов Д.М. Про
светительская и революционно-демократическая мысль в Башкирии. Уфа, 1984;
Вильданов А.Х., Кунафин Г.С. Башкирские просветители демократы ХГХ-го века. М.,
1981; Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа (ХУШ-ХГХ века). Уфа,
1973; Юлдашбаев Б.Х. История формирования башкирской нации. Уфа, 1972;
Юлдашбаев Б.Х. Проблемы нации и политическое положение башкир в составе царской
России. Уфа, 1979; Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. Уфа, 1999.

работа авторитетного в мировой историографии исследователя наследия И.Гаспринского А.Беннингсена, современные труды немецкого профессора А.Каппелера, американской исследовательницы истории поволжских татар А.Рорлих, французского историка С.Дюдуаньона, посвятившего свою работу анализу социальной сущности кадимизма, исследователя биографии А.З.Валиди Ф.Бергдольта, английских ученых, занимающихся тюркской проблематикой А.Фишера и Э.Элворза, исследователей пантюркизма в России Я.Ландау, С.Зеньковского19.

В отдельный тематический блок можно выделить исследования представителей исторического направления культурологической науки. Хорошую базу для разработки теоретических основ исследования джадидизма, выработки категориально-понятийного аппарата создают труды С.Н.Артановского, С.А.Арутюнова, М.М.Бахтина, Ю.М.Лотмана, Н.Н.Масленниковой, а также современных исследователей теории и истории культуры КХАсояна, А.Малафеева, Э.А.Орловой, АЛ.Флиера20. Вместе с тем остается ряд нерешенных проблем культурологического анализа

Allworth Edward A. The Tatars of Crimea: Return to the Homeland. Durham. Duke University-Press. 1998; Беннингсен А. Исмаил бей Гаспринский и происхождение джадидского движения в России // Россия и Восток. Казань, 1993; Бергдольт Ф. Мировоззрение турецкого историка Ахмеда Заки Валиди Тогана на основе его мемуаров // Башкирское национальное движение 1917-1920гг. и А.Валиди. Уфа, 1997; Fisher A. A model leader for Azia: Ismail Gasprali II Allworth Edward A. The Tatars of Crimea: Return to the Homeland. Durham. Duke University Press. 1998; Jakob M. Landau. Pan-turkizm I From hxedentism to Cooperation. London, 1995; Hostler C.W. Turkism and the Soviets: the Turks of the World and their political objectives. London. 1957;.Rorlih A.A. The Volga tatars: A profile on national Resilience. Stanford. 1986; Zenkovsky S.A. Turkism and islam in Russia. Cambridge, 1960. 20 Артановский C.H. Методологические вопросы изучения мировых культурных контактов // Методологические проблемы исследования истории культуры. Ленинград, 1982; Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989; Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры (Опыт русской культурологии середины ХГХ начала XX веков). М., 2000; Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979; Бахтин М.М. Литературно-критические статьи / Сост. СБочаров и В.Кожилов. М., 1986; Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992; Масленникова Н.Н. Проблемы становления истории культуры как отрасли исторической науки // Методологические проблемы исследования истории культуры. Ленинград, 1982; Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994; Флиер АЛ. Культурология для культурологов. М., 2002; Флиер А.Я. Культурогенез. М., 1994.

процессов модернизации мусульманского общества, что стимулировало создание данной диссертационной работы.

Источниковая база исследования. При работе над диссертацией использован широкий круг как опубликованных, так и неопубликованных источников.

По степени достоверности, наиболее ценную информацию предоставляют опубликованные законы, указы и статистические материалы, изданные в рассматриваемый период, итоги переписи населения в 1897 году21. Богатым источником стали стенографические отчеты заседаний Государственной думы, постановления мусульманских съездов, особенно в той части, где изложено обсуждение вопросов, связанных с проблемами реформирования мусульманского общества .

При написании диссертации широко использовались материалы мусульманской периодической печати, в том числе издания И.Гаспринского "Терджиман", журнала "Вестник Оренбургского Магометанского Духовного Собрания", опубликованные в журнале "Мир ислама" материалы газеты Ф. Каримова "Вакыт", журнала Р.Фахрединова "Шура", также исследовалось консервативное издание В.Хусаинова "Дин ва магишат". Ценным** источником также являлись газеты "Уфимские губернские ведомости",

Бартольд В. Статистические сведения об инородцах восточной России и Западной Сибири // Мир ислама. СПб. 1912. Т. 1. № 4; Настольная книга по народному образованию. Законы, распоряжения, правила, инструкции, уставы, справочные сведения и пр. по школьному и внешкольному образованию народа. Т. Щ. СПб, 1904; Первая всеобщая перепись населения Российской империи. 1897г. Т. XXVIII. Оренбургская губерния. 1904; Первая всеобщая перепись населения Российской империи. 1897г. Т. XLV. Уфимская губерния. 1904. Тетрадь 2; Сборник законов о мусульманском духовенстве в Таврическом и Оренбургском округах и магометанских учебных заведениях. Казань, 1899; Свод законов Российской Империи. Устав о цензуре и печати. Ст.93. 1890.

22 Государственная дума. Сессия первая. 1906. Стенографические отчеты Т. 2. Заседания 19-38. СПб, 1906; Государственная дума. Созыв второй. Сессия вторая. 1907. Стенографические отчеты Т. 2. Заседания 31-53 /1 мая-2 июня/ СПб, 1907; Государственная дума. Созыв третий. Сессия третья. 1910. Стенографические отчеты. Ч. 1. Заседания 1-33 СПб, 1910; Государственная дума. Созыв четвертый. Сессия третья. 1915. Стенографические отчеты. 1915; Третий Всероссийский мусульманский съезд:

"Уральский дневник", "Уфимский вестник", "Мусульманская газета", "В мире мусульманства". Проблемы джадидизма носили злободневный характер, поэтому широко освещались в газетах и журналах разных направлений.

При написании работы также активно привлекались труды татарских и башкирских просветителей и религиозных деятелей, отдельные статьи и воспоминания И.Гаспринского, А.-З.Валиди, Г.Исхаки, Г.Баязитова23.

Основной массив материалов для диссертации был извлечен из Центрального государственного архива республики Башкортостан. Были использованы документы из фондов Уфимского губернского правления, директора народных училищ Оренбургской губернии, директора народных училищ Уфимской губернии, инспектора народных училищ Уфимского уезда и губернии, а также материалы фонда Оренбургского магометанского духовного собрания, которые содержат документы, позволяющие раскрыть исследуемые вопросы. Обширные данные отложились в отчетах, справках, циркулярах, секретных распоряжениях, ходатайствах, а также в переписке правительственных чиновников. Особый интерес представляют циркуляры, которые, будучи, главным" образом, директивным документом, отражали отношение царской власти к событиям, происходящим в общественной жизни татар и башкир, касались самых разных вопросов, в том числе содержали указания относительно отдельных лиц.

Источники, извлеченные из архивов, в совокупности с
опубликованными материалами позволяют проследить историю

Постановления Ш Всероссийского мусульманского съезда в Нижнем Новгороде. 16-21 августа 1906г. Казань, 1906.

Баязитов Г. Отношение ислама к науке и к иноверцам. СПб, 1906; Баязитов Г. Возражение на речь Эрнеста Ренана. Ислам и наука. СПб, 1883.; Валиди А.З. Воспоминания. Ч. 1. Уфа, 1994; Валиди А.З. Воспоминания. Ч. 2. Уфа, 1998; Валиди А.З. К столетию со дня рождения татарского ученого историка Ш.Марджани. 1915; Гаспринский И. Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения // Россия и Восток. Казань, 1993; Гаспринский И. Русско-восточное соглашение. Мысли, заметки и пожелания // Россия и Восток. Казань, 1993; Исхаки Г. Идель-Урал. Казань, 1993.

распространения идей джадидизма в Башкирии. Вместе с тем, автором уделялось внимание сопоставлению архивных данных с другими источниками.

Хронологические рамки исследования. Работа охватывает период с 80-х г г. XIX в. по 1917 г.. Исходный рубеж исследования определяется тем, что именно в это время в мусульманском мире России появляется первая тюркоязычная газета "Терджиман", основатель которой, ИТаспринский считается одним из родоначальников джадидизма и тюркизма в России. Кроме того, в тот же период он открывает первую новометодную школу, что стало отправным этапом общемусульманского движения за обновление конфессиональных учебных заведений. Революция 1917 года прервала ход развития джадидистских реформ, консолидирующих тюркские народы России, поэтому данное исследование не переходит за рамки этого времени.

Территориальные рамки исследования ограничиваются

исследованием Уфимской и Оренбургской губернии, административно сформировавшихся в 1865 г., территория которых входила в пределы Башкирии конца ХЕХ - начала XX вв.

Научная новизна работы состоит в следующем:

Обоснован культурологический аспект джадидизма, процессов социально-культурной и политической модернизации ментальности мусульманского общества Башкирии.

Дана комплексная картина истории социально-культурной и политической модернизации жизни мусульманского социума Урало-Поволжья.

Выявлены основные этапы развития джадидизма в Башкирии и сопоставлены с гражданской историей.

В научный оборот введены новые архивные документы и материалы.

Апробация. Содержание диссертации представлено в научных публикациях в журналах Orient (№ 2,2002), Ас-Алан (№ 1,2003), Ядкарь (№

З, 2003). По теме диссертации были сделаны доклады на конференциях и международных конгрессах: "Общетюркская и индивидуально-этническая идентичность тюркских народов: (парадоксы двойственного самосознания)"

Научная конференция "Типология и типы культур: разнообразие подходов" (Москва, 20-22 марта 2000); "Влияние идей джадидизма и тюркизма на преобразование башкирской школы в конце ХГХ-начале XX веков" -Международная научная конференция "Евразийство: историко-культурное наследие и перспективы развития" (Уфа, 14-15 сентября 2000 г.); "Джадидистская реформа в начальных, средних и высших учебных заведениях Башкортостана" — Международная научная конференция "Исмаил Гаспринский - просветитель народов Востока" (Москва, 1-5 ноября 2001 г.); "Современное мусульманское искусство в России: "свое", "чужое", "наше"?"

Конференция-семинар молодых ученых "Науки о культуре — шаг в XXI век" (Москва, 23-24 декабря, 2002 г.); "Социальное значение старометодной системы мусульманского образования в культурном развитии татар и башкир к концу XIX в. (на примере Башкортостана)" — Научная конференция "Россия и регионы: социальные ориентиры политического и экономического развития" (Челябинск, 17-18 апреля'2003 г.); Роль периодической печати в* распространении джадидизма и тюркизма в Башкортостане в конце XIX начале XX вв. // Материалы первого конкурса научных работ молодых ученых и аспирантов УНЦ РАН и АН РБ. - Уфа: Гилем, 2003. - С. 51-52.

Структура работы состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии из 140 наименований и приложения.

Приложение включает полный текст документа, извлеченного из Центрального исторического архива Республики Башкортостан, а именно выступления представителей мусульманской общественности за отмену принятых царским правительством 31 марта 1906 года "правил об инородческих училищах". В контексте исследуемых проблем этот документ имеет большое значение, содержит не только критические замечания по

поводу культурной политики российского государства, но и конструктивную программу модернизации мусульманских школ в русле реформаторского движения — джадидизма.

Во введении дается обоснование актуальности исследования, выполняется постановка вопроса, определяются объект и предмет, цель и задачи исследования, раскрывается источниковая и методологическая база исследования, дается оценка степени научной разработанности темы.

В основном тексте диссертации изложены теоретические позиции культурологического анализа джадидизма, органично взаимосвязанные с практической реализацией его исследования в трех основных направлениях -печать, образование и политика. Именно в этих сферах общественной жизнедеятельности тюрко-мусульманских народов Башкирии идеи джадидизма находят наиболее яркие исторические свидетельства.

В заключении обобщаются результаты исследования, приводятся главные выводы диссертационной работы.

Теоретические основы культурологического анализа джадидизма

Теоретическое исследование диктует необходимость выделения уровня научного обобщения изучаемой проблемы. Опираясь на структуру фундаментального культурологического знания, состоящую из социальной культурологии, психологии культуры и культурной семантики, а также на систематизацию уровней научных обобщений:

- на уровне общих закономерностей;

- на уровне системных явлений культуры;

- на уровне устойчиво повторяющихся явлений;

- на уровне единичных явлений, мы можем провести культурологический анализ феномена джадидизма.

По своей содержательной нагрузке и исторической направленности исследование джадидизма соответствует последнему уровню научных обобщений - на уровне единичных явлений. С позиций социальной культурологии его следует рассматривать в качестве артефакта. Под единичностью в данном случае понимается, что каждый артефакт, "воспроизводя типичную культурную форму, под воздействием специфических условий места и времени, индивидуальных личностных характеристик и вкусовых пристрастий людей, а также массы иных общих и частных, закономерных и случайных обстоятельств, никогда не бывает абсолютно тождественен исходной форме, а служит лишь ее вариантом с теми или иными уникальными отличительными особенностями"1.

Следовательно, понятие "артефакт" нужно отличать от понятия "культурная форма". Разница состоит в том, что сама форма является базовым образцом, воспроизводимым в данной культурной системе, в то время как артефакт представляет собой частные случаи реализации этой формы, варьирующий и интерпретирующий ее в зависимости от конкретных обстоятельств.

В контексте исследования джадидизма культурной формой выступает мусульманская культура тюркских народов Башкирии, определяющая нормы и стереотипы сознания, концентрирующаяся вокруг института конфессионального образования, основанная на строгой регламентации способов поведения, обеспечивающая межпокрленную трансляцию социального опыта.

Сами идеи джадидизма и реализация их на практике являются артефактом в культуре по следующим причинам. Во-первых, возникновение инновационных идей было связано со спецификой исторического периода конца ХГХ начала XX вв.. Во-вторых, участвуя в обновленческом движении, идеологи джадидизма не преследовали цель выработать совершенно новую модель образа жизни тюркских народов. Их главная задача состояла в том, чтобы провести социально-культурную модернизацию, не расходясь при этом с исламскими традициями, детерминирующими социальные отношения и являющимися гарантом целостности мусульманского общества. Наиболее очевидны и материально ощутимы примеры преобразования мусульманских школ. Не разрушая сложившейся традиции обучения в мектебе и медресе, новаторы пошли по пути обновления программы обучения, введения новых методов преподавания, улучшения организационных характеристик школьного процесса.

Роль периодической печати в распространении идей джадидизма

Мусульманская пресса, наряду с модернизацией конфессиональной системы образования, сыграла большую роль в распространении в мусульманском мире России двух тесно связанных между собой движений -джадидизма и тюркизма. Консолидация тюркоязычных мусульман, , черпающая свои силы во всеобщем распространении новой джадидистской теории, отражала стремление тюркских народов к достижению "определенной автономии их культурной жизни в рамках России с целью сохранения их самобытности и дальнейшего развития"1. Новые идеи нашли своих активных сторонников в Башкирии, главным образом из числа башкир и татар. В авангарде процессов реформирования стояла интеллигенция, экономически поддерживаемая передовым слоем формирующейся национальной буржуазии.

Первым периодическим изданием, выходящим на тюркском языке, стала издававшаяся с 1883 года газета "Терджиман". Редактором этого печатного органа стал одаренный крымскотатарский деятель Исмаил Гаспринский. В целях налаживания межкультурных контактов, приобщения мусульманского населения к событиям государственной жизни и привлечения внимания русскоязычного населения России к проблемам мусульман материалы в газете параллельно публиковались и на русском языке. Проблема исторического значения "Терджимана" в реформировании общественной жизни тюркских народов России активно обсуждалась советской наукой. В исследовательских работах 20-30-х гг. высоко оценивалась деятельность" И.Гаспринского, подчеркивалось, что ему "принадлежит видное место в истории культурного развития волжских татар"2, а издававшаяся им газета "Терджиман" "приобрела общетюркское значение"3. К 60 годам в научной литературе превалирует всеобщее отрицание положительной сущности джадидизма и соответствующей , периодической печати. Исконно просветительские и демократические основы джадидизма, ориентированные на улучшение общественной жизни тюркских народов в условиях российского государства, безапелляционно объявляются якобы буржуазно-реакционной, конформистской по отношению к царской власти направленностью этого движения4. Попытки объективного рассмотрения творческого наследия И.Гаспринского осуществляются лишь к 80-90-м гг.. Ярким примером тому является статья профессора Л.И.Климовича "На службе просвещения. О первой тюркоязьїчной газете Терджиман" и ее издателе", опубликованная в 1987 г. в журнале "Звезда .Востока". Впервые за" долгие годы, автор встает ни защиту прогрессивных основ "Терджимана". В своей работе он особо выделяет просветительское значение издания в культурном обновлении мусульманского общества, подчеркивает озабоченность издателя судьбою тюркских народов, рассматривает газету И.Гаспринского в качестве проводника джадидистских реформ в тюрко-мусульманском мире России5. Что касается собственнобашкирской научной литературы по проблематике распространения джадидизма, то здесь в основном рассматривается деятельность оренбургских и уфимских издателей после 1905 г.. О первой тюркской газете упоминается лишь косвенно и фрагментарно. По нашему мнению, отсутствие объективной оценки роли "Терджимана", как основателя джадидизма и тюркизма в национальной прессе, оказавшего сильное влияние на формирование научных взглядов деятелей башкирской и татарской интеллигенции представляет значительный пробел в башкирской историографии. Поэтому тема значения "Терджимана" в реформационных процессах в мусульманском мире Башкирии заслуживает более основательного изучения.

Старометодные мектебе и медресе

К концу XIX века в Башкирии существовала типичная для мусульманского мира России система конфессиональных школ. Учебные заведения разделялись на мектебы (место, где пишут) и медресе (место, где читают лекции). Первые из них давали первоначальные знания о законах ислама, обучали чтению и письму на арабском языке, как правило, считались низшей ступенью на пути образования. Для продолжения образования ученики могли пройти курс обучения в медресе, являющемся высшим учебным заведением в мусульманской педагогике. Но и здесь предметы ограничивались религиозной направленностью, общеобразовательные дисциплины были представлены в ничтожно малом количестве. Основной задачей медресе являлось подготовить знатоков ислама, в возможной перспективе преподавателей мусульманской науки. Зачастую эти виды учебных заведений трудно было различить между собой," так медресе называли такую школу, которая больше подходит к типу мектебе и наоборот. Во многих случаях для прохождения учебы в медресе не требовалось закончить предварительно курс мектебе, шакирд мог получить соответствующие знания и в этом, казалось бы, высшем учебном заведении.

Появление первых мектебе и медресе в Башкирии связано с далеким прошлым. Как и в других странах ислама с проникновением учения пророка Мухаммеда при каждой мечети население старалось открыть школу, которая по заветам мудрого проповедника считалась "важнее самых важных потребностей, ... святее самых больших святынь, обязательнее самых неотложных обязанностей"1. С течением времени мусульманские учебные заведения переживают длительную эволюцию и вырабатывают собственные функциональные ориентиры.

В первую очередь, это неуклонное следование религиозно-догматическим традициям, недопустимость светского образования, воспитание в духе традиционного ислама. Значение мектебе и медресе было настолько высоко, что выходило за рамки исключительно образовательных функций, в процессе обучения формировалось определенное мировоззрение, особенный аксиологический подход, полученное воспитание становилось детерминантом в понимании сложных явлений современного мира. В контексте угрозы ислама для утверждения христианства среди инородцев России, идеолог миссионерской русификаторской политики Я.Коблов писал, что "конфессиональная школа имела для магометан огромное значение: она дисциплинировала магометан, превратив их в строго организованную массу, в которой на практике нередко осуществляется лозунг "один за всех и все за одного"2. Действительно, пусть даже в маленькой деревне считалось должным открыть мектебе, если такое не удавалось, то грамотности и основам вероучения учили местные муллы, если же не было и мулл, то делом обучения занимался любой грамотный человек. "Вследствии такого усердия - отмечал Я.Коблов, — к распространению грамотности как к делу богоугодному, сеть мелких магометанских школ распространилась по всей восточной окраине России среди башкир, киргиз и других инородцев"3.

Определяющую роль конфессиональной школы в социализации мусульманина подчеркивал И.Гаспринский, считая мектебе неотъемлемым "дополнением школы семейной", близко соприкасающимся с жизнью мусульманской общины4. Отдать ребенка в школу являлось особым событием в жизни мусульман, нередко оно отмечалось торжественно. В научной историографии роль старометодного мусульманского учебного заведения в культурном развитии тюркских народов России к концу XIX века оценивалась по-разному, мнения расходились от абсолютного отрицания его положительной сущности, до признания вполне адекватной его социальной полезности в условиях того времени. В советской науке наибольшей популярностью пользовалась точка зрения, что традиционная система конфессионального образования была совершенно отсталой, не способной обеспечить удовлетворительный уровень образованности даже в рамках элементарных знаний. К концу 70-х годов жесткая критика сменяется более объективным подходом. Так, исследователь Я.Г.Абдуллин отмечает, что среди татар "была сложившаяся система обучения детей и уровень общей грамотности (умение читать и писать) был достаточно высоким"5. Современные исследования подтверждают эту мысль. Применительно к Башкирии, А.Б.Юнусова вьщеляет, что, несмотря на недостаток рациональной учебной программы в "коранических школах", в целом они "удовлетворяли нужды башкирского населения в получении необходимого образования"6. Представляют интерес замечания по этому поводу немецкого ученого А.Каппелера. Классифицируя мусульманские народы России по уровню грамотности, он выделяет татар и башкир в отдельную группу, подчеркивая, что они имели долю грамотных "от 24 до 27% и лишь немного уступали в этом отношении русским"7.

Похожие диссертации на Джадидизм в Башкирии в конце XIX начале XX веков: историко-культурологический аспект