Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Факторы становления российской цивилизации в культурно-исторической концепции И. А. Ильина Шарипов Александр Михайлович

Факторы становления российской цивилизации в культурно-исторической концепции И. А. Ильина
<
Факторы становления российской цивилизации в культурно-исторической концепции И. А. Ильина Факторы становления российской цивилизации в культурно-исторической концепции И. А. Ильина Факторы становления российской цивилизации в культурно-исторической концепции И. А. Ильина Факторы становления российской цивилизации в культурно-исторической концепции И. А. Ильина Факторы становления российской цивилизации в культурно-исторической концепции И. А. Ильина Факторы становления российской цивилизации в культурно-исторической концепции И. А. Ильина Факторы становления российской цивилизации в культурно-исторической концепции И. А. Ильина Факторы становления российской цивилизации в культурно-исторической концепции И. А. Ильина Факторы становления российской цивилизации в культурно-исторической концепции И. А. Ильина
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шарипов Александр Михайлович. Факторы становления российской цивилизации в культурно-исторической концепции И. А. Ильина : Дис. ... канд. ист. наук : 24.00.01 : Москва, 2004 144 c. РГБ ОД, 61:05-7/102

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Методологические основы концепции культурно- исторического развития 22

1. Духовно-нравственный опыт как метод научного познания 22

2. Культуротворческая сущность человеческой духовности 45

3. Цивилизационный характер национального в человеческой культуре 53

Глава II. Фундаментальные факторы российского культурно- исторического типа 66

1. Религиозная и этнокультурная формирующие национальной ментальносте 66

2. Отражение национального менталитета в социальной организации 87

Заключение 98

Библиография 102

Введение к работе

Почти два десятилетия реформирования российского общества практически полностью размыли его идейную основу. Идеология постсоветской государственно-политической системы пока не обрела законченной теоретической стройности, российским обществом ещё не выработана общенациональная организующая идея. Исторический же опыт показывает обязательность наличия таковых идей как консолидирующего основания, обеспечивающего стабильность и прогрессивное развитие общества. И опыт этот наглядно подтверждён последними десятилетиями российской истории.

Российское общество всерьёз обратилось к поиску национально-государственной идеи, в связи с чем идёт изучение исторического опыта, традиций, уроков переломных эпох, научных наработок прежних лет. Так появился интерес и к немалому научному опыту русского зарубежья. Преимущество русских учёных, оказавшихся за пределами революционной России, было в том, что они имели достаточную свободу для обсуждения проблем российского общества в его прошлом и настоящем, в то время как в советских условиях был наложен запрет на всякое обсуждение вне марксистской концепции. К тому же русские учёные могли рассматривать проблемы российской истории как бы со стороны, одновременно зная дореволюционную и революционную Россию, и сравнивая её с иными социокультурными общностями, с той средой, в которой оказались уже не мимолётными гостями.

Современные отечественные исследователи, пережившие кризис марксистской методологии, стали активно задействовать богатство научной мысли русского зарубежья в своём творчестве. В публикациях мыслителей русского зарубежья, появившихся с конца 1980-х гг., прозвучало имя и высланного из советской России в 1922 г. Ивана Александровича Ильина

(1883-1954)— философа, правоведа, историка русской культуры, ученика и последователя П.Н. Новгородцева и Е.Н. Трубецкого.

Среди выдающихся мыслителей русского зарубежья, укоренённых в духе русской культуры, И.А. Ильин во многих творческих направлениях является фигурой первой і величины. К тому же научные труды И.А. Ильина отличаются фундаментальностью методологии, разработанной им на основе немецкой классической философии, прежде всего, Г.Гегеля. Это достоинство И А.. Ильина весьма важно, так как большинство исследователей XX в. социологизировали историю, следуя марксистской и другим теориям, исходившим из первенствования материальных причин-общественного развития1. Сегодня наблюдается не только повсеместный кризис подобных методологических оснований, но и их общая несостоятельность в объяснении современных глобальных процессов.

Для И.А. Ильина в первую очередь имели значение не социально-экономические, но те факторы, которые ныне обозначаются как основные признаки той или иной цивилизации — религия, национальный менталитет, культура. Он одним? из первых разрабатывал и внедрял в науку теорию цивилизационного философско-исторического анализа, рассматривая в своей культурно-исторической концепции роль религиозно-духовного и этнокультурного факторов в формировании цивилизации, понимаемой им, вслед за Н.Я. Данилевским, как культурно-исторический тип2. Имея

Так натуралистическое направление подчёркивало биологическую обусловленность социальности и культуротворчества (3. Фрейд и К. Юнг). Различные социологические концепции - от К. Маркса и Ф. Энгельса, до К. Менгера, Т. Элиота и М. Вебера - видели в человеке, прежде всего, социальную единицу, члена общества. Символическое направление, распространившееся с развитием семиотики и кибернетики, культурно-историческое развитие общества объясняет с точки зрения способности людей выражать и распознавать интеллектуально-эмоциональную информацию (Э. Кассирер и К. Леви-Строс). 2 Изданная в 1869 г. в России книга Н.Я. Данилевского «Россия и Европа», незамеченная тогда ни историками, ни теоретиками культуры, положила начало новому направлению в исследовании культурно-исторических процессов. Однако входить в научный оборот цивилизационные концепции стали с трудов европейских мыслителей конца XIX - XX вв. А.Д. Тойнби и О. Шпенглера. У Н.Я. Данилевского, а затем и у О. Шпенглера и А. Тойнби, впервые поднимается вопрос об особенностях развития культуры и цивилизации, исходя из духовных основ того или иного народа. Именно Данилевским народы были классифицированы по культурно-историческим типам или цивилизациям. См.: Иванников, И.А. Н.Я. Данилевский и И.А. Ильин о государстве // Очистительный гений славянства: Сб. ст. Ростов- на - Дону, 2002. С.52-61; Балуев, Б.П. Споры о судьбах России. Тверь, 2001.415 с.

фундаментальные труды по истории и теории культуры, правоведению, философии (методологии и онтологии), политологии, И.А. Ильин рассматривает историю российской и мировой цивилизации как развитие духовное и культуротворческое. В своих исторических взглядах важнейшее, принципиальное значение он уделяет религиозно-духовному и этнокультурному факторам.

В творчестве И.А. Ильина обнаруживается не просто особенность его взглядов на те или иные стороны российской истории и культуры, но целостная концепция хода развития российской цивилизации- с обозначением особенностей её духовного и социального уклада.

Историография. Культурологические и философско-исторические идеи И.А. Ильина привлекли внимание исследователей различных сфер гуманитарного знания своей фундаментальностью, своеобразием и глубиной постижения истории и культуры. В связи с темой исследования в библиографии можно выделить несколько этапов и наметить ряд направлений, которые показывают особенности подхода к изучению культурологических и исторических взглядов И.А. Ильина.

Впервые работы И.А. Ильина подверглись публичному обсуждению в России в предреволюционные и революционные годы. Первый историографический этап- 1910-е-1922 гг. Второй этап— зарубежный прижизненный (1923—1954), когда в печати русского зарубежья (отчасти и в советской) обсуждались многочисленные статьи и книги учёного. Третий — зарубежный посмертный (1954-1988), в основном описательный и собирательный (в США формируется архив И.А.Ильина). С 1989г. начинается новый этап — с возвращением на родину работ И.А. Ильина и широким обсуждением его непрерывно издаваемого обширного наследия. Основные направления творчества, — философия, теория государства и права и проблемы правосознания, теория и история культуры,— позволили

показать аспекты и очертить круг проблем, поднимаемых, в связи с темой данного исследования.

Широкое обсуждение теоретического наследия И.А. Ильина началось на закате социалистического периода российской истории. И обсуждение пошло не по пути определения «партийной принадлежности» мыслителя (хотя такие попытки постоянно делаются с разных сторон политического спектра нынешней России3), но в русле научного поиска ответов на насущные проблемы российской государственности и культуры.

Философские построения И;А. Ильина привлекли наибольший интерес учёных. Изучались истоки и эволюция его философских взглядов, прослеживалось влияние древнегреческих философов, связь с немецкой классической философией, в частности, с Г.Гегелем и И.Фихте6, сопряжение его философских построений с философско-историческими идеями русских мыслителей XIXв. (И.В.Киреевского и А.С.Хомякова, Н.Я.Данилевского и К.Н. Леонтьева, Е.Н. Трубецкого) . Исследователи; сходятся в оценке философии И.А.Ильина как самостоятельной, оригинальной и целостной, определяя её место в истории русской философии как продолжение традиции, начало которой положили

Ф. Достоевский и Вл. Соловьёв .

СМ. Бабинцев, описывая научное мировоззрение И.А. Ильина, пишет о многоплановости философских поисков мыслителя, в которых «находит личностное преломление "внешний" мир, бытие универсума и социально-историческое бытие человека и человечества»9. В центре первых научных

3 Серьёзными исследователями отмечается, что попытки политического ангажирования научного наследия
И.А. Ильина только понижают его мировоззренческий уровень {Бабинцев, СМ. Миросозерцание
И.А. Ильина. М., 1997).

4 Евлампиев, И.И. «Русский колокол» Ивана Ильина //Социальная философия Ивана Ильина: материалы
российского семинара 9-Ю апр. 1993 г. Ч.И. СПб., 1993; Бабинцев, СМ. Миросозерцание И.А. Ильина.

3 Гнатюк, О.Л. Русская политическая мысль начала XX в.: Н.И. Кареев, П.Б. Струве, И.А. Ильин. СПб., 1994.

6 Евлампиев, И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. СПб., 1998.

7 Лавров, А.Г. Философия культуры И.А. Ильина: Автореферат дисс. на соискание уч. ст. канд. философских
наук. М, 1997.

8 Евлампиев, И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина.

9 Бабинцев, СМ. Миросозерцание И.А. Ильина. М., 1997. С.9.

работ И.А. Ильина, указывает И.И. Евлампиев, «оказывается проблема сущности и смысла человеческого существования» и в дальнейшем И.А. Ильин принимает точку зрения Фихте на человека как на «абсолютно конкретный и абсолютно свободный человеческий дух, несущий в себе подлинное божественное начало мира»10. А.Г. Лавров пишет: «Абсолютное Я И.А.Ильин рассматривает как "конкретно-идеальную сущность", как Божественное Я, бытийствующее в человеческом духе»11. «Ильин понимает Бога одновременно и как духовную сущность, в которой едины все люди, и как основу индивидуального, неповторимого личностного бытия отдельного

человека» ,— пишет И.И. Евлампиев. Оценивая книгу «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» как вершину философского творчества И.А. Ильина, он отмечает, что в ней философ показал человека как высшее воплощение Бога и как центр трагедии мировой истории13. Исследователи творчества Ильина сходятся во мнении о его взгляде на человека как на духовную сущность.

Для исследуемой темы важными- являются выводы о специфике подхода И.А. Ильина к философии как «опытной науке» и философском познании как «особом духовном акте». В своей монографии об И.А. Ильине И.И. Евлампиев указывает на то, что уже ранние философские труды учёного дают представление об особом интуитивном акте— «акте духовной очевидности», являющемся «основой подлинности и глубины любой сферы культуры»14. Ю.И. Сохряков также пишет, что И.А. Ильин говорил об особом духовном акте познания и понимал «мир (в том числе человека) пронизанным духовным, Божественным началом», которое присутствует ив творчестве15. В.В: Зеньковский пишет: «В основе всех построений

10 Евлампиев, И.И. Иван Ильин и его книга о Гегеле // Ильин, И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб., 1994. С.7-9.

" Лавров, А.Г. Философия культуры И.А. Ильина: Автореферат дисс. на соискание уч. ст. канд. философских наук. СЮ.

12 Евлампиев, И.И. Иван Ильин и его книга о Гегеле... С.9

13 Там же. С.9-10.

14 Евлампиев, И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. СПб., 1998. С.81.

15 Сохряков, Ю.И. И.А. Ильин - религиозный мыслитель и литературный критик. С.23.

И.А. Ильина лежит мысль, что философия есть "опытная наука"» и он «не отличает "умозрения" от опыта»: вся философия строится на опыте16. О практике философствования как о созерцании очевидности в гносеологии И.А. Ильина, говорит А.В.Тулыга: очевидность - цель созерцания, она-свет, исходящий из самого Предмета, который однажды пережив в созерцании, человек может раскрывать другим как реальность. Духовная очевидность, а не человеческая логика, раскрывает истину — вот позиция И.А. Ильина по проблеме познания истинного бытия, отмечает А.В. Гулыга . Для Б.Н. Бессонова важен действенный призыв философии Ильина: быть, а не казаться, а значит — действовать .

Однако до сего времени рассмотрение научного метода И.А. Ильина в основном ограничивалось интересом принадлежности учёного к определённым европейским школам и учениям. Так В.В. Зеньковский видит в И.А. Ильине последовательного гегельянца19. И Н.О. Лосский - «наиболее правильного» последователя Гегеля как идеалиста-реалиста и интуитивиста . С.Н. Булгаков считал, что философ «зауживает» Гегеля . Для И.И. Евлампиева, наиболее активного современного исследователя философии И.А. Ильина, он - первооткрыватель европейского экзистенциализма и неогегельянец, которому принадлежит «безусловно первое, и, может быть, единственно по настоящему последовательное... новое осмысление всей философии Гегеля в целом» как реализацию единого

16 Зеньковский, В.В. История русской философии. Т.2.4.2. Л., 1991. С. 130.

17 Гулыга, А.В. Русская идея и её творцы. С.239-240.

18 Бессонов, Б.Н. И.А. Ильин: путь философа- быть, действовать, философствовать // Иван Александрович
Ильин и современная Россия: Сб. статей. М.: ВЗФЭИ, 2001. С.8.

19 Зеньковский, В.В. История русской философии. Т.2.4.2. С.131.

20 Лосский, Н.О. История русской философии. М., 1991. С. 183.

21 Булгаков, С.Н. Трагедия философии // Булгаков, С.Н. Сочинения. Т.1. М., 1993. С.489.

замысла . А.В. Гулыга считает, что И.А. Ильин никогда не был гегельянцем, и гегелевский пантеизм неприемлем для него23.

Для настоящего исследования весьма важно то, что философами замечено: И.А. Ильин гегелевскую философию предметного созерцания взял за основу своей методологии, показывающую способности самого И.А. Ильина к интуитивно-созерцательному творческому мышлению. Тем более, что В.В. Зеньковскиш считает трактовку И.А. Ильиным философии Гегеля оригинальной24. СМ. Бабинцев же пишет, что «зрелый» И.А. Ильин «выходит за рамки историко-философской проблематики» и решает мировоззренческие вопросы исходя из «собственного, самостоятельного постижения реальной действительности во всём многообразии её существенных содержаний»25. А.Г.Лавров также отмечает, что работа И.А.Ильина «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» имеет значение: не столько как «адекватная трактовка философской системы Гегеля», сколько как выражение «авторской позиции Ильина»26.

Таким образом, исследователями творчества И.А. Ильина отмечено наличие у него самостоятельного пути постижения реальной действительности, оригинальной научной методологии. Однако до сего времени нет исследования, которое бы разработало методологию И.А. Ильина в аспекте её применения к развитию культурно-исторической концепции. Выявлены лишь подходы к раскрытию методологии и созданы предпосылки для построения культурно-исторической концепции.

Евлсшпиев, ИИ. Иван Ильин и его книга о Гегеле // Ильин, И.А. Философия Гегеля... С.6-7. См. его же: Концепция «философского акта» И.А. Ильина и западноевропейская философия конца XIX- нач. XX века// Русская философия: преемственность и роль в современном мире. Тезисы докладов и выступлений на Всероссийской научной конференции. 4.1. СПб., 1992. С.48-52; От религиозного экзистенциализма к философии православия: достижения и неудачи Ивана Ильина // И.А. Ильин: pro et contra. С.7-64.

23 Гулыга, А.В. Русская идея и её творцы. С.237-238.

24 Зенъковский, В.В. История русской философии. T.2. 4.2. С. 129.

25 Бабинцев, СМ. Миросозерцание И.А. Ильина. СП.

26 Лавров, А.Г. Философия культуры И.А. Ильина: Автореферат. СИ.

Исследователи работ И.А. Ильина по теории государства и права поднимали проблему духовных оснований; существования человека, общества и государства. В частности было обращено внимание на выделение русским учёным «духовных целей» государства и обоснование волевой сущности власти, ее духовно-волевых обязанностях сопротивления злу27. Зачастую работы Ильина по теории государства и права становились предметом политической полемики, как, например, его фундаментальный труд «О сопротивлению злу силою» . И.А. Ильину, при его активности в публикации своих исследований, беспрестанно приходилось отстаивать независимость своих научных взглядов от партийно-политических обвинений и дрязг. Его постоянными оппонентами были идеологи и теоретики не только лево-либерального и социалистического лагерей, но и правые, называющие себя монархистами .. Надо сказать, что сама обстановка партийных раздоров русского зарубежья, нисколько не мешала И.А. Ильину оставаться внепартийным мыслителем, но, думается, даже, помогала сохранять объективность своих исследований.

Современные исследователи отмечают понимание И.А.Ильиным государства как духовного единства людей, именно в этом он видит главное условие здорового, органического существования государства и общества30. Исследования правоведческого и политологического наследия И.А. Ильина раскрывают, какую важную роль придавал он духовным факторам в

27 Редлих, Р.Н. О сопротивлении злу силою по И.А. Ильину // Посев. 1984; Любимов, Б.Н. Поющее сердце //
Театральная жизнь. 1989, №19; Евлампиев, И.И. Концепция «сопротивления злу силою» Ивана Ильина
против этики «непротивления Льва Толстого» // Русская философия: новые решения старых проблем: тезисы
докладов и выступлений на II Санкт-Петербургском симпозиуме русской философии. 4. П. СПб., 1993;
Тимофеев, А.И. Иван Ильин: мораль и «сопротивление злу силою» // Там же. 4. И; Он же. И.А. Ильин:
право, сила, мораль // Социальная философия Ивана Ильина: материалы российского семинара 9-10 апр.
1993 г. Ч.И; Колотуша, В.В. И.А.Ильин как автор философской концепции принуждения // Иван
Александрович Ильин и современная Россия; Шашкин, П.А. Волюнтаристская метафизика власти в
социально-политической философии И.А. Ильина. М., 2002.

28 Кольцов, М. Омоложенное евангелие // Правда. 1925, 19 июня; О сопротивлении злу силою: pro et contra.
Полемика вокруг идей Ильина // Ильин, И.А. Собр. соч. Т. 5. М., 1995. С.289-556.

29 См., напр., полемику И.А. Ильина с ультраправыми в 1920-е годы: Черносотенство // Ильин, НА. Собр.
соч.: Статьи. Лекции. Выступления. Рецензии (1906-1954). М., 2001.

30 В этом направлении творчество Ильина во многом совпадает с идеями его коллеги по Русскому институту
в Берлине С.Л. Франка («Духовные основания общества: введение в социальную философию» (Л., 1991)).

государственном устроении и формировании правосознания . Между тем эти выводы исследователей о первичности духовных оснований общества в творчестве И.А. Ильина весьма важны при рассмотрении его культурно-исторической концепции. Они подводят нас к пониманию обоснованности учёным социально формирующей силы духовного фактора.

Касаясь творчества И.А.Ильина в области теории и истории культуры, исследователи рассматривали в основном художественно-эстетическую тематику32. И.С. Шмелёв же книгу И:А. Ильина «Основы художества» считал настоящим методическим > пособием для всех деятелей культуры . Тем не менее, отмечает A.F. Лавров, современные И:А. Ильину исследователи не заметили его теоретическо-культурологического основания — философии культуры, хотя ей он занимался на протяжении всей своей жизни34. Современными российскими исследователями отмечено» наличие у И;А. Ильина цельной художественно-эстетической концепции, идущей вразрез с популизмом широко распространившего своё влияние в.

31 Гнатюк, О.Л. Русская политическая мысль начала XX в.: Н.И. Кареев, П.Б. Струве, HJA. Ильин; Смирнов, И.Н. Право и идеал власти // И.А. Ильин. О сущности правосознания. М., 1993; Мунтян, М.А. Концепция творческой демократии И.А. Ильина в свете современной теории демократии // Иван Александрович Ильин t и современная Россия. См. также работы: Лисица, Ю.Т. И.А. Ильин как правовед и: государствовед // Вопросы философии. М., 1991. № 5; Тимофеев, А.И. О трактовке И.А. Ильиным гегелевской философии права как проблемы // Русская философия: преемственность и роль в современном мире. Тезисы докладов и выступлений на Всероссийской научной конференции. 4.1. СПб., 1992; Он же. И.А. Ильин: право, сила, мораль // Социальная философия Ивана Ильина: материалы российского семинара 9-10 апр. 1993 г. Ч.П. СПб., 1993; Фёдоров, С.А. Необходимость авторитарного правления в посткоммунистической России по И.А. Ильину // Там же; Антонов, В.В: Что значит быть русским // Там же; Диденко, О.Н. Правосознание как аспект духовного обновления в философии И.А. Ильина // Волгоградский государственный университет. Материалы II научной конференции. научно-преподавательского состава. Волгоград, 1994; Зернов, И.Н Концепция монархической государственности в социальной философии И.А. Ильина: Автореферат дисс. на соискание уч. ст. канд. философских наук. М., 1998; Окара, А.Н. Учение И.А. Ильина о праве и государстве: Автореферат дисс. на соискание уч. ст. канд. юридических наук. М., 1999; Он же. Категории правосознания в философско-правовом учении И.А. Ильина // Философская мысль: Научно-теоретический журнал. Уфа. 2001. №2; Яловская, Г.В. Иван Ильин: от тоталитарного наследия революции- к новому политическому мышлению // Тоталитаризм и тоталитарное мышление: Сб. ст. и материалов конф. Вып. III. Томск, 2000; Гусев, В.А. Политическая теория И.А. Ильина // Отечественная политология: итоги XX века. Вып.1. М., 2001; Полторацкий, Н.П. Монархия и республика в восприятии И.А. Ильина // Ильин, И.А. Собр. Соч.: Кто мы? О революции. О религиозном кризисе наших дней (1924-1954). М., 2001.

32Паламарчук, П. Иван Ильин-критик//Московский вестник. 1990. №1; Трунтов, В. Поющее сердце Ивана Ильина // Кубань. Краснодар, 1993. № 9-Ю; Ребенщиков, И.Г. И.А. Ильин о национальных особенностях русского способа постижения. мира //Социальнаяг философия Ивана Ильина: материалы российского семинара 9-Ю апр. 1993 г. Ч.ІІ; Сохряков, Ю.И. Русские писатели о духовности. // Россияне. М., 1993. № 8-9.

33 Шмелев, И.С. Книга о вечном // Ильин, И.А. Собр. соч. Т.6. Кн. І. С.413.

34 Лавров, А.Г. Философия культуры И.А. Ильина: Автореферат. С.1.

XX в. модернизма и масскульта35. И всё же на творчество И.А. Ильина, раскрывающее характер т своеобразие культуротворческой деятельности, ещё не обращено достаточного внимания.

Современными исследователями широко обсуждаются труды И.А. Ильина по истории России и русской культуры, особенно в связи с драматическими событиями XX в.36 Как подчёркивает А.В: Гулыга: «Через всё эмигрантское творчество Ильина проходит одна тема- судьба России, её национальное возрождение»37. Ю.И Сохряков также пишет, что ключевыми темами творчества И.А. Ильина в эмигрантский период, присутствующими в той; или иной мере во всех его работах, стали — анализ причин, приведших России к революции и рассмотрение путей её выхода; из бедственного положения, её духовного возрождения38. УИ.А.Ильина — собственная концепция русской культуры, считает М.В: Финько39. Исследователями указывается, что в трудах И.А. Ильина происходит раскрытие специфики российской ментальности, органической государственности России40. Отмечается и то, что всё написанное им об истории и культуре России имеет глобальное значение, как раскрытие кризиса мировой цивилизации в своих духовных культуротворческих основаниях41.

К концепции национально-государственного и; культурного возрождения России в трудах И.А. Ильина ныне обращаются не как к гипотетической, но социально значимой на современном историческом этапе

35 Сохряков, Ю.И. ИЛ. Ильин - религиозный мыслитель и литературный критик; Гулыга, А.В. Русская идея и
её творцы.

36 Цыганков, Д.Б. Политическое завещание Ивана Ильина // Социальная философия Ивана Ильина:
материалы российского семинара,9-10 апр. 1993 г. Ч.ІІ; Ковалев, В.А. И.Ильин о правовом характере
будущей российской і государственности // Там же; Иохин, В.Я. О патриотизме и российской
действительности // Иванл Александрович Ильин и современная Россия; Тощий, В.П. Прогноз почти
полувековой дальности и реалии конца XX в. // Там же.

37 Гулыга, А.В. Русская идея и её творцы. С.236.

38 Сохряков, Ю.И. И.А. Ильин - религиозный мыслитель и литературный критик. С.23.

39 Финько, М.В. Культурологическая концепция И.А. Ильина в контексте духовного кризиса XX в. С.5.

40 Путилова, Л.М. Российский менталитет в творчестве И.А. Ильина, II Иван Александрович Ильин и
современная Россия; Подвойская, Л. Т. Идеи И.А. Ильина о природной гармонии и целостности России // Там
же.

41 Гулыга, А.В. Русская идея и её творцы.

России. Сборник И.А. Ильина «Наши задачи» назван даже «завещанием» мыслителя42.

Кроме рассмотренной выше историографии трудов И.А.Ильина отметим, что для понимания его творчества представляет интерес и мемуарная литература, воспоминания знавших его людей, его единомышленников и оппонентов, учившихся с ним и работавших: в таких, в общем-то, субъективных источниках всё же раскрываются некоторые особенности характера мыслителя (а это тоже имеет специфическое значение для творческого акта исследователя). Такие воспоминания с упоминанием И.А. Ильина собраны в книге «И;А. Ильин: pro et contra» (СПб., 2004. 895 с). Свою роль в понимании некоторых идей И.А.Ильина поможет его переписка43.

Таким образом, исследователи в контексте изучаемых ими проблем разработали ряд вопросов, которые в целом дают представление об оригинальности, своеобразии идей И.А. Ильина о культуре России44. Однако не ставилась проблема раскрытия становления российской цивилизации и конкретная исследовательская цель выявления факторов, сыгравших решающую роль в этом процессе. Вместе с тем, наработки по творчеству И.А.Ильина показали возможность постановки проблемы о факторах цивилизационного развития России. Для раскрытия таковой имеется круг источников.

Источниковая база исследования. Через всё творчество И.А. Ильина проходит проблематика российской истории и культуры, взятая в контексте мировой цивилизации. Для раскрытия темы привлекается целостный корпус

Цыганков, Д.Б. Политическое завещание Ивана Ильина // Социальная философия Ивана Ильина: материалы российского семинара 9-Ю апр. 1993 г. Ч.Н. С. 15.

43 Так в собрание сочинений И.А. Ильина вошли три тома его переписки с И.С. Шмелёвым: Ильин, И.А.
Собр. соч.: Переписка двух Иванов (1927-1934). М., 2000; Он же. Собр. соч.: Переписка двух Иванов (1935-
1946). М., 2000; Он же. Собр. соч.: Переписка двух Иванов (1947-1950). М, 2000.

44 Отдельные моменты культурно-исторического анализа И.А. Ильина рассмотрены в работах:
Ю.И. Сохрякова «Контуры русской идеи» (1993), М.В. Финько «Культурологическая концепция И.А. Ильина
в контексте духовного кризиса XX в.» (2003), диссертации А.Г. Лаврова «Философия культуры И.А. Ильина»
(1997).

работ И.А.Ильина, рассматриваемый с точки; зрения поставленной проблемы.

В исследовании были использованы разнохарактерные работы И.А. Ильина, общее количество которых состоит из нескольких сотен, не считая обширного эпистолярного наследия. Среди них научные монографии «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», «Аксиомы религиозного опыта», «Основы художества. О совершенном в искусстве»; объёмные книги философских эссе, как, например, «Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий», «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний» и др. Книги И.А. Ильина, в основном, издавались на русском и немецком языках: в дореволюционной России в Москве, после 1918 г.— в Берлине, Париже, Берне, Женеве, Цюрихе, Риге (после смерти учёного отдельные работы публиковались Н.П.Полторацким в США). Уже будучи преподавателем Русского научного института в Берлине (1923-1934)45 И.А.Ильин стал известен не только? как яркий представитель русской мысли, не и, европейской философии истории и культуры.

С конца 1980-х гг. начались публикации трудов И.А. Ильина в России, в том числе ранее на русском языке не публиковавшихся. Сейчас в России издаётся единственное в своём роде собрание сочинений русского мыслителя (к 2004 г. оно насчитывает 26 книг).

Обширно философское наследие И.А. Ильина, важное для настоящего исследования, как его методологическая база. Первым научным трудом И.А. Ильина явилось кандидатское сочинение «Учение Канта о "вещи в себе" в теории познания». В 1907-1909 гг. в периодике печатаются его обзорные статьи-рецензии на русские переводы книг немецких философов различных направлений- Фихте, Штирнера, Шеллинга, на книги русских учёных по социальной философии и культуре . В 1910 г. по рекомендации

С приходом к власти нацистов И.А. Ильин изгоняется из института за отказ преподавать в духе расизма. См.: Ильин, И.А. Собр. соч.: Статьи. Лекции. Выступления. Рецензии (1906-1954). М., 2001.

Е.Н.Трубецкого, Л.М.Лопатина и Г.Г. Шпета приват-доцент кафедры энциклопедии права Императорского Московского университета И.А. Ильин становится членом Московского психологического общества47 и в это же время публикуются его философские труды: «Понятия права и силы. Опыт методологического анализа», «Идея личности в учении Штирнера. Опыт по истории индивидуализма», «Кризис идеи субъекта в наукоучении Фихте Старшего. Опыт систематического анализа», «Шлейермахер и его "Речи о религии"», «О возрождении гегельянства», «Философия Фихте как религия совести», «Духовный смысл войны», «Философия как духовное делание» идр.

В эти годы И.А. Ильиным был подготовлен фундаментальный труд «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», касающийся как духовной онтологии, так и философской антропологии.. Надо отметить, что уже к началу XX в., после интерпретации во второй половине XIX в. Гегеля как панлогиста и рационалиста, стало возвращаться; религиозное понимание немецкого классика. С другой стороны возникала опасность упрощения. Гегеля до выделения из его системы отдельных принципов. Труд И.А. Ильина реабилитирует Гегеля как выдающегося-философа-созерцателя, интуитивно-художественным актом непосредственно коснувшегося самого Предмета, т.е. самой Абсолютной Реальности и показавшему исследователям путь научно-религиозного, или разумно-созерцательного (не рационально-аналитического) познания Предмета (Понятия, Абсолюта, Божества)48. Причём, разбирая философскую концепцию Гегеля, И.А. Ильин параллельно рассматривает и творческий акт немецкого классика, и таким образом как бы выстраивает собственную (или как он понимает гегелевскую) методологию познания. Этот труд

47 В 1921 г., после смерти Л.М. Лопатина, И. А. Ильин стал председателем Общества.

48 И.И. Евлампиев обращает внимание на комплексный анализ И.А. Ильиным творчества Гегеля. См.
Евлампиев, И.И. Иван Ильин и его книга о Гегеле // Ильин, И.А. Философия Гегеля как учение о
конкретности Бога и человека. СПб., 1994. С.7.

И.А. Ильина, как и его работа «Религиозный смысл философии»49, позволяет вжиться в творческий акт учёного.

Кроме методологической значимости философского наследия И.А. Ильина для настоящего исследования, отметим, что в его философских трудах развивается теория культуротвроческого акта, втом числе раскрывается специфика национально-русского5 духовно-творческого акта, имеющего коренное значение в ходе исторического формирования особенного культурно-исторического типа. Философское наследие И.А.Ильина как методологическая и теоретическая база исследования рассматривается в первой главе диссертации.50.

И.А. Ильин как профессиональный правовед разрабатывал и вопросы теории государства и права, правосознания. В 1910 г. была опубликована первая работа И.А. Ильина по теории права «Понятия права и силы (Опыт; методологического анализа)». В 1915г. И.А.Ильин— соавтор учебного пособия «Основы законоведения»51.

В опубликованной в 1925 г. и получившей широкий отклик в прессе книге И.А. Ильина «О сопротивлении злу силою» вместе с государственно-правовыми проблемами поднимаются вопросы духовно-нравственного самоопределения личности перед лицом зла. Вопросы права и правосознания рассматриваются И.А. Ильиным и в поздних работах— «Путь духовного обновления» (гл. 8-10), «Наши задачи» и других . Вопросы по теории

49 Ильин, И.А. Собр. соч. Т. 3. М., 1994.

50 И.А. Ильин никогда не оставался в стороне от философских проблем: в 1930-1950-е гг. он пишет и издаёт
несколько трудов философского характера, но уже в форме эссе-размышлений: «Путь духовного
обновления» (гл.1-4. Ильин, И.А. Собр. соч. Т. 1. М., 1993), «Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий»,
«Поющее сердце. Книга тихих созерцаний», «Путь к очевидности» (опубликована в 1957. Ильин, И.А. Собр.
соч. Т.З). Итоговый труд жизни... И.А. Ильина также посвящен религиозной философии. «Аксиомы
религиозного опыта» (рабочее название «Философия религии»), над которым он работал с 1919 г. и который
был издан в 1953 г.,- обширное исследование о духовных основаниях человеческой личности-свободе,
религиозности, творческом саморазвитии и т.д. К тому же книга показывает широкую эрудицию
И.А. Ильина по«самому широкому спектру вопросов мировой культуры, в том числе- глубокое знание
религиозной практики и опыта различных вероучений.

Это была первая глава книги «Общее учение о праве и государстве И.А. Ильина, В.М.Устинова, И.Б. Новицкого и М.Н. Гернет. (Ч. I. М., СПб., 1915). См.: Ильин, И.А. Собр. соч. Т. 4.

52 Эмиграционные труды, касающиеся проблем права и правосознания: «Большевизм и кризис современного правосознания» (опубликована в 1925 г. на немецком языке); «Коммунизм или частная собственность?

государства и права, правосознания важны при рассмотрении культурно-исторической концепции учёного как выявляющие специфику национального правосознания и государственного строительства.

Большую часть своего творчества в эмиграции И.А. Ильин посвятил вопросам исторической судьбы России, её духовных корней, национального лика её культуры, а также культуры как всесторонней деятельности человека— творчески-созерцательной, государственно-правовой, вплоть до повседневно-бытовой. Главным исследованием И.А. Ильина по теории культуры является книга «Основы художества. О совершенном в искусстве»53. Раскрывая в ней истоки и смысл культурного творчества человека, И.А. Ильин непрестанно напоминает о духовной и нравственной ответственности художника за своё творчество. Книгу дополняют два сборника-дневника размышлений И.А.Ильина- «Искусство (1930-1933). Феноменология произведений искусства» и «Встречи и беседы»54. С книгой «Основы христианской культуры» перекликается статья И.А. Ильина «Покой и радость в православном мировоззрении»55. В немалой степени проблемы культуры и творчества затронуты И.А.Ильиным в его переписке с И.С. Шмелевым.

В своих трудах И.А.Ильин даёт сравнительные характеристики российской и иных цивилизаций, разрабатывает вопросы национального менталитета. Труды, посвященные собственно русской истории и культуре, можно сгруппировать по двум основным разделам. Во-первых, это общие труды о русской культуре. Прежде всего— концептуальное исследование И.А. Ильина «Сущность и своеобразие русской культуры», состоящее из

Постановка проблемы» (1929) {Ильин, И.А. Собр. соч. Т. 7. М., 1998); исследование «О монархии» (Там же. Т. 4).

53 Ильин, И.А. Собр. соч. Т. 6. Кн. I. М., 1996. Некоторые главы книги представляют собою ранее написанные
и несколько переработанные статьи И.А. Ильина 1932-1933 гг.: «Что такое искусство» (1933 г., в кн.
«Основы художества»- гл.1); «Искусство и вкус толпы» (1933, гл. 3); «Талант и творческое созерцание»
(1933 г., гл. 4 и 5); «Одинокий художник» (1933 г., гл. 6 «Идея творческого акта»); «Что такое
художественность» (1932 г., гл. 7-8); «Борьба за художественность» (1933 г., гл. 12) (Ильин, И.А. Собр. соч.
Т. 6. Кн. П. М., 1996).

54 Ильин, И.А. Собр. соч.: Письма. Мемуары (1939-1954). М., 1999.

55 Ильин, И.А. Собр. соч. Т. 1. М., 1993; Там же. Т. 6. Кн. III. М., 1997.

нескольких глав по ключевым для его концепции истории русской культуры и цивилизации понятиям: душа, вера, ход исторического развития, главные национальные проблемы России, история становления российского государства, творческая идея России56. И.А. Ильин в своём научном аппарате активно использует также понятия «акт духовного опыта», «национально-духовный опыт», «национальный духовный акт», «национальный менталитет», «душевно-духовный акт особого национального строения», «творческий первоисточник духовной культуры», «живая, созидательная, духовная культура» и другие, которые раскрываются: в процессе исследования57. Причём отражая в своём творчестве положительные качества народного характера, И.А.Ильин касается и его недостатков, знание которых необходимо для избежания возможных опасностей его проявления.

Множество статей И.А.Ильина посвящено отдельным эпизодам русской истории и культуры, начиная от эпохи Киевской Руси58. Раскрытию темы исследования способствуют статьи и книги И.А. Ильина о современной ему России: учёный много размышлял над проблемами российского общества кануна революции, о культурных и цивилизационных причинах российской трагедии59. Среди этих работ Ильина — и статьи о положении Русской Церкви в Советском Союзе и её значении в деле сохранения национального менталитета60.

В 1942 на немецком языке в Берне были опубликованы I—III части работы, в 1993 — на русском языке, с другими тремя частями, отложившимися в архиве И.А. Ильина.

57 См., напр.: Ильин, И.А. Путь духовного обновления //Ильин, И.А. Собр. соч. T.I. С.85, 100; Он же.
Сущность и своеобразие русской культуры // Там же. T.6. Кн. П.С. 405, 429, 528, 592; 595; Он же.
Религиозный смысл философии // Там же. T.3. С.23.

58 Напр.: «Киев — древнейшая русская столица» (1943), «Древнерусское искусство (зодчество и фрески)»
(1944).

59 Особенно две большие работы И.А. Ильина «О революции» (1921-1931) и «Мировые причины русской
революции» (1928) (Ильин, И.А. Собр. соч.: Кто мы? О революции. О религиозном кризисе наших дней.
М., 2001). Ильин анализировал и внешнеполитическую деятельности Советского Союза, чему посвятил,
например, специальную обширную работу «Большевистская политика мирового господства. Планы
III Интернационала по революционизированию мира» (Ильин, И.А. Собр. соч. Т. 8. М., 1998).

60 Напр.: «Мученичество Церкви в России» (1937), «Христианство и большевизм» (1937), «Наступление на
Восточную Христианскую Церковь» (1937), «О христианском сопротивлении коммунистическому
господству» (1939), «О Церкви в СССР» (1947) (Ильин, И.А. Собр. соч. Т. 6. Кн. III. М., 1997);

Проблематика российского культурно-исторического типа раскрывается И.А. Ильиным и в работах, посвященных перспективам социокультурного развития России, таких, как «О национальном призвании России (ответ на книгу Шубарта)», «Творческая идея нашего будущего», «Основы государственного устройства» и др.61

Крупный раздел— это работы о* творчестве русских писателей и поэтов- А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М.Достоевского, JLH. Толстого, И.С.Шмелёва, И.А.Бунина и других . Важны для изучения идей И.А. Ильина также его статьи об отдельных деятелях русской культуры, науки и общественности-Ф.И. Шаляпине, Н.К. Метнере, П.И. Новгородцеве, П.Н; Врангеле и других.

В своей работе о Г. Гегеле И.А. Ильин писал, что у немецкого классика «нет последних вопросов», «в каждом познании у него светится последняя глубина, в каждом определении видится вся сложность его интуитивно-мыслящего подхода»63. То же можно сказать о самом И:А. Ильине: любое направление его научного творчества * опирается на другое, всё взаимосвязано, всё проникнуто единым духом и единой идеей поиска последней глубины истины. И на сегодняшний день нам доступно основное научное наследия И.А. Ильина, которое позволяет обосновать целостность его концепции культурно-исторического развития России.

Целью исследования является осмысление культурно-исторической концепции И.А.Ильина в связи с процессом становления российской цивилизации, раскрытием факторов, обусловивших её типологические

«Мученичество Русской Церкви и его значение для христианских церквей других стран» (1936) {Ильин, И.А: Собр. соч.: Кто мы? О революции. О религиозном кризисе наших дней. М., 2001).

61 Книгу «Взгляд в даль. Книга размышлений и упований», изданную в Цюрихе в 1945 г. на немецком языке,
И.А. Ильин планировал издать на русском языке под названием «О грядущей русской культуре. Книга
заданий и надежд» (Ильин, И.А. Собр. соч. Т.8. М., 1998).

62 Особое почтение вызывал у И.А. Ильина А.С. Пушкин, которого учёный считал ярчайшим представителем
русской ментальности, глубоким мыслителем и национальным провидцем. «Александр Пушкин как
путеводная звезда русской культуры» — характерное название для статей Ильина о русском поэте.

63 Ильин, И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб., 1994. С.22.

цивилизационные и специфические черты, определившие основы единой национальной России и её культурное своеобразие.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

реконструировать культурно-историческую концепцию И.А. Ильина, показать особенности и философские истоки его исследовательского метода анализа культурно-исторических типов и феномена российской цивилизации;

раскрыть своеобразие общих теоретических цивилизационных построений и понятийно-категориального аппарата в творчестве И.А. Ильина;

раскрыть факторы, выделенные И.А. Ильиным в качестве решающих для формирования России как национальной социокультурной общности, обеспечивших культурное единство и историческую преемственность, отразившихся в индивидуальном и социальном бытии населения России.

Объектом исследования является концепция культурно-исторического развития, разработанная И.А.Ильиным в процессе всей его научно-исследовательской деятельности на основе анализа истории и культуры России.

Предметом исследования являются культурно-исторические идеи и представления И.А. Ильина о факторах развития, концептуально обоснованных им как решающих для становления российской цивилизации.

Новизна, теоретическая и практическая значимость. Освоение в ходе исследования основного объёма творческого наследия И.А.Ильина в области философии и истории отечественной и мировой культуры и цивилизации выявляет наличие у мыслителя целостной концепции культурно-исторического развития России. Рассмотрение концептуальных взглядов И.А.Ильина на основе его научной методологии раскрывает его понимание российской цивилизации и культуры, своеобразия российского культурно-исторического типа. В результате исследования выявлено, что в

концепции И.А. Ильина ведущими, формирующими цивилизацию, факторами являются- религиозно-духовный и этнокультурный, закладывающие основы национального менталитета и выражаемые в национальной культуре во всех её творческих проявлениях- социальности, государственности, искусстве, быте, религиозном и творческом актах. Установлено, что научные выводы И.А.Ильина, показывающие основополагающие факторы цивилизационного развития и вскрывающие основные причины российского и мирового кризиса, ныне являются актуальными в деле преодоления его проявлений в нынешней российской культуре и социально-государственной организации. Работа должна помочь понять духовную и культурную обусловленность творческого развития цивилизации, смысл религиозно-духовного и этнокультурного факторов в истории нации и государства, их главенствование над материальными факторами, на что постоянно указывает И.А. Ильин в своих трудах и на что фактически не обращается внимания в общественно-политических кругах, в. современных масс-медиа, привязывающих людей к «практической полезности» того или иного явления лишь с материально-потребительской точки зрения. Концептуальные идеи И.А. Ильина о прерогативах духовного, культурно-национального в цивилизационном строительстве должны служить возрождению государственности России и творческому развитию её многонациональной культуры.

Духовно-нравственный опыт как метод научного познания

У Ивана Александровича Ильина под влиянием выдающегося теоретика русской школы философии права профессора П.И. Новгородцева с самого начала научной деятельности проявился серьёзный исследовательский интерес к проблеме личности как основному субъекту права. Объединив свои научные интересы в области правоведения и философии (и там и там основным объектом познания является человек), И.А.Ильин последовательно развил немало глубоких идей о сути человеческой личности в различных её аспектах, в том числе её культурно-национальное, духовное, социально-правовое проявление в историческом процессе. Для понимания научных идей И.А. Ильина необходимо вникнуть в его методологию, которая, в свою очередь, может быть понята через философскую антропологию учёного.

И.А. Ильин полагает, что человек обладает телесным, душевным и духовным естеством64. Его земное существование во многом обусловлено материальными причинами: «Человеку "от природы", следовательно, от Бога, дан некий способ земного бытия: трёхмерная живая телесность»65. Тело человека— вещь, находящаяся среди других вещей, и для того, чтобы жить, «человек должен заниматься этими вещами, приспособлять их к своим потребностям, посвящать им своё время, отдавать им свой труд, совершенствовать их, вкладывать в них себя и свои ценности, как бы облекаясь в них,- словом, превращать их в объективное выражение и продолжение собственной личности»66. В таком течении жизни «тела среди других тел», «вещи среди вещей», человек «не нуждается в "сердце", т.е. в живом и деятельном чувстве любви к Богу, к человеку и ко всему живому» . Однако «мы не можем и не должны презирать или тем более "отвергать" наше тело: ведь оно вводит нас в вещественный мир, полный разума и красоты: оно открывает нам все чудеса Бого-созданной твари, всю значительность, и чистоту, и величие материальной природы. Тело есть необходимое и естественное орудие нашего приобщения к Божиему миру». Более того, эта телесная «одинокость» человека имеет свои «великие и благодатные преимущества, потому что она есть живая основа и необходимая предпосылка свободы духовности, личного очищения и просветления» и без неё у человека не было той внутренней отрешённости, которая делает его независимо существующим индивидуумом. При отсутствии этой одинокости «человек был бы подобен дому с прозрачными стенами, в котором снаружи всё всегда всем видно»— «вечный сквозняк, вечный проход и пролом, безличное и бесформенное смешение, вечно попранная святыня».

Однако тело человека несвободно, «оно находится в пространстве и во времени, среди множества других тел и вещей — то огромных, как планеты,... то небольших, как животные и люди, то мельчайших, как пылинки, бактерии» — и всё это «делает тело человека несвободным в движении, смертным и распадающимся до смерти, и всегда подчинённым всем законам и причинам вещественной природы».

Другая форма проявления человеческой жизни— «душа с её разнообразными функциями и силами, индивидуальная форма жизни и инстинкта»71. «Душа— это весь поток не-телесных переживаний человека, помыслов, чувствований, болевых ощущений; приятных и неприятных, значительных и незначительных состояний; воспоминаний и забвений, деловых соображений и праздных фантазий и т.д.» Душевное не пространственно, не протяжённо, не материально, хотя оно и длится во времени и потому нередко описывается как душевный процесс73. Однако и душа человека несвободна. Прежде всего, она таинственным образом связана с телом и обусловлена жизнью его природы, законами времени и последовательности. Наконец, она связана своим внутренним устройством: «законами сознания и бессознательного, силою инстинкта и влечений, законами мышления, воображения, чувства и воли».

Уже внешняя жизнь человека отражает некие сверхтелесные и сверхчувственные восприятия - любовь, уважение, честь, патриотизм . Это и есть проявления человеческого духа. «Человек есть не только живой организм: он есть живой дух», которому «подобает свобода веры и любви, созерцания., убеждений и творчества» . «Мир духовного смысла»; внутренние силы и способности человека, определяемые И.А. Ильиным, это — «чувствование (жизнь сердца)»; воля (способность решать, собирать свои внутренние силы); способность воображения («духовная интуиция»); энергия мысли (разум).

По мысли И.А. Ильина, «дух человека есть личная энергия, и притом разумная энергия; разумная не в смысле "сознания" или "рассудочного мышления", а в смысле предметного созерцания, зрячего выбора и действия в силу духовно-достаточного основания» . Это есть та «живая сила, энергия, которая чувствует себя выбирающей, решающей и действующей» .Именно она, пишет И.А.Ильин, открывает человеку настоящий, подлинный, достойный Предмет для его любви, тот Предмет, который сам по себе выше мира . И только «внутренний духовный опыт делает человекообразное существо воистину человеком, т.е. духовной личностью, с неразложимым, священным центром, с индивидуальным характером, со способностью духовно творить и наполнять духом общественную жизнь, свободу, семью, родину, государство, частную собственность, науку и искусство»81. Таким образом, Ильин определяет: «Дух есть живая личность, ответственная перед Богом и отвечающая засебя перед другими людьми, — за свои верования и воззрения, за своё делание и неделание» .

Культуротворческая сущность человеческой духовности

Определяя духовную сущность человека, И.А. Ильин указывает путь реализации человеческого духа на земле - через творчество, путём созидания культуры. Духовная жизнь человека состоит из религиозной веры, познания, нравственности, искусства, правосознания, труда, хозяйственной деятельности165. Вся человеческая духовная культура— «много-личная» по субъекту и «сверх-личная» по своей ценности- возникла из личной духовности, из этой «первичной ячейки Духа, которая именуется і духовной личностью» .

Душа, покорная хаосу, бессильна создать космос во внешнем мире, - в природе ив общественности. Грубая и своевольная, жадная и упрямая, с порочными и разнузданными страстями, она бессильна создать технику и организовать хозяйство; тем более не способна она строить здоровую государственность и творить духовную культуру. Духовно разлагающаяся душа не созидает и не властвует; она рабствует своим страстям и через них беспомощна перед лицом материи167. «Мышление человека творчески создаёт культуру не тогда, когда оно прилепляется к чувственному и материальному», но только тогда, когда оно способно подниматься от конкретного чувственного к крылатому и интуитивно насыщенному отвлечению, сосредоточиваться на духовных содержаниях, пребывать в них, созерцать их и познавать их»168. «Как бы ни было велико значение материального фактора в истории, - пишет И.А. Ильин, — с какаю бы силою потребности тела ни приковывали к себе интерес и внимание человеческой души - дух человека никогда не превращается и не превратится в пассивную, недействующую среду, покорную материальным влияниям и телесным зовам. Его призвание - власть над материей; его задача — подчинить её и организовать её служение духовным целям»169. Смысл жизни в том и состоит, чтобы люди преодолевали «хаотическую пыль случайных единичностей и проникали к субстанциональной ткани», строили гармонию окружающего нас миропорядка, т.е. творили культуру.

Гармонизировать окружающий хаос- так определяет И.А.Ильин задачу культуры. И задача эта по силам только духовной личности: «Только духовный опыт - опыт, открывающий человеку доступ к любви, совести и чувству долга, к праву, правосознанию и государственности, к искусству и художественной красоте, к очевидности и науке, к молитве и религии,— только он может указать человеку, что есть подлинно главное и ценнейшее в его жизни; дать ему нечто такое, чем стоит жить» . И.А. Ильин пишет об «аксиоме жизни»: «Жизнь вообще имеет смысл и может совершенствоваться только тогда, когда бережётся и растится качество; нет его- и гибель становится неминуемой. А качество творится и обеспечивается прежде всего и больше всего культурой личного духа» . Каждый человек призван «вчувствоваться» в тот «единственный источник света», который осветит ему путь жизни и придаст ей осмысленность, сделает его сотворцом культуры173. Ибо на самом деле жизнь человека есть не игра естественных сил и не беспринципная борьба за существование, но «творческий процесс, протекающий пред лицом Божиим, и при участии божественных сил, живущих в человеке»: «Жить значит сочетать, соединять подлинную ценность с подлинною силою , придавать объективно-ценному природу силы и сообщать силе значение объективной ценности и правоты; иными словами: осуществлять ценность, как побеждающую силу, и осуществлять силу, как духовную ценность».

В подчинении человека внешнему воздействию обнаруживается незрелость его духа и неспособность к творческому созиданию. Культура возникает не из внешнего чувственного опыта: только внутренний духовный опыт делает человекообразное существо воистину человеком, т.е. духовной личностью, способной творить и наполнять духом общественную жизнь, свободу, семью, родину, государство, частную собственность, науку и искусство, потому что «последняя основа всего этого, творческий первоисточник всей духовной культуры есть Божественное в нас, даруемое нам в откровении живым и благим Богом, воспринимаемого нами посредством любви и веры и осуществляемое нами в качестве самого главного и драгоценного в жизни»175. Культура твориться личным духом. Человек есть «самодеятельный волевой центр», который «должен строить себя сам, владеть собою, управлять собою и отвечать за себя» . И.А. Ильин также отмечает: «Культура творится не сознанием, не рассудком и не произволом, а целостным, длительным и вдохновенным напряжением всего человеческого существа, отыскивающего прекрасную форму для глубокого содержания; и, прежде всего, инстинктом», который «способен держать и творить форму, вынашивать глубокие замыслы, вдохновлять, любить и беречь культуру лишь постольку, поскольку он приобщен духовности в порядке любви и веры» .

Религиозная и этнокультурная формирующие национальной ментальносте

В начале своего многостороннего исследования «Сущность и своеобразие русской культуры» И.А. Ильин пишет: «Я переживал пространственную и природную данность моего народа... Я знаю творческий акт моего народа и живу в нём как человек и учёный; я знаю, как мой народ любит и верует, созерцает и обдумывает, работает и; голодает, страдает, смеется и танцует. Всю свою жизнь изучал я историю моего народа, его историческую борьбу, его страдания, его проблемы; оценку его прошлого и колыбель его будущего, и я постараюсь воздать всему этому должное в своих исследовательских суждениях» . Там же он отмечает: «Я придаю большую цену фактам. Фундаментальные факты говорят сами за себя, а мы рискнём подслушать их голос напрямую и составить своё собственное, по возможности, справедливое суждение о народе и культуре».

В творчестве И.А.Ильина неоднократно встречаются его положительные отзывы о создателе теории культурно-исторических типов Н.Я.Данилевском. И.А.Ильин называет его среди тех русских учёных, творчество которых способствуют «раскрытию и более близкому ознакомлению с сущностью и своеобразием русской культуры» . Идеи полицентризма развития мировой цивилизации Н.Я. Данилевского находят широкий отклик в трудах И.А. Ильина, особенно по истории и культуре России. Цивилизационная типологизация культурно-исторической концепции И.А.Ильина лежит в основе выявления им особенностей российского культурно-исторического типа.

Духовное определение человеческого существа даёт И.А. Ильину возможность говорить и о духовном опыте нации. Как духовная сущность человека лежит в основе его личного бытия, так и «осуществление духовного опыта» делает народ творцом национальной культуры. В строении и осуществлении духовного опыта, пишет И.А.Ильин, отдельные люди и народы не похожи друг на друга. История знает «народы, склонные к чувственному созерцанию, народы, склонные к сверхчувственным мечтаниям, народы с религиозной одержимостью, народы с ясной сверкающей мыслью и народы с бессмысленным глубокомыслием, легкомысленные народы, склонные к удовольствиям, и твердолобые народы, склонные к вечным заговорам. У каждого из них свой, присущий им творческий акт, свой путь в истории и идеал» .

У народов предрасположенных к рационализму «вся их внутренняя жизнь мышлением побуждается и мышлением определяется; поэтому их первой потребностью является потребность "понять", и значит, сознание является главным органом души; без анализа и систематизации они мало что в жизни могут, и не столь существенно, если они при этом что-то чувствуют, любят и созерцают» . В следствии этих качеств у таких народов ярко проявляется склонность к абстрагированию и синтезу, к систематизации вещей и авторитарному мышлению. Они создают «культуру рассудка», которая кажется им высочайшей, лучшей и единственно подлинной культурой, отмечает И.А. Ильин.

Другие народы предрасположены к волюнтаризму: «вся их внутренняя жизнь определяется волевыми решениями и сохраняет волевую окраску. До тех пор, пока их воля не устремлена к какой-нибудь цели, к какой-нибудь установке, они не хотят ничего определенного, их душа как бы склонна к слабому сну. Их первой потребностью является осознанная потребность в чем-либо. Главным лейтмотивом их души становится достижение цели». Такие народы, пишет И.А. Ильин, склонны к жизненной установке - цель оправдывает средства. К культурно-национальному укладу волевых народов И.А.Ильин относит прежде всего древних римлян. Их ведущей: и определяющей силой была здравая воля и особенно воля к власти, вместе с расчетливым, аналитическим, руководствующимся целесообразностью рассудком. Причём христианский Рим воспринял это наследие, считает И.А.Ильин . «Западная Европа строилась на фундаменте римской культуры» и «принципиальными предпосылками» всей западноевропейской; культуры явились «римское право с его основательной, но жестко отшлифованной культурой частной собственности (которая с большим: трудом поддается христианизации)» и «римская церковь с ее дисциплиной воли и культурой власти» . К такому же укладу, по мнению И.А. Ильина, относится и древнеиудейская культура, с её «религией строжайшей обрядности».

Похожие диссертации на Факторы становления российской цивилизации в культурно-исторической концепции И. А. Ильина