Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен одиночества : опыт культурологического анализа Рыжакова, Елена Владимировна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рыжакова, Елена Владимировна. Феномен одиночества : опыт культурологического анализа : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Рыжакова Елена Владимировна; [Место защиты: Шуйс. гос. пед. ун-т].- Шуя, 2012.- 151 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-24/124

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема одиночества как культурологического феномена – одна из важнейших теоретических проблем современного гуманитарного знания (познания).

Несмотря на то, что в последние десятилетия появились отдельные культурологические исследования как у нас, так и за рубежом, посвященные анализу одиночества, тем не менее понятие одиночества в сущности своей до сих пор не имеет сколько-нибудь ясных очертаний.

Неисследованность, непроясненность обозначенной проблемы проявляется, в частности, в том, что одни исследователи-культурологи считают одиночество положительным явлением в человеческой жизни, другие – сугубо отрицательным. Данная оценка одиночества как сложного и противоречивого явления, на наш взгляд, во многом объясняется тем, что тема одиночества исследуется, как правило, либо в плане социологии, либо с точки зрения психологии, а значит, она не берется и не анализируется целостно – с позиции культурологии (как интегративной социо-гуманитарной науки).

Нельзя не признать и того, что теоретико-методологические подходы к изучению одиночества (как в прошлом, так и в настоящем) различны, а порою весьма эклектичны, и некоторые из них не только не приближают к истине, а, напротив, отдаляют от нее.

Негативно тут сказывается и тот факт, что авторы, исследуя феномен одиночества, нередко не отдают должного изучения истории вопроса, степени разработанности его мировой культурологической мыслью.

Исследование одиночества как культурологического феномена имеет существенное значение. Оно открывает возможности для более обоснованной и глубокой критики разного рода поверхностных, упрощенных, спекулятивных воззрений не только на сущность, природу культуры, но и на смысл, содержание и назначение человеческой жизни.

Вместе с тем изучение одиночества в культурологическом ракурсе важно, помимо культурологии, и для эстетики, этики, искусствознания, психологии, педагогики и других наук.

Культурологическое осмысление проблемы одиночества важно для решения практических задач, прежде всего в области духовного формирования и развития человека, его мировоззрения, культуры чувств и интеллекта, т.е. той духовной основы бытия людей, без которой невозможно полноценное существование человечества.

Степень научной разработанности проблемы. Осмысление феномена одиночества начинается с эпохи античности, и в первую очередь связано с такими именами, как Платон («Государство»), Аристотель («Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории»), Сенека («О блаженной жизни»), Эпикур («О предпочтении и избегании»), Аврелий («Размышления»). В последующие периоды проблеме одиночества уделяют внимание Б. Паскаль («Мысли»), Ф. Фихте («Назначение человека»), Г. Гегель («Философия религии»), С. Кьеркегор («Страх и трепет»), Г. Торо («Уолден, или Жизнь в лесу»), Ф. Ницше («Так говорил Заратустра»), Э. Гуссерль («Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии»), К. Ясперс («Истоки истории и ее цели»), М. Хайдеггер («Бытие и время»), Ж.-П. Сартр («Бытие и ничто»).

Важный интерес представляют воззрения на одиночество (как культурологический феномен) русских философов и художников слова XIX-XX вв. Среди русских мыслителей, занимающихся разработкой данной проблемы, стоит особо выделить П.Я. Чаадаева («Отрывки и разные мысли»), В.С. Соловьева («Об упадке средневекового миросозерцания»), Н.А. Бердяева («Философия свободного духа»), Л.И. Шестова («Апофеоз беспочвенности: опыт адогматического мышления»), И.А. Ильина («Аксиомы религиозного опыт»), С.Л. Франка («Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии»), М. Мамардашвили («Одиночество – моя профессия…»).

Образ одинокого, «лишнего» человека в достаточной степени представлен в русской литературе XIX века, в частности, в произведениях М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского. В трудах русских мыслителей одинокий человек – это чаще всего личность, которая в силу своей духовности, возвышенности переросла людей «обыкновенных», составляющих большую часть социума.

Немаловажный вклад в разработку проблемы одиночества внесла марксистская концепция. Согласно представлениям марксистов, появление феномена одиночества связано с процессом социального отчуждения человека от рода, от природы, а вместе с тем с утверждением его «я».

В рамках социально-культурологических исследований Э. Дюркгейма («Культурология, социология и философия»), Р. Мертона («Культурология и социология сегодня: проблемы и перспективы») одиночество – явление, которое сравнивается с такими понятиями, как аномия, самоизоляция и т.п.

Представители западной культурологии часто рассматривают одиночество с позиции теории общих систем. Так, Дж. Фландерс рассматривает данный феномен как возможный способ культурного развития как отдельного индивида, так и общества в целом.

В настоящее время проблема одиночества очень интенсивно разрабатывается в западной культурологии в рамках когнитивного подхода. Согласно Д. Расселу («История западной философии»), Л. Пепло и Д. Перлману («Теоретические подходы к одиночеству»), одиночество наступает в ситуации, когда индивид осознает несоответствие между двумя факторами – желаемым и достигнутым уровнем собственных культурных, социальных контактов.

В 80-90 гг. ХХ века в связи с существенными изменениями в социо-культурной ситуации в России исследователи стали по-новому осознавать феномен одиночества. Среди исследований, в которых наиболее полно раскрывают сущность одиночества и возможные пути его преодоления, можно выделить работы А.С. Гагарина («Homo Solus: Одиночество как феномен человеческого бытия // Рациональность иррационального»), Л.И. Старовойтовой («Одиночество: социально-философский анализ»), Ж.В. Пузановой («Антропология одиночества // Социальная антропология на пороге XXI века»), М.И. Михайлова («Одиночество» // Высокие технологии в педагогическом процессе. Труды VII Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов), Р.К. Нуреевой («Одиночество и уединение как негативное и позитивное выражение инстинкта жизни»), Н.Е. Покровского («Универсум одиночества: социологические и психологические очерки»).

Все вышесказанное при достаточно серьезном осмыслении приводит к выводу, что существующие характеристики и определения одиночества (при всей их содержательности) не отменяют и не исключают дальнейших возможностей и новых путей, направлений в исследовании темы.

Недостатком исследования одиночества в современных культурологических работах является то, что в них в основном описывается «социология», «психология» одиночества. Но что такое «одиночество», каков культурологический статус этой категории, в чем кроется его истинный смысл и каковы его глубинные основания – эти вопросы остаются во многом еще нераскрытыми.

Необходимо отметить, что как фундаментальная проблема – проблема одиночества заслуживает постоянного изучения, независимо от того, как давно она рассматривается и насколько глубоко она изучена на сегодняшний день.

Актуальность проблемы исследования и ее неполное изучение определили основную цель и выявили задачи диссертационной работы.

Целью диссертационного исследования является культурологическое исследование феномена одиночества, раскрывающее его сложную природу и содержание как важного, противоречивого духовного выражения человека.

Объектом исследования данной диссертационной работы является одиночество как культурологический феномен.

Предметом исследования выступает феномен одиночества как сложное и противоречивое явление культуры, его природа, сущность и альтернативные виды.

Для реализации этой цели в диссертации решаются следующие задачи:

выявить и представить в систематизированной форме состояние проблемы одиночества в истории мировой культурологической мысли;

раскрыть основания и сущность одиночества как феномена культуры;

в ходе анализа проблемы одиночества провести разграничение одиночества и уединения;

представить двойственную природу (альтернативные виды) культурологического феномена одиночества.

Теоретической базой и источниками исследования стали работы отечественных и зарубежных культурологов. В этих работах обращалось внимание на особенности феномена одиночества как явления культуры, на сравнение одиночества с другими близкими понятиями, исследовались различные культурологические подходы к изучению одиночества. Таким образом, анализ проблемы ведется с учетом достижений мировой культурологической мысли.

Методологической основой исследования является диалектический метод и его принципы: развития, взаимосвязи, поляризации, системности и др. Немаловажны для автора такие принципы, как восхождение от абстрактного к конкретному, историзм и др. Исследование автора ведется с опорой на деятельностный подход. В процессе исследования темы автор особое значение придает идеализации как методу научного познания.

Научная новизна исследованиязаключается в следующем:

раскрываются соответствующие (культурологические, социальные, гносеологические) истоки (предпосылки) возникновения одиночества как феномена культуры;

дается интерпретация сущностной природы одиночества как культурологического феномена;

выявляются сходство и различие понятий «одиночество» и «уединение» как определенных форм проявления человеческого бытия в культурологическом измерении;

выделяются и анализируются альтернативные виды одиночества, а именно: возвышенное (положительное) как явление культуры и низменное (отрицательное) как явление антикультуры.

Теоретическая значимость исследования состоит в:

научно-теоретических результатах исследования, которые имеют существенное значение для решения проблем, связанных с жизнедеятельностью современного человека и общества;

культурологическом анализе феномена одиночества, как сложного, противоречивого явления современной действительности;

изучении одиночества в российской и зарубежной социо-культурной реальности.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего анализа феномена одиночества в культурологии и философии.

материалы диссертации могут быть использованы при изучении курсов «Культурология», «Философская антропология», при написании по данным дисциплинам учебных пособий и научно-популярных работ;

авторский материал может быть использован для преподавания специальных курсов по различным гуманитарным дисциплинам.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Диссертация обсуждалась на кафедре философии и истории мировоззрения ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет». Содержание диссертации представлено в публикациях автора, в том числе в научных журналах, в сборниках статей, в сборниках тезисов, докладов конференций. Многие результаты апробированы автором на лекционных и семинарских занятиях со студентами при чтении курса «Культурология». Основные положения диссертации отражены в публикациях, а также выступлениях на конференциях и семинарах: на научно-практической конференции Х Всероссийской межвузовской конференции студентов и аспирантов «Наука и молодежь» (Н. Новгород, 2009); Международных научно-методических конференциях «Инновации в системе непрерывного профессионального образования» (Н. Новгород, 2009, 2010); Межвузовских научно-практических конференциях преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов «Социально-экономические проблемы и перспективы развития высшего профессионального образования» (Н. Новгород, 2009-2011); VI, VII, VIII Всероссийских межвузовских научных конференциях «Мировоззренческая парадигма в философии» (Н. Новгород, 2008-2010), II заочная научная объединенная сессия «Трибуна ученого: актуальные проблемы современного образования (Шуя, 2012).

Положения, выносимые на защиту:

  1. В чистом виде одиночество проявляется в эпоху Нового времени. До Нового времени человек не существовал как «я-для-себя», поскольку он был в единстве с природой. Человек античности (античной культуры) не утратил тесной связи с природой (космосом), а также с обществом (коллективом). Утверждение человека тут осуществляется в аспекте общественного бытия (мира вещей, тел, предметов), а соответственно оно носит внеличностный, точнее, доличностный характер. Не знает человека как «себя самого» не только античная (древнегреческая) культура, но и более поздняя – средневековая, поскольку она ограничивала проявление человека жесткими социальными и религиозными рамками (нормами). В период же Нового времени происходит зарождение индивидуального «я». Человек теряет жизненные опоры в рамках природы, общественной жизни и становится одиноким существом.

  2. Феномен одиночества представляет собой неукорененность человека в мире, удаленность его от обыкновенного, обычного в жизни, от того, что принято считать нормой в жизнедеятельности людей.

  3. Уединение – совершаемый человеком акт, одиночество – универсальное, сущностное переживание. Одиночество является состоянием души, осознанием своей отдельности, особенности, неповторимости.

  4. Автор выделяет два альтернативных вида феномена одиночества: возвышенное и низменное.

А) Возвышенное одиночество раскрывает, являет себя как индивидуально-универсальное «Я» человека. Оно позволяет человеку установить внутреннее, душевно-духовное родство между собой и другими людьми (человеческим родом), выразить и утвердить себя на уровне чувств (переживания) общей, всеобщей жизни, а значит, внутреннего единства с человечеством и Вселенной (Универсумом). Следовательно, возвышенное одиночество представляет собой позитивную устремленность «общечеловеческого Я».

Б) Низменное одиночество есть внутренняя пустота человека, его ничтожность, прикрывающаяся внешностью. Как антипод возвышенной устремленности низменное одиночество представляет собой негативное нисхождение, проявление субъекта в соответствии не с духовными, а с биологическими потребностями, инстинктами. Низменное одиночество – это своеобразный феномен самоотчуждения и самоуничтожения человека.

Структура работы. Цели, задачи и основные идеи диссертации определяют логику работы и ее структуру. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 204 наименования, в том числе 35 на иностранном языке.

Похожие диссертации на Феномен одиночества : опыт культурологического анализа