Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

ЛИЧНОСТНЫЙ ЮБИЛЕЙ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ СОБЫТИЕ: ОПЫТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Солдаткин Владимир Евгеньевич

ЛИЧНОСТНЫЙ ЮБИЛЕЙ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ СОБЫТИЕ: ОПЫТ  КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
<
ЛИЧНОСТНЫЙ ЮБИЛЕЙ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ СОБЫТИЕ: ОПЫТ  КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЛИЧНОСТНЫЙ ЮБИЛЕЙ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ СОБЫТИЕ: ОПЫТ  КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЛИЧНОСТНЫЙ ЮБИЛЕЙ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ СОБЫТИЕ: ОПЫТ  КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЛИЧНОСТНЫЙ ЮБИЛЕЙ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ СОБЫТИЕ: ОПЫТ  КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЛИЧНОСТНЫЙ ЮБИЛЕЙ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ СОБЫТИЕ: ОПЫТ  КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЛИЧНОСТНЫЙ ЮБИЛЕЙ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ СОБЫТИЕ: ОПЫТ  КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЛИЧНОСТНЫЙ ЮБИЛЕЙ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ СОБЫТИЕ: ОПЫТ  КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЛИЧНОСТНЫЙ ЮБИЛЕЙ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ СОБЫТИЕ: ОПЫТ  КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЛИЧНОСТНЫЙ ЮБИЛЕЙ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ СОБЫТИЕ: ОПЫТ  КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЛИЧНОСТНЫЙ ЮБИЛЕЙ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ СОБЫТИЕ: ОПЫТ  КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЛИЧНОСТНЫЙ ЮБИЛЕЙ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ СОБЫТИЕ: ОПЫТ  КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЛИЧНОСТНЫЙ ЮБИЛЕЙ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ СОБЫТИЕ: ОПЫТ  КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Солдаткин Владимир Евгеньевич. ЛИЧНОСТНЫЙ ЮБИЛЕЙ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ СОБЫТИЕ: ОПЫТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА: диссертация ... кандидата : 24.00.01 / Солдаткин Владимир Евгеньевич;[Место защиты: Мордовский государственный университет им.Н.П.Огарева].- Саранск, 2014.- 147 с.

Содержание к диссертации

Введение

1 Юбилей в структуре жизненного пути человека .15

1.1 Проблематика жизненного пути в сфере культурологического знания 15

1.2 Процессуально-событийная структура жизненного пути человека 38

2 Специфика личностного юбилея как узлового социокультурного события жизненного пути человека .60

2.1 Формирование и историческая трансформация социокультурного статуса личностного юбилея 60

2.2 Социокультурные аспекты воплощения личностного юбилея .88

Заключение .125

Список литературы 130

Введение к работе

Актуальность темы исследования. XXI век из образа далекого будущего превратился в объективную реальность. Однако многие надежды человечества, связанные с верой в наступление эры всеобщего благополучия и безмерного могущества Человека, не оправдались. Ухудшение экологической обстановки, техногенные катастрофы, бесконечные социальные конфликты и глобальные проблемы стали обыденной реальностью наших дней. Ускорение динамики общественно-экономического развития, уплотняющийся темп протекания исторических процессов, очень быстрое устаревание личного и коллективного социального опыта минувших эпох еще больше усложнили жизнь современного представителя рода Homo sapiens. Изменение условий существования во время переходных периодов, к каковым, без сомнения, относится первая четверть XXI века, наиболее сильно нарушает субъектно-средовой и внутренний баланс человека. А многообразие ролей и статусов, вызванных его социальной, экономической, профессиональной и прочей деятельностью, существенно влияют на целостность его личности, ставят вопросы, связанные с его самоопределением, самореализацией и самоидентификацией. В ситуации кризиса, диссонанса привычных систем ценностей, индивиду необходимы определенные стабилизирующие механизмы, основанные на стремлении к уравновешенности, устойчивости, фундаментальности.

Одним из таких механизмов стабилизации личности, своеобразным регулятором самочувствия человека, позволяющим восстановить подвергающуюся негативному воздействию разнообразных внешних и внутренних факторов целостность его жизненного мира, выступает рожденный в недрах культуры праздник. Именно в пространстве праздника человек, опираясь на уже известные, проверенные опытные модели поведения, созданные историческим прошлым, усваивает общепринятые нормы общежития, обретает ориентиры своего местоположения в социокультурном пространстве.

В последнее время все большую популярность приобретают праздники, маркирующие жизненный путь отдельного человека. Одним из таких праздников является личностный (свойственный личности, характерный для нее) юбилей. Зародившийся в глубокой древности, в ходе своего развития претерпевший значительные трансформации, этот феномен приобрел особую актуальность в современных социокультурных условиях. В словарях юбилей трактуется как «годовщина жизни, деятельности какого-либо лица, учреждения, события; празднование такой годовщины». Устойчивый интерес к этому событию среди самых разнообразных слоев современного российского общества говорит о важности и значимости данного праздника для социально и личностно ориентированного субъекта, возлагающего на него огромные надежды по решению обозначенных проблем. В какой-то степени эти надежды связаны либо с осознанными, либо подсознательными ожиданиями юбиляра найти те самые жизненные ориентиры, помогающие почувствовать свою значимость и нужность, как минимум, для ближайшего социального окружения. Повышенное внимание к роли личностного юбилея в свою очередь провоцирует увеличение требований к качеству его подготовки и проведения. Поэтому организацию торжеств все чаще возлагают на профессионалов, в состав которых входят сценаристы, режиссеры, представители праздничных агентств, индивидуальные предприниматели в сфере развлекательной индустрии. Однако по многочисленным наблюдениям и заявлениям участников данных событий (самих юбиляров, их гостей, а порой и устроителей мероприятий подобного рода) можно судить, что эффективность проводимых юбилеев нередко оставляет желать лучшего. Потенциальные возможности данного праздника оказываются невостребованными, либо используются не в полной мере. Это связано, в первую очередь, со слабой изученностью таких возможностей. Сказывается отсутствие в профессиональной среде четкого представления об исторических предпосылках возникновения личностного праздника, традициях, функционирующих в нем, технологических приемах, способствующих максимально эффективному выполнению его сверхзадачи. О том же свидетельствует и анализ специальной литературы, который выявил значительную брешь в теоретическом и практическом обеспечении специалистов, занимающихся профессиональной деятельностью в обозначенном сегменте праздничной культуры. А это, в свою очередь, указывает на необходимость заполнения данной лакуны.

Учитывая возросший интерес к проблемам самоидентификации человека, к вопросам его самоопределения и самореализации, вызванный социальной дестабилизацией и ценностно-нормативным кризисом современного общества, можно отметить, что актуальность избранной темы базируется на острой необходимости культурологического анализа социокультурной значимости личностного юбилея, позволяющего решить обозначенные проблемы.

Степень научной разработанности проблемы. Поскольку исследование носит обобщающий, междисциплинарный характер, следует обратить внимание на разработанность означенной проблемы в различных областях знания.

Первую группу источников составляют работы, позволяющие проанализировать общее состояние культуры современного общества. В связи с этим следует отметить таких зарубежных авторов как: Т. Адорно, Дж. Александер, Д. Белл, Ж. Бодрийяр, Дж. Гэлбрейт, Х. Ортега-и-Гассет,

Э. Тоффлер, Э. Фромм, Д. Хелд; среди отечественных авторов отметим, таких, как: А. В. Костина, П. А. Сорокин, А. Я. Флиер, В. С. Цукерман.

Вторая группа источников объединила работы исследователей, научный интерес которых сосредоточился на изучении жизненного мира и жизненного пути человека. К зарубежным авторам относятся: А. Адлер, Э. Берн, Ш. Бюлер,

Э. Гуссерль, Л. Зонди, Э. Фромм, Ю. Хабермас, М. Шелер, А. Шюц; к отечественным – Б. Г. Ананьев, В. Н. Волков, К. В. Карпинский,

С. Б. Кожевников, С. Л. Рубинштейн.

Третью группу источников составляют труды авторов, связанных с изучением личности, ее самоопределения. Среди зарубежных выделяются работы А. Маслоу, К. Роджерса, З. Фрейда, К. Хорни, Э. Эриксона, К. Г. Юнга; среди отечественных – И. А. Беляева, Л. Н. Когана, И. С. Кона, Д. А. Леонтьева.

Четвертую базовую группу источников составляют труды, аккумулирующие теоретическое осмысление праздника как общественного института, отражающего уклад жизни, сферу идеалов и традиций. Существенный исследовательский интерес представляют работы А. В. Бенифанда, К. Жигульского, Л. Н. Лазаревой, А. И. Мазаева, А. Ф. Некрыловой, О. Л. Орлова, Б. А. Рыбакова.

Отдельно следует отметить работы, связанные с изучением обрядов перехода. Особую значимость для автора имели теоретические разработки А. Геннепа, М. М. Бахтина, В. Я. Проппа.

Собственно проблематику юбилея затрагивает диссертационное исследование О. В. Калачевой, посвященное формированию индивидуальной и коллективной идентичности в контексте неофициального праздника (на примере празднования Дня рождения в России советского и постсоветского периодов), а также диссертационное исследование А. Г. Евтушенко, рассматривающее юбилей как социокультурный феномен.

К эмпирической базе исследования относятся материалы, связанные с анализом исторических событий в праздничной культуре России, собранные

С. М. Горяиновым, Н. А. Огарковой, О. Л. Орловым и др.; материалы периодических изданий, содержащие сведения о проводимых юбилеях известных государственных и общественных деятелей; сведения, полученные в результате опроса, проведенного среди индивидуальных предпринимателей, работающих в досуговой сфере, сотрудников праздничных агентств г. Челябинска, а также собственные наблюдения и наработки автора, осуществленные в процессе организации личностных юбилеев.

В результате анализа обширной научной базы философской и культурологической мысли прослеживаются некоторые лакуны. Личностный юбилей как социокультурное событие жизненного пути человека не получил глубокого теоретического осмысления; данный феномен, по сути, впервые становится объектом научной рефлексии. На сегодняшний день остаются недостаточно исследованными вопросы формирования и исторической трансформации статуса юбилея в контексте праздничной культуры, а также динамика экспектаций (ожиданий) общества и личности, касающихся личностного праздника в условиях меняющихся социокультурных реалий.

В связи с этим можно определить проблемное поле исследования. Оно задается противоречием между существенной трансформацией статуса личностного юбилея, его значимости в полистилистичном пространстве современной культуры и недостаточной изученностью проявлений этого процесса в современной гуманитарной мысли.

Гипотеза исследования. Юбилей как важное предельно концентрированное социокультурное событие, имеющее интегральный характер, становится неотъемлемой компонентой жизненного пути современного человека.

Объект исследования – социокультурные события жизненного пути современного человека.

Предмет исследования – личностный юбилей как социокультурное событие (культурологический анализ).

Цель исследования раскрыть социокультурное значение личностного юбилея как интегрального события человеческой жизни.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Произвести интерпретацию феномена жизненного пути человека в рамках культурологического знания.

2. Выявить в структуре жизненного пути наиболее смысловые и функционально значимые моменты, объективированные в форме событий; определить в событийной структуре жизненного пути место и значимость юбилея как одного из фундаментальных узловых событий.

3. Проанализировать генезис и историческую трансформацию статуса юбилея как феномена культуры; охарактеризовать место личностного юбилея в современных культурных практиках (личности, общности, общества).

4. Рассмотреть социокультурные аспекты воплощения личностного юбилея, выявить универсально-инвариантные компоненты, необходимые для его осуществления.

Теоретико-методологическая основа исследования. Многоаспектный характер предмета исследования, неоднородность используемого теоретического и эмпирического материала предполагают обращение в работе к междисциплинарному подходу.

Основаниями для изучения проблемы явились культурологический и антропологический подходы, позволяющие всесторонне изучить степень актуализации личностного юбилея как социокультурного феномена в праздничной культуре и раскрыть функциональную ценность воплощения сущностно-значимого момента жизненного пути человека для социальных и культурных процессов жизни индивида и общества.

Исследованию жизненного пути человека, характеристик его временной динамики способствовало использование событийного подхода, который рассматривается автором в двух взаимосвязанных и обусловливающих друг друга аспектах. С одной стороны, он заключается в анализе процессуально-событийной структуры жизненного пути, особенностей событийности жизни конкретного человека, а также межсобытийных связей, которые являются сущностной характеристикой субъективной картины его жизненного пути. С другой стороны, событийный подход находит свое воплощение в сфере практических действий, где на основе осуществляемых событий оказывается воздействие на человека, изменяются его представления, ценности, смыслы.

В работе реализован системный подход, позволивший рассмотреть юбилей как систему, ориентировавший исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину, на определение структуры юбилея, функций элементов, составляющих эту структуру.

Выявление генезиса феномена личностного юбилея в праздничной культуре и анализ дальнейшего развития традиций данного личностного праздника обусловливают необходимость применения историко-генетического подхода в исследовании.

При проведении исследования были использованы следующие методы:

- диахронический (феномен юбилея рассмотрен в хронологической последовательности появления и развития);

- синхронический (произведен совокупный анализ личностных праздников, их взаимосвязи и различий);

- сравнительно-исторический (выявлено общее и особенное в программе юбилейных торжеств в различные исторические периоды);

- типологический (предложена типология основных видов программ личностных юбилеев);

- эмпирический метод включенного наблюдения (включение автора в изучение исследуемого процесса).

Научная новизна настоящей работы состоит в следующем:

1. Сформулировано определение жизненного пути, конкретизирующее его сущностную основу, функции, значение и смысл для культурного и социального бытия общества.

2. Проанализирована процессуально-событийная структура жизненного пути, дано определение узлового события. Выявлены уровни событий, влияющих на создание образа субъективной картины жизненного пути.

3. Дано определение личностного юбилея, обнаружено его универсально-сущностное ядро. Охарактеризовано место личностного юбилея в современных социокультурных практиках.

4. Рассмотрены социокультурные аспекты воплощения личностного юбилея, определены универсально-инвариантные компоненты, необходимые для его осуществления.

Результаты проведенного исследования выражены в следующих основных положениях, выносимых на защиту:

1. Человек, вырванный из материнского лона природы, теряет ощущение первоначальной гармонии. Не имея четкой биологической программы, он вынужден самостоятельно искать смысл существования, прокладывая свой индивидуальный путь, который сплетается из модусов повседневности (размеренность, стабильность, повторяемость, упорядоченность) и событийности (специфичность, особость, неповторимость, уникальность). События, разрывая привычное течение повседневной жизни, способствуют самопознанию и самопроектированию личности, ее самоопределению. Поиск жизненного пути связан с самоидентификацией человека, процессом, подразумевающим становление, нахождение смыслов, приспособление, постоянный выбор, принятие норм, традиций. Отсюда следует, что жизненный путь личности – процесс формирования, развития и трансформации человека как субъекта жизни, состоящий из совокупности модусов повседневности и событийности, где событийность выполняет функцию маркирования культурно-смысловых, сущностно-значимых этапов жизненного пути.

2. Определены наиболее значимые событийно-насыщенные моменты жизненного пути личности: этапные события, обозначающие важные моменты темпоритмической структуры в жизни человека, происходящие в привычном, установленном порядке (событие-побуждение, событие-корректор, событие-предупреждение, событие-успех, событие-воздаяние, событие-со-участие); поворотные события, обозначающие существенные перемены в жизни человека, изменяющие его социокультурный статус (событие-выбор, событие-кризис, статусное событие). Диссертант вводит понятие «узловое событие», определяя его как реальный, действенный факт жизненного пути личности, который совмещает характеристики нескольких типов событий, предельно концентрируя их значение, и фиксирует существенные перемены в жизни человека, связанные с изменением его социокультурного статуса.

Автором выявлены уровни событий, влияющие на создание образа субъективной картины жизненного пути: 1 уровень события, формирующие субъективно-личностную картину жизненного пути субъекта, позволяющую конкретному человеку представить свой жизненный путь; 2 уровень – события, создающие коллективную картину жизненного пути субъекта (представленность жизненного пути личности в сознании общности); 3 уровень – события, в которых оценка жизненного пути человека соотносится с позициями ценностно-нормативных установок общества.

3. Юбилей как социокультурное явление известен с древнейших времен. На протяжении многовековой истории он сам, его смысловое содержание и форма воплощения претерпели существенные изменения. Возникший примерно в XIII веке до н. э. как «год свободы», в последующее время юбилей стал трактоваться как годовщина жизни, деятельности какого-либо лица, учреждения, события; празднование такой годовщины. Сверхзадача личностного юбилея – приведение юбиляра в «идеальное» состояние гармонии с внутренним миром и окружающей средой. Создается ситуация, в которой человек «профанный» (повседневный) приближается к человеку «сакральному» (идеальному): он «обрастает» различными смыслами, подтверждающими его значимость, особость, избранность. Уникальность данного феномена в том, что личностный праздник помогает юбиляру осознать полезность для других, для общества, содействует его самоопределению, самоидентификации, а также демонстрации результатов его самореализации.

Личностный юбилей – гармоническая, целостная модель социокультурного события жизненного пути человека. Диссертант определяет личностный юбилей как интегральное узловое социокультурное событие, характеризуемое системой действий, фиксирующих сущностно-значимый момент жизненного пути человека и воплощающих изменение социокультурного статуса человека-юбиляра, которое формулирует (вербализирует и визуализирует), публично демонстрирует и воплощает смысл жизни личности. Универсально-сущностным ядром личностного юбилея как гармонической, целостной модели является совокупность идеализированных образов: главного героя праздника; прошедших, настоящих и проектируемых будущих событий его жизненного пути; коммуникации, осуществляемой посредством проведения комплекса специальных массовых, коллективных и индивидуальных действий со-участников юбилея в идеализированном пространстве-времени, позволяющих представить, гармонизировать и оптимизировать восприятие жизненного мира человека-юбиляра.

4. Для должного воплощения личностного юбилея необходимо наличие определенных универсально-инвариантных компонентов, выявленных автором в ходе исследования исторических и современных личностных праздников: а) сама личность как субъект-объект жизни, включенная в социокультурные отношения; б) вычлененное в процессуально-событийной основе жизненного пути личности событие, которое наделяется темпоральным культурным смыслом и в котором осуществляются специфические свойства и качества; в) сообщества людей, интегрированные отношением к личности юбиляра, воспринимающие это событие и его главного героя через ценностные родственно-общественные отношения; г) совокупность относительно самостоятельных комплексов массовых, коллективных и индивидуальных действий со-участников юбилея, воплощающих сущностно-значимый момент жизни человека-юбиляра и обеспечивающих совместное переживание этого события; д) специфичная технология (как совокупность методов и приемов праздничного действа) воплощения сущностно-значимого момента жизни, позволяющая максимально эффективно реализовать сверхзадачу юбилея по гармонизации и оптимизации жизненного мира человека-юбиляра.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяются тем, что результаты, полученные в ходе исследования, указывают на объективное значение личностного юбилея в структуре жизненного пути современного человека и потенциальные возможности этого праздника в решении вопросов самоопределения, самореализации, самопроектирования личности юбиляра. Данное положение позволяет повысить уровень значимости юбилея в современных социокультурных практиках (деятельности учреждений культуры, праздничных агентств, индивидуальных предпринимателей в сфере праздничной индустрии, СМИ и т. д.). Результаты исследования, заставляющие обратить особое внимание на качество подготовки и проведения личностного праздника, могут быть использованы в разработке курса лекционных и практических занятий по предметам «Режиссура театрализованных представлений и праздников», «Учебно-практические занятия по освоению специфических особенностей режиссуры театрализованных представлений и праздников», «Теория и история праздников», конкретных практических рекомендаций для организации личностных юбилеев.

Достоверность и апробация работы. Основные положения диссертации изложены в докладах и обсуждены на следующих научных конференциях, форумах и семинарах: международные (Челябинск, 2009, 2010, 2011, 2012, 1913; Астана, 2011; Пенза – Москва – Минск, 2011; Орел, 2012); научно-практические конференции ЧГАКИ (Челябинск, 2011, 2012, 2013, 2014); совместный научный проект «Современное праздничное пространство: вопросы истории, теории, технологии. Россия – Беларусь» (Челябинск – Минск, 2012).

Материалы диссертации были апробированы: при ведении курсов повышения квалификации для руководителей и специалистов учреждений культуры (Челябинск, 2008), (Уфа, 2010), (Пермь, 2010), (Тюмень, 2010), (Екатеринбург, 2012), (Курган, 2013); при подготовке и проведении более 50-ти личностных юбилеев; изложены в 17 статьях, в т. ч. опубликованных в трех рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК, общим объемом около 5 п. л.

Структура работы определяется поставленной целью и задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения. Библиографический список включает 182 источника. Общий объем работы составляет 147 страниц.

Проблематика жизненного пути в сфере культурологического знания

Приступая к исследованию феномена личностного юбилея, необходимо определить отправные точки работы. В первую очередь к ним относится сам данный факт культуры. Несмотря на то, что в силу социальных, экономических, прочих условий масштаб юбилея, количество его участников, их социокультурное и статусное положение могут варьироваться, для тысяч и тысяч россиян наличие этого события является обязательной составляющей их жизненного пути. В рамках исследования принципиально отграничим ту часть социума, представители которой находятся в маргинальном положении, отвергая определенные ценности и традиции, существующие в культуре российского общества, в том числе связанные с маркировкой этапов жизни.

Следующий ориентир для настоящего исследования – увеличение календарных дат, которым современный человек приписывает характеристики юбилея. Сознательно, либо подчиняясь интуитивному ощущению, мы неоднократно в течение своей жизни провоцируем окружающих нас людей к действиям, связанным с осуществлением комплекса мероприятий, свойственных этому личностному событию. В последнее время частота таких дат неуклонно увеличивается, что в свою очередь указывает на возрастающее значение юбилея, его жизненную необходимость, как для отдельного человека, так и для общества в целом. Зафиксировав выявленные положения, отметим: в повышении значимости личностного юбилея есть свои объективные и субъективные причины. При их рассмотрении начнем с наиболее глубинных. Считается общепринятым, что в природе все устроено гармонично. Однако, человек, на заре своего существования, «выпадая» из материнского лона природы, объективно теряет ощущение первичной гармонии. «Когда человек родится, – как весь человеческий род, так и отдельный индивидуум – он оказывается перенесенным из ситуации, которая была определенной, как определены инстинкты, в ситуацию, которая неопределенна, неясна, открыта» [См.: 162]. В отличие от животного, биологически определенного, ограниченного видовой программой, генетическим кодом и ведомого инстинктом, человек остается «незавершенным продуктом» [180, с. 908]. «Незавершенность или фрагментарность» человека (по К. Ясперсу) становится причиной двойственности его положения: с одной стороны он не определен, не ограничен, с другой стороны, он относительно свободен, и может сознательно выбирать путь своего движения, может развиваться. Однако, выйдя за рамки биологической определенности и необходимости, человек со свободой обретает и необходимость определять себя сам, что требует огромных усилий по созиданию культуры.

Следует заметить, понятие «культура» в исследовательском плане многопланово, и его трактовка не может быть принципиально однозначной в силу многообразия видов человеческой деятельности, в совокупности являющихся содержанием культуры. Для данного исследования наиболее оптимальной является следующая ее дефиниция: «Культуру можно определить как феномен, рожденный незавершенностью, открытостью человеческой природы, развертыванием творческой деятельности человека, направленной на поиск сакрального смысла бытия» [41, с. 37]. Поиски смысла осуществляются на протяжении всего жизненного пути человека. Смысл жизни, определяющий направление движения индивида, прокладывающего свой путь по жизненному миру, выступает «отражением общего вектора системы отношений индивида с миром, становится одним из основных “вершинных” проявлений личности, в которых последняя наиболее ярко обнаруживает свою индивидуальную специфику» [90, с. 71]. Обретение смысла жизни способствует осуществлению той самой завершенности, о которой шла речь. Квинтэссенцией поиска в каждом конкретном случае выступает проблема гармоничного существования человека в окружающем мире, воспринимаемом через призму собственной, субъективной, картины мира. Исследование феномена юбилея напрямую связано с этим понятием, а также с понятием «жизненный мир».

По мнению многих ученых, картина мира является определенной теоретической моделью, разработанной человеческой практикой, позволяющей человеку не потеряться в мире культуры, знать место в ней и определить свою роль. Классическое для культурологов определение такой модели гласит: «Модель мира – сокращенное и упрощенное отображение всей суммы представлений о мире внутри данной традиции, взятых в их системном и операционном аспектах» [102, с. 161]. Выстраивая в течение жизни отношения с объектами и явлениями действительности, человек создает свой жизненный мир. «Жизненный мир выступает в качестве специфической реальности человеческой жизни, а так же в качестве особого символического пространства – экологического семиозиса культуры, становящегося преимущественной действительностью человека и определяющего стилистику его конструктивной активности» [См.: 65]. Жизненный мир предстаёт перед человеком в многообразных, культурно и субъективно оцененных формах живой данности, существует в виде мнений, переживаний, ценностей, богатства чувственного восприятия вещей. Такая представленность жизненного мира в полной мере осуществляется в сущностно-значимом моменте жизненного пути человека, каковым является личностный юбилей. Для подтверждения данного положения рассмотрим понятие «жизненный мир» более подробно.

Первые концептуальные модели жизненного мира сформировались в рамках «философии жизни» (В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер, Г. Зиммель), явившейся реакцией на рационализм эпохи Просвещения. Основной темой данного направления в философии была интуитивно постигаемая жизнь как целостная и динамически развивающаяся реальность. Для профессионального изучения жизненный мир человека открыл немецкий мыслитель Ф. Ницше [См.: 108], который радикально переориентировал культурфилософскую проблематику со сферы умозрительных идеалов на реалии повседневной жизни. Ф. Ницше впервые связал феноменологию культуры с физиологией человеческих инстинктов, став, по сути, основоположником «философии жизни» и разработав новую парадигму в науках антропологического цикла.

Как пишет С. Б. Кожевников, рассматривающий жизненный мир как модус культуры, «важной предпосылкой культурфилософских исследований жизненного мира стала разработка специфического метода гуманитарных наук (Geisteswissenschaften), осуществлённая представителями Баденской школы неокантианства В. Виндельбандом и Г. Риккертом» [См.: 65]. Ученый отмечает, что «предложенный ими “идиографический” метод (от греч. idios – особенный) в противоположность “номотетическому” (от греч. nomothetike – искусство создания законов) позволял изучать своеобразные и неповторимые события исторической жизни» [Там же]. Они одними из первых поставили вопрос о специфичности актов понимания духовных явлений (феноменов культуры).

Процессуально-событийная структура жизненного пути человека

Человек на своем жизненном пути сталкивается с чередой разнообразных событий – важных и не очень, запоминающихся и проходящих, но в совокупности составляющих общую картину жизни. Особое место в этой картине занимает личностный юбилей. К этому событию разные люди относятся по-разному, в зависимости от традиций, бытующих в данной местности, социокультурного статуса, материального положения, в конце концов, личного отношения к факту наступления очередной «круглой» даты, безжалостно констатирующей изменение возраста. Не стоит отрицать, что во многом благодаря последнему положению отношение некоторых потенциальных юбиляров к данному личностному событию является крайне негативным. Есть люди, которые просто игнорируют свои «круглые» даты. И у них есть на то полное право, ведь празднование юбилея – не закон, а, скорее, потребность, порою даже необходимость для людей, глубоко переживающих это экзистенциальное событие и придающих ему особое значение. При определении места личностного юбилея в жизненном пути человека, следующего традициям праздничной культуры, необходимо произвести анализ процессуально-событийной основы жизненного пути, рассмотреть значение событий, составляющих его структуру.

С. Л. Рубинштейн под событиями понимает важные моменты человеческой жизни, которые становятся так называемыми «поворотными этапами», поскольку именно они «показывают» историю формирования личности, становление собственно человека. «В ходе этой индивидуальной истории (истории жизни) бывают и свои «события» – узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется дальнейший жизненный путь человека» [126, с. 643]. Постараемся проанализировать данное положение. Событие, как правило, принимается как то, что имеет место, происходит, наступает в произвольной точке пространства-времени; значительное происшествие, явление или иная деятельность как факт общественной или личной жизни. Данное понятие используется в различных областях человеческой деятельности: так в фундаментальных научных трудах по физике (а также в некоторых разделах философии) событие – то, что происходит в некоторый момент времени и рассматривается как изменение состояния мира. В театре, в художественной форме отражающем взаимоотношения людей, событие – действие, приводящее к коренному изменению развития основного конфликта в драме, а также действенный факт, который изменяет цели и задачи исполнителей и ставит их в обновленные предлагаемые обстоятельства. Принимая во внимание вышеперечисленные определения, а также используя формулировку С. Л. Рубинштейна «жизненное событие – узловой момент и поворотный этап жизненного пути, определяющий дальнейшую жизненную стратегию и, в целом, жизненный путь человека» [Там же, с. 328], следует заметить, что, на наш взгляд, понятие «поворотный этап» фактически не проясняет понятие и концепт жизненного пути. Можно предположить, что событие не обязательно резко изменяет перипетии и коллизии жизненного пути, оно может усиливать, корректировать вектор, который был задан. Тем не менее, основным критерием настоящего события является его судьбоносность – способность события существенно и ощутимо повлиять на жизненный путь личности, а единичность подтверждает его уникальность.

В свою очередь Б. Г. Ананьев подразделяет жизненные события на две большие группы: события среды и события поведения человека в среде. «События среды – это существенные сдвиги в природной и социальной среде, происходящие не по инициативе личности и неподвластные ее контролю. Именно события среды составляют внутреннюю систему временных координат субъективной картины жизни, относительно которой размещаются значительные биографические даты» [12, с. 221]. События поведения личности в среде или события-поступки – это дискретные (от лат. discretus – разделенный, прерывистый) изменения жизненных обстоятельств, которые производятся личностью как субъектом собственной жизни. Изменения среды и поступки личности находятся в диалектической взаимосвязи. На эту взаимосвязь обращает внимание и С. Л. Рубинштейн. Он различает два вида жизненных событий – внешние и внутренние. «Внешние события, преломляясь через внутренние условия (внутренний мир личности), превращаются в переживания – внутренние события; внутренние события – переживания побуждают личность совершать поступки, которые изменяют жизненный путь и становятся его поворотными пунктами – внешними событиями. Внутренние события являются следствием субъективации внешних событий; внешние события являются результатом объективации внутренних событий» [57, с. 122]. Именно так выглядит диалектика внешних и внутренних событий с точки зрения принципа детерминизма, сформулированного отечественными психологами, который гласит: внешние события действуют через внутренние условия и тем самым побуждают личность себя изменять.

Позиция психологов определяется целями и задачами их научной деятельности. Следует отметить, специалисты данной области не всегда обращают должное внимание на конкретные социокультурные условия, в которых существует объект их исследований. Напротив, для нас влияние среды (общественной, культурной и пр.) является очень важным фактором, что, в свою очередь, позволяет обратить внимание на следующий аспект. Изучая жизненный путь человека при помощи событийного подхода, приходим к выводу, что события, составляющие траекторию движения личности как субъекта жизни, бывают разного масштаба и характера. В связи с этим представляется возможным проанализировать процессуально-событийную структуру жизненного пути. Рассмотрим авторскую таблицу (Таблица 1), фиксирующую основные типы событий жизненного пути личности.

Формирование и историческая трансформация социокультурного статуса личностного юбилея

Юбилей как социокультурное явление известен с древнейших времен. На протяжении многовековой истории он сам, его смысловое содержание и форма воплощения претерпели существенные изменения. Рассмотрение исторических аспектов формирования и трансформации этого феномена позволит проследить его динамику и определить уровень актуальности в современных практиках культуры.

В настоящее время юбилей чаще всего трактуется как «годовщина жизни, деятельности какого-либо лица, учреждения, события; празднование такой годовщины» [138, с. 1576]. Исходя из определения предмета исследования, сознательно проведем демаркацию между юбилеями учреждений, событий и юбилеем отдельного человека, поскольку научный интерес направлен не на коллективного героя, а на личность – уникальную, неповторимую, единичную. В связи с этим положением при проведении диахронного анализа традиции юбилея в первую очередь обратим внимание на персонифицированные, личностные праздники, варианты которых мы обнаруживаем на протяжении всей истории человечества. Истоки таких праздников находятся в мифологии, со своих позиций не только объясняющей возникновение мира, законы его развития, но и описывающей жизнь богов, подвиги героев. Мифологические вершители человеческих судеб являлись главными действующими лицами первых персонифицированных праздников. Преемниками богов стали их земные наместники: фараоны, императоры, цари и пр. Проводимые торжества акцентировали внимание на главных героях, спровоцировавших данные события, во-первых, подтверждая их особость и исключительность в социокультурном пространстве в силу занимаемого ими положения, пролонгируя их практически неограниченные полномочия, во-вторых, содействуя устранению лиминальности (двойственности) состояния, связанной с окончанием одного и началом следующего жизненного периода.

Рассмотрим конкретные исторические примеры. В Древнем Египте главным государственным праздником был Хеб-сед («праздник хвоста»). Он отмечался в тридцатый год правления фараона и затем, как правило, каждые следующие три года его царствования. По мнению отдельных исследователей, праздник знаменовал магическое восстановление мужских сил царя и тем самым плодородия подвластной ему страны, заменив более древний обряд убиения состарившегося вождя. Хвост животного был в то время необходимым предметом царского облачения; позднее в церемониалах его заменил джед – в египетской мифологии фетиш, представляющий собой столб – символ деревянной колонны, в которой, согласно мифу, находился сундук с телом Осириса, бога умирающей и воскресающей природы. Зачастую празднование сопровождалось возведением особых храмов, среди которых наиболее известен храмовый комплекс, возведенный Осорконом II в Бубастисе.

Римские императоры, сменившие на исторической арене египетских фараонов, также широко отмечали круглые даты своего пребывания на престоле. Об этом свидетельствуют многочисленные документальные факты. Так, в Королевской Академии истории (Мадрид), хранится юбилейный миссорий Феодосия Великого. Это серебряное блюдо церемониального назначения, на котором вычеканен портрет последнего государя единой Римской империи в окружении соправителей и стражи, было изготовлено в ознаменование десятилетнего юбилея правления Феодосия, празднование которого проходило в 388 году в Фессалониках. Можно констатировать, что возникшая в глубокой древности традиция маркировки (выделения) сакральных предметов, относящихся к торжествам подобного рода, являлась обязательным элементом таких празднований на протяжении всей истории человечества.

Впоследствии традиция отмечать круглые даты своего правления была продолжена правителями средневековых государств и европейскими монархами в Новое время. Приведем наиболее яркий пример. В 1887 году по всему миру широко освещались торжества, связанные с пятидесятилетием пребывания на престоле королевы Виктории. А бриллиантовый юбилей, который отмечали в Лондоне 22 июня 1897 года, был признан одним из самых пышных празднеств, какие когда-либо видел Туманный Альбион: дабы воздать должное своей монархине, со всех концов света в Англию прибыли 46 тысяч солдат и офицеров и премьер-министры одиннадцати колоний. Праздник посвящался как шестидесятилетию пребывания Виктории на троне, так и статусу сверхдержавы, который она дала Великобритании. Общеизвестно, что на тот момент в число подданных королевы входила четверть населения земного шара и пятая часть его территории (помимо Великобритании огромные территории по всему свету – Индия, Австралия, Канада, африканские, азиатские колонии, а так же колонии в Южной Америке и Тихом океане).

Следует отметить, что география таких праздников тоже весьма обширна – традиция празднования юбилеев существует не только в западноевропейских, но и в восточных монархиях. Например, в Токио до сих пор есть много объектов, построенных к 50-летию правления Хирохито (1901-1989) в 1976 году. Японцы свято верили, что их государством, их жизнью управляет Император-Бог. Только после поражения Японии во Второй мировой войне Хирохито официально провозгласил своему народу: «Отныне я становлюсь человеком».

Далее обратимся к истории празднования юбилеев российских монархов. Один из известных ныне исследователей праздничной культуры, О. Л. Орлов, описывая праздничный придворный календарь, отмечает, что праздники при Дворе посвящались конкретным событиям, основная часть которых имела непосредственное отношение к царствующей семье. Например, «при Анне Иоанновне Двор отмечал пять праздников: Новый год, День рождения государыни, День ее коронования, День восшествия на престол, а также День ее тезоименитства» [111, с. 17]. В архивных документах отражено, что такие празднества совершались с особенной торжественностью и пышностью. «Они начинались с литургии, молебна, которые сменялись пушечной стрельбой. Далее обязательно проводился парад войск на Дворцовой площади. После завершения парада государь проводил официальный прием российских вельмож и высокопоставленных иностранцев, принимая их поздравления. Свои благопожелания высказывали кроме того музыканты всех полков, Морского ведомства и военно-учебных заведений. Каждый участник поздравления получал вознаграждение деньгами в соответствии со своим положением. После этого устраивались застолья, называвшиеся банкетами или трактованиями. Завершались праздники иллюминацией и фейерверком» [119, с. 228 – 229]. Все вышеперечисленное констатирует факт наличия в государственном аппарате соответствующих институтов, служб и конкретных людей, занимавшихся специальной подготовкой данных мероприятий, а также определенного волевого управления всем организационным процессом. Как следует из документов, праздники царствующего Дома, в том числе и юбилейные торжества монархов, были общероссийскими праздниками. Их отмечали во всех регионах страны. В XVIII веке они уже имели устоявшиеся традиции и проводились по определенному сценарию. О. Л. Орлов отмечает, что «к проведению торжеств осуществлялся дифференцированный подход: учитывалась государственная, национальная, религиозная и сословная принадлежность граждан. С учетом этих обстоятельств выбирались те или иные формы проведения торжеств» [111, с. 18].

Социокультурные аспекты воплощения личностного юбилея

Прежде чем обратиться непосредственно к социокультурным аспектам воплощения личностного юбилея и выявлению его универсально-инвариантных компонентов, необходимо отметить следующий немаловажный факт. Подготовкой и проведением обрядов, ритуалов, праздников любого масштаба и смысловой направленности во все времена занимались специальные люди, владеющие комплексом знаний и умений данного вида деятельности. Еще на заре человечества, объясняя окружающий мир и определяя в нем свое место, человек поверил, что при помощи специфических приемов он может воздействовать на силы, устанавливающие законы всеобщего миропорядка. Первыми в этой связи уместно вспомнить шаманов и жрецов, являвшихся проводниками воли духов и богов, по мнению верующих оказывающих существенное влияние на человека и его судьбу. Чтобы получить такой статус требовались многие годы обучения, а также прохождение различных испытаний, подтверждающих экстраординарность неофита, возводимого в соответствующий ранг. Без всякого сомнения, имеющие за спиной многовековой опыт, духовные лица всех мировых религий и по сей день являются обладателями особого положения, исключительных прав, позволяющих только им проводить религиозные священнодействия.

В свою очередь организация светских праздников (в том числе и личностных) также возлагалась на плечи специалистов. Это подтверждается множественными историческими примерами и документами, часть из которых представлена в данном исследовании. Что можно сказать о текущем положении дел в сфере праздничной индустрии?

Признавая, что на сегодняшний день каждый индивид гипотетически имеет возможность праздновать юбилей, отметим – наличие желания и возможности не гарантируют реализации всех ожиданий юбиляра, связанных с этим событием. Увеличение количества заказов провоцирует возникновение множественных проблем, в первую очередь вызванных качеством проводимых мероприятий. И это объяснимо. Люди, отмечающие «круглую» дату своей жизни, не всегда обращаются за помощью к профессионалам: в большинстве случаев они обходятся либо силами энтузиастов-друзей, либо выбирают более дешевые услуги людей, чья компетентность в данном виде деятельности часто вызывает сомнения. Оправдывается это в основном материальными затратами на подготовку и проведение юбилея, в период нестабильной экономической ситуации реально «ударяющими по карману». В то же время обнаруживается и следующая тенденция – все чаще можно встретить заказы на неординарные, эксклюзивные личностные праздники, подчеркивающие индивидуальность их главного героя. Тем более что в техническом плане, как и в плане насыщенности художественными выразительными средствами, праздничная культура современного российского общества обладает практически неограниченными возможностями.

Двойственность такого положения понятна и проста – организуя шикарное торжество на сотни гостей, или довольствуясь скромным кругом самых близких людей, юбиляр надеется на компенсацию затрат. Эта компенсация в большей степени связана не с материальной составляющей, а с духовной. Гармонизация воспринимаемого образа жизненного мира человека-юбиляра, его оптимизация являются наибольшей ценностью в мероприятиях подобного рода.

Следует заметить, организация личностного праздника не обязательно связана с большими денежными вложениями. Профессионалам известно – программа юбилея состоит из разнообразных структурных единиц – от строго официальных до принципиально неформальных. К ним можно отнести церемонию, торжественное собрание, театрализованное представление, концерт, банкет, игровую программу, вечер-портрет, бенефис и другие формы праздничных мероприятий. Такая вариативность позволяет решить многие проблемы, в том числе финансовые. В зависимости от пожеланий заказчиков, организаторами выбирается оптимальное количество этих единиц, а также обговаривается их качественное содержание и стоимость. Рассмотрим один из основных структурных элементов программы личностного праздника – церемонию (от лат. caerimonia – благоговение, культовый обряд), торжественный официальный акт, при проведении которого установлен определенный порядок – церемониал. При выявлении характеристик, свойственных современным церемониальным действиям, обратимся к их аналогам, имеющим место в российской истории праздничной культуры XVIII века. Такое обращение связано с тем, что в этот период в России организация церемониалов и празднеств царствующего двора вышла на новый качественный уровень, заложив традиции на столетия вперед. Как отмечалось выше, данным видом деятельности занимались специальные службы, возглавляемые особо приближенными к императорской семье людьми, а то и непосредственно первыми лицами государства. Известно, что первым «режиссером» назначил себя Петр I, «собственноручно составлявший новые церемониалы, правила которых подданным приходилось заучивать в условиях нелегкой каждодневной практики» [110, с. 5]. Придворные церемониалы, начиная с инициативы Петра Великого и сохраняя на протяжении века жесткую структуру, отрабатывались самым решительным образом. Время и место проведения церемоний, количество участников назначались специальной комиссией. Соблюдалась строгая иерархия в расстановке «социальных сил» по степени знатности и богатства на всех участках церемониального действа.

Приведем конкретный исторический пример, связанный с одним из первых личностных праздников в биографии человека. Рождение великих князей и княгинь – знаменательное событие в жизни императорской семьи. Вот что пишет русский поэт и драматург эпохи Просвещения, государственный деятель Российской империи, сенатор, действительный тайный советник Г. Р. Державин: «Великий князь Николай Павлович родился в Царском Селе 25 июня 1796 года в три часа пополудни. Крещение было совершено 6 июля, в воскресенье, духовником императрицы, протопресвитером Иоанном Иоанновичем Панфиловым. Новорожденный внесен был в церковь из внутренних покоев статс-дамою Шарлоттою Карловною Ливен; его поддерживали, по принятому этикету, с правой стороны обер-шталмейстер Л. А. Нарышкин, а с левой генерал-аншеф, граф Н. И. Салтыков. Восприемниками от святой купели были великий князь Александр Павлович, и великая княжна Александра Павловна. В этот день во дворце был обеденный стол» [Там же, с. 56]. Как следует из описания, порядок всех действий, их мизансценирование, строго регламентированы.

В настоящее время мы тоже имеем возможность быть свидетелями широко освещаемых средствами массовой информации официальных торжественных актов, при проведении которых установлен определенный порядок. Церемонии проводятся как на высшем, так и на местном уровне. А посвящаются они, в частности, вручению правительственных наград, присуждению почетных званий людям, добившимся выдающихся результатов в науке, искусстве, спорте, других видах деятельности. Нередко такие приемы приурочены к юбилейным датам награждаемых. Так 9 октября 2007 года в Кремле на церемонии вручения государственных наград РФ состоялось торжественное награждение орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени академика РАН, президента Московской государственной юридической академии О. Е. Кутафина. Поздравляя академика с семидесятилетием, Президент РФ В. В. Путин, отметил, что Кутафин «внес большой вклад в развитие юридической науки…, много лет ведет педагогическую и общественную деятельность». 3 мая 2012 года в Кремле прошла торжественная церемония вручения правительственных наград. Среди награжденных – руководитель НТВ В. М. Кулистиков. В год своего шестидесятилетия из рук Президента РФ Д. А. Медведева он получил орден «За заслуги перед Отечеством» III степени. В указе главы государства сказано, что Кулистиков награждается «за большие заслуги в развитии современных телекоммуникационных технологий и многолетнюю плодотворную работу». Еще один пример. 26 июня 2012 года Президент России В. В. Путин наградил певца, народного артиста России И. Д. Кобзона орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени. Как отмечается в указе главы государства, 75-летний советский и российский эстрадный певец, а ныне еще и первый заместитель председателя комитета Госдумы по культуре, получил награду «за большой вклад в законотворческую деятельность и развитие отечественной культуры». Провокативность «круглых» дат в данных случаях на лицо.

Похожие диссертации на ЛИЧНОСТНЫЙ ЮБИЛЕЙ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ СОБЫТИЕ: ОПЫТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА