Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен традиционной боевой культуры России : культурологический аспект Борченко Ирина Дмитриевна

Феномен традиционной боевой культуры России : культурологический аспект
<
Феномен традиционной боевой культуры России : культурологический аспект Феномен традиционной боевой культуры России : культурологический аспект Феномен традиционной боевой культуры России : культурологический аспект Феномен традиционной боевой культуры России : культурологический аспект Феномен традиционной боевой культуры России : культурологический аспект
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Борченко Ирина Дмитриевна. Феномен традиционной боевой культуры России : культурологический аспект : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Борченко Ирина Дмитриевна; [Место защиты: Челяб. гос. акад. культуры и искусства].- Челябинск, 2009.- 157 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-24/14

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Развитие и изучение традиционной боевой культуры 12

1.1. Историческая динамика исследования телесной культуры и русских боевых традиций 13

1.2. Зарождение, развитие и регионально-этнические особенности традиционной боевой культуры 38

Глава II. Феномен русской традиционной боевой культуры в структуре современной российской культуры . 82

2.1 Современные формы русской традиционной боевой культуры 86

2.2. Функционирование традиционной боевой культуры в современной культуре России 117

Заключение 137

Список использованной литературы 142

Историческая динамика исследования телесной культуры и русских боевых традиций

В последние годы наметился стойкий интерес к изучению телесной культуры - основы традиционной боевой культуры русского народа. Однако сегодня, главным образом, появляются популярные работы весьма неубедительного содержания. В лучшем случае в них осуществляется тиражирование «мифов» о русском кулачном бое, поиск некоего «движка», характерного только для этнических русских, построенного на основе некоей русской пластики танца, что перевернуло понимание о настоящей боевой традиции.

Человек — единственное существо, в формировании которого сошлись две противоположные силы: природа и дух. Человек является природно-духовной целостностью, две субстанции настолько тесно переплелись и настолько глубоко пронизывают друг друга, что в человеке нет ничего сугубо природного или только духовного. Его тело и, протекающие в нем природные процессы, столь же непосредственно выражают его сущность, как его психика, его сознание, его духовные акты. «Человеческое тело, - писал Ф. Ницше, - в котором снова оживает и воплощается как самое отдаленное, так и ближайшее прошлое всего органического развития, через которое как бы бесшумно протекает огромный поток, далеко разливаясь за его пределы. Это тело есть идея более поразительная, чем «старая» душа» [124, с. 97].

Тело — один из самых сложных и парадоксальных предметов размышлений, волновавших исследователей на протяжении всего периода развития человеческой цивилизации. Сотни лет телесность приковывала внимание многих философов: от Платона до нашего современника французского философа Жан-Люка Нанси.

Разведение понятий «тело» и «телесность» имеет принципиальное значение. «Тело» - есть, прежде всего, физический объект, не несущий субъективности, духовности. «Телесность» есть одухотворенное тело. Человеческая телесность является процессом личностного развития, в широком смысле исторического развития и выражает культурную, индивидуально-психологическую и смысловую составляющие человеческого существа. Понятия «тело» и «телесность» отличает мера жизненности.

Философское творчество Жана-Люка Нанси развивается под знаком переосмысления идей Канта, Гегеля, Хайдеггера и Деррида, что выдает в нем мыслителя постметафизической ориентации. Его в значительной степени беспокоит вопрос о том, как должна осуществляться философия в современных условиях. Одна из последних работ Нанси — «Corpus» (1992) - непосредственно посвящена проблематике тела. При этом не снимается и более общий для него вопрос о смысле. Для Нанси тело — важнейший объект, непосредственно обеспечивающий акты формирования смысла, во всяком случае, через касание. Для того чтобы понять, что происходит сегодня со «смыслом», Нанси вынужден напрямую задуматься над вопросом о современном существовании тела. Нанси, однако, пишет не просто текст о теле. Он пытается сделать само тело героем этого текста, активным соучастником автора. Но речь, разумеется, не идет о том, что тексты создаются людьми, существами из плоти и крови. Хотя конец XX века с его невероятными достижениями в области программирования компьютеров показал, что и машины способны создавать тексты на заданные темы. Нанси в своей работе о теле показывает, что всякий текст, всякий акт мысли, выведенный на письмо и выписанный на бумаге в глубоком и подлинном смысле слова обращается к телу, то есть к тому пределу, за которым уже ничего не стоит. Для Нанси само тело - предельно [122, с. 29-30].

Деятельность человека распределяется в двух основных средах - природной и общественной. В системе отношений «человек - природа» реализуется хозяйственная деятельность, в системе отношений «человек - общество» - социальная. Культура — это творческий способ деятельности, а основанием всех видов деятельности является индивид, его телесность, его двигательная активность. Эволюция тела, его адаптивность, пластичность, включенность в систему социальных отношений, в социальную жизнедеятельность, выполнение им большого количества социальных функций (информационных, ритуальных, эстетических, нравственных, профессионально-трудовых и т. д.), реализуемых в различных видах деятельности (основа большинства которых - двигательная активность), позволяют телу «выжить» и делают человеческую телесность феноменом культуры.

Физическая культура — область культуры, регулирующая деятельность человека (ее направленность, способы, результаты), связанную с формированием, развитием и использованием телесно-двигательных способностей человека в соответствии с принятыми в культуре (субкультуре) нормами, ценностями и образцами. Сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

Физическая культура (соматическая) как культура тела, двигательная активность человека не является традиционным и общепризнанным объектом социокультурного анализа. Ориентиры «физического совершенства» как одной из составляющих «всесторонне и гармонично развитой личности» постоянно задавались творцами теоретико-идеологических систем (от первых утопистов до авторов партийных программ); постоянное место данная проблематика занимала в рамках изучения вопросов специальной педагогической («физкультурной») направленности, формирования образовательных дисциплин и программ.

Устойчивые стереотипы рассмотрения телесного начала лишь как естественного, а не культурного феномена, как собственно физического, а не социального явления в значительной мере определили несформированность социально-культурного направления в изучении человеческого тела и вынесенность этого феномена «за скобки» культуросообразного осмысления и деятельно-практического отношения к нему.

Телесная культура необходимо выступает как базовый, фундаментальный слой культуры, как ее интегрирующее звено, абсорбирующее различные формы и механизмы «встраивания» природного начала в социокультурную среду.

Несформированность телесной культуры — одно из проявлений «ущербности» культурного развития личности в целом, неадекватности этого процесса одному из важнейших оснований культуросообразности — воспроизводства це лостности человека. Встраивание физического начала в культурное пространство предполагает ориентацию на принцип «возвышения» телесного.

Телесная, физическая культура занимает важное место во всех исторических типах культуры. Углубление в историю познания телесности наталкивает на мысль, что объект этого познания сам имеет историю, он меняется. Культ здорового мужского тела существовал с древнейших времен.

Античность была эпохой, оставившей в европейской культуре первую теоретически проработанную концепцшо телесности. Открытие тела в Античности привело к далеко идущим следствиям; дальнейшее развитие самопознания добавило много новых деталей к первоначальному осознанию воплощенного бытия. В средиземноморской (греческой, римской) цивилизации, можно сказать, преобладал культ телесной культуры. Основой конструирования всего античного мировоззрения была телесность (достаточно вспомнить традиции Древней Греции, особенно ярко выраженные в Спарте — новорожденного ребенка, если он имел видимые телесные отклонения от существующего эталона, сбрасывали с обрыва в воду). Пространственно-телесная определенность вещей обусловливает способ взаимодействия с миром, отношение человека к самому себе как определенному телу.

Нам представляется, что все возможные взгляды на телесность человека в той или иной форме были заложены в античной классике. Большое внимание в трудах античных философов уделяется вопросу о том, как связаны душа и тело, что «первичнее» и главнее, душа ли управляет телом, или тело направляет движения души.

Аристотель полагает справедливым «отвести исследованию о душе и теле одно из первых мест», как основополагающей проблеме. Он многократно приходит к выводу о том, что душа неотделима от тела, поскольку всегда существует вместе с ним, и все состояния души связаны с телом. Душа для Аристотеля «суть бытия конкретного тела», они неразрывны, двуедины, равноправны [14, с. 32-45].

К средним векам часто подходят как к эпохе преимущественно спиритуалистического прочтения человека. Упор делался на духовные характеристики человека, но этот дух понимался всегда как воплощенный. Термин «воплощенный» обозначен религиозным видением мира. Многовековая история средневековья, несмотря на негативное отношение церкви к физической культуре, оставила место для проявления телесной культуры (ритуалы, народные игры, свадьбы, рыцарские турниры и т. д.). Изучение телесной культуры продолжается в эпоху Реформации, Возрождения (доиндустриальная эпоха).

В Новое время в мире человека произошли изменения, которые значительно повлияли на понятие целостности этого существа, на целостность духа, души и тела. Душа была подвергнута психологической разработке, ее потеснили куда более точные понятия: психика, сознание, воображение.

Начиная с эпохи Просвещения преобладала бестелесная концепция человека и культуры. В целом, теоретическое внимание к телесности теряет ценность в эпоху господства машин (индустриальная эпоха) и возрождается в наши дни, в постиндустриальную эпоху (Европа, США, Япония).

Таким образом, принято считать, что дуалистическое противопоставление тела и души берет свое начало в античной философии. Далее, в средние века, дуалистический взгляд превращается в открыто-враждебное противопоставление двух этих непримиримых и борющихся сущностей. Безусловное требование подчинения тела духу неизбежно делало вопросы телесности маргинальным понятием в трудах философов этого периода. Возрождение и Новое время «реабилитировали» телесность и превратили тело в объект поклонения и источник наслаждения.

Зарождение, развитие и регионально-этнические особенности традиционной боевой культуры

Умение использовать в качестве оружия различные части тела возникло, по-видимому, еще во времена первобытнообщинного строя, когда человек вынужден был бороться с дикими животными или воевать.

Чтобы выделить общую основу, единую систему координат во всем многообразии традиционных боевых систем, необходимо рассмотреть их эволюцию в контексте истории человечества, используя для этого диалектический метод единства исторического и логического.

Культура человечества в целом представляет собой совокупность часто взаимонесогласуемых между собой типов культур. Осознание, понимание, интерпретация движения возможны лишь в рамках конкретного типа культуры. Нельзя адекватно интерпретировать явление одного типа культуры с позиции другого. Относится это и к феномену боевой культуры любого народа, который имеет весомую специфику в зарождении, развитии и региональных особенностях бытования в пределах страны.

Основываясь на исторических материалах, легко представить, насколько сильно выживание примитивного по уровню развития человечества зависело от умения использовать руки и ноги для борьбы с врагами, дикими животными и окружающей средой. По мере развития человечества примитивные способы борьбы постоянно совершенствовались, со временем сформировавшись в боевые искусства, но связь человека и животного оставалась важным условием выживания в той или иной среде: как поединок человека и животного или как столкновение человека и толпы.

Жизнь первобытного человека была наполнена магическими ритуалами и верой в сверхъестественное. Наряду с промысловой магией формировалась магия военная, включающая песенное заклинание и пляски с оружием. Согласно тотемистическим представлениям, люди состоят в сверхъестественном родстве с какой-либо группой животных через общего получеловеческого-полуживотного предка. Животное-родственник рассматривалось в качестве покровителя рода. Считалось, что физическое сходство способно пробудить древнее духовное родство.

Известен исторический факт превращения воина в дикого зверя (разумеется, не в буквальном смысле, а в ритуальном и психоповеденческом). Следы этого древнего «превращения в зверя» хранят военные лексиконы и геральдическая символика, унаследованная от античности и средневековья. Коллективная память людей, живущая в символах и речи, очень сильна. Отсюда и выражения типа «сильный, как бык» или «храбрый, как лев».

В германских, исландских и скандинавских сагах человек, воин перерождается как через магическую, ритуальную процедуру (пляска, употребление опьяняющих веществ или примитивных наркотиков, вроде сушеных мухоморов), так и посредством внешнего уподобления (подражание повадкам, одевание шкуры или маски) дикому зверю. Таких «человеко-зверей» называли «берсерками», подверженными приступам бешенства и необузданной ярости; существами крайне агрессивными, не чувствующими боли и, при этом, совершенно не способными контролировать собственное поведение.

В языческие времена, до обращения германцев и скандинавов в христианство, считалось, что берсерки и ульфхеднары обладали сверхъестественной силой. «Сага об Инглингах» описывает, что в бою они «рвались вперед без доспехов, грызли края щитов как бешеные собаки или волки, пуская изо рта пену, и были сильными, словно медведи или быки. Они убивали врагов с одного удара, но ни огонь, ни железо не могли ранить их самих. Они нападали стаей с ужасными воплями и воем, как дикие звери, и никто не мог остановить их...» [75, с. 37-45].

Стоит только проанализировать древние мифы и легенды, как повсюду обнаружатся люди-волки, люди-кони, люди-медведи, люди-собаки и прочие «звери с человеческими лицами» (индийские «гандхарва», эллинские кентавры (человеко-кони), всадники из свиты Ромула) [75, с. 56].

Римский историк Тацит, живший в конце I — начале II века н.э., выделил среди германского племени хаттов отдельную группу воинов, члены которой демонстративно носили особый знак: «Храбрейшие из них носят железное кольцо или перстень (знак бесчестья и позора у этого племени), обращая этим на себя внимание как врагов, так и соплеменников. Эти люди начинают все битвы, они всегда составляют передовой строй, вид которого ужасен. Но и в мирное время их лицо не приобретает мягкого вида. Ни у кого из них нет ни дома, ни поля, ни какого-либо занятия. Куда они пришли, там и кормятся, расточители чужого, равнодушные к своему достоянию» [93, с. 13]. Вне всякого сомнения, речь идет о группе привилегированных воинов, чье воинское искусство высоко ценили соплеменники. Их обычай носить знак бесчестья, превращавшийся в знак почета, напоминает рыцарские обеты более позднего времени. В то же время, это знак тайного союза, знак воинского братства.

Автономные группы «воинов-зверей» играли вполне определенную роль: они должны были защищать своих соплеменников в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств, так сказать, в безвыходных положениях, если надо, принося себя в жертву. Павел Диакон (историк германского племени лангобардов) рассказывал, например, что лангобарды, столкнувшись однажды с превосходящими силами противника, «сделали вид», будто у них в лагере находятся «песьеголовые воины». Они распространили слух, будто эти воины с головами собак настолько свирепы, что питаются только кровью, а за неимением крови врагов пьют кровь сородичей.

Перед нами, несомненно, исконный военно-религиозный обычай германцев. В их обществе известно существование воинских братств, обладавших определенной секретностью. Иногда эти братства являлись источником опасности для соплеменников, иногда приносили пользу своему народу, чаще второе, чем первое. Такие братства состояли из прошедших инициацию (посвящение), отличавшихся от сородичей своим внешним видом, украше ниями (знаками различия и эмблематикой, на нашем сегодняшнем языке), манерой поведения. Они вели нетипичный образ жизни. Их братство - всего лишь «стая» на обочине магистрального пути общественного развития. Но общество пользовалось их услугами.

Группы «воинов-зверей» не существовали отдельно от своих племен. Их престиж, и одновременно внушаемый страх, был достаточно высок. Это определялось прежде всего тем, что в трудную минуту они спешили на помощь своему народу. Позднее опасных сородичей начали изгонять за пределы гражданского общества. В итоге возникла новая обособленная группа, в состав которой входили воины-звери и изгои. Этот процесс нашел отражение и в скандинавских источниках. По ним видно, как постепенно происходило сближение терминов «берсерк» (т. е. воин-зверь) и «викинг» (т. е. изгой). Начиная с XI века, оба этих термина употребляются только в негативном смысле.

В конце концов христианство стало изображать человека-зверя как существо, одержимое бесовскими силами. В «Саге о Ватисдале» рассказывается, что прибывший в Исландию епископ Фридрек обнаружил там много бер-серков. Их описание дано вполне в традиционном духе. Они творят насилие и произвол, отнимают женщин и деньги, а если им отказывают, то обидчика вызывают на поединок и убивают. Они лают, подобно свирепым псам, вгрызаются зубами в край своего щита, ходят босыми ногами по раскаленному кострищу, даже не пытаются хоть как-то контролировать свое поведение. По отношению к основной массе населения они уже самые настоящие изгои, их деятельность совершенно несовместима с обществом. Короче говоря, все изменилось по сравнению с теми временами, которые описывали Тацит, Павел Диакон и авторы ранних саг. По совету новоприбывшего епископа бер-серков стали отпугивать огнем и забивать насмерть деревянными кольями (ибо считалось, что «железо не уязвляет берсерка»), а тела сбрасывать в овраг без погребения...

Волк — символ бойца-охотника и охотницкого боя. Толкование этого образа доставляет немало хлопот исследователям. Как правило, они сходятся на том, что образ волка - символ тайны, противоборства. То же и в русских сказках. Вспомним, как обернулся Иван-царевич серым волком. Или жуткие кровососы-вурдалаки. В переводе со славянского понятие это означает «оборачивающийся волком» (варда, варг, враг - в разных славянских диалектах означает - волк). Обернуться волком значит только одно — быть «человеко-зверем», бер-серком. Так что, у Восточнославянской Руси были свои берсерки.

Например, Никоновская летопись называет имя одного из древнерусских берсерков - Рагдая, ходившего в одиночку против трехсот воинов. Или В. О. Ключевский упоминает Демьяна Куденевича, отгонявшего половецкое войско от Переяславля. Такое под силу только берсерку. Третий пример: «Зимой 1238 года со своим полком Евпатий Коловрат в 1700 человек разбил отряды Бату-хана и целый год удерживал Владимиро-Суздальские земли. Последний его бой весьма интересен для исследователей русского ратного искусства. Достаточно сказать, что монголам так и не удалось в рукопашном бою взять горстку бар-серков во главе с Евпатием. Все их атаки перебивались. И тогда отступившие кольцом монголы расстреляли берсерков со всех сторон из камнеметов. А что, собственно, такое «коловрат»? Коловорот, то есть «вращающийся по кругу». Это кличка берсерка» [83, с. 37].

Современные формы русской традиционной боевой культуры

Боевое искусство - феномен культуры, возникавший подобно изобразительному искусству, музыке, каллиграфии в разное время у различных народов мира на определенной стадии развития. Но боевое искусство в силу своей важности всегда имело особый статус. В современной цивилизации боевое искусство, пройдя долгий путь, представляет собой значительный культурный пласт.

Искусство боя - это не просто умение сражаться, это и специфическая философия, мировоззрение, определившее во многом историческую реальность. Боевое искусство включает в себя не только боевые умения, но и медицину, знания по эффективному (и безопасному) образу жизни, выживанию в различных условиях, прикладную психологию, и даже социологию и политологию. Ведь именно древние трактаты по стратегии учили оптимальному устройству государства, отношениям в обществе, ведущим к процветанию и сохранению мира.

Как ни странно, хотя термин «боевые искусства» употребляется достаточно широко, однозначного определения того, что это такое, не существует. Четкого критерия, по которому можно было бы отделить народную игру, включающую элемент борьбы, или систему подготовки бойца, каковые существовали практически везде, где требовалось совершенствование воинского мастерства, от собственно боевого искусства, пока еще нет.

Можно понимать под этим термином развитую систему боя без оружия, но следует помнить, что, в отличие от народных спортивных игр, ориентированность боевых искусств на бой все-таки подразумевает действия с оружием, и системы, практикующие исключительно рукопашный бой, появляются обычно достаточно поздно. На том этапе, когда боевые искусства еще активно применялись на войне, бой голыми руками воспринимался как подспорье, ибо остаться во время поединка без оружия - последнее дело, а при равенстве противников вооруженный всегда одерживает верх над безоружным. Иногда он играл роль разминки или комплекса физической нагрузки. На передний план он выходит только тогда, когда занятия боевым искусством с оружием становятся невозможными.

Под современными «боевыми искусствами» России понимаются как техники Востока или любого иного региона, кроме Европы, так и достаточно высокий уровень развития системы техники боя оружием или голыми руками. Однако, если мы постараемся охватить своим взглядом не только Дальний Восток, но весь мир, то легко станет видно, что определенные системы фехтования или рукопашного боя присутствуют практически в любом регионе, и многие из них по уровню развитой технической базы или методики тренировки не уступают дальневосточным.

Одним из определяющих событий XXI столетия является взаимопроникновение и взаимообогащение культурных традиций Европы, берущих свое начало из Древней Греции и традиций Восточной и Юго-Восточной Азии, из древних Индии и Китая. В сфере боевой культуры проявление данного феномена выразилось в образовании во второй половине двадцатого столетия нового вида единоборств - спортивно-боевых, спортивная составляющая которых обусловлена современными спортивными движениями, а боевая — боевыми искусствами Дальнего Востока. Известно также, что коренным отличием восточных боевых искусств является их философско-религиозная и психологическая базы, в основе которых лежат конфуцианстово, даосизм и буддизм. Россия, являющаяся многонациональной державой, имеет свои религиозные традиции, сложившиеся, главным образом на основе православия. Но, в отличие от Востока, в России традиционная боевая культура развивалась вне религии, т. к. церковь всегда была против боевого - «проявления сатанинского».

В традиционном боевом искусстве, как и в искусстве вообще, присутствуют приемы мастерства, те азы, без изучения которых любой талант так и окажется не проявленным. Именно они на 90% и составляют плоть любого искусства. Во вторых, в традиционном боевом искусстве необходим талант. Цель традиционного боевого искусства - творчество: искусство боя, поддержание хорошей физической формы, развитие энергетики и духовности, силы, ловкости и выносливости, терпения и преодоление себя.

Отсюда можно вывести определение современной традиционной боевой культуры как способов и приемов индивидуальной самозащиты и нападения, основанных на практическом изучении и научном анализе реального боя и его обстановки в современном мире. Кулачный бой - это собственно бой, схватка, техника, которая в этой схватке применяется и методика ее отработки.

Теперь, когда мы установили, что такое традиционное боевое искусство и кулачный бой, попытаемся выдвинуть версию происхождения стилей боевого искусства вообще. Новая техника, например, поведет за собой новые методы ее отработки и новое видение боя. Практически каждый вид боя имеет свои стили — ответвления от основных школ традиционных боевых искусств. Представители стиля привносят в основной вид боя нечто новое, тем самым, образуя новый стиль боевой культуры.

Таким образом, традиционное боевое искусство — это основанное на национальных традициях и практическом опыте (проверка боем), передающееся из поколение в поколение (проверка временем), учение о формировании личности мужчины посредством общения и проведения занятий по различным комплексам физических упражнений, включая комплексы кулачного боя, ставящее наряду с целью осознания человеком себя как творца своей жизни, достижение побед в поединках (состязаниях) с участием представителей различных единоборств.

За последние десять лет в России появилось множество школ и направлений традиционной боевой культуры, объединенных термином «русский стиль». Многие из них носят фольклорно-этнографический характер, опираясь на глубокие исторические корни. Среди них можно назвать такие системы, как: сла-вяно-горицкая борьба, буза, скобарь, лесной воин, коло, тризна, лютый бой, кружала, челдон, приклад и др. Они имеют собственную терминологию и символику, их духовной основой объявляются язычество или православие, провозглашается их принципиальное техническое, тактическое и психологическое отличие от восточных боевых искусств. Некторые из них вообще не являются традиционными. В их основу положено самое разнообразное смешение приемов отечественного и восточного происхождения, а их создатели пытаются переносить на русскую почву традиции восточных школ боевых искусств.

Остановимся на наиболее известных видах традиционных боевых искусств России, которые и по сей день распространены в некоторых регионах. Их немного: Тверская Буза, славяно-русский стиль «Спас», Уральская борьба на поясах, «"Деревенская борьба" на юге Тюменской области», славяно-горицкая борьба. Кроме традиционных видов кулачных боев, трансформированных в спортивный вид, существует и ряд непрофессиональных, нетрадиционных боевых искусств. На сегодняшний день их немного, но они быстро расходятся по городам России, например: «Троянова тропа», распространенная на Урале (Челябинск, Екатеринбург, Курган).

Функционирование традиционной боевой культуры в современной культуре России

Вследствие исторического развития большинство боевых искусств превращается или в систему чисто состязательного плана, или в способ духовного самосовершенствования, - в обоих случаях военно-прикладному компоненту придается меньшее значение. Он как бы теряет значимость поскольку, если на войне убийство противника - норма, то в условиях гражданского общества часто порицается даже дуэль. В гражданском обществе «победить» не означает «убить». Как следствие этого, особо опасные приемы или техники, которые больше, чем другие, могут привести к смерти противника, постепенно уходят из программ базового курса обучения. Иногда боевой элемент традиции пытаются сохранить в обусловленных спаррингах или комплексах формальных упражнений, причем практическое, боевое, применение этих приемов не всегда явно просматривается и, тем более, объясняется занимающимся. И когда победа уже не определяется смертью противника, появляются другие способы ее определения. Возникает вопрос — как создать систему, при которой бой не заканчивался бы смертью или увечьем одного из противников. Обычно это происходит благодаря переходу от атаки к имитации атаки. Введение правил влечет за собой изменение техники и формирование правил боя, — появляется техника, которая может быть не очень эффективной в реальном бою, но является весьма полезной и эффективной в рамках данных правил.

Одновременно, как только боевое искусство начинает восприниматься как благородное развлечение, появляется и «спортивная амуниция». Никому не хочется быть случайно убитым на турнире. В этом смысле перчатки и шлемы современного кик-боксинга или тхэквондо стоят в одном ряду с турнирными доспехами средневековой Европы или хоккейными щитками, которые поддевают под кольчуги представители некоторых клубов исторического фехтования.

Еще одна проблема возникает в связи с необходимостью выработать какой-то набор правил, по которым представители относительно близких по технике, но различных стилей могли бы сражаться друг с другом. Нечто подобное было в Китае или Корее после войны, когда при условно общей технике существовало достаточно различий, в том числе и на уровне подхода к правилам. Часто это приводит к тому, что на базе множества школ создается как бы единый, унифицированный стиль, по которому можно проводить соревнования.

В России существует несколько школ и направлений, продолжающих народные традиции наших предков. Одна из них нашла свое продолжение в наши дни — система В. А. Спиридонова.

Сегодня ее последователем является А. А. Кадочников, преподаватель теоретической механики из Краснодарского училища ракетных войск и артиллерии. В отличие от подавляющего большинства пропагандируемых ныне «древнерусских» систем, разработки А. А. Кадочникова — не фикция, направленная лишь на то, чтобы тешить национальные чувства. Они вполне применимы как в мирное, так и в военное время. Судя по некоторым моментам и характерным движениям, его система — действительно наследник системы В. А. Спиридонова.

Чтобы лучше разобраться в огромном многообразии существующих школ, стилей и направлений боевых искусств, воспользуемся следующей классификацией. Все существующие современные единоборства можно условно разделить на пять основных групп - игровые, спортивные, внутренние, традиционные и прикладные.

Игровые и спортивные единоборства включают в себя те стили, где имеет место достаточно жесткий телесный контакт ради «победы» в рамках строго определенных правил (редко «почти» без правил), в определенном удобном месте и определенных временных рамках, в удобной специальной одежде и без оружия. Наиболее эффективные для поражения противника приемы запрещены. Схватка начинается и заканчивается по сигналу, проходит под контролем судьи, ей предшествует разминка и психологическая подготовка, т. е. отсутствует элемент неожиданности нападения. К спортивным единоборствам можно отнести английский, французский и тайский бокс, китайское саньда, таеквон-до, кикбоксинг, контактное и полуконтактное каратэ, спортивное дзюдо и самбо, классическую и вольную борьбу, бои без правил, славяно-горицкую борьбу. Отличительной особенностью игровых единоборств являются соревнования, где в той или иной форме происходит проверка уровня мастерства.

К единоборствам традиционного направления можно отнести чисто условные, трансформированные формы традиционной боевой культуры. Внешняя эффектность, «чистота» техники и строгое соблюдение канонов школы ценится здесь превыше всего. Основной метод тренировки - выполнение формальных упражнений, в основном под народную музыку. К условным единоборствам, наверное, можно отнести и единоборства фольклорного направления, т. е. те единоборства, которые созданы на базе национальных танцев, обрядов, народных песен и преданий (капоэйра, скобарь, боевой гопак, буза, спас).

Под единоборствами внутреннего направления (их еще называют духовными) подразумеваются школы, тесно связанные с буддизмом, индуизмом, даосизмом, а так же другие системы, рассматривающие занятия боевыми искусствами, главным образом, как психофизический тренинг, направленный на достижение гармонии тела и духа. Противник здесь трактуется как партнер и помощник, способствующий раскрытию чего-то внутри себя. К этому направлению можно отнести, например, айкидо. Здесь соревнования отсутствуют по этическим причинам, т.к. занятия не преследуют цели доказательства своего физического превосходства окружающим.

К последней группе относятся прикладные направления боевых искусств, связанные с обучением войск, охраны, полиции или самозащиты для простых граждан. Здесь существуют три направления: военный — противника обязательно нужно убить или надолго вывести из строя; для сотрудников органов правопорядка — нейтрализовать противника и задержать; и гражданский — где нужно, по возможности, защищаться, не причиняя тяжких телесных повреждений нападавшему, но эффективных настолько, чтобы была возможность избежать схватки. Поэтому единоборства прикладного направления правил не признают, противник превосходит в количестве, силе и вооружении. Схватка происходит неожиданно, без ограничения времени и пауз для отдыха, в любом месте, в любую погоду, при любом освещении, в любой одежде и обуви, в условиях реального боя, где ставкой является жизнь. Здесь большое внимание уделяется работе с оружием и с любыми предметами, способными его заменить.

Функции боевой культуры связаны уже с дифференциацией ее на специализированные функциональные сегменты («военная культура», «традиционная боевая культура», «спортивная культура» и т. п.) и системы критериев качества осуществления тех или иных социальных функций («культура боя», «мужская культура», «культура художественного творчества» и пр.). В обоих случаях здесь имеется в виду, прежде всего, уровень соответствия применяемых технологий (а отсюда и качеств, параметров результатов) в той или иной сфере жизнедеятельности общепринятым технологиям, нормам в соответствующей сфере.

Функции боевой культуры: основные и вспомогательные.

Под основными понимаются - вооруженная борьба и защита интересов как субъекта, так и государства.

Вспомогательные — мероприятия, направленные на укрепление обороноспособности страны.

Функции спортивной культуры: биологическая, социальная и экономическая.

Биологическая — совершенствование двигательной активности, нейтрализация ошибок природы - врожденных дефектов, заболеваний, приводящих к ограничению движений - специальными физическими упражнениями.

Социальная - формирование специальной системы развития физической активности молодежи.

Похожие диссертации на Феномен традиционной боевой культуры России : культурологический аспект