Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Кинематография России XX в. : культурологический аспект Лубашова Наталия Ивановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лубашова Наталия Ивановна. Кинематография России XX в. : культурологический аспект : автореферат дис. ... доктора культурологии : 24.00.01 / Лубашова Наталия Ивановна; [Место защиты: Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств].- Краснодар, 2007.- 39 с.: ил. РГБ ОД, 9 07-5/1407

Введение к работе

Настоящее диссертационное исследование посвящено культурологическому аспекту российской кинематографии, которая выступает ярчайшим индикатором изменений советского и постсоветского общества. Советская кинематография играла важную общественную роль на протяжении всей своей истории, поскольку ее создавала вся страна режиссеры, драматурги, литераторы, композиторы, художники, актеры, педагоги, критики, зрители, историки, философы, политики и др Сформировался социокультурный феномен - советская кинематография Избранный нами исследовательский аспект в основном и направлен на эксплицирование процессов генезиса, динамики и социокультурных измерений кинематографии России XX в

Актуальность исследования обусловлена остротой противоречий культурных процессов, происходивших в XX в Социально-культурная картина ушедшей эпохи в целом, и России в частности, представляет собой уникальный исследовательский материал Многие аспекты общественной жизни, культуры, истории России двадцатого столетия востребованы современными учеными и активно ими рассматриваются

Дистанция времени позволяет объективно оценить происшедшие события, а новая история России XXI в уже требует внести необходимые поправки

Последняя четверть XX в представляет собой время «взрыва» культурологических исследований, актуальность которых связана с пересмотром устоявшихся концепций культуры России ушедшего столетия В этом контексте точка зрения на кинематографию, создающую продукт культуры — фильм, является средством переосмысления отечественного кинематографического процесса, когда и общество и кинематография не однажды находились в кризисе и поисках новых ориентиров социокультурного развития

Актуальность обращения к анализу кинематографии России обусловлена еще и тем, что неразрешенные организационные, правовые, экономические вопросы конца прошлого столетия вызывали особые трудности в отечественной кинематографической индустрии. Кроме того, российская кинокультура не раз меняла амплитуду своего существования, что выражалось во всеобщей любви к синематографу начала ушедшего столетия или в полном отчуждении от него и неприятии российской кинематографии 90-х гг XX в

Кинематография все более и более влияет на жизнь россиян. В нашем обществе, насыщенном огромным разнообразием информации, киноэкран зачастую играет роль окна/зеркала, показывающего мир и нас самих

Актуальность темы исследования заключается также и в том, что у теоретиков и практиков российской кинематофафии XXI в пока отсутствует ее полноценное осмысление как «продукта» культуры Такое положение, по нашему мнению, затрудняет процесс научного осмысления многих конкретных проблем кино

Актуальна в теоретическом и практическом отношениях задача изучения современной формы отечественной кинематографии, которая основана не на однополярности (как это бьшо в эпоху советского кино), а на разности, обусловленной сегодняшней социальной реальностью

Степень научной разработанности проблемы и источники исследования. Несмотря на то, что тема «кинематография России» достаточно широко обсуждаема, в настоящее время нет работ, посвященных комплексному культурологическому рассмотрению обозначенной нами проблемы. Как известно, кинематография долгое время являлась предметом исследования искусствоведческой, исторической, педагогической наук В большей части таких работ рассматривались частные аспекты появление и распространение кино, природа экранного творчества, партийное руководство киноискусством и др

Культурологическое исследование отечественной кинематографии, предпринятое нами, потребовало изучения следующих блоков источников по теме:

фундаментальных научно-исследовательских трудов по культурологии, теории и истории отечественной культуры,

теоретических работ киноведов, посвященных дореволюционной, советской и постсоветской кинематографий,

законодательных актов, партийных документов;

архивных и региональных материалов;

публицистики;

зарубежных источников

В области философии культуры принципиальную важность для нашего исследования имели труды С. Н Булгакова, Н А Бердяева, И А Ильина, Г П Федотова, В.С Соловьева, П. А Сорокина, В С Библе-ра, Э С Вайнштейна, И. Н Голомштока, М. С. Кагана, Д С Лихачева, Р В Соколова, А Е Чучина-Русова и др В работах этих ученых даются характеристики, определяется статус и рассматривается социальная роль отечественной культуры XX в

Серьезную ценность представляют фундаментальные теоретические труды Е И Андурского, Г В Драча, И Е Дискина, Т М Дридзе, С Н Иконниковой, Г С Кнабе, Э С Маркаряна, Э С Орловой и др , в которых рассматриваются важнейшие проблемы российской культуры

Ставшие уже общепризнанными понятия семиотики культуры были разработаны известным философом и культурологом Ю М Лотма-ном. Существенный вклад в осмысление семиотических аспектов исследования культуры внесли С С Аверинцев, Н Г Багдасарян, В П Гриценко, Н С Злобин, М С Каган и другие отечественные ученые. А поскольку в современном научном знании складывается понимание кинематографии как знаковой системы, то у нас появилась потребность в обращении к работам Ю М Лотмана «Культура и взрыв», «Внутри мыслящих миров Человек - Текст - Семиосфера - История» и др. Именно его семиотический подход позволяет выявить культурологическое своеобразие отечественной кинематографии ушедшего столетия.

Осмыслению взаимосвязи теории и истории кино, отправных точек и изломов процесса культурно-исторического развития кинематографии посвящены труды И А Бутенко, А В. Караганова, К Э Разлогова, С И Фрейлиха и др Работы этих ученых, несомненно, представляют ценность и дают возможность исследовать труднейшие вопросы отечественной кинематографии XX в.

Как художественно-творческий процесс кино показано в трудах Б Балаша, С С Гинзбурга, А Я Зися и др Позже их идеи послужили формированию научных теорий об отечественной кинематографии с точки зрения истории, искусствоведения (И В Вайсфельд, И Н Го-ломшток, Е С Громов и др.)

Несомненную значимость для нашего исследования представляют работы о кино, созданные в дореволюционной России Художественно-эстетические перспективы и социально-культурные последствия кинематографии верно оценили А. Белый, А. А. Блок, М. Горький, В. В Маяковский и др.

Первые отечественные теоретики кино - П М. Керженцев, Ф П Шипулинский, Ф Ф. Комиссаржевский, А. К Топорков - рассматривали его как искусство, имеющее художественные особенности и возможности Их труды и определили предпосылки зарождения научного исследования кинематографии — теории кино.

В разработке теоретических проблем советской кинематографии 20-х гг XX в принимали активное участие Л. В Кулешов, Г. М. Козинцев, Л 3 Трауберг, В И Пудовкин, С М Эйзенштейн

Видное место в изучении отечественной кинематографии первой трети XX в. принадлежит Н А Лебедеву, Ю Н Тынянову, В Б Шкловскому, которые положили начало теории, социологии и поэтики кино

Эволюция идейно-творческих проблем киноискусства, вопрос о традициях и новаторстве кино, закономерности развития профессиональной области кинематографии (сценария, режиссуры, актерского мастерства и др ), взаимодействие кино с другими видами искусства (литературой, театром, музыкой, живописью и др ), общественные процессы развития советской художественной культуры и советского художественного экрана в духе принципов социалистического реализма и другие положения теории и истории советской кинематографии 30 - 40-х гг XX в - все это теснейшим образом связано с научной и художественной деятельностью выдающихся кинематографистов В И Пудовкина, В К Туркина, С М Эйзенштейна и др.

Исследовательская мысль 50-х гг. XX в представлена двумя направлениями теоретической деятельностью режиссеров А П Довженко, С А Герасимова, Г М Козинцева, М. И Ромма, а также теоретиков-киноведов И В Вайсфельда, С С Гинзбурга, А. В Маче-рета, С. И Фрейлиха и др

В эпоху «оттепели» большой вклад в решение таких вопросов, как активное освоение новой проблематики, эволюция процессов отечественного киноведения, активизация социологического изучения кинематографии, внесли искусствоведы А. С. Вартанов, В П Демин, Н М Зоркая, А И. Липков, В И. Михалкович, А. В Мачерет; социологи кино Е М. Вейцман, Г. М Лифшиц, И А Рачук и др.

Важнейший период изучения советской кинематографии - 70 — 80-е гг XX в В это время сформировался новый этап государственного подхода к теории и практике отечественного кино. Пионером исследовательской деятельности стал Всесоюзный научно-исследовательский институт теории и истории кино Наиболее продуктивными, в интересующем нас контексте, мы считаем труды В Е. Баскакова, рассматривавшего типологические закономерности мирового кинопроцесса, проблемы реализма в кино; Е. С Громова, изучавшего общие закономерности кинотворчества, проблемы взаимодействия кино с другими видами искусства и теоретические вопросы изобразительного искусства, В Н Ждана, исследовавшего эстетику киноискусства и поэтику кинопроизведения; А В Караганова, выявлявшего теоретико-методологические принципы кино; Р. Н Юренева, разрабатывавшего проблему специфики киножанров, а также методологию комплексного

изучения киноискусства, С И Юткевича, рассматривавшего теоретические вопросы изучения режиссерского творчества в кино

Несомненную значимость для исследования постсоветской кинематографии 90-х гг. XX - начала XXI в представляют статьи о новых концепциях российского кино Д Б Дондурей («Постсоветское искусство в поисках новой идеологии»), А Н Митта («Времена великого кинематографа нам еще предстоят»), А Р Усманова («Научение видению к вопросу о методологии анализа фильма»), И И Хатковская («Национальное кино и/или постнациональный кинематографе»), Е Я Ярская-Смирнова («Социологический анализ кинотекста») и др

Важным источником для нашей работы послужили региональные архивные материалы, которые зафиксировали историю становления и развития кинодела на Кубани. Богатый источниковый материал по истории кинематографии на Кубани стал исследоваться, к сожалению, лишь в конце XX вив силу этого оказался недостаточно разработанным Можно назвать лишь нескольких ученых, в работах которых затрагивается данная тема (Ю А Болдырев, С С Васильев, А Н Еремеева)

Теме исследования посвящены и публицистические работы исторического, философского, культурологического характера, позволившие прояснить ряд конкретных вопросов и выявить острые проблемы теоретико-методологического исследования российской кинематографии в контексте культурологического знания М И. Жабский («Вес-тернизация кинематографа, опыт и уроки истории»), Н И Клейман («История кино как история культуры и как история людей»), Ю. М Лотман («Язык кино и проблемы киносемиотики»), А Р Усманова («Современная визуальная культура как объект антропологического исследования») и др.

В работе также были использованы зарубежные источники как в переводе, так и на иностранных языках: Z Sadul «The World history of cinema» in 6-th volumes (Ж Садуль «Всемирная история кино» в 6 т., 1958 - 1982), A Bazen «That such cinema?» (А. Базен «Что такое кино^»,1972), A Montegyu «The World of film» (А Монтегю «Мир фильма», 1972), M. Marten «Language of cinema» (M Мартен «Язык кино», 1972), Z. Krakauer «The nature of film or rehabilitation of a reality» (3 Кракауэр «Природа фильма или реабилитация реальности», 1974), Z Mitn «Visual structures and semiology of film» (Ж Митри «Визуальные структуры и семиология фильма», 1976) и др.

Серия работ на немецком языке, изученных нами, в основном представляет собой публикации в периодических изданиях Der Spiegel-

Filmfestspiele in Cannes (Кинофестиваль в Каннах), Interview imt Wim Wenders uber semen neien Film und der Mythos des Festivals (Интервью с Вимом Вендерсом о его новом фильме и участии в фестивале), In «Gefangen im Kaukasus» spigelt der Russe Sergej Bodrow den Tschetschenienkrieg (Об игре Сергея Бодрова в «Кавказском пленнике» о чеченской войне) и др

Объектом исследования является отечественная кинематография двадцатого столетия

Предмет исследования — культурологический аспект отечественной кинематографии XX в, на которую существенно повлияли исторические события, политические условия и художественно-эстетические идеалы ушедшей эпохи.

Цель исследования состоит в выявлении сущности отечественной кинематографии как социокультурного феномена, условий его формирования и развития в XX в

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

охарактеризовать эволюцию российской кинематографии на разных этапах ее развития,

выявить культурологические основания формирования и развития концепта «советское кино»,

проанализировать социокультурные условия взаимодействия киноэкрана и личности,

раскрыть особенности современного состояния российской кинематографии и мотивацию зрительских предпочтений;

рассмотреть основные проблемы российской социологии кино исследуемого периода;

выявить и исследовать структурообразующие элементы концепции развития российской кинематографии в XXI в;

рассмотреть вопрос о современном состоянии и перспективах развития отечественной киноиндустрии на Кубани.

Методологические и теоретические основы диссертации Осуществляя исследование, диссертант опирался на концептуальные идеи мировой и отечественной философии, истории, культурологии, которые были адаптированы в соответствии с конкретными познавательными задачами по изучению российской кинематографии

Использована методология комплексного исследования отечественной кинематографии, давшая возможность проанализировать ее различные проблемы Особенности исследуемого материала определили в качестве главного - метод культурологического анализа

Культурологическая направленность диссертационного исследования позволила использовать сравнительно-исторический и логико-системный подходы

Выявление огромной роли отдельных ярких творческих личностей кинематографического искусства подтолкнуло нас использовать биографический метод исследования

Одним из главных методологических принципов настоящей работы является учет взаимоотношений личность - экран - культура Понимание важности этого взаимовлияния позволило рассмотреть многие стороны изучаемого феномена, в том числе духовные, социальные, философские, правовые

На защиту выносится следующая концепция

~ Отечественная кинематография XX в как элемент российской культуры потребовала культурологического подхода Анализ научной литературы двадцатого столетия, посвященной отечественной кинематографии, показал отсутствие системных и обобщающих работ, в которых отечественная кинематография и ее культурный продукт - фильм рассматривались в контексте культурологического знания Возникла настоятельная необходимость исследовать культурологический аспект российской кинематографии XX в, представляющей собой многомерный, полифункциональный, художественно-эстетический, социальный и культурный феномен.

— Введение концепта «советская кинематография» в предметное поле культурологии позволило диссертанту утверждать, что она являлась важным фактором формирования культурных ценностей нескольких поколений россиян и была одним из условий для самореализации личности и утверждения ее самоценности в советский исторический период Высокая эстетика советского кино способствовала развитию культуры, помогала преодолевать житейские трудности, снижала информационно-идеологические перегрузки и эмоциональную усталость Важную роль приобретала советская кинематография в процессе снятия коммуникативных барьеров Это, в частности, достигалось и благодаря кинолюбительскому творчеству, результатом которого являлось установление некоего равновесия между уровнем человеческих притязаний и реальными возможностями их реализации в советскую эпоху Таким образом, кинокультурная среда, созданная отечественной кинематографией на основе синтеза искусств, позволила именно в советское время формировать у кинозрителей высокие социокультурные и эстетические идеалы

Современная культура и общество имеют сложные взаимосвязи, и понимание этого положения в большей степени определяет культурный потенциал С культурологической точки зрения российская кинематография XX в представляет собой социокультурный феномен, связанный с духовным подъемом и духовным кризисом социума На этапах своего становления и развития российская кинематография внесла большие изменения в образ жизни людей дореволюционное отечественное кино повлияло на культуру быта, общение, культурные интересы и духовные предпочтения Эти изменения особенно ярко прослеживаются в эпоху советского кино, когда художественный экран активно воздействовал на культуру, личность, социум

Модернизация России в эпоху перестройки и постперестроечный период, несмотря на деструктивные процессы в обществе и деградацию отечественной культуры, все же создала необходимые социальные, политические и культурные условия для дальнейшего общественного прогресса в целом и для российской кинематографии, в частности Процесс кинематографической модернизации 90-х гг XX в привнес с собой освоение нового понимания духовности, нового мышления Данные условия по-разному оценивали зрители, кинематографисты, кинокритики И это закономерно, так как разные поколения людей, связанных с кино, воспитывались на киноценностях разных культурных периодов, которые менялись зачастую по политическим, экономическим и социальным, а не по собственно художественным причинам.

Художественно-творческое наследие российской кинематографии обладает огромным культурным и эстетическим потенциалом Дореволюционное кино в первую очередь - одно из ярких проявлений технического прогресса, который помог художественно раскрыть разные стороны действительности, недоступные другим видам искусств.

После Октября 1917 г. развитие отечественной кинематографии было обусловлено новыми политическими, идеологическими и социально-культурными условиями и задачами советского государства, а именно разработкой принципов активного идейно-эстетического осмысления и переосмысления мира на экране, стремлением к жизненной достоверности изображения советской культуры.

Постсоветская кинематография, создающая сегодня новый кинообраз жизни, широко использует эстетический опыт советской культурной эпохи. Мир современной отечественной кинематографии обусловлен породившей его социальной реальностью

- Возникновение экранного социокультурного феномена как осо
бой интеллектуальной формы аудиовизуальной культуры является од-

ним из проявлений объективных потребностей, противоречий и тенденций в социальном и культурном пространстве Культурологическая методология позволила проанализировать мотивацию личности и ее кинематографических предпочтений, рассмотреть, как это моделировалось в контекст культуры общества

Кинематография способствовала выявлению социальных противоречий, обогатила выразительные возможности искусства, ускорила изменения в духовном мире и создала виртуальную реальность, практически ставшую основой нового этапа современной культуры Под влиянием социального расслоения российского общества ценностные ориентиры отечественной кинематографии постсоветского периода изменились Эти изменения, впрочем, не дали ни теоретических, ни практических оснований для отрицания культурных ценностей предшествующего периода отечественной кинематографии Для одного поколения многие нынешние изменения не приемлемы, а для другого - они выглядят нормально, ибо связываются с законами современного социума Осознание изменившегося культурного пространства кино существенно влияет на развитие общества в направлении большей гражданской ответственности за нравственное и духовное здоровье личности

Рассмотрение важнейших аспектов отечественной социологии кино позволило выделить основные проблемные блоки: социальный, экономический, правовой и культурный В 90-е гг ушедшего столетия российской социологией кино был осуществлен комплекс исследований, а именно, взаимодействия кинематографии и зрителя в контексте изменившихся социальных условий, специфики и условий производства кинофильмов в постсоветском пространстве, подготовки творческих кадров; прогнозирования развития российской кинематографии и др.

Представленный в работе анализ социологических исследований кинематографических предпочтений на Кубани показал, что киновосприятие зрителей, имеющих разное социально-культурное положение, требует скорейшего решения проблемных вопросов какой быть постсоветской кинематографии? как возродить национальное своеобразие кинокультуры? что поможет кино России XXI в вьщержать конкуренцию на европейском и мировом рынках? в какой мере эти и другие задачи выполнимы?

Научная новизна диссертационного исследования 1 Отечественная кинематография XX в впервые рассмотрена в контексте культурологического знания.

  1. Дана характеристика концепта «советское кино» XX в как социокультурного феномена и выявлены факторы, влияющие на содержательную сторону изучаемой проблемы правовые, исторические, философские, культурологические Советский художественный экран рассмотрен как способ общения человека с миром культуры, как элемент создаваемой новой жизни Обосновано понимание российского кино как особого социально-культурного пространства в контексте целостной характеристики культурного феномена отечественной кинематографии

  2. Исследованы художественные достижения российской кинематографии с точки зрения ее идейно-нравственного содержания и проанализированы социально-философские, историко-культурные и эстетические воззрения вьщающихся отечественных киномастеров XX в

  3. Выявлена с современных позиций культурологического знания полифункциональность отечественной кинематографии исследуемого периода, которая в полной мере отразила средства киновыразительности, ставшие в 90-е гг XX в. ведущими: режиссерское и актерское мастерство, монтаж, звук и цвет, благодаря новым технологиям производства аппаратуры, пленки и т. д.

  4. Раскрыты в культурологическом аспекте художественно-эстетические направления и основные тенденции развития кинематографии России последнего десятилетия XX в.

  5. Рассмотрено развитие российской кинематографии постсоветского периода как художественно-культурного процесса, органически связанного с предыдущей отечественной историей и современными общественно-политическими и культурными условиями жизни страны.

  6. Выявлен социально-функциональный аспект кинематографии Российской Федерации конца XX в, прослежена его трансформация

  7. Определено своеобразие социологических измерений отечественной кинематографии как социокультурного феномена, отражающего культурные потребности российского социума

  8. Проанализированы особенности истории, современного состояния и перспектив отечественной киноиндустрии на Кубани

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что результаты работы могут способствовать развитию как для отдельных разделов теории культуры, так и для изучения российской кинематографии XX в в целом

Материалы исследования могут быть использованы в разработке соответствующих теме диссертации разделов вузовских учебных дисциплин «Культурология», «Социология культуры», «История и теория

кино», «Мировая и отечественная художественная культура», «Киноведение России» и др

Практическая значимость исследования заключается в том, что научное понимание специфических особенностей отечественной кинематографии как феномена культуры является важной составной частью не только в моделировании современных экранных концепций, но и в прогнозировании тенденций развития техногенных искусств

Выводы и отдельные положения исследуемой темы в определенной мере восполняют пробел в культурологии и могут дополнить список работ, посвященных изучению отечественной кинематографии

Результаты исследования использовались в учебном процессе на факультетах культурологии, социально-культурной деятельности, традиционной культуры, теле-, кино- и радиовещания Краснодарского государственного университета культуры и искусств, Южно-Российского межрегионального института повышения квалификации работников культуры, искусства и социальной деятельности (г Краснодар), Института маркетинга и социально-информационных технологий (г Краснодар) при чтении базовых учебных дисциплин «Введение в культурологию», «Социология культуры», «Культура русского зарубежья», «История культурологии», «Методика преподавания культурологических дисциплин», а также учебных курсов «История искусств», «Кинематография XX в.» и др

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования обсуждались на научных конференциях:

«Культура Искусство. Образование: проблемы и перспективы» (Смоленск, 1998 г), «Культурологическое образование состояние, проблемы, перспективы» (Краснодар, 1998 г.), «Христианство и культура» (Краснодар, 1999 г), «Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ» (Санкт-Петербург, 1999 г), «Православие и русская культура» (Краснодар, 2000 г), «Проблемы отечественной истории и культуры» (Белгород, 2000 г) «Досуг Творчество Культура» (Омск, 2000 г), «Проблемы национальной культуры на рубеже тысячелетий поиски и решения» (Нальчик,

2001 г), «Современная культурология, предмет, методология и методика»
(Краснодар, 2002 г.), «Транснациональные проблемы культуры XXI в »
(Москва-Краснодар, 2002 г), «Культура Социум Творчество» (Омск,

  1. г), «Народная культура личность, творчество, досуг» (Омск,

  2. г), «Кайгородовские чтения - 5» (Краснодар, 2005 г), «Художник и время» (Краснодар 2006 г), «Интеграция науки и образования» (2006 г)

«Семиотика культуры и искусства» (Региональное отделение Российского философского общества, 2007 г) и др.

Структура диссертации. Текст исследования состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников и литературы Общий объем исследования - 323 страницы

Похожие диссертации на Кинематография России XX в. : культурологический аспект