Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурные аспекты промысловой деятельности монастырей в XIX - начале XX века Кузнецова Татьяна Феликсовна

Социокультурные аспекты промысловой деятельности монастырей в XIX - начале XX века
<
Социокультурные аспекты промысловой деятельности монастырей в XIX - начале XX века Социокультурные аспекты промысловой деятельности монастырей в XIX - начале XX века Социокультурные аспекты промысловой деятельности монастырей в XIX - начале XX века Социокультурные аспекты промысловой деятельности монастырей в XIX - начале XX века Социокультурные аспекты промысловой деятельности монастырей в XIX - начале XX века Социокультурные аспекты промысловой деятельности монастырей в XIX - начале XX века Социокультурные аспекты промысловой деятельности монастырей в XIX - начале XX века Социокультурные аспекты промысловой деятельности монастырей в XIX - начале XX века Социокультурные аспекты промысловой деятельности монастырей в XIX - начале XX века
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кузнецова Татьяна Феликсовна. Социокультурные аспекты промысловой деятельности монастырей в XIX - начале XX века : 24.00.01 Кузнецова, Татьяна Феликсовна Социокультурные аспекты промысловой деятельности монастырей в XIX - начале XX века (На примере художественных промыслов женских монастырей Московского региона) : Дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01 Москва, 2005 130 с. РГБ ОД, 61:05-24/126

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ПРОМЫСЛЫ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ЖИЗНИ

ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ. 26

1.1. Исторические и законодательные аспекты монастырских промыслов 26

1.2. РУКОДЕЛИЯ как элемент монастырского быта 31

1.3. Монастырские промыслы в контексте народных промыслов России 37

1.4. Экономическое обеспечение промыслов. 43

ГЛАВА 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ МОНАСТЫРСКИХ МАСТЕРСКИХ С РОССИЙСКИМ

ОБЩЕСТВОМ XIX - XX ВЕКА 53

2.1. Благотворительные и учебные заведения 57

2.2. Монастырские мастерские во время военных действий 61

2.3. Государственные и частные заказы 62

2.4. Изготовление предметов монастырского и церковного обихода 66

2.5. Участие монастырских мастерских в выставках XIX-XX века 68

ГЛАВА 3. МОНАСТЫРИ И МОНАСТЫРСКИЕ МАСТЕРСКИЕ В НАСТОЯЩЕЕ

ВРЕМЯ. 77

3.1. Современное состояние российских монастырей 77

3.2. Современное состояние и перспективы промыслов 84

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. 105

I. НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ 105

П. ЛИТЕРАТУРА 106

ПРИЛОЖЕНИЯ. 112

Введение к работе

Актуальность темы.

Монастыри и их роль в культуре России - тема исследования многих специалистов: историков, искусствоведов, архитекторов, археологов, богословов, педагогов. Предпринимаются попытки изучения монастырей, как уникальных комплексов, так и отдельных сторон монастырской культуры: формирование архитектурных ансамблей, памятников, хозяйственной деятельности, анализируется роль монастырей в развитии письменности, духовной музыки, их влияние на развитие педагогики, формирование городской и сельской культурной среды. Однако, до настоящего момента художественные ремесла и промыслы, как существенная составляющая монастырской культуры, не становились объектом исследования. Не предпринималось попыток оценить роль и значение их мастерских в сохранении и развитии традиций народного творчества, декоративно-прикладного искусства, их влияния на развитие других видов ремесел и промыслов, что в свою очередь сказывалось на развитии городов, сельской местности и культуры населения.

Традиционно монастыри являются духовными и культурными центрами, особенно в тех местах, где они исторически были градообразующими объектами. Деятельность монастырей, как известно, не ограничивалась исключительно богослужением. Книжное дело, различные виды искусств, приюты, больницы, школы - это направления в формировании и развитии которых участвовали монашествующие. Анализ монастырских промыслов и ремесел, понимание их роли в истории и современной культуре России представляется особенно актуальным, поскольку повсеместно

2. осуществляются различные социально-культурные и выставочные проекты с участием монастырей.

Исходя из актуальности темы хронологические рамки исследования определяются XIX - началом XX века (до 1917 года). Данный период отмечен многими исследователями истории монастырей временем особого роста числа женских обителей и общин, их наибольшей вовлеченностью во взаимоотношения с российским обществом и участием в социальной, благотворительной и культурной жизни страны. Подробнее об этом социокультурном феномене - в историографическом обзоре.

Степень научной разработанности проблемы. Монастырь становится объектом исследования уже в XVIII веке. Для XIX века были наиболее характерны различные "Исторические описания..." монастырей. Среди трудов общеисторического характера в первую очередь следует упомянуть работы таких известных исследователей; московских монастырей, как И.М. Снегирев и И.Ф.Токмаков. К сожалению, в их обширных трудах, затрагивающих многие стороны? монастырской истории, уделяется мало внимания интересующей автора теме. Вскользь упоминаются характерные для той или иной обители виды рукоделий, а также обстоятельства и причины их появления в круге работ монастырской мастерской.

Кроме трудов перечисленных авторов, имеются работы менее известных исследователей, изучавших отдельные монастыри. Как правило, это были священники, служивших в этих обителях. "Историческое описание московского женского общежительного Всех

Снегирев И.М. Новодевичий монастырь в Москве. М., 1857.; Токмаков И.Ф. Историческое и археологическое описание Московского Алексеевского девичьего монастыря. M., 1896. 2 Дмитриев Д.С. Вознесенская святой великой княгини Евфросинии обитель. Сергиев Посад, 1908.; Антушев Н. Историческое описание Новодевичьего монастыря. М., 1885.

скорбящих радости монастыря"3, написанное протоиереем И.П. Сперанским, с конца XIX века служившего настоятелем монастырского храма, отличается от всех рассмотренных ранее работ. Автор уделяет большое внимание организации быта в этой обители, где занятия рукоделиями составляли значительную часть всей деятельности монашествующих. Здесь же описывается постройка нового каменного здания, часть которого была отдана под монастырские мастерские.

В советский период изучались отдельные архитектурные ансамбли, их памятники, произведения декоративно-прикладного искусства, литературные произведения. Однако вследствие запрета на такие исследования они не были составной частью всего контекста монастырской культуры. Путеводители4, как и книга "Новодевичий монастырь"5, содержат анализ сохранившихся в фондах музея образцов ткачества и вышивки. Кроме того, представлены изменения в технике и стиле этих изделий на протяжении XVI - XIX веков, что дает возможность представить большой набор работ в монастырской мастерской, оценить умение мастериц включать в свою деятельность новые материалы и техники исполнения.

В книге Ю.М. Овсянникова "Новодевичий монастырь»6 содержится свидетельство о том, что и после Указа о секуляризации 1764 года в описываемом монастыре продолжали работать мастерские, где изготовлялись известные на всю Россию вышитые изделия, шали и ковры. Здесь, в отличие от многих аналогичных работ, автор не только подвергает серьезному анализу художественную ценность конкретных произведений - плащаниц, пелен, покровов и т.д., но также сообщает

3 Прот. Сперанскиий И.П. Историческое описание Московского женского общежительного Всех
скорбящих радости монастыря. М., 1915.

4 Кропоткина Е.С. Историко-художественный и бытовой музей б. Новодевичий монастырь М., 1928;
Ретковская Л.С. Новодевичий монастырь. М. 1956.

5 Власюк А.И. Новодевичий монастырь. М., 1958.

6 Овсянников Ю.М. Новодевичий монастырь. М.. 1968.

4 некоторые сведения о мастерах, а порой даже и обстоятельства создания этих работ.

Исследований, посвященных социокультурному значению промысловой деятельности монастырей, до настоящего момента в отечественной науке практически не проводилось. Наиболее близким к теме представляется доклад М.Н. Дитрих "О возможности влияния монастырей на развитие кустарной промышленности" сделанный на съезде деятелей по кустарной промышленности, проходившем в Санкт-Петербурге в 1910 году. В 1904 году автор была председателем экспертной комиссии Всероссийской выставки монастырских работ и церковной утвари, что и позволило ей сделать анализ общего состояния российской кустарной промышленности на рубеже XIX- XX веков. Автор акцентирует внимание на проблемах искажения и уничтожения-традиционного стиля и отсутствия специальных школ для кустарей. Привлечение монастырей, традиционно являвшихся создателями и-хранителями произведений декоративно-прикладного искусства, к созданию таких школ было бы, по мнению автора, решением проблемы-сохранения и развития русской культуры.

Л.И. Денисов8, И.К. Смолич9, а также П.Н. Зырянов10 и Е.Б. Емченко11, в своих работах, опубликованных в последние годы, обращают внимание на существенные количественные и качественные изменения в женских монастырях России в XIX - начале XX века. И если первый из упомянутых исследователей только констатирует рост числа женских обителей во второй половине XIX века и признает этот факт заслуживающим всестороннего изучения, то следующие авторы

7 Труды съезда деятелей по кустарной промышленности в Санкт-Петербурге. Спб., 1910.

8 Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908.;

9 Смолич И.К. Русское монашество. М., 1997.

10 Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX - начале XX века. М., 1999.

11 Емченко Е.Б. Женские монастыри в России. // Монашество и монастыри в России XI - XX века.
М., 2002.

5 обращаются к социальной роли женских монастырей и общин в XVIII -начале XX века. Они видят причину в более тесной связи женских монастырей с народом. А Е.Б. Емченко утверждает, что распространение благотворительности в женских монастырях России напрямую связано с законодательством 60-х годов XIX века, поскольку условием для открытия новых обителей было наличие благотворительного учреждения.

Начиная с середины 90-х годов XX века и до настоящего времени были проведены и опубликованы исследования в области монастырской культуры, обозначившие монастыри как культурные; исторические и духовные центры (Арцыбашева Т.Н. , Барсягян Т.В. , Бахмустов СБ.14, Денисов В.В.15, Логунова Е.П.16, Родченко И.П.17, Чадаева СВ.18, Чистякова М.В. Севан О.Г. и др.). Проводились российские и международные конференции, посвященные значению монастырей как культурных и духовных центров, наследию монастырской культуры и месту и значению монастырей в истории русской культуры ("Русский православный монастырь как явление культуры: история и современность" апрель 1996 года, Муром; "Монастыри - культурные и духовные центры России и Европы", сентябрь 1996 года, Москва; "Троице - Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России", сентябрь 2002 года, Сергиев Посад; "V Всероссийские чтения Оптина пустынь и русская культура", май 2004 года, Калуга - Оптина Пустынь, "Проблемы изучения истории

Арцыбашева Т.Н. Монастырь на стыке культур. (На примере монастырей Курского края Московской Руси XVII века). Спб., 1997.

13 Барсегян Т.В. Нило-Столбенская пустынь - духовный, культурный и художественный центр
верхней Волги. М., 1998.

14 Бахмустов СБ. Монастыри Мордовии как историко-культурный феномен. Саранск, 2000.

13 Денисов В.В. Монастыри Угличского Верхневолжья как историко-культурные центры. М.. 1998.

16 Логунова Е.П. Монастырь в русской культуре: опыт духовного воспитания. Спб., 1994.

17 Родченко И.Г. Культура Валаамского монастыря в середине XIX века. Спб., 2003.

18 Чадаева СВ. Православный монастырь в социальном и историческом контексте духовной
культуры России. Н.Новгород, 2003.

русской православной церкви и современная деятельность музеев", декабрь 2004 года, Москва).

Однако, начиная с XIX века и до настоящего времени, не
уделялось внимание монастырским художественным промыслам как
социокультурному феномену, связанному механизмами

взаимодействия с различными государственными и общественными структурами и оказавшему влияние, как на обыденную, так и на специализированную сферу культуры. Однако контекст исследования взаимосвязан с рассмотрением социокультурных составляющих среды, в которой формируется и развивается данная деятельность.

Предметом исследования являются механизмы' сохранения и развития монастырских промыслов, их влияния на культуру населения Московского региона посредством организации специальных образовательных программ, участием в ярмарках, выставках, благотворительных акциях и паломнических поездках.

Объектом исследования являются художественные промыслы России как социокультурный феномен деятельности женских монастырей Московского региона.

Выбор в качестве объекта исследования женских монастырей обусловлен тем, что именно в них наиболее полно представлены традиционные монастырские промыслы и ремесла. В мужских монастырях исследуемого региона также существовали промыслы. Одним из древнейших промыслов является художественная резьба по кости и дереву19, основоположником которой в XVI - XVII веках стала Троице-Сергиева Лавра.1 Но сравнительно с женскими обителями, такие виды деятельности были менее характерны. Кроме того, различные социальные структуры, такие, как школы, училища и

19 Народные художественные промыслы РСФСР. М., 1982. С. 11.

7 приюты, в образовательные программы которых включалось изучение ремесел, в рассматриваемый период были наиболее широко представлены в женских монастырях. Известные ярмарки региона -Бабья шерстяная ярмарка (с середины XVII века в Ивановском монастыре, находившемся в Белом городе), Вербный торг на Красной площади (с середины XVIII столетия в Вознесенском монастыре в Кремле), Покровская ярмарка у стен Покровского монастыря в селе Хотьково (близ Сергиева Посада) оказывали влияние на социокультурное развитии территорий.

Цель исследования: изучение художественных промыслов женских монастырей, выявление их роли в формировании механизмов взаимодействия с населением, общественными и государственными структурами и влияния на социокультурное развитие поселений России.

В связи с поставленной целью задачи исследования следующие:

Определить общие и особенные черты монастырских художественных промыслов на примере Московского региона в контексте кустарной промышленности России.

Изучить социальный состав монашествующих для выявления взаимосвязи между традиционными ремеслами и их сословной принадлежностью как важного фактора формирования механизмов взаимодействия монастыря и населения региона. Осмыслить взаимовлияние монастырских и народных мастеров и их влияние на культуру территории.

Определить роль и значение промыслов в формировании материальной культуры женских монастырских комплексов.

Рассмотреть монастырские промыслы в контексте их вклада в организацию процессов социализации и коммуникации в XIX -начала XX века, их влияние на культуру соседних территорий.

Изучить современное состояние российских монастырей, восстановление и развитие их промыслов.

Методологической основой работы являются

междисциплинарный подход, структурный и функциональный методы исследования. В этой связи монастырские промыслы рассматриваются как элементы монастырской культуры в социально - исторической системе и во взаимосвязи с образом жизни монашествующих. Функциональный метод используется для определения роли феномена монастырских промыслов в жизни женских монастырей Московского региона.

Современными исследователями (Э.А. Орловой, Л.Г Иониным, Т.М. Дридзе, А.Я. Флиером, Э.А. Шулеповой, О.Г. Севан и др.) при анализе культуры используется категории "образа жизни" и "деятельности", позволяющие оценивать динамику культуры через сопоставление ее с прошлым и будущим состояниями. С этой целью опросы и наблюдения используются в качестве методологических инструментов анализа ситуации в рассматриваемых обителях.

Методы исследования:

выявление и анализ литературы по теме диссертации (по истории и теории культуры, исторической, справочно-библиографической, искусствоведческой и пр.),

выявление и анализ опубликованных и неопубликованных архивных источников,

сбор и анализ материалов по современной ситуации в данной сфере
исследования, опросы и наблюдения в монастырях, на выставках и
т.д.

Научная новизна. В исследовании впервые (на примере женских монастырей Московского региона в сравнении с другими территориями):

Выявлены традиционные для монастырей России художественные
промыслы и ремесла, проведен анализ их значения и роли в
сохранении и развитии народных промыслов и культуры в
исторической и современной ситуации.

Определена роль художественных промыслов и ремесел в формировании механизмов взаимодействия и взаимовлияния монастырей и российского общества в историческом контексте, их влияния на развитие культурной среды городских и сельских поселений.

Введены в научный оборот новые данные о монастырских мастерских и их деятельности в ХІХ-н.ХХ века.

Представлены современные данные о монастырях и восстанавливаемых ими промыслах и ремеслах.

Практическая ценность работы. Материалы представленной работы могут быть использованы:

При осуществлении музейно-выставочных и образовательных проектов в сфере культуры, поскольку становится необходимым привлечение монастырей к участию в такой деятельности.

Как важный аргумент в пользу продолжения взаимного сотрудничества между церковными и светскими властями, подкрепленный исторически сложившейся традицией, для

10 сохранения и развития ремесленного мастерства и культурной среды поселений.

В работе представлены разнообразные типы деятельности и виды занятости, которые могут реально использоваться при возрождении в монастырях России, а также в соседних поселениях, традиционных ремесел и промыслов.

При подготовке лекций в образовательных и просветительских учреждениях, в туристических программах и экскурсиях, как по монастырям Московского региона, так и по другим территориям страны.

На защиту выносятся следующие положения:

Образ жизни монахинь женских монастырей Московского региона в XIX - начале XX века - социокультурный феномен, представляющий синтез традиционных форм жизни и деятельности и новых видов взаимодействия с российским обществом.

Промысловая деятельность, женских монастырей внесла вклад в развитие художественной культуры, образования и социальной коммуникации населения российских городов и поселений.

Монастырские промыслы были и остаются материальной и художественной основой социального и культурного служения монахинь женских монастырей Московского региона.

Апробация исследования. Материалы диссертации были изложены в докладах на Московской международной конференции «Монастыри -культурные и духовные центры России» (Москва, 1996), научно-практическом семинаре «Наследие монастырской культуры: ремесло, художество, искусство» (1997, РИИИ, Санкт-Петербург) и «Образование в пространстве культуры (Москва, РИК, 2004). Основные

положения диссертации изложены в 6 публикациях в специализированных изданиях, а также в популярных газетах и журналах.

Структура работы:

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. Первые две главы посвящены монастырским промыслам в XIX - начале XX века, в последней главе рассматривается и анализируется участие монастырей московского региона в возрождении и сохранении традиционных промыслов на современном этапе. В приложении приводятся не публиковавшиеся ранее архивные документы, связанные с деятельностью монастырских мастерских и данные опросов, проводившихся автором в монастырях Московского региона.

Во введении обоснован выбор темы, ее актуальность, объект, цели и задачи исследования, научная новизна, а также рассмотрена историография изучаемого вопроса на сегодняшний день. Первая глава посвящена промыслам как социокультурному феномену образа жизни женских монастырей, анализируются различные их виды. Во второй главе рассматривается социокультурная роль монастырских промыслов в формировании новых видов взаимодействия монастырей и российского общества в XIX - начале XX века. В третьей главе рассматривается современное состояние монастырских промыслов. В приложении приводятся не публиковавшиеся ранее архивные документы, связанные с деятельностью монастырских мастерских и данные опросов, проводившихся автором в монастырях Московского региона.

12 Определение основных понятий, используемых в работе.

Женский монастырь - социокультурный институт, существующий в России с XI века. Объединяет как монахинь, т.е. принявших монашеский сан, так и послушниц - женщин и девушек, готовящихся к принятию сана, проживающих совместно на одной территории и имеющих единый устав.

Женская община - социокультурный институт, являющийся характерной особенностью XIX века. В такие общины объединялись женщины, желающие посвятить свою жизнь монашескому служению. Члены общины не были монахинями. Начальницы могли быть как монахинями, так и не иметь монашеского сана. Общины формировались при приходских церквях. (В ряде случаев бывшие послушницы упраздненного монастыря продолжали жить на его территории и составляли ядро общины). Члены общины, как правило, проживали совместно в отдельном доме. В основу устава общежития был положен устав общежительного монастыря. В ряде случаев такие общины получали статус богаделен или странноприимных домов.

Игуменья - настоятельница женского монастыря.

Рукоделие - термин, использующийся в исторических источниках для описания тех работ монахинь, которые производились в определенных помещениях и специально отведенное время. (В отличие от сельскохозяйственных работ, ухода за монастырским кладбищем, работы в приютах, школах, богадельнях). К рукоделиям относятся все виды шитья, вышивка, производство одежды и облачений, а также их реставрация. В ряде источников к рукоделиям относили и работу в живописных мастерских. Производным от термина рукоделие было название мастерских - "рукодельные".

Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX - начале XX века. М., 1999. С.

Ремесло21 - это мелкое ручное производство, возникшее вместе с началом производственной деятельности человека в целом и развивавшееся в рамках ряда формаций как домашнее ремесло, ремесло на заказ и ремесло на рынок. Ремесло является формой производства. Для него характерны использование личного мастерства и применение простых орудий труда.

Промысел 22 - это занятие, ремесло, производство, дело, доставляющее человеку пропитание. В этом значение термин "промысел" закрепляется за крестьянскими ремеслами с того этапа, когда осознается роль ремесла как способа получения дополнительного заработка. Виды промыслов, не требовавшие отрыва от земельного надела, назывались кустарными.23 Промысел является способом социально-экономической организации ремесла.

Художественные промыслы - одна из исторически сложившихся форм народного декоративно-прикладного искусства. Они представляют собой производство художественных предметов широкого потребления на продажу при обязательном использовании творческого ручного труда.24 К ним относятся: обработка дерева, металла, камня и кости; керамика, вышивка, кружевоплетение, вязание, ткачество, изготовление ковров и т.д.

Неопубликованные источники.

Основной массив источников по данной теме составляют документы из монастырских фондов московских архивов. Автором

Монастырские промыслы и ремесла развивались по тем же законам, что и народные промыслы в целом, поэтому при их рассмотрении мы будем применять ту классификацию, которая была введена Т. Бетехтиной в статье "К вопросу об определении понятия "кустарные промыслы" ("Этносы и этнические процессы". М., 1993).

22 Мамонтова H.H. Особенности развития народных ремесел и промыслов России. // Народное
искусство России: традиция и стиль. M., 1995.

23 В противоположность отхожим промыслам.

24 Народные художественные промыслы РСФСР. М., 1982. С. 7.

14 были исследованы Центральный государственный исторический архив (ЦГИА) г. Москвы, Российский государственный архив древних актов (РГАДА), архив Государственных музеев Московского Кремля и архив Новодевичьего монастыря.

Среди содержащихся в ЦГИА г. Москвы монастырских фондов,
интересующие нас документы выявлены в фонде Ивановского
Щ монастыря25, Алексеевского монастыря26, Скорбященского монастыря27

и Казанского Головинского монастыря28.

I г,

Наиболее разнообразно представляющим как деятельность монастырской мастерской, так и монастырский быт в целом, является фонд Ивановского монастыря. Здесь содержится уникальное дело о его участии в Первой Всероссийской выставке монастырских работ и церковной утвари (Санкт-Петербург, 1904 год). В деле много указов, распоряжений, правил общего характера, позволяющих представить картину подготовки выставки . Некоторые сведения об экономическом обеспечении монастырских промыслов и работе мастерской содержатся в переписке игуменьи Ивановского монастыря с различными организациями и лицами30. Только в этом фонде находятся несколько вариантов проектов правил распорядка внутренней жизни, позволяющих представить более или менее полную картину внутримонастырского быта в контексте промысловой деятельности31

n-

В фонде Алексеевского монастыря сведения по данной теме содержатся, в основном, в приходо-расходных книгах. Есть в фонде "Опись Алексеевского девича монастыря учиненная лейб-гвардии

25 ЦГИАМ. Ф. 1179,1843 - 1917.

26ЦГИАМ. Ф. 1175,1753 - 1921.

27 ЦГИАМ. Ф. 1178, 1890 - 1921.

28 ЦГИАМ. Ф. 1321, 1893 - 1920.

29 ЦГИАМ. Ф. 1179. Оп. 1. Д. 69.

30 ЦГИАМ. Ф. 1179. Оп. 1. Д. 44, Д. 45.

31 ЦГИАМ. Ф. 1179. Оп. 1. Д. 41, Д. 262.

15 Измайловского полку прапорщиком Павловым", позволяющая (при совместном изучении ее с опубликованной описью по Зачатьевскому монастырю) сделать социологический срез, показав, выходцы из каких сословий русского общества конца XVIII - начала XIX века каким ремеслом владели, а также составить примерный перечень тех ремесел и промыслов, которые были характерны для московских женских монастырей в изучаемый период.

В фонде Скорбященского монастыря также были исследованы приходо-расходные книги. Изучение их позволило выявить основные источники поступлений в монастырскую казну.32

Фонд Казанского Головинского монастыря в основном состоит из приходо-расходных книг 1893 - 1920 годов. Сведения, содержащиеся в них, позволяют определить примерную доходность монастырской мастерской.33

В архиве Государственных музеев Московского Кремля находится значительный по объему и разнообразный по содержанию фонд Вознесенского монастыря.34 Здесь содержатся документы по хозяйственной деятельности монастыря, его связях с вотчинами, о работе монастырской мастерской, о социальном служении монахинь и послушниц. Все выявленные документы можно разделить на три группы: описи монастырского имущества, переписка и приходо-расходные книги.

В описях монастырского имущества приводятся подробные описания вещей, находящихся в храмах и ризнице. К сожалению, в описях, за редким исключением, нет указаний на то, кем и при каких обстоятельствах была выполнена та или иная работа. Автору удалось

32 ЦГИАМ. Ф. 1178. Оп. 1. Д. 1.

33 ЦГИАМ. Ф. 1321. Оп. 1. Д. 10, Д. 12.

34 Архив ГММК. Ф. 6. Вознесенский монастырь.

выявить лишь три подписные работы - икону Преподобной Евфросинии35, архиерейское облачение и покров-плащаницу на раку Преподобной Евфросинии.36

В отдельную группу следует выделить приходо-расходные книги за 1817 - 1825 годы. Выписки из этих книг позволяют проанализировать, какие предметы церковного и монастырского обихода изготовлялись в монастырской мастерской, какие материалы и

декор применялись в работах, определись статью расхода, определить

is круг лиц и магазинов, где покупались материалы для рукоделия.

Некоторые распоряжения относительно переделки храмового имущества в монастырской мастерской содержатся во "Входящем журнале" за 1880 год.39 Сюда же можно отнести дело об выплате монахиням Вознесенского монастыря денежной суммы за поправку утвари и ризницы Патриаршей церкви Двенадцати апостолов после ноябрьских повреждений 1917 года.

Среди выявленных документов содержится важный источник по выполнению в монастырской мастерской государственных заказов. Это переписка Главного интендантского управления военного министерства с казначеей Вознесенского монастыря монахиней Ниной по вопросу изготовления в монастырской мастерской полковых знамен, юбилейных лент, хоругвей и т.д. Здесь приведены условия работы -уплата залоговой стоимости за предоставляемый материал, изготовление знамен и т.д. в соответствии с выдаваемыми заказчиком эскизами, цены на приобретаемые ткани и декор, расценки на работу.

33 Архив ГММК. Ф. 6. Оп. 1. Д. 2. № 111/8, 1910.

36 Там же. Оп. 1. Д. 3. № 108. С. 112, № 252.С. 184.

37 Там же. Оп. 1. Д. 38. 1850. Ф. 6. Оп. 1. Д. 93. 1851.Ф. 6. Оп. 2. Д. 94.

38 Там же. Оп. 2. Д. 116, 1904 год.

39 Там же. Оп. 1. Д. 275,1871-1896 год.

Два документа из этого фонда имеют прямое отношение к теме социального служения монашествующих. Это письма, датированные 1914 годом: из Комитета сестер милосердия Царскосельской общины Иверского Красного Креста и со склада для больных и раненых воинов в Москве, находившегося под покровительством императрицы Александры Федоровны. В них содержится просьба о помощи в одном случае - в уходе за ранеными и чтении Псалтири над умершими в госпитале, а в другом - в изготовлении теплого белья для действующей армии.

Материалы, выявленные в архиве Новодевичьего монастыря, можно разделить на несколько групп. Это - в первую очередь, дела, связанные с участие Новодевичьего монастыря и воспитанниц монастырского приюта во Всемирной выставке 1900 года в Париже.40 Связанные с разными этапами подготовки, проведения и подведения итогов Парижской выставки, эти документы представляют большой: интерес в контексте данного исследования.

Вторая группа источников - дела о работе монастырской? мастерской, в которой изготовлялись вещи в дар, по заказам, а также переделывались пришедшие в негодность облачения и ризничное имущество.41 Эти документы представляют интерес и с точки зрения экономического обеспечения монастырских промыслов.42

Есть в фонде Новодевичьего монастыря дело о разрешении открыть в монастыре живописную школу для монахинь.43

Учитывая тот факт, что крайней датой основного массива содержащихся в РГАДА документов является конец XVIII века,

40 Архив музея Новодевичий монастырь. КП 2.0п. 102. Д. 1752, Д. 1753, Д. 1754 и Д. 1755.

41 Архив музея Новодевичий монастырь. КП 2,Оп. 189. Д. 3378, Д. 3385, Д. 3386, Д. 3387; Оп. 197. Д.
3605; Оп. 217. Д. 3940.

42 Архив музея Новодевичий монастырь. КП 2.0п. 189. Д. 3385, Д. 3387.

43 Архив музея Новодевичий монастырь. КП 2. Оп.102. Д. 1807.

18 удалось выявить только один документ по теме - выдержки из приходо - расходной книги Вознесенского монастыря за 1900 год, свидетельствующей о направленности работ монастырской мастерской.44

Опубликованные источники по теме.

К опубликованным источникам по теме диссертации относятся исторические описания монастырей Московского региона, каталоги международных и российских выставок конца XIX - начала XX века, в которых принимали участие женские монастыри Московского региона и периодическая печать. Кроме того, автором выявлены и изучены труды по тем отраслям декоративно-прикладного искусства, которые были традиционны для данного региона.

Первая группа опубликованных источников - труды общеисторического характера, среди которых в первую очередь следует назвать работы упоминаемых ранее исследователей московских монастырей, как И.М. Снегирев и И.Ф. Токмаков. К сожалению, в их обширных трудах, затрагивающих все стороны монастырской истории, но скользь упоминаются характерные для той или иной обители виды рукоделий, а также обстоятельства и причины их появления в круге работ монастырской мастерской. Например, обучение воспитанниц приюта, организованного при Новодевичьем монастыре, прядению голландских ниток и плетению кружев, для чего еще Петром I были выписаны "питомицы Брабантских монастырей".45

Кроме упомянутых трудов существуют работы менее известных авторов, изучавших отдельные монастыри, поэтому представляется

44 РГАДА.Ф. 1185. Оп. 1. Д. 155. Л. 64. № 59.

45 Снегирев И.М. Новодевичий монастырь в Москве. М., 1857. С. 20.

19 целесообразным дальнейший историографический обзор вести по каждому монастырю в отдельности.

Труды, посвященные Вознесенскому монастырю, были написаны в основном священнослужителями. Большая часть работ принадлежит А.И. Пшеничникову, по всей вероятности служившему настоятелем монастырского храма в конце XIX века.46 Есть исторический очерк священника Д.С.Дмитриева "Вознесенская святой великой княгини Евфросинии обитель"47 и книга И.К. Кондратьева "Седая старина

Москвы" , где наряду с другими монастырями, рассказывается и о Вознесенской обители. Все эти работы сообщают о традиционных для этого монастыря рукоделиях, существующих издавна или возникших в связи с необходимостью содержать обитель своими средствами, что было последствием секуляризации 1764 года. Здесь же содержатся сведения о Вербном торге, традиционно проводившемся у Кремлевской стены, во время которого монахини сбывали свои рукоделия.

По Новодевичьему монастырю имеются сведения о рукоделиях, характерных для этой обители, которые встречаются в "Историческом описании Новодевичьего монастыря", составленном священником Н.Антушевым.49 Книга А.И.Власюка "Новодевичий монастырь"50 содержит анализ сохранившихся в фондах музея образцов ткачества и вышивки, изменений в технике и стиле этих изделий на протяжении XVI - XIX веков. Сходны с ней и два путеводителя - Е.С. Кропоткиной51 и Л.С. Ретковской52, содержащие описание тех же

Пшеничников А.И. Краткое историческое описание первоклассного Вознесенского девичьего монастыря в Москве. М., 1894.; Пшеничников А.И. Соборный храм Вознесения Господня в Вознесенском монастыре в Москве. М., 1886

47 Дмитриев Д.С. Вознесенская св. вел. кн. Евфросинии обитель.Сергиев Посад, 1908.

48 Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1893.

49 Антушев Н. Историческое описание Новодевичьего монастыря. М., 1885.

50 Власюк А.И. Новодевичий монастырь. М., 1958.

51 Кропоткина Е.С. Историко-художественный и бытовой музей б. Новодевичий монастырь. М.,
1928.

52. Ретковская Л.С. Новодевичий монастырь.М., 1956.

20 музейных экспонатов, что и книга А.И. Власюка. Эти книги дают возможность представить весь спектр работ монастырской мастерской, оценить умение монастырских мастериц включать в работу новые материалы. В книге Ю.М. Овсянникова "Новодевичий монастырь"53, содержится свидетельство о том, что и после секуляризации 1764 года в монастыре продолжали работать мастерские, где изготовлялись издавна известные на всю Россию вышитые изделия, шали и ковры. В отличие от многих подобных работ, автор не только подвергает анализу художественную ценность конкретных произведений - плащаниц, пелен, покровов и т.д., но и сообщает некоторые сведения об их создателях, а порой даже и обстоятельства создания.

Об Ивановском монастыре, характерных для него рукоделиях и организации монастырского быта, как уже говорилось, больше всего сообщает в своем "Кратком историческом очерке Ивановского монастыря" И.Ф. Токмаков.54 Здесь же сообщается о традиционной ярмарке, проводившейся у стен монастыря с середины XVII века. Об этой ярмарке в уже упомянутой нами книге "Седая старина Москвы" рассказывает И.К. Кондратьев.55

Об Алексеевском монастыре в нужном нам аспекте, правда, очень кратко, писали Е.В. Ушакова56 и И.Ф. Токмаков57. Представляют интерес небольшие по объему, но очень важные сведения по монастырскому быту, организации занятий ремеслами и рукоделиями.

"Историческое описание московского Зачатейского девичьего монастыря" Л.П. Смирнова58 позволяет не только выявить характерные

Овсянников Ю.М. Указ.соч. С.13.

54 Токмаков И.Ф. Краткий исторический очерк Ивановского монастыря. М., 1909.

55 Кондратьев И.К. Указ.соч. С.352.

56 Ушакова Е.В. Краткий исторический очерк Московского Алексеевского монастыря. М., 1877.

57 Токмаков И.Ф. Историческое и археологическое описание Московского Алексеевского девичьего
монастыря. М., 1896.

58 Смирнов Л.П. Историческое описание московского Зачатейского девичьего монастыря. М., 1884.

21 именно для этого монастыря виды ремесел и промыслов, но и определить, для каких сословий были характерны те или иные рукоделия. Кроме того, здесь содержатся сведения по организации монастырского быта, что дает возможность проанализировать условия работы монастырских мастериц, их навыки и опыт.

Вторая группа опубликованных источников каталоги международных и всероссийских выставок. Монастыри московского региона участвовали в двух международных выставках - Всемирной Колумбовой выставке 1893 года в Чикаго и Всемирной выставке 1900 года в Париже. Их участие в этих выставках отражено в каталогах59: наименование представляемых экспонатов с указанием, каким именно монастырем представлен тот или иной предмет и указанием, какой награды (диплома или медали) удостоены экспоненты. Интересующая нас информация содержится в разделе "Отдел женского труда" первой упомянутой выставки. Описания представленных экспонатов, за редким исключением, сопровождаются краткими историческими справками по истории монастырей-экспонентов.

По Парижской выставке выявлено два каталога, сходных по структуре. Сведения об участии московских монастырей в этой выставке встречаются в "Указателе групп и классов с обозначением экспонатов"60 и в разделе "Высшие награды"61, что указывает на то, что все работы, исполненные монахинями и послушницами, удостоены высших наград.

В 1904 году в Санкт-Петербурге состоялась Первая Выставка монастырских работ и церковной утвари. На протяжении всей работы

Всемирная Колумбова выставка 1893 года. Чикаго. Спб., 1893;Россия на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Спб., изд. А.С. Шустова, 1900.;Каталог Русского отдела Всемирной Парижской выставки 1900 года. Спб., б/г.

60 Каталог Русского отдела.... Ч. Ш. С. 37

61 Там же. 4. II. С. 105.

22 выставки ее деятельность освящалась специально выпускавшимся периодическим изданием - "Вестник I Всероссийской Выставки монастырских работ и церковной утвари" . Всего было издано десять выпусков, представляющих важный источник по данной теме. Распределение материалов по этим выпускам было тематическим.11

При обзоре каталогов выставок следует упомянуть о каталоге "Церковная школа на Всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде"63. Хотя московские монастыри не принимали участия в этой выставке, его привлечение в качестве источника по созданию и развитию школ при монастырях, их деятельности и круге изучаемых в них ремесел, становится необходимым.

Третью группу опубликованных источников составляют газетные публикации. В основном их можно отнести к той части темы, которая касается социального служения монашествующих и организации монастырского быта. Это распоряжение Синода об учреждении при женских монастырях воспитательных и благотворительных заведений64 и небольшое расследование о возможности организации подобныхг заведений.111

Существенные сведения о монастырских промыслов имеются в публикации о "бабьей шерстяной ярмарке" в Ивановском монастыре.

Четвертая группа трудов посвящена разным видам декоративно-прикладного искусства как важному фактору монастырских промыслов. Характерной чертой всех этих работ является обширный очерк общего состояния того или иного вида искусства, его история, изменения в технике на протяжении нескольких веков. Также в них

Вестник... Спб.: Таврический дворец, 1904.

63 Макаревский М.И. Церковная школа на Всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде.
Спб., 1897.

64 Московские епархиальные ведомости. 1870. № 10.

65 Московские ведомости. 1850 год.№ 8-10; Московские губернские ведомости. 1850. № 34.

23 подробно рассматриваются произведения декоративно-прикладного искусства - как предметы быта, так и предметы церковного и монастырского обихода, качество и уровень работ монастырских мастерских, различные материалы, сохранение на протяжении нескольких веков традиций шитья и вышивки. Такие данные позволяют рассматривать промысловую деятельность монастырских мастерских не только как способ увеличения средств своей обители, но и как неотъемлемую часть художественной культуры России.

В книге Л.И. Якуниной "Русское шитье жемчугом"66 мы находим сведения как по изменениям в технике шитья жемчугом на протяжении XVI - н. XX века, так и по тем или иным приемам шитья, последовательности выполнения работ. Автор подчеркивает, что церковный обиход был областью широкого применения жемчужного шитья, что работы подобного рода производились в монастырских мастерских.

Книга Е.Ю. Моисеенко и В.А. Фалеевой "Бисер и стеклярус в России XVIII - начала XX века" содержит обзор изменений в технике и приемах работы с бисером и стеклярусом на протяжении указанного периода, а также пространные описания предметов церковного и монастырского обихода/

В книге Н.А. Маясовой "Древнерусское шитье" подробно рассматриваются приемы работы, их последовательность, поэтапное выполнение работ разными мастерицами - в зависимости от специализации, конкретные вещи. Известно, что лицевым шитьем занимались, не только в помещичьих усадьбах, но и в монастырских мастерских.

Якунина Л.И. Русское шитье жемчугом. М.: Искусство, 1955.

67 Моисеенко Е.Ю., Фалеев В.А. Бисер и стеклярус в России ХУШ - н. XX века. Л.: Художник
РСФСР, 1990.

68 Маясова Н.А. Древнерусское шитье. М.: Искусство, 1971.

В трехтомнике "Русское декоративное искусство"69 отражено развитие различных отраслей декоративно - прикладного искусства в период с XVII по начало XX века. Подчеркивается вклад монастырских мастерских в его развитие, в том числе в монастырское кружевоплетение , а, кроме того, об изготовлении в монастырских мастерских ковров71 и монастырской вышивке.72

В каталоге выставки Государственного исторического музея "Золотая нить России: шитье, парча, костюм, драгоценности XVI - XX веков"73 сообщается о типах и видах придворной одежды и военной формы, в изготовление определенных деталей специализировались монастырские мастерские.74

В книге "Художественное шитье Древней Руси в собрании Загорского музея"75 содержатся сведения о такой разновидности художественно шитья, какой является монастырская реставрация.

Многие работы не относятся непосредственно к московскому регионуVI, но дополняют общую картину монастырских промыслов, в том числе золотого шитья облачений и церковной утвари в конце XVIII - начале XX века.

Кроме работ, посвященных отдельным видам декоративно-прикладного искусства, для данной темы представляют интерес

труды , связанные с социально-культурными аспектами, а также

Русское декоративное искусство. М.: издательство Академии Художеств, 1963 год.

70 Фалеева В.А. Кружево. // Русское декоративное искусство. Т. 2. М., 1963. С. 632- 640; Фалеева

В.А. Русское плетеное кружево. Л.: Художник РСФСР, 1983.

71 Яковлева Е.Г. Ковры // Русское декоративное искусство. Т. 3. М., 1965. С. 258 -265; Яковлева Е.Г.
Русские ковры. М.:КОИЗ, 1959.

72 Работнова И.П. Вышивка. // Русское декоративное искусство. Т. 3. М., 1965. С. 316.

73 Золотая нить России: шитье, парча, костюм, драгоценности XVI - XX веков. М.: Эпифания, 1993.

74 Там же. С. 17.

73 Художественное шитье Древней Руси в собрании Загорского музея. Москва: Советская Россия,

1983.

76 Комелова Г.,. Побединская А. Русская церковная старина //Наше наследие. 1990. № 5. С. 11 - 12.

Молчанова О. Русский бисер. // Наше наследие. № 31, С. 35.

25 различиями в городских и крестьянских кустарных промыслах.77 В том числе книга Э.Г. Истоминой об истоках и традициях ремесел и промыслов Московского региона.79

Выводы. Представленные выявленные источники - как неопубликованные, так и опубликованные - позволяют сделать следующий вывод. Источниковая база данной темы неоднородна и разрозненна. Промысловая деятельность монастырей многогранна, и можно исследовать лишь несколько ее направлений. Анализ выявленной литературы позволяет отметить, что тема промысловой и ремесленной деятельности как объект исследования до настоящего времени не выделялась из всего комплекса проблем, связанных с ролью монастырей в формировании русской культуры, что обуславливает привлечение многих источников, связанных деятельностью других российских монастырей. С этой целью используются источники по различным видам декоративно-прикладного искусства, выставкам, ярмаркам, социальным и культурным проектам.

77 Русские художественные промыслы XIX - XX и город. Социальные основы искусства. М.: НИИ
Художественной промышленности, 1983.

78 Истомина Э.Г. Золотые руки мастеров Подмосковья: истоки и традиции ремесел и промыслов. М.:
Москвовед, 2005.

79 Автор выражает благодарность Э.Г. Истоминой за помощь на начальном этапе работы над
диссертационным исследование.

class1 ПРОМЫСЛЫ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ЖИЗНИ

ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ class1

Исторические и законодательные аспекты монастырских промыслов

Монастырь - социокультурный институт, предполагавший уединенность от мира, углубленность в молитву. Именно в таком виде он сформировался в первые века христианства. Первые монастыри, возникшие на Руси после принятия христианства, располагались в удалении от городов, в лесах и пещерах. Там, в уединении, создавались общины, в которые объединялись люди, полностью посвятившие себя служению Богу. Основатель Киево-Печерской Лавры Антоний Печерский, возвратясь с Афона на Русь, поселился в пещере в лесу под селом Берестовом. Образ его жизни, где основой были молитва и труд привлекали к нему как простых жителей Киева, так и князей, обращавшихся за советом и "духовным руководством". Позднее, Сергием Радонежским, первоначально избравшим своим путем пустынножительство, был основан Троице-Сергиев монастырь, ставший влиятельным духовным центром Руси. В XIX веке важное влияние оказала на российское общество Оптина пустынь. Эти и многие другие российские обители определили особое значение монастырей как духовных центров.

Не менее важен вклад монастырей в российскую культуру. С первых веков существования они стали местом аскетического и религиозного подвига, хранилищем философских и теософских трудов, книжного знания, книгописания и печатания; библиотеками и центрами ремесленного мастерства: иконописания, росписи, декоративного и золотошвейного искусства и др. Монастырь - это и важный социально- образовательный институт, школа для детей и других групп населения. Можно сказать, что монастырь - это музей под открытым небом, где демонстрируется строительное мастерство народа, архитектура разных стилей и качество работ, оказывавших влияние на окружающие поселения. Наибольшее распространение в России монастыри получили в XVI - XVII. С этого времени они выполняли различные социальные и политические функции. Представители монашества были посредниками в политических спорах, а в годы военных действий монастыри порой выступали в роли оборонительных сооружений.81

Первое упоминание о женском монастыре относится XI веку.82 В летописях женский монастырь впервые упоминается в 1089 году. Сын Ярослава Мудрого Всеволод Ярославич основал для своей дочери Анны Андреевский монастырь, при котором существовала первая известная в истории школа для девочекуш. Анна обучала их грамоте и ремеслам. По свидетельству историков, обучение полезным навыкам вместе с духовным просвещением, должно было служить целям воспитания трудолюбия у девочек.

Очевидно, что инициаторами создания первых женских монастырей - упомянутого Андреевского и Ирининского, построенного Ярославом Мудрым в честь святой покровительницы своей супруги Ирины - были мужчины. Однако уже в XII веке женщины начинаю принимать участие в основании монастырей, в первую очередь, новгородских. В истории русской церкви немало женских имен, внесших вклад в культурное развитие страны. Одним из авторов Ростовской летописи была княгиня Мария, вдова ростовского князя Василька Константиновича. Ею было составлено и житие ее отца, князя Михаила Черниговского. Искусной вышивальщицей, знавшей многие современные ей произведения искусства и обладавшей тонким вкусом, была Ирина Годунова, которой принадлежит хранящаяся в Новодевичьем монастыре пелена "Похвала Богородице".

Идеал христианской жизни, к которому стремились монашествующие, был сформулирован Апостолом Павлом в 1- ом Послании к Фессалоникийцам (4-11): "Жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками". Монастырские рукоделия являются одним из традиционных занятий монашествующих. Известно, что в Тавенских монастырях, основанных Пахомием Великим (f 347) существовала монастырская мастерская, а также два судна, на которых монастырские рукоделия отправлялись для продажи в Александрию и другие крупные города. На вырученные за эти изделия деньги покупались необходимые товары и продукты.

В житиях основателей Киево-Печерской лавры - Антония и Феодосия Печерских встречается свидетельство о том, что монахи Лавры обменивали на зерно свои ремесленные изделия. В известном споре между нестяжателями и иосифлянами по вопросу о монастырских вотчинах, Нил Сорский требовал, чтобы "черницы жили бы по пустыням и кормились своим рукоделием".

class2 ВЗАИМОСВЯЗЬ МОНАСТЫРСКИХ МАСТЕРСКИХ С РОССИЙСКИМ

ОБЩЕСТВОМ XIX - XX ВЕКА class2

Благотворительные и учебные заведения

Одним из направлений деятельности российских монастырей было воспитание верующих, духовное наставничество. Монахи и монахини, выходцы из разных сословий были носителями различных знаний в сфере медицины, ремесел, декоративно-прикладного искусства и т.д. И естественным развитием отношений между монастырем и жителями городов и сел стало создание при монастырях школ и училищ. «Некоторые монастыри сочетали благотворительную деятельность с просветительской. Обычай обучать грамоте детей из ближайших селений существовал во многих монастырях с давних пор»154. Учебные заведения, существовавшие при женских монастырях, подразделялись на школы для крестьянских детей (как для девочек, так и для детей обоего пола), приюты (в которых жили и обучались, как правило, только девочки), училища и церковно-учительские школы.

В 80-90 годы XIX века почти во всех женских монастырях открылись церковно-приходские школы, которые содержались на их собственные средства. В школах при этих обителях обучали, прежде всего, сирот и выходцев из малообеспеченных семей. В программу обучения, наряду с общеобразовательными предметами, входило рукоделие. Если монастырь был ограничен в средствах, девочек обучали простым навыкам шитья, вязанию чулок, приемам ремонта одежды 5 , а если была возможность - изящным, тонким рукоделиям, например, шитью шелками и золотом церковных облачений и утвари, служившим для украшения обителей и других храмов. И в том, ив другом случае, воспитанницы монастырских школ обучались конкретному ремеслу, позволявшему им в будущем иметь самостоятельный заработок. Нередки были случаи получения выпускницами рекомендательных писем в помещичьи мастерские.

Школы для двадцати девочек, не проживавших постоянно в обители, существовала с 1899 года при Казанском Головинском монастыре Московского уезда. В программе обучения были грамота и рукоделие.157 В Покровском Хотьковом монастыре Дмитровского уезда в 1884 году была открыта школа на 60 детей обоего пола.158 При Рождественском монастыре в Москве существовал приют для малолетних девочек, где осуществлялось обучение грамоте и рукоделию.159 При Новодевичьем монастыре в 1871 был открыт приют для сирот всех сословий, за исключением дворян. Училище состояло из двух классов и одного приготовительного. По завершении учебного курса и до достижения семнадцатилетнего возраста воспитанницы оставались в училище, получая дополнительные навыки рукоделия.

Осенью того же года в Алексеевском монастыре было открыто первое в России училище для южнославянских девочек. «В память совершившегося чуда 17 октября 1888 года над Августейшим Монархом нашим в сохранении драгоценнейшей жизни их императорских величеств и всей царственной семьи ныне устроено училище с курсом начальной приходской школы на семнадцать девочек - беднейших сирот, а семнадцать назначается, чтобы лучше запечатлеть в памяти особенное покровительство Божие к русскому царю и его народу. Училище помещается в новом каменном корпусе, при новом храме (во имя Всех Святых)".161 С созданием этого училища была «...приведена в исполнение благая мысль, чрез воспитание женщин ввести в среду сербов, болгар и других южнославянских народов просвещение истинное, основанное на истинной вере и нравственности».

class3 МОНАСТЫРИ И МОНАСТЫРСКИЕ МАСТЕРСКИЕ В НАСТОЯЩЕЕ

ВРЕМЯ class3

Современное состояние российских монастырей

Анализ организации и деятельности монастырей России, как и монастырских поселений, представляет сегодня очевидный практический и научный интерес. Это связано с восстановлением их первоначальных функций в современных, отличных от времени их бытования, социокультурных и экономических условиях. Данный аспект рассмотрения важен в связи с исследованием современного состояния и перспектив развития промысловой деятельностью российских монастырей, и в частности женских.

Монастыри относятся современными исследователями к рангу исторических поселений и рассматриваются как социально-культурные и пространственные объекты. В их жизненном пространстве и во времени различным образом запечатлеваются основные характеристики общества, образ жизни населения, его социальных групп и отдельных личностей. В пространстве поселения в динамическом контексте могут быть выявлены и "прочитаны" составляющие элементы культуры общества и их качественные характеристики (политика, экономика, искусство, религия и пр.). Предлагаемая модель представляется в качестве основы исследования структуры сел, городов, систем расселения в регионах и предполагает не только изучение исторического прошлого, но и осознание настоящей ситуации, и, по возможности, прогнозирование будущего. В этом контексте анализ монастырских поселений представляет интерес в связи с очевидными попытками повсеместного восстановления их функций в России в новых социокультурных и экономических условиях. В каждом из предложенных ниже типов по-разному будут развиваться и промысловые и ремесленные функции, что будет частично рассмотрено ниже.

Монастырский тип поселения представляет собой постоянные или временно существующие населенные пункты, расположенные на принадлежащих обители землях. Их жители, так или иначе, связаны с монастырем различными отношениями: социально-культурными (включая помощь), религиозными, образовательными и пр. Они обладают определенными нормами поведения, общения и специфическим образом жизни.

Типы монастырских поселений, складывались на всем протяжении их существования в России, то есть, начиная с XI века и по сегодняшний день. Это были :

1. Собственно монастыри различных типов.

2. Подмонастырские поселения в непосредственной близости к монастырям - городские подмонастырские территории на посаде, в слободе, иногда в кремле; села с развитыми полифункциональными характеристиками. Следует отметить, что их население вплоть до октябрьского переворота 1917 года продолжало сотрудничать с монастырями даже после секуляризации самих монастырских селений. А после закрытия монастырей монахи и монахини работали в трудовых артелях, образованных на территориях бывших подмонастырских поселений (село Хотьково Дмитровского района Московской области).

3. Отдаленные поселения монастырей - они могли отстоять на значительных расстояниях от обители; части городских посадов в одном городе могли принадлежать разным монастырям; сюда же относятся монастырские села, волости, погосты, слободы, пустоши и пр.

После Указа о секуляризации монастырского землевладения 1764 г. поселения второго и третьего типов были переданы в управление Коллегии экономии и разным государственным и военным ведомствам. Однако в ряде случаев связи между монастырями и их бывшими вотчинами не прерывались и после секуляризации (село Бибирево201 Московского уезда, вотчина Вознесенского женского монастыря в Кремле).

4. Локальные пункты, имеющие постоянный или временный характер:

а) монастырские подворья в городах в разных регионах;

б) домовладения и доходные дома в городах, жилые и хозяйственные постройки в селах и деревнях;

в) сторожки рыболовов, охотников в разных местностях страны.

Монастырские поселения, как особый тип поселений России обладают рядом функциональных качеств, которые отличают его от других социокультурных типов. Часть этих функций на сегодняшний день не сохранилась, другие приобрели или приобретают большое значение.

Похожие диссертации на Социокультурные аспекты промысловой деятельности монастырей в XIX - начале XX века