Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование культуры украинской диаспоры Русина Наталья Владимировна

Формирование культуры украинской диаспоры
<
Формирование культуры украинской диаспоры Формирование культуры украинской диаспоры Формирование культуры украинской диаспоры Формирование культуры украинской диаспоры Формирование культуры украинской диаспоры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Русина Наталья Владимировна. Формирование культуры украинской диаспоры : диссертация ... кандидата исторических наук : 24.00.01 / Русина Наталья Владимировна; [Место защиты: Ом. гос. ун-т путей сообщ.].- Омск, 2009.- 205 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/110

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Методологические проблемы формирования и развития культуры этнической диаспоры 20-84

1.1. Культура этнической диаспоры как система и ее генезис 20 - 55

1.2. Украинская культура как основа формирования культуры диаспоры украинцев 56 - 84

Глава 2 Основные черты культуры украинской диаспоры 84-144

2.1. Условия формирования и развития этнической культуры украинских переселенцев юга Красноярского края 84 - 104

2.2. Особенности культуры украинской диаспоры юга Красноярского края 104-126

2.3. Деятельность социальных институтов по сохранению и развитию культуры украинской диаспоры юга Красноярского края в современных условиях 126-144

Заключение 145-148

Литература 149-177

Приложения 178 - 205

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема исторического формирования культуры этнических групп и выявление их специфических черт является весьма актуальной, так как культура диаспоры способна существенно трансформироваться в зависимости от окружающих условий, среди которых определяющими могут стать как социально-экономические, так и этнополитические Результат трансформационных процессов в каждом случае может быть индивидуальным, поэтому исследования конкретных условий и специфики формирования культуры этнических диаспор достаточно значимы Теоретическое исследование особенностей исторического формирования культуры различных переселенческих групп позволяет выявить возможные общие структуры в модели изучения подобного рода явлений, изучить особенности межкультурного диалога диаспор, и, как следствие, прогнозировать результаты межкультурного диалога диаспор с окружением, тем самым обеспечивая комфортное функционирование культуры диаспоры в целом Актуальность темы иссчедования в практическом отношении обусловлена не только возросшими потребностями представителей разных этнических групп и диаспор в сохранении своей культуры, но и стремлением к ее развитию, формированию в ней устойчивости и одновременно возможностей трансформации и осуществления продуктивного межкультурного диалога

Степень разработанности проблемы. Тема формирования культуры украинской диаспоры на территории юга Красноярского края является многогранной, и поэтому исследователи из различных областей научного знания в своих исследованиях, так или иначе, затрагивали разные стороны этого явления Однако в силу разных причин проведенные исследования не отображают полной картины изучаемой проблемы Все выявтенные в ходе анализа литературные источники, связанные с проблемой формирования культуры украинской диаспоры на территории юга Красноярского края, были сгруппированы по проблемному принципу

К первой группе относятся методологические исследования общего порядка, отражающие общие подходы к изучению исследуемой нами проблемы Вторую группу составляют исследования более узкого характера, в которых рассматриваются отдельные исторические и культурные аспекты образа жизни украинцев и хакасов Третья группа включает в себя публикации, в которых со-

держатся результаты исследователей по изучению культуры украинских переселенцев в целом по Сибири

В рамках первой группы выделены следующие направления работ исследования, связанные с изучением истории и культуры как системы в целом, исследования по истории и культуре разных переселенческих групп Сибири, материалы, раскрывающие исторические и культурные аспекты формирования особенностей украинской культуры переселенцев юга Красноярского края в сравнении ее с материнской культурой

В качестве базовых исследований, раскрывающих проблемы культуры как, системы, автором рассмотрены труды таких ведущих отечественных философов, культурологов, социологов, как С С Аверинцев, А И Арнольдов, С А Арутюнов, Э А Баллер, М М Бахтин, Е В Боголюбова, Ю В Бромлей, Е А Вавилин, А Я Гуревич, В Е Давидович, Ю Н Давыдов, В С. Ерасов, Ю А Жданов, Н С Злобин, М С Каган, Л Н Коган, Н И Конрад, Н А Леонтьев, А Ф Лосев, Э С Маркарян, В М Межуев, В П Фофанов, Н В Поддубный и др

Осмысливая общую теорию культуры, А И Арнольдов, Э А Баллер, Н С Злобин, Л Н Коган, В М Межуев рассматривали культуру как процесс творческой деятельности В Е Давидович, Ю А Жданов, М С Каган, и другие ученые рассматривали культуру как специфический способ человеческой деятельности Как система культура представлена в работе «Теория культуры и современная наука» Э С Маркаряна, который выделял в культуре три подсистемы природно-экологическую, социорегулятивную и общественно-экологическую Специфику народной культуры изучал Н А Томилов Анализ функций культуры представлен в работах М С Кагана, Э В Соколова и др исследователей В Б Земсков в своих исследованиях рассматривает дисбаланс в системе взаимодействия пластов культуры как фактор культурной динамики

В разработке вопросов теории этнической культуры, в изучении ее структуры и функций важное место занимают работы таких ученых, как С А Арутюнов, Ю В Бромлей, Г Д Гачев, Л Н Гумилев, С В Лурье и других исследователей Вопросы этногенеза, роли природных и социальных факторов в формировании этнической культуры рассматривали Л Н Гумилев, В Л Каганский В трудах И В Арутюняна, Л М Дробижевой, А А Сусоколова рассматриваются проблемы этнической психологии, особенности формирования традиционного сознания и этнического самосознания

С В Лурье изучала проб тему этнической самоидентификации в условиях кризиса «материнского» этноса Этнокультурологические исследования по проблеме жизнеобеспечения этноса содержатся в работах С А Арутюнова, Э С Маркаряна Проблемы формирования и развития, а также этнокультурной адаптации дисперсно расселенных национальных групп раскрывали в своих работах М В Аствацарова, Л М Дробижева, В В Дятлов, В А Тишков, М В Фадичеева

Проблемы культурной адаптации, межкультурного взаимодействия, и формирования культуры разных этнических диаспор на территории Сибири рассматривали В А Александров, Л В Анжиганова, Т О Бажутина, П Е Бардина, М Н Бусик-Трофимчук, В Я Бутаиаев, Г Ф Быконя, В Зверев, Д В Коровушкин, Г Г Котожеков, Н В Латкин, Г В Любимова, В Ю Григорьев, А И Пашоков, Е В Петрова, И А Прядко, Е В Фурсова, М К Чуркин, О Н Шелегина и др исследователи

Можно констатировать, что пока еще не нашли должного освещения вопросы эволюции и трансформации культур групп-мигрантов по отношению к исходной модели (первичному материалу), поэтому принципиально важным считаем тот факт, что изучение культуры этнической диаспоры необходимо осуществлять в сопоставительном анализе с материнской культурой В последнее время стали появляться работы исторического и культурологического направления по изучению культуры различных переселенческих групп в Сибири Активно изучать культуру различных переселенческих групп в Сибири начали примерно с 1990-х гг под общим руководством Н А Томилова были проведены исследования разных этнических групп на территории Западной Сибири такими учеными как М А Жигунова, Г Д Коровушкин, Г В Любимова, Е В Петрова, В Г Рыженко, Е В Фурсова, О Н Шелегина)

Таким образом, в настоящее время имеется достаточно большое количество работ методологического характера, позволяющих определить подходы к изучению исторических и культурных аспектов формирования культуры украинских переселенцев на территории юга Красноярского края Однако, несмотря на интенсивные исследовательские работы в этом направлении, исторические и культурные процессы Южной Сибири остаются малоисследованными

Выявление особенностей культуры украинской диаспоры опирается на результаты изучения украинской (материнской культуры) Поэтому вторую группу литературных источников составляют работы, в которых раскрываются

исторические и культурные аспекты формирования украинской культуры в целом Также в эту группу включены источники, в которых раскрываются исторические особенности формирования традиционной хакасской культуры Вопросами исторического формирования культурных особенностей украинцев занимались С В Полищук, В А Тишков, С В Чешко В работах таких исследователей как Т В Кара-Васильевна В Я Рафаэлко, Р В Захарчук-Чугай, Е О Гасюк, М Г Степан, Л Софронова, О Дзюба, С А Китова рассматриваются отдельные аспекты материальной и духовной культуры украинцев

Важная дополнительная информация об особенностях украинской культуры содержится в литературных произведениях Особенности украинского мироощущения и мировосприятия ярко представлены в литературных произведениях таких авторов как Т Г Шевченко, А В Навроцкого В украинских думах (сказаниях исторического характера) достаточно объемно отражен пласт исторических событий, связанных с походами и завоеваниями украинских народных героев, а устное народное творчество глубоко и всесторонне освещает особенности уклада и жизни в целом традиционной украинской семьи

В диссертации показан процесс межкультурной коммуникации украинской переселенческой культуры и хакасской Поэтому дополнительно были изучены литературные источники по истории и культуре хакасов Изучением исторических особенностей формирования традиционной хакасской культуры занималась Г Г Котожеков, К М Патачаков, Л П Потапов, Я И Сунчугашев Сегодня большую исследовательскую работу по изучению исторических и культурных аспектов хакасской культуры осуществляют такие ученые, как Л В Анжиганова, В Я Бутанаев, А И Котожеков, Л Ю Бурнакова, В Ф Буров, В Г Ибрагимова, Л Ю Кирбижекова, Н Т Ултургашева

Третью группу исследований ученых составляют работы, в которых содержатся результаты изучения истории и культуры украинских переселенцев в целом по Сибири Культура переселенцев в Сибири привлекла внимание ученых еще до революции В работах крупнейших сибиреведов А П Щапова, Г Н Потанинина, Н М Ядринцева, В А Ватина, Н В Латкина и других исследователей содержится информация так или иначе связанная с освещением исторических и культурных аспектов процесса переселения и особенностей уклада жизни украинских переселенцев Однако в первые десятилетия советской власти интерес к переселенцам ослабевает, основной интерес для ученых представляли исторические и культурные процессы коренных народов Сибири Но-

вый этап в исследовании переселенческой культуры начался в 60-е гг XX в , когда стали складываться центры изучения переселенцев Сибири Группа ученых Института этнографии АН СССР (В А Александров, И В Власова, А А Лебедева, В А Липинская, Г С Маслова, А В Сафьянова) приступили к систематическому обследованию русского старожильческого населения края К середине 1990-х гг в целом весь исстедовательский процесс изучения кутьтур-но-исторических аспектов Сибири активизировался Появляется достаточно большое количество работ по данной проблеме Активно велось изучение русских Сибири второй половины XIX - XX в новосибирским! учеными - сотрудниками Института истории, филологии и философии СО АН СССР Особенности адаптационных процессов, и результаты анализа предметов материальной и духовной культуры представителей славянского населения осветили в своих работах такие исследователи, как Л М Русакова, Б Ф Фурсова, О Н Шелегина, Ф Ф Ботонев, П Е Бардина Активно изучаются историко-культурные проблемы разных переселенческих групп на территории Западной Сибири Методологические, теоретические и методические проблемы исследуются Н А Томиловым Традиционную культуру украинцев Западной Сибири активно изучают А М Шпорт, Л А Кутилова, Д В Коровушкин

В целом можно констатировать, что в настоящее время ведется активное исследование историко-культурных процессов различных переселенческих групп на территории Сибири Причем более интенсивно осуществляется в регионах, имеющих свои научные школы и объединения ( Барнаул, Кемерово, Омск, Томск) Вместе с тем процесс формирования культуры украинской диаспоры на территории юга Красноярского края не достаточно исследован Имеющиеся публикации лишь фрагментарно освещают исторические, культурные и этнографические аспекты формирования культуры украинских переселенцев на территории юга Красноярского края (А И Панюков, И А Прядко, М К Чуркин и др )

Таким образом, анализ привлеченной литературы демонстрирует достаточно высокий интерес исследователей к проблеме выявления культурно-исторических особенностей украинских переселенцев на территории Сибири В то же время особенности культуры украинской диаспоры юга Красноярского края не рассматривалась в качестве отдельного предмета исследования Малоисследованными остаются вопросы места и роли украинцев в процессах межкультурных взаимодействий, механизмы и критерии успешной адаптации куль-

туры в новых условиях Поэтому, отмечая однонаправленность и малочисленность исследований, связанных с выявлением особенностей формирования культуры украинской диаспоры на территории юга Красноярского края, сочли необходимым комплексно осветить вопросы, связанные с указанной проблематикой

Объектом исследования является культура украинской диаспоры как система, предметом - процесс формирования культуры украинской диаспоры (на примере поселений юга Красноярского края XIX - XXI вв)

Цель исследования состоит в том, чтобы выявить особенности формирования культуры украинской диаспоры (на примере поселений юга Красноярского края XIX - XXI вв )

Достижение поставленной цели обеспечено решением следующих задач исследования

  1. показать культуру этнической диаспоры как систему, раскрыть ее основные качества,

  2. охарактеризовать культурно-исторические и социальные условия формирования и развития культуры диаспоры украинских переселенцев юга Красноярского края,

  3. раскрыть реализацию основных функций культуры этнической диаспоры украинцев как системы,

  4. выявить основные черты материальной и духовной культуры украинских переселенцев,

  5. показать процесс осуществления межкультурной коммуникации украинской переселенческой культуры и хакасской культуры,

  6. проанализировать деятельность социальных институтов по сохранению и развитию культуры украинской диаспоры на территории юга Красноярского края в современных условиях

Территориальные рамки исследования включают в себя южный район Красноярского края, объединяющий Ермаковский, Шушенский, Курапінскии районы В рамках наших исследований находятся сельские поселения указанных выше районов, поскольку именно эти районы являются местами компактного поселения украинских переселенцев

Хронологические рамки исследования охватывают период конца XIX -начала XXI в Это связано с тем, что сохранившиеся в большом количестве предметы материальной и духовной культуры украинских переселенцев, хра-

нящиеся в музеях, относятся именно к этому историческому периоду При исследовании были изучены источники, содержащие исторические сведения о первых массовых появлениях украинских переселенцев на территории юга Красноярского края Заканчиваются хронологические рамки исследования современным периодом, когда наблюдается активное стремление украинских переселенцев к сохранению своей самобытной культуры Появляются социально-культурные организации, осуществляющие деятельность по изучению, сохранению и развитию культуры украинских переселенцев юга Красноярского края

Методология исследования. Процесс формирования культуры украинской диаспоры, как любое явление действительности, многогранен и требует комптексного подхода к его изучнию Основой исследования является общенаучный системный подход к изучению проблемы Это дало возможность рассмотреть объект исследования как целостное образование, состоящее из структурных элементов, тесно связанных между собой Кроме того, системный подход дает ключ к внутреннему механизму функционирования культуры и позволяет проникнуть в содержательную сферу культурной динамики

В исследовании используется историко-сравнительный метод, дающий возможность проводить сравнение в пространстве и во времени, т е по горизонтали и по вертикали Сравнение особенностей украинской культуры и культуры украинских переселенцев открывает возможность для объяснения изучаемой проблемы, раскрытия сущности исследуемых явлений

Сочетание структурного и функционального анализа в исследовании дало возможность познать сущностно-содержательную природу культуры украинских переселенцев как системы во всей ее глубине Использование системных методов, в частности структурного, дало возможность изучить культуру украинских переселенцев не только со стороны отдельных ее аспектов и свойств, а с учетом ее места и роли в системе межкультурного диалога Функциональный анализ позволил раскрыть основные функции культуры этнической диаспоры, и семиотический - представить предметы материальной и духовной культуры этнической диаспоры как части общего культурного текста

Применение принципа историзма позволило рассмотреть процесс формирования культуры украинских переселенцев в развитии и взаимосвязи с учетом конкретно-исторических условий

Источниковая база включает в себя комплекс различных источников, используемых автором в процессе диссертационного исследования Кроме

письменных источников при проведении исследования использовались источники других типов, в частности вещественные источники (предметы материальной и духовной культуры украинских переселенцев), а также изобразительные источники (фотодокументы), что позволило представить изучаемый процесс всесторонне

Используемые письменные источники представлены в исследовании следующими группами материалы фискального, административного и хозяйственного учета, статистические материалы, периодические издания, источники личного происхождения

В перечень материалов фискального, административного и хозяйственного учета, используемых в диссертационном исследовании, входят архивы Государственного архивного фонда Красноярского края, архивы института искусств Хакасского государственного университета им Н Ф Катанова Архивные материалы Государственного архивного фонда Красноярского края оказали неоценимую помощь в освещении вопросов, связанных с историей появления украинских переселенцев на территории юга Красноярского края и особенностями их обустройства Результаты анализа архивных данных института искусств Хакасского государственного университета им Н Ф Катанова позволили использовать данные этнографических экспедиций при описании основных функций культуры украинской диаспоры Кроме этого, в исследовании использованы данные этнографических экспедиций, в ходе которых преподаватели и студентов кафедры декоративно-прикладного искусства института искусств Хакасского государственного университета им Н Ф Катанова изучали исторические и культурные особенности жизни культуры украинских переселенцев

Статистические материалы, использованные в исследовании, включают документы, отражающие демографическую, аграрную статистику и статистику промышленного производства

При рассмотрении вопросов, связанных с методологией исследования изучаемого явления использовались материалы следующих периодические изданий «Социс», «Диаспоры», «Наука и жизнь», «Родина», «Вопросы философии», «Общественные науки и современность», «Философские исследования», «Этнографическое обозрение», «Полис» и др

В исследовании использованы результаты анализа как краевых, так и местных периодических изданий Поскольку специфической чертой всех газетных публикаций является освещение актуальных проблем жизни читателей, статьи

явились важным источником, позволяющим изучить, насколько проблемы формирования и развития культуры украинских переселенцев важны для се носителей Автором использованы результаты анализа материала следующих периодических изданий «Тубинские вести», «Эхо Турака», «Шушенский курьер», «Красноярский рабочий» Фрагментарный просмотр указанных периодических изданий временного промежутка 1995 - 2005 гг позволил проанализировать газетные статьи разных форм (репортаж, интервью, газетный отчет, отчет-очерк), так или и иначе связанные с темой исследования Структурный анализ указанных периодических изданий позвотил изучить деятельность организаций разного уровня по освещению исторических и культурных проблем в районах, включенных в территориальные рамки исследования

При выявлении особенностей формирования культуры украинских переселенцев на территории юга Красноярского края использовались и источники личного происхождения с неопределенным адресатом, целью которых является индивидуальная фиксация общественно значимых событий с целью передачи их в эволюционном целом Так, были проанализированы личные дневники жителей сел (Ново-Полтавка, Маринино), в которых описываются исторические и культурные события, происходящие в данных населенных пунктах в середине XX в Использование в исследовании источников личного происхождения с неопределенным адресатом позволило осветить процесс формирования культуры украинских переселенцев с учетом взглядов конкретных исторических личностей на изучаемое явление

Кроме письменных источников, при проведении исследования использовались источники других типов, в частности, вещественные источники (предметы материальной и духовной культуры украинских переселенцев) и изобразительные источники (фотодокументы), что позволило представить изучаемый процесс всесторонне Основная масса изученных вещественных источников хранится в фондах Государственного историко-этнографического музея - заповедника «Шушенское», комплексно - краеведческого музея с Ново-Полтавка (Ермаковский район Красноярского края), кафедры декоративно - прикладного искусства института искусств Хакасского государственного университета им Н Ф Катанова Также использовались вещественные источники, хранящиеся в семьях украинских Пересе ченцев, проживающих в исследуемой территориальной зоне

Одно из важных мест в исследовании занимают фотодокументы Фотоснимки предметов быта украинских переселенцев, хранящихся в музеях, наглядно демонстрируют теоретические выводы, сформулированные в исследовании и позволяют оценить степень важности деятельности социально-культурных организаций по сохранению, развитию и транляции культуры украинской диаспоры юга Красноярского края на современном этапе Дополнительно в исследовании используются фотодокументы, демонстрирующие деятельность учреждений по изучению, сохранению и трансляции культуры украинских переселенцев

Научная новизна исследования заключается в следующем

  1. уточнено содержание понятия культуры этнической диаспоры с учетом современных исследований,

  2. впервые проведено комплексное {предметное, функциональное к историческое) изучение культуры этнической диаспоры украинцев юга Красноярского края во взаимосвязи с материнской культурой,

  3. сформулированы существенные характеристики культуры этнической диаспоры украинцев как системы (открытость, самоорганизующийся характер, высокий уровень адаптивности всех компонентов культуры, неполноценность, усеченность одних структурных элементов культуры диаспоры и расширение других),

  4. выявлены основные функции культуры украинской диаспоры юга Красноярского края и продемонстрирована специфика их реализации,

  5. впервые в рамках анализа межкультурной коммуникации выявлены сходство и различия «доминантных символов» украинской и хакасской культур (модель мира, родная земля, время, жизнь, дом),

  6. показана значимость и эффективность деятельности социально-культурных институтов по сохранению и развитию культуры украинской диаспоры на территории юга Красноярского края

Положения, выносимые на защиту. 1 Культура этнической диаспоры - открытая, целостная система, основными характеристиками которой являются открытость, самоорганизующийся характер системы, высокий уровень адаптивности всех структурных компонентов культуры

  1. Сформировавшаяся культура украинских переселенцев юга Красноярского края является результатом адаптационного процесса украинцев к природным, политическим и поликультурным условиям региона

  2. Основными особенностями культуры украинской диаспоры на территории юга Красноярского края являются принятие украинскими переселенцами экономических и политических условий Сибирского региона, изменения, произошедшие в культуре украинской диаспоры на уровне защитных механизмов (в традиции изготовчения национальной одежды, в проведении традиционных праздников), сохранение традиций, связанных с пчеловодством, садоводством

  3. Украинская и хакасская культуры имеют сходство и различия «доминантных символов» (модель мира, родная земля, время, жизнь, дом)

  4. Деятельность социально-культурных институтов по сохранению и развитию культуры украинской диаспоры на территории юга Красноярского края эффективна и в целом способствует сохранению, развитию и трансформации культуры украинских переселенцев

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что представленное к защите диссертационное исследование может оказать помощь другим исследователям в процессе изучения аналогичных явлений в истории культуры в других регионах России Материалы диссертации могут быть использованы также в образовательных учреждениях разного уровня для разработки учебных курсов по проблемам истории и культуры переселенческих групп региона Кроме того, материалы исследования могут удовлетворить запросы людей, интересующихся историческими вопросами формирования культуры украинских переселенцев на территории юга Красноярского края

Апробация полученных результатов. Материалы исследования обсуждались на конференциях разного уровня и нашли отражение в 10 публикациях, одна из которых опубликована в издании, рекомендованном ВАКом

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, основной части, включающей в себя две главы, заключения, списка литературных источников и приложения Общий объем диссертации составляет 201 страницу

Культура этнической диаспоры как система и ее генезис

Рассматривая тему данного исследования, необходимо, прежде всего, рассмотреть вопрос об организации культуры этнической диаспоры как системы, стремящейся к преодолению хаоса и самосохранению. При этом необходимо учитывать диалектику сущности и существования, т.е. рассмотреть особенности строения культуры этнической диаспоры как таковой с присущими ей возможными модификациями в рамках её границ. Не менее важным является вопрос о типе системы. Являясь, несомненно, открытой системой, для культуры этнической диаспоры необходимостью является выработка определенного кода, делающего межкультурное взаимодействие возможным.

Для рассмотрения культуры этнической диаспоры как системы необходимо выстроить логику соотношения понятий культура — этническая культура — культура этнической диаспоры. Из существующих сегодня подходов к определению культуры мы в своем исследовании используем деятельностный подход, трактующий культуру как специфический способ человеческой деятельности91.

В данном исследовании понятия культура этноса и этническая культура разграничиваются. Традиционно под культурой этноса понимается вся совокупность культурного достояния, присущая данному этносу в лице его отдельных представителей, локальных групп, этносоциальных организмов и т.п., независимо от того, имеют ли различные элементы и структуры этого достояния специфическую этническую окраску или же являются этнически нейтральными. Под этнической культурой подразумевается совокупность лишь тех культурных элементов и структур, которые обладают этнической спецификой, выполняя как этнодифференцирующую функцию в рамках оппозиции «мы — не мы» (или «наше — не наше»), так и этноинтегрирующую функцию, способствуя осознанию своего единства различными, зачастую дисперсно разбросанными частями данного этноса . Главная задача этнической культуры в современном контексте сводится, в конечном счете, к условиям и возможностям поддержания исторической преемственности в социокультурном развитии и воспроизводства культурных образцов, символизирующих этническую принадлежность соответствующих групп населения.

Рассмотрение системных особенностей культуры этнической диаспоры необходимо производить, на наш взгляд, через рассмотрение структуры этнической культуры. Универсальной концептуальной моделью, позволяющей теоретически проанализировать украинскую культуру, представляется, на наш взгляд, структура этнической культуры, состоящая из трех основных компонентов: ядра, элементов этнической культуры и защитного пояса. Ядро этнической культуры формируется на протяжении всего этногенеза, удерживает этническую культуру от распада, определяет допустимую меру инокультурных заимствований. «В ядре этнической культуры, имеющей длительное самодостаточное существование формируются специальные механизмы передачи информации, которые базируются не столько на апелляции к разуму, сколько на культе социализированных эмоций, где важное значение имеют подражание, заражение и внушение, основанные на внелогическом, эмоциональном усвоении социального опыта»93. «На содержание ядра этнической культуры решающее влияние оказывает цель этнического развития, которая в предельной форме может быть выражена в стратегиях: выживание и/или развитие94». Ядро представляет собой особый узловой элемент системы и концентрирует в себе: а) информацию о системе («память» системы); б) основной энергетический потенциал взаимодействия элементов системы; в) коммуникативные процессы между элементами системы. Оно образовано двумя основными подструктурами: первая характеризуется устойчивостью и необратимостью; она выполняет функции жесткого ядра, вторая выполняет функцию «катализатора» взаимодействия между ядром и периферией системы и поэтому подвижна и изменчива.

Системное ядро выполняет три основные функции, оно обеспечивает взаимодействие между:

- системой и внешней средой;

- внутренними элементами системы;

- структурами первой и второй функций, или «функция катализатора»95.

Функции системного ядра предполагают сочетание таких свойств, как устойчивость, с одной стороны, и гибкость, лабильность, способность «подстраиваться» под среду - с другой. Поэтому, в свою очередь, ядро имеет сложную двойственную архитектонику. Конкретные параметры этой подструктуры задаются как импульсами, идущими от ядра, так и импульсами, идущими извне, от среды96. Ядром этнической культуры является сформулированная в мировоззренческих терминах система внутренней интеграции и внешней дифференциации этноса. Причем, отмечает Л. В. Анжиганова, «только тогда, когда мировоззренческие универсалии уходят в подсознательные глубины этнического сознания, тогда они становятся фактором этноидентификации и сохранения этноса»97. Этническое мировоззрение включает в себя: модель мира, иерархию потребностей, интересов и ценностей; особенности этнопсихологических установок, стереотипы мышления и поведения людей.

Элементы этнической культуры - составляющие культуры: формы права, морали, религии, искусства, науки, философии и защитный пояс — отработанные механизмы, способы сохранения и развития этнической культуры во времени и пространстве (традиции, обычаи, ритуалы, образ жизни и пр.) образуют в совокупности периферийную сферу, испытывают на себе лишь частичное (временное, фрагментарное) организующее и упорядочивающее воздействие со стороны системного ядра. Защитный пояс этнической культуры представлен социальными, интеллектуальными и нравственными традициями. Он защищает культуру от разрушения и трансформации, и в то же время обеспечивает культуре адаптационные механизмы, позволяющие ей приспособиться к меняющимся условиям98. Среди элементов этнической культуры (морали, религии, права, философии, искусства) выделяется доминанта - один или несколько элементов культуры, в которых реализуется духовный потенциал народа, отражается мировоззрение всего народа в целом.

Исследование этнической культуры будет не полным без рассмотрения функций, которые этническая культуры выполняет в обществе. Необходимо отметить, что в отечественной науке анализом функций культуры занималась целая плеяда мыслителей. Представители разных школ: ленинградско-петербургской (М. С. Каган, Э.В. Соколов), московской (Э. С. Маркарян, Б. С. Ерасов, В. М. Межуев, И. С. Библер, А. Я. Флиер), московско-тартусской школы (Ю. М. Лотман, Л. Н. Столович) подробно раскрывали разные функции культуры. Кроме этого, серьезный вклад в разработку отдельных функций культуры внесли ученые К. Э. Разлогов, Г. А. Смирнов В. С. Жидков, И. А. Бутенко, (управленческая, нормативно-регулирующая функции); Т. Г. Кисилев С. Н. Иконникова (социализирующая функция); Э. А. Балл ер, И. К. Кучмаева (функция аккумуляции, хранения и трансляции культурно-исторического опыта); М. К. Петров (коммуникативная функция) и многие другие исследователи. Как справедливо отмечает М. С. Каган, «... функции культуры, в сущности, столь же бесконечно многообразны (авт) как потребности социальной жизни, которые она призвана удовлетворять. Если же мы хотим найти в этом функциональном богатстве определенную внутреннюю закономерность, которая превращает его из хаотического рядоположения в полифоническую целостность, в «органическую сложность», мы должны искать структуру этого целого, закон его внутренней упорядоченности»99. Автор выделяет две основополагающие функции культуры:

- обеспечение общества всем необходимым для успешного противоборства с природой, для постоянного повышения уровня его негэнтропии;

- обеспечение собственной мобильности, динамичности, продуктивности, эффективности всех своих механизмов, постоянного повышения коэффициента их полезного действия, т.е. безостановочное самосовершенствование100. Признавая эти две важные функции ведущими, раскроем те, которые, на наш взгляд, достаточно полно раскрывают сущность этнической культуры (онтологическая, эстетическая, социологическая, историческая, рефлексивная, аксиологическая, этическая, коммуникативная, психотерапевтическая).

Украинская культура как основа формирования культуры диаспоры украинцев

Для выявления специфики формирования культуры украинской диаспоры целесообразно рассмотреть процесс формирования украинской культуры, её структуру и функции, для того, чтобы в дальнейшем точно определить структурные и содержательные изменения всей системы культуры украинской диаспоры.

Зарождение и развитие любой культуры непосредственно связано с адаптацией сообщества к географическим условиям. В. Л. Каганский подчеркивал, что «Культура всегда сопряжение человека и ландшафта; её трудно представить вне обращённости к ландшафту. Видение культуры подразумевает ландшафт. Видение ландшафта подразумевает культуру» . Понимая под адаптацией приспособление этносов к изменяющимся условиям среды, происходящее путем выработки стереотипов поведения, Л. Н. Гумилёв отмечал: «Уже доказано, что природная форма существования вида Homo sapiens — этнос и различие этносов между собой определено не расой, языком, религией, образованностью, а только стереотипом поведения, являющимся высшей формой активной адаптации человека в ландшафте. Разнообразие ландшафтов - вот причина удивительной этнической мозаичной антропосферы» . По мнению Г. Гачева, «первое оче-видное (авт), что определяет образ народа, - это ПРИРОДА, среди которой он вырастает и совершает свою историю ... фундамент истории есть история его труда по преобразованию природы, среди которой он живет. Это двуединый процесс: человек пропитывает окружающую природу собой, своими целями, осваивает её - и одновременно пропитывает себя, всю свою жизнь, быт, все свое тело и опосредованно душу и мысль - ею. Приспособление природы к себе есть одновременно гибкое и виртуозное приспособление данного коллектива людей к природе. Так что КУЛЬТУРА есть прилаженность - человека, народа, всего сотворенного ими, выплетенного за срок жизни и историю, -к тому варианту ПРИРОДЫ, который ему дан.. ..»140 .

Описание природных условий Украины объясняет особенности украинской культуры. Вся территория Украины расположена в умеренном поясе. В целом климат Украины умеренно континентальный, хотя в отдельных частях территории наблюдается большая изменчивость погодных процессов. Горные хребты (Карпаты, Крымские горы) влияют на формирование местных особенностей климата в горах и замкнутых долинах, а также на участках, защищенных горами. Особые климатические условия характерны также для побережий Черного и Азовского морей. Географические осадки на территории Украины так же неравномерны, как и её климат. Флора и фауна характеризуются значительным разнообразием видового состава. На территории Украины выражены такие широтные зоны: смешанных лесов, лесостепная и степная. Резко выделяются две горные территории - Украинские Карпаты и Крымские горы - с ярко выраженной вертикальной зональностью в распределении растительности. Характеризуя животный мир Украины, можно сказать, что эндемичные формы (то есть встречающийся только в данной местности) выражены слабо. Можно предположить, что неравномерность климата, осадков, растительного и животного мира на территории Украины отчасти обусловили и большое разнообразие локальных культурных комплексов141. Именно природные условия во многом определили психологический облик украинца, специфику украинской одежды, пищи, жилища, виды возделываемых сельскохозяйственных культур и пр. Географическая среда отражена и в этническом самоназвании украинцев. Изначальный смысл термина «Украина» - окраина, окраинная земля, следовательно, украинец — человек, проживающий на окраине. Природные условия влияют и на историческую судьбу народа - малоземелье, ограниченная возможность заниматься сельским хозяйством - основная причина вольных аграрных переселений украинцев. В представлениях украинцев и сам человек может стать причиной стихийного бедствия. Так, главной причиной засухи считается «осквернение земли» погребением нечистых покойников -самоубийц, утопленников, висельников и т.п., которых «земля не принимает». Затмение Солнца или Луны Бог допускает для покаяния и исправления людей, давая им возможность почувствовать тяжесть («тьму») их грехов.

Определяющее значение в формировании украинской культуры сыграл политический фактор. Украинцы — один из древних народов, зародившихся в недрах восточнославянской общности. Необходимость государства защиты своих земель от противников определила формирование украинской общности. Именно там, на пограничье (на «окраине») формировалась украинская культура.

Немаловажна роль религии в формировании украинской культуры. После воссоединения Украины с Россией основная масса украинцев становится православной. Духовная культура украинцев, в основе которой оставалось религиозное сознание, с древних времен и вплоть до начала XX в. сохраняла черты языческо-православного синкретизма, где тесно переплетались дохристианские и верования бытовое православие восточных славян. В ряду последних объединились анимистические и мифологические мотивы, которые были связанны с природными явлениями, трудовыми навыками, народной медициной. В обрядовых традициях украинцев прослеживаются напластования различных эпох - от самых архаичных с почитанием солнца, предков, растительности. Все это подчинялось главной функции - обеспечить высокий урожай, от которого всецело зависело благополучие крестьянской семьи. В целом, календарная обрядность украинцев имела ярко выраженный аграрно-магический характер. Таким образом, религия выполняла функцию транслятора этнической культуры.

Особый интерес представляет этнонимический фактор формирования этнической культуры украинцев. Изначальное название русин, русич, руснак, руський по сути так и не исчезло из лексикона жителей западных регионов Украины — Галиции, Закарпатья, Подолья. Широкое признание термина «Украина» относится к XVII в., термин существовал наряду с другим официальным названием «Малороссия» и в названии её жителей «малороссияне» усматривали некий оттенок пренебрежения к провинциалам и провинциальной окраине. Это обстоятельство ускорило процесс осознания малороссиянами своей причастности к «Украине» (как к краю, стране) и к таким наименованиям, как «казак» и «украинец». " Самоназвание же «украинец» распространилось в XV - XVI вв., т.е. намного позже названия «Украина». В определенной мере это было связано с особенностями её этнонационального развития, в частности — с образованием казачества, фактически выполнявшего роль национального символа и носителя этничности. Самоназвание «казак» наиболее распространено в XIV — XVII вв., оно выступало в качестве не только этнонима, но и символа защитника национальных интересов. Кроме этого, особенность этнической истории украинцев, проявляющаяся, в частности, в складывании различных региональных образований, сказалась на формировании краевого (регионального) самосознания - осознания своей принадлежности к родной земле, батьківщині, т.е. к земле предков. Этот тип самосознания проявляется, прежде всего, через региональные самоназвания и достаточно устойчив и в настоящее время. Так, в месте проживания украинцев и белорусов - Западном Полесье, значительная часть украинцев называет себя полищуками, а украинцев, живущих южнее, - полевиками или полянами.

Условия формирования и развития этнической культуры украинских переселенцев юга Красноярского края

Адаптационный процесс формирования культуры украинских переселенцев в новых сибирских условиях имел ряд этапов и особенностей. Первым этапом формирования культуры диаспоры можно считать сам процесс переселения, когда украинские переселенцы, образуя артели, представляли собой консорции (термин Л. Н. Гумилева) — группы людей, объединенных на короткое время одной исторической судьбой. Этот период, на наш взгляд, можно определить как начало формирования ядра культуры этнической диаспоры. Вторым - основным — этапом формирования культуры украинской диаспоры является более длительный временной период, в ходе которого оформляется ядро и формируется периферия культуры украинской диаспоры. Важно понять, как проходила культурная адаптация и каким образом происходило сохранение традиционной культуры и внедрение инноваций. Третьим этапом является процесс функционирования культуры в современных условиях: способы её сохранения и возрождения (деятельность социальных институтов).

Процесс присоединения Сибири к России освещался в летописях с конца XVI и на протяжении XVII столетия, причем в разных летописях интерпретация описываемых событий не была одинаковой. Многие ученые XIX в. (Н. Я. Ядринцев, С. С. Шашков, Г. Н. Потанин, В. В. Радлов, Н. Ф. Катанов) характеризовали освоение огромных просторов Сибири как колонизацию. По мнению Н. Я. Ядринцева, история Сибири делится на следующие этапы: завоевание, заселение, освоение и эксплуатация природных ресурсов, культурно-земледельческое развитие и складывание зачатков гражданского общества . Главным изъяном русской колонизации, по мнению М. К. Чуркина, стало то, что при громадной её протяженности в широтном направлении с того конца, откуда началась колонизация, находилась более густонаселенная и экономически более развитая территория, чем вселяемая160. Мы согласны с позицией Л. Г. Олеха , который отмечает, что процесс вовлечения Сибири в российский социально-экономический и политический оборот был весьма противоречивым. С одной стороны, это приобщало сибирские народы к евразийской культуре - культуре более широкого социального пространства, чем сибирское. Это была своеобразная форма модернизации общества, во многих отношениях отстававшего от развитых стран. С другой стороны, российское освоение Сибири было связано с жесткой колонизацией. Но в целом включение Сибири в состав Российского государства было исторически необходимым позитивным явлением. На переселенческое движение в Сибирь влиял ряд совокупных социально-экономических и политических причин и факторов. Главной, доминирующей причиной переселений большинство исследователей называют социально-экономический фактор. Региональные особенности аграрных отношений, высокие цены на землю заставляли людей отправляться на поиски нового места жительства. Кроме социально-экономического, отмечают также социально-психологический, политический и религиозный факторы. Несмотря на существование разных исследовательских оценок в выявлении причин переселения, все же большинство исследователей согласны в одном. Главная причина изменения привычного образа жизни — стремление к улучшению социально-экономического состояния семьи в условиях больших природных возможностей нового края. Военные отряды, казаки, торговые люди и промышленники были первыми «насельниками» края. Сибирская историография не раз отмечала, что в составе сибирских казаков были и украинцы. Однако в документах XVII в. термин «украинцы» не использовался, хотя сами украинцы составляли значительное количество в воинских списках. Вместо термина «украинцы» часто использовался термин «литва» или «черкесы»162. По мнению Д. Я. Резуна это связано с тем, что в списках военных, подлежащих материальному обеспечению, украинцы не значились, поэтому с целью получения денег, украинцы записывали себя как «литва» или «черкесы».

В Енисейской губернии первые небольшие поселения украинцев (заимка Патрина, мельница Ванцака) появляются на рубеже XVIII - XIX вв. Однако в целом в дореформенный период украинцев в Сибири и на Дальнем Востоке почти не было (менее 1тыс. чел. на 1858 г.). Крупномасштабная украинская миграция за Урал начинается с 1880-х гг., после разрешения свободного земледельческого освоения Сибири и предоставления льгот переселенцам. И как следствие - в последней четверти XIX в. в Енисейской губернии было образовано 38 украинских сел и деревень, а общая численность украинцев достигла 21,4 тысячи человек (1897).

Миграционный поток усиливается с началом столыпинской реформы. С 1900 по 1913 г. в губернии появилось еще 55 украинских поселков. К 1920 г. численность украинцев составляла в Енисейской губернии 44,0 тысячи человек. В 1926 г. на территории региона существовало уже 356 населенных пунктов (в т. ч. 119 сел, деревень и поселков) с численно доминирующим украинским населением.

В последующем отмечается положительная динамика роста украинцев в Красноярском крае. В 1989 г. были достигнуты максимальные показатели - 105,5 тысячи человек. В трудные 1990-е годы произошел значительный отток украинского населения на родину, вследствие чего к 2003 г. их число сократилось в регионе до 68,7 тысячи человек. Однако в целом они по-прежнему оставались здесь самой многочисленной после русских национальностью. В Сибирском федеральном округе их численность выше только в Омской области (77,9 тыс. чел.)163.

Если первоначально прибывшие на территорию Сибири украинцы были связаны с военным делом, то к началу XVIII в. и далее — с сельским хозяйством, ремеслом, торговлей. С вступлением России в пореформенный период переселенческое движение в Сибирь усилилось. Значительным периодом в области переселения украинцев в Енисейскую губернию можно считать 90-е годы XIX в., когда переселенцы достаточно активно стали прибывать в Сибирь из украинских губерний164. Украинцы переселялись во все округа Енисейской губернии (с 22.07.1822 года это Ачинский, Енисейский, Канский, Красноярский, Минусинский округа)165. Достаточно подробно процесс переселения украинцев в Енисейскую губернию был изучен И. А. Прядко. Выявляя места выхода переселенцев из Украины и уточняя места их водворения, он констатирует: «Так, в 1891 году на переселенческом участке Межово Агинской волости Канского уезда на ключе Верхне-Козыльском появились первые поселенцы из Полтавской и Черниговской губерний, которые основали село с соответствующим названием - Межовское. Вскоре в населенном пункте был построен хлебозапасный магазин, открыта одноклассная школа Министерства народного просвещения. К 1911 г. в селе насчитывалось 144 хозяйства и 912 жителей. Спустя несколько лет, в 1893 г. образовалось село Переславское (Переславка). Оно было основано на берегу реки Малая Авда по обе стороны тракта в 12 верстах от волостного села Рыбинского и в 90 верстах от уездного города Канска. Основными жителями стали переселенцы из Переяславского уезда Полтавской губернии, незначительная часть была из Киевской, Харьковской и Черниговской губернии. Вскоре в селе был построен, как и во многих старожильческих селениях, хлебозапасный магазин, открыта одноклассная школа, лавка общества потребителей и т.д.»1 .

Деятельность социальных институтов по сохранению и развитию культуры украинской диаспоры юга Красноярского края в современных условиях

Поскольку на сегодняшний день в российской действительности слабо реализуется государственная программа по сохранению и развитию культур этнических диаспор, обеспечивающих культурное многообразие страны, следует признать данную проблему требующей особого внимания. Сегодня способы сохранения культуры этнической диаспоры значительно расширились благодаря новому политическому мышлению, международному туризму и средствам массовой коммуникации. Увеличивается количество людей, готовых духовно осваивать ценности культуры этнической диаспоры. Кроме того, большие возможности предоставляют информационные технологии: компьютерные банки данных создают условия для реализации памяти культуры (и этнической диаспоры в том числе). Такие способы сохранения культуры как консервация, реставрация, реабилитация, реконструкция, резервация способствуют реализации установки на сохранение и возрождение культурных ценностей народа. Но наиболее сложный, однако, и наиболее важный и надежный путь сохранения культуры этнической диаспоры заключается, на наш взгляд, в создании условий для непрерывной, постоянно действующей традиции. Создание максимально благоприятных условий всем народам, населяющим Россию, может быть осуществлено через решение следующих задач:

— разработка и организация общенациональных и целевых программ с целью регуляции отношения к культурам разных народов и групп;

— проведение эколого-культурных экспертиз;

— создание системы научного, кадрового и материально-технического обеспечения этой сферы.

В связи с вышесказанным, следует обратить внимание на уникальность Российской Федерации, представляющей совокупность регионов, имеющих свои культурные особенности. При этом этническая культура переселенцев одного этноса в разных регионах будет различаться. Поэтому изучение уникальности и своеобразия этнических культур переселенцев разных регионов может быть реализовано через понятие областное кулътуроведение и раскрывать своеобразие локальных территориально-поселенческих образований.

Представленная во многих исследованиях проблема сохранения и развития культуры этнических диаспор может решаться через институциональный аспект (деятельность музеев, научно-исследовательская деятельность, совершенствование системы образования). Причем в решении этой проблемы музей занимает особое место. Все представленные в музее экспозиции раскрывают информационный потенциал предметов. Музей организует и координирует деятельность людей по сохранению знания о прошлом, его передаче, без чего эта деятельность приобрела бы разрозненный, непоследовательный и неустойчивый характер. Музейные комплексы сегодня многими исследователями рассматриваются как наиболее значимые учреждения культуры, запускающие важные механизмы трансляции и сохранения предшествующих этапов культурного развития. Для сохранения и развития культуры этнической диаспоры важна ориентация на «музей места». Он позволяет развивать традиции, сложившиеся в конкретном регионе, а не стремиться к всеобщему стереотипу, так как в определенных конкретно-исторических условиях и конкретно-исторической среде гораздо легче и доступнее демонстрировать истоки и факторы формирования культуры этнической диаспоры, её связь с другими культурами данного региона.

В новейших подходах музееведов, латентной функцией музея можно считать функцию культурной ориентации и идентификации, проявляющуюся на общественном (этническая, национальная, общечеловеческая), групповом (профессиональная, классовая, конфессиональная и проч.) и личностном уровнях. Эта функция служит делу объединения и самопознания сообществ, групп, личностей при осмыслении ими культурного наследия202 .

В процессе сохранения и развития культуры украинской диаспоры на территории юга Красноярского края, кроме музеев, задействованы и многие другие институты. К сожалению, очень часто сферы культуры, занимающиеся одними проблемами, не располагают информацией о деятельности других. Так, например, жители с. Ново-Полтавка (Красноярский край), осуществляющие активную деятельность по сохранению и развитию культуры украинской диаспоры, не знают о существовании национально-культурной автономии «Украина» в г. Красноярске. На основании литературных источников, а также непосредственного участия в деятельности социально-культурных учреждений, нами проанализирована деятельность по сохранению культуры украинских переселенцев таких организаций как национально-культурная автономия «Украина», историко-этнографический музей заповедник «Шушенское», Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, общеобразовательная школа с. Ново-Полтавка. Общественная организация - национально-культурное общество «Украина» было создано в апреле 1992 года. А. Н. Выгонский был избран его первым председателем бывший летчик. В разное время организацией руководили Б. В. Тимечко, Г. В. Пахольчишин, И. И. Таранович, Л. П. Греченко, Ф. И. Панькив. В настоящее время краевую национально-культурную автономию «Украина» возглавляет Л. И. Луценко. При поддержке краевого управления культуры в национально-культурном обществе «Украина» создан хор «Барвинок». Под художественным руководством В. И. Берняковича «Барвинок» ежегодно участвует во всех культурных мероприятиях украинской автономии, проводит активную гастрольную деятельность по региону, пропагандируя украинскую песню. В 2004 г. коллективу было присвоено звание «народный хор». Репертуар хора составляет большое количество украинских народных и современных песен. Сегодня в составе более 50 человек украинский хор часто выступает в районах, населенных украинцами: Ирбейском, Рыбинском, Краснотуранском, Кузульском203. Из недр хора «Барвинок» выделился еще один песенно-музыкальный коллектив — ансамбль «Водограй» (художественный руководитель И. И. Таранович), который так же активно развивает традиции украинской песни в регионе.

Сегодня Украинская автономия является неотъемлемой частью общественной и культурной жизни региона, она организует деятельность по сохранению и развитию национальной культуры, традиций и родного языка. В краевом центре и местах компактного проживания украинцев традиционно отмечают праздники, знаменательные даты и события из жизни украинского народа: Рождество, Пасху (Вэлык-дэнь), освобождение Украины от фашистской агрессии, День независимости Украины. В рамках регулярно проводимых Дней украинской культуры устраиваются литературно-музыкальные встречи, отмечаются дни рождения Великого Кобзаря, юбилейные даты Ивана Котляревского, Леси Украинки, Богдана Хмельницкого и др. Национально-культурное общество «Украина» на сценических площадках разыгрываются рождественские «вертепы», исполняются сценки из оперы «Запорожец за Дунаем» С. С. Гулак-Артемовского, пьес «Наталка Полтавка» И. П. Котляревского, «Наймичка» Т. Г. Шевченко, инсценировки поэм «Катерина» Т. Г. Шевченко и «Энеида» И. П. Котляревского и др. В рамках различных фестивалей и городских праздников национально-культурное общество «Украина» по сложившейся традиции организует красочное национальное подворье отражающее маркерные элементы украинской культуры. Особый интерес вызывают выставки народного творчества, традиционных украинских блюд.

Похожие диссертации на Формирование культуры украинской диаспоры