Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формы социокультурного взаимодействия церкви и государства Беляева Евгения Александровна

Формы социокультурного взаимодействия церкви и государства
<
Формы социокультурного взаимодействия церкви и государства Формы социокультурного взаимодействия церкви и государства Формы социокультурного взаимодействия церкви и государства Формы социокультурного взаимодействия церкви и государства Формы социокультурного взаимодействия церкви и государства Формы социокультурного взаимодействия церкви и государства Формы социокультурного взаимодействия церкви и государства Формы социокультурного взаимодействия церкви и государства Формы социокультурного взаимодействия церкви и государства
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Беляева Евгения Александровна. Формы социокультурного взаимодействия церкви и государства : Дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 : Казань, 2004 150 c. РГБ ОД, 61:04-9/708

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические проблемы взаимодействия церкви и государства 13

1.1. Исторические принципы, типы и модели взаимодействия государства и церкви 13

1.2. Сущность социокультурного взаимодействия церкви и государства 40

Глава 2. Русская Православная Церковь и государство: от конфронтации к поиску диалога и социального партнерства 70

2.1. Динамика взаимоотношений Русской Православной Церкви и государства в советском обществе (1917-1980 гг.) 70

2.2. Новые тенденции и перспективы взаимодействия церкви и государства в российском обществе XXI века 104

Заключение.. 127

Библиографический список использованной литературы 137

Введение к работе

Актуальность темы предпринятого исследования объясняется необходимостью осмыслить новые тенденции в сфере взаимодействия церкви и государства в конце XX - начале XXI века, свидетелями которых мы являемся.

Исторические процессы, происходящие в России на рубеже веков (XX-XXI вв.), позволяют заявить о глубокой трансформации всех сторон общественной жизни: культурной, политической, экономической, социальной. Распад Советского Союза, крушение коммунистической идеологии, переход к иным формам хозяйствования и управления обществом привели не только к ухудшению материального положения российских граждан, но и к духовному кризису, побуждающему искать выход из него, в том числе обращаясь к традиционным духовным ценностям. К одной из таковых следует отнести религию - будь то христианство, ислам, или буддизм.

Вместе с тем, религия в земной жизни имеет свою форму организации -церковь. Исторйко-политическая трансформация российского общества позволила религии вернуться в культуру, что было отмечено возрождением церковной организации, усилением ее влияния на общественную и политическую жизнь общества. В связи с этим остро встает вопрос о месте церкви в посткоммунистическом обществе, об ее отношении к политическим и экономическим реформам и о самом участии в данных реформах. Этим также определяется актуальность исследования.

Несомненную важность представляет проблема церковно-государственных отношений в современном обществе, отсюда такое внимание со стороны как политической власти, так и общественности к процессам инсти-туциализации данных связей, в том числе к соответствующему законодательству, регулирующему эти отношения. Взаимодействие государства и церкви осуществляется в конституционных рамках и с опорой на нормы права, в частности на Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединений». Тем не менее, в современной ситуации нередки случаи выхода за конституционные рамки как со стороны государственных чиновников, так и церковных

деятелей. В чем причина данного явления? Не следует ли из этого, что обеими сторонами не всегда правильно понимается сущность церкви и государства в соотношениях друг с другом, отчего и происходит искажение их культурного взаимодействия то в сторону клерикализма, когда церковь вмешивается в осуществление государственной политики, борется за присвоение ей властных полномочий, то в сторону радикального секуляризма, игнорирования социальной и культурной роли церкви? Не являются ли вышеупомянутые нарушения свидетельством того, что церковно-государственные отношения стоят на пороге институциализации новых форм и моделей взаимодействия?

Иначе говоря, проблемная ситуация состоит в том, что российское общество, пережив периоды подавления религиозности и религиозного ренессанса, стоит перед сложным осознанием сущности взаимоотношений таких феноменов бытия, как Церковь и Государство и корректировкой выбора способов цер-ковно-государственного взаимодействия.

В качестве базовой гипотезы мы предполагаем, что на современном этапе поиска приемлемых моделей отношений Русской Православной Церкви с государством предпочтительной может быть кооперационная модель в рамках принципа отделения церкви от государства.

В настоящее время сложилась объективная необходимость анализа эволюции церковно-государственных отношений как в советский, так и постсоветский периоды, выявления причин их деформации и определения форм культурного взаимодействия между государством и религиозными организациями, что должно способствовать консолидации граждан разных мировоззренческих ориентации на базе непреходящих общечеловеческих ценностей. Без решения этих задач невозможно рассчитывать на стабилизацию общественных отношений и достижение гражданского мира. Этим также объясняется актуальность выбора темы.

В предлагаемом исследовании предпринята попытка целостного анализа социокультурных церковно-государственных отношений на примере Русской Православной Церкви, поскольку, во-первых, она на протяжении всей истории

Российского государства занимала господствующее положение и имеет опыт культурного взаимодействия - «симфонию»; во-вторых, РПЦ и в современном Российском государстве является самой крупной и влиятельной религиозной организацией. Данная позиция ни в коем случае не обусловлена предвзятостью или неуважением к иным вероисповеданиям, а лишь свидетельствует с необходимости сужения проблемы для более полного ее исследования. Помимо этого, мы исходим из приведенной в первом параграфе типологии форм религиозных организаций немецкого теолога Эрнста Трельча, исходя из которой лишь хри-стианскаю религию можно считать церковью в России. Традиционной культурно-исторической формой христианства в нашей стране является православие, следовательно, говоря «церковь», в своем исследовании мы подразумеваем Русскую Православную Церковь.

Степень разработанности проблемы

Сложный и противоречивый вопрос о культуре взаимоотношений церкви и государства привлекал и привлекает внимание философов, историков, политологов, культурологов, религиоведов.

Литературу, касающуюся данной проблемы, можно условно разделить на четыре категории, исходя из различных аспектов церковно- государственного взаимодействия, рассматриваемых в каждой группе работ.

Первая категория - труды, посвященные истории взаимодействия государства и церкви. Среди них - монографии и научные исследования В.А. Алексеева, Н.С. Борисова, О.Ю. Васильевой, А.В. Гущиной, Ю.Ф.Козлова, М.С. Корзуна, А.Николина, М.И. Одинцова, Р.Г. Скрынникова, Л.В. Тюриной, Б.А. Успенского, С.Л. Фирсова, Т.А. Чумаченко, М.В. Шкаровского, В.Н. Якунина и др. Историческая динамика данных работ охватывает периоды становления древнерусского государства, российскую империю, советское государство. Однако формы культурного взаимодействия не выделены в особый объект исследования.

Ко второй категории относятся труды русских философов, писавших о религии: Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.В. Зеньковского, Д.М. Койгена, И.А. Ильина, И.О. Лосского, Вл. Соловьева, С.Л. Франка2, о социальной роли религии и церкви, а также социальной сущности государства. Но, по естественным причинам, данные авторы не могли предугадать советской секуляризации и нынешнего российского религиозного бума, резко меняющего формы и тенденции культурного взаимодействия церкви и государства.

Третья категория представлена работами М.Н. Бессонова, В.Н. Бондаренко, И.М. Бочаровой, СВ. Джораевой, Ю.Б. Козловой, М.С. Корзуна, Л.К. Ку-рочкина, Л.А. Морозовой, B.C. Полосина, Д.В. Поспеловского3, где освещается проблема влияния религии на духовное и нравственное развитие общества.

И в четвертую категорию мы выделили диссертационные исследования последних лет, содержащие анализ религиозных доктрин и их значение для определения места и роли церкви в современном российском обществе (П.К. Ку-рочкин, М.Н. Образцова, Г.Д.Панков, В.П. Сидоров), вызывает интерес проблема отношения РПЦ к новым религиозным движениям (Т.А. Бажан, Л.И. Григорьева, В.Н. Рагузин); появились историко-политологические исследования взаимоотношений Русской Православной Церкви и государства (О.Ю.Васильева, P.M. Ахмедов, А.А. Передельский, Н.Д. Шепелева, С.Л. Фирсов).4

Однако, несмотря на огромный исследовательский интерес к обозначенной проблеме, все еще остаются малоизученными многие ее стороны и моменты. Так, слабо выделяется в исследованиях, посвященных церковно-государственному взаимодействию, вопрос о культурных формах церковно-государственных отношений, о том, какие из них являются наиболее востребованными в современной культурной ситуации, характеризующейся поиском и собиранием духовных ценностей для возрождения российской культуры XXI века. Как складывается сегодня культура церковно-государственных взаимоотношений, к чему призывает и куда ведет церковь, какие будущие модели этих

взаимоотношений просматриваются в сегодняшнем дне, какие проблемы культурной ситуации являются наиболее острыми и как их решают церковь и государство - вот далеко не полный перечень вопросов, которые требуют осмысления. Добавим к сказанному, что все еще мало работ, представляющих объективный, непредвзятый взгляд на сущность церкви, государства, исключающий либо излишне восторженные, либо, напротив, негативные оценки места и роли церкви в обществе.

Объект исследования: церковно-государственные отношения в фило-софско-кулътурологическом аспекте.

Предмет исследования: формы и модели церковно-государственных отношений в российском социуме.

Цели и задачи исследования

Цель данного исследования: рассмотреть культурную динамику церковно-государственных отношений в контексте новых тенденций, складывающихся в современной российской культуре конца XX - начала XXI веков.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

- определить характер взаимодействия между религиозными организациями и государством на современном этапе развития российского общества;

- обозначить культурные перспективы консолидации усилий как со стороны церкви, так и государства вокруг программы созидания демократического гражданского общества в России XXI века;

- раскрыть объективные причины необходимости утверждения в обществе уважительного отношения к общечеловеческим ценностям как составному элементу духовной культуры;

- определить понятия и термины с точки зрения новых тенденций и задач в церковно-государственном взаимодействии.

Методологическую основу исследования составили: Комплексный подход, предполагающий использование:

- философского анализа церковно-государственных отношений, позволившего рассмотреть их в единстве противоположных тенденций: противоречия, тождества, борьбы противоположностей;

- культурно - типологического метода, давшего возможность выявить культурную обусловленность рассматриваемых форм взаимодействия и показать необходимость сплочения церкви и государства в условиях демократизации общества;

- сравнительно - исторического метода, позволившего выявить особенности церковно-государственных отношений в современной России XXI века, в отличие от предшествующего периода;

- компаративистики с целью выделения общих элементов в понимании сущности деятельности церкви и государства;

А также принципов: детерминизма, позволяющего выявить специфику и динамику церковно-государственных отношений во взаимосвязи с государственной политикой и идеологией; принципа историзма и системного принципа.

Научная новизна исследования:

1. Введены в научный оборот расширенные понятия церкви и государства в контексте их взаимодействия.

2. Обосновано положение о том, что государство выполняет не только внешнюю социальную функцию организации и подчинения, но, в сущности, определяет нравственные критерии жизни, являясь сообществом духовных единомышленников.

3. Выявлены исторические формы и модели взаимодействия церкви и государства. Обоснованно положение о предпочтительности так называемой кооперационной модели церковно-государственных отношений.

4. Выдвинуто предположение о том, что современные отношения церкви и государства должны строиться на основе культуры диалога и сотрудничества.

5. Сделан вывод о назревшей необходимости выхода церковно- государственных отношений из сферы политики в социальную и культурную.

На защиту выносятся следующие положения:

Анализ церковно-государственных отношений предполагает необходимость расширенного толкования таких понятий как церковь и государство, в связи со светскими и философско-религиозными интерпретациями.

- Согласно светским определениям, церковь - организационное объединение последователей вероучения. Государство - структура господства, обладающая внешними атрибутами власти.

- Иное понимание сущности данных феноменов сложилось в религиозной традиции, подчеркивающей их разную природу. Церковь рассматривается как представительство небесного в земной жизни, «душа» общества и культуры. Государство, мирское явление, определяется как сообщество духовно солидарных людей, стремящихся к осуществлению нравственного идеала жизни.

- В обоих случаях наблюдается общность некоторых задач церкви и государства. Так, сравнивая функциональные модели церкви и государства, мы пришли к выводу, что они совпадают в осуществлении функции консолидации общества. Исходя из богословского понимания, оба общественных института призваны поддерживать нравственные устои общества на основе общечеловеческих ценностей.

Проблема понимания сущности церковно-государственного взаимодействия нашла отражение в различных культурно-исторических формах и принципах их взаимоотношений:

- Папоцезаризм - когда центральная государственная власть практически отсутствует, а главный церковный иерарх одновременно выполняет и функции правителя.

- Цезаропапизм - когда государство присваивает себе власть и многие функции церкви, ставя ее в зависимость от государственной идеологии.

В секулярной культуре цезаропапизм прослеживается в принципе отделения церкви от государства, который проявляется в сепарационнои и кооперационной моделях.

A. При сепарационной модели принцип разделения властей реализуется в провозглашении равенства всех кофессий перед законом и обеспечении секуля- ризма в государственной и общественной жизни.

B. При кооперационной модели церковное и светское разделены, но взаимодействуют. Государство, помимо обеспечения гражданских прав всех конфессий, берет на себя защиту ведущих традиционных вероисповеданий.

Наиболее радикально принцип отделения церкви от государства выразился в советской России, когда государство преследовало церковь, использовало ее авторитет в политических целях.

- Так называемая «симфония властей» - идеальная форма церковно - государственных отношений, поскольку в ней снимается противоречие между «земным» и «небесным». Обе стороны сотрудничают, не вмешиваясь в исключительную компетенцию друг друга и сохраняя независимость. Однако подобный идеал трудноосуществим на практике, так как, получая поддержку государства, церковь зачастую становится апологетом последнего.

- Исследование социокультурных форм взаимодействия церкви и государства на опыте России XX века позволяет проследить эволюцию принципа отделения от конфронтации и игнорирования взаимных интересов к поиску диалога и социального партнерства между этими общественными институтами.

Анализируя процесс конфигурирования форм церковно-государственного взаимодействия в современной ситуации, мы пришли к выводам о возможности формирования кооперационной модели взаимоотношений церкви и государства, а также о необходимости более тесного сотрудничества церкви с общественными организациями, что отвечает сущности данного явления.

Теоретическая и практическая значимость

Теоретическая значимость исследования состоит, на наш взгляд, в том, что используемые методологические подходы к изучению такого важного феномена культурной, общественной и политической жизни, каким являются

взаимоотношения церкви и государства, поможет дальнейшему продвижению исследований в данном направлении. Кроме того, анализ материалов периодических изданий, сайтов Интернета способствует более глубокому изучению этого феномена, что представляет несомненную важность, поскольку он слабо отрефлексирован в фундаментальных теоретических исследованиях.

Содержащийся в диссертации материал может быть использован в вузовских курсах истории и теории культуры, культурологии и социологии религии, религиоведения, истории православной культуры, истории мировых религий, что определяет его практическую значимость.

Апробация диссертационного исследования

Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в выступлениях автора на научно-практических конференциях международного и городского уровней - «Интеграция отечественной школы в мировое образовательное пространство». Казань, 2003; «Общество, государство, личность: проблемы взаимодействия в условиях рыночной экономики». Казань, 2004; «Молодежь на пути к мировому наследию (Юнеско)». Казань, 2004, заседаниях кафедры философии Академии управления ТИСБИ, а также в научных публикациях автора.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии и истории Казанского государственного университета культуры и искусств 24 июня 2004г. (протокол №1).

Структура работы

Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит два параграфа, заключения и библиографии.

Исторические принципы, типы и модели взаимодействия государства и церкви

Систематизация типов и моделей церковно-государственного взаимодействия позволяет выделить ряд принципов и форм этих взаимоотношений, сложившихся и проявившихся в классическом виде еще в начале нашей эры и в последующем, вплоть до современности, воплощавшихся в различных соотношениях, с большим или меньшим перевесом роли одной из них. С этим связан наш интерес к генезису таких типов и моделей взаимодействия как цезарепа-пизм, папоцезаризм, симфония властей, кооперационная и сепарационная модели в рамках принципа разделения властей.

Однако вначале нам представляется необходимым обосновать выбор христианства (Русской Православной Церкви) из прочих религий в качестве основного примера нашего исследования. Дело в том, что автор исследования полагается на типологию форм религиозной организации немецкого теолога XX ве 14 ка Эрнста Трельча5, согласно которой существуют 4 формы: церковь, секта, деноминация, культ. Дадим краткую характеристику.

Церковь - религиозная организация, имеющая тесные связи с широкими слоями общества и действующая внутри него. Почти все члены общества проявляют преданность церкви, и она обычно связана с государством: раньше католицизм был государственной религией в Италии и Франции, православие - в России (хотя впоследствии церковь в этих странах отделили от государства); ныне англиканство считается таковой в Англии, а ислам - в ряде арабских стран. Трельч обнаружил парадокс: христианство в Европе может или оставаться церковью, т.е. пытаться влиять на все общество и быть открытой для всех людей, или стать сектой, т.е. влиять на общество через преданных последователей. Последствия выбора пути будут различны: существование как церкви вызовет известную адаптацию к государству. Преобразование в секту приведет к изоляции и потере влияния..

Секта - организация, отвергающая ценности общества и требующая обращения в свою веру и преданности вере и ритуалам. Обычно образуется в результате отделения небольшой группы, недовольной ритуалами старой церкви и создающей новую религию. Поскольку секта противопоставляет себя господствующей в обществе церкви, то члены секты обычно не участвуют в его жизни, будучи замкнутой и отстраненной от общества группой (например, от учебы в школах, лечения, армии). Так, христианская религия на начальном этапе становления была сектой, оппозиционной официальному иудаизму.

Деноминация - промежуточная между церковью и сектой организация. Она поддерживает нормальные отношения с обществом, но ей приходится конкурировать с иными деноминациями для прозелитизма, т.е. привлечения неофитов, в отличие от церкви, не требуя преданности от большинства членов общества (это баптисты, методисты и др.). Деноминация часто рождается из разросшейся секты (как учение Лютера, хотя квакеры, например, не желают превращения в деноминацию). Усложнение структуры и рост числа верующих снижают религиозную дисциплину из-за «проблемы второго поколения», когда членами секты становятся все больше по рождению, а не из-за обращения. Впоследствии по мере складывания ритуалов и правил деноминация способна стать церковью, как лютеранство - ныне официальная религия в ряде стран Скандинавии.

Культ - секта, придерживающаяся крайних взглядов и призывающая к радикальному изменению личности и общества (например, «Белое братство»). Как правило, он отрывается от основной церкви в силу несогласия с ритуалами. Культом называется и начальная фаза развития «новой религии», требующей полного разрыва с существующими религиозными тра См. Смелзер Н. Социология.- М.: Феникс, 1994.- 688с. дициями. Враждебное отношение со стороны окружения может вызвать превращение секты в культ. Однако раньше считали, что секты акцентируют солидарность членов, а культы -индивидуализм. Быстрое распространение восточных культов в России и на Западе ставит под сомнение степень секуляризации современного общества. Ныне это может быть малая группа без определенной структуры, возглавляемая харизматическим лидером, часто использующая эзотерические и оккультные идеи.

Исходя из приведенных выше определений, в Российской Федерации церковью может считаться лишь Православие, так как более половины граждан страны относят себя к православным6, и РПЦ безусловно является открытой и взаимодействующей с государством организацией. Однако обратимся к истокам истории взаимодействия христианской церкви и государственной власти.

Отношения между церковью и государством в первые века христианства - это отношения церкви и Римской империи. Римская империя уже существовала, когда возникла церковь, а потому римские императоры исходили из идеи управительной.власти над миром, верховная власть была сакрализированна. В данном контексте Н.А. Бердяев писал: «Суверенная, неограниченная и самодовлеющая государственность во всех ее исторических формах, прошлых и будущих, есть результат обоготворения воли человеческого, многих или всех ... есть религия человеческого, субъективно-условного, поставленная на место религии божеского...»7. Каждый римский император считал себя не только высшим должностным лицом в государстве, но и судьей, и полководцем, и верховным жрецом; более того, они считали себя существами божественными, требовали по отношению к себе поклонения. Именно поэтому они становились гонителями христиан, поскольку те признавали иное абсолютное начало, высшее, чем императорская власть. Христиане выше государства ставили церковь и свои общины, перенося тем самым государство в разряд относительных и условных ценностей. Для первых христиан было принципиально недопустимо уподоблять земного царя Богу

Динамика взаимоотношений Русской Православной Церкви и государства в советском обществе (1917-1980 гг.)

В параграфе проведено историческое исследование жизнедеятельности религиозной организации и трагедии ее отношений с государством, выразившейся в форме жесткой оппозиции, гонений, почти что полного уничтожения и подавления церкви и, как итог, ее приспособленческой позиции в отношениях с властью в данный период.

Включение в материал множества исторических документальных.источников способствует, на наш взгляд, лучшему пониманию конкретных условий, в которых оказалась церковь в государстве, где воинствующий атеизм был официальной идеологией. По мысли А.Н. Бердяева, изложенной в работе «Истоки и смысл русского коммунизма»77, советская власть была сакрализирован-на и видела в церкви опасного конкурента. Россия описываемого периода -классический пример радикального секуляризма, извращенного понимания сущности принципа отделения церкви от государства, которую стремились отделить церковь не только от государства, но и от общества. Однако поиск новых моделей церковно-государственных отношений в России на пороге революции был обусловлен отступлением светской и духовной властей от сущности церковно-государственного взаимодействия и последовавшей общественной реакцией.

Следующие после Синодальной эпохи Петра I 200 лет существования церкви в России углублялся процесс ее огосударствления и нажима на церковь со стороны государственной власти, она практически была лишена самоуправления. Церковь была интегрирована в государственную систему, как одно из учреждений «полезных государству» и предназначенных «служить его целям». Православие как религия и идеология русского народа оставалось ведущей силой в духовной жизни, а русские императоры, по понятным причинам, выступали его защитниками и покровителями. И хотя провозглашенный принцип симфонии имел явные нарушения, Русская Православная Церковь стремилась его сохранять и укреплять, санкционируя самодержавную власть. Но, конечно, союз этот де-факто был не равноправным. И если государство было силой «ведущей», то церковь — «ведомой». Характер церковно-государственных отношений в дореволюционный период объективно выражен словами Б.В. Титлино

За покровительство государственное Церковь заплатила своей свободой, свободой христианского духа, христианского слова. ...Скованная золотыми цепями, она должна была волей-неволей идти всегда за колесницей победите-ля»78.

Во второй половине XIX столетия в российском обществе созрел ряд «проклятых вопросов», среди которых чуть ли не на первое место выдвинулся религиозный вопрос, поставленный в западноевропейской формулировке, - это вопрос о свободе вероисповеданий.

К концу XIX - началу XX веков в России сложились различные мнения по этому вопросу. Как отмечает в своей монографии СИ. Одинцов79, либеральная интеллигенция ратовала за реформы в государственно-церковных отношениях, за преодоление феодальных пережитков в религиозной политике государства, при этом не поддерживая и полное отделение церкви от государства. Царское правительство и государственная Православная Церковь стремились сохранить союз, и, наконец, социалистическое движение, набиравшее силу, особенно в лице большевиков, отстаивало принцип отделения церкви от государства и школы от церкви.

События, произошедшие в 1917 году, перевернули не только всю экономическую, политическую, культурную жизнь России, но и строй взаимоотношений государства и церкви. Образовавшееся в феврале 1917 года Временное правительство, состоявшее из представителей либеральных буржуазных кругов, свергло власть царя, «миропомазанника Божьего», и объявило себя как власть светскую и вневерноподданическую, однако стремилось сохранить тесные конфессиональные отношения с РПЦ. Особенностью этого периода является то, что с момента отречения императора от власти были упразднены и все законы, им изданные. Они действовали лишь короткое время.

Новые тенденции и перспективы взаимодействия церкви и государства в российском обществе XXI века

Данный параграф отражает современную ситуацию открытой диалогич-ности в отношениях церкви и государства и перспективы перехода интересов церкви из сферы политики в социальную. Автором также приводится сопоставительный анализ концепций обоюдного взаимодействия как со стороны РПЦ, так и со стороны государства для выявления возможных сфер сотрудничества.

Уникальной особенностью современного положения церкви и ее взаимодействия с государством является кардинальное изменение ее роли и статуса в структуре современного российского общества.

Предыдущий экскурс в историю Православной Церкви, предпринятый нами в 1 второй главы, позволяет сделать следующие выводы: церковь изначально, с первых дней ее появления составляла с государством единую социальную систему. Церковь всегда поддерживала власть монархов, взамен получая социальные гарантии, а христианство выступало в роли государственного мировоззрения, его идеологии. В России, где проявила себя «симфония» властей, церковь рассматривалась как «ведомство православного вероисповедания». Крушение самодержавия повлекло за собой в пучину гибели и Православную Церковь.

Революция 1917 года в России должна была вывести Россию на новый виток общественных отношений, когда общество - государство трансформируется в гражданское общество (так было в государствах Западной Европы). В России этого не произошло: слишком сильным оставались традиции государственности, слишком слабы (можно сказать, вообще отсутствовали) тенденции гражданского общества. Общественность была подавлена новым государственным режимом. Это в полной мере отразилось и на судьбе церкви.

Начавшийся в 90-е годы процесс перестройки привел к крушению коммунистической идеологии, а экспансия ценностей западной культуры оберну--лась падением нравственности и ростом бездуховности отдельной части молодежи. Кроме того, начавшийся процесс проникновения в российскую культуру «новых религий» на волне демократизации общества создал явную угрозу распада мировоззренческих идеалов и ценностей российской культуры. Экономический, политический кризис, переживаемый Россией в начале 90-х годов, усугубился кризисом духовности. В этих условиях власти осознали необходимость консолидации с авторитетными общественными организациями российского общества, среди которых всегда была Русская Православная Церковь.

При всей беспрецедентности современных церковно-государственных отношений в них наличествуют как элементы преемственности, так и принципиальной новизны.

Принцип отделения церкви от государства остается основополагающим, однако меняется его содержание. Остались прежними конституционные рамки церковно-государственных отношений, определяющие светский характер современного российского государства, провозглашающие свободу совести и равенство всех религиозных объединений108. Законом РФ гарантируется статус церкви как юридического лица, право на собственность; Законом разрешаются преподавание религиозных дисциплин на факультативной основе, совершение религиозных обрядов, миссионерская деятельность в больницах, домах престарелых, тюрьмах, лагерях. Законом ограничивается деятельность иностранных миссионеров.

По-новому складываются отношения РПЦ с российскими властями, особенно в последние десятилетия. Церковь получила от государства все необходимое для восстановления традиционных форм жизнедеятельности. Сняты прежние препятствия для восстановления и открытия храмов (к концу 2001 года их стало 14967), резко возросло число действующих монастырей, достигнув 569, многократно увеличилось число церковных учебных заведений: в начале

См.: Конституция Российской Федерации 1993 г.; Федеральный закон о свободе совести 1997 года.

106 2002 года функционировали 5 духовных академий, 1 институт, 2 университета, 30 духовных семинарий, 45 духовных училищ, а также несколько сотен церковных воскресных школ. Число епархий увеличилось с 68 до 130 и возглавляются они 163 архиереями, из которых 22 являются митрополитами (в дореволюционной России их было всего 3). Резко возросли издательские возможности РПЦ; стали выходить не только общецерковные издания, но и епархиальные сборники, журналы, газеты. Обзавелись собственными печатными органами духовные академии, православные университеты, издается разнообразная богословская литература.

Русская Православная Церковь также традиционно стремится отстоять свою автономию, но при этом в новых условиях она не желает оставаться на окраине общественных процессов, быть всего лишь экзотическим украшением новой культуры, не желает ограничивать себя сугубо религиозной деятельностью, она все больше заявляет об особом статусе в государстве - быть духовной, скрепляющей, интегрирующей все происходящие в обществе процессы силой. Заявляя о своем невмешательстве в политические процессы, она, тем не менее, предлагает свои идеологические разработки, а также и формы взаимоотношений: сотрудничество, «соработничество», диалог, терпимость, ненасилие.

В противоположность доктрине «коммунистического христианства», формировавшейся богословами в советское время (см. 1 главы П), аналитиками Московского Патриархата были разработаны и приняты на юбилейном архиерейском соборе 2000 года «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».Целью принятия концепции, как об этом высказался один из ведущих идеологов РПЦ, митрополит Кирилл, явилась необходимость для церкви высказать четкую позицию по наиболее острым проблемам современности, с которыми столкнулось Российское государство в период последних 10 лет.

Третий раздел этого основополагающего документа озаглавлен «Церковь и государство»; в нем указывается, что «условиями церковно-государственного взаимодействия должны являться соответствия церковного участия в государ 107 ственных трудах природе и призванию Церкви, отсутствие государственного диктата в общественной деятельности Церкви, невовлеченность Церкви в те сферы деятельности государства, где ее труды невозможны вследствие канонических и иных причин»109.

В каких же сферах церковь определяет свое участие? В концепции указывается: «Областями соработничества Церкви и государства являются:

а) миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами;

б) забота о сохранении нравственности в обществе;

в) духовное, культурное, нравственное и патриотическое воспитание;

г) дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ;

д) охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры;

е) диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней повопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений;

ж) попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание;

з) труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы;

и) наука, включая гуманитарные исследования;

к)здравоохранение;

л) культура и творческая деятельность;

м) работа церковных и светских средств массовой информации;

н) деятельность по сохранению окружающей среды;

Похожие диссертации на Формы социокультурного взаимодействия церкви и государства