Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Генезис русского национального самосознания в духовной культуре России Пестрецов Алексей Федорович

Генезис русского национального самосознания в духовной культуре России
<
Генезис русского национального самосознания в духовной культуре России Генезис русского национального самосознания в духовной культуре России Генезис русского национального самосознания в духовной культуре России Генезис русского национального самосознания в духовной культуре России Генезис русского национального самосознания в духовной культуре России Генезис русского национального самосознания в духовной культуре России Генезис русского национального самосознания в духовной культуре России Генезис русского национального самосознания в духовной культуре России Генезис русского национального самосознания в духовной культуре России Генезис русского национального самосознания в духовной культуре России Генезис русского национального самосознания в духовной культуре России Генезис русского национального самосознания в духовной культуре России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пестрецов Алексей Федорович. Генезис русского национального самосознания в духовной культуре России : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Пестрецов Алексей Федорович; [Место защиты: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т].- Нижний Новгород, 2009.- 201 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/211

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования национального самосознания 19

1.1. Развитие представлений о национальном самосознании в философии 19

1.2. Понятие и структура национального самосознания 39

1.3. Концептуальные представления о русском национальном самосознании 58

Глава 2. Культурная обусловленность русского национального самосознания 85

2.1. Культура как фактор формирования русского национального самосознания 85

2.2. Культурные константы русского национального самосознания 108

Глава 3.Современные аспекты русского национального самосознания в свете

культурной специфики 138

3.1. Противоречия национального самосознания в современной литературе 138

3.2. Русское национальное самосознание в контексте политических процессов и культуры современного российского общества 152

Заключение 177

Список используемой литературы 184

Введение к работе

Особое значение эти проблемы приобретают для многонациональной России, которая находится на переломном этапе своего развития. Реформирование страны в области национально-государственной политики привело к деградации экономики и культуры, стимулировало националистические выступления региональной элиты, появление титульных наций, принудительных государственных языков, инициировало пренебрежительное отношение к правам и достоинству людей другой национальности.

В настоящее время «национальное самосознание» стало очень употребляемым и популярным словосочетанием. Это связано с продолжающимся вот уже который год, так называемым, «переходным этапом российской истории». Действительно, отказавшись от прежнего государственно-политического устройства, наша страна вновь оказалась в условиях поиска своего места в мире. С распадом Советского союза ушла прежняя система ценностей, начал формироваться новый образ жизни. Следует напомнить, что «железный занавес» существовавший в СССР, искусственно препятствовал проникновению в страну зарубежных культурных влияний. Именно поэтому в 90-е годы XX века в России наступила мода на все иностранное, не похожее на наше. Взамен ценностям советской эпохи усваивались западные установки. Мировоззрение людей постепенно менялось. Однако наряду с наплывом европейских или американских ценностей началось возрождение традиционно русского, национального.

Дискуссии по национальной проблематике не следует относить лишь к сфере науки. Национальное самосознание - не простой теоретический конструкт, создаваемый ученой публикой для каких-то своих целей. Национальное самосознание является основой нашего существования на родной земле, придает смысл жизни. Поэтому научные теории следует рассматривать в культурном контексте противоборства различных мировоззрений, ценностных систем, предлагающих свои варианты развития российского общества. Актуальность этого ответа подтверждает вся российская история, особенно новейшая. XX век вошел в историю русского народа и России как эпоха беспрецедентных национальных потрясений. Многократно за это столетие российская государственность принципиально меняла формы своего существования: императорская Россия, буржуазно-демократическое государство, советская Россия, наконец, современное постсоветское государство демократической ориентации. Многократно за это столетие в социальном развитии России происходила «смена вех». В начале XXI века Россия вновь стоит перед вызовом времени и смысложизненными вопросами, на которые она должна дать адекватные национальные ответы. Одним из главных факторов, которые сплачивают и позволяют называть нас единым народом, является национальное самосознание. Поэтому постижение русского национального самосознания является необходимым и важным условием понимания особенностей русского народа, России и всех потрясений, происшедших в ней в XX столетии.

По существу вся история России и русской культуры претерпевала многочисленные поворотные пункты, точнее - ломки социально- и культурно-исторического процесса. При этом происходила смена ценностно-смысловых систем и стилевых принципов культуры. Однако тип российской цивилизации на самом деле не менялся, но находился в процессе непрерывного становления, эволюции, а потому не был неизменным: «Дискретность цивилизационного развития была слишком очевидной, чтобы

5 оставаться незамеченной как особенность российской истории»1. Как бы не менялись представления о культуре в истории, в культуру включена вся ценностно-смысловая сфера общества.

Степень научной разработанности проблемы.

В философской литературе осмысление феномена национального самосознания с давних пор связывается с фундаментальными понятиями: «общественное сознание», «самосознание», «сознание». Уже в трудах классиков философской мысли (Аристотеля, Платона, Р. Декарта, Дж. Локка, Д. Беркли, Д. Юма, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля и других) присутствует обращение к проблеме сознания и самосознания, как на уровне личности, так и общности, в том числе национальной". В России проблема своеобразия русского национального характера получила особую остроту и нашла наиболее значимое свое воплощение в дискуссиях западников и славянофилов.

Проблемы национального самосознания являются одними из важнейших в системе современных национальных отношений и поэтому привлекают к. себе пристальный интерес со стороны отечественных и зарубежных ученых.

Основными характеристиками национального самосознания в советское время являлись партийность и классовость, что затрудняло полноценное исследование этого феномена . Однако после 50-х годов XX века появляются работы, где исследуются проблемы формирования общественного и индивидуального сознания, анализируется мировоззрение личности и

1 Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учеб. Пособие. — М.: Аспект Пресс, 1997. — С. II. " Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии: от Аристотеля до Декарта. - М.: Изд-поМГУ, 1987.

Хабибуллин К.Н. Проблемы национального и интернационального п самосознании личности // Совершенствование национальных отношений в СССР в свете решений XXVII съезда КПСС. - М., 1988. -Сб.

массовое сознание1. Интерес к национальному самосознанию появлялся лишь на страницах этнографических и историко-культурных исследований".

В 90-е годы XX века ситуация заметно изменилась. Национальное самосознание всё плотнее входит в исследовательское поле различных наук, его рассматривают как в историческом, культурологическом, так и в общественно-политическом, и социально-психологическом дискурсе. В этой связи следует выделить работы Р.Г. Абдулатипова, Л.М. Дробижевой, М.С. Джунусова, Л.В. Скворцова, А.К. Уледова и многих других .

За последние 20 лет появилось много диссертационных исследований, посвященных различным аспектам национального самосознания. Большая часть работ направлена на анализ социально-философских сторон исследуемого феномена. Во всех работах предпринимается попытка дать определения национальному самосознанию, выявить его структуру, проследить развитие в истории4. В общем числе диссертационных

1 Бусва Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М., 1968; Гак Г.М. Учение об общественном сознании в свете теории познания. - М., 1960; Георгиев Ф.И. Сознание, его происхождение и сущность. - М, 1967; Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. — М., 1987; Сниркин Л.Г. Сознание и самосознание. - М., 1972; Кириленко Г.Г. Самосознание и мировоззрение личности. - М., 1988; и мп. др.

" Агаев А.Г. К вопросу о теории народности. - Махачкала, 1965; Филотов В.И. Интернационализм, патриотизм и сознание этнической принадлежности//Теоретические вопросы социалистического интренашюнализма. - М., 1968. Вып. 1; Поршнев Б.В. Социальная психология и история. -М., 1966; Цамерян И.Б. Актуальные вопросы марксистко-ленинскоіі теории науки // Вопросы истории. - 1967. - № 6; Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. - М., 1973; Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М., 1975; Чебоксаров II. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых // Советская этнография. - 1967. -№ 4; Шелепов Г.В. Общность происхождения - признак этнической общности // Советская этнография. -1968.-№4.

3 Скворцов Л.В. Культура самосознания. - М., 1989; Дробижева Л.М. Историческое самосознание как часть
национального самосознания народов // Традиции в современном обществе. - М., 1990; Джунусов М.С.
Национализм в различных измерениях. — Алма-Ата, 1990; Уледов А.К. Духовное обновлении общества. -
М., 1990; Абдулатипов Р.Г. Человек, нация, общество. - М., 1991; Ходжамурадов И.Р. Духовные ценности и
национальное самосознание. -Ташкент: О-во «Знание» Узбекистана, 1991; Проблемы формирования
национального самосознания: Материалы встречи за «круглым столом» - М.: О-во «Знание» РСФСР, 1991;
Хабибуллин К.Н., Скворцов Н. Г. Испытания национального самосознания СПб.: TOO TK «Петрополис»,
1993; Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества / Редкол.:
Дробижева Л. М., Гузенкова Т. С. (отв. редакторы) и др. -М.: ИЭИА, 1994; Новикова О.С. Национальное
самосознание как форма превращенная социальных отношений: Монография. - М.: Прометей, 1998;
Путилов С. В. Национальная идея как форма национального самосознания. - Улан-Удэ: изд-во БГУ, 2004;
Крупник СП. Национальное самосознание. Введение в проблему: монография: учебно-методическое
пособие. - Москва: Московский психолого-социальный ин-т, 2006.

4 Кучуков, М. М. Национальное самосознание: Вопр. теории и истории: диссертация ... доктора
философских наук: 09.00.11 Ростов-на-Дону, 1993; Абуладзе Д.Г. Национальное самосознание: сущность,
структура, противоречия: дис. кандидата философских наук: 09.00.11 / Ин-т молодежи Москва, 1998;
Карыбаева М.А. Национальное самосознание: философско-методологический анализ : дис.... кандидата
философских наук : 09.00.11 Бишкек, 1999; Новикова О.С. Национальное самосознание как «форма
превращенная» социальных отношений : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11 Москва, 1999;

7 исследований представлены и такие, которые рассматривают национальное самосознание в контексте культуры и межнациональных отношений1. В русле настоящего исследования хотелось бы выделить работы В.А. Горбова и Ю.А. Серебряковой.

В зависимости от методологических установок авторов можно выделить два основных подхода в исследовании национального самосознания. Первый исходит из признания реального существования наций как особых материально-духовных образований на основе общности экономической жизни, языка, культуры и психологии". При этом большинство авторов этого направления отмечает возрастание роли духовных и организационно-политических факторов в сфере современной национальной жизни, что не отрицает объективного содержания закономерностей и тенденций ее развития.

Второй подход представлен трудами В.А. Тишкова , который рассматривает нацию как «сообщество сограждан», «воображаемый конструкт», «самосознание общества» и т.д. На основе такого подхода к

Штанько В.А. Национальное самосознание: социально-фплософскиіі анализ : дис. кандидата философских наук : 09.00.11 / Моск. гос. ун-т им. М. В.Ломоносова Москва, 2001; Давлиерова СТ. Национальное самосознание: социально-философский анализ: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.11 / Ин-т философии им. академика A.M. Богоутдинова. Душанбе, 2007. Здесь представлена лишь часть работ, чтобы дать представление об общем ходе исследований в этой области знания.

1 Шпак Н.С. Национальное самосознание: сущность, функции, особенности проявления в современных
условиях: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.11 Москва, 1993; Гармаева М. Н.
Национальное самосознание как феномен культуры: (Па материалах истории культуры Бурятии):
диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.11 Москва, 1994; Серебрякова Ю.А. Национальное
самосознание и национальная культура: сущность, специфика, аспекты: днес. доктора философских наук:
09.00.11. — Иркутск, 1997;Горбов В.А. Русское национальное самосознание как социально-философская
проблема: дис.... кандидата философских наук: 09.00.11 / Ростовский гос. ун-т Ростов-на-Дону, 1999;
Кузнецова Е.С. Особенности национального самосознания россиян конца XX - начала XXI веков в
контексте культуры российского постмодерна: диссертация ... кандидата культурологии: 24.00.01. Кемерово,
2002; Шаколюкова В.Д. Национальное самосознание как фактор развития межнациональных отношений в
постсоветской России: дис.... кандидата философских наук: 09.00.11 / Моск. гос. обл. ун-т Москва, 2006.

2 См., например: Моисеев Н. II. Современный антропогенез и цпвплизацнопные разломы: Эколого-
политологический анализ//Вопросы философии.- 1995. — № 1, Чешко С. В. Распад Советского Союза:
Этнополитический анализ. - М., 1996, Абдулатипов Р. Г., Болтенкова Л. Ф. Опыты федерализма. - М., 1994,
Абдулатипов Р. Г., Болтенкова Л. Ф. Россия: В чем суть твоего бытия? М., 1994, Дорончепков А. И.
Межнациональные отношения и национальная политика в России: Актуальные проблемы теории, истории и
современной практики. -СПб., 1995, Козлов В. Национализм и этнический нигилизм // Свободная мысль.
1996, № 5. Кучуков М. М. Нация и социальная жизнь. - Нальчик, 1996, Руткевич М. Н. Теория нации:
Философские вопросы // Вопросы философии. — 1999. — № 5.

3 Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997, Тишков В. А. Что есть Россия?
(Перспективы нацие-строигельства) // Вопросы философии. - 1995. — № 2, Тишков В. А. Забыть о нации
(постнационалистическое понимание национализма) // Вопросы философии. — 1998. - № 9.

8 понятию нации оно, по его признанию, становится столь расплывчатым, что от него можно вообще отказаться и заменить понятием этноса. Но и этнос оказывается «не реальностью набора объективных признаков», а лишь отношениями «на основе культурной самоидентификации по отношению к другим общностям»1. Раскритиковав своих российских коллег, определяющих нацию как тип этноса, объективно существующую реальность, автор сообщает, что с позиций конструктивистской методологии (Б. Андерсон и др.), которой он придерживается, нация видится как «воображаемый коллектив».

В русле постмодернистской методологии предпринимает анализ сферы национальных отношений и А.Г. Здравомыслов". «Центральной категорией релятивистской концепции наций являются понятия национального самосознания. Речь идет именно о национальном самосознании, т.е. о сознавании народом самого себя как некоторой общности, отличающейся от других. Речь идет о том, что русские только потому являются русскими, что существуют немцы, французы, американцы и другие национально-этнические группы, с которыми они постоянно себя соотносят...» .

Существует множество исследований посвященных изучению особого места России в мировой истории. Например, сочинения А.С. Хомякова, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Е.С. Трубецкого4. Работы современных ученых содержат зачастую не утешительные прогнозы развития российского государства, которые связываются с тем, что сегодня духовные ценности

1 Тишков В. А. Забыть о нации (постнационалистическое понимание национализма) // Вопросы философии. - 1998.- №9.- С. 62.

" Релятивистская теория нации: Новый подход к исследованию этнополитической динамики России / Отв. ред. А. Г. Здравомыслов. - М., 1998.

Релятивистская теория нации: Новый подход к исследованию этнополитической динамики России / Отв. ред. А. Г. Здравомыслов.- М., 1998. С. 12.

1 Троицкий Е.С. Что такое русская соборность? - М.,1993, Хомяков А.С. Сочинения. - М., 1908, Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов. В 2-х тт. /Подгот. текста и вступ, ст. И.Н. Смирнова. - М.: МП «Рарог», 1992, Бердяев Н. Судьба России: Сочинения. - М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 2001 и другие его работы.

9 отечественной культуры подменяются чуждыми нам традициями Западной (американской) культуры1.

До недавнего времени проблема русского национального самосознания открыто в научной и общественно-политической литературе не поднималась, что было обусловлено советской политической системой. Ученые, занимавшиеся национальной проблематикой русских, не упоминали в заглавиях своих исследований «русскую тему». Начиная с 90-х годов XX века ситуация изменилась. На сегодняшний день имеется целый ряд научных работ, посвященных русскому национальному самосознанию".

В сложившейся ситуации особенно актуальной видится работа З.В. Сикевич, которая написана по результатам проведения широкомасштабного социологического опроса русских, проживающих в разных частях Российской Федерации. Где исследователь, путем анализа конкретных данных, показывает современное состояние вопроса3.

Объектом исследования является русское национальное самосознание, его культурные доминанты.

Предметом исследования является проблематика национального самосознания в философской литературе; соотношение культурных констант русского национального самосознания и современных политических и культурных процессов российского общества.

'Кожевников В.П. Концепция русской культуры. - М., 1999, Шульгин В.В. «Что нам в них не нравится...» -М.: Русская книга, 1994, Кожевников В.П. «Умом Россию не понять...» - Нижний Новгород, 2004 и мн. др.

2 Хохряков Г. Ф. Русские. Кто мы? - М., 1993; Касьянова К. О русском национальном характере. - М.: Ин-т
нац. модели экономики,1994; Русская история: проблемы менталитета : Тез. докл. науч. конф., Москва, 4-6
окт. 1994 г. / Редкол: Горский А. А. (огв. ред.) и др. - М.: ИРИ, 1994;Илыш В. В. Россия: опыт национально-
государственной идеологии. - М.: Изд-во МГУ, 1994; Русская нация: историческое прошлое и проблемы
возрождения: Сборник / Лссоц. по комплекс, изуч. рус. нации и др.; Сост. Е. Троицкий. - М., 1995; Иное:
Хрестоматия нового рос. самосознания / Ред.-сост. С. Чернышев. - М.: Аргус, 1995; Троицкая Н.Е. Русская
цивилизация между Востоком, Западом и Югом: Историософ. миниатюры/Ассоц. по комплекс, изуч. рус.
нации и др. - М., 1995; Размышления о России и русских : Штрихи к истории рус. нац. характера /
Составитель С. К. Иванов. [Вып. 2] — M.: АО «Правда Интернэшнл», 1996; Осипов Г.В. Россия: ациональная
идея. Социальные интересы и приоритеты. — М.: Фонд содействия развитию соц. и полит, наук, 1997;
Ьаринов В.А. Русское национальное самосознание: Филос.-ист. очерк: Монография. — Омск, 2001; Надточнії
И.О. Особенности становления русского национального самосознания: Соц.-филос. анализ. - Воронеж:
Воронеж, гос. ун-т, 2003.

3 Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). Учебное пособие. - М.:
Механик, 1996.

10 Цель и задачи исследования. Цель данной работы состоит в выявлении особенностей русского национального самосознания и его генезиса в духовной культуре России. Достижению данной цели способствует решение следующих исследовательских задач:

определить понятие национального самосознания, выявить его структуру, проследить историю становления;

изучить представления о русском национальном самосознании в российской философской мысли;

выявить роль культуры в формировании русского национального самосознания;

исследовать культурные константы русского национального самосознания;

проанализировать состояние русского национального самосознания в контексте политических процессов и культуры современного российского общества.

Теоретические и методологические основы исследования. Теоретической основой диссертации являются исследования отечественных и зарубежных ученых по философии, истории, культурологии, этнологии, в которых содержатся основополагающие идеи о сущности национального самосознания, истории развития русского национального самосознания. Наиболее значимыми для исследования являются работы, посвященные месту и роли культуры в становлении национального самосознания, философские исследования по данному вопросу.

Философское изучение национального самосознания в контексте культуры не может не основываться на данных междисциплинарного характера. Поэтому в работе использованы теоретические и эмпирические данные конкретных наук: истории, этнологии и этнографии, культурологии.

В методологическом плане работа основывается на следующих
принципах: принцип сравнительно-исторический, позволяющий

рассматривать русское национальное самосознание в истории культуры,

выделять константы, наиболее постоянные тенденции в его развитии; принцип системности, дающий возможность воспринимать отдельные проявления национального самосознания не сами по себе, но в системе русской культуры; принцип всесторонности, помогающий решать исследовательскую задачу с различных точек зрения через обращение к другим отраслям знаний. В исследовании используются также принципы развития, взаимосвязи, преемственности, поляризации, единства исторического и логического. На них базируется использование в диссертации диалектического метода, компаративистского метода, структурно-функционального метода, метода восхождения от абстрактного к конкретному.

Научная новизна работы:

1. Определено понятие национального самосознания с учетом
современных подходов и исследований на данную тему.

  1. Раскрыта структура национального самосознания с точки зрения включенности в него познавательного, эмоционально-ценностного и регулятивного аспектов, и таких элементов как автостереотипы, социальная память, осознание значимости национальной территории, национальные материальные и духовные ценности, оценочное отношение к инонациональному окружению, универсальность отражения целостной системы деятельности народа в сознании субъекта.

  2. Систематизированы подходы к пониманию русского национального самосознания в современной философской литературе.

  3. Всесторонне раскрыта доминирующая роль культуры в формировании русского национального самосознания.

5. Объяснены и обоснованы культурные константы русского
национального самосознания, в числе которых: религиозность, соборность,
государственность.

6. Произведен анализ русского национального самосознания в контексте
политических процессов и культуры современного российского общества.

7. Обоснована точка зрения на диалогизм как основное свойство русского национального самосознания - сочетание антиномий и культурных оппозиций, например: анархизм — бюрократизм, безграничность свободы -минимум прав личности, всемирная отзывчивость — великодержавность, покорность - бунт, иррационализм - здравый смысл.

Положения, выносимые на защиту. Основными положениями диссертации, выносимыми на защиту, являются следующие авторские утверждения:

1. Национальное самосознание - это осознание нацией своего единства
и своего места среди других общностей подобного типа на основе
представлений о самой себе и представителях другой нации. Национальное
самосознание следует рассматривать как сложно организованную
целостность, состоящую из совокупности элементов, которые находятся в
определенных отношениях и связях друг с другом и со средой.

Национальное самосознание выступает как самопознание, формируя образ «мы», отличая, тем самым, данную нацию от иных подобных образований. Национальное самосознание отражает уровень межнационального взаимодействия на основе принципа «мы-они».

Основополагающее значение национального самосознания состоит в обеспечении единства и воспроизводства нации. Кроме этого национальное самосознание играет ведущую роль в процессе социализации индивида, благодаря которому человек осознает себя частью нации.

2. Национальное самосознание включает в себя познавательный,
эмоционально-ценностный и регулятивный аспекты, выступает как сложная
система, в которой взаимодействуют такие элементы, как представления о
типичных чертах своей общности — автостереотипы, представления об
общности исторического прошлого своего народа (социальная память);
осознание значимости национальной территории как важнейшего фактора
существования данного народа, ее целостности в единстве внутреннего и
внешнего общения; национально осознанное отношение к созданным

13 материальным и духовным ценностям; оценочное отношение к инонациональному окружению.

В него включены: знание об этносоциальных, политико-государственных и духовных процессах, об исторических перспективах развития определенной нации, ее самореализации в полинациональной структуре человечества; воспроизводство и специфичность сознания отдельных представителей народа; универсальность отражения целостной системы условий, норм и способов деятельности народа в сознании субъекта; распространенные в обществе представления о судьбе народа, о смысле его существования, о прошлом, настоящем и будущем.

3. В зависимости от методологических установок авторов можно выделить два основных подхода в исследовании национального самосознания на современном этапе. Первый исходит из признания реального, объективного существования наций как особых материально-духовных образований на основе общности экономической жизни, языка, культуры и психологии. Второй рассматривает нацию как «сообщество сограждан», «воображаемый конструкт». Оба подхода несут явную политическую нагрузку.

В нашей стране понимание нации складывалось не только в общероссийскую (гражданскую) сторону, но и в сторону каждой отдельной этнической общности, и именно поэтому «этническое» и «национальное» стали в нашей традиции, в том числе и научной, синонимичными понятиями. Поэтому не случайно этническую принадлежность человека у нас нередко называют «национальностью».

Из европейского и американского опыта заимствуется идея «нацие-строительства», когда национальности внутри России упраздняются и все жители становятся россиянами. Суть идеи состоит в том, что национальные проблемы могут быть решены по усмотрению государственной системы вне какой-либо связи с социально-экономическими процессами. Это опасно для

14 России, потому что лишь обострит межнациональные противоречия внутри страны.

4. Культура играет в жизни нации определяющую роль: способствует
сохранению накопленного опыта, передаче общенациональных традиций,
культурных ценностей последующим поколениям. Национальная культура
концентрирует в себе всю социально-историческую уникальность и
самобытность длительного процесса формирования и развития народа. В ней
выражается осознание нацией приверженности к территории своего
расселения, общенациональному языку, национальной истории и культуре,
традициям и символам. Здесь синтезированы все её элементы: от социально-
экономических и политических, до эстетических и духовно-нравственных
идеалов и ценностей. Национальная культура включает в себя формы и
способы освоения окружающей действительности в различных видах
деятельности (политика, наука, философия, искусство и т.д.).

5. Культурные константы русского национального самосознания —
общие основания, обнаруживающие себя в каждый исторический период
жизни нашего народа. К ним относятся: религиозность, соборность,
государственность.

Под влиянием православия сформировались такие свойства русского национального самосознания, как искание абсолютного добра, абсолютной Истины, Царства Божьего и стремление преобразовать окружающую действительность в соответствии с найденным идеалом; перевес обряда над учением, когда внешнее проявление религиозного чувства преобладает над рассуждением об Истине; простота душевная как доверие окружающему миру и людям, природе; смирение как осознание недостаточности своих собственных сил перед могуществом Бога и силами природы; «двоеверие» -сочетание в народной вере языческого и христианского мировоззрения.

Соборность - слияние индивидуального и социального. Это общее, которое включает в себя богатство особенного и единичного. «Единство во множестве» выступает определяющим признаком соборности. Соборность в

15 обществе, как и в церкви, выступает итогом деятельности трансцендентного существа и человека, то есть играет роль посредника между божественным и земным миром. Соборность проявляется в любви как готовности делать что-либо вместе со всеми не ради себя, а ради пользы другого. В этом плане истинная любовь является отрицанием свободы как эгоистического самоутверждения личности.

Понимание власти в России всегда было связано с нравственным основанием. Главной ее задачей мыслилось не только поддержание порядка, но и осуществление Правды - божественного начала. Рядом стоит мысль о связи церкви и государства, об их взаимной симфонии. Следует отметить особую природу русского государства, когда народ существует для настоящих и будущих поколений, живущих ради великих целей державы. Если природа европейской государственности является рационально обоснованной, основана на теории общественного договора, то у нас представления о государстве соприкасаются с идеей соборности, в соответствии с которой каждый человек руководствуется не только своими жизненными целями, но и живет идеей общего блага для всех.

Очевидно противоречивое отношение народа к государству - от покорности до бунта. Это обусловлено наличием'у народа идеального представления о должном государстве. Если реальные правители не соответствуют идеальному образу, народ считает себя в праве не подчиняться государственным требованиям.

6. Генезис русского национального самосознания в истории позволяет говорить об инвариантах вышеперечисленных его констант. Особенно важно осознать это в условиях современного российского общества.

Современная российская религиозность полна многочисленных противоречий. Большинство жителей нашей страны считают себя православными верующими, в то же время православие воспринимается даже не столько как религия, сколько как символ русского своеобразия и духовной ценности. Универсальным индикатором, который позволяет

отличить религиозного (верующего) человека от человека арелигиозного (неверующего), выступает религиозная вера, возведенная в ранг ценности. Это константа религиозности, предполагающая минимум принадлежности к религиозной культуре.

Для современного российского общества категория соборности вновь актуальна. Следуя по пути развития Запада, невозможно обойтись без построения гражданского общества, которое объединяет в себе все ценности современного европейского и американского мира. Здесь и различается соборность и гражданское общество. Последнее является попыткой построения целого из частей, противоречия и границы между которыми искусственно акцентируются. В отличие от него основанием соборного общества и государства является не правовой баланс автономных индивидуальных интересов, а акцент на то, что объединяет, взаимодополняет индивидуальности, на духовную связь между ними, на любовь.

В аспекте современной государственной проблематики на первый план выходит проблема русского народа внутри Российской Федерации. Русский народ к началу XXI века пришел с противоречиями государственного устройства. Поэтому одно из центральных мест в проблематике межнациональных отношений и внутренней политики должна занимать проблема государственного единства русской нации. От ее решения зависит благополучие и спокойствие всех народов России.

7. Основное свойство русского национального самосознания -диалогизм. Это явление подробно анализируют многие отечественные мыслители, особенно Ф.М. Достоевский и Н.А. Бердяев. Речь идет о присутствии в нашем самосознании культурных оппозиций, антиномий, которые сосуществуют друг с другом. Это свойство возникает всегда при обращении к любому аспекту русского национального самосознания, например: анархизм — бюрократизм, безграничность свободы - минимум прав личности, всемирная отзывчивость — великодержавность, покорность — бунт, иррационализм - здравый смысл.

Теоретическая и практическая значимость работы. Положения диссертации могут быть использованы для продолжения теоретических исследований по изучению роли культуры в формировании русского национального самосознания. Выделение культуры в качестве основополагающего фактора в развитии национального самосознания, имеет определяющее значение для анализа широкого спектра теоретических аспектов современных межнациональных отношений.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут использоваться для подготовки лекционных и семинарских занятий по философии, культурологии, этнологии, социологии и философии культуры. Фактические и теоретические положения диссертации могут быть представлены в виде спецкурсов и учебных пособий по философской и культурологической проблематике. Некоторые выводы диссертационного исследования могут помочь при осмыслении национальных конфликтов в рамках одного государства, при разработке программ по национальной политике Российской Федерации и стран бывшего СССР.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены автором в докладах на научных конференциях: на международной конференции «Дни Петербургской философии» (Санкт-Петербург, 2006), на международной конференции «Конфликт поколений в контексте информационной глобализации» (Санкт-Петербург, 2007), на межрегиональной конференции «Человек и общество в противоречиях и согласии» (Нижний Новгород, 2005, 2006, 2007), на межрегиональной конференции «Студенческий гений» (Нижний Новгород, 2005, 2006, 2007, 2008), на межрегиональной конференции «Антропологический потенциал культурогенеза» (Нижний Новгород, 2006), на межрегиональной конференции «Нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки» (Нижний Новгород X-XI сессии, 2006, 2007).

Результаты диссертационного исследования были обсуждены на заседании кафедры философской антропологии факультета социальных наук

18 Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского и рекомендованы к защите.

Основные положения диссертации отражены в 19 публикациях автора, общий объем 9.15 печатных листов, в том числе 2 статьи, опубликованные в периодическом научном издании, рекомендованном ВАК для публикации научных работ.

Структура диссертации соответствует целям и задачам, поставленным перед диссертантом, и включает в себя: введение, три главы, заключение и библиографический список литературы. Общий объем диссертации составляет 201 страницу машинописного текста. Список литературы составляет 195 наименований.

Развитие представлений о национальном самосознании в философии

Философское воззрение на категорию «самосознание» ведет отсчет от античности. Философы античной эпохи отталкиваются от исследования деятельности души, психики. Душа становится ключевым понятием, а изучение ее свойств - первым философским подходом, из которого позднее формируется круг проблем сознания и самосознания.

Первоначально греческие термины «псюхе» и «сома» означали соответственно живое, жизнь, и мертвое тело, т.е. слово псюхе не относилось, скажем, к способности ощущать или мыслить, а служило для отличения живого от неживого, что коррелирует с его этимологией (псюхе — дыхание). Однако уже в трудах ранних философов античности (VII — VI вв. до н. э.) - Пифагора, Гераклита понятие «псюхе» приобретает смысл, близкий к пониманию души. Гераклит закладывает основы модусной концепции души, т.е. у него появляется характерная для модусной модели мысль, что псюхе - субстрат (носитель) феноменов сознания (восприятия и др.) и нравственности.

Более «практические» вопросы о душе волновали древнегреческих атомистов — Демокрита и Эпикура. Главным образом - проблема способа бытия души, которая, по их мнению, телесна и состоит из атомов, и, следовательно, функции души возможны только в теле.

Понятие «псюхе» анализируется во многих диалогах Платона. Философа интересуют глобально-мировоззренческие вопросы: бессмертие души, переселение души (метемпсихоз), содержание опыта души и познания как воспоминания и т.п. Заслуга Платона в том, что он сформулировал понятие идеального в противоположность материальному и выдвинул идею примата идеального. Он утверждал бессмертную сущность души и дал определенную классификацию психических (душевных) явлений как способностей души. Эти платоновские начала проросли затем в классическую европейскую традицию осмысления сознания как психики.

Аристотелю принадлежит фундаментальная попытка анализа души. Прежде всего Аристотель констатирует факт, ускользающий от обыденного понимания, но фатально преследующий всех исследователей сознания и самосознания: «Добиться о душе чего-нибудь достоверного во всех бессознательного, рационального и иррационального, идеального и материального при ее характеристике не дается. Разрозненные блики рефлексии сущности сознания поступательно подводят к ее религиозно -теологической постановке, что наиболее ярко проявляется в средневековой философии.

Средневековая философия в силу теологичности связывает сознание с Богом. Высшее разумное начало - Бог - это и есть подлинный разум. Человеческий же разум, или сознание, есть функция души - искра разума божественного. Однако душа выступает не просто пассивной эманацией Бога. Она наделяется философами спонтанностью, активностью, свободой. Подобная идея органически вписывается в христианскую догматику и закрепляет возможность выбора и ответственность индивида, а, следовательно, необходимость рефлексии и оценивания собственных стремлений. Таким образом, весьма определенно формируется идея самосознания.

Первым доказывает рефлексивность сознания, обращенность его на себя, т.е. существование самосознания, Августин. Самосознание, по Августину, есть не просто некое качество или способность сознания, это — его сущностная черта, без которой оно немыслимо в принципе. И сверх того -самосознание обладает самодостоверностью, истиной, которая не требует доказательств: через самодостоверность ощущений, мыслей, сомнений и ошибок обеспечивается достоверность факта существования человека. Тем самым Августин приближается к идее неразрывности человеческого бытия и самосознания.

Культура как фактор формирования русского национального самосознания

Основным средством передачи культурного опыта является язык. С его помощью обеспечивается полное взаимопонимание людей, составляющих национальную общность. Интегрирующая роль общих для нации элементов культуры не исчерпывается лишь коммуникативной функцией. «В интегрирующем отношении существенна также роль сигникативных элементов культуры. Ведь благодаря значениям все культурные явления обладают своеобразной двойственностью. Наряду со своим «внешним», явным выражением, они имеют «вторую жизнь», определяемую их значениями» . Значения как будто скрыты в объекте, они постигаются умом, эстетическим чувством, интуицией, но не открываются человеку с первого взгляда. В настоящем смысле значения - ключ к пониманию национальной культуры. У каждой нации реакция на внешние стимулы не прямая, а опосредована культурой, ее значениями. Не понимая значений культурных явлений, невозможно постичь их суть. Когда разговаривают два человека одной национальной культуры, например немец с немцем, то любое бытовое указание типа «пойди на кухню и приготовь себе завтрак» дополняется в сознании самой обстановкой немецкой кухни, теми или иными предметами, набором продуктов, которые уже сами по себе несут информацию, понятную в контексте немецкой национальной культуры. Они содержат в себе более широкую программу деятельности, чем та, которая была выражена в речевой форме. При всем том она будет непонятна человеку другой культуры, например, эскимосу или эвенку, даже если общий смысл речевого указания им ясен. И, наоборот, эвенк-охотник, находящийся в таежной избушке, понимает информацию, оставленную его соотечественниками в виде предметов эвенкийской культуры, тогда как немец в подобной ситуации оказался бы совершенно беспомощным.

Содержание и состав того целого, которое на разных исторических этапах понималось как «культура», было исторически изменчивым и неоднозначным. Длительное господство в средневековой Руси представлений единой и неразложимой на составные части «культуре-вере» сменилось в XVII веке столкновением двух противоборствующих культур — веры, отмежевавшейся от светских знаний, представлений и образов как «плотского мудрования» и культуры, преимущественно секуляризированной и модернизированной. В это же время возникло и иное противопоставление «двух культур»: «мужичья» (своя) культура «светлой (святой) Руси» и ученая (чужая) культура барокко. Это противопоставление во много предвосхитило оппозицию, утвердившуюся в русской культуре с началом Петровских реформ, - исконно русское - западное, европейское.

Как бы исторически не менялись представления о культуре и ее внутреннем членении, мы в дальнейшем изложении всех теоретико- и историко-культурных вопросов будем исходить из того, что под культурой понимается вся ценносто-смысловая сфера общества, независимо от того, каково происхождение, социальная ориентация и практическая направленность этих ценностей и смыслов.

Самосознание нации развивается вместе с ней в истории, осуществляя связь общественного сознания со сферой ценностей народа, способствует сохранению нации в историческом процессе, санкционирует национальный интерес в качестве «стремления к защите этнической, культурной и политической идентичности нации, ее исторически определенной и традиционно выраженной самобытности в условиях исторически конкретной борьбы народов за их существование и самосохранение»1. Важно отметить глубокую зависимость самосознания нации от традиционных основ ее духовной жизни. Именно традиционно-культурные основания национального бытия предопределяют типологию актов самосознания, осуществляемых творческими представителями народа. Если они рушатся, то самосознание угасает и тогда, несмотря на сохранение цивилизации данного народа, его этнического тела, частичной политической жизнеспособности, нация внутренне разлагается и погибает, «становясь живым трупом, лишенным культуротворческих энергий и способности саморазвития»". Также необходимо указать на справедливо выделенную Ю.Ю. Булычевым тесную связь национального самосознания и национальной идентичности, поскольку то, каким способом «идентифицирует себя национальная общность, на какие ценности она направляет свою творческую активность, выражает духовную природу нации и обусловливает тип ее культурного самосознания»1.

Культура всегда связана с прошлым, и поэтому она, представляя собой «негенетическую» коллективную память, подразумевает сохранение предшествующего духовного опыта, непрерывность нравственной и интеллектуальной жизни людей. Эта память запечатлевает любимые у каждого народа, повторяющиеся из века в век идеи и образцы, сквозные мотивы поведения и типы мышления, устойчивые комплексы представлений и переживаний, которые в совокупности создают общую, внеисторическую топику, построенную на минимальном количестве культурных констант. Поэтому культура представляет собой, как считает Ю.М. Лотман, с одной стороны, определенное количество текстов, а с другой - унаследованных символов, пришедших из глубины веков.

class3 .Современные аспекты русского национального самосознания в свете

культурной специфики class3

Противоречия национального самосознания в современной литературе

Распад СССР, являющийся результатом многих причин внутреннего и внешнего свойства, показал малую эффективность той национальной политики, которую проводило Советское руководство. Особенно некорректной эта политика была в отношении большинства народонаселения страны - русских. Конечно, национальная политика не являлась одинаковой на различных этапах развития СССР, но сохраняла общую направленность: неприятие русского национального движения. Выдвижение таких элементов национальной политики, как «выравнивание экономических уровней», «коренизация», «расцвет и сближение наций» и «новая историческая общность — советский народ» не только не способствовали становлению русского национального самосознания, но, фактически, целенаправленно размывали его.

Иное положение было в национально-государственных и национально-территориальных субъектах Советского Союза. При декларируемом национальном объединении в Советском государстве, к факторам, которые давали ход становлению национального самосознания, в республиках и автономиях относились очень внимательно. Даже различие статусов союзных и автономных республик, предполагавшее и различие уровней удовлетворения национальных запросов, играло консолидирующую роль для нерусских народов.

Ослабление союзной власти вызывало подъем национального самосознания в национальных регионах. Быстро стали оформляться национальные движения, которые все более принимали вид сепаратистских движений. Сдвиг национального самосознания в эту сторону был вызван в частности тем, что идея «советский народ - новая историческая общность людей» в теоретическом выражении оказалась не принятой. Если данная категория была действенной в случаях крупных потрясений (мировая война, стихийные бедствия), а также в государственно-утверждающем значении (внешняя политика, победы в космосе и спорте), то в повседневной жизни людей «советский народ» не стал заменителем национальности. В бытовых отношениях эта идея даже резко контрастировала с ощущением национальной принадлежности. Различие между предлагаемыми официальной наукой и политикой методами решения национального вопроса и национальным самосознанием было столь глубоко, что на фоне отличий в уровне жизни отдельных национальностей это не могло не привести ко взаимным обвинениям в использовании труда, материальных богатств одной нацией за счет другой.

Еще одним фактором, вызвавшем изменения в национальном самосознании, была сложившаяся в советском обществе социально-национальная структура. Насыщение промышленности союзных республик и автономий России квалифицированными рабочими кадрами, прежде всего русскими, обычно объявлялось, как помощь русского народа в развитии

140 бывших отсталых национальных окраин, что объективно таковым и являлось. Но по мере укрепления сепаратистских настроений эта помощь стала оцениваться негативно, в качестве насильственных мер центрального управления в отношении местных национальностей. Вернулись даже к сталинской формулировке: «помощь старшего брата», придавая ей резко отрицательный характер, подчеркивая униженность национального достоинства «брата младшего».

Важной стала проблема национального языка. Стремление придать ему статус государственного было повсеместным. Представляется, что в данном случае произошла прямая подмена. В национальных регионах, где сильны исторические, культурные и религиозные традиции, острой необходимости в чрезвычайных мерах по сохранению национального языка не существовало. Объективный же процесс развития двуязычия, приобщения к более широким сферам культуры, образования и экономики посредством русского языка назван был «русификаторской» политикой. Пока, пожалуй, этот вопрос не стал определяющим фактором в изменении национального самосознания нерусского населения, ибо неизбежные экономические, личные и другие контакты населения заставляют людей осваивать язык межнационального общения. Именно поэтому новое национальное руководство особенно жестко проводит свою языковую политику, надеясь в будущем сделать национальные языки главным проводником идей национального разделения.

Коренным вопросом современных исследований национальных отношений является поиск причин возникновения на постсоветском пространстве и в Российской Федерации открытых вооруженных межнациональных конфликтов. Таких причин много: территориальные претензии, политические амбиции, получение крупной прибыли и тому подобные, доставшиеся в наследство от предшествовавшей системы. Но что подвигло национальное самосознание населения на вооруженную борьбу или на готовность к ней? Обращает на себя внимание частое использование в национальной пропаганде исторических событий, которые, умело преподнесенные, оскорбляли бы национальное достоинство людей. Причем неважно, в какой период истории они происходили: несколько лет тому назад или несколько веков. Не последнее место занимает и религиозный вопрос.

Особое значение эти проблемы приобретают для многонациональной России, которая находится на переломном этапе своего развития. Поспешное реформирование страны в области национально-государственной политики, не сопровождавшееся достаточным научным обоснованием привело к деградации экономики и культуры, стимулировало националистические и этнократические выступления региональной элиты, появление титульных наций, принудительных государственных языков, инициировало пренебрежительное отношение к правам и достоинству людей другой национальности. Всем народам России приходится переживать негативные последствия развала СССР, которые еще плохо осознаны как руководящими структурами, так и широкими массами населения. Сложившаяся ситуация настоятельно требует ответа специалистов в области экономики, политики, социальных наук. Попробуем проанализировать и оценить тот теоретико-методологический багаж, с которым они предполагают приступить к решению этнонационального вопроса в стране.

Потребность в поисках новых основ национальной политики Российского государства диктуется помимо всего прочего очевидной неразработанностью представлений о сущности нации. Понятия «нация», «народ», «культура», «цивилизация» используются в специальной литературе весьма произвольно. Пока в науке не существует полного, корректного и, самое главное, пригодного практически определения.

Неразработанность теории сказывается на качестве политических решений, принимаемых по конкретным ситуациям в национальной сфере жизни общества. Например, отсутствие четкости в определении понятия «нация» позволяло в свое время И.В. Сталину произвольно устанавливать как число наций, так и число народов, населявших Россию и СССР. С 1921 по 1936 г. количество этносов в стране определялось в диапазоне от «более чем двадцать» до «около 60». Это имело практическую пользу в деле ограничения числа народов - вероятных претендентов на получение высшего статуса в иерархии национально-государственных образований СССР, которым справедливо считался статус союзной республики, а также и в дальнейшей градации этносов: распределении их по правам получения статуса автономной республики, автономной области, национального округа, а зачастую и лишения права иметь свою национальную государственность.

В зависимости от методологических установок авторов можно выделить два основных подхода в исследовании национального самосознания. Первое исходит из признания реального существования наций как особых материально-духовных образований на основе общности экономической жизни, языка, культуры и психологии1. При этом большинство авторов этого направления отмечает возрастание роли духовных и организационно-политических факторов в сфере современной национальной жизни, что не отрицает объективного содержания закономерностей и тенденций ее развития.

Похожие диссертации на Генезис русского национального самосознания в духовной культуре России