Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Военные оркестры как феномен провинциальной культуры России Клейн Эдуард Григорьевич

Военные оркестры как феномен провинциальной культуры России
<
Военные оркестры как феномен провинциальной культуры России Военные оркестры как феномен провинциальной культуры России Военные оркестры как феномен провинциальной культуры России Военные оркестры как феномен провинциальной культуры России Военные оркестры как феномен провинциальной культуры России Военные оркестры как феномен провинциальной культуры России Военные оркестры как феномен провинциальной культуры России Военные оркестры как феномен провинциальной культуры России Военные оркестры как феномен провинциальной культуры России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Клейн Эдуард Григорьевич. Военные оркестры как феномен провинциальной культуры России : 24.00.01 Клейн, Эдуард Григорьевич Военные оркестры как феномен провинциальной культуры России (На материалах Костромской губернии до 1917 года) : Дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01 Кострома, 2005 192 с. РГБ ОД, 61:05-24/132

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Русские военные оркестры до 1917 года: инструментальные составы, репертуар, традиции 13

1. Инструментальные составы военных оркестров 13

2. Русские военные оркестры во второй половине XIX - начале XX веков 41

3. Репертуар военных оркестров второй половины XIX - начала XX веков 58

Глава II. Военные оркестры Костромской губернии XVIII - начала XX веков: история, культурные традиции, роль в жизни провинциального общества 78

1. Военные оркестры в Костромской губернии XVIII - начала XX веков: основные исторические вехи 79

2. Военные капельмейстеры Костромы и руководствооркестрами 104

3. 1913 год как особая веха творческой деятельности военных духовых оркестров в Костроме 121

4. Военные оркестры в культурном пространстве Костромской губернии в годы Первой мировой войны и революционных событий 1917 года 136

Заключение 165

Список литературы 172

Приложения 187

Введение к работе

В истории русской культуры особое место занимают военные духовые оркестры. Не исключение здесь и Костромская губерния. Будучи во многих отношениях неотъемлемой частью русской военной музыки вообще, военные оркестры губернии в то же время имеют свои особенности. Сочетание общего и индивидуального в творчестве военных оркестров костромского края XVIII - начала XX веков позволяет рассматривать их как уникальное проявление феномена русской военной музыки в целом.

Данное исследование направлено на анализ деятельности провинциальных военных духовых оркестров в контексте российской истории, на определение места и функций военного оркестра в жизни провинциального общества, на выявление причин большой популярности духовой музыки в XIX - начале XX веков.

Общая исследовательская установка обусловила тему диссертации. Настоящая работа посвящена осмыслению истории русских военных оркестров российской провинции, анализу репертуара. Автор воссоздаёт представление об инструментальных составах военных оркестров, рассматривает роль военных оркестров Костромской губернии в жизни общества, место военной музыки в культурном пространстве края, даёт характеристику служебной и творческой деятельности военных капельмейстеров.

Актуальность исследования. Изучение музыкальной культуры является одной из актуальных проблем современного гуманитарного знания. История военной музыки, как части отечественной музыкальной культуры, вызывает большой интерес в современном обществе. Таким образом, отправным моментом в проведении данного исследования стала потребность осмыслить значение духовой музыки для провинциальной культуры России. Внимательное изучение автором данной работы литературы, посвященной истории музыкальной культуры Костромской

губернии, позволило обнаружить, что здесь, как правило, приоритетное место отдается истории симфонической, оперной, народной музыки, творчеству отдельных музыкантов и композиторов.

Вместе с тем, остаётся не изученной весьма актуальная проблема: военные оркестры костромского края как своеобразный культурный феномен, имеющий свою особенную историю, судьбу. Причём эта судьба связана не только с Костромской губернией, во многом она определяется и общероссийскими традициями. Данное диссертационное исследование в значительной мере призвано восполнить этот пробел.

Изучение творчества костромских военных оркестров XVIII - начала XX веков и определение их места в провинциальной культуре России — наименее разработанная часть не только современного музыковедения, но и культурологии. Это основное исследовательское намерение определяет актуальность историко-культурной проблематики, положенной в основу данной диссертации.

Цель и задачи исследования. Цель исследования - выявить общекультурные и специфические (музыкальные) характеристики военных оркестров, которые способствовали формированию значимого феномена провинциальной культуры. Названная цель определяет и конкретные задачи, решаемые в диссертации:

- воссоздать инструментальные составы русских военных оркестров до середины XIX века;

определить место и роль военной музыки в жизни общества во второй половине XIX - начале XX веков;

проанализировать репертуар русских военных оркестров второй половины XIX - начале XX веков;

обозначить основные этапы творческого становления военных оркестров Костромской губернии XVIII - начала XX веков;

выявить причины возросшей значимости военных капельмейстеров в процессе формирования оркестров Костромы второй половины XIX — начала XX веков;

воссоздать творческий путь военных оркестров Костромской губернии в годы первой мировой войны 1914 - 1917 годов.

В качестве объекта исследования выступает русская военная музыкальная культура.

Предметом исследования являются военные оркестры Костромской губернии, которые рассматриваются в сложной взаимосвязи значимых аспектов своего бытия: исторических, музыковедческих, общекультурных.

Методология и методы исследования. Методологическим основанием работы является феноменологический подход, позволяющий представить военные оркестры Костромской губернии как целостный феномен армейской музыкальной культуры в его становлении и развитии. Феноменологический подход способствует выявлению доминантных составляющих костромских военных оркестров, которые органично вписываются в историю военной музыки российской провинции.

В качестве методов в исследовании используются конкретно-исторический, историко-культурный, музыковедческий подходы.

Конкретно-исторический метод в изучении русской военной музыки базируется на строго документальной основе - краеведческих штудиях, архивных изысканиях, музееведческих исследованиях. Обозначенный метод, основывающийся на трудах А.А. Григорова, В.Н. Бочкова, корректирует не только итоговые размышления, но и позволяет в процессе работы воссоздать общекультурный фон бытийствования русской военной музыки.

Второй подход к теме русской военной музыки определяется как историко-культурный. Суть его заключается в том, что военный оркестр исследуется как целостный феномен русской культуры в комплексе его

составляющих - в его историческом развитии, в его типологии, в его административно-организационной, культурной, ритуальной конкретике.

Ценность данного подхода - в возможности рассмотрения русских военных оркестров как определенного историко-культурного феномена. Труды искусствоведов и военных историков В.А. Матвеева, Б.М. Ноздрунова, Б.И. Слабакова, изучавших историю русской военной музыки, составили методологическую базу данного исследования.

Третий подход определяется как музыковедческий. Он опирается на историческую составляющую, которая основывается на трудах Г.М. Калинковича (изучение творчества композиторов и музыкальных деятелей, работавших в области военной духовой музыки) и теоретическую составляющую, в основу которой легли труды Е.С. Аксёнова, В.Н. Грачёва, Ю.В. Келдыша, Х.М. Хаханяна (гармонический и фактурный анализ партитур музыкальных произведений, исполняемых военными оркестрами).

Источниковой базой исследования послужили документы, выявленные автором в архивах Костромы, Москвы, Санкт-Петербурга; в Российской Государственной библиотеке Москвы, Костромской областной универсальной научной библиотеке им. Н.К. Крупской; Костромском объединённом краеведческом музее и Галичском филиале Костромского объединённого краеведческого музея. Это - документы по истории двенадцати военных оркестров: приказы командиров воинских частей, личные дела военных капельмейстеров. Востребована была и периодическая печать тех лет.

Особое значение имели источники представленные визуальными свидетельствами служебно-строевой и творческой деятельности оркестров -художественными и документальными. В качестве художественных источников выступают литературные произведения отечественных писателей второй половины XIX - начала XX веков.

В качестве документальных источников выступают: 1) фотодокументы, позволяющие воссоздать состав духовых оркестров и творческий облик

военных капельмейстеров, атмосферу торжеств с участием войск; 2) воспоминания современников; 3) опубликованные дневниковые записи; 4) партитуры военных маршей и танцевальной и классической музыки.

Степень разработанности проблемы. Русская военная музыка является составляющей частью общекультурного процесса в провинциальной России. В этой связи в степень разработанности проблемы уместно включить наиболее значимые для решения поставленных в диссертации вопросов работы, в которых рассматриваются общие тенденции развития русской военной музыки. Это труды отечественных исследователей середины XX века Г.М. Калинковича, Б.Т. Кожевникова, В.А. Матвеева, Б.М. Ноздрунова, Б.И. Слабакова, а также современных учёных - Е.С. Аксёнова, В.И. Тутунова, Ю.А. Усова и др.

Одному из аспектов феномена военной музыки посвящена историческая монография профессора Московской военной консерватории Н.К. Сурина «Русская военно-церемониальная музыка», раскрывающая историю ритуалов русской армии и музыки, предназначавшейся для их проведения.

В своих работах проблему истории военной музыки поднимают
отечественные музыковеды А.И. Кандинский, Ю.В. Келдыш,

О.Е. Левашова, Т.Н. Ливанова и др.

Вопросам военной музыкальной культуры, истории военных оркестров, значению музыки в формировании общей военной культуры офицеров армии и флота посвящена работа кандидата исторических наук B.C. Цицанкина «Музыкальная культура российского офицера». Это исследование раскрывает многозначность самого понятия «российский офицер», которое включает социальное происхождение, уровень музыкального образования, творческие искания и т.д.

В исследовании искусствоведа В.Н. Грачёва «Военно-духовая музыка России: традиции духовности» осмысливается онтологическая семантика ветхозаветных трубных гласов, описывается динамика её развития. Автор

рассматривает жанр военно-духовой музыки России как исторический преемник ветхозаветных трубных гласов и хранитель их духовных смыслов.

Труды всех этих ученых представляют собой большую научную ценность, имеют важное значение и составляют материал первой главы настоящего исследования.

Отдавая должное указанным работам, хотелось бы отметить, что большинство из них всесторонне раскрывают деятельность оркестров лишь Москвы и Санкт-Петербурга, вскользь затрагивая историю военной музыки в провинциальных российских городах.

Применительно к проблематике русской провинции, следует обратить специальное внимание локально освещающие отдельные аспекты публикации: воспоминания Л.А. Колгушкина, а также исследования костромского краеведа В.Н. Бочкова, кандидата культурологии Л.И. Сизинцевой, историка А.А. Григорова, кандидата исторических наук Н.В. Смирновой. Несмотря на то, что в них нет материалов по истории военных оркестров, эти работы помогают восстановить общекультурный фон русской провинции с учётом костромских реалий.

Гипотеза исследования состоит в предположениях:

  1. Военные оркестры русской провинции XVIII - начала XX веков представляют определенный музыкальный феномен, являющийся индивидуальным проявлением основных черт русских военных оркестров в целом.

  2. Военные оркестры Костромской губернии прошли определённую эволюцию, что является отражением общероссийских процессов.

3) Специфичность костромских оркестров определялась
индивидуальным модусом капельмейстеров, а также ролью
коллективов в культурной жизни губернии.

4) Особую художественную веху в творческой деятельности военных
оркестров Костромской губернии представлял 1913 год.

/

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней актуализирована значимость военных оркестров в общественной и культурной жизни Костромской губернии. Впервые установлены типологически значимые особенности оркестров.

В диссертации впервые монографически исследуются военные оркестры Костромской губернии XVIII - начала XX веков как значимый феномен музыкальной культуры. Выявлены и описаны различные формы служебной и творческой деятельности, исполнительские составы и репертуар военных оркестров, дана творческая характеристика военных капельмейстеров. Обозначенный ракурс позволяет понять роль военной духовой музыки в культурном пространстве российской провинции.

Теоретическая значимость исследования состоит в представлении военных оркестров Костромской губернии как особого феномена музыкальной культуры края. Анализ творческой деятельности военных оркестров региона даёт возможность лучше понять историческую судьбу военной духовой музыки в России. Заявленный в диссертации интегративный культурологический подход позволяет представить костромские военные оркестры XVIII - начала XX веков в качестве коллективов, функция которых выходила далеко за рамки служебно-строевой деятельности. Оркестры исполняли музыкальные произведения самых различных жанров, во внеслужебное время регулярно выступали на открытых концертных площадках среди широких масс общества, своим творчеством пронизывали множество направлений культурной и общественной жизни, являясь объектом художественного отражения в литературных произведениях и воспоминаниях современников, живших в разное время на костромской земле.

Практическая значимость. На основе разработанных принципов изучения истории конкретных военных оркестров и их места в культурном пространстве возможно проведение аналогичных культурологических исследований в других регионах, в которых звучала военная духовая

музыка. Например, во Владимире, Вятке, Рыбинске, Ярославле и др. Особую значимость данное исследование имеет для историков и теоретиков русского музыкального искусства, в частности, для культурологов, историков, искусствоведов и музыковедов, поскольку позволяет увидеть один из пластов музыкальной культуры в повседневной жизни, показанной в определенных исторических отрезках времени.

Материалы диссертации также могут быть использованы в процессе преподавания истории отечественной культуры, в ее специальных разделах, связанных с музыковедением, истории русской музыки, на лекциях-концертах перед курсантами и слушателями военной академии, а также костромскими экскурсоводами в своей практической деятельности.

Выявленные автором диссертации факты творческой деятельности военных духовых оркестров как феномена музыкальной культуры, равно как и впервые введённые в научный обиход источники, могут быть учтены и использованы в практической деятельности командирами воинских частей, начальниками военно-учебных заведений, руководителями структурных подразделений департамента культуры и туризма в городах и районах Костромской области, управляющим костромской епархией.

Основные положения, выносимые на защиту. В результате проведенного диссертационного исследования на защиту выносятся следующие положения:

  1. К середине XIX века русские военные оркестры формируются как самостоятельное явление культуры, что происходит благодаря качественному изменению инструментальных составов оркестров.

  2. Во второй половине XIX века роль военных оркестров в русской музыкальной культуре значительно возрастает, что является следствием изменения штатно-инструментальных составов оркестров, организации подготовки военных музыкантов и капельмейстеров, развития нотоиздательства.

  1. Возросший профессиональный уровень русских военных оркестров во второй половине XIX века способствовал расширению служебно-строевого и концертного репертуара, в котором приоритетную роль стала играть русская и зарубежная музыкальная классика.

  2. В истории военных оркестров Костромской губернии период XVIII -

XIX веков стал эпохой становления, преобразования в полноправные
творческие коллективы, которые принимали активное участие в жизни не
только армии, но и гражданского населения русской провинции.

5. Военные капельмейстеры Костромской губернии конца XIX - начала

XX веков внесли не только значительный вклад собственно в развитие
военных духовых оркестров, но и способствовали подъёму музыкальной
культуры российской провинции в целом.

6. Особой вехой в творческой деятельности военных оркестров
Костромской губернии, наивысшей точкой развития их профессионального
мастерства стал 1913 год. Импульс к подъёму оркестрового дела в губернии
придали Всероссийские торжества, посвященные 300-летию царствования
Дома Романовых, проходившие на костромской земле.

7. В истории военных оркестров Костромской губернии 1914 - 1917
годов отразилась общественно-политическая и культурная ситуация
предреволюционной России. Развертывание большого количества запасных
полков в российской провинции в связи с началом первой мировой войны
приводит к увеличению военных оркестров, большинство из которых
гармонично вошло в культурное пространство провинциальных городов.

Личный вклад автора диссертации состоит:

Во введении в научный оборот источников, в которых говорится о становлении и развитии военных оркестров Костромской губернии XVIII -начала XX веков.

В сопряжении исторического пути русских военных оркестров с историей оркестрового дела Костромской губернии.

В воссоздании историко-культурной модели военных оркестров Костромской губернии в аспекте их феноменальности и различных форм творческой деятельности.

Апробация результатов. Представленное исследование явилось итогом научных изысканий и размышлений автора диссертации о судьбе русской военной духовой музыки в период десятилетней творческой деятельности в качестве военного дирижёра костромского гарнизона. Основные положения, результаты исследования и выводы, содержащиеся в диссертации, в течение 2002-2004 годов докладывались на различных научно-практических конференциях: «Проблема художественной формы в культуре XIX - XX веков» (Кострома, 2002); «Русская художественная культура в темах, образах и символах 1913 года» (Киров, 2003); «Памяти костромского историка и краеведа В.Н. Бочкова» (Кострома, 2003);, «Коммуникативные проблемы языка и культуры» (Кострома, 2003); «Костромская классическая гимназия: к 200-летию со дня открытия» (Кострома, 2004); «Проблемы преемственности в развитии современной отечественной культуры» (Кострома, 2004), а также ежегодных всероссийских и международных конференциях, посвященных творческому наследию В.В. Розанова и П.А. Флоренского (Кострома, 2002-2004).

Итоги исследования поэтапно докладывались на заседаниях кафедры теории и истории культур в Костромском государственном университете им. Н.А. Некрасова, кафедре философии и политологии и методологическом семинаре «Проблемы художественной культуры рубежа XX - начала XXI веков».

Структура диссертации. Диссертация (общий объём 207 с.) состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложений, включающих фотографии пяти военных оркестров, двух капельмейстеров, двух фрагментов партитур маршей, звучавших в Костромской губернии в рассматриваемый исторический период.

Инструментальные составы военных оркестров

Первые сведения о духовых и ударных инструментах в России обнаруживаются очень рано. Уже в быту древних восточных славян докиевского периода они были широко распространены. В одном из ранних упоминаний о трубах в отечественной летописи указывается на их особую роль в военных действиях. Трубные гласы олицетворяли силу и мощь русских воинов. В «Повести временных лет» говорится о трубных гласах в связи со "странным" случаем, когда сигналы русских боевых труб в сочетании с криками людей прогнали огромное войско печенегов из-под Киева, где в осаде находилась княгиня Ольга с внуками: «И на следующее утро, ближе к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенегам же показалось, что пришел сам князь, и побежали от города врассыпную» (198. С.45).

Одним из свидетельств бытования в древней Руси многих видов духовых инструментов являются фрески южной башни Софийского собора Киева, построенного в XI веке при Ярославе Мудром. На одной из фресок изображена группа музыкантов, играющих на струнных инструментах, а также поперечной флейте, двух гобоях и ударных инструментах аналогичных тарелкам.

Важной и блестящей эпохой в культурном развитии Восточных славян было образование и расцвет Киевского государства. В первой половине XI века Киевская Русь достигла своего могущества. Начинают развиваться отдельные отрасли культуры государства. Широко распространяется письменность, появляется письменная литература, создается своеобразный архитектурный и живописный стиль. Высокого уровня достигают различные области и прикладного искусства.

Заметное место в придворной жизни Киевской Руси занимала инструментальная музыка. Она сопровождала различные придворные церемонии, а также пиры в богатых домах, звучала на празднествах боярства и богатого купечества. При возвращении из военного похода князей встречали приветственными фанфарами и «пением славы». Киевские князья, наряду с русскими умельцами игры на различных инструментах, приглашали в свои дома и иностранных музыкантов, приезжавших из Византии и других стран. Инструментарий был обширен, и, как отмечает Ю.В. Келдыш, «музыкальные инструменты различались не только по типу и структуре, но и по той роли, которую они играли в быту и общественной жизни, по их, так сказать, "социальному статусу"» (128. С.66-67). Различали инструменты «высокие» и «низкие». К первой категории относилась труба, призывавшая воинов на рать. Под звуки труб, сурн, барабанов, бубнов и литавр князья вели свое войско в поход; призывные сигналы труб были слышны во время сражений, при штурме крепостных стен. Труба как символ ратной доблести и славы в произведениях древнерусской литературы противопоставлялась гуслям и другим распространенным в народе инструментам, которые связывались с греховными языческими играми и обрядами. Труба была военным и привилегированным инструментом, её назначение было вселять мужество и бесстрашие.

В «Слове о полку Игореве», описывающем события 1185 года, говорится: «Кони ржут за Сулой - звенит слава в Киеве. Трубы трубят в Новегороде, стоят стяги в Путивле» и далее: «Приуныли голоса, поникло веселье, трубы трубят городенские...» (201. С. 105). Трубные гласы в Новгороде, по мнению искусствоведа В.А. Матвеева, в первом случае означают выступление новгородской дружины. Трубные призывы в этом отрывке перекликаются по смыслу с колокольным звоном («Звенит слава в Киеве»). Во втором случае звуки труб могут иметь минорную, траурную окраску.

Нередко воины во времена Киевской Руси использовали и боевой рог, являвшийся одной из разновидностей трубы. По мнению искусствоведа В.Н. Грачёва, этот инструмент был сделан из буйволиной (турьей) или же слоновой кости, пришедшей в Европу из Византии в X - XI вв. В поэме A.C. Пушкина «Руслан и Людмила» князь Руслан, вызывая Черномора на битву, трубит в боевой рог:

Чу... вдруг раздался рога звон,

И кто-то карлу вызывает.

В смятенье, бледный чародей

На деву шапку надевает;

Трубят опять: звучней, звучней!

И он летит к безвестной встрече,

Закинув голову за плечи (199. T.I. С.696). Рог на Руси оказывается принадлежностью высокородного богатыря. Смысл звучания рога, наряду с подчеркиванием достоинств воина, призыв на битву, грозное предостережение противнику. Из рогов и труб можно было извлечь только звуки натурального звукоряда.

Военные оркестры в Костромской губернии XVIII - начала XX веков: основные исторические вехи

История военных оркестров Костромской губернии XVIII - начала XX вв. началась несколько раньше хронологических границ этого периода. Уже в начале XVII столетия в Костроме во время торжественных церемоний находит свое применение духовые и ударные инструменты. Так, на литографии середины XIX в. (является копией с лицевой миниатюры из рукописной книги 1673 г.), изображена встреча Великого Московского Посольства Михаилом Феодоровичем Романовым у Святых ворот Костромского Ипатьевского монастыря 14 марта 1613 г. Здесь мы видим русское стрелецкое войско1, впереди которого находится группа барабанщиков из пяти человек. Форма одежды барабанщиков состоит из длинного суконного платья красного и синего цветов с отложным воротником. Стрельцы вооружены длинными копьями и мечами. На переднем плане войска, рядом с барабанщиками, изображены стрельцы с воинскими стягами и знаменами, что подчёркивает важность и значение элементов военной музыки (в данном случае барабанов) в момент І торжественной встречи Посольства. Военные оркестры на территории губернии появились в первой половине XVIII в. Их история связана непосредственно с полками русской армии, квартировавшими на костромской земле. В период царствования Петра І в г. Парфеньев Архангелогородской губернии был переведён Казанский пехотный полк. Причиной появления здесь полка, по мнению историка Д.Ф. Белорукова, было то, что в конце Северной войны (1700-1721 гг.) освободилось много русских войск, но демобилизовать их из-за политической обстановки было еще нельзя. Петр I приказал расположить т Так называлась постоянная русская пехота, начало которой положил Иван Грозный в 1552 г.

2 Реформой Императрицы Екатерины II Парфеньев был переименован в посад и вошел в состав Кологривского уезда Костромской губернии. войска в глубине России, в полковых округах, так называемых «дистрихах» (91. С.32). В Парфеньеве в специальном штабном дворе находился штаб полка. Полковой двор занимал большой прямоугольник земли, застроенный зданиями складов, канцелярий и казарм. В центре был плац для обучения солдат, часть которых проживала в близлежащих деревнях.

Несмотря на то, что Д.Ф. Белоруков в своих работах не упоминает о звучании в Парфеньеве военной музыки, мы можем с уверенностью говорить о существовании в Казанском пехотном полку военного духового оркестра, т.к. указом Петра I от 12 февраля 1711 г., во всех пехотных полках были учреждены штатные военные оркестры. Они состояли из одного гобоиста-иностранца (капельмейстера) и восьми гобоистов-русских1. Кроме гобоев оркестр Казанского полка мог включать трубы и валторны. Возможно, что в составе этого оркестра были музыканты-шведы, многих из которых взяли в плен во время Северной войны.

Основной задачей оркестров этого периода было музыкальное обеспечение воинских ритуалов, которые в начале XVIII ъ. обрели достаточно чёткую организацию. Порядок их проведения впервые был регламентирован воинским уставом 1716 г., а также собственным указом Петра I о том, как бить «зарю». Участие в обучении солдат строевой подготовке на плацу, подача сигналов могли входить в обязанности военных музыкантов оркестра. В настоящее время построек Казанского полка в Парфеньеве не сохранилось. На том месте, где располагался полковой двор, и звучала военная духовая музыка, сейчас находится старое кладбище и лишь гора, имеющая название Полковушка, напоминает нам о деятельности воинского подразделения в начале XVIII в.

В Костроме, после смерти Петра I, были размещены пехотный Троицкий и гарнизонный Уфимский полки. Квартиры для размещения полков строились по указу императрицы Екатерины I от 6 августа 1726 г.

1 Гобоистами в то время именовали всех музыкантов военных оркестров, т.к. основную группу в них составляли гобои. Троицкий полк стоял на берегу Волги, несколько выше Татарской слободы, а Уфимский полк на р. Костроме, «против Ипатьевского монастыря» (145. С.264). Н.С. Сумароков указывает, что после Турецкой войны (1736-1739гг.) знатные пленные турки «жили еще тогда в стоящем Ефимском полковом дворе против Ипацкого монастыря...» (6. С.78). Это позволяет нам говорить 0 том, что в 40-е годы XVIII в. Уфимский полк, а вместе с ним и оркестр, еще располагался в Костроме.

В разные годы второй половины XVIII в. в городе можно было услышать военные оркестры Черниговского мушкетерского полка, 9-го пехотного Ингерманландского полка1, а также непродолжительное время Пермского пехотного полка. Последний был прислан в Кострому для квартирования в 1751 г., «но скоро был выведен в хлебные места, т.к. в этом году по всей Костромской губернии был большой неурожай хлебов» (159. С. 190).

Военные капельмейстеры Костромы и руководствооркестрами

Русские военные оркестры издавна испытывали недостаток в квалифицированных руководителях, что объяснялось отсутствием в России развитой системы профессионального музыкального образования. Несмотря на это, в русской армии находилось много и образованных музыкантов, которые способствовали организации и улучшению деятельности военно-духовых оркестров. Условия армейской службы, особенности формирования военных оркестров предъявляли специфические требования к их руководителям. «В военных оркестрах и в певческих хорах, - писал в одной из статей Н.А. Римский-Корсаков, - дирижёр есть действительно учитель своей капеллы. Он своими указаниями доводит постепенно подвластных ему учеников до степени артистичности, он заботится о подготовке новых учеников...» (150. С. 129). На рубеже XIX - XX вв. в качестве руководителей военных оркестров в Костроме работали СИ Дмитриев, СИ. Виноградов, Войцеховский, Волков. С оркестром 11-го гренадерского Фанагорийского полка, расквартированного в Ярославле, здесь нередко выступал прославленный капельмейстер Ф.Э. Фурман, а за дирижёрским пультом оркестра Клязьминского батальона, приезжавшего в летнее время из Нижнего Новгорода, стоял A.M. Шустер. Все они служили по вольному найму и не имели дисциплинарных прав. Военный капельмейстер М. Владимиров, впоследствии дирижёр оркестра графа Шереметьева, в 1899 г. отмечал, что даже набрать музыкантов предоставлялось право адъютанту, а не капельмейстеру (99).

Не всеми костромскими оркестрами этого периода руководили капельмейстеры, что было характерно для России в целом. Среди таких коллективов, где отсутствовал капельмейстер, был оркестр 108-го пехотного Рославльского полка, квартировавшего в Костроме в 1905 - 1906 гг. О концертной деятельности этого коллектива нам ничего не известно, однако сохранились воспоминания современников, рассказывающие об участии оркестра в парадах и воинских церемониях. Писатель В.Н. Иванов (1888 -1971) в своём автобиографическом романе «На Нижней Дебре», вспоминая "мучительный морозный парад на Николу Зимнего" в 1905 г., писал: «Всё затихло. Из-за окон донёсся мерный дробный бой барабанов. Из Мичуринских казарм на Русиной шли на парад роты 108-го пехотного Рославльского полка, выравненные, трудно держащие шаг и строй по мостовой, затянутые сеткой летящего снега. Впереди колыхалось свёрнутое в чехле знамя, которое нёс унтер-офицер, георгиевский кавалер, между двумя ассистентами с обнажёнными шашками. Впереди, отсвечивая медью и латунью, двигался молчащий пока оркестр.

Рычание и переливы барабанного боя были теми же, с которыми русские полки Чернышева входили в Берлин, теми же самыми, с которыми Суворов уходил от одних, бил других маршалов Наполеона...»(192. С.373). Из капельмейстеров Костромы конца XIX - нач. XX вв. достаточно активную творческую деятельность вёл СИ. Дмитриев. Вплоть до начала русско-японской войны он возглавлял оркестр 270-го Солигаличского резервного батальона, располагавшегося в конце Кинешемской улицы. Коллектив под его управлением регулярно играл на балах в Дворянском собрании, на городском бульваре, катках, участвовал в церковных парадах и крестных ходах. В конце XIX в. в Костроме был открыт циклодром1, где проходили состязания велосипедистов, а также гулянья. Помимо велосипедных дорожек здесь находился тир, кегельбан, помещение для показа туманных картин. Нередко на циклодром приглашался и военный оркестр Солигаличского батальона, в исполнении которого звучала лёгкая музыка: польки, марши, вальсы и др. В репертуаре оркестра того времени даже появляются новые произведения, предназначенные для обслуживания велосипедных гонок2. Так, 9 мая 1894 г., во время "праздника велосипедистов", устроенного Костромским обществом велосипедистов по случаю открытия циклодрома, оркестр Солигаличского батальона «играл специально разученный марш велосипедистов» (35). К сожалению, партитуру этого марша обнаружить не удалось.

Похожие диссертации на Военные оркестры как феномен провинциальной культуры России