Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Государственная культурная политика России, 1990-е гг. Ковалева Светлана Владимировна

Государственная культурная политика России, 1990-е гг.
<
Государственная культурная политика России, 1990-е гг. Государственная культурная политика России, 1990-е гг. Государственная культурная политика России, 1990-е гг. Государственная культурная политика России, 1990-е гг. Государственная культурная политика России, 1990-е гг. Государственная культурная политика России, 1990-е гг. Государственная культурная политика России, 1990-е гг. Государственная культурная политика России, 1990-е гг. Государственная культурная политика России, 1990-е гг. Государственная культурная политика России, 1990-е гг. Государственная культурная политика России, 1990-е гг. Государственная культурная политика России, 1990-е гг.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ковалева Светлана Владимировна. Государственная культурная политика России, 1990-е гг. : диссертация ... кандидата культурол. наук : 24.00.01.- Москва, 2000.- 163 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-24/24-1

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. Культурная политика: сущность и содержание 14

Раздел II. Основные направления государственной культурной политики 54

Раздел III. Региональные и национальные особенности развития культуры 94

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 137

Список использованных источников и литературы

Введение к работе

Современное общественное развитие России обусловлено сменой парадигм в экономической, социально-политической и духовной сферах. Противоречивая российская действительность осмысливается с позиций экономики, политологии, социологии, других наук об обществе. Она вызывает пристальный интерес отечественных и зарубежных культурологов, исследования которых в комплексном научном осмыслении социокультурного кризиса имеют особое значение, поскольку затрагивают са-мьіе глубокие и устойчивые слои человеческой практики и в то же время непосредственно связаны с задачами поддержания нормативных образцов.

Этим предопределяется трактовка культуры в международно-правовой сфере: «совокупность ярко выраженных черт, духовных и материальных, интеллектуальных и эмоциональных, характеризующие общество или социальную группу», культура охватывает, помимо искусства и литературы, образы жизни, системы ценностей, традиций и веры. В самом широком смысле такой подход к культуре нашел отражение в российском законодательстве, где она рассматривается как общее достояние народов Российской Федерации, выраженное в материальных и духовных ценностях, нравственных и эстетических идеалах, образцах поведения, национальных традициях и обычаях.2

Отсюда следует, что культура выступает важнейшим фактором самоорганизации общества и человека.

Основные теоретические нагрузки культурологического исследования связаны с осознанием того, как институты социальной регуляции и, прежде всего, государства, взаимодействуют с системой «человек -культура», выступая в составе определенных социокультурных условий общества. В этом взаимодействии и создаются отправные предпосылки

того, какой тип политики и политической культуры утверждается в обществе, какие политические и культурные традиции закладываются в нем и тем самым многое объясняется в политической жизни данного народа и государства.3

Все увеличивающееся количество информации, новые подходы к

культурно-историческому наследию России, развернувшаяся в последние годы полемика вокруг природы ее духовных и культурных ценностей, их дуализма, остро ставят проблему культурологического метода исследования, отбора и рационализации накопленного материала. В свете современной дискуссии особо актуальным в теоретическом и практическом аспектах становится обращение к такому регулятору культурной жизни, каким является государственная культурная политика, как выражающая легитимацию существующей системы властных отношений и управления в рассматриваемой сфере.

Актуальность исследования этих аспектов во многом определяется тем, что в результате реформ в стране появилось множество субъектов культурной политики. Все это обострило внутренние противоречия в социальной и духовной организации общества и потребовало от государства переосмысления своей культурной политики. С другой стороны, обращение к политике в сфере культуры как функции государства и его региональных органов власти потребовало новых методов управления культурой, ориентированных на обеспечение условий и предпосылок её саморазвития, предполагающих равенство возможностей социальных групп в обществе, их объединений и институтов. Особую сложность при выработке управленческих решений составляет то, что происходит смена не только социально-экономических условий культурной жизни, но форм культуры.

Эта ситуация настоятельно требует рассмотрения государственной культурной политики в ее связях с определенной концепцией культуры

и принимаемых программ. Культурологический анализ и имеет своим содержательным смыслом оптимизировать этот процесс на базе научного подхода к культуре и ее интерпретации как политической детерминанты.

Состояние научной разработанности проблемы. С тех пор, как культурология в середине 90-х годов выделилась в качестве самостоятельной научной и учебной дисциплины, значительно активизировались исследования различных аспектов социальной жизни с культурологической точки зрения. К настоящему времени сложилось несколько направлений в культурологических исследованиях.4

Для нашего исследования наибольший интерес представляют работы по теории культурной политики (Б.С. Ерасов, B.C. Жидков, О.И. Карпухин, Э.А. Орлова, Е.А. Соколов, А.Я. Флиер, В.Б. Чурбанов, и др.); социокультурному прогнозированию и проектированию (Т.М. Дридзе, В.А. Луков, Э.А. Орлова, А. С. Панарин); охране культурного наследия (Э.А. Баллер, В.А. Виноградова, СО. Шмидт, П.М. Шульгин); культу-рологизации образования (Л.П. Буева, Г.И. Зверева, Т.Ф. Кузнецова, Л.П. Воронкова); социализации и инкультурации личности (С.Н. Иконникова, Л.Г. Ионин, А.И. Ковалёва).

Общие вопросы соотношения культуры и политики рассматриваются в монографии В.В. Журавлева "Человек, культура, политика", коллективных монографиях "Духовно-культурные процессы в современной России" (отв. ред. П.Т. Тимофеев), "Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты" (ред. М.К. Горшков и др.)5 и др.

Проблемы государственной культурной политики России получили разностороннее отражение в ряде монографических работ последних лет, в том числе в книгах: "Теоретические основания культурной политики" (отв. редакторы Э.А. Орлова, Е.А. Соколов); B.C. Жидкова "Культурная политика и театр", "Культурная политика и художественная

жизнь" (редактор и составитель B.C. Жидков), Карпухина О.И. "Культурная политика", его же "Культурная политика и менеджмент".6 Несомненный интерес представляет книга "Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему", созданная учеными Российского института культурологии МК и РАН и экспертами Совета Европы при подготовке национального доклада по культурной политике в Совете Европы.7 Следует отметить серию книг РНИС и НП, который с 1993 г. осуществил 7 выпусков сборника под общим название "Обновление России: трудный поиск решений".

Принципиальные аспекты государственной культурной политики нашли отражение в докладах, статьях, интервью министров культуры РФ (Е.Ю. Сидоров, Н.Л. Дементьев, В.К. Егоров), в публикациях руководящих работников МК (А.Н. Демченко, А.В. Каменец, Ю.В. Волегов)8 и др.

Активизация культурологических исследований по вопросам культурной политики в самое последнее время позволяет утверждать, что период спонтанного развития государственной деятельности в сфере культуры сменяется более осмысленной программой действий. Пока это скорее стремление, чем ежедневная практика государственного управления, но важна наметившаяся тенденция к востребовательности теоретического знания для организации усилий в этой сфере. Следовательно, растет роль культурологии в выработке концепции государственной культурной политики. Между тем, в культурологической теории это обстоятельство еще не в полной мере осознается. В значительном числе общих работ по культурологии не находится места для характеристики концептуальных основ культурной политики. Термина «культурная политика» нет в таких обобщающих работах, как энциклопедия «Культурология. XX век», словарь «Культурология. XX век», учебном пособии П.С. Гуревича «Культурология» и др. Хотя вполне очевидно, что культурная политика - не просто сфера применения культурологического

знания, а интегральная часть культурологической теории (что убедительно показано, в частности, Э.А. Орловой, А.Я. Флиером и некоторыми другими исследователями).

Остаются слабо разработанными вопросы предмета, объекта, субъектов культурной политики. Теоретические разработки фактически не учитывают нормативно-правовые аспекты этой сферы государственной и общественной деятельности. Между тем, в законодательных актах, программах и концепциях развития культуры, принятых органами государственной власти на разных уровнях в последнее десятилетие, содержатся нормативные положения, нуждающиеся в обстоятельном культурологическом анализе.

Исходя из актуальности темы исследования и её недостаточной разработанности определяются цель и задачи диссертации.

Цель диссертации - осуществить культурологический анализ сущности государственной культурной политики и выявить её специфику в условиях современного российского общества.

Реализация поставленной цели достигается решением следующих задач:

исследовать теоретико-методологические основы современной политики в сфере культуры;

проанализировать основные направления государственной федеральной политики в области культуры в современном российском обществе;

выявить основные тенденции трансформации культурной среды в новой России;

раскрыть региональные и национальные особенности развития и функционирования культуры.

Объектом исследования является культурная политика российского государства в новых условиях, а предметом исследования -

трансформационные процессы в сфере культуры, деятельность государственных органов и общественных организаций по сохранению и развитию культуры в Российской Федерации.

Методологическая основа исследования. Методологически данное исследование основано на применении принципов целостности, развития, историзма, социальной обусловленности, что позволяет рассматривать соответствие концепций и практики осуществления культурной политики по отношению к социально консолидированным сообществам, деятельность которых закреплена в системах их культурных ценностей, норм, паттернов, традиций и т.п.

В формировании методологической позиции автора большую роль сыграли работы Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н.Я. Данилевского, B.C. Соловьева, С.Л. Франка и др. отечественных мыслителей.

Западная философская и политическая мысль представлена трудами М. Вебера, И. Канта, Э. Кассирера, Г. Риккерта, А. Тойнби, А. Уайт-хеда, О. Шпенглера, К.-Г. Юнга и К. Ясперса.

В исследовании проблемы автор опирался на работы известных специалистов в области культурологии, социальной антропологии, философии и истории культуры А.И. Арнольдова, B.C. Библера, П.С. Гуре-вича, Н.С. Злобина, С.Н. Иконниковой, В.М. Межуева, Э.Я. Орловой, В.Б. Чурбанова, А.И. Шендрика и др., рассматривающих проблемы культурологии как науки, закономерности развития культуры и особенности ее взаимосвязи с политическими процессами в обществе, в массовом сознании и другие вопросы.

Эмпирическая база исследования. Источниками данных о современных подходах к осуществлению в России государственной культурной политики стали прежде всего нормативные правовые акты, которыми регулируется данная сфера деятельности.

Были проанализированы Конституция РФ, отдельные законы по вопросам культуры, правительственные, федеральные целевые программы развития культуры и искусства (библиотечного и музейного дела, архивов и кинематографии), законы и программы по развитию культуры субъектов Российской Федерации9.

Кроме того, весьма содержательными источниками диссертации послужили ежегодные послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ 10.

Важным источником избранной темы стали материалы и программы международных конференций и форумов по вопросам культурного развития: Декларация по политике в области культуры (Мехико, 1982г.), "Культура и развитие в странах переходного периода" (Москва, 1995 г.), на которой был обсужден доклад "Культурная политика в России: проблемы и противоречия", доклад Всемирной комиссии по культуре и развитию "Наше творческое разнообразие" (Париж, 1996 г.), материалы Межправительственной конференции по политике в области культуры (Стокгольм, 1998 г.), документы Международного форума мэров городов и деятелей культуры и науки "За культуру мира и диалог между цивилизациями в третьем тысячелетии" п.

Полезным источником наших исследований стали публикации по вопросам культурной политики Российского НИИ культурного и природного наследия РАН и Министерства культуры России. Особенность этих исследований состоит в своеобразной интерпретации культурного наследия России как множества материально-вещественных и интеллектуально-духовных ценностей, воплощенных как в истории, так и в живой культуре, где традиционные социальные формы наследования согласуются с современными технологиями природопользования и хозяйственной деятельности человека12.

Большую группу источников составляют статьи по теме диссертации в журналах "Вопросы философии", "Социологические исследования", "Социально-политический журнал", "Общественные науки и современность". Среди журналов следует выделить такие издания, как "Обозреватель", "Русская провинция", "Школа духовности", научно-информационные сборники: "Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения", "Наука о культуре: итоги и перспективы", Ориентиры культурной политики", "Русская культура вне границ".

Научная новизна исследования заключается в следующем:

метод культурологического анализа применен к анализу процессов изменения в культурной политике с учетом кризисного состояния общества, порождающего особую напряженность в социально-культурной сфере:

выявлено усиление в культурной политике российского государства цивилизационного фактора на уровне гражданских и правовых форм обеспечения культуры, в которых правовая сторона проблемы ставится в зависимость от защитной функции культуры и той роли, которую она выполняет в сохранении и приумножении культурного потенциала России;

раскрыты основные черты процесса становления новой системы управления в культурной сфере, в том числе показано влияние фактора культурного плюрализма и принципа интерсубъективности на формирование федерального и регионального уровней культурной политики в таких вопросах, как защита духовности внутреннего мира личности, национально-культурной самобытности, формирования условий при взаимодействии культур разной этнической принадлежности;

обосновано положение, что динамическое развитие культурной политики возможно лишь как система взаимодействия трех уровней

культуры - локального, регионального и федерального, имеющих целью стабилизацию и развитие России;

аргументирован вывод о том, что стержнем современной культурной политики должно быть усиление роли культурных форм в наметившейся тенденции самоидентификации исторических основ культуры, национального и культурного возрождения народного духа демократическим путем, поскольку этот дух всегда являлся основой российской государственности;

сформулированы концептуальные принципы построения культурологических теорий и их взаимодействия с деятельностью институтов культуры российского общества, где на федеральном уровне интегрируются социокультурные ценности с учетом национального и международного опыта, а на региональном - осуществление политики с учетом специфики различных социокультурных общностей.

Научно-практическая значимость работы. В научном плане значимость данного исследования состоит с том, что оно расширяет возможности культурологического подхода к политическим процессам в обществе. Результаты исследования могут быть применены в научной, педагогической и прикладной деятельности. Их можно использовать при фундаментальном, системном анализе отечественной культуры, ее современного состояния в рамках цивилизационного российского процесса, а также для подготовки рекомендаций в области перспективного развития культуры на федеральном и региональном уровнях, особенностей формирования национально-культурных автономий, их политического и правового обеспечения.

Результаты исследования могут быть использованы в общем курсе культурологии и в спецкурсах по истории и теории отечественной культуры, политологии, философии и социологии в системе высшего и среднего образования.

Апробация диссертации. Диссертация обсуждена на заседании кафедры культурологии Института молодежи и рекомендована к защите. По теме исследования опубликованы статьи объемом 2 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Декларация Мехико по политике в области культуры/ЛСультуры.
ЮНЕСКО, 1984. №3. С. 7.

2 Основы законодательства РФ о культуре. - М., 1992. Ст. 3. С. 2.

3 Журавлев В.В. Человек, культура, политика. -М., 1989. С. 76.

4 Культурология. XX век. С. 367-370.

5 Журавлев В.В. Человек, культура, политика. - М., 1998; Духовно-
культурные процессы в современной России. - М., 1998; Российская ци
вилизация. Этнокультурные и духовные аспекты. - М., 1998; Культуро
логические записки. Вып. 4. Роль интеллигенции в формировании кар
тины мира. - М., 1998.

6 Теоретические основания культурной политики. - М., 1995;
Жидков B.C. Культурная политика и театр. - М., 1995; Культурная поли
тика и художественная жизнь. - М., 1998; Карпухин О. И. Культурная
политика. - М., 1996; Он же. Культурная политика и менеджмент. - М.,
1998.

7 Культурная политика России. История и современность. Два
взгляда на одну проблем}'. - М., 1998.

8 Сидоров Е.Ю. Выступление перед членами Федерального Совета
по культуре и искусству 19 февраля 1996 г./УОКП, 1996. № 4. С. 3-40; Он
же
"Культура и развитие: поставить культуру в центр концепции буду-
щего'У/ОКП, 1997. № 5. С. 3-28; Дементьев Н.Л. Приоритеты государст
венной политики в области культуры//Федеральный справочник. - М.,
1998. С, 503-506; Егоров В.К. Русская культура как национальная
идея/УНезависимая газета, 1998, 21 октября; Демченко А.Н. Некоторые
проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и

народного творчества в РФ. - М., 1996; Каменец AJB. Культурная политика и совр. социокульт. Ситуация//ОКП, 1994. № 5. С. 6-27; Волегов Ю.В. Состояние правового обеспечения в сфере культурьі//ОКІЇ, 1993. № 1. С. 7-21.

9 Российская культура в законодательных и нормативных актах.
1991-1996, М., 1998; Концепция развития культуры и искусства Россий
ской Федерации.//Ориентиры культурной политики. М. 1995; Федераль
ная целевая программа «Развитие и сохранение культуры и искусства
(1997-1999 г.г.)», М., 1997; Закон Российской Федерации «О националь
но-культурной автономии» от 17 июня 1996 г.//Российская газета, 1996,
25 июня; Стенограмма XIII заседания Федерального Совета по культуре
и искусству. 1 ноября 1998; Комментарий к Федеральному закону «О
национально-культурной автономии», М., 1997; Программа развития
сферы культуры Ленинградской области на 1996-2000 г.г. СПб., 1996 ;
Краевая целевая программа «Развитие и сохранение культуры и искус
ства Хабаровского края на 1998-2000 г.г.», Хабаровск, 1997.

10 Об укреплении Российского государства. (Основные направле
ния внутренней и внешней политики РФ). Послание Президента Россий
ской Федерации Федеральному Собранию. М., 1994; Россия на рубеже
эпох. (О положении в стране и основных направлениях политики Рос
сийской Федерации). Послание Президента Российской Федерации Фе
деральному Собранию. М., 1999.

11 Международные акты о правах человека. Сборник документов.
М., 1998, Всемирная конференция по политике в области культуры.
Мехико, 26 июля - бавгуста 1982 г. Заключительный доклад. -
ЮНЕСКО, Париж, 1982; Наше творческое разнообразие. Доклад Все
мирной комиссии по культуре и развитию. ЮНЕСКО, Париж, 1996;
План действий по политике в области культуры в интересах разви-
тия.//Принят Межправительственной конференцией по политике в об
ласти культуры в интересах развития. Стокгольм, 1998; Доклад группы
европейских экспертов «Культурная политика в Российской Федерации»
в Совете Европы. Страсбург, Москва, 1996.

12 Наследие и современность. Инф-Сборник. Вып. №7, М., 1999.

Культурная политика: сущность и содержание

Анализ культурной политики предполагает учёт своеобразия социокультурной ситуации в России, которая характеризуется сочетанием различных пластов культуры от традиционалистской до модернистской и постмодернистской, в которых представлены различные социальные слои общества и их интересы. Развитие культурного процесса происходит на фоне деиерархизации, усиления средств массовой информации, активизации технократических позиций, в общественном развитии, конфликта между традиционным коллективизмом и установками на принятие ценностей западного мира. Вторая тенденция в социокультурной динамике России связана с кризисом современной культуры, вызванным разддаными причинами, но сводящимся к тому, что человек идентифицирует себя с какой-то одной формой культуры, рассматривает её как национальную, этническую и конечную, что препятствует установлению коммуникаций в таком обществе, где традиции национальной культуры требуют своего воспроизводства на новом уровне общественного развития. Иными словами, в настоящее время остро поставлен вопрос преодоления кризиса идентичности, расширения понимания ценностей и норм, образующих плюрализм социально-культурных форм.

Ряд авторов считает, что к признакам кризиса культуры можно отнести нарушение "генетических кодов", нежизнеспособность информационной структуры общества, распад самой культурной традиции как на индивидуальном, так и на групповом уровнел Всё это выражается в том, что передача информации и способов деятельности носит уже не традиционный характер как система наследования от поколения к поколению, а возникла проблема соотношения префигуративной и фигуративной характеристик культуры в условиях кризиса.2) Отсюда следует, что проблемы культуры, как отмечает А.И.Шендрик, должны базироваться на закономерностях её развития, поисках общего и особенного в различных культурах, на раскрытии сути культурного прогресса, выявлении "кодов" в культуре.з)

Разнонаправленность в тенденциях культурного развития страны требует от исследователей выработки стратегии культурной политики, которая предусматривала бы различные типы развития культур с учётом модернизации общества, свободы творчества, поддержания диалогичности культуры, культурной самобытности, значимости культуры в системе воспитания.

Определяя параметры культурной политики и отношения государства к культурной сфере в конкретно-исторических условиях современной России, следует раскрыть само понятие "культурная политика". В широком смысле слова, социальным источником культурной политики признаются элементы культурного поля: феномен политики возникает при опосредовании человеческого поведения не интересами лишь структуры, а ценностями, символами, традициями, обычаями, ритуалами. В таком значении культурная политика рассматривается как естественная среда человеческого бытия и как область социального самовыражения, основанного на культурно обусловленном выборе человека, является результатом совместной жизнедеятельности и собственно самого культурного пространства как системы регулятивных ориентиров деятельности и продуктов различных форм культуросообразных факторов.4) А.Я. Флиер определяет культурную политику "как совокупность идеологических принципов и практических мер, осуществляемых через образование, просветительские, досуговые, научные, религиозные, творческие, издательские, коммуникационные, социально-организационные и иные государственные и общественные институты по всесторонней углублённой социализации и инкультурации населения".5)

В этом определении подчёркивается, что целью является даже не саморазвитие культуры как процесса, а люди как объект культурной политики. И всё её научное обеспечение и идейные основания служат самораскрытию сознания людей, их духовному самоопределению, опыту переживаний в культуре как смысловых и вещественных превращений, испытанию собственной жизни на прочность, глубину, духовную достоверность.

Основные направления государственной культурной политики

Культурная жизнь современного общества является многогранным, взаимосвязанным и взаимообусловленным комплексом. Он состоит из таких компонентов, как процесс создания, сохранения, распространения и восприятия ценностей духовной жизни. В контексте исследуемой темы нас интересует процесс формирования стратегической линии государственной политики в сфере культуры и способы управления культурными процессами. В художественно-культурной жизни четко выделяются следующие ее субъекты: творцы (художники), общество, потребители (население) и государство, которое проводит свою государственную культурную политику.1

В научной литературе с учетом понимания принципов управления в демократическом государстве выделяются следующие способы регулирования в сфере культуры: научно-идеологический, правовой, экономический, социально-психологический. Одновременно следует учитывать, что эти способы могут реализовываться на разных уровнях по-разному. В условиях федеративного устройства можно выделить три основных уровня: федеральный, региональный (на уровне субъекта РФ) и местный (муниципальный) уровни.

В ходе выработки и реализации государственной культурной политики на различных уровнях следует иметь в виду, что цели и способы их реализации будут "различаться в зависимости от того, к какой сфере культурной жизни они относятся - к производству культурных ценностей, их распространению или потреблению".2

Возрастание роли культуры в общественной жизни в условиях обновления РФ предопределило усиление внимания исследователей к проблемам государственной культурной политики. Наше рассмотрение связано с анализом концепции государственной культурной политики государства переходного периода, т.е. движение к правовому государству и гражданскому обществу, что предполагает деятельность, направленную на "формирование основанных на общественном согласии концептуальных представлений о месте и роли культуры в жизни общества, о должном состоянии культурной (художественной) жизни, определение приоритетных целей развития культуры, составление программ и их реализацию с помощью распределения различного рода ресурсов."3

В хронологическом измерении началом формирования государственной культурной политики РФ после распада СССР стало принятие Верховным Советом РФ 9 октября 1992 г. Закона "Основы Законодательства Российской Федерации о культуре", в котором были обозначены вектор и основные параметры государственной культурной политики.4 Одним да важных достоинств данного нормативного акта является определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.5 Закон о культуре закрепил "равное достоинство культур народов и иных этнических общностей Российской Федерации, их прав и свобод в области культуры".6 Таким образом, культуры всех наций и народностей признаются равными в отношении друг к другу.

Закон предписывает органам государственной власти и управления Российской Федерации в обязательном порядке учитывать культурные аспекты во всех государственных программах экономического, экологического, социального и национального развития. В нем разделена компетенция в области культуры между федеральными органами государственной власти и субъектами Российской Федерации, а также органами местного самоуправления. Основы законодательства о культуре определяют формальную область распространения правового пространства на сферу культуры. К ней относятся выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории культуры, все направления художественного творчества: литературная деятельность; кинематография; сценическое, пластическое и музыкальное искусство; архитектура и дизайн; фотоискусство, а также другие виды и жанры искусства.

Законодательство распространяется на художественные народные промыслы и ремесла, народную культуру в таких проявлениях, как языки и диалекты, фольклор, обряды и обычаи, исторические топонимы. В сферу культуры включены самодеятельное художественное творчество, коллекционирование, музейное дело, книгоиздание и библиотечное дело, архивное дело. Частью культуры российского общества являются телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства, связанные с созданием и распространением культурных ценностей. Культура включает в себя эстетическое воспитание и художественное образование, педагогическую деятельность в этой области. Научные исследования культуры, международный культурный обмен, производство материалов и оборудования для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей. Закон распространяется и на иную деятельность, направленную на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей.

Вышеизложенным перечнем определяется отраслевой подход к культуре. Здесь проявляется специфика правового регулирования в культурной сфере, которая представлена как совокупность конечных объектов и связанных с ними отношений, поддающихся нормативизации в категориях права Отраслевое представление культуры в праве предопределяет и характер изменения правовых норм в отношении культурной сферы. Принятие ряда федеральных законов после вступления в силу Закона "Основы законодательства РФ о культуре" поставило на повестку дня вопрос об изменении ряда его статей

Корректировки требуют следующие положения: о разделении компетенции в области культуры между органами власти разных уровней (статьи 37 - 40); об условиях и порядке создания, реорганизации и ликвидации организаций культуры (статья 41); о собственности и приватизации в области культуры (статьи 42 и 43); о финансировании культуры (статья 44); об осуществлении предпринимательской деятельности (статья 44); о материально-техническом обеспечении культуры (статья 50). Особенно актуальным представляется уточнение и конкретизация раздела VI этого закона "Обязанности государства в области культуры" и определение конкретных мішимальньїх гарантий государства по обеспечению конституционного права граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Соответственно поправки обсуждены в Государственной Думе, и планируется внести необходимые поправки и уточнения.

Процесс формирования государственной культурной политики и правовых основ взаимоотношений субъектов культурной политики нашли отражение в ряде законов и указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства РФ.

Региональные и национальные особенности развития культуры

Национальные культуры - устойчивые образования, под воздействием которых осуществляется первичная социализация большинства людей. Именно под ее влиянием люди становятся людьми в подлинном смысле этого слова, то есть приобретают позитивные навыки поведения и общения, социальной жизни. Приобщение к национальной культуре есть первый шаг в приобщении к культуре мировой. Национальные культуры, таким образом, должны быть объектом пристального внимания и заботы общества, живущего не одним только сегодняшним днем, но думающего и о своем будущем.

Естественно, что удельный вес национальной составляющей, ее место в культуре того или иного народа и его повседневной жизни неодинаковы у различных народов России, что исключает унифицированный подход к проблеме сохранения и развития национальных культур. Речь может идти лишь об общности принципов и глобальных целей национально-культурной политики, тогда как средства достижения этих целей неизбежно должны отличаться большим разнообразием, учитывающим национально-культурную специфику народов.1

Особенности развития российской культуры на современном этане во многом определяются многонациональным составом населения и социокультурными территориальными различиями. Более 100 наций и народностей проживают в настоящее время в России. Часть из них сосредоточена на территориях компактно и находятся в условиях государственно-территориальных образований. Другая часть многонационального населения проживает в регионах и городах со смешанным национальным составом. При этом русские составляют 81,5% населения страны. Русский язык считают родным $6,6%, а свободно говорят на русском языке 92,6% населения Российской Федерации.2

Нормативные аспекты различий социокультурного характера и региональной специфики государственной культурной политики в наиболее системной форме отражены в законодательстве о культуре. Проанализируем "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (1992 г.) с точки зрения региональных и национальных особенностей развития российской культуры. Статья 20 Закона провозглашает право на сохранение и развитие культурно-национальной самобытности народов и иных этнических общностей. В нормативном отношении это означает защиту, восстановление и сохранение исконной культурно-исторической среды обитания народов. В статье устанавливается правовая норма, согласно которой политика в области сохранения, создания и распространения культурных ценностей коренных национальностей, давших наименование национально-государственным образованиям, не должна наносить ущерб культурам других народов и иных этнических общностей, проживающих на данных территориях. Но этим не устанавливается однообразия в применении государственных мер защиты культурных ареалов. Статьей 22 указанного закона, в частности предусмотрено, что Российская Федерация гарантирует свой протекционализм (покровительство) в отношении сохранения и восстановления культурно-национальной самобытности малочисленных этнических, общностей посредством исключительных мер защиты и стимулирования, предусмотренных федеральными государственными программами социально-экономического, экологического, национального и культурного развития. Это важный принцип государственной культурной политики, исходящий из концепции равенства культур в формировании мирового культурного наследия. До некоторой степени этот принцип нашел отражение в федеральных программах, направленных на культурное развитие некоторых российских территорий, что повлекло за собой концептуальную проработку ряда актуальных культурологических проблем.

Так, группа специалистов в области национальных отношений и культурной политики опубликовала коллективный научный труд по методологическим аспектам национально-культурной политики.3 Для выработки региональной и национальной культурной политики они предлагают определенную типологию национально-культурных групп российского населения.4 Имеются и более детальные проработки темы на концептуальном уровне.

Так, в связи с разработкой подпрограммы «Образование, культура и духовное возрождение коренных малочисленных народов Севера» федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года» (утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.09.96 г. № 1099) профессорами А.И. Ковалевой, Вал.А. Луковым и Вл.А. Луковым была разработана концепция проекта «Совершенствование системы образования коренных малочисленных народов Севера», где выдвинута интереснейшая в культурологическом отношении идея об особой ответственности государства за защиту реликтовых культур. Авторы концепции подчеркивают, что «с позиций экологии культуры сохранение исчезающих культур - глобальная проблема, равнозначная сохранению генофонда, вымирающих видов растений и животных планеты, величайших памятников цивилизации)).5 Для того чтобы проблема приобрела более отчетливые очертания, чем были бы предопределены и адекватные меры в рамках государственной культурной политики, А.И. Ковалева, Вал.А. Луков, Вл.А. Луков предлагают рассматривать культуры коренных малочисленных народов Севера как реликтовые культуры - «то есть культуры, сохраняющие остатки более древних культурных систем и в силу меньшей связи с современными цивилизациями испытывающие угрозу полного исчезновения при отсутствии специальных поддерживающих мер».6

Авторы концепции дали убедительную трактовку реликтовых культур и в общетеоретическом, и в правовом, и в организационно-политическом аспектах. Частично же идеи вошли в официально утвержденную концепцию проекта, однако идея реликтовых культур пока недостаточно оценена и не получила развития как основа государственной культурной политики России в отношении некоторых регионов. Вообще, к специфическим обстоятельствам культурной политики законодательство еще не вполне адаптировано, и лишь в начальной стадии находится процесс уточнения функций и предмета ведения органов государственной власти различных уровней в отношении региональных аспектов культурной политики.

Похожие диссертации на Государственная культурная политика России, 1990-е гг.