Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Государственное призрение и благотворительность в Забайкалье: историко-культурные практики во второй половине XIX - начале XX вв. Мантурова Светлана Чимитовна

Государственное призрение и благотворительность в Забайкалье: историко-культурные практики во второй половине XIX - начале XX вв.
<
Государственное призрение и благотворительность в Забайкалье: историко-культурные практики во второй половине XIX - начале XX вв. Государственное призрение и благотворительность в Забайкалье: историко-культурные практики во второй половине XIX - начале XX вв. Государственное призрение и благотворительность в Забайкалье: историко-культурные практики во второй половине XIX - начале XX вв. Государственное призрение и благотворительность в Забайкалье: историко-культурные практики во второй половине XIX - начале XX вв. Государственное призрение и благотворительность в Забайкалье: историко-культурные практики во второй половине XIX - начале XX вв. Государственное призрение и благотворительность в Забайкалье: историко-культурные практики во второй половине XIX - начале XX вв. Государственное призрение и благотворительность в Забайкалье: историко-культурные практики во второй половине XIX - начале XX вв. Государственное призрение и благотворительность в Забайкалье: историко-культурные практики во второй половине XIX - начале XX вв. Государственное призрение и благотворительность в Забайкалье: историко-культурные практики во второй половине XIX - начале XX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мантурова Светлана Чимитовна. Государственное призрение и благотворительность в Забайкалье: историко-культурные практики во второй половине XIX - начале XX вв. : диссертация ... доктора исторических наук : 24.00.01.- Улан-Удэ, 2005.- 370 с.: ил. РГБ ОД, 71 06-7/96

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Источниковедение и историография историко-культурных проблем социального призрения в России во второй половине XIX- начале ХХ в.в 10

1.1. Источниковая база исследования государственного призрения, общественной и частной благотворительности в России в пореформенный период 10

1.2. Социальное призрение в российской историографии 37

Глава II. Законодательные основы государственной политики в области социального призрения в России во второй половине XIX - начале XX в.в. 62

2.1. Государственное призрение, общественная и частная благотворительность в Полном Собрании Законов Российской Империи 62

2.2. Российское законодательство о проблемах социального призрения в Забайкалье 99

Глава III. Региональные особенности административного управления социальным призрением в Забайкалье во второй половине XIX- начале XX века 122

3.1. Деятельность Иркутского приказа общественного призрения 122

3.2. Роль Забайкальского областного управления в осуществлении социальной помощи и поддержки населения.. 141

3.3. Участие городских самоуправлений и Степных дум в социальном призрении населения 184

Глава IV. Общественная и частная благотворительность как средство социальной и культурной самореализации забайкальского общества во второй половине XIX- начале XX в.в 213

4.1. Благотворительность в области народного образования, культуры и здравоохранения 213

4.2. Участие благотворительных обществ, частных лиц в социальной помощи и поддержке арестантов, ссыльнокаторжных и их семей 246

4.3. Благотворительная помощь беженцам и семьям лиц, призванных на войну 267

Заключение 292

Библиографический список источников и литература 303

Приложения 353

Введение к работе

Актуальность исследования. Призрение — это культурно-исторические практики социальной помощи и поддержки, сложившиеся на протяжении нескольких столетий в дореволюционной России. Первоначально в основе данного понятия лежала христианская концепция милосердия и любви к ближнему, которая, постепенно формируясь, становилась нравственной установкой, основой мироощущения и миросозерцания человека. Дальнейшая эволюция призрения тесно связана с необходимостью государственного участия в оказании помощи обездоленным, сирым и убогим. Начиная с XVII в. историко-культурный феномен призрения приобретает новое смысловое значение: «попечение», «присмотр», «забота». Становление государственного призрения происходило в России с XVIII по вторую половину XIX в.в. В этот период развивались административные формы управления, территориальные институты помощи и поддержки, законодательная база, регулирующая отношения между государством и различными группами населения, складывались общественные и частные формы призрения.

В пореформенный период социальное призрение переживает новый импульс. Реформы земского и городского самоуправления, развитие инициативы на местах придают призрению общественный характер. Несмотря на то, что функции контроля, наблюдения и законодательного регулирования по-прежнему оставались в руках государства, в социальном призрении активное участие принимали общественные благотворительные организации и частные лица. Таким образом, в социальном призрении четко разграничивались две его составляющие — государственное и общественное, неразрывно связанные и "гармонично дополняющие друг друга.

Под государственным призрением понималась социальная помощь соответствующих административных органов, производимая за счет государственного казначейства, в то время, как благотворительность являлась негосударственной формой помощи нуждающимся. Исторический опыт государственного

4 призрения в России свидетельствует, что именно оно должно быть приоритетным.

Исследование проблем соотношения государственного призрения, общественной и частной благотворительности в пореформенный период, их роль, место в социальной и культурной жизни российского общества в целом и Забайкалья в частности приобретают в настоящее время особую актуальность.

Она возрастает в силу особой роли, которую сыграли государственное призрение, общественная и частная благотворительность в социальной защите населения Забайкалья, в повышении уровня культуры, образования, здравоохранения, гражданской самореализации забайкальского общества во второй половине XIX - начале XX в.в.

Социальное призрение в Забайкалье в рассматриваемый период имело ряд существенных региональных особенностей, безусловно, наложивших отпечаток на содержание, характер и формы оказываемой населению социальной помощи. Прежде всего, отдаленность от российского центра, многонациональ-ность, многоконфессиональность населения, наличие Нерчинской каторги и ее обитателей, суровые климатические условия, приграничное расположение края и обширность его территорий. В этих условиях взаимоотношение государственных органов, благотворительных обществ, частных лиц в деле социального призрения нуждающихся становилось важнейшим фактором его эффективности.

В силу известных причин история социального призрения как в России, так и в Забайкалье, долгие годы не рассматривалась. Ее научное исследование в этой связи приобретает особую актуальность и значение с точки зрения восстановления исторической памяти, восстановления целого пласта, неисследованного ранее, историко-культурного прошлого Забайкалья.

Актуальность темы связана с изменениями, кризисными явлениями, происходящими в современном российском обществе. Этот процесс происходит особенно болезненно для мало- или неимущей части российского населения, для оказания всесторонней помощи и поддержки которым в нашей стране еще

5 не сложились необходимые условия. Прогрессирующая нищета, небывалое социальное расслоение, затронувшие практически все социальные слои российского общества, утрата мировоззренческих, культурных и нравственных позиций - характерные черты сегодняшнего дня. В этих условиях не случаен интерес к изучению прошлого, научной разработке историко-культурных практик социального призрения, сложившихся в рассматриваемый период. Знание исторического опыта, как положительного, так и негативного, дает возможность избежать ошибок и, наряду с действием других важнейших факторов, обеспечить достойное развитие современной России.

Объективно воссозданная картина государственного призрения и благотворительности в Забайкальской области во второй половине XIX - начале XX в.в. дает богатейший материал для анализа и применения в современной практике социальной работы некогда весьма полезных и успешных форм помощи и поддержки нуждающихся. В условиях рыночной экономики, рациональности и расчетливости ориентация общественного сознания на исторические примеры благотворительной деятельности отдельных лиц, общества в целом позволяют актуализировать проблематику духовной и нравственной составляющей современного общественного развития. Совершенно очевидно, что наше общество, как никогда, нуждается в нравственном и культурном оздоровлении.

Методологической основой диссертации являются принципы исторического познания: историзм, объективность, ценностный подход к истории, которые оказали неоценимую помощь в исследовании историко-культурных практик государственного призрения и благотворительности в Забайкалье во второй половине XIX - начале XX в.в. В процессе работы над диссертацией широко использовались следующие подходы: культурологический, информационный и синергетический, комплексное использование которых позволило четко обозначить предмет, структуру исследования, объектно-субъектные отношения в процессе оказания социальной помощи и поддержки населения со стороны государства и общества, определить тесную взаимосвязь социального призрения с экономической, социальной, культурной политикой государства, выявить ре- гиональные особенности заявленной темы, особо подчеркнуть, что благотворительность, меценатство и филантропия являются определяющими ценностями культуры и целью дальнейшего развития общества. Это идеал общества и культуры, соотносимый с будущим современной России.

В нашем исследовании использовались следующие методы: синхронный, позволивший рассматривать одновременно проблемы экономического, социального, культурного развития Забайкальской области, Иркутской губернии и Российской империи; сравнительно-исторический, предоставивший возможность изучить и сравнить процессы, происходящие одновременно в различных регионах России и Сибири, исследовать государственные и общественные формы призрения, выделить общее и особенное в социальной защите населения в Забайкалье во второй половине XIX - начале XX в.в.; метод статистического анализа использовался при анализе демографических показателей: численности и состава населения по сословному, национальному, возрастному, имущественному положению, вероисповеданию, количества учебных заведений и учащихся, лечебных учреждений и больных, тюрем и арестантов, ссыльнокаторжных, ссыльнопоселенцев, запасных экономических магазинов, мещанских, переселенческих, пожарных, поселенческих капиталов и т.д. Использование метода статистического анализа позволило составить таблицы и приложения; проблемно-хронологический оказал помощь в изучении процессов и событий по конкретным проблемам, а внутри их по периодам в хронологическом, поступательном порядке. Благодаря чему удалось исследовать основные направления государственной политики в области социального призрения в России и в Забайкалье, ее законодательную основу, формы благотворительного участия забайкальского общества в оказании социальной помощи и поддержки нуждающихся.

Объектом исследования является государственное призрение и благотворительность в социальной и культурной жизни Забайкалья во второй поло-

7 вине XIX - начале XX в.в.

Предметом исследования являются историко-культурные практики социального призрения^сложившиеся в Забайкалье в пореформенный период.

Цели и задачи исследования. Учитывая актуальность, научное и практическое значение темы исследования, а также ее недостаточную изученность нами поставлена цель: всесторонне осветить историко-культурные практики государственного призрения и благотворительности в Забайкалье во второй половине XIX - начале XX в.в.

Для достижения поставленной цели нами поставлены следующие задачи: изучить законодательство Российской империи в области социального призрения, составляющее правовую основу государственной политики в области социальной защиты населения в рассматриваемый период; показать региональные особенности государственного управления социальным призрением в Забайкалье, дать оценку деятельности Иркутского приказа общественного призрения, Забайкальского областного управления, органов городского самоуправления, Степных дум в социальной помощи и поддержке населения; рассмотреть государственные формы социального призрения в Забайкалье и дать оценку их эффективности; раскрыть взаимосвязь государственных и общественных форм социальной помощи и поддержки населения (на примере Забайкалья) с общероссийскими тенденциями; осветить региональные особенности благотворительной деятельности обществ и частных лиц в области народного образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты различных категорий нуждающихся; проанализировать деятельность благотворительных обществ, учреждений и частных лиц в Забайкалье во второй половине XIX - начале XX в.в.; выявить уровень социальной и культурной самореализации забайкальского общества (мещанского, казачьего, сельского, инородческого) и степень его участия в благотворении.

Хронологические рамки исследования охватывают вторую половину

8 XIX - начало XX в.в. Этот период по праву можно назвать временем расцвета государственного призрения и благотворительности в России, чему в немалой степени способствовали буржуазные реформы 60-70-х г.г. Реформы в области земского и городского самоуправления, образования, культуры придали социальному призрению системный характер, обеспечили единство законодательных, государственных и общественных реформ социальной защиты населения. К концу рассматриваемого периода определились общие фундаментальные представления о принципах, видах, формах государственного призрения, о деятельности благотворительных организаций и частных лиц. В России, в том числе и в Забайкалье участие в благотворительности становилось делом престижным, мерилом успешности, культурной и нравственной благонадежности граждан. Забайкальское общество активно участвовало в деятельности различных благотворительных обществ, учреждений, ведомств, попечительств, на собственные средства содержало детские приюты, богадельни, ночлежные дома, оказывало помощь школам и больницам, учреждениям культуры.

Территориальные рамки работы охватывают Забайкальскую область, выделившуюся в 1851 г. из состава Иркутской губернии. Забайкалье являлось крупным самостоятельным территориальным образованием Российской империи. Оно состояло из Восточного и Западного Забайкалья, областным центром являлся город Чита. Государственное призрение и благотворительность в рассматриваемый период были тесно связаны с территориальными границами Забайкалья, поскольку оказываемая помощь распространялась только на его жителей. К тому же социальное призрение имело ряд существенных региональных особенностей присущих только Забайкалью.

Научная новизна. Диссертационное исследование является одной из первых работ, посвященных истории социального призрения в Забайкалье. В ней впервые получило комплексное освещение государственное призрение, общественная и частная благотворительность в Забайкалье в пореформенный период.

В диссертационной работе в научный оборот впервые вводятся обширная законодательная база социального призрения в России во второй половине XIX - начале XX в.в., не известные ранее архивные документы, исторические факты, имена, материалы периодической печати, научных трудов дореволюционных авторов.

Впервые на региональном уровне предпринимается попытка комплексного анализа законодательных, политических, экономических, идеологических, социальных, культурных предпосылок благотворительности, причин ее небывалого всплеска как в центре, так и на местах.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его основные положения, результаты и материалы могут быть использованы при создании обобщающих трудов по истории культуры и социального призрения в Сибири, в преподавании истории культуры и социальной работы, истории Сибири, Забайкалья и Бурятии, в историческом краеведении. Некоторые формы социальной помощи, сложившиеся в тот период, не потеряли актуальности и в наши дни.

Апробация работы. Основные положения и выводы исследования содержатся в монографиях и статьях, опубликованных автором. Они также изложены в выступлениях на международных, региональных, конференциях, проходивших в городах Уссурийске, Иркутске, Улан-Удэ.

Источниковая база исследования государственного призрения, общественной и частной благотворительности в России в пореформенный период

Современный этап развития исторической науки теснейшим образом связан с дальнейшей разработкой вопросов источниковедения. Преодоление догматизма, иллюстративного подхода к познанию прошлого, оценки исторических источников с позиций классового, идеологического подхода создали современным историкам благоприятные условия для исследования мало разработанных до сих пор тем. Введение в научный оборот новых, неопубликованных ранее источников, объективная оценка имеющейся информации позволили в последние годы предпринять попытки по изучению истории социального призрения в России, не получившей должного исследования в предыдущий период.

Постепенно расширяется источниковая база исследования региональных особенностей социального призрения в дореволюционной России. Об этом свидетельствует источниковая основа данного диссертационного исследования. Многообразие исторических источников, позволило нам воссоздать основные направления, формы, методы деятельности государственных органов, общественной и частной благотворительности в Забайкалье во второй половине XIX -начале XX вв., определить место и роль социального призрения в социокультурном развитии края.

Источниковую базу работы составили законодательные акты Российской империи, определявшие социальную и культурную политику, опубликованные и неопубликованные документы архивов, статистические материалы, материалы региональной периодической печати, справочно-библиографические источники редких дореволюционных изданий, «Уставы» благотворительных обществ, «Памятные книжки Иркутской губернии», «Памятные книжки Забайкальской области», дневники, письма, воспоминания, энциклопедические издания.

По своему происхождению и содержанию использованные в диссертации источники целесообразно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся законодательные акты, имевшие важное значение в формировании государственной политики в области социального призрения в России. Придавая особое значение данной группе источников мы посвятили анализу законодательной основы социального призрения отдельную главу.

Ко второй группе можно отнести архивные документы и материалы, хранящиеся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), в Национальном архиве Республики Бурятия (НАРБ), в Государственном архиве Иркутской области (ГАИО), в Государственном архиве Читинской области (ГА-ЧО).

В ГАРФ изучены следующие фонды: Главного тюремного управления при Министерстве юстиции (1879-1917) - ф.122, 21876 ед. хр.; Общества попечительного о тюрьмах Министерства юстиции (1879-1889) - ф.123, 1353 ед. хр.; Канцелярии Нерчинской каторги Забайкальской области (1864-1921) - ф.29, 9555 ед. хр.; Комиссии по ликвидации тюрем Нерчинской каторги (1917) - ф.21, 16 ед. хр.

В ГАИО исследованы материалы следующих фондов: Главного Управления Восточной Сибири (1822-1887) - ф.24, 29153 ед. хр.; Иркутского приказа общественного призрения (1849-1916) - ф.ЗЗ, 266 ед. хр.; Канцелярии Приамурского генерал-губернатора (1884-1906) - ф.29, 1392 ед. хр.; Управления гражданскими учебными заведениями Восточной Сибири (1878-1920) - ф.63, 2369 ед.хр.; Общества для оказания пособий учащимся Восточной Сибири (1880-1916) - ф.304, 9 ед. хр.; личные фонды - Вагина В.И. (1823-1900) - ф.162, 116 ед. хр.; Кириллова Н.В. (1860-1920) - ф.294, 58 ед. хр.

В ГАЧО использованы фонды: Забайкальского областного управления - ф.1; Забайкальского областного попечительного о тюрьмах комитета (1852 1920) - ф.152, 589 ед. хр.; Забайкальского областного попечительства детских приютов (1875-1918) - ф.116, 53 ед. хр.; Комитета по оказанию помощи жителям Забайкалья, пострадавшим от наводнения (1897-1898) - ф.22, 10 ед. хр.; Забайкальского отделения ее императорского высочества Великой княгини Ели-заветты Федоровны по оказанию благотворительной помощи семьям лиц, призванных на войну (1914-1920) - ф.12, 91 ед. хр.; Забайкальского комитета по обеспечению нужд беженцев (1915-1920) - ф.57, 141 ед. хр.; Читинского дома трудолюбия (1897-1903) - ф.79, 7 ед. хр.; Забайкальского областного отдела призрения (1917-1920) - ф.238, 52 ед. хр.

В НАРБ были исследованы следующие фонды: Канцелярии Кяхтинского градоначальника (1851-1863) - ф.92, 3064 ед. хр.; Степных дум - Агинской (1822-1904) - ф.129, 4805 ед. хр.; Баргузинской (1810-1903) - ф.7, 2950 ед. хр.; Селенгинской (1822-1904) - ф.2, 6490 ед. хр.; Хоринской - (1802-1904) - ф.8, 2685 ед. хр.; Управ - Верхнеудинской (1878-1918) - ф. 10, 3211 ед. хр.; Троицко-савской (1876-1920) - ф.261, 1380 ед. хр.; Забайкальского областного попечительного комитета о тюрьмах в г.Верхнеудинске (1857-1916) - ф. 181, 817 ед. хр.; Верхнеудинского уездного комитета по обеспечению нужд беженцев (1915-1916) - ф.324, 21 ед. хр.; Верхнеудинского комитета общественного здравия (1870-1884)-ф.319, 9 ед.хр.

Государственное призрение, общественная и частная благотворительность в Полном Собрании Законов Российской Империи

Проблемы государственного призрения, общественной и частной благотворительности занимали особое место в российском законодательстве. Как правило, они требовали своевременного разрешения и были посвящены вопросам оказания социальной помощи нуждающимся в призрении различным категориям населения, поддержки учреждений здравоохранения, просвещения, культуры и т.д. Не случайно, многие структуры государственного управления Российской империи активно участвовали в разработке этих законодательных актов. К ним относились министерства: внутренних дел, юстиции, экономики, народного просвещения, здравоохранения; Сибирский Комитет; Военный Совет; Государственный Совет и Государственная Дума и др.

Специфика российского законодательства определялась сохранением и укреплением самодержавной власти. Право окончательного утверждения законодательных актов принадлежало только царю. Политические преобразования, вызванные революцией 1905 г., внесли некоторые изменения в эту процедуру. Отныне до утверждения нового закона царем требовалось его одобрение Государственной Думой и Государственным Советом. Российское законодательство, в том числе и в области социального призрения, отличалось чрезвычайным многообразием законодательных актов. В основе данного факта лежало то, что любое «волеизъявление» императора приобретало силу закона. Законодательные акты по проблемам социального призрения, извлеченные нами из Полного собрания законов Российской империи, имеют следующие виды: Манифесты, Высочайше утвержденные положения, мнения, уставы, правила, всеподданнейшие доклады, Именные указы и, наконец, Высочайше утвержденные и одобренные Государственной Думой и Государственным Советом законы.

Для более полного анализа и объективной оценки законодательной основы рассматриваемой нами темы исследования целесообразно все законодательные документы разделить на четыре группы:

1) имеющие важное значение для социально-экономического и политического развития России в целом, влияющие в том числе и на социальное положение всех слоев населения российского общества;

2) регулирующие основные направления государственного призрения;

3) регламентирующие благотворительную деятельность общественных организаций и частных лиц;

4) касающиеся Забайкальской области, ее экономического, социального и культурного развития (им посвящен отдельный параграф).

К первой группе законодательных документов относятся Манифесты. Их появление обычно связано с чрезвычайными событиями в стране, которые кардинально влияют на ее социально-экономическое развитие. К великим событиям XIX века относится принятие 19 февраля 1861 г. Манифеста «О Всемилостивом даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей, и об устройстве их быта». Далее в течение нескольких месяцев были приняты 19 Высочайше утвержденных положений, которые разъясняли, уточняли и дополняли практику применения этого важнейшего для дальнейшего развития страны законодательного акта. Данная реформа имела исключительно важное значение, она освободила крестьян от крепостной зависимости и положила начало либеральным преобразованиям в России, в том числе и в социальной сфере.

Появление Манифестов связано и с такими чрезвычайными обстоятельствами, как восшествие на престол Александра III (Манифест от 29 апреля 1881 г.), Николая II (Манифест от 20 октября 1894 г.).

Деятельность Иркутского приказа общественного призрения

Государственная система социального призрения начала формироваться на основании законодательного акта, принятого 7 ноября 1775 г. и получившего название «Учреждения для управления губерниями Всероссийской империи». Екатерина II, таким образом, дела призрения окончательно передала в руки государства. Отныне приказы общественного призрения стали административными органами в губерниях и занимались социальной помощью и поддержкой населения.

Постоянно шел поиск наиболее эффективных форм организационной и финансовой деятельности приказов. Сначала они подчинялись Коллегии экономики, а в период царствования Александра I, с 1802 г., с учреждением Министерств, перешли в ведение Министерства внутренних дел (МВД). С 1810 по 1819 год приказы были отнесены к Министерству юстиции, а впоследствии, с ликвидацией последнего, вновь переданы в подчинение МВД и Правительствующего Сената.1

Деятельность приказов общественного призрения разворачивалась не сразу и не во всех губерниях одновременно. Так, с 1776 по 1784 год они существовали в 22 губерниях из 51, затем их стало 40, и в первой половине XIX века открылось еще 9.2

Постепенно усложнялось и управление приказами, вводились новые должностные лица. Выделились приказы, действовавшие «на особых основаниях», для которых был характерен только им присущий состав управления. Например, в западных губерниях .России (Польше, Прибалтике, Малороссии, Белоруссии) появились так называемые «непременные члены» приказов из числа предводителей дворянства, губернских маршалов, главных надзирателей заведений приказов и т.д. Этим приказам было разрешено приглашать в свой состав уездных предводителей дворянства, градоначальников.

Приказы сибирских губерний (Тобольской, Томской, Енисейской, Иркутской) работали по «чрезвычайным» положениям. Их «чрезвычайность» состояла в том, что они, находясь при местных губернских управлениях, им не подчинялись, а руководствовались напрямую указаниями из МВД и Правительственного Сената.1

В первой половине XIX века приказы общественного призрения получили первоначальный уставной капитал по 15 тыс. руб. каждый, которые можно было отдавать в заклад частным лицам под проценты или в банк сроком не более одного года. Приветствовалось умножение капиталов за счет благотворительных пожертвований.2

Приказы общественного призрения просуществовали в России более 80 лет и были упразднены в ходе буржуазных реформ 60-70-х годов XIX века. Всего к этому времени насчитывалось 55 приказов с общим капиталом более чем в 133 млн.руб. В ведении приказов общественного призрения состояло: 519 больниц и 5 отделений (в том числе только в 31 заведении число кроватей превышало 100); 111 богаделен и инвалидных домов (8800 человек, ежегодные расходы до 390 тыс.руб.); 33 дома для умалишенных; 2 дома для неизлечимо больных (в Калуге и Могилеве); 22 дома для младенцев (на 2200 детей, расходы в 31 тыс.руб.); 23 сиротских дома (на 1800 воспитанников расходы в 116 тыс.руб.); 16 училищ для детей канцелярских служащих; 4 фельдшерских школы; 27 работных домов. Таким образом, на приказ в среднем приходилось (а значит и на одну губернию) - 9-10 больниц, 2 богадельни, 1 дом для младенцев или сиротский дом, 0,5 работного дома.3

Похожие диссертации на Государственное призрение и благотворительность в Забайкалье: историко-культурные практики во второй половине XIX - начале XX вв.