Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Барятинское собрание князей Горчаковых как явление культуры российской провинции (Вторая половина XIX - начало XX века) Зверева Марина Владимировна

Барятинское собрание князей Горчаковых как явление культуры российской провинции (Вторая половина XIX - начало XX века)
<
Барятинское собрание князей Горчаковых как явление культуры российской провинции (Вторая половина XIX - начало XX века) Барятинское собрание князей Горчаковых как явление культуры российской провинции (Вторая половина XIX - начало XX века) Барятинское собрание князей Горчаковых как явление культуры российской провинции (Вторая половина XIX - начало XX века) Барятинское собрание князей Горчаковых как явление культуры российской провинции (Вторая половина XIX - начало XX века) Барятинское собрание князей Горчаковых как явление культуры российской провинции (Вторая половина XIX - начало XX века) Барятинское собрание князей Горчаковых как явление культуры российской провинции (Вторая половина XIX - начало XX века) Барятинское собрание князей Горчаковых как явление культуры российской провинции (Вторая половина XIX - начало XX века) Барятинское собрание князей Горчаковых как явление культуры российской провинции (Вторая половина XIX - начало XX века) Барятинское собрание князей Горчаковых как явление культуры российской провинции (Вторая половина XIX - начало XX века)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зверева Марина Владимировна. Барятинское собрание князей Горчаковых как явление культуры российской провинции (Вторая половина XIX - начало XX века) : Дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01 : Москва, 2004 179 c. РГБ ОД, 61:05-24/6

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. УСАДЕБНЫЕ СОБРАНИЯ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ РУССКОЙ ПРОВИНЦИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА 23

1.1. Особенности усадебной культуры в Калужской губернии 23

1.2. Усадебные собрания в культурном пространстве Калужского края 41

1.3. История усадьбы Барятино 49

ГЛАВА 2. БАРЯТИНСКОЕ СОБРАНИЕ КНЯЗЕЙ ГОРЧАКОВЫХ 69

2.1. Князь Д.С. Горчаков - основатель художественного собрания 69

2.2. Особенности формирования художественного собрания в усадьбе Барятино 74

2.3. Общественно-культурная и собирательская деятельность князя С.Д. Горчакова 96

ГЛАВА 3. СУДЬБА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОБРАНИЯ КНЯЗЕЙ ГОРЧАКОВЫХ В XX ВЕКЕ 102

3.1. Расформирование усадебной коллекции князей Горчаковых 102

3.2. Реконструкция барятинского собрания князей Горчаковых 117

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 163

Источники 163

Список использованной литературы я

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение к работе

Усадьба - неотъемлемая часть отечественного культурного наследия, один из компонентов российской социокультурной реальности. Исторически сложившиеся предпосылки возникновения и развития русской усадьбы обусловили ее роль в культуре российской провинции. По словам известного исследователя истории русской усадьбы Л.В. Ивановой, "созданная многовековой историей российского дворянства усадебная культура не ушла вместе с усадьбой, она оказалась сильнее превратностей судьбы, сохранила высокий духовный потенциал, требует осмысления, изучения и претендует на прочное место в народной памяти"1.

Как правило, выделяют три основных этапа усадебного строительства: "предусадьба" (до XVIII в.), усадьба раннего периода (XVIII - первая половина XIX в.), "поздняя" усадьба (вторая половина XIX — начало XX в.). К настоящему времени наиболее изученной оказалась культура усадьбы раннего периода, включавшая в себя культуру аристократических и дворянских кругов общества. Большая часть исследований посвящена царским и аристократическим усадьбам Подмосковья XVIII — первой половины XIX в., а также некоторым усадьбам крупнопоместного дворянства. Усадебная культура позднего периода, вмещающая в себя культуру аристократии, дворянства, крупной и средней буржуазии, творческой интеллигенции, обладает целым рядом отличительных осо-

Иванова Л.В. Дворянская усадьба - исторический и культурный феномен // Дво рянское собрание. Историко-публицистический и литературно-художественный альманах. № 1. М., 1994. С. 150.

бенностей. Исследование русской усадебной культуры второй половины XIX — начала XX в. имеет большое значение для осмысления общекультурных процессов, происходивших в российской провинции в эпоху крупных изменений после реформы 1861 года. Наряду с тем, что в по-слереформенной России меняется жизненный уклад обитателей усадеб, именно в этот период времени усадьба становится социально-экономическим и духовным центром. В недрах усадьбы возникает новая субкультура, представители которой тяготеют к иным ценностным ориентирам, нежели их предшественники. Круг интересов обитателей "дворянских гнезд" не ограничивается более охотой, псарней, балами и фейерверками, но в значительной степени включает в себя занятия наукой, литературой, искусством. Появляются владельцы нового типа: творческая интеллигенция, промышленники, разночинцы. Усадьба перестает быть "воплощением жизни господствующего сословия" .

Формирование усадебных коллекций заслуживает отдельного рассмотрения. Именно в усадебных собраниях — художественных, библиотечных, естественнонаучных, архивных и других - в наибольшей степени проявляется личностное начало, выделяется роль коллекционера. Формируется историко-культурный тип просвещенного владельца — це-нителя и знатока искусства (фр.: connaisseur) . Рассредоточенные ныне по различным государственным и частным собраниям, предметы из усадебных коллекций составляют ценнейший историко-художественный потенциал усадебной культуры.

Марасинова Е.Н., Каждая Т.П. Культура русской усадьбы. // Очерки русской культуры ХГХ в. М., 1998. С.275.

3 См.: Савинская Л.Ю. "...Циркуль зодчего, палитра и резец ученой прихоти твоей повиновались..." // "Ученая прихоть". Коллекция князя Николая Борисовича Юсупова. В 2 т. / Под общей ред. В.А. Мишина. М, 2001. С.30.

Основной задачей данного исследования является изучение усадебной культуры российской провинции второй половины XIX - начала XX в. на примере барятинского собрания князей Горчаковых. Усадьба Барятино - один из наиболее значительных объектов культурного наследия Калужского региона. К началу XX в. здесь сложилось богатейшее художественное собрание, включавшее в свой состав коллекцию живописи, оригинальной и печатной графики отечественных и западноевропейских художников XVI - XIX вв., коллекцию портретных миниатюр; предметы декоративно-прикладного искусства: старинное серебро, фарфор, хрусталь, бронзу; мебель работы немецких мастеров XVIII в., старинное оружие западноевропейского, восточного и русского производства XVT - XIX вв. Помимо художественного собрания, имелась интересная коллекция минералов. Там же находилась библиотека, состоящая из художественной литературы, книг по искусству, истории, философии, археологии. Метод подбора художественных произведений, их оформление, наличие многочисленных владельческих помет, экслибрисов — все это обладает ярко выраженными индивидуальными чертами, характеризующими незаурядную личность основателя коллекции - князя Дмитрия Сергеевича Горчакова (1828 - 1907)5. Формирование художественного собрания в Барятине пришлось на эпо-

4 Первоначальное название имения: Ильинское. Второе название появилось после
того, как оно перешло от князей Барятинских к представителям рода Голицыных. До
1918 г. был принят традиционный орфографический вариант названия: Борятино.
Подробнее об этом см.: Бессонов В.А. Из истории села Барятино // "Хозяева и гости
усадьбы Вяземы". Материалы IV Голицынских чтений. Б.Вяземы. 1998. С.92-103.

5 Князь Дмитрий Сергеевич Горчаков (1828 - 1907) - представитель первой ветви
князей Горчаковых, коллежский советник, шталмейстер. Участвовал в войне 1853-
1855 гг. и в подавлении венгерского восстания. Награжден: орденами Св. Анны 2-ой,
3-й и 4-й степеней, Св. Владимира 4-й степени, Св. Станислава 2-ой степени и золо-

венного собрания в Барятине пришлось на эпоху значительных перемен в российской усадебной культуре, обусловленных целым рядом социально-исторических и политико-экономических причин.

Парадоксально, но именно барятинское художественное собрание, известное любителям искусства в начале двадцатого столетия, осталось совершенно неизученным. После революции 1917 года, в период национализации дворянских усадеб, предметы из этой коллекции были рассеяны по различным собраниям. Владельческие каталоги и описи были изъяты, произведения искусства оказались обезличенными, без самых элементарных сведений, нередко без упоминания о бывшем владельце.

Данная работа призвана восполнить этот пробел, явившись первым опытом комплексного исследования барятинского художественного собрания князей Горчаковых. Изучение вопросов, относящихся к проблеме барятинского собрания, и определение его роли в отечественном культурном наследии является важным не только для осмысления закономерностей процессов эволюции усадебной культуры, воссоздания "картины мира" ушедшей эпохи, но и для построения современной культурной среды.

Хронологические рамки исследования совпадают с периодом активной собирательской деятельности князей Горчаковых и охватывают период с 1860-х гг., когда в усадьбе Барятино было положено начало коллекции, по 1920-е гг. - время расформирования усадебного собрания.

Территориальные границы исследования определяются местонахождением произведений из барятинской коллекции. К настоящему времени более всего предметов из усадьбы Барятино хранится в музеях г. Калуги: Калужском областном художественном музее и Калужском

той саблей с надписью "За храбрость". См.: Князья Горчаковы // Дворянские роды Российской империи. СПб., 1993. Т.1. С.131-132.

областном краеведческом музее. Отдельные произведения выявлены в ряде музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Саратова, Кирова.

Объектом исследования является барятинское собрание князей Горчаковых: живописные и графические произведения русского и западноевропейского искусства XVI - XIX вв., скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства. Предмет исследования - усадебное собрание как явление культуры российской провинции второй половины XIX - начала XX в., о роли и значении барятинской коллекции и ее владельцах в культурных процессах данного периода.

Следует отметить, что интерес к отечественной усадебной культуре зародился во второй половине XIX века, когда начался процесс перехода дворянских имений в руки новых хозяев - купечества и промышленной буржуазии. В этот период времени появляется большое количество мемуаров6, переводной литературы7, а также ряд публикаций, посвященных, главным образом, подмосковным усадебным комплексам и

садово-парковым ансамблям . В них содержится информация преиму-

6 Записки княгини Е.Р. Дашковой. 1859. Лондон. Репринтное воспроизведение. М.,
1990;.3аписки графа М.Д. Бутурлина// Русский архив, 1887; Вигель Ф.Ф. Записки
Ф.Ф. Вигеля. М., 1892; Двенадцатый год в записках А.И. Золотухиной // Русская ста
рина, 1899, и др.

7 Делиль Ж. Сады, или искусство украшать сельские виды. Изд. 1-е. М., 1804; изд. 2-
е. М, 1816; Лефевр А. Парки и сады. СПб., 1871, и др.

Забелин И.Е. Кунцево и древний Сетунский стан: Исторические воспоминания. М., 1873; Забелин И.Е. Московские сады в ХУЛ столетии. Сведения о московских и подмосковных садах XVIII и ХГХ вв. Опыт изучения русских древностей и истории. 4.1-2. М., 1873; Звенов Н. Кусково и его окрестности. М., 1850; Корсаков А. Село Коломенское. М., 1870; Любецкий С. Окрестности Москвы в историческом отношении и в современном их виде для выбора дач и гулянья. Характеристика и быт московских жителей дедовских и наших времен. Гулянья, празднества, увеселения и другие замечательные события. Очерки земледелия и садов с древнейших времен.

щественно описательного характера, не претендующая на комплексную оценку усадебной культуры. В конце XIX — начале XX в. известный исследователь дворянских усадеб С.Д. Шереметев опубликовал свои путевые заметки и впечатления в серии брошюр, где привел сведения о помещичьем быте некоторых подмосковных усадеб, в том числе малоизвестных . В работах Шереметева содержится интересная информация о прошлом усадеб, однако, проблема художественных ценностей усадебной культуры практически не затронута.

На рубеже XIX - XX вв. появляются новые издания, в которых впервые публикуются сведения об усадебных собраниях. На страницах журналов "Столица и усадьба", "Старые годы", "Золотое руно", "Аполлон", "Художественные сокровища России", "Мир искусства", "Художественная жизнь", "Русский архив", "Экскурсионный вестник" печатались статьи А.Н. Бенуа, И.Э. Грабаря, В.Я. Адарюкова, Е.Е. Лансере, П.П. Вейнера, Н.Н. Врангеля, В.Я. Курбатова, В.К. и Г.К. Лукомских, СП. Яремича, П.Д. Эттингера, Д.А.Шмидта, А.И. Сомова и других историков искусства. За период с 1907 по 1917 гг. были опубликованы данные о 240 усадьбах из 47 губерний России10. В начале XX в. была предпринята попытка начать планомерное исследование усадеб, "главным образом, коренной России, любопытных в отношении художест-

М., 1880; Мартынов А. Подмосковная старина. М., 1889; Регель А.Э. Изящное садоводство и художественные сады. СПб., 1896; Тонин Н. Подмосковное садоводство, его прошлое и настоящее // Русский справочный листок, 1889, № 7-8, и др.

9 Шереметев С.Д. Отголоски XVIII в.: Село Марково. М., 1896; Он же. Покровское.
СПб., 1897; Он же. Кусково. М., 1898; Он же. Бобрики и Оленьково. СПб., 1889; Он
же. Остафьево. СПб., 1889; Он же. Лотошино. М., 1899; Он же. Домашняя старина.
М., 1900, и др.

10 См.: Русская усадьба на страницах журналов "Старые годы" и "Столица и усадь
ба". Библиографический указатель. М., 1994.

венном, историческом и бытовом" , с подробным их описанием, в специальном издании - "Русские усадьбы". В серии "Русские усадьбы" были изданы два выпуска, посвященные усадьбам Вяземы и Петровское12. Прекрасно изданные, книги содержали, в основном, историческую информацию. В тот же период вышли в свет монографии Ю.И. Шамурина13, В.Я. Курбатова14, Г.К. Лукомского15, в которых авторы приводят результаты изучения целого ряда усадеб российской провинции. Основное внимание исследователи уделяли описанию быта владельцев имений, интерьеров усадебных домов и их предметного наполнения, особенностей архитектурных ансамблей и окружающих ландшафтов. Эти работы включают, в частности, историко-культурную информацию об усадьбах конца XIX — начала XX в.; тем не менее, содержащиеся в них сведения позволяют получить лишь частичное представление об усадебной культуре рассматриваемого периода. Изучение памятников культуры в усадьбах проводилось вначале бессистемно, без комплексной оценки художественной культуры. Кроме того, основная масса усадеб оказалась вне поля зрения исследователей. В трудах деятелей "Мира искусства" русская усадебная культура второй половины XIX в. трактуется в целом как вырождающееся, отмирающее явление, которое не имеет будущего. Эта позиция прослеживается в трудах А.Н. Бенуа, И.Э. Грабаря, В.Я. Курбатова, Г.К. Яремича и др. Сторонни-

11 Шереметев П. Из предисловия к кн.: Голицын М.М. Петровское. СПб., 1912.
Вып.2.

12 Шереметев П. Вяземы. Град святого Петра, 1916. Вып.1; Голицын М.М. Петров
ское. СПб., 1912. Вып.2.

1 Шамурин Ю. Подмосковные. М., 1912.

14 Курбатов В.Я. Сады и парки. История и теория садового искусства. Пг., 1916.

15 Лукомский Г.К. Памятники старинной архитектуры России в типах художествен
ного строительства. Пг., 1916.

ком данной точки зрения был и Н.Н. Врангель, перу которого принадлежит одна из наиболее интересных работ об усадьбах российской провинции - "Помещичья Россия"16, где Врангель делает обширный обзор российских усадеб. Автор дает крайне негативную оценку изменениям, происходившим в русской усадебной культуре после реформы 1861 года: "Освобождение крестьян было последним решающим моментом в гибели старой культуры и крепостного искусства. Естественно, что и приюты его — помещичьи усадьбы — скоро потеряли свой прежний смысл. Жизнь в деревне перестала быть жизнью на века, а лишь переходным этапом, летним отдохновением [...]. Одно за другим гибли при-городные имения, но еще худшее делалось в глухих углах..." . Современные исследователи отмечают однобокость данного подхода к культуре послереформенной усадьбы, ложность тезиса об отмирании дворянской усадебной культуры XIX в., усматривая в позиции мирискусс-ников их увлечение русской художественной культурой эпохи классицизма, что обусловило неприятие искусства последующего времени18. Т.П. Каждая в монографии "Художественный мир русской усадьбы" обращает внимание на проблему недостаточной изученности усадебной культуры рассматриваемого времени.

После Октябрьской революции дальнейшие исследования в области изучения русской усадебной культуры стали чрезвычайно проблематичными, поскольку имения были национализированы и переданы раз-

Врангель Н.Н. Помещичья Россия // Старые годы. Июль-сентябрь, 1910; Он же. Старые усадьбы. Очерки истории русской дворянской культуры. Санкт-Петербург, 1999.

17 Врангель Н.Н. Старые усадьбы. Очерки истории русской дворянской культуры. Санкт-Петербург, 1999. С. 143, 167-168.

о

См.: Каждая Т.П. Художественный мир русской усадьбы. М., 1997. С. 16-17.

личным хозяйственным структурам, а художественные собрания оказались распыленными по музейным хранилищам, навсегда лишив усадьбы их "овеществленного культурного содержания"19. В этот трудный пери-од времени искусствоведом СИ. Битюцкой был собран обширный материал о частных коллекциях России на основе записей о поступивших в 1920-е годы в Национальный музейный фонд художественных ценностях из частных собраний и национализированных усадеб. Битюцкая была не только свидетелем этих событий, она являлась непосредственным участником так называемой "приемки" произведений искусства в хранилища музейного фонда. Стараясь по мере сил избежать полного обезличивания предметов, она выявляла бывших владельцев коллекций, внося их имена в описи и акты, составляя справочник частных собраний. Впоследствии Битюцкой была подготовлена рукопись - "Материалы по истории русского собирательства" . Несмотря на предельную сжатость изложения, собранный фактографический материал позволил не только зафиксировать художественные усадебные ценности, но и получить некоторое представление о наиболее значительных коллекциях, имевшихся в российской провинции к 1917 г.22.

В 1922 году было создано Общество изучения русской усадьбы (1922 - 1931), которое, в силу отсутствия финансирования, сосредоточи-

Иванова Л. Вывоз из усадеб художественных ценностей // Памятники Отечества. Мир русской усадьбы. 1992. № 25. С.71.

Битюцкая Софья Иннокентьевна (1884-1980). См.: Научный архив ПТ. Ф.104.

Битюцкая СИ. Материалы по истории русского собирательства. Рукопись // Научный архив ПТ. Ф.104. Д.67.

22 В настоящее время "Материалы" хранятся в научном архиве Государственной Третьяковской галереи (ф.104).

ло свою работу в основном на подмосковных усадьбах . С 1927 по 1930 гг. были обследованы почти все усадьбы Московской губернии, данные о них зафиксированы в картотеках и брошюрах, подготовлена усадебная карта Подмосковья, включавшая сведения о 296 усадьбах. Вместе с тем, большая часть провинциальных усадеб оказалась вне сферы деятельности ОИРУ. Так, в Калужской губернии была обследована только усадьба Белкино24, известная еще по запискам М.Д. Бутурлина25. Тем не менее, подвижническая деятельность ОИРУ в значительной степени способствовала популяризации усадебной культуры, а также разработке основных принципов изучения русской усадьбы26.

После прекращения деятельности ОИРУ изучение усадебной культуры на протяжении нескольких десятилетий проводилось главным образом в области исследований усадебной архитектуры и садово-парковых ансамблей второй половины XVIII — начала XIX в.27. Со ВТО-

Иванова Л.В. Проблемы исследования усадьбы и воссоздание Общества изучения русской усадьбы // "Хозяева и гости усадьбы Вяземы". Материалы П Голицынских чтений. Большие Вяземы, 1995. С.6.

24 См.: О.И.Р.У. // Среди коллекционеров. Искусство русской усадьбы. MCMXXTV. Июль-август. С.8.

Записки графа М.Д. Бутурлина // Русский архив. 1897. № 2,3.

26 См.: Сборники Общества изучения русской усадьбы. М., 1927-1928.

27 См.: Проблемы садово-парковой архитектуры. Под ред. М.П. Коржева, Л.Б. Лунц,
и др. М., 1936; Соловьев К. Останкино. М., 1944; Палентреер С.Н. Приемы компози
ции подмосковных парков XVII - XVIII вв. Канд. дис. М., 1945; Торопов С. Подмос
ковные усадьбы. М., 1947; Пигарев К. Мураново. М., 1948; Рзянин М.И. Архитек
турные ансамбли Москвы и Подмосковья XTV-XIX вв. М., 1950; Подольский Р. Пет
ровский (Лефортовский) дворец на Яузе // Архитектурное наследство. Вып. 1,1951;
Чиняков А. Архитектурные памятники Измайлова // Архитектурное наследство.
Вып.2,1952; Бахрушин С, Богоявленский С. Подмосковные усадьбы XVIII в. // Ис
тория Москвы. Т.1. М., 1952. С.523-533; Тихомиров Н. Архитектура подмосковных

рой половины XX в. наблюдается повышение интереса к усадебной культуре; в свет выходит целый ряд трудов обобщающего характера, среди которых следует отметить работы М.А. Ильина, Т.В. Дубяго, О.С. Евангуловой, B.C. Турчина, В.И. Шередеги, Д.С. Лихачева, Е.И. Кириченко, А.П. Вергунова, В.А. Горохова, Т.П. Каждая28. Вместе с тем, в этих публикациях исследуются лишь отдельные составляющие усадебной культуры (в основном, архитектура и садово-парковое искусство), в то время как проблема формирования художественных собраний не затронута.

Значительным событием современной историографии стала монография американской исследовательницы русских усадеб Присциллы Рузвельт , в которой она рассматривает русскую усадебную жизнь на протяжении всего периода ее существования. Автор выделяет три "формы жизни" российской усадьбы: 1) усадьба как аристократическая игрушка, арена восторга и фантазии; 2) усадьба как патриархальный, самодостаточный мир ритуализированных традиций и праздников;

усадеб. М., 1955; Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры IV -ХГХ вв. Изд. 1-е, М, 1955; Изд.2-е. М., 1962, и др.

28 Ильин М.А. Архитектура русской усадьбы // История русского искусства. Т.VIII.
Кн.1. М., 1963. С.270-284; Дубяго Т.В. Русские регулярные сады и парки. Л., 1963;
Евангулова О. Дворцово-парковые ансамбли Москвы первой половины XVIII века.
М., 1969; ...В окрестностях Москвы. Из истории усадебной культуры XVII - ХГХ ве
ков. Текст B.C. Турчина и В.И. Шередеги. М., 1979; Лихачев Д.С. Поэзия садов. К
семантике садово-парковых стилей. Л., 1982; Кириченко Е.И. Архитектурные теории
ХГХ века в России. М, 1986; Вергунов А.П., Горохов В.А. Русские сады и парки. М.,
1988; Они же. Вертоград. Садово-парковое искусства (от истоков до начала XX ве
ка). М., 1996; Каждая Т.П. Художественный мир русской усадьбы. М., 1997.

29 Roosevelt Priscilla. Life on the Russian Country Estate. A social and cultural history.
Jale University, 1995.

3) усадьба — пасторальная сельская идиллия поэтов и художников. П. Рузвельт доказывает, что каждая из форм имела глубокие корни в истории русской культуры и воздействовала на ее дальнейшее развитие, для каждой свойственно специфическое понимание социальной и культурной роли землевладельца. Автор отмечает особенности русской усадьбы, обусловленные существованием в России крепостного права вплоть до второй половины XIX в. Исследовательница укладывает период развития российской усадьбы в промежуток немногим больше двух столетий, "от правления Петра Великого до большевистской революции", особенно выделяя в нем "время расцвета усадебной культуры" - с конца XVIII в. до 1861 г. Тем не менее, Рузвельт делает вывод, что культурное значение усадьбы в "период заката" (т.е. после 1861 г.) значительно возросло, поскольку в своих имениях помещики могли "игнорировать воздействие иерархических структур" и найти определенное "психологическое удовлетворение". В своем исследовании автор привлекает обширный и разнообразный материал, что позволяет рассмотреть русскую усадебную культуру под разными углами зрения. В книге П. Рузвельт отражены отдельные аспекты формирования в усадьбах культурно-художественной среды, однако, все приведенные примеры относятся к более раннему историческому периоду - XVIII в.30.

В книге "Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретенный рай" Е.Е. Дмитриевой и О.Н. Купцовой авторы исследуют аспект взаимодействия литературы и театра с процессом формирования усадебного пространства, не затрагивая при этом проблемы сложения усадебных

30 Roosevelt Priscilla. Life on the Russian Country Estate. A social and cultural history.
P.298-303.

31 Дмитриева E.E., Купцова О.Н. Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретенный
рай. М., 2003.

собраний, которые представляют собой целый пласт усадебной культуры. Работы B.C. Дедюхиной "Культура дворянской усадьбы"32 и О.С. Евангуловой "Художественная "Вселенная" русской усадьбы"33 целиком посвящены русской усадьбе второй половины XVIII - начала XIX в. и содержат очерки об усадебной культуре "золотой" классической поры. Вместе с тем, усадебная культура второй половины XIX — начала XX в. обладает целым рядом новых типологических качеств по сравнению с этим периодом времени и требует отдельного рассмотрения.

Большой вклад в выявление некоторых общих свойств русской художественной культуры конца XIX - начала XX в. внес Г.Ю. Стернин34, который рассматривал изобразительное творчество в связи со способами бытования искусства в общественной среде. И.В. Кондаков в диссертационном исследовании "Архитектоника русской культуры" представляет русскую культуру в виде динамической модели непрерывно развивающегося ценностно-смыслового единства, раскрывает внутреннюю взаимосвязь между статикой культуры ("феноменологической системностью") и ее динамикой ("социокультурным развитием"). Особую важность для нашего исследования представляет диссертация А.В. Лебедева "Художественный примитив в контексте культуры русской провинции. Вторая половина XVIII — первая половина XIX века", в которой автор рассматривает провинциальное искусство, в частности, художественный примитив, в сопоставлении с аналогичными

Дедюхина B.C. Культура дворянской усадьбы // Очерки русской культуры XVIII века. Т.4. М, 1985. С.220-251.

Евангулова О.С. Художественная "Вселенная" русской усадьбы. М., 2003.

Г.Ю. Стернин. Художественная жизнь России на рубеже XDC - XX веков. Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М., 1972.

явлениями в художественных школах других стран, выявляет типологию исследуемого явления, определяет его хронологические, социальные и бытовые рамки, воссоздает картину жизни примитива в культурном окружении. А.В. Лебедев исследует аспект взаимоотношения примитива с традиционным искусством, затрагивая при этом проблему "провинция -столица", изучает особенности провинциальных портретных галерей второй половины XVIII — первой половины XIX века.

Обзор и анализ литературы показывает, что исследователи в той или иной степени обращались к усадьбам Калужского региона35, однако, большинство статей посвящены выявлению исторической картины формирования отдельных усадебных комплексов и содержат главным обра-зом историко-биографические сведения и воспоминания . Первое упоминание об имении Барятино и его художественном собрании появилось в мемориальном издании С. Д. Шереметева, вышедшем в свет в 1907 г. -

Записки графа М.Д. Бутурлина // Русский архив, 1887, № 5; 1897. № 2,3; Врангель Н.Н. Помещичья Россия // Старые годы. Июль - сентябрь, 1910; Средин А. Полотняный Завод // Там же; Трубников А. Княгиня Голицына в Марьине и Городнє // Там же; Гончаров М. Авчурино // Столица и Усадьба. 1917. № 89 - 90. С. 1-4; Журова Г.М. Полотняный Завод - историко-мемориальный памятник. (Проблема музеефи-кации усадьбы) // Пушкинское наследие и русская усадебная культура. Большие Вя-земы, 1997. С.56-63; Голутва Г.В. Генеалогия голицынских усадеб в Тарусском уезде // "Хозяева и гости усадьбы Вяземы". Материалы V Голицынских чтений. Б.Вяземы. 1998. С.94-98; Днепровский А.С. Мои пенаты (О Е.Р. Дашковой). Обнинск, 1998; Жилина В. Полотняный Завод и его владельцы // Русская галерея. № 1-2.2000. С.95-97; Васильева З.В. Усадьба Белкино. Хозяева и гости // Русская усадьба. Сборник ОИРУ. Вып.7 (23). М., 2001. С.492-504.

36 Исключение составляет работа СИ. Личенко, в которой автор исследует "россику" из имения кн. Голицыных "Железники". См.: Личенко СИ. Старинные усадьбы Калужского края. Имение Железники. Калуга, 1993.28 с.

"Князь Дмитрий Сергеевич Горчаков. (Некролог) , - где автор дает характеристику основателю барятинского художественного собрания, приводит ряд сведений биографического характера, делится своими воспоминаниями. Эта небольшая работа важна для данного исследования в плане изучения истоков барятинской коллекции, определения роли кн. Д.С. Горчакова в ее формировании. В задачи Шереметева не входило всестороннее исследование барятинского художественного собрания, тем не менее, в своей работе он отмечает высокий художественный вкус собирателя, его умение находить требуемые произведения искусства "взглядом быстрым и опытным". Изданный в 1914 году иллюстрированный каталог В.И. Троицкого "Два Евангелия и старинное серебро из собрания князя С.Д. Горчакова в Калуге" дает представление о части коллекции старинного серебра из барятинского собрания, экспонированной на выставке Съезда членов Московского археологического института в мае 1913 г. В каталоге приведены краткие описания девяноста двух экспонатов, в числе которых девяносто серебряных изделий и два рукопис-

J о

ных Евангелия . В 1916 г. П.С. Шереметев в книге "Вяземы" делает следующую ремарку: "Здесь [в Барятине - М.З.] богатая усадьба со многими произведениями искусства, с любовию собранными [...] князем Дмитрием Сергеевичем и княгиней Верой Ивановной Горчаковыми"39.

После национализации усадьбы барятинская коллекция практически выпала из поля зрения исследователей. Причиной слабой изученно-

37 Шереметев С.Д. [Г.С.Ш.] Князь Дмитрий Сергеевич Горчаков. (Некролог) М,
1908. С.1-14.

38 Троицкий В.И. Два Евангелия и старинное серебро из собрания князя С.Д. Горча
кова в Калуге. М., 1914.

39 Шереметев П.С. Вяземы. С.97.

сти данного усадебного собрания является прежде всего недостаток документальных сведений об источниках поступления художественных произведений в музейные фонды, а также недоступность ряда документов, хранящихся в российских архивах (в частности, это касается бесследно исчезнувших описей имущества князей Горчаковых, составленных Тарусской чрезвычайной комиссией в 1918 году). Указанные причины не позволили составить целостное представление о барятинском художественном собрании и его владельцах. Вышедшие в конце 1990 — начале 2000-х гг. публикации не носили обобщающего характера и затрагивали лишь отдельные аспекты данной темы, требующей комплексного культурологического изучения. Так, в статьях В.Г. Пуцко, базирующихся на приведенном выше каталоге В.И. Троицкого, исследователь рассматривал рукописное Евангелие из книжного собрания Горчаковых и часть барятинской коллекции декоративно-прикладного искусства, бесследно растворившейся в хранилищах государственного музейного фонда40, а в работах В.А. Бессонова был освещен ряд вопросов, связанных с выявлением предметов оружия в краеведческом музее г. Калуги41. Однако, не все аспекты данной проблемы получили должное

40 Пуцко В.Г. Коллекция художественного серебра князя С.Д. Горчакова в Калуге //
Меценаты России. Материалы научной конференции "Сукачевские чтения- 1992".
Иркутск, 1994. Вып.З. С.20-25; Он же. Пергаменное Евангелие из собрания

кн. С.Д. Горчакова в Калуге // Обнинский краеведческий сборник. Обнинск, 1996. С.31-37.

41 Бессонов В.А. Из истории села Барятино./ "Хозяева и гости усадьбы Вяземы". Ма
териалы IV Голицынских чтений. Б.Вяземы. 1998. С.92-103; Он же. Выявление
предметов оружия из собрания усадьбы Барятино в фондах Калужского государст
венного объединенного краеведческого музея // Вопросы археологии, истории, куль
туры и природы Верхнего Поочья. Материалы X Региональной научной конферен
ции. Калуга, 2003. С.447-453.

освещение. Задача полного обобщающего исследования усадебного собрания кн. Горчаковых даже не ставилась. Воссоздание научно объективной истории усадебной культуры Калужского края в целом представляется нам чрезвычайно важным для осмысления общих процессов развития культуры российской провинции.

Целью работы является исследование усадебного собрания князей Горчаковых, определение его места, роли и значения в пространстве культуры российской провинции. Поставленная цель определила следующий ряд задач:

выявление произведений из барятинского собрания князей Горчаковых, реконструкция его первоначального состава;

определение роли личности собирателя в формировании коллекции;

изучение особенностей формирования усадебного собрания;

определение вклада барятинского собрания князей Горчаковых в социокультурное развитие российской провинции второй половины XIX - начала XX века.

Рассмотрение усадебного собрания в культурологическом аспекте позволит получить более полное представление о своеобразии формирования отдельных коллекций и их роли и месте в общенациональном социокультурном процессе.

Методика исследования строится на основе комплексного изучения усадебного собрания в контексте культуры российской провинции второй половины XIX — начала XX века.

Источниковая база исследования включает произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собраниях Калужского областного художественного музея и Калужского областного краеведческого музея, а также корпус документальных мате-

риалов в фондах Российского государственного архива древних актов (РГАДА), Центрального исторического архива Москвы (ЦИАМ), Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), архива Государственной Третьяковской галереи (11 Г), архива Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Отдела письменных источников Государственного исторического музея (ОПИ ГИМ), Отдела рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ), Государственного архива Калужской области (ГАКО), архивов Калужского областного художественного музея (КОХМ), Калужского областного краеведческого музея (КОКМ), Дирекции по охране, реставрации и использованию памятников и земель историко-культурного назначения Калужской области.

Фонд князей Горчаковых в ГАКО содержит сведения о хозяйственных и денежных делах владельцев усадьбы Барятино, деловую переписку 1862-1915 гг. (ф. 32, 62, 853), а также документы, относящиеся к периоду национализации усадьбы и изъятия ценностей (ф. Р-961). Документальные материалы о прохождении воинской службы членами семьи Горчаковых и об их служебной деятельности находятся в фондах ЦИАМ (ф. 4, 119,277).

Другим интересным источником для освещения данной темы является комплекс материалов об имениях Тарусского уезда Калужской губернии, где хранятся документы, относящиеся к раннему периоду становления усадьбы Барятино (РГАДА, ф. 1355).

Особую ценность для получения информации об истории формирования художественной коллекции имеют документы, выявленные в "Остафьевском архиве" князей Вяземских (РГАЛИ, ф. 195). В указанном фонде хранится переписка на французском языке супруги князя

Д.С. Горчакова - Веры Ивановны Горчаковой (1841 - 1912)42 - с матерью, княгиней Марией Аркадьевной Вяземской, урожденной Столыпи-ной (1819 - 1889) . В этом же фонде имеются письма кн. Д.С. и С.Д. Горчаковых44, фотоматериалы 1870-1880-х гг., а также бесценный документ эпохи - дневник княгини Марии Аркадьевны Вяземской.

Эти сведения дополняют материалы Отдела письменных источников РГБ, которые содержат письма гр. Комаровских (ф. 817) - родителей последней владелицы усадьбы Барятино — княгини А.Е. Горчаковой, урожденной Комаровской.

Данные, полученные из документов, хранящихся в ОПИ ГИМ (ф. 54, 134), архиве 1 11 (ф. 104), архиве ГМИИ имени А.С.Пушкина (ф. 5) и РГАЛИ (ф. 686) позволяют составить представление о путях расформирования художественной коллекции князей Горчаковых и истории бытования отдельных произведений из этого собрания. Важным источником информации по этой теме служат также письменные материалы из научных архивов Калужского областного художественного музея и Калужского областного краеведческого музея (ф. Р-2878).

Вера Ивановна Бек, в замужестве кн. Горчакова (1841 - 1912), - дочь поэта Ивана Александровича Бека и Марии Аркадьевны Бек, урожденной Столыпиной. См.: Шереметев С.Д. [Г.С.Ш.] Княгиня Вера Ивановна Горчакова. М., 1916.

43 Княгиня Мария Аркадьевна Вяземская (1819 -1889), урожденная Столыпина, в
первом браке Бек. Ее отец - граф Аркадий Алексеевич Столыпин (1778 - 1825), де
кабрист и литератор. Мария Аркадьевна воспитывалась в семье своего деда, графа
Николая Семеновича Мордвинова (1754 - 1845), государственного деятеля и писате
ля.

44 Горчаков Сергей Дмитриевич (1861 -1927) - сын кн. Д.С. Горчакова. См.: Калуж
ские губернаторы. Биобиблиографические очерки. Сост.: Н.И. Андреева,

АД. Берестов и др. Калуга, 2001. С.165-173.

Массив документов из архива Дирекции по охране, реставрации и использованию памятников и земель историко-культурного назначения Калужской области включает планы и чертежи усадебного комплекса, паспорта, учетные карточки, фотографии усадебных объектов.

Использованные для исследования источники содержат информацию, которая позволяет оценить особенности формирования художественного собрания князей Горчаковых, собрать данные о входивших в ее состав памятниках, получить сведения о художественных пристрастиях коллекционеров, наконец, создать более или менее полную картину культурно-художественной среды усадьбы Барятино.

Данная работа является первым опытом исследования национализированной барятинской коллекции князей Горчаковых. Впервые усадебное собрание становится объектом комплексного культурологического изучения. Подобный подход позволяет выявить особенности данного художественно-культурного комплекса, игравшего заметную роль в развитии культуры российской провинции.

Особенности усадебной культуры в Калужской губернии

Русская усадебная культура — это сложная, многоуровневая система, которая складывалась на протяжении нескольких столетий. Она является синтезом культуры духовной и культуры материальной и обладает наиболее типическими чертами русской культуры. Усадебная культура включает в себя не только особенности экономического уклада и ведения хозяйства, она тесно связана с различными видами искусства, историей, религией, философией, генеалогией, паркостроением, садоводством, географией, гидротехникой, дендрологией, ботаникой, и т.д.

Исторически слово "усадьба" означало "усадить", обнести границей (оградой). Таким образом, этимологические корни этого слова близки слову "город" ("ограда, забор, огражденное место"). Однако, "усадьба" — это еще и "сад" — участок земли, где растения играют роль искусственно оформленной среды вокруг усадебных строений45, где человек может создать собственный мир в соответствии со своими вкусами, потребностями, характером, пониманием прекрасного, модой. Каждая отдельно взятая усадьба имеет свое лицо, свой характер. В усадебное пространство входят такие элементы, как архитектурные сооружения (усадебные постройки, павильоны, беседки), части паркового ландшафта (водопады, горки, каскады прудов, рощи, аллеи), а также "художественная оправа" — произведения живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства. Усадебная среда включает систему домашнего воспитания детей, занятия наукой, литературой, театром, музыкой, живописью, архитектурой и другими видами искусства. "Вне зависимо 45 Турчин B.C., ШередегаВ.И. "...в окрестностях Москвы". С. 161 от приоритета, который в отдельные эпохи отдавался то природе, то искусству", - замечает Е.Е. Дмитриева, - "усадьба синтезировала и то, и другое"46. По словам П. Рузвельт, "усадьба была физическим и духовным убежищем для культурной жизни, уникальным по своим масшта-бам и резонансу" .

Культурное пространство усадьбы формируется под воздействием множества факторов, и особую нишу в нем занимает коллекционирование. Ничто так ярко не характеризует личность владельца усадьбы, как его коллекция, будь то собрание произведений искусства, редких книг или собрание минералов, инсектов, разного рода диковинок. "Книгохранилище, кумиры и картины, И стройные сады свидетельствуют мне, Что благосклонствуешь ты музам в тишине..."48. А.С. Пушкин адресовал эти строки известному коллекционеру и меценату князю Н.Б. Юсупову (1751 - 1831), собравшему в усадьбе Архангельское значительное количество произведений живописи, графики, скульптуры, фарфора, бронзы, изделий восточных мастеров, книг по разным отраслям знаний49. Слова великого поэта могли быть отнесены и к другим просвещенным дворянам того времени: Голицыным, Шереметевым, Горчаковым, Апраксиным. Как писала Л.В. Иванова, "вдали от официальной службы, от всякого рода регламентации Двора и светского 46 Дмитриева Е.Е., Купцова О.Н. Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретенный рай. С. 17. общества всесторонне развитый человек, - а именно это входило в систему воспитания дворянства, - получал возможность проявить свое "я" во всех сферах: от рационального ведения хозяйства на основе современной ему науки, создания усадебного дома и парка, воспитания детей до выбора форм культурного досуга и занятий любимым делом, будь то охота, чтение, музицирование или коллекционирование. [...] Культурная жизнь русской усадьбы во многом определялась и особыми пристрастиями, подчас подлинными страстями их владельцев. Любовь к книгам, искусству, истории порождала обширные усадебные библиотеки, редкие художественные коллекции, семейные архивы и собрания фамильных портретов"50. Каждая коллекция несет в себе отпечаток эпохи, являясь ярчайшим примером культурных процессов, происходяпщх в тот или иной хронологический отрезок.

В Калужском крае усадебное строительство началось в XIV в., а закончилось в начале XX в., что, в целом, является характерным для центральной части России. В Калужской губернии было около тысячи имений, среди которых немало известных: усадьба Гончаровых в Полотняном заводе, Полторацких в Авчурине, Н.П. Голицыной в Городнє, Е.Р. Дашковой в Троицком, П.Д. Еропкина в Грабцеве, и других. Значительная часть усадебных построек приходится на вторую половину XVIII - начало XIX в. - "золотой век" русского усадебного строительства51. В проектировании и строительстве зданий принимали участие известные архитекторы: Ф.А. Васильев, В.П. Стасов, Л. Пелли (Авчурино), А.Н. Воронихин (Городня). В истории калужских усадеб прослеживаются все этапы развития отечественной усадебной культуры. Если вначале поместья играли чисто утилитарную роль, где "эстетика совершенно подчинялась быту" (ярким примером тому может служить калужская усадьба Богимово конца XVIII в., сохранившиеся постройки которой напоминают казармы), то с течением времени усадьбы аристократии и крупнопоместного дворянства стали отвечать эстетическим и интеллектуальным потребностям владельцев (Авчурино, Городня, Троицкое, и др.). По словам Г.К. Лукомского, "класс помещиков был автором художественной картины огромной красоты, картины именующейся: усадьба"53. В усадьбах сформировалась своя культурно-художественная среда, включавшая пластические виды искусства (архитектура, изобразительное, декоративно-прикладное, садово-парковое искусства) и "зрелищные" (театр, музыка). Тенденция внешнего украшательства усадебных ансамблей постепенно сменяется стремлением создать в своем родовом гнезде "экстракт Вселенной всей"54. Ю.М. Лотман писал: "Есть эпохи, когда искусство властно вторгается в быт, эстетизируя повседневное течение жизни: Возрождение, барокко, романтизм, искусство начала XX века. Это вторжение имеет много последствий. С ним, видимо, связаны взрывы художественной талантливости, которые приходятся на эти эпохи"55. Эстетизация окружающего мира, характерная для конца XIX — начала XX века, нашла свое отражение и в художественной "вселенной" провинциальной усадьбы. Старинные усадебные постройки перестраиваются или строятся заново в стиле эклектики, допускающем произвольные сочетания разнородных стилевых элементов. Популярным становится так называемый псевдорусский стиль, преследующий цель добиться достоверности в подражании прошлому (например, главный усадебный дом в Барятине). Однако при всех изменениях сохраняется основное: усадьба остается культурным ядром, местным художественно-культурным центром, средоточием духовных ценностей.

Князь Д.С. Горчаков - основатель художественного собрания

Князь Дмитрий Сергеевич Горчаков (1828 - 1907) происходил из старинного княжеского рода, приходился четвероюродным братом Л.Н. Толстому, с которым поддерживал приятельские отношения. Его дедом был известный сатирик, автор либретто комических опер, член Российской академии князь Дмитрий Петрович Горчаков (1758 - 1824). Отец175 и оба дяди176 кн. Д.С. Горчакова были военными, и все отлича Отец кн. Д.С. Горчакова - князь Сергей Дмитриевич Горчаков (1794 - 1873) — действительный статский советник, управляющий Московской палатой государственных имуществ. Сын писателя князя Дмитрия Петровича Горчакова и его жены Наталии Федоровны, урожденной Боборыкиной. Был женат на Анне Александровне, урожденной Шереметевой. Участник Отечественной войны 1812 г., заграничных походов русской армии 1813-1814 гг. Награжден: орденами Св. Анны 4-й степени, Св. Владимира 4-й степени, медалью за взятие Парижа и золотой шпагой с надписью "За храбрость". См.: Князья Горчаковы // Дворянские роды Российской империи. Т.1. С.131-132.

176 Князь Горчаков Петр Дмитриевич (1789 - 1868), генерал-от-инфантерии. Участник Отечественной войны 1812 г., заграничных походов русской армии 1813-1814 гг., шведской кампании 1808 г., турецкой 1810 г. Кавалер орденов Св. Анны 1-й степени, Св. Георгия 4-й степени и Св. Владимира 1-й степени, награжден золотой шпагой с алмазами. Князь Горчаков Михаил Дмитриевич (1793 -1861), генерал-фельдмаршал. Участник Отечественной войны 1812 г. и Бородинского сражения, заграничных походов русской армии 1813 - 1814 гг., русско-турецкой войны 1828 -1829 гг. Участвовал в подавлении Польского восстания 1830 - 1831 гг. Во время Крымской войны 1853 -1856 гг. командовал войсками на Дунае, с 1855 г. - войсками в Крыму. В 1856 г. назначен наместником Царства Польского. Кавалер орденов Св. Анны 1-й степени, Св. Георгия 3-й степени, Св. Владимира 1-й степенились "беззаветною храбростью". В 1848 году кн. Д.С. Горчаков поступил в Московский университет, однако, с началом Венгерской войны 1849 г., он, следуя семейной традиции, перешел на военную службу, где проявил себя храбрым и умелым офицером. Во время Крымской кампании 1853 - 1854 гг. кн. Горчаков был в ряду защитников Севастополя с начала осады и до последнего дня.

По свидетельству современников, князь Горчаков был незаурядной личностью. "Во всей его внешности чувствовалась горячая кровь и сквозила истинно военная, боевая жилка. Он был роста высокого, осанки богатырской, держался стройно, даже несколько закидывая назад голо-ву, в движениях был скор и порывист, лицо имел выразительное" . "Речь его была откровенная, правдивая и смелая; приемы были не мягкие, взгляды — определенные, не поддававшиеся господствующему течению; образ действий самостоятельный, без всякой примеси "дипломатического" искусства. Он [...] невольно обращал на себя внимание и внушал любопытство. [...] Лихой наездник, ловкий в танцах, всегда изящный в приемах и неизменный поклонник красоты, он привлекал к себе сочувствие женских сердец... Совершенная противоположность военно-ремешковому типу, нередко процветавшему в Петербурге, он не мог скрывать своего отвращения к таковому — как и вообще не умел скрывать чего-либо... [...] Быстро воспламенялся он и молодым порывом принимал многое к сердцу, обращая внимание на оттенки людских отношений"179.

Дмитрий Сергеевич был благосклонно принят при дворе и включен в свиту царя Александра II в качестве флигель-адъютанта. Однако, в нем "не было желания считаться с наличностью, еще менее вертеться флюгером. Это свойство было подмечено, тем более, что у князя Горчакова то была черта семейная. "Мы все с горчичкой!" - говаривал Дмит-рий Сергеевич..." . В 1867 году кн. Д.С. Горчаков вышел в отставку. "С княгиней Верой Ивановной переехал он в тарусскую деревню, столь им любимую, в свое дорогое Борятино, унаследованное им от своего восприемника князя Голицына. Там он, водворяя порядок, давал простор своим художественным наклонностям. Он стал собирать картины, книги, гравюры, предметы искусства, и Борятино превратилось в культурный уголок. [...] У князя [...] было много вкуса, и все, им устраиваемое, носило двойственный характер: несомненного изящества и известной домовитости. Любил он очень дарить своих близких, и всякая безделушка, им покупаемая, была оригинальна и изящна. Он был истинный художник и жил в своем особом мире, дававшем ему радости, забвение и отраду"181. "Художник душою", Дмитрий Сергеевич создавал коллекцию, тщательно отбирая произведения искусства. "В нем была жилка собирателя-старьевщика, и он умел находить, что было ему нужно, взглядом быстрым и опытным" .

Следует заметить, что страсть к собирательству передалась кн. Горчакову по наследству: его отец, с которым Дмитрий Сергеевич поддерживал исключительно теплые, нежные отношения , коллекционировал живопись . Не исключено, что некоторые художественные произведения из барятинского собрания происходят из коллекции кн. С.Д. Горчакова, который мог приобрести их на аукционах во время своих многочисленных заграничных поездок. Коллекционирование было семейной чертой князей Горчаковых: ближайший родственник Дмитрия Сергеевича светлейший князь Александр Михайлович Горчаков (1798 - 1883) был известным коллекционером, чья картинная галерея вошла впоследствии в состав собрания Государственного Эрмитажа .

Верным другом и единомышленником собирателя стала его жена Вера Ивановна, урожденная Бек. "Знавшие ее весьма скоро подпадали под ее обаяние. Во всем ее появлении было что-то тихое, неизменно приветливое"186. Отчим Веры Ивановны, князь Павел Петрович Вязем-ский , был хорошо известен в мире коллекционеров. Круг его интересов был широк: иконы, живопись, гравюры, древние рукописи, старинная мебель, оружие, фарфор... Кн. Вяземский все сделал для того, чтобы дать разностороннее образование двум своим приемным дочерям, "преподавая им науки и развивая их врожденную наклонность к искусству. кора [...] очень меня потрясла, поскольку я была сильно к нему привязана. Он был столь добр ко мне, и так сильно любил Дмитрия и Сережу, что я считала его истинным своим отцом...". РГАЛИ. Ф.195. Оп.1. Д.4826. Л.З. 184 См.: Словарь Российских коллекционеров 1700 - 1918 гг. Под ред. Г.И. Вздорнова. Авт.-сост. В.П. Банников. // Дворянский вестник. № 7 (74) — 8 (75). М, 2000. 185 Асварищ Б.И. Картинная галерея А.М. Горчакова. Каталог выставки к 200-летию со дня рождения Светлейшего князя, Государственного канцлера Александра Михайловича Горчакова. 1798 - 1883. ГЭ, СПб., 1998.

Шереметев С.Д. [Г.С.Ш.] Княгиня Вера Ивановна Горчакова. М., 1916. С.4. 187 Князь Вяземский Павел Петрович (1820 -1888) - коллекционер, археолог, автор исторических и филологических трудов.

Расформирование усадебной коллекции князей Горчаковых

После Октябрьской революции усадьбу Барятино постигла участь большинства российских "дворянских гнезд": имение было национали-зировано и передано Губсовнархозу , коллекции распределены между различными государственными и частными собраниями, каталоги и описи переданы в Калужскую губернскую чрезвычайную комиссию. По справедливому замечанию Л.В.Ивановой, "в этих условиях основным путем "спасения" усадеб казался вывоз из них всех движимых художественных ценностей в уездные и губернские центры, а чаще всего в Москву. [...] С другой стороны, вывозы вещей сопровождались потерями, а попадая в единые государственные хранилища (музейное, архивное, библиотечное) и часто на долгие годы оседая в запасниках, усадебные художественные ценности утрачивали живую связь с людьми и истори-ей".

Аналогичным образом происходило и расформирование художественного собрания князей Горчаковых. В декабре 1918 г. имение оказывается под угрозой "разгрома имущества"312 местным населением, и в губернском отделе народного образования обсуждаются меры по спасению художественно-исторических ценностей, хранящихся в бывшей усадьбе кн. Горчаковых: "Все эти ценности, большая часть которых выражается в картинах, рисунках и гравюрах русских и иностранных мастеров, фарфоре, хрустале, бронзе, драгоценной стильной мебели немец-кой работы XVIII в., снесены в две библиотечные комнаты дворца и опечатаны там в присутствии эмиссаров московского отдела по охране памятников старины и других лиц. Кроме того, в имении имеется большая библиотека как русской, так и иностранной литературы [...] почти исключительно об искусстве. Библиотека эта, сложенная в сорока больших ящиках, лежащих в каретном сарае, находится в большом беспорядке - книги вынуты из ящиков и разбросаны по всему сараю, дорогие переплеты книг от сырости покоробились и приведены в негодность.[...] Своей ближайшей задачей подотдел [по делам музеев и по охране памятников старины и художественных ценностей — М.З.] считает как можно скорее вывезти эту библиотеку в Калугу, чтобы спасти ее от дальнейшей и неминуемой порчи..."314.

22 января 1919 г. часть коллекции князей Горчаковых из имения Барятино была передана "для вывоза в Москву в хранилище Национального музейного фонда" . В докладе сотрудника отдела по делам музеев Наркомпроса об осмотре усадьбы Барятино отмечено, что там "оставлено много предметов [...], вывезено ли-данных нет"316. Необходимо заметить, что в Калугу горчаковские ценности поступали в несколько этапов. Часть произведений была передана в Калужский художественный музей в 1918 - 1919-х гг., сразу после национализации, однако, значительное количество предметов было сосредоточено в Тарусе, где "из ценностей, собранных по имениям (принадлежавшие Горчаковым коллекция произведений французской и фламандской живописи XVIII — начала XIX в. и богатая библиотека, в составе которой имелось много редких книг, и т.п.)"317 в 1919 - 1920-х гг. был организован Музей местного края. Как нам удалось обнаружить, в инвентарной описи этого музея значились такие произведения из барятинской коллекции, как "Морской пейзаж" Э.Делакруа (1770 г.), "маленькая жанровая картина" Ф. Мириса, "Лошадь в стойле" Ф. Ваувермана и другие, а также "довольно большое количество пустых [рам - М.З.], привезенных из имения кн. Горчакова, некоторые лепные очень ценные" . В 1927 г. из Тарусского музея местного края представителем музейного отдела Главнауки В.А.Мамуровским были "изъяты для помещения в один из столичных музеев ценные художественные альбомы японской живописи"319. После ликвидации музея художественные ценности из Тарусы были перевезены в Калугу, и выявить имя бывшего владельца того или иного произведения стало еще сложнее из-за отсутствия в инвентарях соответствующих записей. В 1925 г. в Барятине состоялась распродажа остатков имущества кн. Горчаковых. В списке "движимого имущества" значились предметы домашнего обихода, мебель, карета XVIII в. и шесть картин320. Проследить за судьбой этих картин, к сожалению, не удалось.

О "культурном экспорте" 1920 - 1930-х гг. написано немало. Нет в России музея, которого не коснулась бы кампания по изъятию произведений искусства "для реализации". Мы знаем о распродаже сокровищ Эрмитажа и Кремля, реликвий Алмазного фонда и церковных ценностей. Но что нам известно о том, как это происходило в небольших российских городах? Попробуем проследить за ходом событий в Калужской губернии, начиная с самого первого этапа, называемого периодом "революционного накопления музейных ценностей" 321.20 сентября 1918 года во все уездные земельные отделы Калужской губернии был направлен циркуляр № 1210 Текземпола - подотдела Калужского губернского исполнительного комитета советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, в котором предлагалось в срок до 28 сентября того же года "выселить всех помещиков из пределов уезда, если же после означенного числа губернским земельным отделом будет обнаружено, что хотя [бы] один помещик остался на месте, земельный отдел целиком будет предан суду".

Похожие диссертации на Барятинское собрание князей Горчаковых как явление культуры российской провинции (Вторая половина XIX - начало XX века)