Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественная культура Беларуси в процессах общественных трансформаций Скороходов Владимир Павлович

Художественная культура Беларуси в процессах общественных трансформаций
<
Художественная культура Беларуси в процессах общественных трансформаций Художественная культура Беларуси в процессах общественных трансформаций Художественная культура Беларуси в процессах общественных трансформаций Художественная культура Беларуси в процессах общественных трансформаций Художественная культура Беларуси в процессах общественных трансформаций Художественная культура Беларуси в процессах общественных трансформаций Художественная культура Беларуси в процессах общественных трансформаций Художественная культура Беларуси в процессах общественных трансформаций Художественная культура Беларуси в процессах общественных трансформаций
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Скороходов Владимир Павлович. Художественная культура Беларуси в процессах общественных трансформаций : 24.00.01 Скороходов, Владимир Павлович Художественная культура Беларуси в процессах общественных трансформаций (Конец XX - начало XXI века) : Дис. ... д-ра культурологических наук : 24.00.01 Москва, 2006 349 с. РГБ ОД, 71:06-24/15

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Методологические и теоретико-исторические аспекты исследования 28

1.1 . Методология исследования 28

1.2. Исторические причины трансформаций художественной культуры и системные следствия для сферы управления ими на государственном уровне 40

1.3. Историко-культурное наследие: проблематика и государственные подходы 68

Глава 2. Проблемы народного творчества и профессионального искусства на рубеже веков 83

2.1. Народное творчество: современные концептуально-программные подходы 83

2.2. Региональная культурная политика и социокультурные процессы 107

2.3. Трансляция культурных ценностей средствами традиционной художественной культуры 116

2.4. Профессиональное искусство в процессе развития национальной культуры 123

Глава 3. Кадровые, педагогические и информатизационныс процессы культурного обновления 172

3.1. Подготовка кадров культуры 172

3.2. Система художественного образования в социологическом измерении 178

3.3. Эстетическое воспитание молодежи как проблема культурной политики 193

3.4. Модернизационные и информатизационные направления в социокультурном процессе206

Глава 4. Культурная интеграция и современная белорусская культура 226

4.1. Специфика культурных процессов в XXI веке 226

4.2. Системная целостность художественной культуры в контексте межкультурного диалога235

4.3. Международные культурные связи Республики Беларусь как объект научного анализа243

Заключение 258

Список использованных источников 270

Введение к работе

Художественная культура охватывает все стороны человеческого бытия, поэтому она может быть охарактеризована как отношение к человеку, общества к индивидууму, как специфически человеческий способ креативности, как определенный уровень развития человечества, отдельной нации и любого другого социума, как социально-исторически обусловленное своеобразие этого развития, как совокупность достижений общества в его материальном и духовном творчестве, как накапливаемая, перерабатываемая и транслируемая во времени и пространстве информация, как мировоззрение, мифология, искусство, наука, политика, правовые нормы, образ жизни, религия, как совокупность знаковых систем, как язык самовыражения человечества и т.д.

Единство этому далеко не неисчерпывающему аспектуальному перечню свойств культуры придает то, что любой культурный феномен является следствием, плодом, результатом действия не природных сил, а энергии и усилий самих людей по преобразованию и совершенствованию того, что содержится непосредственно в природе. В этом смысле противопоставляются категории "природа" и "культура" с древнейших времен, когда, как предполагается, Цицерон впервые употребил в своем труде "Тускуланские беседы" слово "культура", придав ему смысл "возделанное человеком" в противовес "природному" и связав его с воздействием на человеческий ум.

Понимание художественной культуры, анализ культурных явлений должны опираться, на знание закономерностей, ею управляющих. Прежде всего - это закономерность, которую можно сформулировать как "единство в многообразии". Воплощая в себе родовое свойство человека и, будучи достоянием всего человечества, т.е. каждого отдельного человека, культура едина. Вместе с тем она внутренне бесконечно многообразна, так как является плодом деятельности столь же разнообразных субъектов социального творчества - начиная от расы и кончая отдельной личностью.

К социокультурным закономерностям следует отнести также сформулированное Н.А. Бердяевым положение о том, что не в политике, и не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества [32]. Это положение может быть базовым, исходным пунктом для разработки государственных программ и в политике, и в экономике.

Статус ключевого элемента общественной системы художественной культуре придают две ее характеристики. Во-первых, она аккумулирует многовековой опыт народа: преобладающая часть ценностей создана в далеком прошлом, и они во многом определяют дальнейшее развитие художественной культуры страны. Во-вторых, художественная культура, в конечном итоге, способствует становлению независимого правового общества, содействует гражданскому согласию.

Художественная культура Беларуси обладает уникальными ресурсами: творческим потенциалом ее создателей, накопленным на протяжении столетий жизнью многих поколений; культурным наследием, являющимся результатом многовекового труда творцов; культурными традициями, материализованными в интересе населения к ценностям художественной культуры. Все это важные стратегические ресурсы художественной культуры, которые вместе с тем могут быть утрачены в течение жизни двух-трех поколений, если не обеспечить необходимые условия существования и развития культуры.

Если иметь в виду только систему Министерства культуры Республики Беларусь, то на 01.01. 2004 года в сфере художественной культуры работало 50 тыс. человек, свыше 500 учебных заведений, в том числе детские школы искусств, средние специальные и высшие учебные заведения; в 128 государственных музеях насчитывалось более 2,5 млн. единиц хранения, фонд 4 450 библиотек приближался к 70 млн. книг. Имелись сотни тысяч историко-культурных памятников, а еще, по оценкам специалистов, многие культурные ценности не были поставлены на учет [27, с. 180]. В системе функционировали 4 017 клубных учреждений, 28 профессиональных театров, более 80 концертных организаций, творческих коллективов и цирков, 2 951 киноустановка, в том числе 160 стационарных кинотеатров, 346 видеозалов и видеоустановок [27, с. 56].

Новый этап белорусской истории вначале 90-х годов оказался связанным с разрушением привычного социально-экономического фундамента государства. В процессе деформации, решающую роль сыграло скороспелое реформаторство, обусловленное не столько экономическими, сколько политическими целями. Преобразования не имели рационально-прагматической направленности. Главной задачей было как можно быстрее сломать прежнюю модель общественного строя и расчистить путь к вседозволенности, личному обогащению и пр. Культурное пространство было превращено в арену политической борьбы.

Но победили здоровые силы общества. Осмотрительность и предвидение в поиске новых экономических и политических подходов, заботу о создании благоприятных условий для функционирования художественной культуры проявили вновь созданные государственные органы. Такое положение предопределило культурную политику периода радикальных преобразований белорусской государственности: ее целью стало сохранение богатого культурного наследия Беларуси, ранее сложившейся системы институтов культурной жизни страны.

На достижение основных целей развития национальной культуры была также направлена «Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы». В разделе этой программы «Развитие отраслей социально-культурного комплекса» отмечалось, что для государства возрождение и развитие национальной культуры, придание ей, важнейшему компоненту духовной жизни общества, статуса приоритетного направления в социально-экономическом развитии страны является одной из основных целей государственной политики. Определена стратегическая цель - повысить влияние культуры на все сферы общественной жизни, становление государственности, формирование благоприятной жизненной среды нации, укрепление международного авторитета Республики Беларусь.

Основные направления и приоритеты развития отрасли также определены Государственной программой «Функционирование и развитие культуры Республики Беларусь до 2005 года» [76]. Программой предусмотрены конкретные пути достижения всех основных целей культурной политики Беларуси.

В этой связи была развернута работа по формированию правовой базы культурной деятельности. Принят ряд важных нормативных актов, например, Законы Республики Беларусь: «О библиотечном деле в Республике Беларусь» (1995 г.), «О музеях и Музейном фонде Республики Беларусь» (1996 г.), «Об основах архитектурной и градостроительной деятельности в Республике Беларусь» (1996 г.), «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Польша о сотрудничестве в отрасли сохранения историко-культурного наследия» (1997 г.), « О присоединении Республики Беларусь к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (Парижского акта от 24 июля 1971 года, измененного 28 сентября 1979 года)» (1997 г.), «О народном творчестве, народных промыслах (ремеслах) в Республике Беларусь» (1999 г.), «О творческих союзах и творческих работниках» (1999 г.), «О ратификации Решения о Положении о порядке возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей» (2000 г.), «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О библиотечном деле в Республике Беларусь» (2002 г.), «О кинематографии в Республике Беларусь» (2004 г.).

Принят ряд Постановлений Совета Министров Республики Беларусь: «О сохранении современного художественного наследия Республики Беларусь» (1994 г.), «О дополнительных мерах по сохранению и развитию национальной кинематографии и повышению уровня киновидеообслуживания населения» (1996 г.), «О мерах по созданию Музея современного изобразительного искусства» (1997 г.), «Об объявлении историко-культурного заповедника «Заславль», Полоцкого историко-культурного музея-заповедника и Национального историко-культурного заповедника «Несвиж» историко-культурными заповедниками» (1997 г.), «Об утверждении Положения о порядке перемещения культурных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь» (2000 г.), «Об объявлении коллекций произведений искусства отдела древнебелорусской культуры и коллекции фольклорных записей отдела славистики Института искусствоведения, этнографии и фольклора имени Кондрата Крапивы Национальной академии наук Беларуси научными объектами, которые представляют национальную ценность» (2001 г.), «О некоторых мерах по совершенствованию системы органов государственного управления в сфере охраны и реставрации историко-культурного наследия» (2001 г.), «О первоочередных мерах по сохранению и возрождению исторических центров городов Беларуси» (2001 г.), «Об упорядочении государственного учета историко-культурных ценностей» (2001 г.), «Об утверждении Соглашения о вывозе и ввозе культурных ценностей» (2002 г.) и др.

Вместе с тем принятые в последние годы законы и другие нормативные акты все еще не в полной мере обеспечивают правовые гарантии сохранения и развития художественной культуры, репродуцирования ее стратегических ресурсов. Работа эта продолжается. На стадии подготовки находятся проекты Законов «О театре и театральной деятельности в Республике Беларусь», «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об охране историко-культурного наследия (новая редакция), «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О музеях и Музейном фонде Республики Беларусь» (новая редакция).

Принят ряд исключительно важных для отрасли постановлений Министерства культуры Республики Беларусь: о поддержке профессионального искусства; о мерах по совершенствованию художественного образования и эстетического воспитания учащихся и студентов; о мерах по возрождению народной культуры; о поддержке самодеятельного художественного творчества; о проведении творческих отчетов областей в городе Минске; о проведении фестивалей, смотров и конкурсов; о развитии сети клубных учреждений, библиотек, музеев, киноустановок; о развитии кинематографии, о подготовке режиссерских и актерских кадров, о международном сотрудничестве и др.

Сохранение потенциала и развитие художественной культуры были обеспечены, прежде всего, за счет соответствующей поддержки государства. Даже в условиях перманентного экономического спада доля расходов на культуру из республиканского бюджета на протяжении 1998 - 2003 гг. стабильно составляла 1,5 % расходной части, или 0,5% от валового внутреннего продукта. Безусловно, это еще невысокий уровень бюджетного финансирования. Но, если учесть, с какими трудностями столкнулись все другие отрасли народного хозяйства, и какой в целом экономический спад происходил до 1996 года, то в таком случае можно должным образом оценить увеличение в два раза финансирования художественной культуры. Следует напомнить, что в то же время на всем постсоветском пространстве поддержка социальной сферы повсеместно коренным образом уменьшалась. Культура, искусство были отданы на самообеспечение. В Республике Беларусь этого не произошло, поэтому художественная культура не только выжила, но и укрепила свои позиции в государстве и обществе.

Важно подчеркнуть, что государство уделяет внимание не только учреждениям и кадрам культуры, но и потребителям культурных услуг, посетителям театров, концертов, музеев, библиотек и клубов. Министерством культуры Беларуси, как уже отмечалось, приняты необходимые меры, чтобы сохранить инфрастуктуру учреждений культуры и искусства, а по некоторым направлениям и расширить ее. Объемы предложения культурных благ и масштабы их потребления по многим видам культурной деятельности не были утрачены. Например, за период с 1998 по 2003 год посещение концертов увеличилось на 14 %, музеев - на 10 % [251, с. 24, 53].

Однако в этом важном для художественной культуры стратегическом компоненте существуют сложные проблемы. Все еще значительная часть населения страны вообще не приобщена к культурным ценностям. По данным наших исследований [202, 235], около 26,1 % опрошенных жителей не бывают в театрах, ибо в их регионе нет ни стационарных, ни гастролирующих театров; более 10 % - указали на транспортные причины. 36,4 % населения не считают для себя необходимым посещение клубов и домов культуры, 17,4 % - не посещают художественные музеи. А пятая часть горожан и четверть сельских жителей, не бывают ни в каких учреждениях культуры и совсем не обращаются к произведениям художественной культуры.

Анализируя существующие проблемы, новую социодинамику культуры современной Беларуси, органы управления, учреждения и организации культуры и искусства, творческие объединения настойчиво ищут пути и средства достижения целей, которые определены в государственных программных документах, стремятся способствовать созданию условий для приобщения населения к художественной культуре.

Принимая во внимание все отмеченное выше, следует определить важнейшие задачи по развитию культурной деятельности населения: - обеспечение всему населению страны доступа к культурным ценностям за счет организации гастрольно-выездной деятельности и укрепления инфрастуктуры культуры в регионах; - разработку механизмов прямой государственной поддержки в культурном направлении малоимущих и социально не защищенных групп населения; - дальнейшее развитие системы распространения искусства для детей, а также художественнообразовательной работы учреждений культуры с подрастающим поколением; осуществление политики протекционизма в отношении к национальному искусству и его потребителям, разработку механизмов сдерживания проникновения на белорусский рынок некачественной иностранной продукции.

Основополагающее значение для дальнейшего развития Республики Беларусь приобретает культурное наследие. Оно составляет основу духовного и интеллектуального потенциала страны, определяет высокое место Беларуси среди других стран мира. На основе эффективного использования историко-культурного наследия происходит развитие личности и формирование новых поколений. Наследие - это один из важнейших современных ресурсов, определяющих социально-экономическое и социокультурное развитие страны как на республиканском, так и региональных уровнях. Говоря о таком важном ресурсе, как культурное наследие, следует иметь в виду, что этот стратегический ресурс относится к числу невосполнимых.

Задача ближайших лет в этом направлении - разработка статуса и законодательного обеспечения различных историко-культурных территорий, а в дальнейшей перспективе - решение задачи практического создания системы историко-культурных территорий Республики Беларусь, которая должна стать основной формой сохранения и сбережения культурного наследия белорусского народа. Примером такой работы может быть проведенное в республике упорядочение культурной, архитектурной, ландшафтной, эстетической среды малых городов (Несвиж, Полоцк, Туров, Мозырь, Заславль, Волковыск, Слуцк, Пружаны, Шклов, г.п. Мир).

Несмотря на активное внедрение новых экономических и социальных реалий, народная художественная культура как и профессиональное искусство остается действенной, удовлетворяя эстетические потребности людей, их стремление к творчеству, к осмыслению своих исторических корней и национальной самобытности. Значение народной художественной культуры в жизни общества подкреплено тем, что теперь шедевры устного и нематериального культурного наследия также будут включаться в Список мирового наследия наравне с известными архитектурными и природными памятниками [76].

Эти вступительные замечания характеризуют только наиболее важные события последнего десятилетия функционирования художественной культуры Беларуси в процессах общественных трансформаций. Проблематика диссертационного исследования значительно шире и богаче. Она охватывает и другие стороны развития художественной культуры в период конца XX - начала XXI века.

Необходимо указать и на тот факт, что, несмотря на значительное количество работ, посвященных исследованию общих и локальных проблем функционирования и развития белорусской художественной культуры в период 1990 - 2004 гг., целостного культурологического анализа процессов в сфере художественной культуры, особенно через анализ диалектических противоречий, определяющих и обусловливающих эти процессы, до сих пор проведено не было. В данной работе содержится опыт именно такого анализа. Такой подход, по нашему убеждению, дает возможность творчески осмыслить не только цивилизационный выбор Беларуси в третьем тысячелетии, но и выбор культурный (в шпенглеровском понимании антитезы «культура - цивилизация»), определить векторы развития художественной культуры и, значит, возможности управления, корректирования, динамизации этого развития со стороны общества и государства. В этом, на наш взгляд, состоит один из важнейших аспектов исследования.

Основная цель проделанной нами работы заключается в том, чтобы на основе углубленного в конкретику художественной культуры (прежде всего ее духовной, художественной и организационной сторон) комплексного анализа главных диалектических противоречий, повлиявших на динамику и характер социокультурных процессов в Республике Беларусь в последние годы, определить пути развития художественной культуры, спрогнозировать направления и характер этого развития, потребности и возможности управления им со стороны общества и государства, сформулировать положения, позволяющие вырабатывать наиболее адекватные меры, которые соответствуют национальным интересам и учитывают тенденции и специфику культурных процессов в мире, Европе и республике в начале XXI века. Все это задачи преимущественно практического характера.

Однако очень важно подчеркнуть и теоретико-концептуальный аспект диссертации. В плане теоретической культурологи исследование позволяет уточнить и более предметно определить специфику связей, особенности взаимоотношений социальных процессов и процессов обновления в сфере художественной культуры во время кризисных общественных сдвигов; рассмотреть регулирующую роль государства в отношении к искусству; формы, средства и пути воздействия государственных институтов на полноценное функционирование художественной культуры как формы общественного сознания и как институциализированную подсистему социального организма; проследить живые процессы влияния изменения форм собственности на динамику организационных и содержательных аспектов обновления художественной культуры; осмыслить сущность художественной культуры в условиях стихийного формирования рыночных отношений и тем самым углубить представление о закономерностях культурно-исторического процесса; поставить проблему стиля художественной культуры в конкретно-исторических условиях перехода к иным принципам построения и функционирования общества и проблему личности в ее адаптации к этим условиям, что прослеживается не только в изменениях ее экономического статуса, но и во всех прочих культурных сценариях ее жизнедеятельности (культура мышления, общения, труда, учебы, свободного времени (досуга) и т.д.), которые служат, в конце концов, фундаментом формирования новых эстетических отношений человека к внешнему миру и нового оражения этих отношений в произведениях '% искусства; расширить проблематику художественной культуры как предмета научного исследования, в частности проблематику типологии культуры, основывающейся на представлениях о природе действительности, а также о природе человеческих потребностей и способах их удовлетворения.

Безусловно, решение этих и подобных теоретических задач не было целью и не входило в перечень задач нашего исследования, которое имеет конкретно-исторический характер, причем в историческом плане рассмотрены только полтора десятилетия, а в плане конкретики - процессы и /і явления, наполнявшие этот период. Но именно подобные исследования служат, в свою очередь, эмпирической базой для решения многочисленных теоретических проблем.

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования

Каждая эпоха, каждый период общественного развития, особенно период социальных преобразований, вызывают необходимость конкретного и точного научного анализа, ибо иначе невозможно найти и предложить обществу ответы на самые острые вопросы его бытия.

Значимость исследования художественной культуры в процессах общественных трансформаций современной Беларуси определяется тем, что культура является стержнем духовного и материального существования нации. Культура - это не только то, что уже создано людьми; еще в большей степени она является матрицей для будущего, продолжительным и непрерывным каналом трансляции социально значимой информации последующим поколениям. Ввиду этого конкретный анализ культурного состояния общества за определенный период всегда актуален.

Годы на рубеже веков (1990 - 2004) особенно важны для Республики Беларусь, так как на них выпали преобразования, которые затронули кардинальные основы жизни нашего общества - статус государства, его социально-экономический уклад, идеологические ориентиры, исторически сложившиеся связи, направления развития образования и воспитания. В сфере художественной культуры сформировались и набрали силу процессы, без углубленного теоретико-аналитического и предметно-практического анализа, которых нельзя выработать не только действенную культурную политику, но и государственную политику в целом, которая бы отвечала вызовам и императивам третьего тысячелетия. Это определяет актуальность темы исследования.

Состояние изучения проблемы

Вопросы, связанные с темой диссертации, крайне редко становились предметом рассмотрения белорусских ученых. В частности, художественная культура Беларуси как целостное явление в послевоенные годы практически не изучалась. Лишь в 70-е годы XX века появились работы СВ. Марцелева «К духовному рассвету (1917 - 1973 гг.)», Мн., 1974 г. и «Художественная культура Беларуси на современном этапе», Мн., 1978 г., в которых автор на фактическом и документальном материале показывает сложный путь становления и развития белорусской советской культуры. Однако эти работы несли на себе печать времени и были пронизаны идеологическими догмами той эпохи.

Примечательной чертой отечественных публикаций последних двадцати лет является преимущественное внимание к отдельным направлениям функционирования и развития художественной культуры страны, и, следовательно, проблема рассматривалась крайне фрагментарно. И, тем не менее, их работы составили значительный пласт в области гуманитарных знаний. По содержанию их можно разделить на несколько основных групп. Первую составили научные исследования Антоневич В.А., Антоновича И.И., Бабосова Е.М., Гребенникова Р.В., Конона В.М., Круковского Н.И., Ярошевича Э.К., Яскевич Я.С, изучающие художественную культуру в ее философско-социологическом измерении.

Вторая группа - работы, посвященные профессиональному искусству: Баришева Г.И., Бондаревой Е.Л., Смольского Р.Б., Салеева В.А., Ратникова Г.В., Нечай О.Ф., Высоцкой Н.Ф., Кулешовой Г.Г., Красинского А.В., Чурко Ю.М., которые исследуют проблемы, связанные с деятельностью современного белорусского театра, кинематографа, музыкального, изобразительного и хореографического искусства.

Третью группу составили искусствоведческие работы, посвященные белорусской народной художественной культуре. Это книги Локотко А.И.,

Лыча Л.Н., Пилипенко М.Ф. Титова B.C., Сахуты Е.М., Смолика А.И., Романюка М.Ф., Варфоломеевой Т.Б., Лобачевской О.А., Федосика А.С. Отдельно в этом ряду стоит коллективная монография «Традиционная художественная культура белорусов», т. 1-Й, Мн., 2001, 2003гг. (научный составитель Варфоломеева Т.Б.), которая исследует региональные аспекты и современное состояние народной художественной культуры.

И, наконец, отдельные вопросы, связанные с подготовкой и воспитанием творческой личности рассматриваются в работах Григорович Я.Д., Дуловой Е.Н.. Прокопцовой В.П., Сергиенко Р.И., Мартынова В.Ф., Яконюка В.Л. и др.

Изучению закономерностей возникновения, существования и изменения культурных контекстов в разные периоды и при разных социальных условиях развития художественной культуры содействовали исследования российских ученых - Аверинцева С.С., Арнольдова А.И., Бахтина М.М., Библера B.C., Ерасова Б.С., Жидкова B.C., Злобина Н.С, Ионина Л.Г., Иконниковой С.Н., Кагана М.С., Каргина А.С, Кармина А.С, Лотмана Ю.М., Лукина Ю.А., Маркаряна Э.С, Мосалева Б.Г., Петрова В.М., Рубинштейна А.Я., Соколова К.Б., Соколова Э.В., Фирсова Б.М., Фохт-Бабушкина Ю.У., Шендрика А.И. и др.

Однако следует отметить, что, несмотря на значительное количество работ, посвященных исследованию общих и локальных проблем культуры до этого времени не был проведен комплексный, целостный анализ художественной культуры Беларуси как суверенного государства. В данной работе впервые изложены результаты именно такого анализа.

Связь работы с крупными научными программами, темами

Исследование проводилось диссертантом в рамках следующих научных программ и тем.

1. "Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы", утвержденная Указом Президента Республики

Беларусь (8.08.2001 года). Соавтор раздела "Развитие отрасли социально-культурного комплекса".

2.Государственная программа "Функционирование и развитие культуры Республики Беларусь до 2005 года", утвержденная Правительством Республики Беларусь (15.09.2001 года). Научный руководитель и соавтор.

3. "Отраслевая программа совершенствования художественного образования и воспитания учащейся молодежи", утвержденная Министерством образования и Министерством культуры Республики Беларусь (18.12.2002 года). Научный руководитель и соавтор.

4.0траслевая программа "Кадры культуры 2001 - 2005", утвержденная коллегией Министерства культуры Республики Беларусь (29.11.2001 г.) Член авторского коллектива.

5.Комплексная тема Белорусского государственного института проблем культуры: "Традиционная художественная культура белорусов 2001 - 2005". Руководитель и главный координатор проекта.

6.Комплексная тема Белорусского государственного института проблем культуры: "Современные информационные технологии и их внедрение в культуру" (1985 - 1998 гг.; 2001 - 2005 гг.). Научный руководитель и соавтор.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является выявление диалектических противоречий динамики и особенностей культурных процессов в Республике Беларусь в 1990 - 2004 гг., специфики этого развития в период общественных трансформаций белорусского общества, определение направлений дальнейшего развития художественной культуры.

Целью обусловлена постановка следующих задач исследования: - определить тенденции динамики социокультурных процессов в Республике Беларусь в период 1990 - 2004 гг.; раскрыть характер взаимодействия феноменов государственного управления процессом функционирования художественной культуры на современном этапе и ее спонтанного развития. определить сущность и направленность многосторонних контактов двух пластов общенациональной художественной культуры - аутентичного, фольклорного и профессионального, авторского; рассмотреть особенности функционирования белорусской художественной культуры в государственно-правовых формах ее существования; проанализировать процессы культурного обновления в республике в кадровом и педагогическом аспектах; разработать подходы, которые определяют характер соотношения двух направлений функционирования культурных феноменов сферы художественной культуры страны, - традиционного (библиотека, музей, клуб, выставка и т.п.) и нового, электронно-технического, мультимедийного (в рамках модернизационных и информационных процессов); - проанализировать комплекс вопросов, связанных с проблемой глобализации в культурной сфере, и определить возможности сохранения национальной художественной культуры в условиях культурного взаимовлияния; установить и интерпретировать представление белорусской профессиональной культуры в рамках координат "республика - зарубежье" в диахронии и синхронии; - спрогнозировать основные направления развития художественной культуры Беларуси на ближайший период.

Объект и предмет исследования Объект исследования - художественная культура Беларуси в основных параметрах ее измерения на рубеже XX - XXI вв.

Предметом исследования являются процессы трансформации, происходящие в художественной жизни современной Беларуси.

Методология исследования

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются наиболее значимые идеи Платона, Гегеля, Дж. Беркли, Ф. Бекона, Д. Дюма, И. Канта, Дж. Локка и др., которые касаются существа и форм проявления культурно-исторического процесса в общей динамике развития человеческого общества.

Методологическую значимость для исследователя имело положение о социально-экономической детерминированности развития художественной культуры, что находит отражение в государственной культурной политике, в институционализации (законодательство, система управления, совокупность учреждений различного типа, планирование) общественного регулирования в сфере художественной культуры.

Методологической базой исследования является общенаучный системный подход, позволяющий рассматривать художественную культуру и как подсистему социального бытия нации, и как относительно самостоятельную систему, которая имеет свою специфику, функционирует и развивается под влиянием совокупности внутренних и внешних факторов. Методология исследования основана и на философском учении о диалектических противоречиях - категориях, позволяющих выявить внутренние источники развития, движения, степени тождественности, отличия, противоположности и новой тождественности - взаимоперехода. К числу подобных противоречий в аспекте культурологии могут быть отнесены такие антиномии, как «общекультурное - национальное»; «национальное -этническое»; «государственное управление - спонтанное развитие»; «профессионализм - аутентичность»; «новые технологии - традиционные средства»; «концентрированность - диффузность»; «нейтральность -политизированность» и ряд других.

Для достижения основной цели работы и решения исследовательских задач использовался комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ литературных источников отечественных и зарубежных авторов, нормативно-правовых актов и документов Министерства культуры Республики Беларусь; моделирование, ранжирование, схематизация, систематизация, обобщение; ретроспективное наблюдение; приемы статистики; социологический инструментарий (беседа, опрос, интервью, анкетирование, тестирование, экспертиза и пр.).

Научная новизна

В диссертационном исследовании и публикациях автора впервые в отечественной культурологии дан комплексный, целостный анализ художественной культуры Беларуси в 1990 - 2004 годах, в период, когда общество и государство претерпевали радикальные изменения экономических и социально-политических основ своего бытия и, таким образом, изменялась роль всех культурных феноменов.

В диссертации раскрыто содержание государственной культурной политики в период 1990 - 2004 гг. как инструмента воздействия на художественную культуру через законодательство, бюджет, подготовку кадров, программы, планирование, управленческие органы.

Дана всесторонняя научная оценка реального историко-культурного потенциала страны (объекты архитектуры, градостроительства, истории, археологии, парковые комплексы, музейные коллекции, образцы народного и профессионального искусства) и проблем его сохранения и использования (усовершенствование законодательства, строительство и реставрация, финансирование, сотрудничество с международными организациями).

Сформулированы новые, актуальные задачи в сфере традиционной художественной культуры: создание национального банка данных, приоритетная поддержка специализированных учреждений культуры, программа и практика комплексного освоения народной художественной культуры молодым поколением, подготовка творческих кадров, создание соответствующих методик и учебных программ, использование государственного заказа, формирование эффективной региональной культурной политики, научные разработки, фестивальное движение.

Определено состояние профессионального театрального, изобразительного, музыкального искусств и киноискусства, художественно-эстетического воспитания населения, формы и методы работы с художественно одаренной молодежью; показана деятельность по укоренению в сферу художественной культуры новых технологий, законодательства и управления; даны развернутые предложения по созданию современной программы культурно-художественного развития общества.

Впервые поставлены в теоретическом плане проблемы культурной интеграции страны в мировой культурный процесс, глобализации и ее возможного влияния на художественную культуру, научного анализа культурных контактов Беларуси с другими странами, трансдисциплинарного подхода к феномену национальной художественной культуры, сформулированы соответствующие рекомендации.

Научная новизна работы заключается также в том, что путем анализа основных диалектических противоречий как источника социокультурных изменений, определена динамика социокультурных процессов, очерчены пути развития художественной культуры на ближайшую и в значительной степени отдаленную перспективу.

Впервые на основе сочетания двух подходов теоретико-аналитического и предметно-практического, в соответствии с принципами системно-структурного подхода, осуществлено описание художественной культуры, ее целостности и прогностичности, функциональной значимости артефактов искусства, интерпретации феноменов художественной культуры.

Разработаны теоретические положения, которые позволяют моделировать социокультурную перспективу и прогнозировать векторы культурного развития, планировать систему необходимых для общества и государства мер, направленных на осуществление государственной политики в сфере художественной культуры.

Практическая значимость исследования заключается в углублении знаний о художественной культуре в процессах общественных трансформаций, происходящих на рубеже веков. В науку вводится материал, позволяющий по-новому оценивать культурную ситуацию, сложившуюся в Беларуси.

Исследование дает возможность более рационально, обоснованно и всесторонне планировать культурное строительство в Республике Беларусь в начале XXI века, решать ряд актуальных социокультурных проблем (художественная культура и рынок, глобализация и сохранение национальной самобытности, национальное и этническое, культура и политика, культура и молодежь, культура и новые технологии).

Материалы диссертации могут представлять практический интерес для научных работников, занимающихся историей художественной жизни государства, преподавателей высших и средних специальных учебных заведений гуманитарного профиля и широкого круга практических работников культуры и искусства.

Основные положения, выдвигаемые на защиту:

1. На новом историческом этапе государство выступает гарантом функционирования и развития художественной культуры Беларуси. Государственная поддержка на всех уровнях - от регионального до республиканского - дает возможность придерживаться целостной стратегической линии при выработке эффективной культурной политики, сохранять свою художественную культуру, ее единство и многообразие, специфику и исконность.

2. Новый подход к художественной культуре Беларуси вытекает из ее оценки как важнейшего стратегического ресурса государства. Его потенциал - это творчество всех создателей художественной культуры, культурно-историческое наследие народов страны, культурные традиции, современная и перспективная культурная ориентация граждан республики. Оценка художественной культуры со стороны государства и вписанного в нее субъекта не всегда совпадает, что является причиной возникающих противоречий и коллизий.

3. Для эффективного развития художественной культуры Беларуси необходимо применение программно-целевого метода, который предусматривает целенаправленность планов и программ, придает им долгосрочный стратегический характер, концентрацию усилий и ресурсов разных структур для комплексного решения ключевых задач.

4. Процесс модернизации в сфере художественной культуры сдерживается наличием противоречий между необходимостью быстрого технологического перевооружения культурной деятельности и существующими традициями, между культурными инновациями и консерватизмом.

Культурная интеграция народов и государств - процесс настолько же неизбежный, насколько и внутренне противоречивый. Научное отношение к этому процессу предполагает учитывать как положительные, так и отрицательные формы его протекания и конкретные факторы, которые влияют на него.

Научное осмысление основных аспектов культурного сотрудничества Республики Беларусь с другими странами с целью развития международных культурных контактов требует интеграционного, трансдисциплинарного подхода, учета взаимоотношений художественной культуры с экономикой, образованием, воспитанием, наукой.

Личный вклад соискателя Диссертационное исследование является самостоятельной работой автора как в плане отбора, систематизации и анализа представленных фактов, так и в плане формулирования теоретических положений и научно-теоретических выводов.

В исследовании использован личный опыт работы автора в качестве преподавателя средней специальной и высшей школы, дипломата, ректора Белорусского государственного института проблем культуры.

Апробация основных результатов

Основные положения диссертации отражены в двух монографиях, одном учебном пособии, 62 статьях, опубликованных в научно-теоретических журналах и сборниках Беларуси и России (8 статей), в материалах региональных, республиканских и международных конференций. 26 сборников издано под научной редакцией автора, которые освещают проблемы взаимодействия государства и культуры, деятельность театрально-концертных организаций и учебных заведений, вопросы эстетического воспитания населения, подготовки и повышения квалификации кадров, функционирования культуры и искусства Беларуси, информатизации и модернизации отрасли художественной культуры.

Многие ключевые положения диссертации апробированы в авторских докладах и тезисах на научных конференциях разного уровня: - в Минске (1990 - 2004), Вене (1996), Афинах (1997), Сан-Франциско (1997), Несвиже (1997 - 2004), Вильнюсе (2000), Москве (2002 - 2005), Сморгони (2003), Смоленске (2003, 2004), Бресте (2003), Варшаве (2003, 2004), Любляне (2004). В том числе: доклад «The Contemporary Changes in Europe and the Folklore Process» (современные перемены в Европе и фольклорный процесс) на VI Европейской конференции IOF, г. Минск, 22 -27 сентября 1997г.; доклад «National and wholehuman elements in the culture of a nation» (национальное и общечеловеческое в культуре народа) на конгрессе IOF, г. Афины (Греция) 6-11 декабря 1997г.; доклад «Художественное образование в сфере культуры» на международной научной конференции «Музыкальное образование в контексте художественной культуры», г. Минск, 10-11 декабря 2002 г.; доклад «The "Niesvizh Academy" International Summer School as a case study of international cooperation in training specialists on conservation and reconstruction of cultural landscape» (международная летняя школа «Несвижская академия» как опыт интернационального сотрудничества в деле подготовки специалистов по сохранению и реконструкции культурного ландшафта) на международной конференции «Исторические усадьбы Беларуси: состояние и перспективы», г. Минск, 4 -5 сентября 2003 г.; доклад «Глобализация, белорусско- российская интеграция и культурное сотрудничество» на международной научно-практической конференции «Формирование единого полиэтнического культурного пространства в порубежных районах России и Белоруссии», г. Смоленск, 18-20 ноября 2003г.; доклад «Процессы глобализации и их последствия для культуры» на международной научной конференции «Общечеловеческие ценности и профессиональное становление личности», г. Смоленск, 30 марта 2004 г.; доклад «Диалог культур: единство и многообразие» на научной конференции «Современные технологии профессиональной переподготовки кадров в России и за рубежом», МГУ им. М.В.Ломоносова, г. Москва, апрель 2004 г.; доклад «Системная целостность духовной культуры в контексте позитивного межкультурного диалога» на международной научно-практической конференции «Межкультурный диалог в Беларуси: национально-культурное и духовное развитие в условиях глобализации», г. Минск, 10-12 декабря 2003 г.; доклад «Интеграция народов и культура» на научной конференции «Славянская традиционная культура и современный мир», г. Москва, апрель 2004 г.; доклад «Глобализация: социокультурный аспект» на международной научной конференции «Музыка в контексте глобализации культуры», г. Минск, 7-9 декабря 2005 г. на заседаниях коллегии Министерства культуры Республики Беларусь, научных и методических конференциях в Белорусском государственном институте проблем культуры; на факультете повышения квалификации руководящих работников и специалистов отрасли Белорусского государственного института проблем культуры (1991 - 2004), в выступлениях на семинарах и совещаниях руководителей районных, областных и республиканских органов управления культурой; в выступлениях в периодической печати (газеты "Культура", "Літаратура і мастацтва", "Советская Белоруссия", "Рзспубліка", "Народная газета", "Звязда", "7 дней", "Литовский курьер", журналы "Альманах", "Мастацтва", "Беларусь", "Народное хозяйство Беларуси", "Мастацкая адукацыя і культура", "Форум", "Помнікі культуры", "Педагогика", "Народное творчество", "Вестник культуры", "Беларуская думка", "Весці HAH Беларусі", "Мэдениет» («Культура»), "Kulturos paminklai и др.).

Структура работы Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, двух приложений. Общий объем диссертационной рукописи составляет 349 страниц, из которых непосредственный текст диссертации 269 страниц. Список использованных работ включает 330 названий на белорусском, русском, польском и английском языках.

Методология исследования

Проблемы культурного творчества в наше время характеризуются как новым содержанием самого процесса духовного творчества общества, так и новым способом трансляции духовных ценностей в пространстве и времени. Это требует обновления методологических принципов, на которых должно основываться исследование культурно-художественных феноменов и их оценка.

Методология как учение о совокупности приемов, методов, способов исследования, используемых в научном познании мира, также видоизменяется в соответствии с требованиями времени и модификацией подходов к явлениям материальной и духовной жизни, к инновациям в сфере социального существования общества, с обновлением философских, общественно-политических, эстетических, педагогических, технологических и других установок общественного сознания. Ввиду этого целесообразно определить и обозначить те исходные позиции, на которых основывается данная работа и которые, следовательно, представляют для нее методологическую ценность.

Исходным методологическим понятием является понятие художественной культуры как одной из фундаментальных научных категорий социально-гуманитарного познания. Эта категория отражает сложный и существенный феномен жизни человека и жизнедеятельности общества, особенности которого - надприродный характер и необычайное разнообразие проявлений. Эта сложность фактически избавляет исследователей от возможности дать единое определение художественной культуры и приводит к необходимости каждый раз заново определять аспект, в котором рассматриваются ее разные стороны. Таким образом, определение понятия художественной культуры, имеющее исключительную методологическую ценность, должно носить характер совокупности разноаспектных определений. К их числу относятся такие определения-характеристики, как описательные, антропологические, ценностные, нормативные, адаптивные, исторические, функциональные, семиотические, символические, герменевтические, идеационные, психологические, дидактические, социологические, этноэмоциональные и др. [103, с. 7]. Каждый из подходов в соответствии с принципом дополняемости раскрывает ту или иную существенную сторону художественной культуры, те или иные ее черты, теоретическое осмысление которых в совокупности только и может вести к формированию более-менее завершенного на сегодняшний день представления о художественной культуре как целостности.

Следует подчеркнуть, что поиск целостного определения художественной культуры всегда коррелируется с определенными конкретно-историческими условиями ее бытования и поэтому неизбежно предстает перед исследователем не только как теоретическая проблема, но и как реальная, значимая для художественной культуры практическая задача, решение которой в значительной степени отражено в диссертационном исследовании.

В данном диссертационном исследовании художественная культура рассматривается как духовный стержень общества в контексте процессов социально-общественных трансформаций на рубеже XX - XXI века.

Вторым методологическим принципом исследования художественной культуры является, на наш взгляд, единство гносеологического, социологического и аксиологического подходов в многоаспектном исследовании духовно-культурных явлений и процессов. Такой интегративный подход позволяет исследователю рассматривать художественную культуру Беларуси целостно, последовательно оставаться на позициях социального детерминизма и историзма, выявляя социальную ценность результатов культурного творчества общества и его члена, теоретико-аксиологическое и практическое достоинства достояний культурного процесса в ответственный период жизни общества.

Третьим современным методологическим принципом анализа культурных явлений мы считаем принцип гуманитаризации культурной деятельности, с особенной выразительностью выявляющийся, прежде всего в сферах науки и образования как определенных составляющих художественной культуры в целом. Гуманитаризация науки и образования -важнейшая предпосылка решения назревших цивилизационных проблем,

М возникших перед человеческим сообществом на рубеже тысячелетий.

Гуманитаризация - это не только более решительный поворот к наукам о человеке. Это также усиление связей технических наук с науками гуманитарными и социальными, необходимое для осуществления синтеза всех накопленных знаний для более глубокого понимания обостренных проблем техногенной цивилизации наших дней и предотвращения угроз, которое несет бесконтрольный или недостаточно контролируемый научно-технический прогресс всему человечеству. Именно в этом плане может сказать свое весомое слово такая интегрирующая наука, как синергетика. Что же касается гуманитаризации в сфере образования, то здесь на первый план выступает потребность в создании фундаментальных курсов и программ по гуманитарным и техническим дисциплинам и их «согласовании» с целью формирования целостной системы современного образования, отвечающего императивам XXI века, которое позволит достигнуть нового уровня образованности, воспитанности личности и общества. Гуманитаризация -процесс в значительной степени регулируемый, но его глубинный стержень ёк гуманизация личности, т.е. ее внутренняя ориентация во всех отношениях к бытию и интенциям человека. Следует методологически осмыслить и положение, согласно которому «в странах с переходной экономикой, к числу которых относится и Республика Беларусь, осуществление гуманитаризационного процесса в научно-образовательной сфере осложняется рядом обстоятельств:

а) в этих странах гуманитаризация указанной сферы происходит в условиях перехода к новым политическим, экономическим и социокультурным реалиям, перехода, сопровождающегося серьезными экономическими и социальными проблемами;

б) наука стран с переходной экономикой характеризуется недостаточной развитостью гуманитарных и социальных исследований, что существенно ограничивает стартовые возможности гуманитаризационного процесса в научно-образовательной сфере этих стран» [67, с. 7 - 8].

Художественная культура, прокладывющая собственные пути в будущее, может сыграть в процессах гуманитаризации и гуманизации во многом решающую роль, ибо именно средствами художественной культуры, и в первую очередь - средствами искусства и образования, поднимаются и общественно значимо разрешаются проблемы человека - и традиционные, и относительно новые, прежде всего экологические.

Именно искусство во всех его формах и видах неустанно проводит в жизнь «установку на человека», реализуя психологическую идею доминанты как фактора человеческого поведения (подчеркнем, что для социальной сферы, а сегодня - и сферы технологической, она имеет неоспоримую методологическую ценность) всеми средствами выявления и культивирования человеческого в человеке. Автор этой идеи А.А.Ухтомский, развивая мысль об особой значимости практической созидательно-культурной деятельности личности, утверждал, что только практическая деятельность позволяет выявить правильность проектов, создаваемых каждым человеком. В свете его учения гуманитаризация и гуманизация есть выработка человеком в самом себе доминанты - установки "на личность другого". Человек, отмечал А.А. Ухтомский, стоит на грани своей теоретической абстракции и вновь наплывающей реальности -реальности природы, во-первых, и реальных человеческих личностей, во-вторых. Уметь не застревать на своей абстракции и каждую минуту быть готовым отдать преимущество живой реальности - вот всегда актуальная задача. Только там, где ставится доминанта на личность другого как на самое дорогое для человека, преодолевается проклятие индивидуалистического отношения к жизни, индивидуалистического миропонимания, индивидуалистической науки [273, с. 176 -177].

К методологическим понятиям, важным для анализа культурных процессов, следует отнести и идею саморазвития художественной культуры.

Ф При всех влияниях на художественную культуру со стороны внешних

факторов и условий, в которых она существует, основные силы, вызывающие ее развитие, заключены в ней самой. Силы эти - не что иное, как стремление, способность и потребность человека самостоятельно и каждый раз по-новому определять цели своей деятельности и выбирать необходимые для этого средства и действия. Диалектика проявления этих сил заключается в изначальной активизации людей к поиску новых форм мышления, развития науки, философии, художественных моделей осмысления действительности, изменений в образе жизни, нравственности и т.п.

Саморазвитие художественной культуры - одна из основ ее целостности и относительной обособленности. Эта идея играет для исследователя важную роль предостерегающего сигнала от излишней степени социологизации в понимании и объяснении явлений художественной культуры, факторов и сущности ее динамики.

Поскольку идея саморазвития художественной культуры основывается на синергетическом представлении о переходе от одного уровня организации к другому посредством разрушения существующего порядка и установления порядка более высокого, то появляется возможность подойти к переживаемым культурным изменениям как к закономерному чередованию состояний гармонии и хаоса. При этом состояние относительного хаоса служит условием возникновения новой гармонии, и поэтому следующий цикл развития художественной культуры начинается не «с ноля», а является продолжением предшествующего, как бы «надстраивается» над ним. Кроме этого, переход от одной фазы развития к новой, иной происходит по разным направлениям, и поэтому только будущее способно показать, какое направление оказалось более перспективным.

При анализе современных культурных процессов очень важно, как нам представляется, учитывать нынешнее взаимодействие художественной культуры и массовой коммуникации. Активное проникновение трансляционной техники в сферу функционирования произведений искусства - это не только технологический стимул дальнейшего развития и совершенствования художественной культуры, но и относительно новый фактор влияния в комплексном воспитании личности.

Народное творчество: современные концептуально-программные подходы

Народное творчество является первоисточником современной художественной культуры, неоднородной по своей структуре; оно связано с многочисленными социальными институтами, обеспечивающими ее жизнедеятельность, а также с ее носителями и творцами.

Еще и сегодня существует ряд этнических культур, в составе которых не сформировалось профессиональное искусство. Но в мире нет ни одной культуры, в которой не были бы представлены народное творчество, фольклор и ремесла. Каждая культура основывается на творческой деятельности широких народных масс, а из этой деятельности при соответствующих условиях формируется профессиональное искусство -театр, музыка, танец, литература и т.п.

Белорусское народное творчество, традиционное искусство, фольклор -многообразное и неоценимое богатство национальной художественной культуры. Отличительной чертой белорусского фольклора является то, что образцы традиционной художественной культуры, в которых отражены наслоения от глубокой архаики вплоть до достижений последнего времени, сохранились в Беларуси в сельской среде до наших дней. Сохранились не только материально воплощенные памятники, но и такие древнейшие феномены, как обряды, верования, обычаи, нормы поведения, духовные традиции, образцы устно-поэтического творчества разных жанров (песни, сказки, предания и т.п.). Народное творчество - сложное понятие. Прежде всего следует указать на то, что сегодня под этим единым понятием взаимодействуют два различных типа культуры: традиционная художественная культура, которая существует в аутентичных формах и носителями которой являются представители сельской среды, и культура любительская, или организованная художественная самодеятельность, получившая распространение и в городе, и на селе. При этом художественная самодеятельность, с первых дней своего существования находящаяся под пристальным вниманием государства, при его основательной поддержке успешно развивается и является сегодня одной из наиболее массовых форм приобщения граждан к различным видам искусства [76, с.27].

Основные принципы политики белорусского государства в сфере народного творчества в равной степени касаются обоих вышеназванных типов культур. Важнейшие из них следующие: стимулирование процессов самоорганизации и активизации культурной жизни на местах;

- поддержка социально-культурных инициатив и культурно-творческой активности населения;

- инициирование и поддержка различных форм организации социально-культурной деятельности, направленных на эстетизацию культурной среды бытования человека;

- ориентация на приоритетные социальные группы;

- создание условий для регулярных контактов широких кругов

населения с художественными ценностями.

Общими являются и многие причины, обуславливающие существование некоторых проблем в современном социокультурном процессе. Среди них необходимо выделить:

- недостаточную координацию и кооперацию в деятельности учреждений культуры, образования и инфраструктуры профсоюзного подчинения, что, в свою очередь, препятствует созданию на уровне регионов совместных программ социокультурного развития;

- слабую материально-техническую базу учреждений культуры;

- низкую заработную плату работников культуры;

- неподготовленность кадров к работе в условиях рыночных отношений, неумение находить дополнительные источники финансирования культурной деятельности;

- однообразие содержания и форм работы учреждений культуры, которое часто приводит к потребительскому отношению населения к «продуктам» культуры;

- неспособность некоторых работников действовать в условиях контрактно-договорной системы отношений, устанавливающихся в процессе реализации конкретных культурных программ.

Существование отмеченных сложностей вместе с тем не должно затемнять тот факт, что эффективное решение проблем народного творчества (в частности, сосуществование аутентичных форм и организованного самодеятельного творчества) на современном этапе может быть осуществлено только на основе разных методологий, что требует различных стратегий, тактик и конкретных программ.

Рассматриваемый в диссетрации период характеризуется осознанием сложностей процесса взаимосвязей традиционного и самодеятельного видов народного творчества, поиском возможностей для решения тех проблем, которые возникают в результате параллельного существования различных форм народной художественной культуры. Сложность их решения заключается в том, что в республике пока не разработана надлежащая нормативная база, специалисты культуры на местах не достаточно подготовлены к работе с различными формами традиционной художественной культуры, отсутствуют специальные методические разработки. Все это актуально и потому, что важнейшие формы традиционной художественной культуры существуют в Беларуси как в "живом" виде (ценности, воплощенные в носителях), так и в зафиксированной форме (аудио-, видео-, фотоматериалы; рукописи и публикации вербальных, нотных и графических записей фольклорных произведений). Каждый из этих подвидов требует специального внимания и специфических подходов. В первую очередь, как отмечено в Государственной программе "Функционирование и развитие культуры Республики Беларусь до 2005 года", это касается живых форм аутентичной культуры, наиболее остро испытывающих разрушительное воздействие урбанизированного общества. В живой традиции есть сфера, которая требует неотложной и эффективной защиты. Это сфера нематериальных проявлений аутентичной культуры, которые, в отличие от проявлений материальных, имеют тенденцию к более быстрому разрушению и для восстановления которых требуются значительное время и специальные условия. В этом плане положение с живой традицией в сущности одинаковое во всех историко-этнографических регионах современной Беларуси, и сегодня без целенаправленной поддержки государства аутентичным формам традиционной художественной культуры угрожает исчезновение [76, с.28].

Живые аутентичные формы традиционной художественной культуры в былые времена претерпели наибольшие разрушения (сохраняются только в памяти носителей). Причины этого сейчас определены и признаны. Наиболее значительные из них следующие:

- глобальная урбанизация, а в последнее время и коммерциализация общества с его установками на потребление продуктов традиционной художественной культуры и бесхозяйственное отношение к проблемам восстановления ее порождающих сил и механизмов;

- идеологические ограничения советского периода; - интенсификация миграционных процессов и как результат оторванность от культурных корней и традиций "малой родины";

- последствия Чернобыльской катастрофы;

- отсутствие достаточного внимания к традиционной художественной культуре у некоторых руководителей местных властей, которые по различным причинам (односторонняя направленность на проблемы экономики, приезд на руководящую работу из другого региона) не заинтересованы в сохранении местных историко-культурных традиций.

В целях нейтрализации и преодоления, названных негативных реалий в сфере живых аутентичных форм традиционной художественной культуры особую актуальность приобретает необходимость планомерной работы по обеспечению, передаче, трансляции традиционной художественной культуры от поколения к поколению. В настоящее время наиболее распространенный способ трансляции - путем исполнения сценически обработанных фольклорных произведений коллективами художественной самодеятельности. Тиражирование конкретных образцов фольклорного наследия, определенным образом приспособленных к вкусу "усредненного" потребителя, преобладает над усвоением народных традиций. Вместе с тем опыт практической работы с живым аутентичным фольклором показывает, что при попытках направить его в организованное сценично-исполнительское русло возникает реальная опасность отхода от особенностей локальной традиции, изменения функции, пополнение репертуара чужеродным материалом. Традиционная художественная культура - это та сфера деятельности, которая требует от каждого специалиста высокого мастерства и ответственности за работу, выполняемую тем или иным учреждением культуры.

Система художественного образования в социологическом измерении

Подготовка кадров культуры и искусства - исключительно важный вектор деятельности государственных органов управления и общественности, заинтересованных в этом деле. Поэтому разработка современной концепции художественного образования заключается в поиске новых административных, экономических и юридических методов управления, перехода к большей ответственности учебных заведений в подготовке кадров. Высшему учебному заведению, училищу, колледжу, лицею, школе предоставляется право индивидуального развития обучающихся с учетом особенностей талантов своих преподавателей. Фактическое закрепление за белорусским языком статуса государственного ставит перед учебными заведениями в качестве первоочередных и важных проблем насыщение учебного процесса национальным содержанием, активное использование историко-культурного наследия народа, преодоление языковой и культурной интерференции, а также необходимость решения наболевшей проблемы - укрепления материально-технической базы учебных заведений. К примеру, сегодня в Белорусской государственной академии искусств на одного студента приходится всего 10,5 кв.м. учебной площади, что в два с половиной раза меньше существующих нормативов, а обеспеченность местами в общежитии составляет только 50 процентов. В этой связи выдвигается важная задача - в ближайшие годы создать нормальные условия работы для профессоров и студентов, преподавателей и учащихся, решить проблемы технического переоснащения учебного процесса, что явится прочным основанием дальнейшего развития художественной культуры, в том числе и художественно-эстетического образования.

В связи с этим существующую в Республике Беларусь систему финансирования целесообразно дополнить другими финансовыми источниками: художественные школы необходимо сделать открытыми для частной поддержки, особенно в тех случаях, когда эти школы будут негосударственными учреждениями образования. Учебный процесс организовать так, чтобы каждый выпускник в совершенстве знал национальную художественную культуру, историю белорусского народа, был образованным специалистом с широким гуманитарным мировоззрением, готовым профессионально и целенаправленно сохранять и развивать культуру и искусство Беларуси. Важно одновременно сохранить государственную поддержку, не отказываясь и от целевого финансирования благотворительными обществами, фондами и пр.

Проведенное нами исследование дает основания для пересмотра административных, экономических и юридических норм руководства художественной культурой, обуславливает новации в самой системе образования. К примеру, специализация учебных заведений, творческая инициатива учителей приводят к изменениям статуса учебных планов и программ: они приобретают не директивный, а рекомендательный характер. Целесообразно создать государственный стандартный компонент, а также пакет программ, которые обобщали бы опыт ведущих преподавателей. Необходим самый широкий международный обмен опытом между различными учебными заведениями.

Ощутима еще одна серьезная проблема, мешающая приобщению к художественной деятельности самых широких слоев населения. Наблюдается размежевание между уровнями культуры - сельской и городской, массовой и элитарной. В результате в значительной степени нарушена преемственность художественного развития. Вместе с тем определились многие интересные подходы к массовому художественному воспитанию. Существуют и поддерживаются в регионах фольклорные традиции в устной форме бытования: декоративно-прикладное, инструментальное, хоровое и танцевальное народное творчество, способные и сейчас охватить значительное число людей разных возрастных групп, наполнить глубоким художественным содержанием каждодневную жизнь как ребенка, так и взрослого человека. Поэтому введение в учебные планы именно региональных фольклорных традиций играет положительную роль в восстановлении жизнестойкой системы художественного образования.

Сегодня в стране функционирует система художественно-эстетического образования, предусматривающая наличие двух взаимосвязанных подсистем: массового художественно-эстетического воспитания и профессионального обучения. Первое осуществляется на занятиях в детском саду, общеобразовательной школе, частично в школах искусств, в средних специальных учебных заведениях, нехудожественных вузах. Вторые - в системе профессиональной подготовки (школы искусств, училища, специальные колледжи и лицеи, высшие учебные заведения культуры и искусства).

Эти две подсистемы взаимодействуют недостаточно, хоть художественное обучение сориентировано не только на подготовку профессиональных кадров, но и на систему массово-эстетического воспитания. Возникающие недоразумения вызывают потери как в профессиональном, так и в общехудожественном воспитании. В конечном итоге художественное воспитание и обучение, независимо от условий функционирования, имеет единую общую цель - приобщение к духовной, творческой деятельности всех членов нашего общества. Поэтому ограниченная ориентация, например, только на подготовку профессиональных кадров для специальных учебных заведений культуры и искусства зачастую не приводит к четко определенной специализации в той или иной отрасли искусства. В свою очередь, так называемое массовое воспитание по причине слишком общих подходов к этой важной проблеме не способствует выявлению талантливых детей и подростков, не создает необходимых условий для их настоящего профессионального развития. Профилизация, безусловно, нужна. Но жесткий отрыв общехудожественного от специально-профессионального вреден - он уже привел к искажению общих принципов художественного становления личности. Отсюда - и забывание просветительских (в лучшем смысле этого слова) традиций художественного образования в Беларуси, и утрата многих интересных методик художественного воспитания.

Республика Беларусь получает недостаточно квалифицированных работников культуры и искусства, которые были бы подготовлены к тому, чтобы заложить хороший фундамент в художественно-эстетическом воспитании детей в яслях, детских садах, общеобразовательных школах. Таким образом, не решается проблема соотношения общего и специального обучения, проблема специализации, особенно педагогической направленности.

На наш взгляд, целесообразно пересмотреть всю структуру художественно-эстетического образования как единого механизма, а также его научно-методическое обеспечение.

С учетом национальных традиций, свойственных им форм воспитания и обучения, а также мировой практии можно выделить следующие основные структурные направления:

- художественно-эстетическое воспитание в детских яслях и садах;

- уроки музыки, живописи, хореографии и др. в средней общеобразовательной школе с первого по одиннадцатый класс;

- практическая художественно-исполнительская деятельность учащихся и студентов средних специальных и высших учебных заведений на уровне специального художественного факультета;

- специализированные школы и лицеи искусств;

- средние специальные учебные заведения искусства и культуры, колледжи;

- высшие учебные заведения (Академия музыки, Академия искусств, Университет культуры, Академия последипломного художественного образования).

Специализированные школы и лицеи художественного профиля являются начальным звеном и основой профессионального обучения, а также выполняют общехудожественные функции, главная из которых - в том, чтобы помочь учащемуся проявить свои способности, сделать соответствующий выбор. Важно, чтобы не только государство, но и " общество проявили в этом максимальную заботу о выявлении и поддержке молодых талантов. Преподавательским коллективам предоставить больше свободы в использовании средств обучения, планов, программ. Все новации внедряются в учебный процесс тогда, когда существуют реальные возможности и они подкреплены материальной базой.

Средние специальные учебные заведения искусств и культуры во время своей работы обретают профессиональный характер. Здесь же начинается разграничение функций подготовки для учреждений искусства и для массовой сферы.

В академиях и университетах - с повышением уровня квалификации -появятся широта и многогранность, которые не будут противоречить глубине и основательности образования. Такой тип специалиста должен быть основным для вуза. Вместе с тем многогранность задач культуры диктует необходимость определения дополнительных специализаций (некоторые из них возможны уже на среденем уровне обучения). Подготовка специалиста, выбор им определенных специализаций могут осуществляться на договорных началах с заинтересованными организациями и учреждениями, которые гарантируют трудоустройство.

Усиление интеграции образования, производства и науки, новые экономические условия жизни учреждений культуры, развитие демократических процессов в обществе - все это требует новых подходов к организации и содержанию образовательного процесса, профессиональным и культурным качествам каждого работника сферы художественной культуры. Существующая практика повышения квалификации кадров должна быть направлена на то, чтобы стимулировать творческий поиск при определении как содержания, так и форм, методов организации учебного процесса, в дифференциации подходов к обучению слушателей различных категорий.

Следует отказаться от единого информационно-статистического учебного плана для всех категорий учащихся. Планы, программы и курсы учебных занятий могут быть ориентированы как на реальную практику, конкретные вопросы и задачи, так и на перспективу развития всей сферы художественной культуры.

Похожие диссертации на Художественная культура Беларуси в процессах общественных трансформаций