Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественный конкурс как средство актуализации процесса становления субъекта культуры Афанасьева Ирина Владимировна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Афанасьева Ирина Владимировна. Художественный конкурс как средство актуализации процесса становления субъекта культуры: автореферат дис. ... кандидата культурологии наук: 24.00.01 / Афанасьева Ирина Владимировна;[Место защиты: ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств»].- Кемерово, 2011.- 19 с.

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. Становление субъекта культуры связано с освоением коллективного культурного опыта, формированием собственных норм и представлений и осознанием своей индивидуальности. Одним из ресурсов, обеспечивающих развитие и становление личности в качестве субъекта культуры, являются различные социокультурные институты. К таким институтам относятся образовательные учреждения, в том числе и учреждения дополнительного образования детей, так как их деятельность направлена на интеллектуальное, духовное, творческое развитие личности, удовлетворение ее культурных и образовательных потребностей. Система дополнительного образования детей позволяет обеспечить комплексное воздействие на личность, формируя общую культуру деятельности, культуру мышления, культуру общения, этико-художественную культуру, в результате чего осуществляется инкультурация и становление субъектов культуры.

В то же время серьезные трудности в процессе становления субъекта создает массовая культура, зачастую оказывая негативное влияние посредством тиражирования стереотипов мышления и поведения. Это приводит к диверсификации жизненных и ценностных ориентиров молодежи, девальвации ценностей старшего поколения. В качестве нормы, необходимой при осуществлении процессов социализации и инкультурации личности, требуется обращение к традициям. Именно традиция выступает культурным каноном, который предлагается усвоить и реализовать индивиду в его жизни. В сложившейся ситуации важно создавать условия для формирования субъекта культуры, обращаясь к образцам художественного творчества, закрепляющим в себе традиционные ценности и нормы, необходимые для становления личности в различных видах культурной деятельности.

Культурная деятельность носит регламентированный характер, а благодаря социальным институтам вырабатываются соответствующие регулятивные регламенты. Художественный конкурс, как форма культурной активности, предоставляет возможность индивиду проявить собственную уникальность, в то же время регулирует его поведение, оценивает его с точки зрения установленных культурно-ценностных норм. Важным компонентом конкурсного взаимодействия является реализация принципа состязательности. Состязательность в условиях конкурса является стимулом для развития креативности субъекта, инициирует появление нововведений и инноваций в художественной деятельности, а сравнение уровня результатов субъектов культурной деятельности (творческих коллективов, индивидуальных исполнителей и др.) дает представление о степени их культурного развития. В связи с этим возрастает значимость конкурсной деятельности, которая предполагает развитие инициативы и активности индивида, способствует его творческой самореализации. Одновременно конкурсы содействуют приобщению участников к различным видам художественного творчества, сохранению лучших традиций во всем многообразии жанров и форм. Правомерность ориентации нашего исследования на изучение конкурсной деятельности подтверждается еже-

годным увеличением количества проводимых художественных конкурсов, усилением внимания к ним со стороны общества и государства.

Реальное состояние художественных конкурсов диктует необходимость изменения отношения к их подготовке, организации и содержанию. Имеет место некоторое непонимание сущности молодежной субкультуры и отдельных ее проявлений. Стихийность подходов к решению возникающих в конкурсной деятельности проблем ведет к тому, что не в полной мере используются возможности социокультурной регуляции в организации художественных конкурсов.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие креативных личностей, реализация их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.

Степень научной разработанности темы. На сегодняшний день в научной литературе накоплен значительный фонд теоретических знаний, характеризующих сущность процесса становления личности как подлинного субъекта культуры. Вместе с тем анализ многочисленных концепций социализации и инкультура-ции показывает, что не существует единой всеохватывающей теории становления субъекта культуры; из всего многообразия подходов, тенденций и научных школ можно выделить ряд основополагающих направлений, являющихся основными в решении вопросов, поставленных в диссертационном исследовании.

Первую группу работ составляют концепции деятельностного подхода. В культурологии это работы таких авторов, как А. И. Арнольдов, Э. А. Баллер, В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов, М. С. Каган, Л. Н. Коган, В. М. Межуев, Э. С. Марка-рян и др. Несмотря на то, что перечисленные авторы являются представителями различных направлений, существующих в рамках деятельностного подхода, их идеи имеют общую методологическую основу. Деятельность определяется учеными как форма социокультурной активности, направленная на преобразование действительности, специфическое субъектно-объектное отношение к миру. Различные теории деятельности созданы в психологии в работах К. А. Абульханова-Славской, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. И Слободчикова, Э. Г. Юдина и др. Включение в деятельность - основной путь развития индивида, формирования в нем личностных качеств. Как отмечают исследователи, реализовать себя человек может только в деятельности.

Вторую группу составляют работы, посвященные изучению проблемы развития личности в пространстве культуры: М. М. Бахтина, Н. А. Бердяева, Г. С. Ба-тищева, В. А. Конева, Н. Б. Крыловой, К. Леви-Стросса, Ю. М. Лотмана, Ю.А. Лукина, Б. Малиновского, Т. И. Ойзермана, С. И.Олифера, П. Тейяр де Шар дена, Э. Фромма, А. Я. Флиера, Н. Е. Щурковой и др. Субъекты культуры эволюционируют от природных оснований бытия к социальным и гуманистическим. Становление и развитие субъекта культуры рассматривается как многоэтапный процесс вовлечения человека в культуру. Насыщенная культурная среда задает высокий ценностный уровень отношений, определяющий индивидуально-личностное развитие человека и формирующий его как субъекта культуры.

Третья группа работ посвящена аксиологической интерпретации культуры, заключающаяся в исследованиях сферы бытия человека, которую называют миром ценностей: М.С. Каган, Э. Кассирер, А. Н. Максимов, Б. Г. Ольшанский, Н.С. Розов, Г. Риккерт, К.Б. Соколов, М. Шелер, и др. Признание культуры ценностно-нормативной системой, регулирующей и определяющей всякую социальную практику и синтезирующей все виды деятельности человека, формирует специфический предмет научного знания о культуре. Для данного исследования важно, что приобщение к художественной культуре означает приобщение к процессу создания, распространения и потребления ценностей культуры, которые оказывают воздействие на процесс становления субъекта культуры и влияют на духовную культуру общества в целом.

Четвертая группа работ характеризуется обращением к проблематике инсти-туционализации культуры, ее соционормативного регулирования: А. И. Арнольдов, М. Вебер, Э. Дюркгейм, В. С. Жидков. Н. С. Злобин, Л. Г. Ионин, О. Конт, Г. Спенсер, К.Б. Соколов, П. Г. Щедровицкий и др. Работы А.С. Абакумова, Ж. Гурвичча, В. С. Нерсесянца, Т. Парсонса посвящены проблеме социального контроля и его функциям. Существенным для нашего исследования является положение о том, что функция социального контроля заключается в том, чтобы минимизировать расхождения между социальными ожиданиями и фактическим поведением индивидов.

Пятую группу составляют работы, посвященные рассмотрению различных видов конкурсной деятельности. Анализ исследований показывает, что из всех видов конкурсов достаточно широко рассматривается проблема профессиональных педагогических конкурсов Е. И. Власовой, В. А. Дубровской, Г. И. Зиминой, К. А. Митрофановым, Н. В. Немовой, Е. М. Пахомовой, С. В. Старобинским, Т. А. Соколовой, 3. Ю. Смирновой и др.

Проведенный анализ позволяет нам сделать вывод о том, что монографические издания по теме исследования практически отсутствуют, поэтому мы обращаемся к материалам авторефератов кандидатских и докторских диссертаций. Для прояснения теоретического аппарата в процессе исследования были использованы справочные издания. Отдельную группу работ составили публикации периодических изданий по анализу результатов конкурсной деятельности.

Актуальность данной тематики, ее недостаточная разработанность, насущная потребность пересмотра традиционных подходов к определению художественных конкурсов как способа реализации субъекта культуры обусловили формулировку основной проблемы, решаемой в данном исследовании. Проблема исследования связана с определением потенциальной меры преодоления бинарных оппозиций, возникающих в осуществлении конкурсной деятельности и связанных с противоречием норм, выступающих в качестве регулятивных оснований культурной деятельности, и актуальных ценностей, способствующих самореализации субъекта в контексте социокультурных практик.

Объект исследования - институциональная сфера художественной культуры.

Предмет исследования - художественный конкурс как организационная форма культурной деятельности.

Цель исследования - выявить влияние феномена художественного конкурса на актуализацию процесса становления субъекта культуры.

Целевая установка обусловила соответствующий ей комплекс задач:

  1. Исследовать условия и принципы организации конкурсов в контексте дея-тельностного подхода.

  2. Проанализировать содержание конкурсной деятельности и её влияние на процесс становления субъекта культуры.

  3. Выявить регулятивные механизмы организации и проведения художественных конкурсов.

  4. Исследовать ценностное содержание процесса актуализации субъекта культуры в художественных конкурсах.

  5. Рассмотреть различные практики организации художественных конкурсов и их влияния на становление субъекта культуры.

Методологической основой исследования являются следующие подходы к определению сущности феномена конкурсного движения: деятельностный, аксиологический и соционормативный.

В качестве базы для диссертационного исследования использовались методологически значимые идеи следующих авторов: М. С. Каган, Н. Б. Крылова, Э. С. Маркарян, А. М. Новиков, Т. Парсонс, В. И. Слободчиков, А. Я. Флиер и др.

В соответствии с целью и задачами, поставленными в исследовании, имеющем междисциплинарный характер, использовался комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ, систематизация и сравнительное сопоставление эмпирических данных, методы экспертных оценок и проектирования; эмпирические методы - изучение документации и результатов творческой деятельности субъектов художественных конкурсов (участников, экспертов), наблюдение, опросные методы (анкетирование, интервьюирование).

Научная новизна диссертационного исследования.

  1. Выявлено, что специфика художественных конкурсов заключается в организационном оформлении феномена творческой состязательности и в преобразовании его результатов в такие свойства субъекта, как активность в освоении культуры и ценность представленных художественных моделей деятельности, их аутентичность, традиционность либо оригинальность и инновационность.

  2. Установлено, что процесс становления и развития субъекта культуры управляемый, регулируется средовыми влияниями и основан на творческой деятельности, в процессе которой, осваивается художественная действительность в конкретном виде искусства, создаются артефакты. При этом личность избирательно относится к культуре и строит свою индивидуальную модель культуры.

3. Доказано, что регулятивная функция художественных конкурсов, с од
ной стороны, акцентирует культурные нормы, такие как эстетические идеалы, об
разцы, каноны, традиции, допустимые технологии деятельности, а с другой сто
роны, стимулирует художественно-творческую деятельность в направлении за
данного вектора социального развития и дает возможность индивидуальной оцен-

ки ее культурной значимости. При этом совокупность традиционных образцов не только воспринимается и усваивается субъектом, но и интерпретируется, наделяется конкретным смыслом, ценностно и эмоционально окрашивается.

  1. Выявлено, что к функциональным задачам социокультурной регуляции в художественных конкурсах можно отнести согласование во времени и процессуальной последовательности осуществляемых действий, их взаимную корректировку в процессе совместной деятельности, выработку критериев оценки достигнутых результатов, их утилитарную эффективность и социальную приемлемость последствий этой деятельности. В художественных конкурсах социокультурная регуляция не отличаются чрезмерной строгостью, оставляя субъектам деятельности возможности для творческой импровизации, варьирования, поиска, инноваций, что имеет большое значение с точки зрения адаптивной пластичности форм социокультурной практики в интересах развития технологий в различных видах художественной деятельности.

  2. Установлено, что критерии конкурса являются культурными эталонами, которые не только задают определенный язык общения для участников различных видов художественной деятельности, но и предполагают культурную самостоятельность субъектов, позволяют им вступать в различные взаимодействия, направленные на освоение, создание, а также сохранение и распространение культурных ценностей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Конкурсная деятельность - это сложное социокультурное взаимодействие, которое выполняет функции сохранения и обновления культурных традиций общества, это процесс системной передачи нормативно-ценностного и творческого опыта, способствующий активному культурному самоопределению, саморазвитию и самореализации субъекта.

2. Процесс становления и развития субъекта культуры в конкурсной деятельности управляемый, регулируется влияниями среды и основан на творческом освоении художественной действительности в конкретном виде искусства. При этом субъект избирательно относится к культуре и строит свою индивидуальную модель.

3. Художественный конкурс - это специально разработанная процедура включения участников в соревнование, условия организации и проведения которого определяются в положении о конкурсе. Одним из регулятивных механизмов конкурсов является состязательность - это проявление творческих действий субъектов, которая обеспечивает ценностное единение его участников, и формирует условия и средства самореализации индивидов.

4. Участники конкурсной деятельности включены в процесс присвоения ценностей художественной культуры, в постижение воплощенных в них художественных образов и это выводит их на качественно новый уровень культурного развития, является стимулом самореализации в культурном пространстве.

5. Для успешного становления субъекта культуры необходимо создание насыщенной, культурно-познавательной среды, где индивидуальность каждого может проявиться в продуктивной деятельности. Разнообразные организованные

формы по системной передаче культурного, ценностного опыта реализуются при подготовке к художественному конкурсу в учреждениях дополнительного образования детей. Конкурсы регионального уровня расширяют поле самореализации субъектов, способствуют самоопределению и становлению субъектов культуры, динамика которых определяется через создание условий и выбора новых смыслов деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит вклад в осмысление процесса организации и проведения художественных конкурсов на основе деятельностного и аксиологического подходов.

Материалы и выводы проведенного исследования обращают внимание на специфику экспертной оценки результатов художественно-творческой деятельности, определяют основные подходы к установлению нормативных критериев оценки художественных конкурсов, что является определенным вкладом в разработку вопросов культурологии.

Эксплицированы понятия: «конкурсная деятельность», «художественный конкурс», «состязательность в художественном конкурсе», «самовыражение», «самореализация», «самоактуализация», «экспертиза результатов конкурса», которые позволяют интегрировать достижения культурологии, психологии, социологии, философии, расширяют проблемное поле культурологии.

Практическое значение исследования заключается в том, что полученные в результате проведенного исследования обобщающие выводы, целевые предложения могут быть использованы для решения широкого круга актуальных практических задач, возникающих в процессе организации и проведения художественных конкурсов. На этой основе разработаны: областная программа «Юные звезды Кузбасса», положения о художественных конкурсах, учебная программы спецкурсов «Конкурсное движение - основа повышения мастерства педагога» для работников сферы образования, учебно-методическое пособие «Организация художественных конкурсов». Результаты исследования внедрены в практику деятельности учреждений дополнительного образования детей Кемеровской области.

Апробация исследования осуществлялась посредством публикаций и выступлений автора на научно-практических конференциях различного уровня: международного - «Теоретические и практические основы профильного и профессионального самоопределения учащихся и молодежи в условиях реформирования общего и профессионального образования РФ» (Кемерово, 2009); всероссийского - «Народно-певческое образование в России: проблемы и пути развития» (Москва - Кемерово, 2006); «Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности: детский сад - школа - университет» (Томск, 2010); «Проблемы социализации детей, нуждающихся в поддержке государства, и опыт их преодоления» (Кемерово,2010); межрегионального «Ком-петентностный подход в дополнительном образовании» (Томск, 2009); регионального «Дополнительное образование детей как ресурс развития муниципальной системы образования» (Новокузнецк, 2010); на проблемных семинарах, курсах повышения квалификации педагогов и руководителей учреждений дополнительного образования детей Кемеровской области с 2003 по 2011 гг.

Материалы, полученные в процессе исследования, отражены в публикациях автора в научной печати. В настоящее время результаты исследования внедрены в практику работы ГАОУ ДОД КО «Областной центр дополнительного образования детей» и ОУ ДОД Кемеровской области, ГОУ ДПО (ПК) С «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования».

Диссертация в полном объеме обсуждалась на кафедре социологии, политических отношений и права ФГОУ ВПО «Кузбасский государственный технический университет».

Структура диссертации. Структура диссертации соответствует логике исследования, направленной на достижение поставленной цели и решение задач. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа изложена на 181 страницах машинописного текста, содержит 6 таблиц, 1 рисунок. Список литературы включает 196 источников.

Похожие диссертации на Художественный конкурс как средство актуализации процесса становления субъекта культуры