Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идея культуры в протестантской теологии XX века Суховский, Андрей Владимирович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Суховский, Андрей Владимирович. Идея культуры в протестантской теологии XX века : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Суховский Андрей Владимирович; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2008.- 197 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-24/94

Введение к работе

Диссертация посвящена проблеме генезиса и трансформации идеи культуры в протестантской теологии XX века. На примере богословско-культурологических исследований, сформировавших протестантскую концепцию культуры, рассматриваются пути осмысления проблем современного европейского общества.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью дальнейшего анализа места и роли религии в современной культуре.

Существуют вопросы, которые составляют «фон» человеческого бытия. На них нельзя найти ответа, который устроил бы всех, но и проигнорировать их тоже невозможно. Это, прежде всего, вопросы о смысле жизни и мировоззренческих ценностях. В XX веке в европейской культуре были поставлены под сомнение и смысл, и ценности предшествовавших столетий. Во многом это было связано с кризисом христианской идеи. Проблема соотношения светской и религиозной культур в рамках европейской цивилизации остается в ряду острых вопросов. Были периоды, когда чаша весов клонилась в сторону религиозного решения проблемы. XX век ознаменовался попыткой решить ее, исходя из секулярной парадигмы. Примечательно, что именно XX век, когда атеизм впервые в истории стал государственной идеологией в нашей стране и занял господствующее положение в умах европейской элиты, был ознаменован глобальными потрясениями.

В начале XXI века проблема диалога светской и религиозной культуры Европы - это вопрос о самой сущности этой культуры. Достаточно вспомнить дискуссии об одном из пунктов конституции Евросоюза, упоминавшем иудео-христианские корни европейской цивилизации. В нашей стране ведутся споры о возможности и допустимости введения в школьную программу предмета «Основы православной культуры». В результате общество разделяется на два непримиримых лагеря.

Очевидно, что начало нового тысячелетия ознаменовано обострением противостояния светского и религиозного начал. Отчасти это связано с изменением баланса сил. Эпоха постмодерна стала для многих временем духовных поисков, выражавшихся в самых разных формах религиозности.

Можно полагать, что одной из причин кризиса современной западной культуры явилась секуляризация. Этот феномен неразрывно связан с самой историей протестантизма. «Протестантский» способ мышления во многом способствовал секуляризации западного общества. Вместе с тем, как это ни парадоксально, именно в протестантской теологии ведется и наиболее активный поиск путей преодоления кризиса «безверия».

России, вступившей на новый путь развития, чрезвычайно важно обратить внимание на опыт, который был выработан в рамках протестантской теологии культуры. В конечном счете именно этот опыт может послужить необходимой «вакциной» от размывания духовных ценностей национальной культуры.

Еще одна «линия напряжения» обнаружилась в наше время при столкновении европейской цивилизации с цивилизациями Востока. Число конфликтов, в которые так или иначе вовлечена религия, сильно возросло. Интерпретация происходящих событий требует более глубокого понимания внутренней сути религиозных явлений. Именно этому призван способствовать анализ идеи культуры, выработанной в рамках протестантской теологии.

Объектом исследования является эволюция протестантской теологии XX века, рассмотренная в культурологическом контексте.

Необходимо отметить, что специфика культурологического рассмотрения данной проблемы подразумевает, во-первых, изучение своеобразия идеи культуры, сформировавшейся в протестантизме; во-вторых, рассмотрение самой теологии культуры как культурного феномена XX века.

Предмет исследования - идея культуры как одна из фундаментальных проблем протестантской теологии.

Цель диссертационного исследования заключается в выявлении проблемного поля протестантской теологии культуры в призме общей специфики теолого-культурологических концепций.

Для достижения цели в исследовании ставятся и решаются следующие задачи:

- определение сущности и границ теологии культуры как особого
направления в культурологических исследованиях;

изучение основных подходов к осмыслению культуры, существующих в протестантском богословии;

анализ в историко-культурной перспективе трудов тех мыслителей, которые непосредственно разрабатывали концепцию теологии культуры;

исследование философско-методологических оснований различных направлений теологии культуры и определение их характерных черт;

выявление места протестантской теологии культуры в общем комплексе культурологического знания.

Степень научной разработанности проблемы

В современной культурологии образовалась лакуна между множеством исследований, осуществленных в рамках теологии культуры, и практически полным отсутствием теоретического обобщения этого обширного материала. На сегодняшний день почти не существует работ, в которых систематизировались бы концепции, сформировавшиеся в рамках теологии культуры. Это направление упоминается либо в общих обзорах проблем христианской теологии, либо в очерках, посвященных многообразию культурфилософских идей.

Работы многих протестантских теологов культуры по-прежнему мало знакомы российским культурологам. Между тем эти работы в значительной степени повлияли на западноевропейский научный дискурс в области наук о

культуре. Примером могут служить идеи Дж.Эдварда Вейза мл., Ф. Шеффера, Томаса К. Одена, Стенли Гренца, обсуждаемые в западной науке.

Анализ концепций протестантского богословия дан в работах как западных, так и отечественных авторов. В ряду наиболее значимых исследований западных мыслителей следует указать на работы М. Вебера, Ф.Э. Реати, Й.Л. Громадки, Г. Гартфельда, Т. Лейна, Г. Кюнга, Л. Йозефа, А. Маграта, П. Рикёра, Б. Хегглунда, М. Эриксона, А. Швейцера.

В ряду отечественных мыслителей, затрагивающих протестантскую проблематику в своих работах, следует назвать А. Меня, В.И. Гараджу, С. Лезова, В.И. Добренькова, С.А. Исаева, А.А. Кислову, А.И. Пигалева, Л.Н. Митрохина, М.С. Уварова, А. Малера, ВА. Бачинина, Л.А. Маркову, Н.Х. Орлову, СВ. Санникова, В.К. Шохина, Н.С. Юлину, М.М. Шахнович, Л.П. Воронкову, Т.П. Лифинцеву, В.А. Петрицкого.

Огромный вклад в развитие христианской идеи культуры внесли
православные и католические мыслители. Среди католических богословов,
разрабатывавших идею культуры, можно назвать П. Пупара, Р. Гвардини,
Ж. Маритена, Э. Жильсона, Тейяра де Шар дена. Среди православных
мыслителей культурологическая проблематика занимает важное место в
трудах Н.А. Бердяева, B.C. Соловьева, С.Н. Булгакова, В.В. Розанова,
С.Л. Франка, П.А. Флоренского, Н.О. Лосского, В.Н. Лосского,

Н.Ф. Федорова. В протестантских исследованиях идея культуры отражена в работах П. Тиллиха, Д. Бонхёффера, Р. Нибура, А. Кайпера, К.С. Льюиса, Ю. Мольтмана, Д. Петерсена, Д. Ноу беля, О. Розенштока-Хюсси, X. Рокмакера, Д. Сайра, Дж. Стотта, А. Хаутепена, Т.С. Элиота, X. Кокса.

Положения, выносимые на защиту

  1. Протестантская теология культуры возникает в XX в. как теоретическая дисциплина и существует в двух основных формах: модернизма и традиционализма. Первая половина XX в. ознаменована поиском возможностей диалога с секулярной культурой, чем обусловлен поворот к теологическому модернизму. Во второй половине XX в. возникают новые концепции теологии культуры, связанные с глобальными изменениями в европейском мировоззрении. Намечается возврат к теологическому традиционализму.

  2. Активная разработка идеи культуры в теологии XX в. связана с ощущением кризиса европейской цивилизации. Богословы видели причину кризиса не только в утрате христианских ценностей, но и в неспособности церкви говорить на «современном» языке.

  3. Модернистскую теологию культуры можно описать как диалог с эпохой модерна. В этом смысле она обращена в прошлое и не может найти адекватных ответов на вызов времени. Церковь, придерживающаяся такой идеи культуры, занимает оборонительную позицию, смиряясь с «дехристианизацией» общества. Как правило, теологи этого направления в скрытой или явной форме провозглашают «смерть Бога».

4. Противоположную теологическую позицию можно представить как диалог с эпохой Постмодерна. Идея культуры здесь связана с обращенностью в будущее. Церковь, придерживающаяся такой идеи культуры, занимает наступательную позицию, стремится обличать общественные грехи и христианизировать культуру.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующих основных положениях:

впервые проанализированы в культурологическом аспекте труды таких протестантских теологов, как Дж.Э. Вейз мл., Ф. Шеффер, Т.К. Оден;

выявлены базовые тенденции формирования теологии культуры в русском протестантизме;

представлена модель развития диалога «церковь - культура» в истории европейской цивилизации;

выявлена антиномия «смерть Бога» - «смерть культуры», лежащая в основе разнообразия концепций теологии культуры в XX веке.

Методологическая база исследования

Поскольку материалом исследования являются богословско-культурологические тексты, основным методом изучения избран герменевтический анализ. В работе также используются компаративный и синхронистический методы анализа. Использование данных методов вызвано необходимостью не только сравнить теории между собой, но и сопоставить их с действительностью. Метод системного анализа позволил выявить линии взаимодействия разных теологических направлений. Анализ типологических моделей протестантской теологии культуры потребовал применения аналитико-описательного метода, предполагающего исследование отдельных элементов языка, мышления, этических установок в рамках рассматриваемых концепций.

Гипотеза исследования

Идея культуры в протестантской теологии XX в. воплощает в себе сложную проблематику соотношения светского и религиозного начал. Ощущение кризиса институциональной религии привело к развитию теологии культуры, в рамках которой концептуализировались два богословских направления. Первое направление, связанное с протестантским модернизмом, постулировало «смерть Бога», второе направление, связанное с консервативным богословием, осмысляло существующий кризис как «смерть культуры»

Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и культурологическом осмыслении работ протестантских теологов XX в., концепции которых отражают определенную идею культуры. Выявлены общие черты в разных богословских концепциях культуры и проведен их типологический анализ. На материале теологических работ показано

диалектическое развитие идеи культуры, связанное с историей западной цивилизации. Представлена модель развития отношений светского и религиозного начал в культуре христианских стран.

Практическая значимость: полученные в результате исследования выводы и предложенный аналитический материал могут быть использованы при разработке учебных курсов и составлении учебных пособий по истории культурологической мысли, философии и теории культуры, дисциплинам религиоведческого цикла.

Апробация исследования: основные положения диссертации были представлены на конференции "Исповедальные тексты культуры" в СПбГУ в 2007 г. (доклад "Дитрих Бонхёффер: возвращение к исповеди"), а также на международном семинаре «Академический дискурс северной Европы» в 2007 г. (доклад «Скандинавская библеистика XX века»). Результаты исследования обсуждались на теоретических семинарах аспирантов кафедры теории и истории культуры, использовались в педагогической деятельности автора в РГПУ им. А.И. Герцена и в Санкт-Петербургском христианском университете.

По теме диссертации автором опубликовано 6 работ, в том числе статья в издании, рекомендованном ВАК Минобразования и науки РФ для публикации результатов диссертационных исследований.

Структура диссертации: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка источников. Общий объем диссертационного исследования составляет 197 стр.

Похожие диссертации на Идея культуры в протестантской теологии XX века