Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Индустрия моды в условиях глобализации культуры Аброзе Евгений Артурович

Индустрия моды в условиях глобализации культуры
<
Индустрия моды в условиях глобализации культуры Индустрия моды в условиях глобализации культуры Индустрия моды в условиях глобализации культуры Индустрия моды в условиях глобализации культуры Индустрия моды в условиях глобализации культуры Индустрия моды в условиях глобализации культуры Индустрия моды в условиях глобализации культуры Индустрия моды в условиях глобализации культуры Индустрия моды в условиях глобализации культуры Индустрия моды в условиях глобализации культуры Индустрия моды в условиях глобализации культуры Индустрия моды в условиях глобализации культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Аброзе Евгений Артурович. Индустрия моды в условиях глобализации культуры : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01. - Санкт-Петербург, 2006. - 168 с. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. МОДА КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

1. Теоретико-культурологические подходы изучения моды 10

2. Исторические особенности развития европейской моды XIX - XXI веков 45

3. Влияние национальных культур на европейскую моду XX - XXI веков... 81

ГЛАВА 2. FASHION-ИНДУСТРИЯ - КРИЗИСНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ МОДЫ

1. Основные факторы, влияющие на становление моды как fashion-индустрии 98

2. Индустрия моды в условиях единого экономического и культурного пространства Европы 119

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 147

БИБЛИОГРАФИЯ 151

ПРИЛОЖЕНИЕ 168

Введение к работе

Одежда на протяжении тысячелетий выступает в истории культуры как важный инструмент адаптации человека к окружающей среде. Начиная с самых ранних этапов развития человечества, костюм выступает как один из важнейших инструментов культуры, в конечном счете, влияет на сам антропогенез как условие распространения человечества по планете. Идея разнообразия форм одежды проникает в глубину социокультурной структуры зарождающегося общества и захватывает различные сферы жизнедеятельности человека, сферы, которые со временем становятся экономикой, эстетикой, технологией, нравами, вкусами и стилями.

В дальнейшем накопившийся культурный опыт, в процессе которого создаются новые смыслы и образцы поведения, в том числе модного, выделяется в специальный предмет, изучаемый культурологией, социологией и психологией.

Мода в современном мире становится многогранным, разноаспектным феноменом мировой культуры, базирующимся на присущей ей разветвленной внутренней структуре и поддерживающим ряд функций в обществе.

Одним из компонентов моды самым мобильным и живо реагирующим на изменения, происходящие в экономической, социальной, культурной жизни общества является костюм - совокупность одежды, прически, аксессуаров, обуви. Именно своей подвижностью во времени, оперативностью реагирования и точностью передачи особенностей периода интересна для исследования мода в костюме.

Противоречивость трактовок моды в истории обусловлена изменением ориентации общества, влияющих на уровень мотивации поведения, и на ценности культуры.

Изыскания ученых в спектре ряда гуманитарных наук, таких как психология, культурология, социология антропология, представляют собой

мощный пласт теоретической и практической базы для широкомасштабной научной работы. Комплексное изучение процесса развития европейской моды, описание функций, определение места моды в культуре, прогнозирование развития и влияния моды на поведенческие мотивации, современная градация потребителей в сфере моды, динамику совершенствования менеджмента моды, а самое главное, воздействие глобализации на мировые культуры и моду, в частности, определило необходимость данного культурологического исследования.

Предпринятый анализ научных работ, созданных в этой сфере демонстрирует необходимость применения нового методологического подхода к проблемам комплексного междисциплинарного изучения явления моды в европейской культуре, и, в частности, современного функционирования этого феномена в едином социально-культурном пространстве объединенной Европы. Раскрытие культурологических, социальных, культурно-антропологических и психологических особенностей механизма моды даёт возможность не только проследить эволюцию модных объектов и модных стандартов, но и способствует более глубокому проникновению в суть изменений, происходящих в культуре на настоящем этапе.

Комплексное исследование эволюционного процесса европейской моды, описание функций, изучение места моды в культуре, прогнозирование развития и влияния моды на поведенческие мотивации, современную градацию потребителей в сфере моды, динамика совершенствования менеджмента моды -вот задачи, которые вызвали необходимость проведения данного культурологического исследования.

Степень научной разработанности проблемы.

Феномен развития моды в европейской культуре XX века, перспективы развития индустрии моды и совершенствование менеджмента в сфере моды XXI века в ходе объединения Европы и углубления процессов глобализации, выступают как серьезный объект междисциплинарных научных изысканий.

Исследования ученых в спектре отдельных наук представляют собой значительный пласт теоретической и практической базы для научной работы.

Функции культуры представлены в трудах С.Н. Артановского, С.Н. Иконниковой, Б. Малиновского, Р. Мертона, Т. Парсонса, Э.В. Соколова.

Общие вопросы генезиса сознания получили развитие в работах В.М. Бехтерева, В.Б. Иорданского, В.В. Налимова, И.Г. Яковенко.

Мода с позиций культурологии подробно изучена Г. Зиммелем, Л.В. Петровым, Ю.И. Романовым, Э. Сепиром, Й. Хейзинги.

Исследования теории и истории моды освещаются в книгах М. Алпатова, И.А. Андреевой, С.Н. Беляевой-Экземплярской, А.А. Васильева, А.Б. Гофмана, Ш. Зелинг, Ф.Ф. Комиссаржевского, Л. Кибаловой, Н. Которн, М.Н. Мерцаловой, А.Н.Соколова.

С точки зрения социологии и культурной антропологии мода отражена в исследованиях Г. Блумера, Т. Веблена, В. Зомбарта, Е. Каца, П. Лазерфельда, С.Н. Иконниковой, Л.В. Петрова, Э. Рейзема, Г. Спенсера, У.Г. Самнера, Г. Тарда, В.А. Ядова.

Проблематику моды с точки зрения семиотики изучали Р. Барт, Ж. Бодрийяр, Н.М. Калашникова, СТ. Махлина.

Психологии моды посвятили свои труды Э. Богардус, Ю.В. Бореев, М.И Килошенко, Я.Е. Коломинский, Н.А. Коробцева, А.Н. Леонтьев, Б.Д. Парыгин, Б.Ф. Поршнев, Я. Стреляу, X. Хекхаузен.

Эстетика и этика моды раскрывается в работах В.А. Андреевой, В.Т. Армавской и Н.В. Щербаковой, В. Брун, М. Верт, А.Г. Голыбиной, Л.М. Горбачева, В.И. Казаринова, Т.В. Козлова, Т.В. Кузнецовой, Т.Б. Любимова, Л.В. Орловой, В.Н. Пажина, М.Н. Панкратова, А. Смита, З.Л. Совдагаровой, М. Тильке, Е.Н. Устюгова, А.Г. Харчева, Г.Г. Шубина.

Объект исследования: феномен моды в европейской культуре, в период конца XIX начала XXI веков.

Предмет исследования: индустрия моды в условиях глобализации культуры.

Цель и задачи исследования: Основной целью работы является

установление закономерностей и определение механизма изменения моды в

культуре XX века, выявление значения феномена моды на уровне

междисциплинарных связей в культурных процессах XXI века,

взаимозависимости моды и личности, общества и моды, ассимиляции и

аккультурации в процессах глобализации Европы.

В соответствии с поставленной целью в исследовании определяются

следующие задачи:

Проанализировать существующие теории в сфере моды;

Определить место и значение моды в европейской культуре в обозначенный исторический период, ее превращение в fashion-индустрию;

Исследовать корни зарождения Haute couture, как базиса развития современной моды, влияние ее исторически сложившихся традиций в культуре XX века на моду XXI века;

Выявить значение домов моды и функции PR в развитии fashion-индустрии.

Изучить взаимосвязь детской (подростковой) субкультуры и современной моды;

Осуществить прогнозирование перспектив развития европейской моды как элемента культуры в условиях процессов глобализации.

Методологическая и теоретическая основа исследования: положения культурологии, рассматривающие культуру как целостную систему. Культурные тексты изучаются как концептуальные мировоззренческие структуры, отображающие мироощущение носителей данной культуры.

Теоретическим обоснованием исследования послужили работы: Р. Барта, Ж. Бодрийяра, Т. Веблена, А.Б. Гофмана, Г. Зиммеля, С.Н. Иконниковой,

И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, М. Мид, Л.В. Петрова, Д. Радьяра, Э. Сепира, А. Смита, Г. Тарда.

Для выполнения задач исследования был применён системный подход, опирающийся на методологические предпосылки современной культурологии. Приоритетными методами для исследования стали историко-культурологический, историко-сравнительный, структурно-функциональный, семиотический подходы, комплекс методов теоретического, кросс-культурного анализа. За основу было взято положение, что моду как существенную форму культуры определяют две взаимодействующие тенденции: а) стремление к единству, длительности, равенству; б) движение к изменению, создание особенных и неповторимых черт.

Источники исследования. Исследование проведено на материалах философии, культурной антропологии, психологии, социологии, истории, менеджмента культуры, маркетологии, политологии.

Научная новизна исследования:

Феномен моды рассмотрен комплексными методами культурологии, социальной антропологии, семиотики, маркетологии;

Системно исследован процесс развития моды в европейской и мировой культуре XX века, выявлены этапы превращение моды-искусства в моду-индустрию;

Установлено значение Домов моды и обозначены функции PR в развитии моды-индустрии в европейской и мировой культуре XX-XXI веков.

Выявлена взаимосвязь детской (подростковой) субкультуры и современной моды.

Проанализированы проблемы глобализации, влияющие на моду, сделаны предположения о возможных перспективах развития моды в условиях объединенного мира, ассимиляций культур и аккультурации, а также влияния процесса этно-культурного разнообразия.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Процессы трансформации, происходящие в моде на рубеже XX и XXI веков, являются следствием взаимопроникновения различных влияний: развитием традиций Haute couture, заложенных европейскими Домами Высокой моды в начале прошлого века, с одной стороны, и глобализацией как мощным экономическим и социокультурным явлением современности, - с другой.

  2. Процесс развития европейской и мировой моды в целом в свете процессов глобализации имеет следствием превращение моды-искусства, в моду-индустрию; менеджмент моды, включающий в себя PR, отражает тенденцию включения индустрии моды в мировую экономику.

  3. Процессы глобализации оказывают глубокое воздействие на моду рубежа XX и XXI веков, навязывая массовому потребителю образы модных стандартов поведения и потребления (имиджевых, сексуальных и т.п.) размывая ценностную специфику национальных культур.

  1. Вместе с тем современная мода в контексте глобализации отходит от европоцентризма и становится все более мультикультурной по своей сути. Создатели моды вдохновляются самобытными образами и идеями воспринятыми из этно и национальных культур, в частности этнического костюма, в свете эстетического плюрализма изменились каноны красоты - это нашло отражение в появлении афро и азиатских типов лиц в рекламе, моделей на подиумах.

Научно-практическая значимость исследования. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в исследовательской работе по изучению и описанию процессов современной культуры; при подготовке практических работников в сферах созидания, изготовления и продажи, модных образцов; а также в учебно-педагогической практике при составлении учебников и пособий, для чтения лекций и проведения семинарских занятий по курсам культурологии, культурной антропологии, социологии, семиотике культуры, психологии, теории, истории и менеджмента моды.

Апробация результатов исследования. Результаты проведённого исследования и ряд положений диссертации отражены в лекциях «Мода XX века», «Теория и практика моды» и «Модельный бизнес», при подготовке программы лекций курса «Социология и психология моды», прочитанных автором на отделении «Мировое искусство моды» факультета «История мировой культуры» СПбГУКИ. Результаты докладывались на 6-й международной научной конференции «Мода и дизайн: исторический опыт -новые технологии» (С.-Петербург, 2004 г.), на методологическом семинаре и заседаниях кафедры теория и история культуры СПбГУКИ.

Объём и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих несколько разделов; заключения, списка литературы, содержащего около 190 наименований, и приложения.

Теоретико-культурологические подходы изучения моды

На протяжении веков многие учёные стремились раскрыть динамику моды, вывести сущность законов, управляющих поведением людей в этой области культуры. Гениальный итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер Леонардо да Винчи (1452-1519) в своем «Трактате о живописи» категорично высказывался относительно излишеств и прихотей моды, способных «терзать того, кто хочет быть красивым». Характеризуя истинную красоту, великий мыслитель обращался к своим современникам: «Разве ты не видишь, что среди [всех] человеческих красот красивейшее лицо останавливает проходящих, а не богатые уборы? И это я говорю тебе, который украшает свои фигуры золотом или другими богатыми узорами. Не видишь ли ты, что сияющие красоты юности уменьшаются в своем совершенстве от чрезмерных и слишком изысканных украшений, не видал ли ты, как горские женщины, закутанные в безыскусственные и бедные одежды, приобретают большую красоту, чем те, которые украшены? Не следует носить вычурных головных уборов и причесок, ибо для пустых голов [достаточно, если] один-единственный волос положен на одну сторону больше, чем на другую, [чтобы уже] носитель его ждал для себя от этого великого позора, думая, что окружающие оставляют все свои первоначальные мысли и только и говорят об этом, и только это и порицают; у подобных людей в советниках всегда зеркало и гребень, и ветер, губитель роскошных причесок, их главный враг».1 Призыв к сохранению естественной красоты данной человеку природой, совершенству тела, а не изысков в одежде звучит в речи ученого. Несмотря на негативное отношение к моде, важен сам факт внимания к феномену со стороны блистательнейшего мыслителя эпохи Высокого Возрождения.

Далее Леонардо да Винчи, уже с точки зрения художника высказывается о приличествующей манере носить одежду, обращая внимание, как на возраст, так и социальный статус, рекомендуя старцу наиболее приспособленный его возрасту и благопристойности костюм - тогу, а юношу наставляя носить одежды, которые едва закрывали бы шею выше плеч, делая исключение для посвятивших себя религии, и предостерегая современников от слепого следования моде: «И следует избегать, насколько можно больше, костюмов своего века, разве только встретятся такие, как вышеназванные; ими не следует пользоваться, кроме разве у таких фигур, которые должны быть похожи на надгробные статуи в церквах, чтобы они предохранили от смеха наших преемников над глупыми выдумками людей или же чтобы они заставляли удивляться своим благородством и красотой».

Огромный интерес для изучения представляют наблюдения Леонардо да Винчи за феноменом, которому впоследствии уделят огромное внимание Джон Флюгель в своей теории «изменения эрогенных зон» одежды и выдающийся культурантрополог Крёбер вместе с Д. Ричардсон в работе «Три века моды в женской одежде: количественный анализ». Историко-статистическое исследование, написанное многими столетиями позже в 1940 году, суть которого сводится к диагностике закономерностей изменений некоторых параметров женской одежды за триста лет с целью обнаружения зависимости этих изменений от динамики социальной жизни. С целью сохранения целостности картины позволим себе привести наблюдения Леонардо да Винчи полностью: «И я теперь вспоминаю, что в дни моего детства я видел людей, больших и малых, у которых все края одежд были повсюду изрезаны зубцами, от головы до пят и по бокам; и в то время это казалось такой прекрасной выдумкой, что изрезывали зубцами еще и эти зубцы и носили такого рода капюшоны и башмаки и изрезанные зубцами разноцветные петушиные гребни, которые выступали из главных швов одежды; а я видел [такие же] башмаки, шляпы, кошельки, оружие, которое носят для нападения, воротники у одежд, нижние края камзолов, шлейфы одежд; действительно, у всякого, кто хотел казаться красивым, все, до самого рта, было изрезано длинными и острыми зубцами. В другое время начали разрастаться рукава, и они были так велики, что каждый сам по себе был больше всего костюма. Потом одежды начали подниматься к шее настолько, что, в конце концов, покрывали всю голову.

Потом начали обнажать до такой степени, что материя не могла поддерживаться плечами, так как она на них не опиралась. Потом начали так удлинять одежды, что у людей руки все время были нагружены материей, чтобы не наступать на нее ногами; потом одежды стали такими короткими, что одевали только до бедер и локтей, и были столь узки, что причиняли огромное мучение, и многие из них лопались. И ноги были так затянуты, что пальцы ложились друг на друга и покрывались мозолями».3

Исторические особенности развития европейской моды XIX - XXI веков

Период, открывшийся Парижской коммуной и охвативший примерно три десятилетия, имеет большое значение в исторических судьбах человечества. Он оказал влияние на многие политические, экономические и культурные процессы, происходящие в обществе, которые ощущались на протяжении столетий и в некоторой мере действуют и сейчас.

Экономический строй и политическая надстройка наиболее развитых стран на рубеже XIX - XX веков подверглись значительным изменениям, оказавшим существенное влияние на культурные процессы. Перечислим основные, имеющие отношение к эволюции европейской моды.

1. Изобретение новейших технологий в различных сферах производства, развитие массового поточного производства стандартизованных изделий способствовали использованию новых материалов в изготовлении одежды и возникновению вторых и третьих линий ведущих модных домов, что с течением времени привело к созданию «pret-a-porter».

2. Формирование энергетической базы каждой из отдельно взятых стран компенсировало возрастающие потребности старых и вновь созданных предприятий в электричестве.

3. Возникновение новых отраслей промышленности66 существенно влияло на большинство сфер производства.

4. Увеличение сети железных дорог, развитие воздухоплавания и авиации обеспечивало расширение капиталистического мирового хозяйства. Развитие транспортной отрасли способствовало вовлечению сырьевой и территориальной баз стран Азии и Африки.

5. Технический прогресс средств связи открыл новые возможности массовой коммуникации. Изобретение фонографа и кинематографа - прорыв в сохранении и распространении культурных ценностей.

6. Вывоз капитала за рубеж усилил потенциал банковских учреждений.

7. Увеличилась военно-стратегическая функциональность колоний, открыв дополнительные рынки не только странам колонизаторам, но и их союзникам.

8. Изменение роли и удельного веса различных стран в мировой экономике, привело к обострению борьбы за рынки и стало причиной экономических кризисов в разных странах.

9. Возникновение монополий или монополистических объединений,67 концентрируя производство и капитал, поглотило мелкие предприятия или предоставило им право подчинённых структур.

10. Сращивание банковского и промышленного капиталов привело к расширению возможностей банков и промышленных предприятий, увеличению производства и умножению прибылей.

Хотя в целом объём мирового производства вырос более чем втрое, тем не менее, наметился стабилизирующийся дисбаланс в темпах развития тяжелой и лёгкой индустрии. Сельское хозяйство всё более отставало от промышленности, что оказывало существенное влияние на развитие экономики в целом.

Анализируя особенности французской экономики в последней трети XIX века, следует отметить значительное увеличение объёмов производства продукции в угольной и текстильной промышленности. Наметилась стабильная тенденция развития банковского капитала с вектором к промышленному. Одним из главных видов деятельности банков являлось предоставление кредитов и займов, вследствие чего Франция получила статус рантье Европы.

В международной торговле основу экспорта составляли предметы роскоши, меньше текстиль и уголь. В импортных поставках доминировали машины различного назначения.

Основные факторы, влияющие на становление моды как fashion-индустрии

К основным факторам влияющим на становление моды-индустрии следует относить: дизайн, сексуальную культуру общества и детскую, подростковую, а равно молодежную субкультуры.

Необходимо отметить две важные черты культуры XIX века:

1. Утверждение ценностей буржуазного образа жизни, что проявлялось в ориентации на потребление и комфорт, а в искусстве привело к появлению новых художественных стилей (ампир, академизм, псевдоромантизм и т. п.)

2. Совершенствование институционных форм культуры, т. е., объединение разрозненных прежде академических учреждений культуры: музеев, библиотек, театров, художественных выставок. Появилась художественная промышленность. Искусство превратилось в товар и структуру буржуазных экономических отношений.

Важнейшим достижением культуры XIX века, особенно значимым для моды стало появление искусства фотографии и дизайна. Развитие фотографии привело к пересмотру художественных принципов графики, живописи, скульптуры, соединило художественность и документальность, что не достижимо в других видах искусства. Основу дизайну положила Международная промышленная выставка в Лондоне в 1850 году. Ее оформление знаменовало сближение искусства и техники и положило начало новому виду творчества - реакции на стихийное формирование визуальных и функциональных свойств предметной сферы. Дизайн отражает новые, более сложные формы функционирования современного общества и призван разрабатывать образцы более рационального построения предметной сферы, где можно выделить как ведущие два направления:

1. Проектирование эстетических свойств промышленных изделий (узкая проблематика). 2. Функционирование производства, потребления, существования людей в предметной среде (широкая проблематика).

Стилистическая характеристика модного предмета представляет собой синтез черт утилитарно-технической направленности, отвечающих за интерные связи между компонентами структуры объекта дизайна, и социально-культурного статуса вещи, экстерной связи объекта с предметным миром материально-художественной культуры.

Следует определить три основных значения, представляющих виды стилизации в дизайне:

1. Сознательное использование дизайнером знаков определенно фиксированного стиля при проектировании изделия;

2. Прямое или опосредованное назначение очевидных визуальных признаков отдельно представленного культурного образца в проекции на разрабатываемый дизайнером предмет. Работа направлена в первую очередь на внешнее оформление - декор, пластические, цветографические, текстурные характеристики;

3. Имитация внешних признаков и форм естественных или искусственных объектов окружающей среды. Суть стилизации этой группы приведение к примитино-формальному обобщенному прочтению внешних признаков предметов их объемно-пластических, колористических и графических тем, для решения задач смыслового и декоративного воздействия, стилевой выразительности.

Со стилизацией в дизайне, особенно применительно к дизайну модной одежды соседствует стайлинг (styling), трактуемый как обособленный вид формально-эстетической модернизации разрабатываемого объекта. В данном случае дизайнерскому воздействию подвергаются внешние признаки изделия, его вид. В индустрии моды стайлинг связан со сменой модели или силуэта костюма, обновлении коллекции дизайнера. Функциональные характеристики объекта моды существенно не изменяются, сохраняя свое основное назначение. Посредством стайлинга вышедшая из моды вещь может получить формальную новизну, обеспечив потребительский спрос через современность и утилитарность внешних признаков, создаваемых производителями модного продукта.

Похожие диссертации на Индустрия моды в условиях глобализации культуры