Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Телевидение в контексте глобализации культуры Мухамед Наим

Телевидение в контексте глобализации культуры
<
Телевидение в контексте глобализации культуры Телевидение в контексте глобализации культуры Телевидение в контексте глобализации культуры Телевидение в контексте глобализации культуры Телевидение в контексте глобализации культуры Телевидение в контексте глобализации культуры Телевидение в контексте глобализации культуры Телевидение в контексте глобализации культуры Телевидение в контексте глобализации культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мухамед Наим. Телевидение в контексте глобализации культуры : Дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 : Москва, 2003 124 c. РГБ ОД, 61:04-9/100-4

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ.12

1.1. Телевидение как средство массовой информации 12

1.2. Культурная политика и телевидение 36

ГЛАВА 2. ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК ФАКТОР ГЛОБАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ 55

2.1. Глобализационные процессы и современные телекоммуникации 55

2.2. Культурная политика телевидения Сирии 76

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...115

Введение к работе

Актуальность исследования. Доминирующей мировой тенденцией развития СМИ за последние десятилетия является все более интенсивное и широкое внедрение телевидения, а с 80-х годов XX века и компьютерной техники в жизнь современного человека. В современном мире с развитыми массовыми коммуникациями телевидение превращается в значительный и многофункциональный социокультурный институт, активно участвующий в глобализационных процессах современности. Во всем мире оно является самым популярным средством массовой коммуникации, выступая и как неотъемлемая часть культурной жизни, что, безусловно, вызывает к себе исследовательский интерес и требует глубокого осмысления.

Создаются глобальные информационные каналы с привлечением средств спутниковой связи, Интернета. Глубинные изменения в сфере информационных технологий приводят к революционным переменам в различных сферах культуры и жизнедеятельности современного человека, к большей открытости и демократизации мирового сообщества.

На сегодняшний день одной из функций современного телевидения в культурном контексте вполне может считаться укрепление международных отношений, поддержание, раскрытие и развитие общественных связей между различными странами. Комплексные социокультурные, политические, экономические преобразования, рост образовательного и культурного уровня населения, резко увеличивающиеся объёмы общей информации, циркулирующей в СМИ, и бурное развитие систем телекоммуникации делают необходимым изучение воздействия телевидения на современное общество.

Поэтому в сложившейся ситуации систематизированное изучение культуротворческих, социальных, психологических закономерностей функционирования телевидения и стратегии его развития является весьма

актуальным. Знание и раскрытие этих закономерностей позволит в будущем ещё более целенаправленно ориентировать работу телевидения на решение общеобразовательных и культурных задач, стоящих перед обществом, а также успешно привлекать большее число зрителей из разных слоев населения, что повысит эффективность процесса социализации и коммуникации.

При этом социокультурные аспекты современных коммуникативных процессов в развивающихся странах затрагиваются в недостаточной степени, хотя исследование их крайне существенно, так как позволяет понять тенденции развития современных национальных культур, а также исследовать роль телевидения в глобализационных процессах современности, в диалоге различных стран и народов. Изучение воздействия телевидения на культурные процессы и общество в целом на примере функционирования телевидения Сирии представляется нам актуальной задачей в целях прогрессивного развития страны в контексте модернизационных процессов, переживаемых народами Азии.

Степень разработанности темы исследования.

Современное состояние научного осмысления роли телевидения как фактора воздействия на динамику общества и культуры свидетельствует о большом интересе к этой проблеме со стороны научной общественности.

Воздействие массовой коммуникации на современные общественные процессы и идеологию были предметом рассмотрения таких исследователей, как Л.Н.Землянова, В.П.Конецкая, П.Лазарсфельд, Г.Лассвелл, Р.Мертон, М.Маклуэн, М.М.Назаров, Э.А.Орлова, Г.Г.Почепцов, К.Э.Разлогов, Э.В.Соколов, В.П.Терин, А.Я.Флиер, Ю.Хабермас, Г.Шиллер и др.

Становление глобальной культуры и новейшие информационные технологии в глобальном масштабе изучались такими авторами, как А.И.Арнольдов, А.С.Ахиезер, П.С.Гуревич, Л.Г.Ионин, М.С.Каган,

Э.С.Маркарян и др. Также проблемы глобализации изучались известными западными авторами У.Беком, Д.Беллом, Ф.Броделем, И.Валлерстайном, Э.Гидденсом, М.Кастельсом, О.Тоффлером и др.

Средства массовой информации Сирии были объектом рассмотрения таких исследователей, как Хаддур Адиб, Ясир Аль-Фаху, Таха Хуссейн и др. Они исследовали роль средств массовой информации в современной сирийской культуре, выявляли перспективы развития и пути устранения недостатков в работе.

Средства массовой информации Сирии были рассмотрены в коллективных трудах обобщающего характера и российских исследователей. Таких, как В.П.Викторов, Б.Г.Гафуров, А.А.Дружинина, Б.С.Ерасов, Н.А.Длин и др. Предметом их научного интереса являлись страны арабского региона и развитие массовых коммуникаций в странах Азии.

Вместе с тем, если в целом средства массовой информации и их функции в современном обществе довольно широко изучались как в Сирии, так и за рубежом, то тенденции развития и функции телевидения изучены в недостаточной степени.

Цель исследования.

Научная цель исследования состоит в изучении специфики телевидения в социокультурном аспекте, а также его воздействия на культурно-информационное пространство, что напрямую связано с выявлением роли новых информационных технологий в жизни современного общества, их влияния на культуру и на массовое сознание в глобализирующемся мире.

Реализация данной цели предполагает постановку и решение следующих исследовательских задач:

- рассмотреть место, специфику и роль телевидения в системе современных средств массовой информации;

- выявить характерные черты экранной культуры и значение
телевидения в расширении визуализации современной культуры;

определить социокультурные функции телевидения;

выявить позитивные и негативные последствия широкого внедрения телевидения в современную культурно-информационную среду;

определить роль телевидения в проведении культурной политики;

выявить основные тенденции глобализации культуры;

определить специфику влияния телевидения на развитие современных национальных культур;

охарактеризовать культурную политику Сирии и роль телевидения в проведении социокультурного курса страны.

Объект исследования.

Объектом исследования является телевидение как социокультурный феномен.

Предмет исследования.

Состояние, тенденции развития и функции телевидения как фактора глобализации национальных культур и интенсификации межкультурных взаимодействий.

Методологические основания исследования. В данной работе автор опирался на фундаментальные методологические идеи современных наук о культуре. Методологически значимыми для исследования были работы структурно-функционального направления, в которых функции массовой коммуникации изучались на уровне общества. Такие исследователи, как П.Лазарсфельд, Р.Мертон, Г.Лассвел рассматривали массовую коммуникацию как средство поддержания функционирования общества, культурных норм и ценностей, образцов и идеалов, социальной общности и социальных связей, обеспечения преемственности культуры, и т.п.

Автор руководствовался также важнейшими разработками в области анализа средств массовой коммуникации, в частности, идеями исследователя критического направления Ч.Р. Миллса, который рассматривал телевидение и другие средства массовой коммуникации как инструмент формирования общественного мнения и средство политического управления и контроля в массовом обществе.

Методологической основой исследования являются также разработки Н.Постмана, выступавшего с критикой массовой культуры, проводником которой является и современное телевидение. Важными для нашего исследования были и идеи М.Маклуэна, который одним из первых осознал роль телевидения и других форм массовой коммуникации в культурной эволюции.

Осмыслению теоретико-методологических проблем, связанных со становлением современной массовой культуры и массовым сознанием, посвящены труды Т.Адорно, Д.Белла, М.Вебера, А.Моля, С.Московичи, Э.Шилза, П.Штомпки и др., также представляющиеся автору весьма существенными для данного исследования.

Методологически значимыми для нас были работы российских культурологов, посвященные фундаментальным проблемам массовой культуры, глобализации и роли массовой коммуникации в современном мире. Это исследования Г.В. Аванесовой, А.И. Арнольдова, Л.Г. Ионина, Б.С. Ерасова, Э.А. Орловой, А.Я.Флиера.

Методы исследования.

В диссертационном исследовании использовались различные методы в соответствии с целями и задачами, поставленными в работе, а также в соответствии с особенностями предмета исследования. Использовался анализ социокультурных процессов на фоне глобальных изменений, связанных с формированием экранной культуры и влиянием информационной

революции. В исследовании также использовались эмпирические методы: контент-анализ, просмотр программ национального телевидения, беседы с телезрителями и экспертами средств массовой информации. В качестве теоретических методов были использованы: метод изучения материала от абстрактного к конкретному, генетический и компаративный.

Научная новизна и теоретическая значимость. Заключается в изучении телевидения в контексте глобализационных процессов современности как мощного инструмента управления массовым сознанием, в выявлении социокультурных механизмов телевидения и последствий его воздействия на культуру на основе анализа современной телевизионной практики на примере Сирии. В связи с этим научная новизна исследования состоит в том, что

' - выявлены значение и роль телевидения в расширении визуализации современной культуры, а также место телевидения в современной экранной культуре;

- выявлены социокультурные последствия широкого внедрения телевидения в общественную практику;

телевидение рассмотрено как инструмент проведения культурной политики;

выявлены основные тенденции глобализации культуры, связанные с телекоммуникацией;

даны прогнозы развития телевидения в глобализирующемся мире, очерчены его перспективы;

определена роль телевидения в развитии современных национальных культур;

- признана необходимость противодействия универсализирующей
тенденции, «американизации» национальных культур посредством
телевидения и других средств массовой информации;

- исследована роль и функции сирийского телевидения в контексте глобализационных процессов и межкультурных взаимодействий.

Положения, выносимые на защиту.

Авторское понимание сущности и роли телевидения в контексте экранной революции и формирования глобального сообщества отражается в следующих положениях, выносимых на защиту.

1. Потребности развития современного общества диктуют
доминирование экранной культуры, поскольку она отвечает таким
требованиям современности, как оперативность, информативность,
наглядность и представляет собой универсальную информационную среду,
сочетающую в себе возможности книги, изобразительного и других видов
искусств.

2. Телевидение является инструментом проведения культурной
политики. Оно создаёт своеобразные «социальные матрицы», формирующие
определённый тип личности, её поведение и стиль. Но не следует забывать и
о том, что контроль, осуществляемый телевидением, может быть ограничен
или снят всё той же личностью, её умением ориентироваться в
информационном потоке и отбирать нужную информацию, что связано с
духовной культурой воспринимающей личности. Поэтому, развивая культуру
личности, общество приобретает защиту от манипулятивных воздействий
любой пропаганды.

3. Глобализация интенсифицицирует протекание культурных
процессов в мировом сообществе, в том числе и в развивающихся странах. В
условиях глобализации появляется возможность оперировать всеми
возможными видами информации в единой структуре знания. Подчиняя себе
постепенно все сферы жизни и области деятельности человека, глобальная

информация активизирует взаимодействие между народами в области культуры.

4. Особую роль в глобализации культуры играет телевидение. В
современном мире с развитыми массовыми коммуникациями оно
превращается в значительное и многоплановое социокультурное явление,
активно участвующее в глобализационных процессах современности.
Телевидение во всём мире является самым популярным средством массовой
коммуникации, оно выступает неотъемлемой частью национальной
культурной жизни.

5. Телевидение выполняет двойственную функцию в эпоху
глобализации. С одной стороны, оно помогает зрительской аудитории
приобщиться к мировой культуре, а с другой стороны, вполне реальна
опасность информационного неравенства между различными странами и
регионами, когда одни выступают трансляторами информации, а другие
всего лишь реципиентами.

6. Телевидение как институт социального управления и воздействия на
массы испытывает на себе модернизационные процессы, принимая самое
непосредственное участие как во внутренних аспектах модернизации
развивающихся стран, так и оказывая непосредственное влияние на самые
широкие слои населения. Анализ развития основных модернизационных
тенденций в Сирии позволяет нам утверждать, что в наши дни ни одна страна
уже не может позволить себе обойтись без развития и применения высоких
технологий. Телевидение имеет огромный культуротворческий потенциал,
который необходимо использовать для развития межкультурных связей,
обеспечения культурной преемственности, гуманизации и демократизации
общества.

Практическая значимость.

Материалы и результаты исследования позволят значительно улучшить, оптимизировать и совершенствовать работу телевидения, а также на основе анализа его функций и воздействия на массовую аудиторию использовать его широкие возможности в культурном строительстве в странах арабского региона, в частности, в Сирии.

Материалы диссертации могут быть интересны сотрудникам телевидения, а также органам управления культурой для выработки оптимальной культурной политики в области средств массовой информации.

Диссертация может использоваться при подготовке национальных кадров в сфере телевещания, а также в лекционных курсах по культурологии, социологии, истории культуры стран и регионов и т.п.

Апробация работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в рамках научных международных, российских и других конференций. В частности, на научно-практической конференции «Проблемы современной философии и социального управления в условиях современного российского общества» (Москва, 2003), на международной научной конференции «Созидательная миссия культуры» (Москва, 2003). По результатам исследования опубликованы научные статьи.

Структура работы определяется логикой и целями исследования, актуальностью и степенью разработанности проблемы. Диссертация включает введение, две главы, заключение и список литературы.

Телевидение как средство массовой информации

Истоки и предпосылки возникновения телевидения мы находим в 70-х годах XIX века. С открытием электричества, законов электротехники человечество стремительно продвигалось по пути внедрения новых открытий во все отрасли экономики, что привело к изменению социокультурной ситуации в целом.

В 1900 году К.Д.Перский впервые употребил термин «телевидение», television (сначала, в 1889 он же употребил «телевизирование»). Наконец, практические исследования в области электрической телескопии Б.Л.Розинга привели к предложенному им в 1902 году способу соединения электроннолучевой трубки в телеприёмнике с электрохимическими светочувствительными элементами передающего устройства. Трубка при этом снабжалась отклоняющими луч электромагнитами. Сходный способ передачи рисунков разрабатывался и в Германии М.Дикманом и Г.Глаге (запатентован в 1906г).

Тщательным образом проработав каждую деталь своего аппарата, Б.Л.Розинг подал заявку на патент нового «способа передачи изображений» и получил его в 1908г. в Англии, в 1909г. - в Германии ив 1910г. — в России.

Днём рождения телевидения признано 9 мая 1913 года, когда была впервые произведена передача изображения на расстояние при помощи электронно-лучевой трубки1.

Одновременно с мощными техническими новациями мир претерпел и глубокие структурные изменения. Появившиеся возможности переработки,

архивации и трансляции информации, позволяют говорить и о трансформации общества в целом в информационное.

Современные исследователи трактуют и саму культурно-информационную среду, в которой отныне придётся жить человеку как информационно-виртуальную, в которой органические продукты деятельности тесно переплетены с искусственными, а реальное неотделимо от виртуального.

На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что отдельный человек непосредственно влияет на основные процессы, происходящие во всём мире. Например, событие, произошедшее с одним человеком, транслируется другим без какой-либо задержки во времени на весть мир, после чего каждый человек планеты имеет возможность вмешиваться в этот процесс, анализировать и корректировать его. Многие современные исследователи отдают приоритет совместному развитию человека и природы как необходимому элементу его выживания в формируемой им же техно-информационной среде.

Становится очевидным, что духовное развитие человека не находится на конечной стадии. Напротив, у человека появилось множество возможностей комплексного развития отнюдь не в противоречии целостности динамичного миропорядка. Несомненно также, что понятие ноосферного космоса, отражает все стороны жизнедеятельности человека и все связи человека и природы, человека и информационных потоков. Такое определение - необходимый инструмент для анализа современной информационно-коммуникативной цивилизации, которая, в свою очередь, есть несомненная часть качественно нового информационно-энергетического направления развития человечества.

Знания, накопленные человечеством за всё время развития многих цивилизаций, оказываются непрочными, подвергающимися воздействиям со стороны информационных «программ-вирусов», если провести аналогию с компьютеризированным миром программ, применяемых в том числе и для обработки телевещательных материалов. Знание о технических достижениях XIX века стремительно устаревает, а те факты, которые казались доминирующими в общественном сознании несколько десятилетий назад, представляются спорными или недостоверными.

При этом современная информация в чистом виде, по сути, не совмещается с сознанием человека, а иногда и попросту «конфликтует». Сейчас всё чаще исследователи с тревогой говорят о значительной трансформации общественного и личного сознания, позволяющей уже употреблять терминологию «клиповое сознание», «манипуляция массовым сознанием» и т.д.

Телевидение является средством массовой информации, поэтому рассмотрим представления об информации в современном научном знании. В известном смысле, информация представляет собой проекцию и наложение знания на различные технологические схемы. Информацию мы получаем и с экрана телевизора, но это особый род воспринимаемой информации: аудиовизуальная информация.

Не случайно, что само понятие «информация» в смысле экзистенциального знания, объективизированного и автономного, возникло лишь в XX веке. До этого на всём протяжении культурно-исторического развития человечества знаки и образы, хранящие и передающие то или иное знание, были более сопоставимы с переживанием.

Знание об информации, таким образом, стремительно развивалось именно в XX веке. Была предложена следующая классификация информации: семантическая информация, подчиняющаяся законам общечеловеческой логики, и эстетическая информация, не подчиняющаяся таковым (А.Моулз). Семантическая информация, обращенная к человеческому здравому смыслу, при этом интравертна. Она побуждает человека к действиям, направленным на соблюдение своих интересов.

Напротив, эстетическая информация, особенно проистекающая в результате воздействия средств массовых коммуникаций и в первую очередь телевидения, пробуждает в большей степени архаические, инстинктивные, эмоциональные и неосознанные переживания. Реальное положение и соотношение вещей становится второстепенным при трансляции эстетической информации. Факты, логические выводы при этом проигрывают по сравнению с эмоциональной реакцией, смешанной с архаическими переживаниями индивида.

Культурная политика и телевидение

Если рассматривать телевидение как социальный институт, встроенный в политическую и культурную систему данного общества, то необходимо отметить, с одной стороны, воздействие телевидения на массовое сознание, а с другой стороны, воздействие данной общественной системы на телевидение и другие СМИ, постоянный их контроль со стороны государственных структур.

Формирование общественного мнения становится одной из главных социальных функций телевидения, именно в связи с этим оно получает возможность социального управления и контроля в качестве носителя социальной информации. Масс-медиа приобретают статус четвёртой власти, которая оказывает влияние на всю общественную практику в условиях глобализации экономики и культуры. Опыт различных стран мира свидетельствует о том, что телевидение служит политическим, социальным, экономическим и другим интересам власти. И происходит это весьма ненавязчиво и незаметно.

Средства массовой информации уже в первые десятилетия своего возникновения осознавались как важные инструменты социального управления и контроля. Голливуд в Соединённых Штатах стал поистине «фабрикой грёз», концерном, сформулировавшим принципы развития целого народа и мощной страны, находившейся в глубокой депрессии.

Ситуация в мире подверглась ещё более коренным изменениям с момента изобретения телевидения. Телевидение - это особый социальный институт, который воздействует на общественные процессы, усиливая интеграцию или дезинтеграцию общества, ускоряя или замедляя социальную динамику. Телевидение - это и определённая технология социального контроля и управления. Теоретики массовых коммуникаций Дж.Гербнер, П.Лазарсфельд, Г.Лассуелл, Р.Мертон, У.Риверс, Г.Шиллер, У.Шрамм исследовали роль телевидения и других СМИ в общественной жизни. Своей задачей они ставили: «...изучение их структурно-функциональных взаимосвязей с общественными системами, гарантирующими гуманное равновесие между свободой и контролем, обусловленная в конечном счёте осознанно-ответственным отношением к использованию СМИ на благо социального сознания»1 .

Усиление роли новейших информационных технологий делает актуальным вопрос информационной манипуляции и безопасности. Одними из первых об угрозе информационной безопасности заговорили культурологи. В частности, пользующийся широкой известностью канадский философ и культуролог Маршалл Маклуэн, которого современники называли «мифотворцем эпохи информационного общества» и «пророком массовых коммуникаций» указывал на то, что Третья мировая война уже идёт: «Это партизанская война информации, не признающая различия между военными и гражданскими лицами, если существуют телекоммуникации с их глобальным охватом человечества, то должно быть так, чтобы их использовали соответствующие организации и группы»13.

Маклуэн вслед за Д.Беллом считает, что средства массовой коммуникации порождают новый тип культуры. Переворотным пунктом в истории человечества он считает изобретение И.Гутенбергом в XV веке печатного станка. Именно с этим значительным в истории человечества событием Маклуэн связывает прогрессивное развитие индустриальной цивилизации и появление «индустриального и типографического человека».

Электронная информация формирует и новые мифы современного человека, живущего в окружении средств массовой информации. Он считает, что: «Мы уже находимся в пределах видимой досягаемости мира, который будет автоматически контролироваться (благодаря возможностям масс-медиа - М.Н.). Теперь можно будет держать под контролем эмоциональный климат целых культур точно также, как у нас стало кое-что получаться с поддержанием равновесия мировой рыночной экономики»14.

Маклуэн ставит и другую важную проблему. Он подчёркивает, что роль средств коммуникации в формировании сознания не зависит от содержания передаваемых при этом сообщений.

Телевидение идеологически и информационно готовит общественное мнение к тем или иным социальным проектам, изменениям, формирует реакцию телезрителя. Государство либо отдельные организации и группы определяют культурную политику телевизионных каналов с помощью политических (цензура и т.п.) либо экономических (коммерческих) рычагов управления. Идеи, ценности, образцы поведения, идеалы, стереотипы мышления современного человека формируются в большей степени с помощью телевидения. Анализируя роль СМИ, А.Моль пишет: «Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская её через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другие, поляризуют таким образом всё поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества»15.

Таким образом, информация превращается в инструмент власти, контроля и управления, а человеческая психика становится объектом внушения, пропаганды и агитации. Эти более гибкие формы воздействия на человеческую психику потеснили собой в XX веке физическое насилие. Информация становится продуктом массового производства, а телевидение приобретает характер нового мифотворца современной эпохи.

Глобализационные процессы и современные телекоммуникации

За последние два столетия мир перетерпел коренные преобразования, позволяющие нам утверждать об их революционности. Научно-техническая революция, национально-освободительные движения, процессы глобализации мировой экономики и культуры - все эти явления не могли бы в такой степени реализоваться на практике, если бы они не актуализировались параллельно взрывными изменениями в массовых коммуникациях.

Исследуя культурные предпосылки различных глобализационных процессов, мы можем с полным основанием утверждать, что началом новой эры развития человечества стало изобретение на рубеже XIX и XX веков телеграфа, а затем и «беспроводного телеграфа» — радио. Это внесло в повседневную жизнь людей коренные изменения и, главным образом, способствовало интенсификации общения между людьми. Значительно ускорились процессы общественного коммуницирования.

Ускоряющиеся процессы глобализации коренным образом меняют характер и сущностные характеристики национальных культур26. С развитием средств массовой коммуникации культура становится всё более проницаемой, подверженной инокультурным воздействиям. Она во многом утрачивает национальные традиции и, отчасти, духовную целостность.

Спутниковые средства коммуникации изменили культурную ситуацию в различных регионах мира. Традиционные обычаи и верования вытесняются стандартизированной западной культурой — культурой общества массового потребления. Культура идёт по пути коммерциализации. Народная и элитарная культуры отступают под натиском китчевои массовой культуры с упрощённым содержанием, ходульными сюжетами и героями, неизбежной примитивностью и поверхностностью. Ник Стивенсон отмечает, что "В отличие от национального гражданства, определяемого государственным законодательством, культурное гражданство поддерживается системой массовых коммуникаций в национальном масштабе. Эта поддержка определяется 1) отношением к культурному космополитизму; 2) спецификой регулирования в теле- и киноиндустрии и 3) особенностями гражданского общества" .

Вековое культурное наследие народов, их национальные идеалы и ценности, запёчатлённые в мифологии, в фольклоре, в религиозных верованиях и ритуалах, в отечественной истории и художественной литературе, отступают перед натиском космополитичной массовой культуры - голливудскими фильмами, рекламной продукцией, поп-музыкой и т.п.

С другой стороны, повышается общий уровень информированности населения, информация преодолевает государственные границы, пространство и время. Реальной становится угроза манипуляции сознанием граждан со стороны власть предержащих, политической элиты. Угроза информационной безопасности для многих развивающихся стран становится всё более очевидной.

В то же время, национальные культуры являются довольно устойчивыми, их основные архетипы и символы сохраняются веками и многое из духовного наследия народа составляет содержание неразрушимого культурного ядра, которое не подвержено существенной трансформации, несмотря на продолжающиеся процессы глобализации общества и культуры и мощное инокультурное воздействие. Хранителем национальных традиций выступает система образования, раскрывающая богатство национальной культуры. Просветительскую функцию выполняют национальные музеи и библиотеки, исторические памятники и т.п. Таким образом, сохранение баланса между национальным и космополитическим является одной из задач современной культурной политики. Именно культура призвана обеспечить формирование просвещённого общества, которое могло бы грамотно пользоваться своими гражданскими и культурными правами, ориентируясь на современные представления о свободном информационном и культурном пространстве и правах человека на информацию и плюрализм взглядов.

Глобализация - сложное социокультурное явление, которое имеет как положительные, так и отрицательные черты. Демократизация общества, плюрализм мнений, толерантность к чужим взглядам, обычаям и верованиям - таков вектор развития мировой цивилизации. Национальные культуры должны преодолеть региональные ограничения и рамки, ассимилировав лучшее из мирового опыта других культур и народов. Современные средства массовой коммуникации позволяют осуществить этот процесс с наименьшими потерями, показав новые ориентиры, познакомив с новыми достижениями науки и техники. Становится понятным, что национальное государство не может решить глобальных экономических и политических проблем без сотрудничества с другими странами и народами, без выхода на международную арену, хотя частично оно может делегировать свои функции наднациональным организациям.

Похожие диссертации на Телевидение в контексте глобализации культуры