Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Истоки и становление проекта британских "Культурных исследований" Черемушкина Елена Федоровна

Истоки и становление проекта британских
<
Истоки и становление проекта британских Истоки и становление проекта британских Истоки и становление проекта британских Истоки и становление проекта британских Истоки и становление проекта британских Истоки и становление проекта британских Истоки и становление проекта британских Истоки и становление проекта британских Истоки и становление проекта британских Истоки и становление проекта британских Истоки и становление проекта британских Истоки и становление проекта британских
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Черемушкина Елена Федоровна. Истоки и становление проекта британских "Культурных исследований" : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Черемушкина Елена Федоровна; [Место защиты: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева].- Саранск, 2009.- 148 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-24/81

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ИСТОКИ «КУЛЬТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» В БРИТАНСКОЙ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XIX-XX ВВ. 13

1.1. «XIX век: оппозиция «высокая» / «низкая» культура в работах С. Т. Кольриджа и М. Арнольда 13

1.2. XX век: культурологическая концепция представителей британского литературного модернизма (Т.С. Элиот и Ф.Р. Ливис) 31

ГЛАВА II. ОТ «ЛИТЕРАТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» К «КУЛЬТУРНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ (КОНЕЦ 1950-Х 1960-Е ГГ.) 66

2.1. Р. Хоггарт как основатель Бирмингемского центра «Культурных исследований» 66

2.2. Концепция «обычной культуры» Р. Уильямса 83

2.3. «История снизу» Э. П. Томпсона: популярная культура в контексте классовых отношений 106

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 121

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 127

Введение к работе

Многие академические гуманитарные дисциплины (история, философия, литературоведение и т. д.) давно определили собственные интересы и границы. Однако за последние десятилетия вновь возник интерес к междисциплинарным исследованиям культуры, и появилась область интеллектуальной деятельности, которая по-новому осмысливает особенности разнообразия человеческих культур и раскрывает новые перспективы. Это обусловлено тем, что сам термин «культура» имеет сложную историю и широкую сферу применения, что обеспечивает легитимно обусловленный ареал исследования сразу нескольким академическим дисциплинам. В нашей стране такой интегративной областью стала культурология, определившаяся как самостоятельная научная и учебная дисциплина в середине 1990-х гг. В Британии подобной интеграцией социально-гуманитарного знания в области изучения культуры являются «Культурные исследования» («Культуральные исследования».

Cultural Studies, сокращенно - CS). «Под культурными исследованиями понимается не отдельная социальная или гуманитарная дисциплина, а определенная мелодисциплинарная сфера, в рамках которой применимы методы весьма широкого круга дисциплин - от социологии и этнографии до истории и литературно-художественной критики», - пишет А. Ерофеев [25].

В 1964 г. был создан Бирмингемский центр современных культурных исследований (БЦСКИ), что положило начало развитию этого направления, ставшего сегодня одним из основных в изучении культуры - как в англоязычном мире, так и за его пределами. Как утверждает А. Р. Усманова, сегодня «Cultural Studies» «превратились в огромную культурноисследовательскую индустрию по воспроизводству живой... силы, охватившей своим влиянием практически все англо-саксонские университеты (от Южной Африки до Канады), а также весь остальной мир...» [113].

Актуальность темы исследования. Очевидно, что роль исследований в области культуры особенно возрастает в дестабилизационные периоды общественного развития, следствием которых, как правило, становится маргинализация не только отдельных людей, но и целых социальных групп, утрачивающих свою социальную идентичность вследствие резких изменений социально-экономической структуры общества.

События, происходящие в нашей стране в последние два десятилетия, наглядно показали значимость влияния культурных факторов на социальнополитическую, экономическую жизнь. Провозглашение намерения построить демократическое общество не избавляет автоматически от попыток манипулирования массовым сознанием. Трансформационные процессы в постсоветском пространстве приводят к аксиологическому хаосу, смешению ценностей, следовательно, к необходимости построения и трансляции новых культурных образцов, кодов, стилей жизни, а также необходимости их изучения.

Культурологическое знание способствует осмыслению и переосмыслению соотношения культурных традиций и инноваций, роли норм и ценностей, образцов и способов поведения, позволяет посредством инкультурации удерживать общество в рамках позитивного социального бытия. В рамках проекта британских «Культурных исследований» накоплен огромный опыт как эмпирических исследований культурных процессов, так и теоретической концептуализации культуры.

Актуальность темы исследования, таким образом, обусловлена следующими факторами.

Во-первых, необходимостью освоения и критического осмысления опыта мирового социально-гуманитарного знания для развития культурологических дисциплин и культурологического образования в нашей стране, преодоления тенденций к самоизоляции от познавательных подходов и концептов, которые используются в зарубежной науке.

Во-вторых, потребностью в преодолении распространенного в культурологической мысли XIX—XX вв. противопоставления «культуры» и «цивилизации», основанного на сведении первой исключительно к духовным ценностям и пренебрежительной трактовке второй как «низшей», неполноценной сферы материальной, технико-технологической и техническикоммуникативной практики, в формировании системного взгляда на культуру, позволяющего видеть в ней сложное взаимодействие и целостное единство материальной и духовной форм деятельности, а также синкретично объединяющей их деятельности худолсественной.

Степень научной разработанности проблемы. Осмысление истории становления и развития проекта «Культурных исследований» занимает значительное место в англоязычной литературе.

Общий обзор теории и практики британских «Культурных исследований» представлен в работах Баркера [150] , М. Грина [178], Дж. Стори [111, 112], Холла [180, 181, 182, 183] и др.

Эволюцию «Культурных исследований» в США и других странах анализируют Дж.У. Кэрри [160, 161], А. О'Коннор [204, 205] и др.

Проблемы развития популярной и массовой культуры рассматривают англоязычные теоретики Т. Беннет [151, 152, 153] , Д. У. Броган [156], Д. А. Дрейк [169], Р. Джонсон [191], Дж. Фиске [156, 157], Д. Хобсон [185], М. Шайэк [208, 209], И. Шилз [210], а также отечественные исследователи A. В. Аврамов [2], К. 3. Акопян [4, 5], Г. К. Ашин [8], О. Ю. Биричевская [14,
15], Н. И. Киященко [36, 37], А. В. Кукаркин [54], Г. И. Маркова [56], B. В. Молчанов [65], К.Э. Разлогов [76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83] и др. Феномены элитарной культуры, европейского эстетизма анализируют Ю. Н. Давыдов [22], Н. И. Киященко [38], И. В. Клюева [40, 41] и др.

В отечественной науке истоки и становление проекта британских «Культурных исследований» еще не были предметом специального анализа.

Освоение опыта данного направления гуманитарного знания в нашей стране началось в 1990-е гг. «Сейчас... в России только еще начинается дискуссия о том, что же в действительности представляют собой культурология и культурные исследования», — подчеркивает А. Ерофеев [25].

Важную роль в этом направлении сыграл Центр социологии культуры Казанского государственного университета, осуществивший публикации работ ряда современных представителей британских «Культурных исследований» [46].

Существуют работы, посвященные отдельным представителям и предшественникам «Культурных исследований», в которых они рассматриваются в ракурсе различных отраслей социального и гуманитарного знания.

С. Т. Кольридэ/с интересует отечественную науку исключительно как поэт (А. А. Елистратова [24]), его культурологические взгляды предметом специального анализа не были.

Существует большое количество литературоведческих работ, посвященные различным аспектам творчества Т. Элиота (А. А. Аствацатуров [7], Я. В. Любивый [54], О. М. Ушакова [115, 116, 117, 118, 119, 120, 121] и др.). Литературоведческий анализ творчества М. Арнольда представлен в диссертации О. Б. Вайнштейн [18]. Культурологическую концепцию Ф. Р. Ливиса рассматривает Т. Н. Красавченко [50, 51] .

Анализ историко-культурологических работ Э. П. Томпсона представлен С В . Оболенской [70]. Краткие упоминания о нем можно найти в работах историков Д. А. Модель [64], а также В. В. Согрина, Г. И. Зверевой и Л. П. Репиной [103].

Наибольшее внимание отечественных исследователей привлекает Р. Уильяме. Одним из первых значение его работ для современной культурологии и социологии обозначил С А. Ерофеев, писавший в 1997 г.: «...следует подчеркнуть значение творчества выдающегося британского историка, литературоведа и социолога-марксиста Раймонда Уильямса, с которым отечественный читатель практически незнаком, но чья интерпретация истории и основных значений понятия «культура» сыграла большую роль в современном развитии теоретических концепций культуры» [26, с. 5]. Общий обзор проблематики работ Уильямса представлен в статьях Д. В. Галкина [21] , А. Р. Усмановой [114]. Его концепция массовых коммуникаций, прежде всего, телевидения рассмотрена в публикациях Е .Н. Шапинской [131, 132, 133, 134] .

Гипотеза исследования представляет совокупность следующих научных предположений: «Культурные исследования» в Британии связаны с интеллектуальной традицией XIX в, {линия консервативного либерализма: Т. Кольридж, М. Арнольд) и XX в. {консервативно-просветительские позиции: антилиберальные (Т. Элиот) и либеральные (Ф. Р. Ливис), для которых характерны антидемократизм, элитизм, литературоцентризм, критический пафос. Во второй половине XX в. молодое поколение интеллектуалов (Р. Хоггарт, Р. Уильяме, Э. П. Томпсон) коренным образом пересматривает не только соотношение элитарной, популярной и массовой культуры, сделав центром своего внимания повседневный опыт и сознание представителей английского рабочего класса, но и само понятие культуры, понимая ее не как высшие достижения гениев, а как «образ жизни» обычных людей.

Объект исследования - британские «Культурные исследования».

Предмет исследования - истоки и становление проекта британских «Культурных исследований».

Целью исследования является выявление истоков и разработка панорамы становления проекта британских «Культурных исследований».

В соответствии с целью исследования в нем ставятся два комплекса задач:
1. Задачи, связанные с выявлением теоретических истоков «Культурных исследований» в британской интеллектуальной традиции XIX-XX вв.: • рассмотреть оппозицию «высокая» / «низкая» культура в трудах английских мыслителей XIX в. Т. Кольриджа и М. Арнольда; • проанализировать культурологические взгляды представителей модернистской литературной критики XX в. Т. Элиота и Ф.Р. Ливиса.

2. Задачи, связанные с анализом работ основоположников британских «Культурных исследований»: • определить социокультурные причины возникновения Бирмингемского центра «Культурных исследований» и охарактеризовать культурологическую концепцию его основателя Р. Хоггарта; • представить модель концепции «обыденной культуры» Р. Уильямса; • рассмотреть принцип «истории снизу» в исследованиях культуры рабочего класса Э. П. Томпсона.

Методология исследования. Методика исследования основана на соединении биографического и междисциплинарного подхода.

Оно осуществляется на стыке культурологии (теории, философии и истории культуры), литературоведения, социальной истории и социологии, на основе фундаментальных теоретических положений, полученных мировой и отечественной наукой по данной проблематике. В работе использованы идеи, разработанные такими выдающимися мыслителями, как М. М. Бахтин [11,
12], X. Ортега-и-Гассет [71], а также современными исследователями А. Ерофеевым [25, 26], Л. Г. Иониным [32, 33], Н. И. Киященко [36, 37,
38], Е. Н. Шапинской [131, 132, 133], А. Р. Усмановой [112, 113, 114] и др.

Интегративный, комплексный подход позволяет применить знания, полученные разными гуманитарными науками, к решению задач, поставленных в настоящем исследовании.

Диссертант исходит из принципа биографической и социокультурной детерминации творчества, предполагающего учет смыслового горизонта, субъективного опыта представителей британских «Культурных исследований» и их предшественников при анализе их работ.

Автор применяет научные методы, адекватные комплексу задач, обусловленные предметом и целью исследования: • сравнительно-исторический, дающий возможность рассмотреть различные стадии и этапы эволюции парадигмы британских «Культурных исследований»; • историко-генетический, позволяющий выявить преемственные связи в данном процессе; • исторической и логической реконструкции, с помощью которых реконструируются концепции культуры рассматриваемых авторов.

• аналитико-интерпретативный, дающий возможность рассмотрения концепций представителей британских «Культурных исследований» и их предшественников с позиций современной культурологии; В работе использовался и комплекс общенаучных методов: абстрагирования, конкретизации, анализа и синтеза, аналогии, индукции и дедукции.

Источниковедческую базу работы составили труды основоположников проекта британских «Культурных исследований» (Р. Хоггарта, Р. Уильямса, Э. П. Томпсона) и их предшественников (С. Т. Кольриджа, М. Арнольда, Т. Элиота, Ф. Р. Ливиса).

Научная новизна работы. Диссертация представляет собой одно из первых в отечественной культурологии исследований заявленной темы. В нем впервые проведен анализ истоков британских «Культурных исследований» в XIX-XX вв., дана обобщающая характеристика основополагающих для данного проекта текстов конца 1950-х - 1960-х гг. Большая часть анализируемых текстов не издавалась на русском языке.

На защиту выносятся следующие положения: • В XIX в. истоками британских «Культурных исследований» стали:
1) романтический критический анализ индустриализма в работах Т. Кольриджа, разделявшего «цивилизацию», принадлежащую нации в целом, и «культивирование», принадлежащее гуманитарной интеллигенции («clerisy») — небольшому меньшинству, обеспечивающему продвижение цивилизации вперед; 2) критика современной цивилизации М. Арнольдом, считавшим, что «высокая культура» элиты (способность знать лучшее; все то, что является лучгиим; следование лучгиему) призвана через систему образования и просвещения подавлять анархию рабочего класса («низкую культуру»).

• В XX в, истоками британских «Культурных исследований» являются критические концепции литературного модернизма (Т. Элиот и Ф. Р. Ливис). Представления Элиота о наличии независимой от субъекта реальности, основанной на абсолютных метафизических ценностях, выражаются в принципах «деперсональности» искусства и «функциональной традиции»; культура трактуется как диалог с традицией (не исключающий трансформации популярных форм в элитарных видах искусства). Для Ливиса «высокая культура» - удел «университетской элиты», гуманитарной интеллигенции, окруженной враждебной средой коммерческой массовой культуры; функция «высокой культуры»: формирование зрелых индивидуумов, осознающих «смысл жизни»; функции массовой культуры: «компенсация», «отвлечение», психологический контроль над аудиторией, «стандартизация и уравниловка с уклоном вниз».

• Стимулом к возникновению Бирмингемского центра «Культурных исследований» стала необходимость критического анализа изменений в британском обществе после Второй мировой войны, связанных с: 1) потерей старой имперской идентичности и трудностями приобретения новой; 2) разрушением традиционной культуры рабочего класса; 3) «новыми беспорядками», причинами которых были: а) усиление социальных противоречий; б) повышение роли выходцев из африканских стран, молодежи и женщин в жизни общества и в сфере потребления; в) возникновение движения «новых левых».

• Книга Р. Хоггарта «Преимущества образованности» детерминирует основную тематику британских «Культурных исследований» (тема популярной и массовой культуры), их проблематику (проблемы «обычной жизни обычных людей», повседневной жизни семьи, политического противостояния в среде рабочего класса), методологию (антропологический подход, сравнительно-исторический метод), методику («непосредственное наблюдение», использование данных этнологии и др.) и основную парадигму (противопоставление традиционной популярной британской культуры современной коммерческой, упадочной, глобальной массовой культуре, распространяющейся из США).

Р. Уильяме, рассматривая культуру рабочего класса с позиций «обновленного марксизма», «демократизирует» и «социализирует» понятие культуры, подчеркивая, что она 1) материальна и «обыденна»; 2) представляет собой не только и не столько совокупность высших интеллектуальных и художественных достижений человечества, сколько определенный «способ жизни», а также способ интерпретации и репрезентации жизненного опыта. Методологическое значение его концепции заключается в признании полифоничности, гетерогенности культуры; в создании новой исследовательской парадигмы (выявление частных, конкретных, часто «невидимых» аспектов культурного процесса), определяющей основную методику — «документирование опыта»: фиксирование скрытых от общества жизненных миров. Понятие «обыденной культуры» стирает различие между понятиями «популярной» и «массовой» культуры.

Неомарксистская концепция Э. П. Томпсона выявляет историческое значение популярной культуры в создании классовых отнощений, определяя культуру английского рабочего класса как «самую выдающуюся популярную культуру Англии», Класс - это отношения единства и различия в процессе опыта и в сознании. Представляя «историю снизу», Томпсон бросает вызов «старому» марксизму, рассматривающему историю капитализма как предопределенную только неминуемыми изменениями способов производства и социальных формаций, не придающему значения культуре как образу жизни, опыту, ценностям, идеям, действиям, желаниям, творчеству «обычных людей». Концепция «истории снизу» предполагает изучение разнообразных документальных материалов, способствующее выявлению состояния сознания и характера повседневной жизни.

Достоверность результатов и основных выводов диссертации обеспечивают: методологическая обоснованность исходных теоретических положений; необходимый объем выборки; адекватность методов исследования его целям и задачам; разнообразие методов исследования; внедрение результатов исследования в практику.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Материалы, содержание и результаты диссертационной работы, могут использоваться в исследованиях проблем массовой культуры и межкультурного взаимодействия, для обобщающих работ по проблемам развития культурологической мысли, при подготовке основных и специальных курсов по культурологии, страноведению, истории культуры Великобритании, культурным коммуникациям, английскому языку и литературе в высшей школе.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсулодалась на заседании кафедры культурологии Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева 6 мая 2009 г. Основные положения исследования излагались в выступлениях диссертанта на всероссийских и региональных научных и научно-практических конференциях (Саранск, 2003, 2005-2009 гг.) и отражены в 13 научных публикациях автора.

«XIX век: оппозиция «высокая» / «низкая» культура в работах С. Т. Кольриджа и М. Арнольда

Британские «Культурные исследования» не могут быть адекватно поняты вне своих идеологических и культурных предпосылок, развернутых в исторической ретроспективе. Основная проблема, рассматриваемая их представителями - проблема соотношения элитарной, популярной и массовой культуры - имеет в британской интеллектуальной традиции длительную историю.

Одной из наиболее ранних культурологических концепций, связанной с указанной проблематикой, является концепция представителя английского романтизма поэта и мыслителя Сэмюэла Тэйлора Кольриджа (1772-1834). В России он известен как поэт — один из представителей «Озерной школы» — вместе с Уильямом Вордсвортом (1770-1850) и Робертом Саути (1774-1843). В отечественной науке его творчество до сих пор оставалось почти исключительным достоянием литературоведения. [24].

При жизни Кольриджа его значение как философа и учителя затмевали все остальные свойства его таланта, в западной историографии XX в. он также получил признание, прежде всего, как видный представитель общественно-политической, философской, религиозной, культурологической мысли. С этих позиций творчество Кольриджа в отечественной науке не рассматривалось.

В Британии Кольриджа считают выдающимся теоретиком своего времени, во многом определившим дальнейшее развитие общественной мысли страны. Британский исследователь К. Бринтон полагает, что в «постоянных сомнениях и метаниях» Кольриджа «впервые в истории английской философии» создается критический метод» [155, р. 35]. «Универсальность» познаний и устремлений - эта характерная черта мыслителя отмечается в работах исследователей английского романтизма: «Он развивал новый стиль и охватывал широчайший спектр тем», - подчеркивают Р. Картер и Дж. Макрей [162, р. 250].

Сын бедного провинциального священника, Кольридж учился в Кембридже на богословском факультете, но увлекся идеями французской революции и вынужден был оставить университет (спустя некоторое время ему позволили туда вернуться). В 1796 г. вышел первый сборник его стихов («Poems on various subjects»); в течение двух месяцев Кольридж издавал демократический журнал «The Watchman» («Страж»). Раннее творчество Коль-риджа отличает интерес к социальным вопросам, осуждение правящих классов Британии, грабивших и угнетавших народ и чинивших суд и расправу над ним от лица английской королевской власти. С 1789 по 1793 г. Кольридж пишет в честь 14 июля оду «На взятие Бастилии» («Destruction of the Bastile», 1789, опубл. 1834). Однако, разочаровавшись во Французской революции, уже в 1794 г. совместно с Робертом Саути Кольридж создает антиякобинскую драму «Падение Робеспьера» («The fall of Robespierre»), в которой осуждается революционный террор. Борьба против идей революционного терроризма продолжается и в последующем творчестве. Разочаровавшись в «старой Европе», Кольридж с Саути решили ехать в «свободную Америку», чтобы организовать там коммуну, которую Кольридж намеревался назвать «Пантисократия». Поездка не состоялась из-за отсутствия средств. Вслед за этим для Кольриджа наступил период окончательного разочарования во всех революционных и просветительных идеалах.

В 1795 г. Кольридж и Саути поселились в Бристоле и женились на сестрах Фрикер. В 1796 г. Кольридж знакомится с Вордсвортом. В 1796 г. выходит их первый совместный сборник, в 1798 г. — второй («Лирические баллады»), ставший манифестом английского консервативного романтизма, устремленного в прошлое и противостоящего революционному романтизму Дж. Г. Байрона и П. Б. Шелли. В 1798-1799 гг. они вместе посещают Германию, Кольридж слушает лекции в Геттингенском университете. Увлекшись немецкой литературой и идеалистической философией, Кольридж становится их пропагандистом в Англии.

В 1800 г. Кольридж поселился в «озерном крае» (Камберленд), недалеко от Вордсворта и Саути. В период 1801-1816 гг. он издавал журнал «The Friend» («Друг») - еженедельные очерки политического и философского содержания, читал в Лондонском философском обществе курс лекций об Уильяме Шекспире («Notes and lectures upon Shakespeare», т. 1-2, изд. 1849). Заметки о Шекспире вошли в его «Литературные заметки» («Literary Remains»). Кольридж внес новый метод в изучение Шекспира, противоположный распространенным в то время с психологическим объяснениям творчества великого поэта. Он первым разрушил распространенное мнение об экстравагантности и разнузданности гения английской поэзии, увидел в произведениях воплощение многих собственных идей об искусстве и человеке в искусстве. Кольридж считает Шекспира символом национальной культуры. Он также открыл для современников многогранное творчество Джона Донна, по-новому оценил Лоуренса Стерна.

В период пребывания Кольриджа в «озерном крае» в нем совершился религиозный переворот, он стал верующим христианином и стал много писать по религиозным и философским вопросам. Все его прозаические произведения написаны в это время. Лучшие из них: «Литературная биография» («Biographia Literaria»), «Побуждение к рефлексии» («Aids to Reflection»), «Церковь и государство» («Church and State»), «Literary Remains» и религиозные размышления, озаглавленные «Исповедь вопрошающего духа» («Confessions of an Inquiring Spirit»).

XX век: культурологическая концепция представителей британского литературного модернизма (Т.С. Элиот и Ф.Р. Ливис)

Томас Стернз Элиот (1888-1965) - крупнейший англо-американский поэт XX в. (одновременно авангардист и классик), литературный критик, шекспиролог, культуролог, философ, публицист. Он принадлежит к тому поколению англоязычных поэтов и критиков, чьи взгляды складывались в основном в полемике с поздним викторианским романтизмом и которых вследствие этого традиционно считают «модернистами». Выступая против романтизма, Элиот также являлся непримиримым противником философского позитивизма.

По происхождению Элиот - американец (белый англо-саксонский протестант). Он родился в городе Сент-Луисе (штат Миссури) в состоятельной и уважаемой семье выходцев из Великобритании. Семья Элиотов перебралась из Англии в Америку в XVII в., что по американским меркам означает принадлежность к аристократии. Дед будущего поэта, консерватор в вопросах политики, образования, культуры и одновременно либерал в теологии, зарекомендовал себя в Сент-Луисе как ревностный поборник унитарианской веры. Именно духом унитаризма была окрашена жизнь двух поколений семьи Элиотов. Их вера, либеральная в своем основании, предполагавшая, что мерой человека является сам человек, имела отчетливую социальную направленность. В служении обществу, в выполнении нравственных обязательств перед ним они видели цель человеческого существования. И Уильям Гринлиф Элиот был для своих детей и внуков достойным в этом отношении примером. Он построил церковь в Сент-Луисе, основал три школы и университет. Его сын, Генри Уэр Элиот, разделял убеждения отца. Потерпев неудачу на поприще изобразительного искусства, он стал неплохим бизнесменом и долгое время занимал пост Президента Гидравлической Кампании. Мать поэта Шарлотта Чемп Стернз, также увлекалась общественной деятельностью и, кроме того, была незаурядной поэтессой. Ее мировосприятие несколько расходилось с доктринами унитариев и представляло собой своеобразный синтез христианской религии и научных концепций конца XIX в. Вероятно, под влиянием авторитета матери, ее непоколебимой веры в воображение и интуицию будущий автор «Бесплодной Земли» еще подростком ощутил очевидную для него впоследствии ущербность протестантизма с его разрушающим воображение и целостное видение мира плоским рационализмом. Внутренняя обстановка и атмосфера местной католической церкви, куда юного Томаса брала с собой няня, ревностная католичка, всегда пробуждала в нем своим благородным величием чувство соприкосновения с иной реальностью, открывавшей глубины вселенской души. Идея личной ответственности человека, признание нравственных обязательств перед обществом, внутренняя необходимость выступить в роли просветителя — все эти характерные для Элиота нормы поведения были связаны с тем воспитанием, которое он получил в семье.

Окончив частную школу, юноша отправился изучать философию и литературу в Гарвардский университет (1906-1909), где изучал санскрит, пали. Затем он путешествует по Европе, совершенствуя свое образование в Сорбонне и в Меритон-Колледже (Оксфордский университет), где в 1914— 1915 гг. работает над завершением докторской диссертации об английском философе Ф. Г. Брэдли (1846-1924).

В 1915 г. Элиот навсегда переехал в Англию. Там, после неудачных попыток начать карьеру школьного учителя, он поступил в «Ллойдз банк», где служил до 1925 г. (в международном отделе). Приняв английское подданство в 1927 г., он сменил конфессию на традиционный (хотя и не без некоторого фрондерства) англо-католицизм.

В сентябре 1914 г. Элиот познакомился в Лондоне с поэтом Эзрой Паундом, который рекомендовал его стихи к печати. Литературная слава Элиота началась после Первой мировой войны в рамках так называемого «потерянного поколения», английского по преимуществу. Элиот писал о потерянности всего человечества, всей западной цивилизации, но воспринималось это поначалу именно как трагедия потерянного поколения. Именно в эти годы Элиот написал большую часть поэтических произведений, принесших ему мировую известность, а также многие критические, публицистические и философские сочинения.

Служа в «Ллойдз банке», Элиот занимался литературой и литературным строительством - литературтрегерством. Он издавал крошечным тиражом два литературных журнала: с 1917 по 1920 г. - небольшой поэтический журнал «Эгоист» (Egoist), где была напечатана его первая книга стихов, а затем в течение семнадцати лет — ежеквартальный журнал «Критери-он» («Criterion»), где в 1922 г. была напечатана его поэма «Бесплодная земля» («The Waste Land»). В стихах 1917-1919 гг., написанных в форме четверостиший, сатирический эффект достигается за счет нарочито педантичного нагромождения деталей и резких переходов от возвышенного к будничному.

Р. Хоггарт как основатель Бирмингемского центра «Культурных исследований»

Герберт Ричард Хоггарт (р. 1918) - филолог, социолог, культуролог, писатель, общественный деятель - известен как один из основателей Бирмингемского центра «Культурных исследований» и первый его директор. Сирота из рабочих кварталов города Лидса, благодаря своим способностям он, получив среднее образование, поступил в университет Лидса. Во время Второй мировой войны Хоггарт служил в Королевской артиллерии, демобилизовавшись после окончания войны в звании капитана. С 1946 г. он преподавал английский язык в небольших провинциальных университетах Англии. С 1962 по 1973 г. Хоггарт - профессор английского языка в Бирмингемском университете. В 1964 г. он основал здесь «Центр современных культурных исследований», занимая пост его директора до 1973 г. В 1971-1975 гг. Хоггарт занимал пост заместителя Генерального Председателя ЮНЕСКО, в 1976-1984 гг. преподавал в Университете Лондона, затем ушел из официальной научной жизни, продолжая, тем не менее, выступать как автор книг и по сей день. Перу Хоггарта принадлежит 27 книг. Среди них: «Высшее образование и культурные изменения: взгляд преподавателя» («Higher Education and Cultural Change: A Teacher s View», 1966); «Современные культурные исследования: подход к изучению литературы и общества» («Contemporary Cultural Studies: An Approach to the Study of Literature and Society», 1969), «Говоря между собой: о литературе» (Speaking Each Other: on Literature» 1970), «Идея и ее служители: ЮНЕСКО изнутри» («An Idea and Its Servants: UNESCO from Within»; «Английский характер» («An English Temper, 1982) - о роли образования, культуры и средств массовой коммуникации в обществе; «Будущее вещания» («The Future of Broadcasting», 1982), «Британский Совет и искусство» («British Council and the Arts», 1986), «Идея Европы» («An Idea of Europe», 1987), «Как мы сейчас живем: дилеммы в современной культуре» («The Way We Live Now: Dilemmas in Contemporary Culture (Chatto and Win-dus, 1995), «Политика в современном английском обществе» («Politics in Contemporary English Society», 1997), Первые и последние вещи: Пользы старости» («First and Last Things: The Uses of Old Age», 1999), «Между двумя мирами: эссе, 1978-1999» («Between Two Worlds: Essays, 1978-1999», 2001), «Между двумя мирами: политика, антиполитика и неполитическое» («Between Two Worlds: Politics, Anti-Politics, and the Unpolitical», 2002), «Повседневный язык и повседневная жизнь» («Everyday Language and Everyday Life», 2003), «Масс Медиа и массовое общество: миф и реальность» («ass Media in a Mass Society: Myth and Reality», 2004).

На протяжении долгих лет Хоггарт принимал активнейшее участие в культурной и общественной жизни Британии. Наряду с занятиями преподавательской деятельностью он являлся членом многочисленных организаций, комитетов, в том числе Совета по искусству Великобритании (1976-1981); председателем Консультативного совета по непрерывному образованию и образованию взрослых (1977-1983), руководителем Королевского Шекспировского театра (1962-1988). В 1960 г. он был главным свидетелем защиты на громком процессе в Центральном уголовном суде по поводу претензий ряда общественных организаций к издательству «Penguin Books Ltd», опубликовавшему «скандальный» роман Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей». Хоггарт сумел доказать, что этот на протяжении длительного времени запрещенный роман - не только не «аморальное», но напротив, даже «пуританское» произведение.

Похожие диссертации на Истоки и становление проекта британских "Культурных исследований"