Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Исторический город как текст русской культуры Веселова Мария Николаевна

Исторический город как текст русской культуры
<
Исторический город как текст русской культуры Исторический город как текст русской культуры Исторический город как текст русской культуры Исторический город как текст русской культуры Исторический город как текст русской культуры Исторический город как текст русской культуры Исторический город как текст русской культуры Исторический город как текст русской культуры Исторический город как текст русской культуры Исторический город как текст русской культуры Исторический город как текст русской культуры Исторический город как текст русской культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Веселова Мария Николаевна. Исторический город как текст русской культуры : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Веселова Мария Николаевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2009.- 192 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-24/66

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. ФЕНОМЕН ИСТОРИЧЕСКОГО ГОРОДА 12

1.1. Сущность и содержание понятия «исторический город» 12

1.2. Исторический город как интегратор культурных текстов 35

Глава 2. СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ИСТОРИЧЕСКОГО ГОРОДА 49

2 1. Образ города в древнерусской культуре 49

2.2. Мемориальный текст древнерусского города 60

2.3. Архитектурная пластика и изобразительное искусство в культурном пространстве древнерусского города 66

2.4. Памятники этнографии и археологии как символ возрождения прошлого древнерусского города 82

Глава 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КУЛЬТУРНЫХ ТЕКСТОВ ДРЕВНЕРУССКИХ ГОРОДОВ 100

3.1. Культурный текст Великого Новгорода 101

3.2. Культурный текст Пскова в сравнении с Великим Новгородом 117

3.3. Своеобразие культурного текста Твери 134

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 149

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 155

ПРИЛОЖЕНИЯ 177

Введение к работе

Все пути в город ведут...
Отовсюду идут к нему.
От полей, от дальних селений
Идут испокон веков, из незапамятных
, .- далей

Нити вечных дорог — Свидетели их стремленья. Этот живой поток - сердца его биенье.

Верхарн

Актуальность темы исследования. «Город», «сити», «таун», «урбс», «шахр», «медина», «урга», «чита» - все эти и многие другие названия введены в языки разных народов для определения одного целостного организма, который существовал и существует как объективная реальность, выделяемая в общественном сознании в сложную структуру организации социума. Каждая эпоха создает свои города. В каждом складывается свой облик, образ жизни, мировоззренческие установки, элементы группового самосознания. В каждом создается особый тип человека, система общественных потребностей и ценностных ориентации, бытовых форм и привычек, вырабатывается стиль межличностных отношений. Город не только способствует взаимодействию между группами, но и осуществляет связь между разными территориями и этносами, подчас весьма отдаленными. Он становится генератором разных форм общения, в которых заключается наиболее важная информация о состоянии всей системы коммуникации в обществе, местом инноваций и грамотности, аккумулятором творческого потенциала.

Исторический город как наиболее древняя и вместе с тем современная форма человеческого общежития привлекает внимание широкого круга специалистов - архитекторов, историков, географов, экономистов,

социологов, философов, искусствоведов. Столь глубокий интерес к нему не случаен. Исторические города составляют около 40 % всех городов России. Все, создаваемое человеческой цивилизацией, они вбирают в себя, не теряя при этом целостности и единства. Являясь свидетелями исторических событий, причем свидетелями не равнодушными, не пассивными, а «действующими персонажами»1 истории, они связывают времена и традиции, перебрасывая мост из прошлого через настоящее в будущее.

Вместе с тем понятие «исторический город» до сих пор окончательно не осмыслено. Познание исторического города зачастую ограничивается его освоением «по необходимости». Древние улицы воспринимаются как маршруты следования, дома и памятники — как объекты назначения. Исторический город представляет интерес лишь «здесь и сейчас» и оценивается с точки зрения комфортности существования в нем. Смыслом и значимостью наделяются только те объекты, которые связаны с событиями собственной биографии. Все остальное не вызывает ни исторических воспоминаний, ни каких-либо ассоциаций. Город, по утверждению Н.В. Заковоротной, становится «подозрительным символическим порядком. В нем нет ничего выдающегося, особенного, привычного и близкого, ничего, что можно отметить для себя или чем восхищаться, ничего открытого для памяти и сердца, кроме своего дома»2. Нередко понимание ценности историко-культурного наследия, хранителем которого выступают исторические города, сочетается с пренебрежением историей, запечатленной в зданиях, сооружениях, планировке. Современное строительство становится варварским вмешательством в композиционное городское пространство, нарушая целостность его восприятия. Новые архитектурные ансамбли буквально врываются в естественное окружение, подавляя и разрушая его гармоничные связи. Тем самым постепенно стираются исторические черты

1 Селезнёва Е.Н. Социально-эстепгаеские функции памятников истории и культуры // Памятник и современность. Вопросы освоения историко-культурного наследия: Сб. науч. тр. / НИИ культуры. М., 1987. С. 23.

" Заковоротная Н.В. Информационные технологии: индивидуализм и тотальность // Человек и город / Сост. В.А. Зятицкнй. М., 2000. Т.1. С. 239.

городов. Они приводятся к единому современному стандарту, отвечающему потребностям комфортного существования. Исторический город становится

все более недоступным, непонятным, превращается в своеобразную «закрытую книгу в красивой глянцевой обложке». В условиях нарастающего процесса урбанизации и глобализации с небывалой остротой определяется проблема сохранения градостроительного наследия, необходимость обращения к проверенным многовековым опытом градостроительным истинам. Актуальным становится основательное и глубокое изучение города как исторической категории, как целостного семиотического пространства с запечатленными в нем культурными текстами, осмысление которых позволяет сделать их общедоступными и понятными, а, следовательно, и востребованными.

Степень научной разработанности проблемы. Научные исследования, посвященные городам в целом, вопросам их сущности, происхождения и развития, различным аспектам городской жизни проводились, начиная с конца XIX в., хотя отдельные проблемы, связанные с ними, ставились гораздо раньше. Описание модели города можно встретить еще у Платона, Аристотеля, Т. Мора, Ш. Фурье, Р. Оуэна, Т. Кампанеллы и др. Политическими, экономическими и правовыми аспектами занимались в XVIII в. М.В. Ломоносов, Г.Ф. Миллер, В.Н. Татищев, М.М. Щербатов и др. Глубокий и разносторонний анализ городов можно встретить в более поздних исследованиях Н.Н. Баранова, М.Г. Бархина, О.Г. Большакова, Г.А. Горнова, Л.А. Зеленова, А.В. Иконникова, М.С. Кагана, Г.В. Каганова, Л.Б. Когана, A.M. Лола, Ю.Н. Лубченкова, Е.Н. Перцика, Е.М. Поспелова, Э.В. Сайко, А.С. Сенявского, И.Н. Сизинцевой, Д.Л. Спивака, В.А. Якобсона, И.Г. Яковенко, А.Я. Ястребицкой, а также зарубежных авторов Дж. Бейтера, М. Вебера, П. Гедеса, Э. Гилсона, И. Груза, Ж. Дюби, Э. Дюркгейма, Ж. Ле Гоффа, Ле Корбюзье, М. Мамфорда, П. Саундерса, Н. Смелзера, О. Шпенглера и др.

Изучение проблематики исторических городов имеет ограниченный

характер; Отдельные вопросы, касающиеся их временной характеристики,
историко-культурного наследия и содержательной структуры анализируются
в работах Н.П.Анциферова, Ю.А.Веденина, КХГ. Галай, В Л. Глазычёва,
И.М.Гревса, А.Э.Гутнова, Л.В.Дмитриева, И.А.Игнатьева,

М.П-. Кудрявцева, Г.М. Лаппо, В.И. Лепского, Г. Л. Мокеева; С.А.Семина,
СИ. Сивака, А.С. Щенкова, Г.М. Штендера, П.М.Шульгина,

М.И: Мильчика; К. Гутиереса, Ч. Девилерса, X. Кассона, Б. Фотье, В. Ли и некоторых других авторов.

Исторические города через призму культурного текста рассматривают такие исследователи как ВВ. Ванчугов, С. Волков, Э.В. Глызина, Н.В:Тришанин, С.Д. Домников, И.И. Евлампиев, В.В: Иванов, В;Г. Ильин, В.В: Колесов, Е.Н .Коробкова, Ю.М: Лотман,„СТ. Махлина, А.А. Пелипенко, И:А. Страусманис, А.А. Тиц, В.Н. Топоров, Л.Е. Трушина, М.С Уваров, Б.А. Успенский, Т.В. Цивьян, а также: А. Арнхейм, Р. Барт, М. Бютор, К. Линч, Ф. Шоэ, У. Экой др.

Существует ряд специалистов, которые занимаются древнерусскими городами в целом и их семиотическими аспектами в частности: Г .В. Алферова^ А.К. Байбурин, Т.В.Баранова, И:А. Бондаренко, М.Ю. Брачевский, И. Л. Бусева-Давыдова, Г.К.Вагнер, Н.Н. Белецкая, Н.Н.Воронин, В.П. Даркевич, Т.С Еремина, Л.Ф. Жегин, Д.С.Лихачев, А.Е.Пресняков, Б.А. Рыбаков, Т.М. Тихомиров и др.

Есть и работьі, посвященные отдельным древнерусским городам, в частности, Великому Новгороду, Пскову и Твери.

Различные аспекты истории и культуры Великого Новгорода
анализируют, А.В. Арциховский, Г.В. Гладенко, Э:А; Гордиенко,
Б.Д. Ершевский, MlK. Каргер,' Б.А. Колчин, Л.Е. Красноречьев,.И;И. Кушнир,
В.И Лазарев, В.К. Лаурина, Л.И. Лифшиц, Н:Г. Порфиридов,

П.А.Раппопорт, Э.С Смирнова, Л.А. Филиппова,Т.М;Штендер, В.Л-Янин; Т. Арне,, Дж.Х. Линд, К. Рассмусен и др.

Псков рассматривается в трудах В;А. Аракчеева, О. Аршакуни,

В.Д. Белецкого, О.А. Васильевой, Н.Н. Воронина, И.Э. Грабаря,
Ю.Н. Дмитриева, А.И. Комеча, И.К. Лабутиной, В.Н. Лазарева,

Л.И. Лифшица, Е.Н. Морозкиной, В.В. Седова, Ю.П. Спегальского и др.

Основательному изучению Твери посвящены исследования
B.C. Борзаковского, А.Н. Вертинского, Н.В. Жилиной, Л.Э. Калмыковой,
В.И. Колосова, Б.Д. Комарова, А.В. Курбатова, В.А. Кучкина,

П.Д. Малыгина, Н.П. Милонова, Г.В. Попова, А.В. Рыдиной, A.M. Салимова, А.В. Чернышева.

Объектом исследования в данной работе является культурное наследие, рассмотренное в широком контексте формирования исторической памяти, критериев отбора и классификации «культурного архива» человечества.

Предмет исследования - феномен исторического города. В качестве детальной проработки проблемного поля автор обращается к культурному тексту древнерусского города. Прикладным аспектом исследования становится сравнительный анализ Великого Новгорода, Пскова и Твери.

В связи с этим определяется цель работы. Она заключается в раскрытии сущности исторического (древнерусского) города через призму культурного текста.

Для достижения поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:

выявление сущности и содержания понятия «исторический город», выделение критериев историчности города в культурологическом контексте;

изучение текстуальности и контекстуальности исторического города как интегратора культурных текстов;

семиотический анализ текста исторического (древнерусского) города: интерпретация его возможных образных воплощений, рассмотрение его мемориального, художественно-эстетического и археолого-этнографического аспектов;

проведение сравнительного анализа культурных текстов Великого

Новгорода, Пскова и Твери как хранителей древнерусской традиции.

Методология исследования. При решении поставленных задач в работе используются следующие методы:

семиотический, способствующий анализу исторического города как особого рода текста со своим синкретическим языком, знаковой системой, вариативной семантикой, постоянно пополняемой новыми смысловыми оттенками. С этой точки зрения информативны памятные места и связанные с ними личности, городские топонимы и планировочные решения, памятники архитектуры, археологии, этнографии, настенная живопись, иконопись и множество других свидетельств прошлого;

исторический, дающий возможность проследить генезис понятия «исторический город», этапы развития градостроительной культуры, а также провести ретроспективное исследование Великого Новгорода, Пскова и Твери в древнерусский период;

сравнительно-аналитический, позволяющий выявить общие и различные черты в культурных текстах Великого Новгорода, Пскова и Твери.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем: -уточнена содержательная структура и выявлены основные критерии понятия «исторический город»;

проанализированы и систематизированы существующие на сегодняшний день документы, касающиеся проблемы исторических городов;

в семиотической фактуре исторического города выявлены и проинтерпретированы мемориальный, архитектурно-художественный и археолого-этнографический тексты;

на примере Великого Новгорода, Пскова и Твери проведено сравнительное исследование культурных текстов древнерусских городов и определены их индивидуальные характеристики.

Источниковедческая база. Специфика исследования предполагает обращение к разнообразным источникам. К ним относятся нормативно-правовые и государственные документы, а также исследования по теории

города, работы полностью или частично посвященные историческим городам, теории и практике градостроительства, вопросам эстетического осмысления городской среды и ее семиотического анализа; искусствоведческие, исторические, археологические и этнографические материалы; труды, касающиеся истории и культуры Великого Новгорода, Пскова и Твери.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

  1. Во второй половине XX века в западных и отечественных исследованиях с целью привлечения внимания к городскому наследию, решению вопросов по его восстановлению и сохранению в профессиональный обиход было введено понятие «исторический город». Однако его содержание до сих пор ограничивается отдельными характеристиками временного «стажа», градостроительного «архива», социальноркультурного контекста или формальным признанием исторического статуса в официальных документах, что не позволяет выявить культурную значимость данного феномена в целом.

  2. Содержательная структура исторического города может быть раскрыта только на основании органичного сочетания научно-познавательных, мемориальных, культурно-эстетических и социально-экономических критериев.

  1. Исторический город представляется как особого рода текст или интегратор культурных текстов, обладающих целостностью, структурностью, знаковостью, связанностью, отграниченностью и диалогичностью.

  2. Семиотический анализ исторического города позволяет выявить его текстуальную фактуру, обладающую своей знаковой системой и вариативной семантикой, и проинтерпретировать мемориальный, архитектурно-художественный и археолого-этнографический тексты, составляющие целостный образ города.

  3. На примере Великого Новгорода, Пскова и Твери удается провести

сравнительный анализ культурных текстов древнерусских городов. Ориентация на божественный образец оказывается общим смысловым ядром древнерусской культуры. В то же время следование религиозному канону

СОЧетаеТСЯ С ОСОбОЙ ИСТОрИЧеСКОЙ Судьбой, МеСТНЫМИ УСЛОВИЯМИ ЖИЗНИ,

системой ценностей и представлений, обуславливающих индивидуальный облик, стиль и атмосферу каждого древнерусского города.

Теоретическая и практическая значимость работы определяется важностью для образовательной сферы и деятельности по сохранению культурного наследия. Теоретическая ценность заключается в том, что основные положения работы могут быть использованы при изучении как древнерусских городов (в частности, культурного достояния Великого Новгорода, Пскова и Твери), так и в более широком контексте понимания специфики исторических городов. Практическая ценность связана с применением предложенной модели исследования в учебном процессе при подготовке курсов по культурологии, искусствоведению, краеведению, градоведению и регионоведению, а также в рамках музейного дела и в экскурсионной практике.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в методической и теоретической разработке курса «Исторический город как текст русской культуры», а также апробированы на конференциях: «Первая научно-практическая конференция молодых ученых гуманитариев» (В. Новгород, 2006), «ХШ научная конференция преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ» (В. Новгород, 2006), XLIV Международная научная студенческая конференция «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, 2006), на круглом столе «Философия культуры и культурология: традиции и инновации», проходившем во время «Дней петербургской философии» (СПб., 2007), на Международной научной конференции «Мировая политика и идейные парадигмы эпохи» (СПб., 2008). Материалы диссертации отражены в 7 работах, в том числе в двух изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ для

публикации результатов научного исследования.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 268 наименований, и двух приложений. Объем диссертации, включая приложения, составляет 192 с.

Сущность и содержание понятия «исторический город»

В истории человечества города возникали как пункты обороны, как места колонизации новых земель и средоточия политической власти, как центры торговли, ремесла, промышленного производства, культуры, науки и искусства.

Многогранность самого феномена города позволяет говорить о множестве его трактовок среди зарубежных и отечественных исследователей. Известный европейский ученый Л. Мамфорд, занимающийся вопросами урбанистики, обращается к проблемам возникновения, развития и существования города в историческом процессе. Согласно его теории, город - это определенный эмерджент, появляющийся в древнем обществе и вызывающий всеобъемлющее изменение структуры экономической, духовной и культурной жизни социума, результатом чего становится развитие человеческих способностей во всех направлениях1.

Немецкий социолог М. Вебер доказывает, что город не только является инструментом исторических изменений, но и способствует развитию индивидуальных черт личности. Наличие укрепления, собственного суда и права, характер корпоративности и связанной автономии и автокефалии, а таюке «регулярного обмена благ на месте самого поселения в качестве существенной составной части получения прибыли и удовлетворения потребностей жителей, то есть наличие рынка»2, — вот те основные признаки, которые автор приписывает городу. Рассмотрение его в экономическом направлении (преобладание потребительских или производительных целей деятельности), социальном (формы взаимоотношений основных слоев населения) и военно-политическом аспектах позволяет М. Веберу осветить все многообразие городской жизни в разные времена, объяснить смысл, причины и цель хозяйственной политики городов.

П. Саундерс (P. Saunders) указывает на то, что пространство города социально конструируется1, т.е. представляет собой социальную систему, которая определяет его символические и культурные смыслы. Дж. Бейтер (J. Bater), занимающийся вопросами жилищного проектирования, в свою очередь описывает символические акценты в советском городе. Он отмечает, что городской центр, вместилище массовых демонстраций и парадов, посредством, унифицированных архитектурных ансамблей и площадей отражает славу государства2.

Французский социолог Э. Дюркгейм анализирует город как живую цельность. «Города всегда происходят от потребности, побуждающей индивидов находиться в максимально возможной близости друг к другу, они представляют собой как бы точки, в которых социальная масса сжимается сильнее, чем в других местах»3.

В то же время современный американский социолог Н. Смелзер, анализируя особенности европейских, японских, колониальных городов, эффекты индустриализации и структуру метрополии в США, делает вывод, что жизнь населения городов не представляет целостного единства, а есть сосуществование множества различных миров! Интенсивное воздействие городской среды на психику человека приводит не только к росту расчетливости и рациональности, но и душевным расстройствам, асоциальному поведению.

Образ города в древнерусской культуре

В каждую эпоху люди по-своему видели мир, и в каждую эпоху перед ними возникал свой идеал, в соответствии с которым они формировали предметно-пространственное окружение. В истории древнерусской культуры нередко можно встретить образ города, воплотивший в себе красоту и достоинство, величие и богатство, страдания и лишения своей эпохи. Он находит отражение и в произведениях литературы, и в произведениях живописи, и в произведениях декоративного искусства.

Следует отметить, что образ города в отличие от его облика - это творческое восприятие и интерпретация реальной действительности, сумма эмоциональной, семантической, эстетической информации, которую несет городское пространство, тогда как облик - сама действительность, также связанная с субъективным отражением. Облик - это зрительно воспринимаемая архитектурная форма объекта в его детальности и конкретности, тесно связанная с первичными ассоциациями и оценками. Он воспринимается через городской силуэт, панораму. Образ - сложное, постоянно развивающееся образование, обусловленное рядом факторов: социально-культурной ситуацией, физическими качествами самого города, установками индивида, его представлением о мире в целом и своем месте в мире. Образ - это изображение, воспроизведение действительности, «это продукт нашего сознания, реагирующего на видимую действительность сквозь призму памяти»1. Он рождает радость или отчаяние, благородство, гордость или возмущение, безразличие, отвращение, бодрость и усталость и т.д. О.М. Фрейденберг отмечал, что «в основе образа - некий смысл, некое осмысление действительности» . Его формирует бесконечное число городских мифов, текстов, символов, знаков. Через него происходит познание и осмысление культуры. Чем богаче и разнообразнее городская среда, тем большее количество интерпретаций возникает на ее счет.

Существенной особенностью древнерусской культуры являлось воспроизведение в образе города модели Вселенной, что служило залогом участия высших сил в его покровительстве, а также вносило стабильность в существование общества и утверждало идею жесткой властной соподчиненности. Как полагал К.Г. Юнг, отражение модели космоса «представляет собой проекцию на внешний мир архетипального образа, таящегося в глубинах человеческого бессознательного. Город, точнее его старая центральная часть — цитадель или кремль - и, наконец, храм стали символами психической целостности и в этом своем качестве оказывают специфическое воздействие на всякое человеческое существо, живущее или входящее в это место»1. Обращение к природе, космосу означало поиск своего первоначала, истины. «В природе видели книгу, по которой молено научиться мудрости, и одновременно - зерцало, отражающее человека»2.

Культурный текст Великого Новгорода

Перед глазами каждого, кто впервые приезжает в Великий Новгород, расположившийся на живописном берегу Волхова, предстает красивый и благоустроенный город с широкими проспектами и улицами многоэтажных домов, высокими корпусами промышленных предприятий и оживленным движением транспорта. И в то же время, это город, в тексте которого запечатлены следы многовековой истории и культуры. «Если Киев по праву может считаться «матерью городов Русских», то Новгород не меньшим правом должен считаться «дедом земли Русской». Здесь зародилось основание, здесь выработалась и первоначальная форма правления и общежития» . Великий Новгород был значительным политическим, экономическим и культурным центром древней Руси; важнейшим пунктом «из варяг в греки», своеобразной феодальной республикой, вскормленной и поддержанной амбициями боярской олигархии; отважным защитником Руси от внешней опасности. И если разорения от монголо-татарского ига город успешно избежал, то в годы Великой Отечественной войны ему был нанесен небывалый урон, потребовавший первоочередного восстановления.

Мемориальная компонента культурного текста Великого Новгорода оказывается максимально насыщенной в семиотическом плане. Она включает ряд материальных свидетельств, пробуждающих и поддерживающих память о древних топонимах, планировочных решениях, значимых местах, событиях, легендах, личностях, свидетельствуя о богатом историческом прошлом города.

В летописях Великий Новгород впервые упоминается под 859 г., который считается условной датой его основания, хотя следы древнейших поселений существовали здесь еще в Ш-П тыс. до н.э. на территории Городища и Перынского скита. Интересно и само название Новгорода. Оно означает наличие «старого» предшественника по отношению к новому городу. В настоящее время преобладает мнение, что это Городище, находящееся в двух километрах южнее Кремля, на правом берегу Волхова. Здесь в ходе археологических исследований обнаружены находки скандинавского происхождения, датируемые IX в.1

К середине XI в. Новгород имел характерную двухчастную планировочную структуру, состоявшую из зачатков Торговой и Софийской сторон, напоминая в целом неправильный круг. Она была организована в соответствии с космологическими и религиозными представлениями древней Руси. Центр города (планировочный и сакральный) образовывал Детинец с Софией, органичным дополнением которого был комплекс Ярославова дворища во главе с Николо-Дворищенским собором на противоположном берегу Волхова. До ХП в. Новгород рос вокруг нескольких поселений, в итоге сформировавшихся в концы, т.е. районы города — территории ремесленно-цехового назначения, которых насчитывалось 5 (Неревский, Загородский, Людин - на Софийской стороне, Плотницкий, Славинский - на Торговой). Великий мост четко прорисовывал ось запад-восток. Другая планировочная ось север-юг была зрительно сформирована Волховом. Весь город был вписан в эту систему координат, сохранившуюся до нашего времени.

Организованность планировочной структуры была достигнута за счет композиционного построения улиц: они были поделены на главные и второстепенные. Главными дорогами Софийской стороны, связывающими Новгород с южными и северными районами, были Великая и Пробойная. На Торговой стороне основное направление формировали торговые ряды, которые шли перпендикулярно Волхову.

Похожие диссертации на Исторический город как текст русской культуры