Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гендерные репрезентации как тексты культуры : на примере моды середины XX - начала XXI вв. Малыгина Анна Владимировна

Гендерные репрезентации как тексты культуры : на примере моды середины XX - начала XXI вв.
<
Гендерные репрезентации как тексты культуры : на примере моды середины XX - начала XXI вв. Гендерные репрезентации как тексты культуры : на примере моды середины XX - начала XXI вв. Гендерные репрезентации как тексты культуры : на примере моды середины XX - начала XXI вв. Гендерные репрезентации как тексты культуры : на примере моды середины XX - начала XXI вв. Гендерные репрезентации как тексты культуры : на примере моды середины XX - начала XXI вв. Гендерные репрезентации как тексты культуры : на примере моды середины XX - начала XXI вв. Гендерные репрезентации как тексты культуры : на примере моды середины XX - начала XXI вв. Гендерные репрезентации как тексты культуры : на примере моды середины XX - начала XXI вв. Гендерные репрезентации как тексты культуры : на примере моды середины XX - начала XXI вв. Гендерные репрезентации как тексты культуры : на примере моды середины XX - начала XXI вв. Гендерные репрезентации как тексты культуры : на примере моды середины XX - начала XXI вв. Гендерные репрезентации как тексты культуры : на примере моды середины XX - начала XXI вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Малыгина Анна Владимировна. Гендерные репрезентации как тексты культуры : на примере моды середины XX - начала XXI вв. : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Малыгина Анна Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств]. - Москва, 2008. - 197 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-9/79

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. «Текст» как объяснительный принцип культуры: дискурсивный подход 16

1.1. Текст культуры как пространство воплощения дискурса 16

1.2. Дискурсивные стратегии текстуализации культуры 34

Глава II. Генезис и эволюция тендерного дискурса 59

2.1. Истоки и исторические модификации маскулинного дискурса как способа обоснования тендерной асимметрии 59

2.2. Плюральность как теоретическая и прагматическая установка фемининного дискурса 85

Глава III. Мода как гендерно-маркированный текст культуры 101

3.1 Мода как сфера тендерных репрезентаций 101

3.2 Репрезентация тендерного дискурса в моде середины XX - начала XXI вв 128

Заключение 156

Литература 164

Приложения 188

Введение к работе

Актуальность темы исследования связана с необходимостью обнаружения глубинных социальных смыслов тендерных аспектов культуры, вызывающих повышенный интерес исследователей на протяжении последних десятилетий.

Тендерное измерение культуры и личности относится к числу наиболее острых проблем социальной жизни. С одной стороны, в современном обществе, характеризующемся процессами демократизации и гуманизации, возрастает роль понимающей рефлексии, способности к восприятию «другого», иных ценностей и точек зрения; признание правомерности существования многих истин. В сфере отношения полов эти процессы привели к заметному повышению статуса женщины в обществе и культуре; отказу от жесткой нормативности как женских, так и мужских социальных ролей; усложнению и пластичности тендерной идентичности личности; постепенному возрастанию уровня толерантности социума в отношении маргинальных типов тендерного поведения; расширению границ понятия «тендерная норма» и т.д.

С другой стороны, вопреки принципам демократии и гуманизма, практики социокультурного контроля тендерного поведения индивида в обществе не только не исчезают, но и становятся более гибкими и многообразными, что усугубляет ситуацию тендерной асимметрии в современном мире, провоцирует кризис идентичности личности, препятствует процессу социальной интеграции отдельных индивидов и социальных групп. В этой связи приобретает особую актуальность проблема создания адекватной рефлексивной модели изучения тендерных аспектов социального и индивидуального бытия.

Социальная реальность может рассматриваться сквозь «призму» тендера как совокупность специфических, гендерно-маркированных культурных текстов, воплощающих символы мужского и женского опыта в культуре. В этой связи представляется оправданным обращение к возможностям текстуального анализа.

В философско-гуманитарном знании второй половины XX - начала XXI века понятие «текст» оказалось одним из наиболее популярных: проблемы текста стали общими для многих научных школ и направлений; спектр размышлений о данном феномене - практически неограниченным. В гуманитарном научном сообществе утвердилась идущая из семиотики точка зрения, согласно которой культура может рассматриваться как сложноорганизован-ный текст или совокупность текстов, а любой культурный феномен, образ или продукт при определенных условиях - «прочитан» как текст. «Текст» обрел статус объяснительного принципа, способствующего проникновению в глубинные смысловые пласты самых разнообразных культурных явлений и процессов.

Вместе с тем ресурс текстуального анализа тендерных явлений и процессов остается пока недостаточно реализованным. В этой связи актуализируется внимание к возможностям дискурсивного подхода к интерпретации текстов культуры, исследовательский интерес к которому на сегодняшний день является недостаточным. Между тем особый потенциал этого научного метода заключается в том, что в отличие от семиотического, герменевтического и других традиционных методов анализа текстов культуры он нацелен на обнаружение зависимости способа организации знания о тех или иных явлениях культуры от властных стратегий, системы социокультурных предписаний и запретов, реализуемых в обществе. В контексте дискурсивного подхода культурные феномены предстают не как совокупности знаков, а как культурные практики (репрезентации), конструирующие объекты, о которых они повествуют.

Конструирование и репрезентация тендерных стереотипов осуществляются посредством как элитарной, так и массовой культуры. Однако массовая культура, в силу ее влияния на массовое сознание, играет первостепенную роль в данных процессах. И совершенно особое место в ряду современных гендерных репрезентаций занимает мода*, которую можно рассматривать как гендерно-маркированный текст культуры, насыщенный образами мужественности и женственности. К тому же мода, при всей ее внешней «симуля-тивности» (Ж. Бодрийяр), представляет собой одну из форм «дискурса власти» (М. Фуко), сферу воплощения социокультурных предписаний и запретов, механизм осуществления процедур социального контроля, в том числе касающихся норм тендерного поведения. В этой связи мода предстает как одна из наиболее репрезентативных сфер конструирования и деконструкции гендерных установок массового сознания, фактор формирования тендерной идентичности личности, пространство воплощения и способ конструирования тендерного дискурса.

Исходя из вышесказанного, актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью устранения противоречия между повышением значимости тендерного фактора в жизни социума и индивида, с одной стороны, и недостаточной разработанностью концептуальных оснований оптимизации повседневных практик гендерных отношений - с другой.

Степень научной разработанности проблемы

Многоаспектность темы диссертационного исследования потребовала анализа современного уровня знания в нескольких смежных областях исследуемой проблематики.

Текстуальный подход к интерпретации культурных феноменов получил свое фундаментальное обоснование в рамках различных областей знания: лингвистики, текстологии, герменевтики, логики, семиотики, структурализма и постструктурализма, философии текста, культурологии - и на сегодняшний день представлен значительным корпусом исследований. К наиболее авторитетным следует отнести труды Р. Барта, М.М. Бахтина, Г.И. Богина, Г.Г. Га- * В контексте настоящего исследования под модой подразумевается периодическая смена образцов культуры и массового поведения в такой сфере человеческой деятельности и культуры, как оформление внешности человека. дамера, А.-Ж. Греймаса, А.А. Горных, Г.В. Гриненко, Е. Гурко, Ж. Деррида, Т.М. Дридзе, Т.С. Злотниковой, И.П. Ильина, И.В. Кондакова, Г.К. Косикова, Ю. Кристевой, Ж. Курте, К. Леви-Строса, Ю.М. Лотмана, А.С. Новичковой, A.M. Пятигорского, В.П. Руднева, И.В. Силантьева, Т.Н. Суминовой, Б.А. Успенского, А.Я. Флиера, М.М. Шибаевой, У. Эко.

Основы дискурсивного подхода к изучению культурных текстов заложены в исследованиях П. Анри, Т.А. Ван Дейка, В.З. Демьянкова, Е.А. Красина, М. Пёше, П. Серио, М. Фуко, Ю. Хабермаса и др.

Теоретическая разработка тендерных проблем имеет сравнительно недолгую историю. Вместе с тем анализ научных источников показал, что проблема взаимоотношения полов издавна осмысливалась в контексте социально-философского знания.

Вопросы дифференциации социокультурных функций полов нашли отражение в антропологических теориях Р. Бенедикт, Д. Гилмора, Т. Грегора, М. Коннера, М. Маршалла, М. Мид, Э. Уилсона, Д. Харта и др.; психоаналитических концепциях Ж. Лакана, 3. Фрейда, К.-Г. Юнга и др.

В рамках философской рефлексии представлены различные аспекты данной проблемы: биологическое различие полов как основание тендерной асимметрии становилось объектом специального внимания Аристотеля, Платона, Августина Блаженного, Фомы Аквинского, М. Монтеня, Эразма Роттердамского, Г. Бокля, Л.Н. Толстого, Г. Спенсера, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, 3. Фрейда. К анализу ментальных оснований социальной иерархии полов обращались И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Ж.-Ж. Руссо, О. Вейнингер и др. Вопросы, связанные с выявлением культурного статуса полов, получили разработку в философии романтизма (в работах В. Вакенродера, Новалиса, Л. Тика, А. и В. Шлегелей, Ф. Шлейермахера и др.) и в русской философии Серебряного века (например, в трудах Н.А. Бердяева, В.В. Розанова, Вл. Соловьева и др.).

Как показал анализ научных источников, на протяжении многих веков в общественной мысли преобладало мнение о неравноценном статусе полов, выраженном мужском доминировании в общественной жизни и культуре. Радикальные изменения произошли с развитием движения феминизма, в рамках которого стал формироваться теоретический (категориальный) аппарат женских, а позднее тендерных исследований. В научный обиход было введено понятие «гендер», призванное акцентировать социокультурные основаниях межполовых различий. Начало этой традиции связывают с исследованиями психолога Р. Столлера и антрополога Г. Рубин. Важный вклад в разработку категории «гендер» внесла Дж. Скотт, выдвинувшая гипотезу, что гендер, в отличие от пола, является продуктом и объектом власти, ее дискурсивных и институциональных механизмов подчинения и господства.

Большое значение для развития тендерной теории имело становление терминов «гендерно-маркированная субъективность», «гендерно-маркированное авторство», «гендерные репрезентации», оформившихся в рамках философии постфеминизма. В числе наиболее авторитетных ее представителей следует назвать Дж. Батлер, С. де Бовуар, Р. Брайдотти, Э. Гросс, Л. Иригарэй, Ю. Кристеву, Т. де Лауретис, Н. Менделл, Э. Сиксу, Дж. Скотт, И.К. Сэджвик, П. Элиот и др.

Усиление научного внимания к тендерным аспектам культурных и социальных явлений и процессов сопровождалось появлением целого корпуса исследований, посвященных лингвистическим, социологическим, психологическим, антропологическим, историческим, философским, культурологическим и другим аспектам тендерной проблематики. Он представлен именами таких отечественных и зарубежных ученых, как С. Бем, С. Бенхабиб, Г. Брандт, М.Л. Бутовская, О.А. Воронина, Г. Гарфинкель, Э. Гидденс, Д. Гилмор, СИ. Голод, Е.И. Горошко, И. Гофман, И.А. Жеребкина, СВ. Жеребкин, Г.И. Зверева, Е.А. Здравомыслова, Д. Зиммерман, М. Киммел, А.В. Кирилина, И.С Кон, О.Ю. Маркова, Л.П. Репина, И.Н. Тартаковская, А.А. Темкина, Э. Уокер, СА. Ушакин, К. Уэст, А.Я. Флиер, И.И. Халеева, A.M. Холод, К. Хорни, Н. Чодороу, Е.Н. Шапинская, Е.Р. Ярская-Смирнова и др.

Вопросам теории и технологий тендерных репрезентаций посвящены исследования А-. Альчук, И. Аристарховой, В. Аристова, Л; Бредихиной, О.А. Ворониной, И.Н. Дубовской, СП. Ермакович, В.А. Колотаева, А. Левинсон, Л. Малви, Л. Нохлин, А.Р. Усмановой, С. Холла, А. Юрчак, М.Б. Ямпольско-го и др.

Феномен моды в её историческом, семиотическом, социологическом, психологическом и тендерном аспектах получил осмысление в работах Р. Барта, Ж. Бодрийяра, Г. Блумера, К. Бруарда, П. Бурдье, А. Васильева, О.Б. Вайн-штейн, Т. Веблена, Э. Гобло, А.Б. Гофмана, Х.-У. Гумбрехта, Г. Зиммеля, В. Зомбарта, М. Килошенко, А. Крёбера, Н.К. Михайловского, Д. Ричардсона, М. Симпсона, А. Смита, Э. Сепира, Г. Тарда, М. Флокера, П. Хаймана, Й. Хёйзинги, К.С. Шарова и др. Обоснованию моды как современной формы социального мифотворчества способствовали исследования Р. Барта, Л.Н. Воеводиной, Е.И. Ивановой, А.Ф. Лосева, Е.М. Мелетинского, С.А. Токарева, К.-Г. Юнга и др.

Таким образом, приступая к исследованию, мы опираемся на значительный массив теорий, идей и концепций. Вместе с тем анализ обширного корпуса научной литературы позволил увидеть, что возможности текстуального анализа тендерных репрезентаций, в том числе в их дискурсивном преломлении, до сих пор не получили должного осмысления и применения.

Объект исследования: текстуально-дискурсивная сущность тендерных репрезентаций.

Предмет исследования; мода второй половины XX - начала XXI вв. как гендерно-маркированный текст культуры.

Цель исследования; создать философско-культурологическую модель выявления глубинных социальных смыслов тендерных репрезентаций посредством их текстуализации.

Задачи исследования:

Осуществить сопоставительный анализ наиболее авторитетных подходов к интерпретации феномена «текст культуры».

Раскрыть эвристический ресурс дискурсивного подхода к интерпретации текстов культуры.

Проследить эволюцию и выявить характер динамики тендерного дискурса в философской традиции (от Античности до постмодернизма).

Проанализировать моду второй половины XX - начала XXI вв. как специфический текст культуры и одну из наиболее репрезентативных сфер тендерного дискурса.

Рассмотреть концептуальные тенденции моды второй половины XX -начала XXI вв. как гендерно-маркированные тексты культуры.

Теоретико-методологические основы исследования

Основополагающей методологической установкой диссертационного исследования стало понимание культуры как совокупности текстов. В этой связи исследование базируется на концептуальных идеях и принципах структурализма (в том числе тартуско-московской семиотической школы) и постструктурализма.

Дискурсивный подход к исследованию текстов культуры, предложенный в диссертационном исследовании, восходит к теории дискурса (преимущественно в версии М. Фуко).

В процессе исследования были учтены антропологическая концепция культурной обусловленности межполовых различий (М. Мид, Д. Гилмор), теория гендеризма (И. Гофман), а также теоретические и методологические установки социального конструктивизма.

Методологически значимыми в процессе анализа моды как гендерно-маркированного текста культуры стали такие концепты философии феминизма и постфеминизма, как «гендерное авторство» (Л. Иригарэй, Э. Сиксу), «карнавальный дискурс» (Ю. Кристева), «гендерный карнавал» и «гендерный театр» (Дж. Батлер), «гендерные представления/перформативы» (Т. де Лау-ретис).

Методы исследования

В процессе работы были использованы научные методы, адекватные комплексу исследовательских задач: текстовый анализ; дискурсивный подход к интерпретации текстов культуры; междисциплинарная компаративистика; принцип взаимодополнительности теоретических подходов и парадигм; системный анализ; синхронный и диахронный анализ; функциональный анализ; метод восхождения от абстрактного к конкретному; метод типологизации; контент-анализ; прием тендерной метафоры.

Научная новизна результатов исследования: осуществлена дифференциация основных подходов к интерпретации понятия «текст культуры» в соответствии с типом дискурса; показано, что, в отличие от структуралистского объяснения текста как «маскулинного» типа дискурса, в рамках постструктуралистского/постмодернистского понимания текст характеризуется «фемининным» типом дискурса; раскрыты формальные характеристики и специфика «маскулинного» и «фемининного» типов дискурса, определяемых соответствием символическому выражению «мужского» или «женского» в культуре; введено понятие «гендерно-маркированный текст культуры», выявлена суть дихотомии «маскулинный текст» - «фемининный текст»: первый основан на рациональной иерархии дуальных оппозиций (воплощение мужского начала в культуре), второй воплощает в себе традиционные характеристики «женского» в культуре - неиерархичное, чувственное, бессознательное и т.п.; прослежены генезис и историческая динамика тендерного дискурса; выделены и описаны три основные тенденции в его развитии: онтологический (гендерно-нейтральный) тип дискурса преобладал в период доминирования мифологического мышления и античной натурфилософии; аксиологи- ческий (маскулинный, рационально-оппозитивный) тип дискурса доминировал в эпоху традиционного, дуально-иерархического мироощущения; антропологический (фемининный, апеллирующий к телесному опыту) тип дискурса оформился в современную эпоху постмодернистского плюрального мироощущения; обосновано, что мода является специфическим гендерно-маркированным< текстом культуры и одной из наиболее репрезентативных практик в контексте современного тендерного дискурса; выявлено, что в смене доминирующих модных парадигм середины XX - начала XXI веков отражены глубинные смысловые сдвиги, произошедшие в рамках тендерного дискурса: стили «нью лук» и «пин-ап» представлены как культурные репрезентации с маскулинным типом организации дискурса, «унисекс», «нью-рейв» и «метросексуализм» - с фемининным.

Теоретическая значимость исследования

За счет актуализации дискурсивного подхода расширена методология текстового анализа культурных явлений и процессов.

Выявлен эвристический ресурс дискурсивного подхода к анализу современных культурных практик тендерных репрезентаций.

Практическая значимость исследования

Результаты исследования могут использоваться в качестве концептуальных оснований эмпирических тендерных исследований; в профессиональных образовательных программах в рамках учебных курсов «Философия», «Основы лингвистики и семиотики», «Культурология», «Языки культуры и межкультурные коммуникации», «Массовая культура и постмодерн», «Гендер-ные проблемы культуры».

Материалы и выводы исследования могут оказаться небезынтересными для специалистов в сфере индустрии моды, рекламной деятельности, СМИ, визуальной культуры и иных сфер социально-культурной деятельности, влияющих на конструирование тендерных образов и установок в обществе.

Основные положения, выносимые на защиту;

1. В исследовании глубинных социальных смыслов тендерных аспектов культуры значительным эвристическим ресурсом обладает текстуальный анализ, поскольку социальная реальность, рассматриваемая сквозь «призму» тендера, предстает как совокупность специфических, гендерно- маркированных культурных текстов, воплощающих символы мужского и женского опыта в культуре.

Текст культуры следует рассматривать как феномен, имеющий двойственную природу: с одной стороны, знаковую (семиотическую), а, с другой -дискурсивную, где дискурс - обусловленный системой социокультурных ограничений процесс конструирования знания о том или ином явлении культуры. При таком подходе текст как совокупность-смыслов является продуктом дискурса и пространством его воплощения, а тип дискурсивной стратегии определяет тип складывающегося текста.

2. Структурализм и постструктурализм как два наиболее влиятельных подхода к объяснению сущности текстов культуры демонстрируют две ради кально противоположные дискурсивные стратегии. Дискурсивная стратегия структурализма представляет собой рационально-оппозитивное упорядочи вание смыслов, символически позиционируемое в культуре как «мужское» начало. В свою очередь, постструктуралистский дискурс воплощает в себе все традиционные характеристики «женского» в культуре - неиерархичность, чувственность, телесность, бессознательность и т.п. Соответственно, приме нив прием «тендерной метафоры», можно охарактеризовать структуралист ский дискурс как маскулинный, а постструктуралистский - как феминин ный. Если «маскулинный» дискурс отражает традицию философско- гуманитарной рефлексии и обыденного сознания, доминирующую в период от Античности до начала эпохи постмодерна, то «фемининный» характеризу ет постмодернистский тип мышления.

При всем многообразии возможных оснований для типологизации текстов культуры важной представляется типологизация по их тендерной маркировке (как «маскулинных» и «фемининных»). Основной признак «маскулинного» текста проявляется в его построении на базе значимых смысловых оппозиций, а «фемининного» - в конструирование внутри контекста уже существующих культурных смыслов, при микшировании и цитировании которых рождаются новые смыслы. «Маскулинный» текст иерархичен и утверждает одну возможную истину, «фемининный» - плюрален и демонстрирует множественность возможных истин.

Под тендерным дискурсом следует понимать способ конструирования и трансляции знаний и представлений о социальных ролях индивидов в соответствии с их биологическим полом, обусловленный уровнем и системой знаний («эпистемой») общества; специфическими механизмами и аппаратами власти; системой ограничений и запретов, заданных конкретной культурой.

В становлении и развитии тендерного дискурса можно выделить три основные, последовательно доминирующие тенденции: онтологический (гендерно-нейтральный) тип дискурса преобладал в период доминирования мифологического мышления; аксиологический (маскулинный) тип дискурса доминировал в эпоху традиционного, дуально-иерархического мироощущения. Внутри аксиологического (маскулинного) дискурса получили развитие три вектора, которые могут быть обозначены как ценностно-иерархический (патриархатный в своей основе), ценностно-амбивалентный (позиционирующий равноценность и равноправность полов) и комплементарный (имеющий тенденцию к возвышению женского образа в культуре). При том, что в контексте этих разновидностей маскулинного дискурса содержатся различные оценки статуса женщины в культуре, все они в той или иной форме строятся на идее превосходства мужчины и являются способом обоснования тендерной асимметрии; - антропологический (фемининный) тип тендерного дискурса оформился в контексте постиндустриального общества под влиянием философии постструктурализма и постмодернизма и воплощает свойственную ему плю-ральность мироощущения, отказ от бинарного мышления; внимание не только к доминирующим и одобряемым обществом, но и к маргинальным тендерным проявлениям.

6. Формирование и развитие тендерного дискурса осуществляется не только в рамках теоретических концепций, но и посредством разнообразных культурных практик (репрезентаций). Репрезентация, отражающая знаки принадлежности субъекта к тому или иному тендеру и/или систему тендер ных отношений, может быть охарактеризована как тендерная репрезентация.

В ряду тендерных репрезентаций особое место занимает мода, которую можно рассматривать как гендерно-маркированный текст культуры. В смене доминирующих тенденций в моде середины XX - начала XXI веков можно увидеть отражение динамики тендерного дискурса. Если стили «нью лук» и «пин-ап» представляют собой культурные репрезентации с маскулинным типом организации дискурса, то стили «унисекс», «метросексуализм», «нью-рейв» — с фемининным.

7. Мода как форма социального мифотворчества представляет собой один из факторов формирования современного «культурного героя». При этом в рамках модных тенденций, охарактеризованных как маскулинные тексты, предстает «классический» культурный герой, обладающий такими маску линными качествами, как стремление к упорядочиванию мира, сохранению сложившихся ценностных установок, стабильность и рациональность. Что же касается фемининных текстов, то их герой - «трикстер», привносящий хаос в существующий социальный порядок, осуществляющий деконструкцию усто явшихся ценностных иерархий, выходящий за пределы существующих огра ничений. «Культурный герой» в данном контексте воплощает «порядок» дискурса, а «трикстер» - его спонтанное саморазвитие.

Апробация результатов исследования

Материалы и результаты диссертационного исследования получили апробацию в форме докладов и сообщений на круглых столах и конференциях различного уровня. В их числе: международные научные конференции: «Науки о культуре: современный статус» (Москва, МГУКИ, 2006), «Понимание и рефлексия в образовании, культуре и коммуникации» (Тверь, Тверской государственный университет, 2006), «Науки о культуре: современный статус» (Москва, МГУКИ, 2007), «Преображенские чтения» (Москва, МГУКИ, 2007), «Культура в контексте гуманитарного знания» (Москва, МГУКИ, 2007); межвузовский круглый стол: «Диалог культур в контексте проблем современного общества» (Москва, МГУКИ, 2006).

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры культурологии и антропологии Московского государственного университета культуры и искусств; прошла предварительную экспертизу и принята к защите диссертационным советом Д 210.010.04 при Московском государственном университете культуры и искусств.

Результаты исследования внедрены в учебный процесс Высшей школы культурологии Московского государственного университета культуры и искусств в рамках учебных дисциплин «Языки культуры и межкультурные коммуникации», «Массовая культура и постмодерн», «Гендерные проблемы культуры».

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, каждая из которых включает по два параграфа, заключения, списка литературы и приложений.

Текст культуры как пространство воплощения дискурса

Возрастающее внимание к тендерным аспектам социальной и культурной жизни ставит перед исследователями проблему поиска новых, дополнительных способов анализа данной сферы человеческого бытия. Поскольку социальная реальность, воспринимаемая сквозь «призму» тендера, может рассматриваться как совокупность гендерно-маркированных культурных текстов, воплощающих символы мужского и женского опыта в культуре, нам кажется оправданным и продуктивным обращение к возможностям текстуального анализа тендерных явлений и процессов.

Понятие «текст», оформившееся на пересечении лингвистики, филологии, семиотики, герменевтики, философии и других научных областей, получило широкое распространение в современном научном дискурсе и закрепилось на позиции одного из ключевых понятий гуманитарной культуры. Такая популярность данного понятия объясняется несколькими причинами.

Прежде всего, по меткому наблюдению Ю.М.Лотмана, лавинообразный рост частотности использования того или иного термина в научном знании свидетельствует об актуальности проблемы, указывает на область, в которой рождаются новые научные идеи2.

Кроме того, несмотря на некоторую терминологическую неупорядоченность и утрату «необходимой однозначности»3, обусловленные разнообразием дисциплинарных интересов, концепт «текст» продемонстрировал широкие эвристические возможности как объяснительный принцип культуры.

Что же стоит за понятием «текст»? Термин восходит к латинскому (texum), что означает: ткань, одежда, связь, соединение, строение, слог, стиль; textus — сплетение, структура, связное изложение; texo — ткать, сплетать, сочинять, переплетать, сочетать. Исходя из этимологии слова, в нем выделяют «три семантических компонента, или маркера. 1. То, что сотворено, сделано человеком, неприродное; 2. Связность элементов внутри этого сделанного; 3. Искусность этого сделанного»1. В соответствии с этими тремя родовыми признаками текст традиционно являлся объектом изучения таких дисциплин, как текстология, герменевтика и поэтика. Текстология выявляет из нескольких вариантов канонический текст, комментирует его содержание и производит атрибуцию, то есть определяет принадлежность его определен ной культуре, эпохе, автору. Герменевтика занимается толкованием текста. Что же касается поэтики, то ее прерогативой является исследование искусности построения текста, его структуры и композиции2.

В XX веке спектр научных дисциплин, обратившихся к проблеме текста, значительно увеличился, а смысловое пространство понятия заметно, расширилось в связи с формированием идей, согласно которым все культурные феномены как таковые (явления, продукты, процессы) могут рассматриваться как тексты, поскольку являются носителями определенных комплексов информации, как о самих себе, так и об обществе, времени и регионе, где данный культурный продукт был «произведен».

Истоки и исторические модификации маскулинного дискурса как способа обоснования тендерной асимметрии

Как свидетельствуют данные антропологии, представления о биологическом различии полов всегда играли, важную роль в формировании картины, мира традиционных народов, способствовали выработке социальной и культурной идентичности, критериев оценки и самооценки людей. Основываясь на контрастах мужского и женского тела, - замечала известный американский антрополог- Маргарет Мид, - «люди строили аналогии,- соотносящие их с Солнцем или Луной, днем или ночью, добром и злом, силой и нежностью, упорством и переменчивостью, выносливостью и уязвимостью»1. При этом в разных локальных культурах одним и тем же качеством могли быть наделены представители различных полов: «то мальчиков считали крайне уязвимыми и делали объектами постоянной заботы, то девочек. В некоторых культурах родители должны собирать приданое дочерям и заниматься привораживанием женихов с помощью магии, а в других - главной заботой родителей становится вопрос о женитьбе сыновей»2.

Разделение труда, - процесс биологически-обусловленный в своей основе, - в рамках традиционных культур также получал особое преломление, специфика которого зависела от свойственных конкретному сообществу интерпретаций биологических различий полов. При этом «одни народы полагают женщин слишком слабыми для работы вне дома, другие же поручают им переносить тяжелые грузы, «потому что голова у них крепче, чем у муж-чин»» . Иными словами, о каком бы аспекте мировосприятия или повседневности ни шла речь, «будь то пустяки или самые кардинальные вопросы, от прихотей, проявляющихся в украшениях и косметике, до священных предметов, символизирующих место человека во Вселенной, - мы обнаруживае множество способов распределения половых ролей, противоречащих друг другу».

Таким образом, уже в 20-30-е годы XX века в рамках этнографических исследований была показана неправомерность стереотипов о женственности и мужественности как качествах, непосредственно вытекающих из природных особенностей пола. М.Мид описывает разнообразие моделей сексуальных отношений и пластичности человеческой природы на примере трех обществ: арапешей; где мужчины и женщины были «феминны», подразумевая под этим материнский тип поведения и сексуальную пассивность; мундугу-муров, где мужчины и женщины одинаково агрессивны и активны в половой жизни, то есть «маскулинны»; и чамбули, где женщины выступают доминирующими партнерами, а мужчины - менее ответственными и эмоционально зависимыми партнерами. В1 результате М.Мид приходит к выводу: «Традиционно относимые "к феминным, свойства темперамента, такие, как пассивность, чуткость, готовность нянчиться с детьми в одном племени могут оказаться присущими маскулинному типу поведения, а в другом считаться ненормальными, как для женщин, так и для мужчин. Таким образом, основа для связывания этих поведенческих черт с половой принадлежностью размывается»2.

Мода как сфера тендерных репрезентаций

Важнейшим открытием и методологической установкой теорий, оформившихся на современном этапе тендерных исследований (определяемого как «постфеминистский»), стал акцент на дискурсивной сущности тендера или на политике репрезентации: политике создания, распространения и осмысления конкретных образов «мужского» и «женского» и отношений между ними.

В этой связи теоретики постфеминизма, как мы показали в предыдущем разделе, уделяли основное внимание анализу роли репрезентаций в процессе формирования тендерной идентичности, имея в виду совокупность усвоенных и публично демонстрируемых знаковых образов и действий, свидетельствующих о тендерной принадлежности индивида.

Опираясь на выводы Луи Альтюссера, тендерные теоретики исходили из того, что трансформация индивида в субъект воли, который способен делать выбор и принимать решения, возможна только через его участие (или отказ от участия) в определенных видах идеологической деятельности. В свою очередь, реализация конкретного варианта «субъектной» и «субъективной» деятельности предполагает в качестве предпосылки самоидентификацию, категоризацию, маркировку индивида. Эффективность данного процесса обеспечивается только при условии конвенциональное кодов, используемых субъектом, что обеспечивает единство в понимании смысла и значения его действий1.

Эта конвенциональность обеспечивается системой социокультурных предписаний и запретов, «процедур исключения», подробно описанных М.Фуко, за счет которых в обществе достигается единство и «чистота» таких, в частности, понятий, как «мужчина» и «женщина». Именно эти процессы понимаются тендерными теоретиками под политикой репрезентации - контролируемым образным отражением роли (места) индивида в определенных социальных отношениях. В итоге самопрезентация субъекта в системе социальных отношений напрямую зависит от его способности активизировать определенные системы знаков и кодов, «которые существовали до появления индивида и которые и определяют его культурную идентичность»1. Иными словами, тендерная идентификация индивида осуществляется путем маркирования, присвоения знаков гендернои принадлежности, выработанных культурой (например, стиль одежды) и способности оперировать уже готовым набором культурных символов. «Дискурс в итоге оказывается средством, при помощи которого формируется субъект и поддерживается существующий порядок»2, а репрезентация - одной из форм воплощения дискурса и его компонентом.

Похожие диссертации на Гендерные репрезентации как тексты культуры : на примере моды середины XX - начала XXI вв.