Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История русского интеллигента: духовный опыт С.Н. Дурылина : 1900 - начало 1920-х гг. Буздыгар Михаил Андреевич

История русского интеллигента: духовный опыт С.Н. Дурылина : 1900 - начало 1920-х гг.
<
История русского интеллигента: духовный опыт С.Н. Дурылина : 1900 - начало 1920-х гг. История русского интеллигента: духовный опыт С.Н. Дурылина : 1900 - начало 1920-х гг. История русского интеллигента: духовный опыт С.Н. Дурылина : 1900 - начало 1920-х гг. История русского интеллигента: духовный опыт С.Н. Дурылина : 1900 - начало 1920-х гг. История русского интеллигента: духовный опыт С.Н. Дурылина : 1900 - начало 1920-х гг.
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Буздыгар Михаил Андреевич. История русского интеллигента: духовный опыт С.Н. Дурылина : 1900 - начало 1920-х гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 24.00.01 / Буздыгар Михаил Андреевич; [Место защиты: Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского].- Ярославль, 2008.- 245 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-7/434

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время сохраняется устойчивый интерес к истории русской культуры и общественной мысли начала XX в Внимание исследователей все чаще привлекают разнообразные, нередко противоречивые, но почти всегда тесно взаимосвязанные религиозные, идейные и художественные искания Серебряного века (что было свои-ственно как светским представителям «нового религиозного сознания», идеологами которого выступали Д С Мережковский, Н А Бердяев, В В -Розанов, так и православным религиозным мыслителям первой половины XX в - о С Н Булгакова, о П А Флоренского, И А Ильина, А Ф Лосева и др ) Без понимания исторического смысла таких исканий характеристика интеллектуальной и общественной жизни начала XX в едва ли будет сколько-нибудь полной и убедительной

Вместе с тем, очевидно, что осмыслить эти искания практически невозможно без детального изучения жизненного пути и взглядов выдающихся представителей русской интеллигенции В последнее время все большее внимание историков привлекает духовный опыт мыслителей и публицистов рубежа XIX-XX вв , во многом определивший их последующее творчество Отсюда - реализация стремления понять влияние эпохи на идейные поиски русской интеллигенции и вместе с тем определить место этих поисков в жизни людей начала XX в Особый интерес при этом вызывают взгляды тех, кому по разным обстоятельствам удалось избежать эмиграции и гибели в 1920-1930-е гг, и кто стал впоследствии связующим звеном между традициями дореволюционного времени и жизнью новой советской интеллигенции, складывавшейся в первой половине XX в

К числу таких связующих фигур принадлежал и выдающийся искусствовед и литературовед, исследователь русской общественной мысли профессор Сергей Николаевич Дурылин (1886-1954) Его судьба по-своему уникальна и вместе с тем показательна для пути, пройденного русской интеллигенцией в первой половине XX в В первые десятилетия XX в он испытывает влияние революционных настроений, активно сотруднігчает с толстовским издательством «Посредник» и борется за «свободное воспитание», затем участвует в деятельности религиозно-философских и литературных кружков Москвы, принимает священнический сан, подвергается арестам и ссылкам Позднее, в 1930-1950-е гг, тяжело больной и надломленный, становится, тем не менее, видным советским ученым и критиком, кавалером ордена Трудового Красного Знамени, яркой фигурой столичной интеллектуальной жизни Как объяснить эту эволюцию и какие исторические условия и парадоксы стояли за ней9 Что вынес Дурылин из идейных споров и религиозных исканий начала XX в 9

Ответ на эти вопросы возможно дать только на основании детального анализа раннего периода деятепьносш С Н Дурылина и документов его архива сохранившихся в РГАЛИ и достаточно полно отразивших его размышления и переживания Между тем в отличие от широко известных работ 1930-1950-х гг, его стаїьи доклады, стихотворения и письма 1900-1920-х гг (значительная часть которых никогда не публиковалась) до сих пор еще слабо изучены и пока не являлись предметом специального исследования

Цели и задачи исследования. В работе была поставлена цель выявить исторически детерминированные особенности д>ховного опыта С И Дурылина в период становления его личности как репрезентативной для русской интеллигенции

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи

  1. Раскрыть особенности формирования общественной позиции и нрав-сгвенных, религиозных, эстетических взглядов С II Дурылина и их связь с его юношеским ггроіестом против гимназических порядков,

  2. Систематизировать проблематику статей С Н Дурылина в журнале «Свободное воспитание» ігроследив его идейную эволюцию как пуб-чицисла, отстаивавшего новаторские методы в области педагогики

  3. Проследить ход религиозных исканий С Н Дурылина, предшествовавших принятию им сана священника в 1920 г

  4. Выявить особенности влияния на эволюцию мировоззрения С Н Дурылина, отразившегося в его публицистике, со стороны идеи, распространенных среди русской интеллигенции в первые десятилетия XX в

  5. Обобщить исторический контекст формирования мировоззрения С Н Дурылина как типичного русского интеллигента

Проблема исследования состоит в изучении формирования духовною опыта С Н Дурылина в первые десятилетия XX в в контексте общественной и духовной жизни России того времени

Обьскіом исследования является совокупность интенций и поступков, определивших духовный опыт Дурылина в 1900-е - начале 1920-х іг

Предмет исследования - публицисшческие, художественные, дневниковые, мемуарные тексты С Н Дурылина как репрезентативные для представителя русской интеллигенции начала XX в

Хронологические рамки работы Исследование охватывает первые два десятичетия XX в с 1902 г. к которому относятся первые тошедшие до нас источники, отразившие формирование мировоззрения С Н Дурычина, до его первого ареста и ссылки і! 1922 г Следчст отметить, что данный период, являвшийся начальным этапом в жизни и творчестве Дурылина в истории России не был монолитом он включает в себя и годы, предшествовавшее революции 1905-1907 гг, и период самой революции, межревотго-шюнное десятилетие, годы Первой мировой войны, революцию 1917 г, гражданскую войну и начало НЭПа За это время вполне определенно сложился круг интересов Дурылина, а также его характерные черты как религиозного мыслителя, ученого и пубчициста получившее развитие в его ис-счедованиях и критике 1920-1950-х гг

Источииковая база исследования. Для решения задач, поставленных в работе, необходимо привлечение прежде всего, обширного круга архивных материалов, оставшихся после С Н Дурылина, а также его многочисленных опубликованных исследований и статей, воспоминаний и писем его современников

В Россггйском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) хранится фонд С Н Дурылина1 Среди никогда не публиковавшихся и до сих пор не привлекавши внимания историков работ Дурылина, сохранившихся в его архиве, следует выделить крупные исследования о Н С Лескове и К Н Леонтьеве2 Их биографию и творчество Дурылин рассматривает не как литературовед (в частности, он практически не дает анализа их художественных произведений), но как историк русской религиозности и общественной мысли Доклад «Религиозный путь К Леонтьева», над которым Дурылин работал в 1921-1922 гг, по сути, стал итогом его религиозно-фило-софеюгх исканий на рубеже 1910-х - 1920-х гг Эти искания нашли свое отражение и в целом ряде неопубликованных статей, над которыми Сергей Николаевич работал в то время «Еішскоп, его служение и власть по учению Св Отцов и учителей Церкви», «Иконопочитание в древней Руси», «Об ангелах», «Алексий (Лавров), архиепископ Литовский и Виленскии (1829-1890)»3 Большой интерес представляет также рукопись «Бегун» (1912 т), раскрывающая отношение Дурылина к лухоштым поискам гр Л Н Толстого4

Многочисленные статьи и брошюры, опубликованные С Н Дурылиным в 1907-1918 гг, в подавляющем своем большинстве также специально еще

' РГЛЛИ Фонд №2980 «Дурычин Сергей Никспаекичл Оп 1-2 'РГАЛИ Ф 2980 Оп 1 Д 9 10 II, 161 РГАЛИ Ф 2980 On 1 Д 12 15,17 19 -РГАЛИ Ф2980 Оп 1 Д б Л 1-S

не рассматривались историками Much ие из них в настоящее время являются библиографической редкостью и даже менее доступны для исследователя, чем архивные дела Это в полной мере относится, например, к брошюре «Апокалипсис и Россия» (1918 г) рукопись которой сохранилась в архиве, тогда как сама брошюра о icy тствует или не выдастся из-за ветхости даже в центральных библиотеках страны Практически не привлекали внимания исследователей работы Дурылина, посвященные организации прихода, путешествиям по Русскому Северу^ Ценным дополнением к этим рабоїам служаї хранящиеся в РГАЛИ многочисленные путевые записные книжки Дурылина6 Сравнительно более известны статьи С Н Дурылина о кшежс-кой легенде, ею вступительная статья к изданию «Цветочков Франциска Ассизского»7 Целый ряд религиозно-философских работ опубликованных Ду-рылиным в годы Первой мировой войны, был недавно переиздан С В Фоминым в сборнике «Русь прикровенная»

Особо следует отметить крупный комплекс статей Дурылина, посвященных педагогическим вопросам Если его первая брошюра «В школьной тюрьме Исповедь ученика» (1907 г) не раз уже вызывала интерес у иссле-доваїелеи и педагогов, то 78 ею статей и заметок, опубликованные им в 1907-1913 п в журнале «Свободное воспитание», до сих пор не только практически не изучались, но и не были полносіью выявлены К педагогической публицистике Дурылина непосредственно примыкает и его рукопись «Л Н Толстой и свободное воспитание», сохранившаяся в бумагах К Н Вентцеля и опубликованная в 1993 г М В Богуславским

Важным источником для изучения взглятов и творчества С Н Дурылина 1900-1920-х г г является его обширная переписка, хранящаяся в РГАЛИ Большой интерес представляют письма Дурылина к своей матери - А В Дурыли-ной В В Разевигу, ТА Сидоровой, С Н Булгакову, М В Нестерову, В В Розанову, А С Буткевичу, духовнику Дурылина преп Анатолию Оптинскому (Потапову) и неюторым другим монахам этого монастыря Среди писем Дурылина к Л Л Эллису (Кобылинскому) находится единственное в своем роде письмо в котором Дурылин рассказывает адресату историю своего юношеского атеизма и обращения к Bepes

' Дурычин С II Приход его задачи и оргашпация М , 1917, его же Древнерусская иконопись и Олонецкий край Петрозаводск, 1913, его же За почуночным солнцем ПоЛапчандии пешком и на чодке М, 1413 со ЛчС Кандачакшский «вавнчон» (К изучению северных лабиринтов ) М 1914,егожс Пот северным небом Очерки Олонецкою края М , 1915 его же На севере диком Из гтешествип художника Л А Борисова Очерк М 1915 "РГАЛИ Ф 2980 Он 1 Д 283 284 290,291,293

"ДЧрычинСН Церковь невидимаго гра іа Сказание о граде Китеже М, 1914, его же Сказание о невидимом граде Китеже М 1916 его же Св Франциск Ассизский и «Цветочки» / /Цветочки святого Франциска Ассизского М , 1913 Рспр М 1990 С 3-32 ЧРГАГШ Ф 2980 Оп 1 Д 339 ">7j 374 375 376 380 381,401 412а ч52, 545 745 928 943 Оп 2 Д 682 7Q2 Op PI Ь Ф .-.99 К 4 Fi -р 34-35

Неопубликованное поэтическое наследие С II Дурылина, относящееся преимущесівенно к 1903-1913 гг, по своему объему сильно уступает его публицистике и исследованиям, по эги материалы являются ценным историческим источником необходимым для понимания духовных исканий автора Среди поэтического наследия Дурылина выделяются два больших самобытных цикла «Венец лета» и «Бесы разны»4

Изучение эволюции взглядов С Н Дурылина етва ли возможно без научного анализа его мемуаров На страницах записок Дурылина оживает духовная и художественная жизнь России, бы г Москвы, культурно-исторические процессы первой четверти XX в Автор вспоминает и рассказывает о своем детстве и отрочестве, об учителях, друзьях, с которыми ему приходилось жить, работать, общаться о которых он слышал Это Л Н Толстой, В В Соловьев, К Леонтьев, о П Флоренский, В В Розанов, М В Нестеров, ев прав Алексей Мечев и др Ценные сведения о жизни и взглядах Дурылина и об окружавшей его среде содержат неопубтикованные воспоминания И А Комиссаровой, ТА Сидоровой (Буткевич), З В Работновой и Н В Полуэктовой (Разевиг)10, а также нубшковавшиеся в разные годы мемуары С М Голицына, А А и С А Сидоровых, еп Арсения (Жадановс-кого), Е Крашенннниковой, С И Фуделя

В целом, имеющиеся источники достаточно представительны и вполне позволяют исследовать формирование взілядов С Н Дурылина

Методологической базой исследования являются идеи и концепции авторов, рассматривающих духовные поиски русской интеллигенции как часть русской культуры, вошедшую в социально-историческую, историко-культурную память сообщества, ее идеалы и ценности В работе автор исследования опирался на отечественную историческую, историософскую тради-цшо. представленную в трудах прот Г В Флоровского, прот В В Зеиьковско-го, Л И Василенко, В Р Лейкиной-Свирской, А А Левандовского, И И Смирнова, А И Яковлева, позволяющих глубоко проникнуть в мир искании русской интеллигенции и сделать его предметом научного анализа

Основу диссертации составили общенаучные (анализ и синтез, индукция и дедукция), специально-исторические (историко-генетический. генерализирующий) и филологический (текстологический анализ) методы Исследование построено на соединении пробтемного и хронологического подходов Диссертация опирается на классические принципы историзма и объективности, предполагающие рассмотрение явпений, фактов, событий в пх исторической преемственности, развитии и взаимосвязи

'РГЛТИ Ф 2980 On 1 Л 197 Ю8 199 200 201,202,203

" РГАЛИ Ф 2980 Оп 1 Д 216 990 993 Оп 2 Д 1114 1117 1119 1123 1124

Гипотеза исследования. В диссертации высказывается предпопожение о том что духовные искания С Н Дурылина позволяют идентифицировать его как репрезентативную для истории русской интеллигенции фигуру, с присущими ей противоречиями, насыщенностью интеллектуальной и эмоциональной жизни, потребностью найти выход из кризиса начала XX в в религиозных исканиях

Степень разработанности проблемы Несмотря нато чюСН Дуры-лин хорошо извесіен как историк театра до сих пор нет обстоятельной монографической работы, посвященной его взтлядам и твориеству, а первые десятилетия его жизни и деятельности освещены особенно скупо Тем не менее они не раз привлекали и привлекают внимание исследователей

Уже в 1955 г, через год после смерти Дурылина, В Д Кузьминой был со-ставчен краткий очерк его научной деятельности с приложением непотного списка работ Интерес исследователей к личности и взі лядам Дурылина заметно возрос после первой, непотной публикации его воспоминаний и дневниковых записей в 1991 і Издание открывала вступительная статья ГЕ Померанцевой «О Сергее Николаевиче Дурылине» составленная на основе материалов семейного архива Дурылиных В 2006 г записки Дурылина «В своем углу» были изданы Померанцевой полностью, расширилось и новое предисловие - «На путях и перепутьях (О Сергее Николаевиче Дурылине)» Померанцева выявила исторический контекст написания основных работ Дурылина, показала его дружественные и деловые связи, жизненные трудности революционного времени и 1920-х гг Ряд новых фактов биографии Дурылина был установлен в статье Померанцевой в «Православной зшщклоиедии»

Первая попытка охарактеризовать деятельность Сергея Николаевича как духовного писателя и мыслителя была предпринята С В Фоминым во вступительной статье «Отец Сергии» к сборнику «Ру сь прикровенная» (Москва, 2000), в котором издатели собрали релшиозно-философские произведения Дурылина 1913-1916 гг Созвучна с очерком Фомина нсботьшая статья А И Яковлева « Тяжелая дума», также основанная на уже опубшткованных материалах и освещающая основные этапы жизненного пути Дурылина, коюрыи характеризуется как типичный представитель разночинской интеллигенции

Единственной на сегодняшний день книгой, полностью посвященной СИ Дурылину является небольшое исследование РД Бащенко «Знаменательные встречи», в котором представлен ценный материал о дружбе и связях Дурылина с М В Нестеровым, К Ф Богаевским, М А Волошиным, Р Фальком, П Кориным Ф Булгаковым Основное внимание Бащенко уделяет второй половине жизни и деятельности Дурылина, формирование ею мировоззрения, напротив, освещено весьма скупо даже в сравнении со статьями Померанцевой и Фомина

Отдельные стороны деятельности С U Дурылнна уже потучили освещение в спениатьных исследованиях Одним из самых трудных для изучения и спорных периодов в биографии Сергея Николаевича является его ие-допгое пастырское слу/кепие, прекращение которого поротило появтение стухов о снятии им с себя священнического сапа Этот вопрос стал предметом статьи В Гончарова и В Нехотина «Отказывался ли о Сергии Дуры-лин от духовного сапа91» изучавших документы архива ФСБ Обстоятельные статьи о челябинской ссылке и деятельности Дурылнна на Южном Урале опубликованы В С Боже и С М Шабалиным Педагогической публицистике С Н Дурылнна в журнале «Свободное воспитание» посвящена статья N4 В Богуславского «Прорыв к свободной школе С Дурылина»

Ьотьшоп интерес прелставтяет гакже исследование Е Л Голтерба\а«К незримому граду Религиозно-философская группа «Путь» (1910-1919) в поисках новой русской идентичности», посвященное истории создания, деятельности и идеологии московского издательства «П>ть», с которым несколько тет сотрудничал С Н Дурылин Ботьшуто роль в процессе становления его мировоззрения сыграло также Московское Религиозно-философское общество памяти Вл Соловьева, особенности работы которого разобраны в работах А В Соболева и В И Кейдана Содержательная характеристика эпохи, в которою протекала деятельность С Н Дурылина, положения русской интеллигенции, настроений и взглядов ее представителей, развития русской мысли в начале XX в дана в работах прот Г В Флоровс-кого, В Р Лейкиной-Свпрскои, В А Кувакина и др , а іакже в биографических работах И П Смирнова, А Н Николюкина, А А Ходорова, посвященных современникам и близким С Н Дурылина Контакты представителей интеллигенции с духовными лидерами русского сектантства начала XX в и, в частности, знаменитая мистерия на озере Светлояр, рассмотрены в исследованиях А А Леваидовского, Л М Воронцовой, И Ю Искржицкой

Все эти работы не только свидетельствуют о наметившемся интересе историков русской общественной мысли и культуры начала XX в к личности и взглядам С Н Дурылина, но и создают прочный фундамент для их дальнеише-m изучения Специ&тыгое исследование формирования мировоззрения С Н Дуры іина в начале XX в является следующим шагом в этом направлении

Научная новизна исследования. Работа представляет собой первую попытку анализа духовного опыта С Н Дурылнна процесса формирования его мировоззрения в контексте общественной жизни России начала XX в Проведенное исследование раскрывает уникальность и типичность взглядов Дурылина как русского интеллигента и позволяет полнее осветить его биографию В научный оборот вводится значительное количество неопубликованных или ранее не использовавшихся исследователями источников

Теоретическая значимость исследования определяется введением в контекст истории русской общественной мысли и культуры начала XX в значимой и репрезентативной фигуры духовного мыслителя и историка искусства личности уникальной и вместе с тем характерной для русской интеллигенции, -СИ Дурылина, выявлением важных составляющих духовной жизни русского интеллигента начала XX в богоискательства, ст рем-ления к художественно-образному и научному (эстетическому) осмысле-нию духовного опыта, попыток соотнесения чужого и собственного опыга педагогической деятельности как деятельности культуротворческой

Практическая значимое і ь исследования. Материалы и выводы диссертации могут быгь использованы в ходе дальнейшего изучения жизни и творчества С Н Дурылина, исследования русской интеллигенции общественной мысли России начала XX в , литературно-философских споров и религиозных исканий Серебряного века, судеб представителей православного духовенства в совеїское время Работа представляет значение для рассмотрения истории педагогики в России (в первую очередь для характеристики восприятия педагогических идей леворадикальной части российского общества)

Личный вклад диссертанта заключается во введении в научный оборот значительною корпуса архивної о материала из фонда С Н Дурылина в РГАЛИ, а также в выявлении, систематизации и осуществлении анализа статей С Н Дурылина в журнале «Свободное воспитание»

Положения диссертации, выносимые на защиту

  1. В жизни С Н Дурылина как типичною русского интеллигента первые десятилетия XX в стали временем напряженного духовного поиска и формирования его убеждений, взглядов и интересов (в 1900-е - начале 1920-х гг он испытал заметное влияние марксизма, анархизма толстовства, богоискательства, символизма православного вероучения) При этом каждая его мировоззренческая позиция не просто оставляла след в ею творчестве, но мучительно переживалась (и, как правило, изживалась), оставляя после себя глубокое разочарование и опустошение, требовавшее наполнения жизни новым смыслом

  2. В становлении взглядов и творчества С Н /дурылина в начале XX в большую роль играли его размышления над педагогическими вопросами Жадно впитывая в гимназическом возрасте идеалы «просвещения», «добра и правды», он довольно рано начал усмаг-ривать противоречие между ними и жесткими дисциплинарными порядками и дидактическими методами принятыми в гимназии

Добровотьное оставление гимназии стало первым ответственным поступком молодого Дурылина во многом определившим его общественную позицию и деятельность в начате XX в Работа в журнале «Свободное воспитание» позволила Дурылину раскрыться в качестве публициста и педагогического мыслителя Для него это было первым опытом самостоятельною творчества Вместе с тем, и в качестве публициста «Свободного воспитания» Дурылин писал не столько о педагогических методиках целенаправленного формирования гех или иных знаний и навыков, сколько об общих проблемах воспитания свободной, творчески мыслящей личности В связи с этим круг ею интересов со временем все сильнее смещался в сторону философии истории общественной мысли

  1. Формирование мировоззрения С Н Дурылина в первые десятилетия XX в было неразрывно связано с его религиозными исканиями, которые стали стержнем его литературного, научного и публициеттгческою творчества в 1910-е - 1920-е гг В ходе этих искании наивная детская вера, вытеснялась юношеским атеизмом, разочарование в котором вызвало интерес к внеконфессиональ-ной мистике, богоискательству Возвращение Дурылина к православию в годы Первой мировой войны и принятие им в 1920 г сана священника стало итогом его духовных поисков в ситу этого, даже прекратив впоследствии свое священническое служение, он никогда не отрекался ни от православия, ни от сана (хотя и не принял мученического подвига)

  2. Религиозные искания С Н Дурылина в 1900-е - начале 1920-х гг были тесно связаны с его эстетическими впечатлениями и переживаниями, тогда как его литературное творчество, публицистика литературоведческие работы этого времени носили ярко выраженный религиозный характер Эта связь эстетических и духовных поисков, характерная для творчества Дурылина последнего периода, с одной стороны, воспрепятствовала ему полностью сосредоточиться на церковной деятельности в 1920-е гг, а с другой стороны - стала фундаментом для его трудов более позднею времени, отличительной стороной которых являлось глубокое проникновение в духовный мир людей искусства

Апробация и внедрение результатов работы Основные положения диссертации излагались в докладах и выступлениях автора на заседаниях кафедры культурологии и журналистики ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им КД Ушинского» на конферен-

ции «С Н Дурыпин и его время» (Москва - Болшево, Мемориальный Дом-музей С Н Дурылина в Болшеве Ьиблиогска-фонд «Русское Зарубежье», 2004), на XVI Уральских Бирюковских чтениях «Ишеллигенция в истории России и российских регионов» (Челябинск, Челябинский государственный педагогический университет, 2005) Материалы исследования использовались автором в педагогической работе в АНОО «Гимназия Святителя Василия Великого» Результаты исследования отражены в 5 публикациях две из которых осуществлены в научном издании, рекомендованном ВАК РФ

Структура работы. Диссертация построена по проблемно-хронологическому принципу и состоит из введения, трех глав («Формирование личности С Н Дурылина в контексте истории России 1900-х - начала 1920-х гг», «Влияние педагогических исканий С Н Дурылина на формирование ею взглядов в 1907-1913 гг», «Религиозные искания С И Дурылина»), заключения, списка источников и литературы, включающего 302 наименования и б приложений В первой главе дается общая характеристика становления взглядов и творчества С Н Дурылина в первые десятилетия XX в , исследуются обстоятельства, оказавшие наибольшее влияние на его и ценную эволюцию и деятельность Во второй и третьих главах детально анализируются педагогические работы Дурылина и его религиозные искания, игравшие в эти годы особую роль в его жизни и имевшие собственную внутреннюю логику, требующую отдельного рассмотрения Общий объем работы - 253 сгр

Похожие диссертации на История русского интеллигента: духовный опыт С.Н. Дурылина : 1900 - начало 1920-х гг.