Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ярославский губернский архитектор П. Я. Паньков: творческая личность в контексте среды и эпохи Овсянников Сергей Николаевич

Ярославский губернский архитектор П. Я. Паньков: творческая личность в контексте среды и эпохи
<
Ярославский губернский архитектор П. Я. Паньков: творческая личность в контексте среды и эпохи Ярославский губернский архитектор П. Я. Паньков: творческая личность в контексте среды и эпохи Ярославский губернский архитектор П. Я. Паньков: творческая личность в контексте среды и эпохи Ярославский губернский архитектор П. Я. Паньков: творческая личность в контексте среды и эпохи Ярославский губернский архитектор П. Я. Паньков: творческая личность в контексте среды и эпохи Ярославский губернский архитектор П. Я. Паньков: творческая личность в контексте среды и эпохи Ярославский губернский архитектор П. Я. Паньков: творческая личность в контексте среды и эпохи Ярославский губернский архитектор П. Я. Паньков: творческая личность в контексте среды и эпохи Ярославский губернский архитектор П. Я. Паньков: творческая личность в контексте среды и эпохи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Овсянников Сергей Николаевич. Ярославский губернский архитектор П. Я. Паньков: творческая личность в контексте среды и эпохи : творческая личность в контексте среды и эпохи : дис. ... канд. искусствоведения : 24.00.01 Ярославль, 2006 205 с. РГБ ОД, 61:07-17/51

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Личность П. Я. Панькова в контексте архитектуры русской провинции 14

1.1 . Ярославский зодчий Петр Яковлевич Паньков в зеркале культурной памяти 14

1.2 .Архитектор в российской провинции конца XVIII-начала XIX вв.: статус и опыт 38 1.3. Петр Паньков: ростовский резчик, губернский архитектор, театральный антрепренер 63 Глава 2. Постройки архитектора П.Я. Панькова и их место в архитектуре Ярославской губернии первой половины XIX века 96

2.1. Общественные постройки и инженерные сооружения 96

2.2. Жилые постройки 129

2.3. Церковные постройки 137

Заключение 175

Список источников и литературы. 179

Введение к работе

Культура Нового времени в России открыла новые возможности самореализации творческой личности и дала ей новый статус. Развиваются процессы авторизации в художественной сфере. Даже не самый крупный художник в максимальной степени приобретает право на имя. Архитектурные сооружения часто также связываются с именем архитектора. В российской провинции эти процессы явственно сказались в последней трети XVIII - первой половине XIX веков.

Данный период стал одним из важнейших для развития русской культуры в целом и архитектуры в частности. Именно в это время большинство крупных и малых городов России, обретя новые регулярные планы, получили первую в своей истории массовую каменную застройку, а большинство сёл - каменные храмы. Несмотря на два прошедших с тех пор столетия, эти сооружения по-прежнему в значительной степени определяют архитектурную составляющую ландшафта России.

Не стала исключением и Ярославская земля. Здесь в конце XVIII -начале XIX вв. появились не только многочисленные новые постройки, но и новые города. Автором многих сооружений, как расположенных в Ярославле, так и разбросанных по всей территории губернии, был архитектор-самоучка Петр Яковлевич Панысов XIX в., творчеству которого посвящена данная диссертация.

Актуальность исследования связана с тем, что особую важность в современной культурной ситуации, в момент кризиса традиционных основ культуры и открытости перспективного ее горизонта, имеет личностный модус художественной культуры. Творческая личность как предмет научного исследования фокусирует в себе основные проблемы н противоречия своей эпохи, много дает для более тонкого понимания исторических комедий и драм. Наиболее ярко культура последних столетий

4 раскрывается именно в аспекте творческой личности, ее призвания, ее миссии.

Большое внимание также привлекает в настоящее время провинциальная культура, в том числе художественная культура русской провинции в ее историческом аспекте. Жесткая централизация власти на протяжении веков нередко сопровождалась и художественным диктатом, диктатом моды, идущими из столиц. Но провинциальная художественная культура ныне рассматривается не только как фон для шедевров «высокого» столичного искусства, нужный для их лучшего понимания, но и как необходимая часть культуры и искусства народа. Весьма характерна ныне, например, следующая логика рассуждений: стало «уже очевидным фактом, что термин "провинциальная архитектура" означает архитектуру не более низкого, чем столичная, качества, а своеобразную, самобытную архитектуру, свидетельствующую о неисчерпаемости творческих принципов русского зодчества. Только с таких позиций правомерно сопоставлять провинциальные и столичные сооружения» .

Потребность в осмыслении закономерностей развития провинциальной художественной культуры, архитектуры мотивирована происходящими процессами формирования регионального самосознания, в том числе и художественного.

В этой связи значение фигуры архитектора П.Я. Панькова трудно переоценить, и не только для культуры и искусства Ярославского края, с которым была связана его творческая деятельность, но и для русского искусства в целом. В настоящее время ведутся новые штудии по истории русского искусства, в том числе архитектуры, авторы которых обращаются к давно, казалось бы, изученным и освоенным эпохам, XVIII-XIX вв. Важная часть этого процесса - изучение деятельности тех немногих творцов провинциального искусства, по отношению к которым это вообще 1 Заварихин С, 11. Архитектура Тюмени, / С. П. Завармхин, Б. А. Жученко. - Тюмень, 2005. -h ttp: //с u 1 ly цга. п a rod. ш/а rli і tec ture/ty и me п/zn ame nskiy_so b о г. hfra]

5 возможно {в связи с крайне скудной документированностью творчества большинства из них). Знание их биографии и научное освоение их творческого наследия значительно расширяет поле работы для исследователей. Оно позволяет лучше представить не только отдельные памятники, но и тот контекст, в котором они создавались, установить связи между ними, определить направление эволюции творчества их создателя, с тем, чтобы выявить определённые закономерности её развития.

Интерес к личности П.Я. Панькова растет. В частности, в Сети однофамильцем архитектора, учёным-экологом и менеджером В.В. Паньковым ему посвящен значительный раздел сайта «Страницы Паньковых»: . В 2005 году к 235-летию со дня рождения архитектора в Ярославском музее-заповеднике была открыта выставка, посвященная его работам в Ярославле (куратор - И.И. Жохова).

Проблема исследования состоит в том, чтобы реконструировать картину творческой деятельности П.Я. Панькова, осмыслить его место фигуры в культуре Ярославского края, в отечественной кулвтуре.

Цель исследования - включить индивидуальный опыт П.Я. Панькова в контекст русской архитектуры первой половинві XIX века. Поставленная цель предполагала решение следующих задач: изучить биографию П.Я. Панькова, предопределившую своеобразие его творчества; выявить созданные им постройки и проектные материалы; исследовать творческие связи П.Я. Панькова; определить характерные черты творческого метода П.Я. Панькова и его эволюцию; рассмотреть механизм архитектурного проектирования и воплощения проектов в первой половине XIX века в конкретном регионе. Объектом исследования является архитектура Ярославской губернии конца XVIII-первой половины XIX века.

Предмет исследования - жизнь и творческая деятельность П.Я. Панькова.

Хронологически исследуемый период ограничен временем архитектурной деятельности Панькова с рубежа XVHI-XTX веков до 1842 года.

Географически проблема рассматривается на двух уровнях.

Первый уровень - региональный. Понятие «регион» включает территорию Ярославской губернии.

Второй уровень - общероссийский. Ои определяется в значительной степени стилевой характеристикой творчества Панькова, находящегося в русле общероссийской архитектуры, а также влиянием на его деятельность столичных зодчих и органов, контролирующих строительство.

Отметим, что в этом исследовании творчество Панькова рассматривается как закономерное выражение его личности, условиям её формирования уделяется не меньше внимания, чем его постройкам.

Материал исследования - здания, спроектированные или возведенные П.Я. Паньковым, а также близкие ему по стилистике. Следует подчеркнуть, что имеются в виду здания как существующие в настоящее время, так и утраченные, перестроенные или не построенные вовсе.

Источниками исследования, обеспечившими возможность рассмотрения биографии и творчества П.Я. Панькова, явились документы из Российского государственного исторического архива, Научного архива Российской Академии художеств, Государственного архива Ярославской области, его Рыбинского и Угличского филиалов; материалы Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В.Щусева, Ярославского государственного историко- архитектур ного и художественного музея-заповедника, Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Угличского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Государственного музея-заповедника «Ростовский

7 кремль», Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург), Департамента по охране историко-культурного наследия Ярославской области. Проведены натурные обследования сохранившихся построек Панькова на территории Ярославля, Ростова, Рыбинска, Углича, Пошехонья, Мышкина.

Гипотеза исследования включает в себя следующие положения: творчество П.Я. Панькова обладает многими свойствами, характерными для архитектуры его времени; существует ряд характерных именно для построек Панькова художественных приёмов; творчество П.Я. Панькова эволюционировало на протяжении его жизни под влиянием разнообразных внешних и внутренних факторов; архитектурная деятельность П.Я. Панькова оказала воздействие на облик Ярославской губернии, сложившийся к середине XIX века; - работа П.Я. Панькова в должности губернского архитектора, повлияла на архитектуру построек Ярославской губернии 1820-1830-х гг.; - фигура П.Я. Панькова представляет собой редкий образец зодчего- самоучки, курирующего архитектурный облик всего региона.

Методология исследования опирается на принципы всестороннего анализа выявленных материалов, фактов и событий, приведенных в систему связей и взаимозависимостей и изложенных в логической и хронологической последовательности. В работе использован принцип междисциплинарного научного исследования с применением методов исторического, источниковедческого и, прежде всего, искусствоведческого анализа. Искуствоведческий аспект исследования исходит из опыта и практики российских ученых, изучавших историю отечественной архитектуры (Н.Э. Грабарь, НА. Евсина, СП. Заварихин, М.А. Ильин, Е.И. Кириченко, Н.Н. Коваленская, А.Л. Пунин и др.). Аспект диссертации, связанный с изучением творческой личности, опирается на труды Т.С. Злотниковой. Регионоведческий аспект исследования ориентирован на

8 научный опыт современного российского краеведения (В.И. Жельвис, В.Н. Козляков, А.А. Севастьянова, СО. Шмидт и др.). Инструментарий исследования связан с опытом и практикой регионоведческих и архитектуроведческих исследований, осуществленных на кафедре культурологии и журналистики ЯШУ, в краеведческих работах А.А. Гудковой, Е.А. Ермолина, Т.С. Злотниковой, Н.С. Каровской, И.К. Чирковой, Т.В. Юрьевой, статьях по семантике архитектуры Е.А. Ермолина, В.А. Летина, диссертациях М.С. Емельяновой, М.Н. Кудряшова, Т.А. Рутман, М.В. Стовичек.

В связи с недостатком документальных свидетельств, которые однозначно решили бы вопрос об авторстве Панькова в отношении ряда построек, связываемых с его именем давним преданием и научной традицией, в каждом отдельном случае изыскивался ресурс дополнительной аргументации по поводу проблемы авторства.

Степень разработанности проблемы определяется в нескольких аспектах.

1. История русского искусства последней трети XVIII - переой половины XIX века стала предметом изучения многими выдающимися исследователями, начиная с первых лет двадцатого столетия. Необходимо назвать имена И.Э. Грабаря, Н.Н. Коваленской, А.А. Федорова-Давыдова, в числе самых разнообразных ее аспектов рассматривающих наряду с общими закономерностями русского искусства и вопросы развития архитектуры. Преимущественно вопросы архитектуры в искусстве этого периода рассматривались И.А. Бартеневым, А.В. Буниным, Н.Ф. Гуляницким, Н.А. Евсиной, М.А. Ильиным, Е.И. Кириченко, В.Л. Лисовским, А.И. Некрасовым, В.И. Пилявским, А.Л. Пуниным, Т.А. Славиной. В их трудах представлен огромный архитектурный материал, рассмотрено творчество крупных, преимущественно столичных, зодчих. Внимательно прослежены процессы развития архитектурной мысли и стилевой эволюции, индивидуальные особенности и общие черты в

9 творчестве разных мастеров и в застройке разных городов. В фокусе внимания обычно оказывались две российские столицы - Москва и Петербург

2. Искусство русской провинции последней трети XVIII - первой половины XIX века привлекало к себе внимание на протяжении того же времени, однако до 1960-х гг. во многом оказывалось на периферии внимания крупных исследователей. Помимо Т.К. Лукомского, во многом сыгравшего роль первооткрывателя, среди исследователей провинциальной архитектуры необходимо назвать Г.К. Вагнера, М.А. Ильина, А.В. Бунина, Н.Ф. Гуляницкого, А.В. Иконникова, в своих трудах отмечавших и развитие архитектуры в провинции. Их работы способствовали признанию провинциального зодчества, выявлению его особениостей, отличий от «столичного». В их трудах рассматривались и отдельные памятники классицизма на Ярославской земле что, несмотря на довольно частые фактические ошибки, помогало их введению в общероссийский культурный контекст.

Наряду с многочисленными работами последних лет, представляющих архитектуру того или иного региона, особенно следует выделить труд Е.И. Кириченко и Е.Г. Щеболевой, рассмотревших в отдельном издании архитектурную среду русской провинции. Одновременно следует отметить общие труды, рассматривающие процессы в провинциальной культуре в исследуемый здесь период (и прежде всего работы В,Н. Козлякова и А.А. Севастьяновой), а также анализирующие изобразительное искусство провинции (А.В. Лебедев, Г.С. Островский).

3. Архитектура Ярославской губернии в последней трети XVJII -первой половины XIX века являлась предметом отдельного рассмотрения редко, находясь в тени знаменитых памятников древнерусского зодчества городов Ярославской земли. Авторы, среди которых необходимо выделить обычно выступавших вместе А.И Суслова с С.С Чураковым и Б.В. Гнедовского с Э.Д. Добровольской, а также В.П. Выголова, уделяли облику

10 города Ярославля данного периода определённое внимание, кратко характеризуя его наиболее яркие памятники и решения, или (как В.Ф. Маров) детально описывали их архитектурный облик. О классицистической архитектуре Ярославской губернии вне Ярославля писали, подчас отмечая её локальные особенности, Н.С. Борисов, Ю.Я. Герчук и М.И. Домшлак, Б.М. Кириков, Л.М. Марасинова, о ростовских памятниках - Р.Ф. Алитова, А.Е. Виденеева, А.Г. Мельник, Т.П. Федотова.

Специальные исследования в данном направлении, если не считать публицистическую статью В.А. Дьяконова начала XX века, и неопубликованную диссертацию А.В. Суслова середины столетия, стали предприниматься лишь в последнее время. Наряду с попытками выявить некоторые закономерности в церковном строительстве (Р.Ф. Алитова, А.Г. Мельник) и гражданской архитектуре (Е.С. Кузина) следует особо отметить оригинальные исследования Е.А. Ермолиным и В.А. Лётиным смыслового ресурса ярославской архитектуры в масонском контексте, имеющими искусствоведческий модус.

4. Деятельность П.Я. Панькова, тесно связанная с ярославской архитектурой эпохи классицизма, также удостоена упоминаний в работах подавляющего большинства названных выше авторов. Вместе с тем речь, как правило, идёт именно об упоминаниях, вследствие чего в основном повторяются, зачастую постепенно обрастая неточностями и субъективными выводами, сведения, впервые изложенные ещё в 1946 г. А.И. Сусловым. Творчество провинциального зодчего подчас критично рассматривалось с не вполне уместных в данном случае позиций «высокого искусства», поверяясь критериями архитектурной классики, а также в сравнении с местными первоклассными средневековыми памятниками. Тем не менее, необходимо отметить появившийся за этот период ряд публикаций, вводящих в научный оборот вновь выявленные данные о жизни и творчестве Панькова. Однако все они посвящены отдельным сторонам его жизни: выявлению некоторых биографических сведений (Э.Д,

Добровольская), той или иной постройке или группе построек и обстоятельствам работы над ними (Р.Ф. Алитова, Н.С. Землянская, А.Г. Мельник). Отдельно стоят работы о ярославской театральной жизни, где упоминается антрепренерская деятельность Панькова (М.Н. Любомудров, Н.М. Север).

Специальных работ, посвященных П.Я. Панькову, нет, если не считать дипломной работы С.А. Андреевой и статьи в энциклопедии «Ярославский край» М.Ю. Беловой.

Таким образом, можно констатировать, что жизнь и деятельность ярославского губернского архитектора П.Я. Панькова пока не получили должного и целостного освещения.

Исследуя биографию и творчество П.Я. Панькова, автор определил своё отношение к описательно-оценочному подходу, нередко используемому в работах по архитектуре Ярославского края. Не отрицая значимости анализа отдельных сооружений и проектов, нужно отметить, что, рассмотренные вне контекста зодчества региона и биографии архитектора, он дает редуцированное представление об его творчестве.

Научная новизна исследования состоит в том, что: впервые осуществлен опыт целостного рассмотрения жизни и творчества П.Я. Панькова в контексте реалий его времени; творчество архитектора проанализировано с точки зрения его самобытности, выделены его отличительные черты; показано место П.Я. Панькова в истории культуры региона и осмыслено значение его фигуры на региональном уровне.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: - выявлен характер эволюции представлений о творчестве самобытного провинциального архитектора; - осмыслена проблема генезиса творчества П.Я, Панькова в контексте развития русской архитектуры; определены специфические характеристики творчества П.Я. Панькова; обобщён значительный эмпирический материал, связанный с деятельностью П.Я. Панькова.

Практическая значимость исследования заключается в том, что диссертация дает возможность использования её содержания при создании методол о гической основы для изучения творчества деятелей провинциальной культуры. Выявленные в ходе исследования материалы могут быть использованы при работе по паспортизации и систематизации памятников архитектуры России. Они могут представлять интерес при определении тенденций архитектурной традиции региона, а также быть востребованы в краеведческой и экскурсионной деятельности, в учебных программах и курсах по истории региональной культуры и архитектуры, а также других дисциплин искусствоведческого, культурологического и исторического циклов.

Личный вклад диссертанта состоит в том, что в ходе исследования были изучены и систематизированы многочисленные памятники первой половины XIX века на территории Ярославской области, как сохранившиеся, так и перестроенные или уже не существующие, уточнена атрибуция многих из них, выявлены и введены в научный оборот ранее неизвестные материалы.

На защиту выносятся следующие положения: - творчество П.Я. Панькова, развиваясь в стилевых рамках российской архитектуры своего времени, испытало и влияние местных гради ций; в архитектурном творчестве П.Я. Панькова складывается ряд характерных именно для него художественных приёмов, в культовой архитектуре, приводя к появлению ряда самостоятельных композиционных схем, используемых архитектором и его последователями; зодчество П.Я. Панькова эволюционировало под влиянием

13 образцовых проектов, воздействием заказчиков и курирующих проектирование значительных построек подразделений Министерства внутренних дел, в той или иной степени творчески переосмысливающихся архитектором; - архитектурная деятельность П.Я. Панькова оказала значительное воздействие на архитектурный ландшафт Ярославской губернии, сложившийся к середине XIX века; деятельность губернского архитектора П.Я. Панькова имела существенное влияние на архитектуру Ярославской губернии 1820-1830-х гг.; феномен П.Я. Панькова представляет собой редкий случай, соединения двух культурных традиций - столичной и региональной - в личности, определяющей архитектурный облик всего региона.

Апробация результатов исследования осуществлялась на заседаниях кафедры культурологии и журналистики ЯГГІУ имени К.Д. Ушинского, на региональных научно-практических конференциях в 2000-2006 годах: VIII и X Тихомировских краеведческих чтениях (Ярославль, 2001 и 2005 годы), X и XI Золотаревских чтениях, посвященных изучению историко-культурного наследия (Рыбинск, 2004 и 2006 годы), конференции Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, посвященной итогам научной работы за 2004-2005 годы (Санкт-Петербург, 2005 год); научных чтениях им. К.Д. Ушинского ЯГПУ (2004 и 2006 годов). Материалы исследования использовались при уточнении данных паспортов памятников архитектуры в Комитете историко-культурного наследия Департамента культуры и туризма Администрации Ярославской области. По теме диссертации изданы 9 статей.

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений. Приложения содержат список сокращений, перечень построек Панькова, иллюстративный материал. Общий объем диссертации - 229 стр.

Ярославский зодчий Петр Яковлевич Паньков в зеркале культурной памяти

Архитектор-самоучка П.Я. Паньков, как ни парадоксально это звучит, - самый известный зодчий региона, знаменитого своим архитектурным наследием. Известный по имени. Без упоминания о нем или хотя бы об его постройках сегодня уже не обходится практически ни одно издание, рассказывающее об архитектуре Ярославля.

Вместе с тем, далеко не всегда было так. Проблема Панькова - это проблема его сильно отсроченного признания в качестве интересного, своеобразного мастера.

Современники архитектора в первой половине XIX века редко интересовались авторами возводимых построек. Архитектор еще не воспринимался ими как мастер, достойный индивидуального внимания, он виделся скорее ремесленником, чем творческой личностью. Это относилось даже к тем случаям, когда строения в провинции проектировали столичные зодчие, и было правилом в отношении своего губернского архитектора, Панькова, карьера которого, на взгляд современников, отличалась разве что замедленностью и фактическим отсутствием в ее основе академического образования.

Так, в 1835 году при описании завершения работ на одной из самых ярких построек Ярославля эпохи классицизма - Нового гостиного двора - местные «Губернские ведомости» ничего не говорят о её авторе . То же произошло и 15 лет спустя, когда «Ведомости» снова вернулись к описанию истории торгового комплекса2. В «Описании города Рыбинска», изданном «иждивением» рыбинского городского головы Ф.И. Тюменева в 1837 году, есть упоминание о строящемся Крестовоздвижен-ском храме, но не нет ни слова об его авторах, и характеристика постройки ограничивается словами «великолепнейший всех [остальных храмов Рыбинска - СО.]»1. Иными словами, прижизненные библиографические источники, которые, казалось бы, могли содержать наиболее ценную информацию о личности П.Я. Панькова и обстоятельствах создания архитектурного образа его построек, хранят по этому поводу молчание, ограничиваясь лишь неизменно высокой, но крайне общей оценкой всех упоминаемых ими построек.

В вышедшем в 1853 году труде прот. И.Д. Троицкого «История губернского города Ярославля»" первой краеведческой книге о губернском центре, Паньков упоминается, но... только как создатель здания и содержатель труппы ярославского театра. Именно здесь и именно так происходит его легитимизация в искусстве. Характерно, что современники были склонны уделять внимание в первую очередь этой, театральной, стороне его деятельности, вероятно, казавшейся им, более важной, и, может быть, более понятной, чем искусство архитектуры.

Паньков пребывал в безвестности и во второй половине XIX века, несмотря на появление значительного количества печатных изданий, касающихся архитектурных памятников Ярославского края. Архитектор по-прежнему не воспринимался в этих публикациях как художник. Скорее он в духе старинной традиции трактовался как ремесленник, не заслуживающий специального упоминания.

Время от времени, в статьях и книгах В.И. Лествицына3, К.Д. Головщикова встречались упоминания построек Панькова. Некоторые статьи Лествицына даже посвящались им целиком. Вместе с тем, никто не называл имени архитектора. Даже земляк Панькова ростовец А.А.Титов, в своих многочисленных публикациях по Ростову и Ярославлю не упомянул зодчего, кажется, ни разу. А ведь именно в бумагах Титова сохранилась единственная биография Панькова, не упоминающая, впрочем, о его значительных постройках. Отметим, однако, что предметом рассмотрения в краеведческих статьях в XIX веке являются отнюдь не архитектурные достоинства и изъяны сооружений. Внимание авторов было сосредоточено, главным образом, на истории их создания и, в отношении церковных зданий, на святынях, хранящихся в них.

Общественные постройки и инженерные сооружения

За время своей творческой деятельности П.Я. Паньков спроектировал значительное количество самых разнообразных построек, как для Ярославля, так и для уездных городов губернии. Рассмотрим эти здания в соответствии с их типом. Это позволит лучше представить и многообразие сооружений, которые проектировал зодчий, и особенности его архитектурного творчества, и эволюцию его творческой манеры. Наряду с сооружениями, самостоятельно разработанными и построенными Пань-ковым, будут рассмотрены и здания, перестроенные им, а также построенные по образцовым чертежам.

Административные сооружения занимают важное место в архитектурном творчестве П.Я. Панькова. Пребывая почти 20 лет в должности губернского архитектора, он принимал участие в возведении многочисленных построек этого типа, значимость которых для облика тех населенных пунктов, в которых они возводились, трудно переоценить.

Однако наиболее значительное сооружение было спроектировано им ещё до получения им официальной должности, в то время когда «художник архитектуры 14 класса» Паньков состоял в качестве «городского вольного архитектора»1, выполняя непосредственные поручениям ярославских губернаторов. Это было здание резиденции главы региона -губернаторский дом в Ярославле.

Составленный П.Я. Паньковым первый проект этого сооружения был направлен губернатором A.M. Безобразовым в Искусственный департамент Министерства внутренних дел 21 декабря ] 820 года. Согласно этому первоначальному замыслу предполагалось строительство здания с главным фасадом по красной линии Ильинской площади и общественным садом, выходящим к Волге. Подобный вариант расположения построек на участке был прямо противоположен осуществлённому в итоге. Вряд ли идея размещения главного фасада сооружения позади сложного силуэта Ильинского храма была удачной, хотя, несомненно, заказчика-губернатора этот проект Панькова удовлетворял вполне.

Однако в столице придерживались иного мнения. Полученный проект из Ярославля проект был признан не соответствующим ситуации из-за его скромности, не подобающей статусу сооружения . В качестве образца Панькову был отправлен типовой проект губернаторского дома. Составленный ещё в 1803 году знаменитым русским зодчим А.Д. Захаровым, этот проект с небольшими отступлениями был неоднократно повторён в разных частях Российской империи (Чернигов, Полтава) . После получения этого проекта в Ярославле были составлены новые чертежи, и в августе 1821 года началось строительство, законченное к приезду в Ярославль 20 августа 1823 года императора Александра I.

Впрочем, не зная истории проектирования, догадаться о зависимости Панькова от проекта А.Д, Захарова довольно сложно. Паньков значительно переработал типовой проект по большинству параметров. Изменился интерьер здания, где появился целый представительский комплекс с большим двусветным залом. К вестибюлю перед ним примкнула парадная лестница с симметричными пандусами, ведущими на второй этаж. Это создало мощный пластический акцент в композиции паркового фасада постройки.

Д,В. Кшукин высказал предположение, что на появление этих частей в проекте здания мог повлиять как пример и образец Путевой дворец в Твери, в 1809 году перестроенный К.И. Росси . Впрочем, речь может идти лишь о заимствовании самой идеи подобного комплекса, не предусматривавшейся проектом А.Д. Захарова, но отвечавшей амбициям ярославского губернатора.

Основательнее предположение В.А. Лётина. Он полагает, что парадная лестница губернаторского дома, как и его бельведер, имели вполне определённое значение в масонской символике, которой, по его мнению, проникнута архитектура здания1. В этой связи следует обратить внимание на сходство губернаторского дома с усадебным домом М.Н. Голицына в Карабихе, который мог послужить для него своего рода концептуальным «черновиком».

Жилые постройки

Жилые здания всегда были самым распространенным типом построек. Уже в XVIII веке возведение первоначально крупных и капитальных домов, а затем - практически всех такого рода сооружений подвергалось регламентации, включавшей требование к обязательному составлению проекта.

Частные гражданские постройки, даже связываемые с именем П.Я. Панькова устойчивой традицией, остаются и будут всегда оставаться наиболее слабо документированными работами зодчего. Эта досадная для исследователей особенность связана с относительно упрощенным, по сравнению с общественными и культовыми сооружениями, характером их проектирования и утверждения. Обычно, кроме отдельных случаев, как правило, связанных с грубыми отступлениями от проекта, данный процесс не выливался в длительную переписку, где могли бы быть упомянуты непосредственные авторы облика здания.

К тому же выполненный проект постройки обычно хранился у заказчика, что со временем чаще всего завершалось утратой чертежа.

Публикации о жилых зданиях, построенных или перестроенных по проектам Панькова, отличаются отсутствием ссылок на источники информации. Тем не менее, совсем отбрасывать эти сведения не представляется возможным, в том числе и из-за отсутствия каких-либо ставляется возможным, в том числе и из-за отсутствия каких-либо иных источников.

Несомненно, что свои первые постройки Петр Яковлевич Паньков возвел, еще проживая в Ростове. Среди них должны были преобладать относительно несложные в техническом отношении жилые и, возможно, хозяйственные строения. Автор неоднократно упомянутого нами «Жизнеописания» в принципе подтверждает данное предположение. Однако, к сожалению, он пишет об этом весьма скупо, более интересуясь самим фактом, что жители Ростова стали прибегать к услугам Панькова «при построении Домов и других сданий, поэтому он начал уже составлять планы с фасадами строениям» ,

Никаких фактических сведений ни о числе подобных строений, ни о материале, из которого они возводились, ни об именах их заказчиков при этом не приводится. Архивными данными по этому вопросу мы в настоящее время также не располагаем, да и маловероятно, чтобы в них в принципе могли найти отражение сведения об устных рекомендациях мещанина Петра Панькова.

Единственным сооружением, про которое в «Жизнеописании» было сказано несколько больше, стал собственный дом начинающего архитектора, о котором выше уже шла речь. Однако он привлек внимание повествователя лишь своей необычной для Ростова технологией строительства из вертикально поставленных брёвен. Не сохранившийся деревянный дом был «одноэтажный с маленьким мезонином». После постройки здание было «оштукатурено снаружи и внутри обыкновенно»".

Из этого не очень информативного описания можно заключить лишь, что Паньков придерживался в своём фактически очень скромном жилище весьма передоввіх технологий и высоких стандартов. Общеизвестно, что значительно чаще штукатурка в деревянных зданиях имитировалась тесовой обшивкой. Тип дома с мезонином встречался в рекомендованных образцовых проектах, начиная с петровских времен. От какой его редакции отталкивался Паньков, неизвестно. О стилистических и эстетических особенностях жилища будущего архитектора «Жизнеописание» не упоминает, а само здание до нашего времени не сохранилось, снесённое очередным владельцем для постройки нового дома, большего размера.

Похожие диссертации на Ярославский губернский архитектор П. Я. Паньков: творческая личность в контексте среды и эпохи