Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Экологическая культура как фактор устойчивого развития общества Лагутин Александр Олегович

Экологическая культура как фактор устойчивого развития общества
<
Экологическая культура как фактор устойчивого развития общества Экологическая культура как фактор устойчивого развития общества Экологическая культура как фактор устойчивого развития общества Экологическая культура как фактор устойчивого развития общества Экологическая культура как фактор устойчивого развития общества
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Лагутин Александр Олегович. Экологическая культура как фактор устойчивого развития общества : диссертация ... кандидата культурол. наук : 24.00.01.- Краснодар, 2001.- 159 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-24/25-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Человек —общество — природа: генезис и развитие взаимодействия 14

1.1. Антропосоциогенез: проблемы и перспективы 14

1.2. Возникновение экологического знания и современное состояние 35

1.3. Экология и концепция устойчивого развития общества 49

Глава II. Экологическая культура: генезис и современное состояние

2.1. Предпосылки и развитие экологической культуры. 66

2.2. Экологическая культура: сферы проявления 76

2.3. Экологическая культура: гуманитарный и технический аспекты 82

Глава III. Формирование экологической культуры: проблемы воспитания и образования 110

3.1. Сущность экологической культуры личности. 110

3.2. Экологическая культура личности: проблема синтеза гуманитарного и естественнонаучного знания. 122

3.3. Экологические образование: тенденции и перспективы 127

Заключение 140

Список литературы

Возникновение экологического знания и современное состояние

Проблема антропосоциогенеза как историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи и коллективного (совместного) существования в социоуме-общности остается ведущей в исследовании взаимоотношений триады "человек-общество-природа". Ключевым понятием антропосоциогенеза является понятие "биосфера" как "система биогеоценозов", раскрывающее идею обширной и целостной картины живой природы, а также взаимодействия живых систем со средой их обитания.

В буквальном переводе термин "биосфера" обозначает сферу жизни и в таком смысле он впервые был введен в науку в 1875 г. австрийским геологом и палеонтологом Эдуардом Зюссом . Однако задолго до этого под другими названиями, в частности "пространство жизни", "картина природы", "живая оболочка Земли" и т.п., его содержание рассматривалось многими другими естествоиспытателями.

Первоначально под всеми этими терминами подразумевалась только совокупность живых организмов, обитающих на нашей планете, хотя иногда и указывалась их связь с географическими, геологическими и космическими процессами, но при этом скорее обращалось внимание на зависимость живой природы от сил и веществ неорганической природы. Даже автор самого термина "биосфера" Э.Зюсс в своей книге "Лик Земли", опубликованной спустя почти тридцать лет после введения термина (1909 г.), не замечал обратного воздействия биосферы и определял ее как "совокупность организмов, ограниченную в пространстве и во времени и обитающую на поверхности Земли".

Два главных компонента биосферы - живые организмы и среда их обитания - непрерывно взаимодействуют между собой и находятся в тесном, органическом единстве, образуя целостную динамическую систему. Биосфера как глобальная суперсистема в свою очередь состоит из ряда подсистем.

За все время эволюции жизни на Земле существовало колоссальное количество различных видов живых организмов (всего около 500 млн). В настоящее время насчитывается около 1,2 млн. видов животных и 0,5 млн видов растений. Минеральных же видов неживой материи (так называемое "косное вещество") насчитывается лишь около 10 тыс. видов.

Отдельные не существуют изолированно. В процессе своей жизнедеятельности живые организмы "объединяются" в различные системы (сообщества) и в ходе эволюции образуется другой, качественно новый уровень живых систем, так называемые биоценозы - совокупность растений, животных и микроорганизмов в локальной среде обитания.

Эволюция жизни постепенно приводит к росту и углублению дифференциации внутри биосферы. В совокупности с окружающей средой обитания, обмениваясь с ней веществом и энергией, биоценозы образуют новые системы - биогеоценозы или, как их еще называют, экосистемы. Они могут быть разного масштаба: море, озеро, лес, роща и т.д. Биогеоценоз представляет собой естественную модель биосферы в миниатюре, включающую в себя все звенья биотического круговорота: от зеленых растений, создающих органическое вещество, до их потребителей, в итоге превращающих его вновь в минеральные элементы. Иначе говоря, биогеоценоз является элементарной ячейкой биосферы. Таким образом, в совокупности все живые организмы и экосистемы образуют суперсистему - биосферу.

Говоря о принципах существования биосферы, В.И. Вернадский прежде всего уточнял понятие и способы функционирования живого вещества. Живой организм является неотъемлемой частью земной коры и изме 16 няющим ее агентом, а живое вещество - это совокупность организмов, участвующих в геохимических процессах. Организмы берут из окружающей среды химические элементы, строящие их тела, и возвращают их после смерти и в процессе жизни в туже самую среду. Тем самым и жизнь, и косное вещество находится в непрерывном тесном взаимодействии, в круговороте химических элементов. При этом живое вещество служит основным системообразующим фактором и связывает биосферу в единое целое.

Обладая значительно большей активностью, чем неорганическая природа, живые организмы стремятся к постоянному совершенствованию и размножению соответствующих систем, включая биоценозы. Последние в свою очередь неизбежно входят во взаимодействия между собой, что в конечном счете уравновешивает живые системы различного уровня. В результате достигается динамическая гармония всей суперсистемы жизни -биосферы.

Современное естествознание в ходе изучения биоценозов вводит новое понятие - "коэволюция ", означающее взаимное приспособление видов. Именно коэволюция обеспечивает условия сосуществования и повышения устойчивости биоценоза как системы. Коэволюция является новой перспективной идеей естественных и социальных наук. Развитие биосферы происходит путем углубления взаимодействия живых организмов и среды. В ходе эволюции постепенно происходит процесс планетарной интеграции, т.е. усиления и развития взаимозависимости и взаимодействия живого и неживого. Процесс интеграции В.И. Вернадский считал сущностной характеристикой биосферы. Несмотря на всю свою противоречивость, развитие биосферы является фактором планетарного масштаба и означает прогрессирующее овладение жизнью всей планеты. Существование жизни на Земле коренным образом изменило облик нашей планеты и его составляющие - ландшафт, климат, температуру Земли и т.д. Появление человека как "homo sapiens" (человека разумного) в свою очередь качественным образом изменило не только биосферу, но и результаты ее планетарного влияния. Постепенно стал происходить переход от простого биологического приспособления живых организмов к разумному поведению и целенаправленного изменения окружающей природной среды разумными существами.

Геосфера сама по себе пассивно реагирует на вмешательство человека, а живое вещество активно приспосабливается к новым условиям существования и присутствию в природе человека. Так, многократно возросла устойчивость и невосприимчивость многих насекомых и грызунов к ядам, применяемым людьми. Появляются мутационные или измененные виды и популяции, приспособленные к техногенной и загрязненной среде обитания. Многие виды животных меняют формы своего существования, адаптируются к жизни по соседству с человеком.

Человек как особая форма жизни и существо, обладающее разумом, вносит принципиально новые элементы во взаимоотношения с природой. Он выступает как автономная целостность внутри биосферы. Живое вещество, преобразуя косное и взаимодействуя с ним, создает биосферу. Аналогично человек, преобразуя биосферу, создает техносферу. Но если при формировании биосферы все биоценозы лишь поддерживают системную целостность путем обмена веществом и энергией, то человек, помимо этих функций, в первую очередь производит овеществление природы, создавая новые искусственные предметы.

Экология и концепция устойчивого развития общества

В теоретическом плане экологическая культура начала формироваться как отдельная дисциплина и система знаний о закономерностях взаимодействия природы и общества с начала 80-годов. В основе экологической культуры лежат такие фундаментальные понятия как человек, природа и логически вытекающие их обширные взаимодействия и комплексный вектор динамики общественного развития.

Культура - универсальный феномен, она существует столько, сколько существует человечество. И она обладает универсальными функциями, всегда ей присущими, на всех этапах истории. Экологическая культура -одно из проявлений культуры, выражающее отношение субъекта культуры (общества, его структур, индивидов, из которых оно состоит) к природе. Из того, что у первобытных людей не было понятия "экологическая культура", вовсе не следует, что им не было свойственно определенное отношение к природе, к тому же соответствующим образом осмысленное в мифах. Поэтому о фактическом существовании экологической культуры можно говорить, начиная с момента появления культуры как таковой.

По мнению автора, понятие "экологическая культура", терминологически наиболее полно и четко определено в "Кратком социально-экологическом словаре" (авторы составители И.Н. Ремизов, В.И. Чистяков.) Авторами словаря выделяются четыре стороны "экологической культуры".

1) "Культура духовная экологическая - часть общей системы культуры, включающая духовную деятельность и ее продукты, связанные с отражением и осмыслением экологических явлений и факторов жизни людей и их общностей. Включает экологическую этику, психологию, науку, педа 67 гогику и др. Она характеризует развитость экологического сознания, степень развития самого человека".

2) "Культура материальная экологическая - часть общей системы культуры, включающая всю сферу материальной деятельности и ее результаты, связанные с функционированием и поддержанием экологической деятельности, экологической сферы общества".

3) "Культура экологическая личности - степень, характер овладения людьми материальными и духовными ценностями общества, ориентированными на учет и реализацию социально-экологических, а также природных закономерностей и связей в личной жизненной практике, во взаимоотношениях с другими людьми. Находится в определенной взаимосвязи с культурой экологической общества ".

4) "Культура экологическая общества - один из феноменов культуры, представляющий собой совокупность материальных и духовных ценностей, способов их использования, обеспечивающий прогресс общества в его гармонии с природной средой, выступающий конкретно-исторической мерой природосообразного в различных видах человеческой деятельности. Одним из показателей зрелости экологической культуры является степень развития и эффективность функционирования экологической сферы в соотнесении с состоянием экологической ситуации и здоровья населения"1.

Принимая во внимание вышеперечисленные определения экологической культуры, автор формулирует понятие экологическая культура следующим образом: «Экологическая культура, это открытая, динамичная система высоконравственных и ценностных установок, цель которой сохранение и развитие природно-социального потенциала человеческого общества, формирование устойчивой экологической сферы общества».

Социальная роль и функции экологической культуры направляются на установление подлинного единства человека с природой, на гармонизацию их взаимоотношений. Это осуществляется путем совершенствования систем общественных отношений, структуры, уровня развития производительных сил и духовного мира человека и общества в целом.

Экологическая культура выступает как общественное явление. Вне общества она не возникает и не может существовать. Она является синтезирующим продолжением и активным продолжением общей культуры. Экологическая культура связана с особым отношением человека к природе и выступает как относительно самостоятельный вид общественной культуры, имеющий сове содержание и функции.

Следует выделить ряд характерных функций экологической культуры: теоретике- познавательная, обусловленная необходимостью познания свойств, структуры, качества и законов природного бытия человека; проектно- конструкционная, связанная с соответствием человеческих проектов природным законам, т.е. с экологичностью любой конструкции; организационная, т.е. координирующая, управляющая деятельность людей в их отношении к природе; нормативная, связанная с выработкой определенных ценностных критериев в отношении человека к природе, ориентацией на естественные предметов и явлений окружающей среды; коммуникативная, т.е. материалы, вещества и силы природы выступают как средства или вещи в функционировании связей между людьми и их отношений по поводу природы;

Экологическая культура: сферы проявления

Перечень можно продолжать, и цифры в три-пять-десять раз превысили бы нынешние уровни мирового производства или потребления. Но подобные показатели производства означали бы такое загрязнение земли, океанов, атмосферы, такое истощение ресурсов всех видов, "парниковый эффект" такого масштаба, что экологическая система планеты, подвергнувшись глобальной индустриальной агрессии, возможно, вообще бы не выдержала и была бы разрушена, поставив под вопрос существование человеческого рода" .

По мере того, как сведения о тенденциях развития экологической ситуации на планете становилось все более широким достоянием, появлялись все более серьезные попытки оценки сложившегося положения и поиски путей его оптимизации. В 1968 году была создана международная организация, объединяющая ученых и известных общественных деятелей из 30 стран мира, получившая название "Римский клуб". Мировую известность приобрел представленный в 1972 году Римскому клубу доклад группы Дж. Форрестера и Д. Медоуса под названием "Пределы роста". В докладе содержались принципиальные рекомендации, направленные на ограничение факторов, создающих угрожающую и природе, и населению земли перспективу. К числу этих рекомендаций относились следующие: стабилизировать численность населения мира на уровне 1975 года; продолжить рост капитала, как основы промышленности, до 1990 года и затем его стабилизировать; сократить потребление ресурсов на душу населения до 1/8 от уровня 1970 года; сократить загрязнение окружающей среды в 4 раза по сравнению с 1970 годом. Исходной установкой доклада было положение о необходимости пересмотра теории и практики потребностей человека, смещения акцентов с материального производства в сферы обслуживания, образования, здравоохранения, культуры.

Эта исходная установка сближала доклады Римского клуба с философскими направлениями, резко критиковавшими современную техническую цивилизацию не столько с экологических позиций (хотя идущая еще от Руссо идея возвращения к природе в них присутствовала), сколько с антропологических позиций, на первый план ставивших задачу освобождение личности от подчинения чуждым ей социальным структурам и враждебной ей технике, превращающей ее в функциональный бездушный элементы своей системы. Одним из таких направлений было представлено представителями франкфуртской школы леворадикальных мыслителей - Г. Маркузе, Т. Адорно, Ю. Хабермасом. В своей книге "Техника и наука как идеология" Хабермас утверждал, что сила принуждения в обществе все больше переходит к науке и технике, вовлекающих в свою сферу инструментального действия любой объект культуры и подчиняющих себе присущие ей формы социализации и общения. Негативное отношение к технике и естествознанию, которое ее питает, приобрело широкий размах, проявляясь не только в ученых спорах, но и в массовом сознании. Однако против защитников гуманизма, стремящихся подчеркнуть значение духовного в культуре, разоблачив культ техники, активно выступают сторонники этого культа. Многие из них популяризируют технократическую концепцию американского социолога и экономиста Т.Веблена, согласно которой научно-технической интеллигенции должна перейти ведущая роль не только в экономике, но и в управлении обществом.

Примечательно, что созданный в Германии Союз инженеров, активно разрабатывавший проблему "Человек и техника", явно акцентировал внимание именно на технике, абсолютизируя ее значение, и участники этой организации "остались безучастными к предложениям, которые делались Хоркхаймером и Хабермасом с целью обуздания техники"1.

Споры о значении техники в сегодняшней экологической ситуации нельзя рассматривать, отвлекаясь от более общих концептуальных подходов к тому, что происходит в области отношений между обществом и природой. Эти подходы выражены в идее, которую по-разному высказывали англичанин Дж. Бернал, француз М. Маклюэн, японец Е. Масуда, американец Алвин Тофлер. Это - идея о том, что наши дни - это время смены индустриальной цивилизации новой - постиндустриальной. Этот переход касается и положения личности в обществе, и форм организации общества, прежде всего общественного производства. Речь не идет о том, что это будет производство, избавленное от техники. По мнению А. Тоффлера, "массовое, стандартизированное производство заменяется новой системой индивидуального ремесленного производства, в основе которой лежит не ручной, а умственный труд, базирующийся на информатике и супертехнологии. Конечным продуктом такого производства являются не миллионы идентичных стандартизируемых товаров, а индивидуальные продукты по 106 требления и услуги" .

Кое-что в этом направлении уже сегодня делается. Еще в 1987 году академик В. Легасов писал: "... ряд промышленно развитых стран практически уже сделал шаг в сторону технологической эры, создав ряд производств на новой основе: мини-заводы, массовая компьютеризация, внедрение робототехнических устройств и совершенных систем коммуникации ... Знамением времени становится то обстоятельство, что новые технологии в химической, электронной промышленности, в ядерной и космической технике все чаще зарождаются в университетах или фирмах, где основные исполнители получили университетское образование. Университетское здесь понимается как фундаментальное.

После "фундаментализации" научной армии, работающей над новой технологией, вторым важным элементом будущего станет максимальная замена дифференцированной структуры производства и потребления сырья и энергии на интегрированные энерготехнологические схемы, позволяющие вести процессы и более экономно, и более безопасно, и безотходно, с использованием синергетических эффектов"1.

Все это важно иметь в виду, чтобы не впадать в наивность, полагая, что экологическую проблему можно решить, вернувшись к образу жизни наших далеких предшественников, отказавшись от техники. Избавить природу от тех ран, которые люди нанесли ей с помощью техники, можно тоже только с помощью техники, но принципиально новой, обеспечивающей технологию, сберегающую человеческий труд, энергию и сырье экономно, без потерь и отходов, а значит - без загрязнения окружающей среды и организма человека.

Экологическая культура личности: проблема синтеза гуманитарного и естественнонаучного знания.

Разрушение социо-природной среды может быть как следствие очень высокого, так и очень низкого уровня потребления; опыт богатых стран во многом не идеал решения экологических проблем. Все это необходимо учитывать в процессе формирования экологической культуры, экологической ответственности как меры свободы личности в рамках экологической необходимости, которая диктует сохранение жизни на планете во всех ее проявлениях. Экологическая ответственность проявляется в: - ответственности за состояние естественного природного окружения, определяющего условия жизни человека, на которые он оказывает то или иное воздействие в процессе своей жизнедеятельности; - ответственности за свое здоровье и здоровье других людей как личную и общественную ценность; - активной, созидательной деятельности по изучению и охране окружающей среды, пропаганде идей оптимизации взаимодействия общества и природы, предупреждению негативных последствий влияния на окружающую человека среду и его здоровье.

Становление и развитие ответственного отношения к окружающей среде связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями людей.

Задачи экологического образования представляются в совокупности процесса обучения и воспитания и развития личности.

Обучение - формирование знаний об экосистемной организации природы, Земли в границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения. Воспитание потребностей (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды. Развитие интеллектуальной сферы - способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы - эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы - убеждения в возможности экологических проблем; стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Многие исследователи отмечают существенное расхождение нормативной (идеальной) модели экологической культуры и ее реального состояния, наличие в массовом сознании людей проявлений невежества, потребительства к природе. К сожалению, эти негативные явления усугубляются системным кризисом, охватившим все сферы жизни нашего общества.

Экологический кризис - часть этого всеобщего кризиса, является по сути кризисом культуры.

Существенным моментом, отправной точкой для разработки рекомендаций по оптимизации процесса формирования экологической культуры личности в процессе образования и воспитание в России является тот факт, что современным комплексным экологическим образованием в российских вузах охвачено 5 % студентов и аспирантов.

Все еще недостаточно внимания уделяют развитию экологическо 135 го образования в высшей школе Правительство и Федеральное собрание РФ. Правительство России, понизив ранг федеральных и региональных органов, занимающихся проблемами окружающей среды, создало ситуацию, в которой оказываются невостребованными выпускники соответствующих вузов, вынужденные искать работу не по специальности.

Крайне мало внимания Правительством РФ уделяется экологическому образованию в рамках международного сотрудничества с развитыми зарубежными странами, в частности с США.

Фактически не функционирует система повышения квалификации профессоров и преподавателей, что не позволяет, особенно в региональных вузах, вести на должном уровне экологическое образование. К этому же приводит отсутствие энциклопедических изданий, которые могли бы помочь в самоподготовке вузовских работников, а также студентов и аспирантов. Такие издания способствовали бы исправлению такой ситуации, когда одним и тем же терминам и понятиям разные преподаватели дают различное толкование.

Вызывает сожаление, что, несмотря на имеющийся положительный опыт в регионах России не налажена система Открытого экологического образования молодежи и взрослых.

Диагностика процессов, происходящих в нашей стране в первой половине 90-х годов фиксирует доминирование биологического аспекта в человеческой природе. Это проявляется в росте криминализации сознания и преступности. Страх за собственную безопасность детерминирует ожидания "сильной власти".

Похожие диссертации на Экологическая культура как фактор устойчивого развития общества