Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнокультурные традиции в повседневной культуре : На примере казанских татар Гафиятуллина, Луиза Асхатовна

Этнокультурные традиции в повседневной культуре : На примере казанских татар
<
Этнокультурные традиции в повседневной культуре : На примере казанских татар Этнокультурные традиции в повседневной культуре : На примере казанских татар Этнокультурные традиции в повседневной культуре : На примере казанских татар Этнокультурные традиции в повседневной культуре : На примере казанских татар Этнокультурные традиции в повседневной культуре : На примере казанских татар Этнокультурные традиции в повседневной культуре : На примере казанских татар Этнокультурные традиции в повседневной культуре : На примере казанских татар Этнокультурные традиции в повседневной культуре : На примере казанских татар Этнокультурные традиции в повседневной культуре : На примере казанских татар
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гафиятуллина, Луиза Асхатовна. Этнокультурные традиции в повседневной культуре : На примере казанских татар : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01. - Казань, 2005. - 147 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Философско-теоретическое и социально-историческое обоснование бытования этнокультурных традиций

1.1. Основные понятия исследования 15

1.2. Генезис этнокультурных традиций казанских татар 47

ВЫВОДЫ по первой главе 72

ГЛАВА 2. Современные условия бытования этнокультурных традиций в повседневной культуре Казани

2.1. Особенности проявления процессов универсализации и этнической самоидентификации в современной жизни Казани 73

2.2. Традиции казанских татар как индикаторы их этнической самоидентичности 99

ВЫВОДЫ по второй главе 119

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 121

БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 131

Введение к работе

Процессы глобализации с наступающей силой унифицируют культуры

разных народов, навязывая единые стандарты жизнедеятельности. В этой

. связи этнические проблемы приобретают обостренный характер, о чем

свидетельствуют охранительные тенденции, ознаменовавшие вторую

половину XX столетия.

Актуальность темы исследования определяется тем, что в
современном мире наблюдается диалектическое соотношение двух
^ тенденций. Одна из них связана с образованием общечеловеческих эталонов

универсальной и наднациональной культуры, в основе которой лежат мощные интегративные процессы. Другая - с национально-этническим возрождением культур и народов, в котором реализуется потребность в самоопределении, а также стремление сохранить культурную самобытность и уникальность. Исследование соотношений данных тенденций в повседневной культуре является весьма актуальным в настоящее время.

Процессы «этнической мобилизации» в России имеют свою специфику: тоталитарный режим, в период становления социалистического государства, во многом унифицировал этнокультурную жизнь в стране, создавая единообразное советское общество. Начавшаяся во второй половине 1980-х годов демократизация СССР, активизирует национальное движение. В первую очередь преодолеваются последствия ассимиляторской политики, которая сопровождается обострением процессов национально-этнической идентификации, приобретая порой и агрессивные формы.

Распад Советской державы и, как следствие этого, ломка существовавшей ранее системы ценностей обусловили возникновение чувства незащищенности у значительного числа людей. Если в периоды стабильности жизни социальная система ограждает и, как правило, защищает индивида выработанными и утвержденными нормами и законами, что делает его жизнь во многом предсказуемой и прогнозируемой, то в неустойчивые ситуации переходного исторического времени размывание ценностных

*

границ приводит человека к проблеме выбора новых ориентиров. Он обращается к этническим ценностям, как наиболее устоявшимся, дающим возможность вновь ощутить себя частью некоего целого, найти психологическую поддержку в традиционной культуре своего народа.

Кроме того, в условиях современного полиэтничного и
поликонфессионального мегаполиса процессы модернизации и
универсализации в повседневной культуре неизбежны. Отсюда совершенно
естественным является «сопротивление» культурной унификации, которое
проявляется в активизировавшихся процессах этнической

самоидентификации горожан через обращение к своим этнокультурным традициям.

На современном этапе в Татарстане и особенно в его столице — 1000-летней Казани возрождение этнокультурных традиций в повседневной культуре способствует не только сохранению и развитию самобытности, но и органичному вхождению татар в мировое сообщество. О чем свидетельствует номинирование татарского национального праздника Сабантуй в список "Шедевров Устного и Нематериального Наследия Человечества" ЮНЕСКО.

Бытование этнокультурных традиций в современной культурной жизни татар, нашло отражение в оживленных дискуссиях, как широкой общественности, так и исследователей.1 Значительный материал, накопленный за последнее время фольклористикой и этнографической наукой, стимулирует дальнейшие разработки. При этом исследований по проблеме этнокультурных традиций как индикаторов этнокультурной

1 См.: Этнокультурные процессы в Поволжье и Приуралье в современную эпоху (до середины 1980 г.). - Казань, 1991; Сагитова, Л.В. О некоторых аспектах этнокультурной специфики современного татарского общества / Л.В. Сагитова // Ислам в татарском мире: история и современность: материалы междунар. симпозиума / Панорама-форум. - 1997. -N12; Уразманова, Р.К. Ислам в семейно-бытовой обрядности татар: традиции и современность / Р.К. Уразманова // Ислам и этническая мобилизация: национальное движение в тюркском мире. - М., 1998; Искусство и этнос: новые парадигмы / АНРТ, ин-т истории им. Ш. Марджани. — Казань: Дом печати, 2002; Хаким, Р. Кто ты, татарин? / Р. Хаким. - Казань, 2002. и др.

*

идентификации, недостаточно . А работ, посвященных проблеме этнокультурных традиций в повседневной культуре современного города и, в частности Казани, практически нет. Между тем, данная проблема требует междисциплинарного подхода, а именно, всестороннего анализа и учета точек зрения разных дисциплин — философии и теории культуры, социологии культуры, этнологии, этнопсихологии и фольклористики, что будет иметь теоретическую, методологическую и практическую значимость.

Проблемная ситуация заключается в том, что проявления этнокультурных традиций татар в повседневной жизни Казани должны анализироваться не только как достояние истории, но и как философско-культурологическая проблема, которая на сегодняшний день не отрефлексирована. Кроме того, анализ обрядов и праздников казанских татар как индикаторов для характеристики современных процессов культурной универсализации и самоидентификации, с выявлением в них этнического и универсального, традиционного и нововводного начал до сих пор не проводился.

Отсюда выдвигается гипотеза о необходимости создания общенаучной теории этнокультурных традиций как индикаторов этнокультурной самоидентификации в культуре повседневности, что обусловлено:

Во-первых, потребностью выйти за рамки собственно этнографических исследований.

Во-вторых, необходимостью экстраполировать общетеоретические положения на эмпирическую сферу для осмысления конкретных процессов и конкретных форм бытования обрядов, праздников и других традиционных форм этнической культуры в повседневной жизни. В этом случае

См.: Народная культура в современных условиях / Отв. ред. Н.Г. Михайлова. — М., 2000; Мусина, Р.Н. Этносоциальное развитие и идентичность современных татар / Р.Н. Мусина // Этнография татарского народа. - Казань: Магариф, 2004; Булатова, Д.С. Процесс глобализации как многоуровневое и неоднородное образование (теоритико-методологический анализ) / Д.С. Булатова // Вестник КГУКИ. - 2005. - № 1.

%

философско-культурологическая теория этнокультурных традиций в культуре повседневности послужила бы своеобразной метатеорией или промежуточным звеном между эмпирическим уровнем знания и общенаучным, тем самым, отвечая одной из важных задач современной науки - соединения научной теории с жизненной практикой.

В-третьих, общетеоретическая разработка этнокультурных проблем в современной культурологии отвечает специфике нашего вуза как университета культуры и искусств и позволяет творческой личности, специалистам в сфере культуры ориентироваться в современных этнокультурных процессах и по возможности диагностировать их.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется и общетеоретическими задачами по сохранению этнокультурных традиций в повседневной культуре — как индикаторов этнической самоидентификации, как ценностей, способствующих консолидации диаспорально проживающих этнических групп татар.

Степень изученности проблемы. Проблема этнокультурных традиций в науке не нова. Однако в имеющихся на сегодняшний день материалах рассматриваются лишь отдельные ее стороны и, к тому же, аспект повседневности в них не эксплицирован. Вместе с тем, обнаруживается отсутствие исследований, рассматривающих бытование этнокультурных традиций татар в повседневной культуре как собственно философско-культурологическую проблему.

Культура как фундаментальная категория гуманитарного знания имеет множество трактовок и определений. Для нашего исследования представляют интерес концепции культуры на стыке ценностного и деятельностного, функционального и символического подходов .

Общетеоретические проблемы традиций, в том числе вопросы соотношения традиционного и новационного, а также вопросы

1 В работе мы опираемся на разработки Ф.Боаса, Б. Малиновского, Э.С. Маркаряна, Т. Парсонса, Э. Тайлора, Л.Уайта и других теоретиков.

функционального своеобразия этнотрадиций нашли отражение в работах как зарубежных, так и отечественных исследователей1.

Большое значение для исследования проблемы имеют работы, в которых рассматриваются проблемы ментальности и этнокультурной идентичности, связанные с осмыслением этнонациональных явлений и процессов. Кроме того, для исследования представляют интерес концепции и теории этноса отечественных авторов .

Основанием для анализа и обобщения фактологического материала в диссертации послужили работы татарстанских исследователей по традиционной культуре татар, в частности — этнографические работы по изучению форм бытования семейной обрядности и народных праздников казанских татар3. В качестве историографических источников рассматриваются также работы краеведов XIX века, оставивших многочисленные зарисовки татарского быта4.

Повседневность как фундаментальная сфера социальной реальности в разные исторические периоды воспринималась и оценивалась по-разному, а ее сущностные характеристики претерпевали значительные модификации. Проблемы повседневности особое место занимают в трудах зарубежных

См.: Маркарян, Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции / Э.С. Маркарян // Советская этнография. — 1981 - .№2.; Сарингулян, К.С. О регулятивных аспектах культурной традиции / К.С. Сарингулян // Советская этнография. — 1981. - №2; Плахов, В.Д. Традиции и общество / В.Д. Плахов. - М., 1982; Чистов, К.В. Народные традиции и фольклор: очерки теории / К.В. Чистов. — Л.: Наука, 1986; Арутюнов, С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие / С.А. Арутюнов. — М.: Наука, 1989 и др. 2 См.: Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей. — М., 1983; Гумелев, Л.Н. Этносфера: история людей и история природы / Л.Н. Гумилев. — М., 1993; Тишков, В.А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе / В.А. Тишков // Вопросы социологии. — 1993. — № 1-2; Лурье, СВ. Историческая этнология: учеб. пособие. — М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2004 и др.

В работах Д.К. Валеевой, Н.И. Воробьева, Д.М. Исхакова, Р.Г. Кашафутдинова, Р.Н. Мусиной, Р.К. Уразмановой, P.P. Фахрутдинова, Д.Р. Шарафутдинова и других. 4 Фукс, К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях / К. Фукс. — Казань, 1844; Пинегин, М.Н. Свадебные обычаи казанских татар / М.Н. Пинегин. — Казань, 1891; Насыри, К. Избранные произведения / К. Насыри // Сост. С.Х. Алишев, М.В. Гайнутдинов, Х.Ш. Махмутов / Пер. с татар. - Казань: Тат. кн. изд-во, 1977. и др.

*

историков, культурологов и философов , а в последние десятилетия и в отечественной науке2.

Объектом исследования являются процессы бытования этнокультурных традиций в повседневной культуре казанских татар.

Предметом исследования стали общие и специфические особенности бытования этнокультурных традиций как индикаторов самоидентичности казанских татар.

Целью диссертационного исследования является определение тех особенностей традиционной обрядово-праздничной культуры в повседневной жизни города, которые способны выполнять функции индикаторов этнической самоидентификации современных татар. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

дать теоретическое обоснование социокультурных оснований бытования исторических и современных этнокультурных традиций казанских татар;

проанализировать современные формы бытования этнокультурных традиций в повседневной культуре Казани;

- охарактеризовать процессы универсализации и этнической
самоидентификации в повседневной жизни горожан;

- обосновать роль этнокультурных традиций как своеобразных
индикаторов этнической самоидентификации;

В «Новой исторической науке» (школа «Анналов»), в трактовке жизненного мира Э.Гуссерля, в социальной феноменологии А.Щюца, в концепции габитуса (habitus) П.Бурдье, А. Хеллер, А. Лефевра и др.

2 См.: Козлова, Н.О. Социология повседневности: переоценка ценностей / Н.О. Козлова // Общественные науки и современность. - 1992. - № 3; Худенко, А.В. Повседневность в лабиринте рациональности / А.В. Худенко // Социс. - 1993. - № 4; Шульга, Р.П. Искусство в мире обыденного сознания / Р.П. Шульга. - Киев: Наукова думка, 1993; Горелова, В.Н. Обыденное сознание как философская проблема / В.Н. Горелова. — Пермь, 1993; Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: учеб. пособие. - М.: Логос, 2000 и др.

— выявить и проанализировать типологические разновидности бытования
этнокультурных традиций татар с точки зрения соотношения в них
универсального и специфического, нововводного и традиционного;

— определить тенденции и перспективы развития этнокультурных
традиций казанских татар в условиях глобализации.

Наряду с основными задачами, в диссертации решаются сопутствующие, логико-понятийные задачи, связанные с уточнением и определением значения основных терминов и содержания понятий: «этнокультурные традиции», «повседневная культура» и «этнический индикатор».

Теоретико-методологической основой диссертации является комплексный подход, интегрирующий исследовательский материал различных областей гуманитарного знания, что, в свою очередь, предполагает использование системно-структурного подхода, как общенаучного принципа понимания сложноорганизованных объектов исследования. При анализе типологических форм бытования обрядовой и праздничной культуры в повседневной жизни казанских татар, автор исходил из сшергетического понимания, согласно которому эти формы рассматриваются как сверхсложная упорядоченность, возникающая из динамичного (детерминированного) хаоса и существующая неявно, а потенциально, проявляясь при этом в многообразии упорядоченных структур. Синергетический подход позволяет интерпретировать ценностно-смысловые обертоны обрядов и праздников, выявляя в них мерцающие соотношения универсального и этнического, традиционного и нововводного. В работе также были использованы принцип детерминизма и принцип историзма — при анализе генезиса обрядово-праздничной культуры татар, а также принцип компаративистики. Кроме того, используются методы социологической, психологической и этнографической дисциплин.

Научная новизна:

впервые проблема этнокультурных традиций казанских татар, как
индикаторов этнокультурной самоидентификации в повседневной культуре

*

современной Казани рассматривается на теоретико-методологическом уровне с философско-культурологических позиций;

при этом в обиход культурологических исследований вводятся такие понятия, как «этнокультурная самоидентификация в повседневной культуре» и «этнический индикатор»;

дается теоретический анализ исторических и социокультурных детерминант бытования этнокультурных традиций казанских татар в современной повседневной культуре Казани;

определяются типы бытования этнокультурных традиций на основе принципов типологизации по диалектическому соотношению в них этнического и универсального, традиционного и нововводного;

выявляются особенности этнокультурных традиций казанских татар в условиях мегаполиса и глобализации как индикаторов этнокультурной самоидентификации;

дается оценка современному состоянию этнокультурных традиций в современной Казани, а также определяются тенденции и перспективы их дальнейшего развития.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Теоретический анализ исторических и социокультурных оснований этнокультурных традиций, в частности семейно-бытовых и календарных обрядов и праздников казанских татар, позволяет выявить в них устоявшиеся, собственно традиционные элементы, сформировавшиеся в доиндустриальную эпоху и нововводные, связанные со становлением национальной культуры в период перехода к индустриальному типу общества. К примеру, Сабантуй, празднуемый только казанскими татарами, первоначально имел несколько локальных вариантов, но в результате миграций и образования смешанных этнокультурных зон, приобретает унифицированный характер, кроме того, сливается с другим народным праздником - Джиеном.

  2. Рубеж XX - XXI вв. характеризуется диалектическим соотношением процессов универсализации и партикуляризма. Их противоборство

'41

расценивается как глобальный кризис мировой истории, поскольку мощные интегративные тенденции подавляют самобытность этнической культуры народов. Отсюда, осознание возможности растворения этнической специфики в транснациональной культуре планетарного человечества пробуждает рефлексивные тенденции в сознании личности и общества, проявляющиеся в реализации экзистенциональной потребности — этнической идентификации, удовлетворяющей чувство «укорененности» на своем социальном и культурном пространстве.

  1. Репрезентатируя себя через противопоставление «свои» и «чужие» («мы» и «они»), человек стремится найти поддержку в этнокультурных традициях. При этом, отождествляясь с определенной культурной «наследственностью», он переживает этнокультурную самоидентификацию, где этнокультурные традиции, в частности семейно-бытовые и календарные обряды и праздники выполняют функции этнических индикаторов.

  2. Анализ показал, что обращение к обрядово-праздничной культуре в современной повседневной жизни татар является сферой специальных интересов отдельных групп городского населения. Их приверженность к традиционным ритуалам, обрядам и обычаям, связанных с определенными обстоятельствами жизни, являются не столько нормативно-регулирующими по своим функциям, сколько декорирующими, т.е. вносящими дополнительные, украшающие быт, смысловые нюансы в общую ценностную базу современного человека.

5. В современной повседневной жизни горожан традиционное
присутствует фрагментарно, в виде некоего включения в довольно мозаичное
культурное поле. Тогда как массовая культура стремиться проникнуть во все
сферы культурного пространства и стать чем-то универсальным. При этом
она перерабатывает отдельные элементы этнокультурных традиций и
адаптирует их к условиям современной культуры, создавая игру с
узнаваемыми образцами и стереотипами. Таковыми являются представления

о самих себе, о народной жизни: ироничное изображение старичка в тюбетейке, говорящим на русском с татарским акцентом и проч.

6. Проблема столкновения альтернативных начал - этнического и
универсального, традиционного и нововводного — решается путем медиации,
т.е. сочетания и синтеза, поскольку эти противоречивые явления
имманентны, внутренне присущи культуре как таковой, а потому
игнорирование какой-либо из них может привести к культурному кризису и
регрессу. При чем соотношение противоположностей, образующих
устойчивое неравновесие, могут проявляться либо как тенденция
повседневной жизни, либо как соотношение традиционного и нововводного
начал внутри этнокультурных традиций. В одних случаях мы говорим о
хаосообразных процессах современной повседневной жизни, в других о
типологических разновидностях, бытующих и привнесенных. Это зависит от
конкретно-исторических условий, от меняющегося общественного сознания
и социального заказа. К примеру, в свадебном обряде религиозная часть
остается неизменной, тогда как регистрация, прием гостей за общим столом,
одежда новобрачных и угощения носят универсальный характер.

7. Переход к постиндустриальному обществу неминуемо
сопровождается процессом глобализации, который представляет собой
формирование целостной системы общественной жизни, охватывающей весь
мир социального организма. Несомненно, в таких условиях некоторые
этнокультурные традиции утрачиваются, но ведь чем своеобразнее
этнокультура, тем больший вклад она способна внести в мировую культуру,
сохранив при этом свое уникальное «лицо». Развитие мировой культуры во
многом определяется тем, как будет складываться взаимодействие этих двух
тенденций — универсализации и сохранения уникальности культур.

Теоретическая и практическая значимость работы определяется тем, что проблема этнокультурных традиций как индикаторов этнокультурной самоидентификации в культуре повседневности ранее не рассматривалась и данное исследование может послужить основанием для дальнейших

разработок поставленных в диссертации проблем. Материалы могут быть использованы в учебном процессе, при разработке курсов, программ и пособий по гуманитарным дисциплинам - культурологии и этнологии, социологии культуры и фольклористики, в курсах по культуре повседневности, а также в практике преподавания спецпредметов в училищах и вузах культуры и искусств. Кроме того, материалы могут представлять интерес для руководителей фольклорных коллективов и организаторов современных социокультурных мероприятий. Апробация работы.

  1. Основные выводы и положения диссертации нашла отражение в публикациях и выступлениях на межвузовских научных конференциях: «Гуманистический потенциал культуры и ее роль в модернизации российского общества» (2002 г.) и «Научно-методологические основы модернизации содержания социокультурного образования» (2004 г.); Всероссийских научно-практических конференциях: «Педагогическая подготовка студентов в системе непрерывного профессионального социокультурного образования» (2002 г.) и «Интеграционный потенциал профессиональной направленности в содержании социокультурного образования» (2003 г.); на Международном конгрессе «Восток и Запад: глобализация и культурная идентичность», посвященном 1000-летию Казани (2005 г.).

  2. Материалы исследования опубликованы в 6 научных статьях и тезисах.

  1. Материалы диссертации частично были использованы в курсах лекций по фольклористике, а также на занятиях по специальности хоровое-дирижирование.

  2. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры культурологии, философии и социологии Казанского государственного университета культуры и искусств 24 октября 2005 г., протокол № 2.

*

«

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по два парафафа, а также заключения и библиофафии.

Основные понятия исследования

Предпосылкой к раскрытию проблемы этнокультурных традиций в культуре повседневности является анализ содержания и структуры основных, базовых понятий - таких, как «культура», «традиции», «этнокультура» и «повседневность». Отметим, что данные понятия не являются однозначными и для них практически не существует общезначимых определений. Поэтому в нашем исследовании они будут рассматриваться как сопутствующие для выведения операциональных (рабочих) определений таких понятий, как «этнокультурные традиции», «повседневная культура» и «этнический индикатор».

Пожалуй, нет другого такого явления, которое так часто обсуждается учеными и философами, как культура. В научной литературе существует несколько сот различных определений того, что можно назвать культурой, десятки подходов к ее изучению, теоретических концепций, моделей культуры. Так, например, согласно Р. Нугманову, на сегодня насчитывается более 130 вариантов дефиниций этой категории1. А.Кребер и К.Клакхон насчитывают около 300 дефиниций культуры . Такое многообразие трактовок можно объяснить тем, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна и культура. Поэтому в аспекте наших проблем понятие «культура» будет рассматриваться комплексно, с междисциплинарных позиций - философского, антропологического и социологического.

Как известно, философский подход обладает наиболее широкой панорамой видения культуры и ориентирован на целостное понимание культуры, раскрывающий ее сущность с точки зрения всеобщих связей и закономерностей. В рамках философского подхода сегодня выделяются несколько позиций, которые выражают различные оттенки и смысловые значения понятия "культура", в частности в отечественной теории культуры сложились два направления - аксиологический и деятельностный.

Аксиологический (ценностный) подход заключается в выделении той сферы бытия человека, которую можно назвать миром воплощенных ценностей. Именно к этому миру, с точки зрения сторонников данной концепции, и применимо понятие культуры. Согласно определению Н.З. Чавчавадзе: «Культура есть не что иное, как реализация идеально-ценностных целей, как «переселение» ценностей из мира должного в мир сущий, не что иное, как осуществление идеала»3. Другими словами, человек в своей культурной деятельности создает тот предметный мир (материальный, духовный, художественный), через который он реализует свою особую сущность. А сама культура возникает в стремлении человека утверждать ценности, воплощая их все более полно, совершенно и значимо. В этом случае, культура является своего рода итогом всего многообразия предшествующей деятельности человека, и определяется как совокупность материальных и духовных ценностей, как сложная иерархия идеалов и смыслов, значимых для конкретного общественного организма. Данный подход, безусловно, вписывается в контекст нашего исследования, поскольку ценности составляют ядро любой культуры, являясь регулятором человеческого поведения и высшей целью его деятельности. Теряя опору в сложном современном мире, человек обращается именно к той системе ценностей, которая присуща его народу, тем самым, идентифицируя себя как члена определенной этнической общности. Вместе с тем, сведение культуры к совокупности духовных и материальных ценностей представляется явно одномерным.

Особенности проявления процессов универсализации и этнической самоидентификации в современной жизни Казани

Современная этнокультура казанских татар в повседневной жизни Казани развивается в русле общемировых процессов, доминирующим среди которых является процесс глобализации. В силу множественности своих проявлений глобализация достаточно сложно поддается общим оценкам и характеристикам. И хотя термин «глобализация» стал расхожим в наши дни, тем не менее он не получил достаточно четкого определения. Исследователи данного процесса вынуждены обращаться к самым различным сферам жизнедеятельности, чтобы очертить границы понятия «глобализация». Чем обусловлена данная необходимость? Как совершенно справедливо отмечает У. Бек, «глобализация является наиболее употребляемым и злоупотребляемым - и наименее проясненным, вероятно самым непонятным, затуманенным, политически эффективным, словом (лозунгом, оружием в споре) последних лет и останется таковым в ближайшее время»1. Автор подчеркивает, что такие понятия как глобализм, глобальность и глобализация, нередко используемые как взаимозаменяемые, на самом деле являются различными. Так, Глобализм определяется как «идеология господства мирового рынка, идеология неолиберализма». Глобальность — это «мировое общество» (воспринимаемое, рефлексивное), как «общность социальных отношений, которые не могут интегрироваться в национально-государственную политику или определяться ею». Глобализация - «процессы, в которых национальные государства и их суверенитет вплетаются в паутину транснациональных факторов и подчиняются их властным возможностям их ориентации и идентичности»2. Объектом воздействия глобализации является не столько экономика, политика и культура, сколько само человеческое сознание, в котором трансформируются представления человека о мире, обществе и меняются сами механизмы выбора жизненных стратегий. Глобализация ставит индивида перед проблемой внутреннего самоопределения, построения новой иерархии идентичностей. В этих условиях задача, стоящая перед человеком во все времена - найти свое место в новом мире - предельно усложнилась. Наднациональное измерение и одновременная идентификация с традиционными национально-государственными, социально-профессиональными, этническими, религиозными, территориальными общностями формируют новые идентичности и новую реальность, в которую помещает индивида. Представления о таких фундаментальных понятиях, на которых строится жизнь общества, как социум, гражданство, политическая власть, право, международные отношения стремительно изменяются. Глобализация сталкивает прошлое, настоящее и будущее в сознании одного человека. На наших глазах разворачивается формирование нового мирового порядка. И это не просто очередная экономическая система или система международных отношений. Пред нами открывается попытка формирования нового целостного мироустройства.

Итак, глобализационный процесс — это многоуровневое и весьма неоднородное образование1, представляющее собой сложную форму целостности и включающую все более усложняющийся комплекс процессов, которые способствуют с одной стороны - единству мира, а с другой - его дифференциации, посредством глубинных трансформаций в различных сферах человеческой деятельности. Иными словами это сложный и противоречивый процесс, характеризующийся диалектическим соотношением интеграции и дифференциации, универсализации и партикуляризма.

Традиции казанских татар как индикаторы их этнической самоидентичности

Одной из значимых тенденций в развитии национальных, этнических обществ современности является желание не быть поглощенным иной культурой, не утратить связь с собственной корневой традицией и в то же время развить в себе общемировые культурные достижения. Этнокультурные и конфессиональные сообщества всего мира стремятся продлить свое историческое существование и сохранить механизмы воспроизводства традиций. Эти проблемы особенно важны во внутрироссийском этнокультурном пространстве. Россия сегодня находится на сложном этапе перестройки социальных, экономических и идеологических отношений и нуждается в новом опыте культурной политики.

Отсюда, интерес к традиционной культуре неуклонно растет. Об этом свидетельствуют различные разработки региональных программ по изучению традиционных культур, а также увеличение числа общественных организаций, связанных с сохранением культурного наследия, что, несомненно, является положительным моментом с общекультурной точки зрения. Вопросы бытования, функционирования традиционной, исторически сложившейся народной культуры в современных условиях нашло отражение и в оживленных дискуссиях, как широкой общественности, так и исследователей. Однако нельзя не отметить отсутствие работ, раскрывающих специфику этнокультурные традиции как индикаторов этнокультурной самоидентификации. В этой связи, исследование данной проблемы обнаруживает явную актуальность, и мы в данном параграфе попытаемся определить, какие элементы из календарных и семейных обрядов и праздников казанских татар сохранились и бытуют в повседневной жизни Казани, а также способны выполнять функции этнических индикаторов в процессе этнокультурной самоидентификации современных татар.

В предыдущем параграфе мы говорили о том, что в России в постсоветское время этническое сознание как бы «запустило», инициировало процесс обращения к традиционной культуре. Однако это не означает, что этнокультура функционально становится преобладающей или значительно расширяет сферу своего активного бытования. Напротив, на сегодняшний день она утратила способность выполнять присущие ей в прошлом всеобъемлющие нормативно-регулирующие функции, поскольку картина мира современного человека строится на иных представлениях и способах ориентации в социальном и природном пространстве.

В доиндустриальную эпоху этнокультура, возникшая в системе локальной общины, была неразрывно связана с ее производственной и духовной жизнью. Поэтому вся ритуальная и смысловая стороны культуры были функционально включены в жизнедеятельность общины. Замедленное развитие народа на собственной этнокультурной основе сохраняет гармоничность отношений человек-природа, человек-человек, человек-coijityM. Индустриальная эпоха с ее модернизацией производства привела к отчуждению человека от природы, в недрах которой и зарождалась этнокультура. Она обусловила расцвет национальных государств. И в этих новых условиях этническая культура дала основу для консолидации сообществ по культурному признаку и построения государством национальных границ. Близкие по культуре группы объединились в нацию на основе общего языка, ценностей и символов. Если здесь еще сохраняется соотношение человек-социум, то в постиндустриальную эпоху ускоренное развитие, отчуждает не только человека от природы, от других людей, от общества, но и от предыдущих поколений, от выработанной ими подлинной культуры и, в конечном счете, отчуждает человека от самого себя.

Итак, в постиндустриальную эпоху функциональное содержание и смысловой континуум локальных культур существенно меняется, будучи отчуждёнными от системы жизнеобеспечения, они существуют в символическом пространстве, а их выживаемость зависит во многом от внешних условий, таких как социально-экономическая и политическая конъюнктура, меняющиеся технологии в сфере коммуникации, процессы миграции.

Рассмотрим данные факторы. Если влияние социально-политического фактора на этнокультуру более-менее изучено, то каким образом проявляет свое воздействие экономический фактор, следует рассмотреть? Прежде всего, это связано с появлением и распространением транснациональных факторов (производители товаров и услуг Макдональдс, известные джинсовые фирмы, общественные организации и т.д.) - импортеров тех или иных элементов культуры. К примеру, Макдональдс, пытаясь завоевать индийского потребителя, преимущественно исповедующего индуизм, назвал свои гамбургеры «махараджа-мак», исключив при этом традиционную для биг-маков говядину и включив овощные ингредиенты1. Отсюда следует, что глобальная экономика, вторгаясь в сферу этнической культуры, привносит новое, агрессивно навязывая что-то свое или использует местные культуры в качестве красивой обертки для продвижения своего товара.

Похожие диссертации на Этнокультурные традиции в повседневной культуре : На примере казанских татар