Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционно-обрядовая культура локальных этнических групп в современной России : на примере юртовских татар Азизова Наиля Руслановна

Традиционно-обрядовая культура локальных этнических групп в современной России : на примере юртовских татар
<
Традиционно-обрядовая культура локальных этнических групп в современной России : на примере юртовских татар Традиционно-обрядовая культура локальных этнических групп в современной России : на примере юртовских татар Традиционно-обрядовая культура локальных этнических групп в современной России : на примере юртовских татар Традиционно-обрядовая культура локальных этнических групп в современной России : на примере юртовских татар Традиционно-обрядовая культура локальных этнических групп в современной России : на примере юртовских татар
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Азизова Наиля Руслановна. Традиционно-обрядовая культура локальных этнических групп в современной России : на примере юртовских татар : диссертация ... доктора культурологии : 24.00.01 / Азизова Наиля Руслановна; [Место защиты: Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2009.- 330 с.: ил. РГБ ОД, 71 10-24/8

Введение к работе

Обоснование проблемы исследования и ее актуальность.

Диссертационное исследование посвящено традиционно-обрядовой культуре локальных этнических групп в современной России (на примере юртовских татар). Повышенное внимание народов к своей традиционной культуре в настоящее время обусловлено возросшим интересом общества к историческому и этнокультурному наследию. Этот процесс связан с формированием культурного самосознания в аспекте этнической идентичности. Рост престижа народной культуры и потребность членов общества к познанию исторического прошлого, социальному и культурному опыту предшествующих поколений – не просто дань политической конъюнктуре, а насущная задача, возникающая в условиях универсализации социально-культурных практик современной цивилизации. К числу наиболее актуальных проблем, разрабатываемых культурологической наукой, следует отнести изучение традиционно-бытовой культуры этносов как основы их самосохранения и развития в глобальном мире.

В последнее время в стране наблюдается заметный рост интереса к традиционным ценностям – духовным, семейным, поведенческим, образовательным, религиозным, что позволяет исследователям характеризовать данную ситуацию как культурное возрождение. Однако процесс, который переживают народы новой России, выявляет и существенные проблемы, связанные с условиями самоопределения этнических групп. Стабильность и воспроизводство этнических традиций, безусловно, зависят от сохранности традиционных знаний в конкретных локальных группах. В этом контексте востребованность научных исследований этнокультурной тематики в рамках культурологии на разных уровнях заключается в необходимости осмысления особенностей и закономерностей развития культуры, возможностей использования наследия в современном социокультурном контексте. В данном аспекте научная актуальность работы обусловлена складывающейся новой социально-политической ситуацией как в России, так и за ее пределами, акцентирующей общественный и исследовательский интерес к этнокультурной проблематике. Вышесказанное выступает в качестве научной предпосылки рассмотрения локальной специфики малых этнокультурных групп (в процессе их развития) в составе этнической группы в целом.

Изучение истории и культуры татарской нации является на сегодняшний день одним из активно развивающихся направлений в культурантропологии, этнографии и истории культуры. Объектом исследований становятся не только отдельные региональные группы татар, но также проблемы этнической истории и духовной культуры народа в целом. Актуальность нашей темы заключается еще и в том, что проблема традиционно-обрядовой культуры татар до сих пор не стала предметом специального исследования, что затрудняет определение места и роли астраханско-юртовской культуры в тюркском мире и в жизни татарского этноса как такового.

Юртовские татары представляют собой одну из локальных групп этнотерриториальной группы астраханских татар, входящую в состав татарского этноса. На данный момент они компактно проживают в двух районах Астраханской области, находясь при этом в плотном иноэтничном окружении. Так, соседями юртовских татар являются представители русского и казахского народов, а также туркмены, калмыки, ногайцы, народы Дагестана, армяне, чеченцы, евреи, цыгане и др. В силу крайней сложности этнической истории этой группы, обусловленной наличием постоянных разноплановых влияний со стороны соседних народов, исследование данной стороны жизни локальной группы астраханских татар представляет большой научный интерес. В свою очередь, изучение традиционно-обрядовой культуры локальных групп астраханских татар, с одной стороны, позволит взглянуть на многие стороны их семейного и общественного быта сквозь призму человеческих взаимоотношений, культуры общения и культуры поведения, а с другой – проследить процессы культурного взаимодействия юртовцев с тюркоязычными и мусульманскими народами России.

Как показывает анализ научной истории рассматриваемой проблемы, к изучению традиционно-обрядовой культуры астраханских татар и их локальных групп до недавнего времени практически никто из профессиональных культурологов не обращался. Однако именно пристальное внимание и тщательное изучение особенностей юртовских татар может обогатить знания о традиционной культуре астраханских татар и татарского народа в целом. Поблема изучения традиционной культуры локальных групп астраханских татар – юртовских татар также становится актуальной не только из-за ее недостаточной изученности, но и из-за той особой роли, которую играют локальные группы в процессе сохранения традиционных знаний и традиционной культуры в целом. Актуальность изучения данной проблемы обусловлена, кроме всего прочего, возрастающим интересом народов мира к своим историческим корням, к своей этнической культуре, что, в конечном счете, влечет за собой трансформацию этнического самосознания. С каждым годом решать эту задачу становится все труднее, так как быстро уходят из жизни люди старшего поколения – носители культуры, у которых не только сохранилась в памяти информация о старинных обычаях и обрядах, но и соблюдается особая укладность жизненного цикла. Постижение же специфики национальной жизни происходит через социокультурный комплекс, связывающий воедино язык, бытовую и духовную культуру народа.

Многие вопросы, связанные с отдельными этапами культурно-этнического развития локальных групп астраханских татар, могут быть осмыслены через обращение к изучению наиболее важных компонентов традиционной культуры. К ним в первую очередь относятся обряды жизненного цикла – родильные, свадебные и похоронно-поминальные. Они, как известно, являются важной частью традиционной культуры, организующей различные сферы общественной жизни. На примере обрядовой традиции астраханских татар можно исследовать ритуальную сторону культурных процессов в пределах расселения всего татарского этноса. Поскольку традиционно-обрядовая культура представляет собой огромное информационное поле, то предметная область нашего исследования будет касаться, в том числе и вопроса формирования локально-территориальные группы, что приблизит нас к пониманию особенностей ее этнической культуры. В такой постановке традиционно-обрядовая культура локальной группы астраханских татар – юртовских – в контексте общетатарской традиции может быть рассмотрена и как самостоятельная система с собственными, присущими ей значениями.

Специально заметим, что современное обращение к традиционно-обрядовой культуре локально-этнической группы астраханских (юртовских) татар открывает новые перспективы и возможности не только для данной группы, территориально локализирующейся в России и развивающейся в рамках ее национально-культурной общности и государства, но и для мирового сообщества. Традиционно-обрядовая культура локальных этнических групп на сегодняшний день занимает важное место в межкультурном пространстве, ибо ее сфера бытия оказывает воздействие на мировую культуру. Таким образом, изложенные обстоятельства придают особую актуальность исследованию сущности традиционной культуры с учетом особенностей существования ее локальных групп.

Учитывая эти обстоятельства, представленное диссертационное исследование вносит свой вклад в сохранение и возрождение культурного наследия астраханских татар, в решение культурно-просветительских задач на уровне Российского государства и мирового культурного наследия.

Целью настоящей работы является анализ традиционно-бытовой культуры локальных этнических групп астраханских (юртовских) татар, выделение их региональной специфики в период конца ХIХ – начала ХХI века на основе выявления внутренней структуры, содержания и современных тенденций развития традиционно-обрядовой культуры данной группы в системе культуры татар Среднего Поволжья и Приуралья.

В качестве объекта исследования и, одновременно, субъекта-носителя традиционно-обрядовой культуры в работе рассматриваются локальные группы астраханских татар. Особое внимание уделяется юртовским татарам (юрт татарлар), или ногайским (карийле нугайлар) татарам, проживающим на правом берегу Волги, в Приволжском и Наримановском районах Астраханской области.

Предметом исследования стала традиционно-обрядовая культура локально-этнической группы юртовских татар, взятая в аспекте жизненного цикла.

В соответствии с целью диссертационного исследования ставятся следующие задачи:

– на основе обширного полевого материала дать культурно-историческую характеристику традиционно-обрядовой культуры локальных групп татар;

– выработать общетеоретические подходы к изучению традиционно-обрядовой культуры;

– выявить функции, семантику и специфику ритуальных форм в содержании традиционно-обрядовых циклов;

– определить специфику отдельных обрядовых комплексов, их место, значение и роль в традиционно-обрядовой культуре;

– рассмотреть причины и характер изменений в структуре и содержании традиционно-обрядовой культуры на протяжении XX века;

– обозначить основные факторы, вызвавшие трансформацию традиционно-обрядовой культуры;

– выделить региональные и локальные особенности традиционно-обрядовой культуры локальных этнических групп астраханских (юртовских) татар с учетом влияния природно-климатических, хозяйственных, исторических, социальных факторов, иноэтнического окружения;

– показать роль традиционно-обрядовой культуры в сферах социального бытия современной России.

Хронологические рамки исследования ограничены в основном серединой XIX – началом XXI вв., что продиктовано, во-первых, наличием письменных источников, помогающих лучше представить изучаемое культурное явление; во-вторых, собственными полевыми материалами автора. Территориальные границы охватывают места компактного расселения и проживания астраханских татар.

Источниками исследования, прежде всего, послужили полевые материалы, собранные автором в г. Астрахани и селах юртовских татар Астраханской области. В их числе Три Протока (Жэмэле), Осыпной Бугор (Ярлы Тубэ), Килинчи (Килэнче) Приволжского района, Татарская Башмаковка (Кызан), Старая Кучергановка (Канга) Наримановского района, а также в местах проживания средневолжских татар-переселенцев – в селах Новые Булгары (Яна Болгар) Икрянинского района, Линейное, Буруны Наримановского района и туркменском селе Фунтово Приволжского района Астраханской области в период с 2004 – 2009 гг. Полученные результаты полевых исследований позволили дать ретроспективный анализ и восстановить картину семейной обрядности юртовских татар во второй половине XX века.

Этнографические особенности местных вариантов того или иного ритуала уточнялись в процессе живого общения на местном диалекте татарского языка с носителями традиций. Стационарный метод работы осуществлялся в г. Астрахани и селе Три Протока Приволжского района Астраханской области. Автору удалось исследовать и принять участие не только в свадебном (сентябрь 2006 г.), но и в похоронно-поминальном обряде (июнь 2008 г.), закрытом для внешнего, не принадлежащего к данной этнической группе, наблюдателя, особенно для женщины (в силу исламской традиции). В свадебном обряде соискатель принимала участие в качестве гостьи, в похоронно-поминальном – в качестве помощницы обмывальщицы. Помимо личного общения с местными татарскими жителями – юртовскими татарами – имелась возможность беседовать с руководителями городской и сельской мечетей. В работе используются собственные этнографические материалы соискателя, освещающие социокультурную специфику жизни представителей сельского и городского населения Астраханской области.

Также автором использовались некоторые полевые материалы, предоставленные омской исследовательницей Л.М. Кадыровой. Ценные сведения были почерпнуты из материалов архивов и рукописных фондов, в частности, из Российского государственного архива древних актов, Государственного архива Астраханской области и Астраханского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, а также из фондов Астраханской научной библиотеки им. Н.К. Крупской. При выяснении ценностно-смысловых и мировоззренческих аспектов культурной жизни юртовских татар привлекался как источник Коран – священная книга мусульман. В ходе работы использовались и местные периодические издания: «Идель» (1991, 1993), «Степная Новь» (1987), «Коммунист Приволжья» (1986).

В ходе исследования использовались документальные источники, хранящиеся в районных, областных и российских архивах, музейных и рукописных собраниях. Данные архивных материалов позволили восстановить особенности бытования ряда культурно-обрядовых комплексов с середины ХIХ – до начала ХХI вв. Таким образом, для подготовки диссертационного исследования был выявлен и использовался многочисленный ряд источников. Собранные полевой и архивный материалы, опубликованные аналитические и культурно-этнографические работы автора репрезентативны для раскрытия темы. Они дают коррелируемую достоверную информацию и позволяют всесторонне осветить особенности традиционной культуры астраханских (юртовских) татар Астраханской области в заданных хронологических рамках, провести необходимую реконструкцию и анализ для решения поставленных цели и задач исследования.

В основу анализа имеющихся источников, а также в процессе обработки полевого материала положены методология и методы работы, используемые в исследованиях традиционной культуры. При написании диссертации автор опирался на классические труды по философии, истории, психологии, антропологии, культурологии, этнологии, археологии А. ван Геннепа, Э. Дюркгейма, К. Маркса, Л. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, Б. Малиновского, О. Шпенглера, Ф. Энгельса, М. Элиаде, К. Юнга, К.Ясперса. Определяющими в методологическом плане явились разработки отечественных ученых Ю. В. Бромлея, М. М.Громыко, Л. Н. Гумилева, Р. Ф. Итса, М. С. Кашуба, Н. П. Лобачевой, Э. Маркаряна, Е. В. Поповой, З. П. Соколовой, С. А. Токарева, Д. М. Угриновича. Важными в рамках этого направления явились исследования, характеризующие локальные и региональные традиции татар других регионов (Ф. С. Баязитова, Ф. Т-А. Валеев, Д. М. Исхаков, Р. К. Уразманова, Ф. Л. Шарифуллина).

Локальная традиция является сложным историко-культурным феноменом, сформировавшимся под воздействием множества разнообразных факторов. Традиционно-обрядовая культура представляется как органический синтез словесных форм, фольклорных текстов, обрядовых действий и представлений, на основе комплексного исследования которых возможна реконструкции архаичной картины мира. Традиционно-обрядовая культура локально-этнических групп в современной России, с учетом региональных традиций, – явление сложное и многоаспектное. Его интерпретация возможна в рамках различных методологических подходов. Изучение особенностей традиционно-обрядовой культуры локальных этнических групп в современной России в данном исследовании осуществлялось в первую очередь на базе теоретических идей культурологического знания, а также сквозь призму аналитических принципов ряда других познавательных парадигм и научных подходов.

Анализируя специфические особенности этнических культур России, мы опирались на теорию этноса в ее отечественной интерпретации, рассматривающую этнос как объективную социальную общность и позволяющую исследовать феномены локально-этнических культур в контексте динамических изменений. Специфика локальных этнических культур России исследуется в работе с позиций их исторического развития, что позволяет рассматривать каждый элемент культуры и его изменения как имеющие адаптивную функцию. Отметим основные подходы нашего исследования.

В комплексном подходе традиционно-обрядовая культура локальных этнических групп астраханских татар рассматривается как целостная система, в совокупности всех ее проявлений. Значительное внимание уделяется не только материалам, раскрывающим содержание обычаев и обрядов, но и истории культуры, этнографии, географии, демографии, понятийного аппарата, мировоззренческим представлениям, фольклорным текстам.

Обращение к методологии этнолингвистических исследований обусловлено самим предметом диссертации, интерпретация которого в рамках культурологической проблематики невозможна без анализа языкового материала. Только в этом случае достигается определенная целостность в изучении традиционно-обрядовой культуры. Использование в работе значительного числа лингвистического материала обусловлено тем, что терминология обрядов жизненного цикла является выражением культурной семантики того или иного обычая или ритуала.

В контекстуальном подходе обряды, обычаи и ритуалы исследуются как составной компонент традиционной культуры, что диктует необходимость обращения к мировоззренческой составляющей народа, к хозяйственным, семейным и бытовым традициям. Такой подход позволяет прояснить семантику анализируемых явлений в контексте народной культуры. Представления о времени, структура, содержание и семантика семейно-обрядовых циклов соотносятся с основными представлениями о том или ином сезоне или периоде года. Рассматривать обрядовую наполняемость каждого действия целесообразно только в контексте обрядности всего периода.

В рамках сравнительного подхода в исследовании предпринят анализ одного из региональных вариантов обрядовой жизни, представляющей составную часть татарской традиционной культуры. В локальных вариантах выявляется универсальный комплекс мировоззренческих представлений, культурных форм и его варианты. Региональный и локальные комплексы традиционной культуры юртовских татар Астраханской области соотносятся с особенностями этнокультурного ландшафта региона. Сравнительный анализ позволяет выявить: механизмы трансляции этнокультурных традиций, степень сохранения универсальных и проявления специфических черт этнической культуры, степень подвижности и вариативности инноваций. В конечном итоге этот подход позволяет оценить адаптационный потенциал этноса в условиях формирования и функционирования регионального культурного комплекса.

Широкое применение в работе нашел выявляющий наиболее характерные черты традиционной культуры у юртовских татар структурно-типологический подход, предложенный Б. Малиновским, В.Я. Проппом.

Избранная методологическая стратегия позволяет рассматривать обряды жизненного цикла юртовских татар в контексте традиционной картины мира, а также реконструировать некоторые архаичные пласты верований, которые сохранились в более поздних культурно-обрядовых формах во взаимосвязи с другими комплексами. В целом данное исследование построено на использовании общенаучных методов анализа, синтеза, аналогии, систематизации и классификации, а также на принципах историзма, объективности, конкретности, интеграции различных видов источникового материала.

В то же время, предмет исследования, его цели и задачи обусловили использование специальных методов. Для сбора эмпирического материала применялись приемы полевого этнографического исследования. Основными для культурологической систематизации, анализа и интерпретации материалов служат сравнительно-типологический и сравнительно-исторический методы этнографического и культурантропологического исследования. Метод типологического анализа позволил обобщить обширный и разнообразный эмпирический материал, выделить основные типологические элементы в структуре каждого обрядового цикла (как на синхронном, так и на диахронном уровнях), выявить универсальные и уникальные варианты форм обрядности, общие и локальные ее проявления. Частным методом в рамках сравнительно-типологического подхода следует назвать метод выявления ареалов распространения основных обрядовых форм и народной терминологии.

Сравнительно-исторический метод необходим был для анализа явления в его развитии, во взаимосвязи с другими составляющими традиционной культуры, в контексте формирования этнокультурного ландшафта региона, во взаимосвязи с этническими культурами татар Среднего Поволжья и Приуралья и тюркских народов, при учете социальных и конфессиональных особенностей отдельных территорий и групп татарского населения края. Использование современной методологии и методик в изучении регионального варианта традиционной культуры юртовских татар является гарантией в достижении цели исследования. Этнографические и архивные материалы подвергались верификации статистическими данными, что позволило точнее отразить особенности изучаемой культуры. Основным при сборе информации был метод интервью. Методом непосредственного наблюдения фиксировались бытующие в настоящее время праздничные и обрядовые комплексы. Проводилась также видео- и фотофиксация обрядов, предметов материальной культуры, задействованных в ходе подготовки и проведения различных ритуальных действий.

Достоверность полученных в ходе полевых исследований материалов была обеспечена их массовостью, повторяемостью, множественностью вариантов, отражающих осмысление явления разными носителями традиции, взаимодополняемостью и взаимопроверяемостью полевых материалов другими видами источников. Собранный полевой материал позволяет в полной мере в рамках методологии культурологического исследования провести реконструкцию семейной обрядности как в целом на территории Астраханской области, так и в отдельных локальных сообществах, выявить ареалы распространения того или иного явления. Значимость именно полевых источников определяется тем, что все другие источники, даже в совокупности, не позволяют составить целостного представления о традиционной культуре татарского населения региона. В то же время, полевые материалы, собранные в конце ХХ – начале ХХI в., когда традиционная культура переживала период угасания, обусловили необходимость использования для реконструкций источники более раннего периода.

Степень научной разработанности темы.

Традиционная культура имеет богатую междисциплинарную историографическую и культурантропологическую традицию. Анализ опубликованных источников дает представление об исследованиях по данной проблеме в отечественной и зарубежной гуманитарной науке, что позволило достаточно детально восстановить глубокие корни такой специфической сферы жизни общества, как традиционно-обрядовая культура. Изучением традиционной культуры ученые занимаются не одно десятилетие, на разных уровнях и в различных аспектах. Важными для понимания традиционной культуры являются работы социолога Э. Шилза, раскрывшего сущность традиции как преемственности представлений и веры в легитимность авторитета, принимаемого в качестве передатчика. Ученый указал на недостаток в объяснении традиции как повторяемости структур поведения и характера верований в течение длительного времени, а традиционного общества – как «прецедентного» и подверженного медленным переменам. В основу работы положена мысль, что традиционная культура – это, прежде всего, наше отношение к прошлому, а не просто исторический артефакт.

Целый ряд работ имели для настоящей диссертации общетеоретическое и методологическое значение (М. С. Каган, В. М. Межуев, А. Я. Флиер). Сложность анализа научной литературы по проблеме традиционной культуры связана с тем, что сама теория традиционной культуры к моменту своего возникновения имела длительную предысторию, поскольку опиралась на методологические принципы эволюционного подхода к объяснению социокультурной динамики, представленные в концепциях Г. Спенсера, Э. Тейлора, Л. Г. Моргана, Г. Гегеля, О. Конта, К. Маркса и Ф. Энгельса. Однако уже в начале XX века ситуация кризиса культуры поставила под сомнение постулаты линейного прогрессизма и детерминизма в истолковании культуры. В трудах Н. Я. Данилевского, К. Леонтьева, П. А. Сорокина, О. Шпенглера утверждаются идеи множественности и уникальности культур, цикличности их развития, слабой проницаемости культуры для влияний извне.

Рассмотрение этнических культур до самого последнего времени велось в рамках этнологических исследований, в большинстве которых делался акцент на этнопсихологических феноменах, а также на артефактах материальной культуры. Большинству этнографических исследований присущ описательный характер. Этническая культура рассматривается как замкнутая система, а ее специфические черты – как статичные характеристики, не зависящие от конкретно-исторических условий существования и развития этносов. Исключения в данном случае составляют немногочисленные исследования в области исторической этнологии и этнической культурологии, в которых получают осмысление проблемы динамики этнических культур, роли традиции как механизма, обеспечивающего устойчивость и обновление культуры, а также выявляется связь этноспецифического и универсального в жизни народов (В. В. Карлов, Р. Г. Кузеев, С. В. Лурье, Э. С. Маркарян).

Э. С. Маркарян рассмотрел традиционные культуры как выраженный в социально-организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временных трансмиссий актуализируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах. Традиция у Э. С. Маркаряна характеризуется как механизм социальной стереотипизации опыта. В. М. Каиров раскрыл традиционную культуру как коллективную память, результат передачи устойчивых обычаев, порядков, правил поведения, жизненного опыта поколений. С. С. Аверинцев определил суть традиционного типа рациональности, впервые предложив пользоваться оппозицией дорефлективность – рефлективность по отношению к традиционным культурам.

Другой отечественный исследователь традиционной культуры К. В. Чистов продемонстрировал, что традиционная культура выступает как способом трансмиссии, так и системой стереотипов, символов, представлений. Любое общество внешне является традиционным в силу наличия механизма трансмиссии культуры. Различия заключаются в особом содержании традиций. Если в обществе закладываются стереотипы ускоренного темпа развития, это приводит к понижению роли старшего поколения, семьи в трансляции содержания культуры.

Внимание к традиционной культуре стало возрастать в связи с процессами модернизации в обществе. Ш. Эйзенштадт выступил критиком понимания традиции как «обычая», «бесконечного повторения» и проводил различия между ценностно-смысловыми (символическими) и институциональными сферами взаимодействия традиции. Он не соглашался с тем, что постоянное развитие и модернизация в различных институциональных сферах зависят от разрушения всех традиционных элементов. Успешная модернизация, напротив, может быть проведена при опоре на элементы традиционной регуляции (семья, община, институт). Ш. Эйзенштадт также утверждал, что традиция свойственна всякой социальной организации в целом.

Теоретические подходы, разрабатываемые указанными авторами, представляют наибольшую эвристическую ценность, с точки зрения реализации задач данного исследования – анализа особенностей культурной самоорганизации народов Нижнего Поволжья в условиях модернизационных преобразований.

Своеобразным этапом в изучении истории татар стало появление коллективной монографии «Татары» из серии «Народы и культуры» и первые тома «Истории татар». Эти труды, по сути дела, имели немаловажное значение для нашего диссертационного исследования. В них собраны и описаны некоторые культурологические материалы, в том числе и об астраханских татарах: антропологический тип, этническая история, культурно-хозяйственный тип, особенности традиционной культуры, лингвистические данные, традиционные обряды. Среди фундаментальных исследований советского периода необходимо назвать также коллективный труд «Татары Среднего Поволжья и Приуралья». В условиях советской цензуры и замалчивания подлинных фактов новейшей истории татарского народа дооктябрьского периода книга представила читателю достаточно объективную картину национальной жизни рубежа XIX-XX веков. Она также богата статистическими данными и компаративным анализом развития различных народов Российской империи. В последние годы появился ряд исследований, которые внесли значительный вклад в теоретическое осмысление истории татар. Значительным шагом в изучении современного состояния татарской нации можно считать выход сборника «Татарская нация в ХХI веке».

В статьях Д. М. Исхакова, Р. М. Мухаметшина, Ю. Шамиль-оглы, И. Л.Измайлова и других рассматриваются различные аспекты национальной истории, ее соотношения с общероссийской историей. Отдельные статьи сборника посвящены рассмотрению проблем национальной идентичности современных татар, в том числе различным аспектам жизни татарских общин регионов России. В качестве сравнительного материала для нашего диссертационного исследования послужили работы С.М. Абрамзона, Е.П. Бусыгина, В.П. Иванова, Н.И. Кирея, Н.А. Кислякова, Н.П. Лобачева, Е.В. Попова, Г.П. Снесарева, посвященные традиционной обрядовой культуре других мусульманских и тюркоязычных народов. Историография различных субэтнических групп татар также достаточно богата. В настоящее время выходит немало работ по истории и современности астраханских татар (Р. Ш. Арсланов, И. К. Калмыков, Р. Х. Керейтов, Р. А. Сикалиев и др.).

Первые этнографические заметки о юртовских татарах были сделаны в конце XVIII в. известными путешественниками И. Г. Георги (1779) и И. И. Лепехиным (1795). Работы исследователей этого времени посвящены отдельным сторонам семейной обрядности рассматриваемой локальной группы, в частности свадьбе и похоронам. В тот же период появляются заметки С. Г. Гмелина о свадебном ритуале юртовских татар, о немаловажной роли свахи, об обычае избегания, который был характерен не только для женщин, но и для мужчин. Во второй половине XIX в. специальные этнографические исследования стали проводиться Русским географическим обществом (основано в 1845), Обществом археологии, истории и этнографии при Казанском университете (1878). В научных трудах этих обществ было опубликовано немало сведений по материальной и духовной культуре не только юртовских татар, но и других локальных группах астраханских татар, их расселению, семейному быту и другим сторонам жизни. В середине XIX века этногенез, быт и культуру юртовских татар изучал известный исследователь П. И. Небольсин (1852). Его особый интерес был сосредоточен на калыме (свадебном выкупе невесты). В 1894 году В. А. Мошковым были зафиксированы и подробно описаны некоторые элементы похоронно-поминального обряда, в частности ритуал выкапывания могилы, проведение поминок на двадцатый и сотый дни после смерти.

Из этнографических исследований начала XX века выделяется работа С. К. Круковской (1904), содержащая сведения о таких обычаях, как левират, сорорат и полигиния, а также очерк В. В. Дремкова (1913), в котором описана свадьба городских татар Астрахани. Материалы о составе погребальной одежды юртовских татар, о ее использовании можно найти в брошюре «Астрахань в кармане» (1925). Данные о свадебном ритуале подверглись некоторым дополнениям уже в XX веке, благодаря работе местного историка-краеведа Р. У. Джуманова. Будучи представителем карагашей, исследователь указывает на имеющиеся различия свадебного ритуала карагашей и мишарей. Начиная с 1930 года в связи с усилением культа личности И. В. Сталина и с массовыми репрессиями многих ученых-исследователей, вплоть до конца 80-х годов XX века, сведения о семейных обрядах юртовских татар отсутствуют. Период с 1945–1945 гг. также затормозил работу и развитие исследований традиционно-обрядовой культуры юртовских татар.

Существенный вклад в изучение основных локальных групп астраханских татар внесла комплексная экспедиция, проведенная в конце 80-х годов прошлого века казанским Институтом языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова (Казанский филиал Академии наук СССР). Результатом поездки стал выход в 1992 году книги «Астраханские татары», в которой освещены отдельные вопросы происхождения, расселения и семейно-родственных отношений локальных групп астраханских татар, основанные на экспедиционных материалах. Статья Д. М. Исхакова была посвящена этногенезу основных локальных групп астраханских татар. В статье Р. К. Уразмановой описываются забытые на сегодняшний день ритуалы похоронно-поминального цикла: гур садака, раздача или повязывание на руку ребенка саванных ленточек.

В работе Ф. Л. Шарифуллиной «Традиционная свадебная обрядность астраханских татар» кратко описаны традиционный свадебный обряд локальных групп астраханских татар, межнациональные браки, среднестатистический возраст брачующихся, религиозное бракосочетание никах, особая роль сватов в положительном исходе сватовства, а также отмечены локальные особенности обряда. Ф. С. Баязитова рассматривает этапы свадебного обряда в этнолингвистическом аспекте. Статья Н. А. Халикова посвящена традициям и инновациям в хозяйственной культуре астраханских татар. Ю. Г. Мухаметшин дает описание поселений, усадеб и построек локальных групп астраханских татар. По архивным материалам Астраханского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Ф. Ш. Сафиной изучались ткачество и ткани исследуемой нами локальной группы. Л. Ш. Арсланов посвятил свою статью диалектам языка татар Астраханской области. Изучением этногенеза юртовских татар и их свадебной обрядностью в настоящее время занимается астраханская исследовательница А. Р. Усманова. Ее статья «Свадьба юртовских татар» богата музыкально-фольклорным материалом, в работе использован нотный текст и тексты причитаний невесты. Обряд причитания юртовцев-ногайцев «кыз елатма» упоминает и казанский ученый-этнограф Р. Г. Мухамедова в своем историко-этнографическом исследовании «Татары-мишари». На основании результатов социологических исследований В. М. Викторин и Д. М. Исхаков в своих работах определяют отношение различных групп татар Астраханской области к межнациональным бракам.

Анализ историографии дает основание говорить о недостаточном освещении многих вопросов, касающихся традиционно-обрядовой культуры локальных групп астраханских татар. Родильная и похоронно-поминальная обрядность не изучалась вовсе. Обозначенный круг проблем до сих пор не был предметом диссертационного исследования в историко-культурологическом аспекте.

Научная новизна исследования. Данная работа – первая попытка в рамках исследований отечественной культурологии комплексного изучения традиционной обрядовости локальных этнических групп современной России (на примере юртовских татар), в результате которой в научный оборот впервые вводится большое количество новых материалов с широким использованием национальной терминологии. В диссертационной работе дается комплексный анализ общепринятых как в зарубежной, так и в отечественной культурологической науке подходов к понятию «традиция» и его определению. Уточнены существенные характеристики традиции и место понятий «традиция», «культура», «этнос», «обычай», «ритуал», «локально-этнические группы» в терминологической системе и категориальном аппарате культурологии, этнологии, философии. В работе выдвигаются новые подходы к анализу структуры традиционно-обрядовой культуры, выявляется специфика региональной традиции, особенности функционирования семейной обрядности в разных региональных, локальных, социальных группах астраханских татар. Путем сравнения исходных и переселенческих традиций выявляются особенности и анализируются механизмы адаптации традиционно-обрядовой культуры, степень ее сохранения и эволюции. В диссертации впервые применен комплексный подход для исследования проблем обрядов жизненного цикла с привлечением культурно-исторических, лингвокультурологических, этнографических и фольклорных источников.

Положения, выносимые на защиту.

Проведенное в работе исследование традиционно-обрядовой культуры локальных этнических групп в современной России (на примере юртовских татар) позволило получить выводы, которые в качестве основных диссертационных положений выносятся на защиту:

– астраханские татары, как этнотерриториальная группа, опираются на те элементы культуры, которые способствуют их самосохранению, этнической идентичности и самовыражению. На фоне территориальной разъединенности, при отсутствии или слабой выраженности политических, социально-культурных связей, в результате специфического расселения в иноэтническом окружении именно традиционно-обрядовая культура выполняет значимую социально-консолидирующую роль;

– доминирование традиционно-обрядовой культуры локальных этнических групп в современной России (на примере юртовских татар) во многом определено социокультурной ситуацией этнической дисперсности. Обрядовая культура юртовских татар Астраханского региона является интегрирующим фактором, вокруг и благодаря которому сохраняются традиции, обряды, ритуалы, поведенческие нормы;

– локализация астраханско-юртовской культурной традиции имеет внешние и внутренние основания, связанные с наследуемыми обрядовыми традициями;

– в юртовской традиционно-обрядовой культуре сложилась особая конфигурация элементов, определивших ее отличительные черты, позволивших сохранить и не утратить самобытность и, вместе с тем, адаптироваться к новым условиям жизни, наладить культурный диалог с окружающими иноэтническими группами. В их числе следует назвать такие, как: развитые формы обрядовой культуры с достаточно высоким уровнем ритуализации; сохранение доисламских представлений о жизни и смерти при сильном влиянии ислама; устная традиция родного языка; доминирование экономической и бытовой укладности аграрной цивилизации;

– анализ основных теоретических подходов к социокультурной природе традиции показал необходимость четкого терминологического определения таких, отмеченных существенным разногласием понятий, как: «обряд», «обычай», «ритуал», «этнос», «традиционно-обрядовая культура». В контексте диссертационного исследования предлагается под обрядом понимать сложившийся комплекс культурных действий, содержащих метафизический смысл. Термин «обычай» трактуется нами как привычный, повторяемый культурный стереотип социального поведения. Его несовпадение с ритуалом заключается в том, что ритуал ориентирован, как правило, на сакральную сферу жизни (что именно характерно для традиционной культуры), в то время как обычай может выступать и в профанной сфере. В свою очередь, в отличие от понятия «культура», одним из фундаментальных значений которого выступает возделывание и воспитание в качестве универсальной культурной технологии, понятие «традиционно-обрядовая культура» рассматривается нами как такой способ бытия общества, в котором трансляция ценностно-смысловых структур преобладает над передачей культурных технологий. Внешними признаками традиционной культуры являются опора на сакральные тексты и жесткая социальная стратификация. При этом понятие «традиционная культура» включает в себя такую дефиницию, как «локально-этническая культура»;

– обряды семейного цикла всегда выполняют коммуникативную функцию. В культурно-обрядовой коммуникации юртовских татар прослеживаются этноспецифические особенности их речевого поведения, а также влияние иноэтнического окружения;

– в целом культурно-мировоззренческие представления юртовских татар не отличаются от других локальных групп астраханских татар и татар Среднего Поволжья и Приуралья.

Научно-практическая значимость работы определяется тем, что в исследовании решена культурологическая проблема анализа традиционно-обрядовой культуры локальных этнических групп в современной России (на примере юртовских татар). Основные положения, теоретические обобщения, выводы и методологические подходы диссертации могут быть использованы при разработке отдельных вопросов культурной истории и этнографии астраханских татар, также при анализе широкого круга явлений традиционной культуры, для решения ряда конкретных этнографических и общих культурологических проблем.

Научная значимость исследования заключается в осмыслении основных закономерностей развития традиционной культуры этноса в целом, а также ее региональных и локальных вариантов. Материалы и выводы исследования могут быть использованы для анализа традиционной культуры татар Нижнего, Среднего Поволжья и Приуралья, тюркоязычных и мусульманских народов, а также для изучения традиционной обрядности других народов.

Кроме того, материалы и выводы, представленные в диссертации, могут найти применение при подготовке лекционных курсов и учебников по истории культуры, этнографии и фольклористике. Помимо этого, данные, полученные в процессе работы над диссертационным исследованием, принесут несомненную пользу в практической работе учреждений образования и культуры. В связи с возросшим интересом народа к своей истории и культуре материалы диссертации могут быть использованы работниками образования и культуры, как в целях патриотического воспитания подрастающего поколения, так и при разрешении межэтнических конфликтов.

Собранные материалы и полученные результаты предполагают их дальнейшее использование в общих и специальных вузовских курсах по культурологии, социологии, этнологии народов Нижнего и Среднего Поволжья и Приуралья. Эмпирический материал, основные положения и выводы могут помочь специалистам в разработке научно-методических пособий по изучению традиционной культуры, истории культуры Астраханского края, а также в лекционных курсах, касающихся обрядовой стороны астраханских татар. Выводы диссертации могут учитываться и процессе формирования культурной политики Российской Федерации на региональном уровне с учетом задачи регионального развития.

Вместе с тем, полученные в диссертационном исследовании данные имеют определенную ценность в качестве сравнительного материала при анализе историко-этнографических и культурных аспектов развития и современных модификаций обрядов семейного цикла у тюркоязычных и мусульманских народов, проживающих в полиэтническом регионе. Научная значимость определяется также тем, что в исследовании решена проблема реконструкции традиционной культуры локальной группы астраханских татар – юртовских, на примере которых происходит осмысление основных закономерностей развития традиционной культуры этноса в целом, а также ее региональных и локальных вариантов.

Апробация исследования.

Материалы диссертационного исследования обсуждались на кафедре гуманитарных дисциплин Московской финансово-юридической академии (Протокол заседания № 7 от 29 апреля 2009 г.).

Основные положения и результаты исследования были представлены и обсуждались на международных и всероссийских научных конференциях в Астрахани (2008, 2009), Краснодаре (2007–2009), Москве (2001, 2007, 2008, 2009), Санкт-Петербурге (2001), Нальчике (2001), Туапсе (2003). Основные положения диссертации опубликованы в монографии, ведущих рецензируемых российских научных изданиях, материалах международных, всероссийских и региональных конференций. Данные настоящей работы были апробированы на курсах повышения квалификации и в методических разработках Института усовершенствования учителей г. Астрахани. Авторские материалы использовались в ходе экспериментальной работы по освоению опыта народной культуры в высших и средних образовательных учреждениях г. Астрахани и г. Москвы.

Объем и структура диссертационного исследования. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, включающим в себя 500 наименований. В приложении помещены: списки основных информантов, глоссарии по детской, свадебной и похоронно-поминальной обрядности, свадебные песни юртовских татар, фотографические материалы. Общий объем 330 страниц машинописного текста в компьютерной верстке.

Похожие диссертации на Традиционно-обрядовая культура локальных этнических групп в современной России : на примере юртовских татар