Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этносимволические формы мордовской культуры : генезис и эволюция Рябов Николай Владимирович

Этносимволические формы мордовской культуры : генезис и эволюция
<
Этносимволические формы мордовской культуры : генезис и эволюция Этносимволические формы мордовской культуры : генезис и эволюция Этносимволические формы мордовской культуры : генезис и эволюция Этносимволические формы мордовской культуры : генезис и эволюция Этносимволические формы мордовской культуры : генезис и эволюция
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рябов Николай Владимирович. Этносимволические формы мордовской культуры : генезис и эволюция : диссертация ... кандидата исторических наук : 24.00.01.- Саранск, 2007.- 212 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-7/795

Введение к работе

Актуальность исследования. В современном обществе, характеризующемся в целом глобализацией, постепенно происходит осознание важности и значимости, оригинальности и неповторимости каждого народа, каждой культуры, внесшей вклад в сокровищницу мировой цивилизации. Важно знать ценность такого вклада, постигать и сохранять его для последующих поколений. В связи с этим наметилась устойчивая тенденция к изучению явлений этнической культуры, в нашем случае - культуры мордовского народа, в частности, сложившийся в глубинах древней истории феномен символических форм

Традиционная мордовская символика представляет собой разветвленную систему с выраженным национальным колоритом Она наиболее полно и наглядно отражает основные парадигмы национального мышления в абстрактных концептах, материализовавшихся в предметно-пространственном окружении человека Поэтому мы с полным правом можем оперировать понятием «этносимволика», вбирающим в себя весь комплекс символических форм, присущих мордовскому этносу Как историко-культурный и этнографический феномен этносимволика воплощает существенный пласт этнического наследия, который отражает древнее мировоззрение народа, его способность к абстрагированию Это своеобразный ключ к разгадке и пониманию многих явлений духовной жизни. В ней воплотились синкретическое восприятие окружающего мира, отголоски суеверий и языческой обрядности, культовые мотивы, способы кодирования и передачи информации в условных понятиях и знаках Глубокий интерес этнографов, культурологов к этносимволике как важному элементу народной культуры обусловлен именно тем, что в ней отчетливо проявились сложность и специфика изобразительных образов, их лаконизм, смысловая насыщенность и эстетическая завершенность, стремление воссоздать и систематизировать представления о мире в соответствии с

национальными способами и приемами кодирования информации при помощи знаков Мордовская символика - один из хорошо сохранившихся комплексов, обнаруживающих много общего с символикой финно-угорских народов Вместе с тем контактное проживание мордовского народа в Поволжье с чувашами, татарами, башкирами, русскими наложило свой отпечаток на мордовскую символическую систему, в результате чего она стала еще ярче и богаче Символика как система кодификационных обозначений представляет собой единый цикл, вобравший сакрально-магическую, функциональную сторону, символику обрядов, слова, декора одежды и др , архаическую семантику древнего языческого мировосприятия и синкретического мышления, которые объясняют многие явления духовной культуры мордовского народа. Несмотря на важность, проблема генезиса и эволюции этносимволических форм мордовской культуры до настоящего времени практически не изучена, что обусловило актуальность и выбор темы нашего исследования

Хронологические рамки исследования охватывают XVIII-XX вв - период оформления архивных и печатных материалов, образцов изобразительного искусства, содержащих информацию по изучаемой теме С целью углубленного и всестороннего постижения своеобразия этносимволики мордовского народа мы обращались к мифологии и образцам устного народного поэтического творчества, зафиксированным в основном в указанных хронологических рамках и заключающим в себе сведения о наиболее древних мировоззренческих основах знаково-символических форм.

Территориальные рамки исследования ограничиваются мордовским краем, под которым понимается этническая территория мордвы, а также территория народов Поволжья

Объект исследования - мордовская символика как историко-культурное и этнографическое явление в совокупности вариантов ее бытования

Предмет исследования составляют знаково-символические формы мордовского народа, получившие распространение в материальной культуре, декоративно-прикладном искусстве, в знаках обозначения собственности и рода

Степень изученности проблемы. В истории изучения символических форм в культуре мордвы можно выделить несколько этапов1 первый - фиксация знаков-символов, второй - фиксация с элементами анализа; третий - выявление семантики символов, их культурно-философское осмысление

К первому этапу изучения можно отнести материалы В. Майнова (в его книгу «Очерки юридического быта мордвы»1 вошло около 150 «сёрм»), собранные им в ходе этнографических экспедиций в последней четверти XIX - начале XX вв. Автором отмечено широкое бытование народных мет и знаков, символизировавших объекты природы и бытовые предметы.

Среди работ, авторы которых в той или иной мере обращались к декору одежды, вышивке, орнаментике, знаковой системе, следует назвать историко-этнографический очерк И.Н. Смирнова «Мордва»2. Научно достоверное описание орнаментальных мотивов содержится в книге «Одежда и орнамент мордвы» финского профессора А. Хейкеля3

Ряд символов, служивших для обозначения предметов собственности, земли, а также религиозных клейм (символов), которые наносились мордвою д. Чукалы Сергачского уезда Нижегородской губернии на священное дерево в ходе молений и жертвоприношений, приводит в издании начала XX в «Знамена мордвы XVI — XVII вв » Н Н Харузин. В книгу вошло более сотни родовых клейм и семидесяти

1 Майнов, В Н Очерк юридического быта мордвы записки Имп Русского географического
общества по Отделению этнографии / В Н Майнов -СПб, 1885 -Т XIV -Вып I

2 Смирнов, И Н Мордва Историко-этнографическийочерк/И Н Смирнов -Казань, 1895

3 Heikel, A. Mordvalaisten Pukujaja kuoseja Trachter und muster der Mordvinen / A Heikel -
Helsingissa Suomalaisten kirjallsuuden seuran kirjapainon osokevhtio, 1899

символов, среди которых встречаются достаточно оригинальные, такие как «шайтянова роща»4.

Ко второму этапу изучения знаково-символических форм можно причислить работы Н.И Спрыгиной5, Н.И Гаген-Торн6, В Н. Белицер7, Т.А. Крюковой8, в которых наряду с фиксацией знаково-символических форм имеют место элементы анализа Целесообразно, на наш взгляд, особо отметить деятельность ПД. Степанова, который по результатам экспедиций 1920-30-е гг опубликовал статью о способах фиксации земельной собственности с помощью семейных знаков-символов9. Ученым выделены различные виды символов- меты на могильных крестах, на деревьях, на ушах домашних животных Всего им было собрано около 500 мет Кроме того, Степановым установлена возможность определения с помощью мет состава населения деревень, принадлежность крестьян к тому или иному роду, основные векторы миграций, субэтническую принадлежность мордвы (эрзянские и мокшанские меты) В силу того, что научная мысль того времени не поднималась до культурологического и философского осмысления подобных явлений, данные образцы не рассматривались ученым как символические формы

Отдельные знаки зафиксированы в работах В Н Мартьянова, посвященных резьбе по дереву и вышивке, однако, они не получили научной трактовки Например, в книге «Памятники прикладного искусства» указывается лишь место бытования предмета, на котором изображается знак10, в «Мордовской народной

4 Харуэян, Н Н. Знамена мордвы / Н Н Харузин//Известия Имп общества -М, 1900-С 66-
75

5 Спрыгина, Н.И. Одежда мордвы-мокши /НИ Спрыгина - Пенза, 1928

6 Гаген-Торн, НИ Женская одежда народов Поволжья / Н И Гаген-Торн -Чебоксары, 1960
'Белицер, В.Н. Очерки по этнографии/В Н Белицер -М.1958 -Т XIV

* Крюкова, Т.А Мордовское народное изобразительное искусство /ТА Крюкова - Саранск, 1968

Степанов, П.Д. Некоторые вопросы этнографии мордвы / П Д Степанов // Исследования по истории, этнографии и археологии Мордовской АССР труды МНИИЯЛИЭ Вып 30 - Саранск, 1966 -С 130-195 10 Мартьянов, В.Н Памятники прикладного искусства / В Н Мартьянов -Саранск, 1971

вышивке» анализируются отдельные орнаментальные мотивы, семантический же смысл орнаментальной символики" не выявляется

Подобный подход характерен и для работ Т.П Прокиной и М И Суриной'2.

Третий этап в истории изучения знаково-символических форм, имеющих место в культуре мордвы, ознаменовался не только фиксацией новых образцов, но и глубоким всесторонним их анализом и осмыстением. В 2000 — 2005 гг появляются статьи и монографии фольклориста и этнографа В.И Рогачева, посвященные исследованию семейных знаков, в которых ученый представляет их генезис, функциональное предназначение, формы и время бытования13. Главной задачей исследования становится выявление хозяйственно-бытовых функций знаков Кроме того, раскрывается семантика знаков декоративно-прикладного искусства, в определенной мере анализируются символы орнамента, декора, рассматривается растительный ромбический орнамент, финно-угорские розетки, крест и т.д и. Узкий спектр символов декора стал предметом осмысления в совместном труде А С. Лузгина и В И Рогачева, вышедшем в свет в 2005 году15. В названных работах отражены исследования знаково-символических форм в области материальной культуры, декоративно-прикладного творчества и знаков собственности.

Изучение символических форм мордовской культуры шло и в других направлениях Исследуя различные жанры устного поэтического творчества мордвы, авторы отдельных монографических работ отмечали использование в народных произведениях богатой символики. Особенно это характерно для

" Мартьянов, В Н Мордовская народная вышивка/В Н Мартьянов -Саранск, 1991

12 Прокнна, ТП. Мордовский народный костюм альбом / ТП Прокина, МИ Сурина -
Саранск, 1990

13 Рогачев, В.И Семейные знаки народов Поволжья (на примере знаков собственности эрзи и
мокши) /ВИ Рогачев - Саранск, 2003

14 Рогачев, В И Семантика знаков декоративно-прикладного искусства (на примере орнамента
эрзи и мокши) учеб пособие /ВИ Рогачев, Мордов гос пед ин-т - Саранск, 2005

15 Лузгии, А С Осмысление традиций орнаментальных мотивов мордвы учеб пособие /АС
Лузгин, В И Рогачев - Саранск Мордов кн изд-во, 2005

образцов свадебной и похоронной поэзии (К.Т. Самородов) , эпической поэзии (А И Маскаев17, А.М Шаронов18), народной лирической песни (А Д. Шуляев). Так, АД Шуляев" выявил характерные особенности и жанровую специфику календарных, обрядовых, эпических песен, где обнаруживается глубинная взаимосвязь с мифом, с ритуалом и магией В книге ярко представлен образно-символический мир мордовской лирической песни. Соотношение мифа и символа в мордовской мифологической системе, их неразрывная связь прослежены НГ Юрченковой20 Мифологическая символика определяется автором в процессе анализа образов и сюжетов мордовской мифологии

Характеризуя историю изучения мордовских символических форм в целом, следует отметить относительно слабую разработанность темы, которая выражается в отсутствии системного подхода и фундаментальных исследований по обозначенной проблеме и в неполном охвате различных форм этносимволики

Источниковая база. В исследовании использован комплекс разноплановых
источников В их числе документы, хранящиеся в рукописном фонде
Государственного учреждения «Научно-исследовательский институт

гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия» (РФ НИИ ГН) материалы писцов Д Пушечникова и А Костяева (И-137), полевые материалы П.Д. Степанова (И-28), В Н Мартьянова (И-763, И-100) В них обнаружена фиксация знаков для записи хозяйственного положения крестьян, знаков собственности на предметах домашнего хозяйства, знаков земельной собственности, знаков на ритуальных предметах, «бортных» знамен, орнаментальных знаков вышивки и резьбы по дереву

16 Самородов, К Т. Мордовская обрядовая поэзия / К Т Самородов - Саранск, 1980

" Маскаев, А.И. Мордовская народная эпическая песня / А И Маскаев - Саранск, 1964

" Шаронов, А М. Мордовский героический эпос /AM Шаронов - Саранск, 2001

" Шуляев, А Д. Жизнь и песня /АД Шуляев - Саранск, 1986

20 Юрченкова, Н.Г. Мифология в культурном сознании мордовского этноса / Н Г Юрченкова

- Саранск, 2002

Значимым среди источников выступает этнографический материал участников научных экспедиций, организованных Российской академией наук в XVIII веке с целью сбора сведений об истории и современном состоянии проживающих в России народов, а также издания различных исторических обществ, публикации о мордве в Пензенских епархиальных и губернских ведомостях. Наряду с этим в качестве источниковой базы использовались указанные выше работы В Н. Майнова, ВН Мартьянова, ПД Степанова, НН Харузина, в которых встречаются зарисовки знаков-символов.

Ценный этнографический материал мы почерпнули из музейных фондов Мордовского республиканского музея изобразительных искусств (пари с орнаментацией, донца с орнаментацией и знаками собственности, мокшанский и эрзянский костюм с орнаментацией), Мордовского республиканского объединенного краеведческого музея (мокшанский и эрзянский костюм с орнаментацией), Музей национальной культуры г. Лукоянова (пари с орнаментацией, бытовые предметы со знаками собственности, дворовые камни), Музей народной культуры п. Кемля (бытовые предметы - донца и вальки с орнаментацией), Музей этнографии г. Тарту (предметы быта финно-угорских народов с орнаментацией, предметы со знаками собственности).

Важное место в работе заняли полевые материалы автора, собранные в селах Республики Мордовия (с Турдаки, Подлесная Тавла, Напольная Тавла Кочкуровского района, с Андреевка, Чукалы Болынеигнатовского района) и Нижегородской области (с. Иванцево Лукояновского района), записи информаторов о традиции бытования различных знаков, о способах их нанесения на предметы, о традициях орнаментации одежды, предметно-вещевой комплекс, фотографии объектов с различными знаками, зарисовки знаков.

Методологическую основу исследования составили принципы историзма и научной объективности В работе использованы методы, проблемно-исторический, позволяющий раскрыть сущность явлений в процессе их развития,

интегративный, основанный на взаимодействии наук — истории, культурологии, философии, этнографии; комплексного анализа, способствующий выявлению главных закономерностей; герменевтический, содействующий научной интерпретации знаков-символов, абстрактно-логический, обусловивший возможность обобщения, интеграции выводов по отдельным разделам в единое целое.

Терминология. В контексте диссертационного исследования требует истолкования термин «этносимволика» В нашем представлении этносимволика — это культурный феномен, отражающий с помощью определенных кодов мировоззрение, религиозно-культовую практику и этико-эстетические ценности этноса на различных этапах его историко-культурного развития

Цель исследования заключается в изучении генезиса и эволюции символических форм этнокультуры, установлении своеобразия, семантики и функций символов в материально-предметной и орнаментально-знаковой культуре мордовского народа.

Цель обусловила решение следующих задач:

выявить историко-бытовые основы формирования символических форм в культуре мордвы;

рассмотреть историко-культурную значимость символа как универсальной формы человеческого творчества,

проанализировать влияние межкультурных коммуникаций на формирование и развитие символических форм в культуре мордовского этноса;

установить семантические особенности знаково-символической природы крестьянского жилища и объектов хозяйственного комплекса на разных этапах исторического развития,

определить кодификационно-знаковую сущность бытовых и подарочных предметов;

раскрыть многообразие форм и семантику орнаментально-знаковой символики.

Научная новизна исследования заключается в раскрытии сущности и введении в научный оборот термина «этносимволика», в установлении генезиса и эволюции отдельных символических форм в культуре мордвы, их видового многообразия и особенностей бытования на различных исторических этапах развития этноса, рассмотрении этносимволики не только как определенной системы кодификационно-знаковых форм, но и как способа отражения действительности в художественно-графическом выражении, в попытке объяснения причин возникновения наиболее древнего пласта этносимволов

Теоретическая значимость диссертации определяется предпринятым впервые комплексным историко-культурным анализом генезиса и эволюции этносимволических форм в культуре мордовского этноса.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в обучении студентов теории и истории культуры (в том числе мордовской) на художественно-графических отделениях колледжей культуры, в педагогическом институте, на факультете национальной культуры МГУ им Н.П Огарева, при разработке спецкурсов, учебных пособий, методических рекомендаций для учителей, студентов.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Существенное влияние на формирование образов-знаков, символизирующих материальную и духовную культуру мордвы, оказали природные условия, среда обитания, бытовые реалии. Так, жизненно важная и сакральная значимость леса и воды породили образы-символы покровителей данных стихий, с появлением земледелия и скотоводства связано возникновение образов - покровителей поля, урожая, а также отдельных животных.

2 Символ вошел в этническую культуру как естественный компонент, выполняющий множество функций, позволяющий легко абстрагироваться от

явлений и предметов действительности, но вместе с тем совмещающий реальность с абстрактными мировоззренческими представлениями Этнические символы выступают чаще всего как маркеры, отличительные знаки, значительно облегчающие трансляцию космогонических, пространственно-временных представлений народа

  1. Символические формы представлений об окружающей действительности обусловлены совокупностью факторов, в числе которых значимым представляется процесс взаимного влияния, или диалог культур, обусловливающий эволюцию их структуры. На формирование мордовской символики значительное воздействие оказали культурные контакты с другими народами

  2. Своеобразие знаково-символической природы крестьянского жилища и других объектов хозяйственного комплекса базируется на синтезе финно-угорской и древнеславянской языческой культур, в котором отражена совокупность космогонических представлений и магической практики Символика резного узорочья дома и ворот представлена украшениями (солярные, водные и земные знаки в виде геометрических фигур - квадрата, розетки, ромба, треугольника, прямого креста, креста в круге, зигзагов, вертикальных и горизонтальных линий), выполняющими эстетическую и магическую функцию, оберегающую стабильность существования семейного быта.

5 Своеобразным символическим значением мордвой наделялись
подарочные и бытовые предметы, олицетворявшие собой труд (донца прялок,
бельевые вальки и рубели), семейное благополучие (пари), выражавшие
определенные чувства и намерения (узорная палка, платки, пояса, венки), в
определенной мере указывающие на наличие сверхъестественной силы (маски)

6 Знаковая сущность мордовской национальной орнаментики восходит к
родоплеменному и патриархальному жизненному укладу. Стиль исполнения
орнамента, в котором нашли отражение такие понятия, как мировое дерево,
поверхность земли, вода, огонь, а также зооморфные и антропоморфные образы,

знаки собственности, зависел в основном от канона и традиций. В семантике, графике рисунка, цветовой гамме орнаментальной мордовской вышивки запечатлены общие черты, присущие другим финно-угорским и русскому народам. Сложные по структуре символы орнамента отразились в вышивке и резьбе по дереву.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждены в отделе теории и истории культуры НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, апробированы в выступлениях на международной научно-практической конференции «Проблемы развития регионального социума» (Саранск, 2006), на республиканской научно-практической конференции «Этнокультурные процессы в Мордовии. История и современность» (Саранск, 2005), на «Огаревских чтениях» в МГУ имени Н.П. Огарева (Саранск, 2006), отражены в пяти статьях, опубликованных в научных журналах.

Структура работы Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложения

Похожие диссертации на Этносимволические формы мордовской культуры : генезис и эволюция