Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Классическая музыка как константа культуры и многоплановая реальность Царева Галина Вениаминовна

Классическая музыка как константа культуры и многоплановая реальность
<
Классическая музыка как константа культуры и многоплановая реальность Классическая музыка как константа культуры и многоплановая реальность Классическая музыка как константа культуры и многоплановая реальность Классическая музыка как константа культуры и многоплановая реальность Классическая музыка как константа культуры и многоплановая реальность Классическая музыка как константа культуры и многоплановая реальность Классическая музыка как константа культуры и многоплановая реальность Классическая музыка как константа культуры и многоплановая реальность Классическая музыка как константа культуры и многоплановая реальность Классическая музыка как константа культуры и многоплановая реальность Классическая музыка как константа культуры и многоплановая реальность Классическая музыка как константа культуры и многоплановая реальность
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Царева Галина Вениаминовна. Классическая музыка как константа культуры и многоплановая реальность : диссертация ... кандидата культурологических наук : 24.00.01 / Царева Галина Вениаминовна; [Место защиты: ГОУВПО "Мордовский государственный университет"].- Саранск, 2008.- 145 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Музыка в историко-культурном контексте 14

1.1. Музыка как смысловая культурологическая парадигма 15

1.2. Музыкальное мышление: методологические аспекты 41

ГЛАВА II. Аксиологическое пространство классической музыки 62

2.1. Сущность и критерии выявления специфики 62

2.2. Коммуникативно-смысловые образования 81

2.3. Классическая музыка в современном социуме

(региональный аспект) 103

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 123

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 126

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В период кризисного состояния музыкальной культуры, когда утрачиваются традиции, разрушаются идеологические устои и ценностные ориентации, усиливается интерес к проблеме духовного возрождения, что выражается в поиске универсальности свойств бытия классической музыки в современном социуме.

Классическая музыка как константа имеет широкий культурологический смысл - это «концепт, существующий постоянно или, по крайней мере, очень долгое время», «некий постоянный принцип культуры», который не только мыслится, но и переживается. Музыка как константа - «предмет эмоций, симпатий и антипатий, а иногда и столкновений, ...основная ячейка культуры в ментальном мире человека» [197; с. 43, 84].

В-историко-культурном процессе классическая музыка как константа рассматривается как доминирующая «культурная тема», определяющая возможность и условия бытия человека в мире. Формируемая в культуре и в то же время формирующая культуру, она не изменяется на протяжении всей социокультурной музыкальной системы, но перманентно изменяются ценностные ориентации современных людей в отношении к ней.

Необходимость анализа классической музыки как константы и социокультурного феномена вызвана противоречивыми тенденциями в современной музыкальной среде. С одной стороны, наблюдается широкое распространение массовой музыкальной культуры развлекательного характера, с другой - все больше усложняется язык профессиональной серьезной музыки, порой утрачивающей преемственные связи с культурно-историческими традициями музыкального процесса.

Классическая музыка как концепт, с точки зрения диссертанта, требует разъяснения по причине неоднозначного ее употребления. В широком смысле - это всё лучшее, что создало человечество; в узком - элитарные произведения, доступные избранному кругу потребителей, прошедшие

испытание временем и ставшие образцами для следующих поколений. В узком значении чаще употребляется понятие «музыкальная классика».

Приобщение к классической музыке является одним из факторов
гуманизации, необходимым условием формирования аксиологического
пространства в современном социуме, в системе образования, поскольку
классическая музыка имеет высоко нравственное и эстетическое содержание.
Актуализирует проблему исследования преодоление

методологического противоречия между накопленным в философской, психологической, музыковедческой и другой научной литературе огромным эмпирическим материалом по проблемам классического музыкального искусства и отсутствием целостного культурологического его обобщения.

Степень научной разработанности проблемы.

Музыка как явление культуры стала объектом специального научного изучения около двухсот лет тому назад, хотя исторический период эволюции музыкального искусства насчитывает много тысячелетий. Исследование музыкального искусства нашло отражение в трудах культурологов, философов, социологов, психологов, музыковедов, искусствоведов и» др. учёных, начиная с античности и до сегодняшнего дня. Таким образом, теоретическое осмысление проблемы сущности и феномена музыки, взятое в единстве важнейших аспектов социокультурного бытия, делает её предметом фундаментального комплекса научных дисциплин.

Философские размышления о музыке восходят к временам античной Греции: Аристотель, пифагорейцы, Платон. В теоретическом наследии представленных мыслителей отражены основные метафизические подходы к истолкованию музыки: как отражения (теория мимесиса Аристотеля), числа (Пифагор), «мира идей» (Платон).

Существенный вклад в исследование музыкального познания мира, характеристикой которого выступает музыкальное творчество, был сделан в эпоху средневековья С. Боэцием, который выделял три музыки: мировую космическую, человеческую (гармония души и тела) и обычную звучащую.

В немецкой классической философии в процессе секуляризации мышления при подчеркивании метафизической сущности музыка определялась как «изящная игра ощущений» без понятий (И. Кант), «отражающая идея» (Г. Гегель), «бесконечность» (Ф. Шеллинг) или «прабытие» (И. Гердер).

Во французской философско-эстетической литературе XVII - XVIII вв. (Р. Декарт, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо) изложено интонационное понимание специфики музыки, которое проходит практически через всю историю музыкальной мысли и находит отражение в трудах отечественных ученых Б.В. Асафьева, В.В. Медушевского, А.Н. Сохора, Ю.Н. Холопова и др.

В аспекте научно-философского осмысления музыки как культурного явления большая заслуга принадлежит А.Ф. Лосеву, который сумел выразить особое, музыкальное ощущение бытия. Внутренняя близость музыки и философии*- черта, составившая-свойство мировоззрения-Лосева, вела его к активному осмыслению музыки как предмета логики, как культурной формы.

Философские проблемы искусства как формы познания и отражения^ действительности рассматриваются в работах А.А. Андреева, В.В. Ванслова, И.Е. Верцмана, Б.М. Неменского, В.Н. Шердакова и др.

Традиционное понимание музыки как вида искусства, типа художественной деятельности аргументирует её теоретическую принадлежность к искусствознанию и эстетике. Основополагающими для* настоящего исследования стали общетеоретические труды отечественных и зарубежных исследователей: Ю.Б. Борева, М.С. Кагана, О.А. Кривцуна, Г.И. Панкевич, С.Х. Раппопорта, В.К. Суханцевой, В.Н. Холоповой и др.; А. Банфи, П. Валери, Э. Ганслика, Д. Золтаи, С. Лангер, И. Тэн и др.

Общественная роль музыки, связь между музыкальными тенденциями и социальным контекстом культуры, проблемы музыкальной коммуникации стали объектом изучения философов, социологов и искусствоведов: Т. Адорно, Ю.Н. Давыдова, Л.Г. Ионина, А.Я. Кожурина, Ю.А. Кремлева, С.Н. Плотникова, Б.Ф. Смирнова, А.Н. Сохора, B.C. Цукермана и др.

Исследования в области общей психологии и психологии музыкального искусства в контексте данной проблемы привлекались для осмысления категорий «музыкальное восприятие», «музыкальное творчество»: B.C. Выготский, А.Л. Готсдинер, Г.В. Иванченко, А.Н. Леонтьев, Е.В. Назайкинский; Е. Фейнберг, 3. Фрейд, К. Юнг и др.

Теоретические концепции в исследовании специфики музыкального мышления и музыкального языка представлены в работах М.Г. Арановского; С.Н. Беляевой-Экземплярской, М.Ш. Бонфельда, Б.М. Гаспарова, И.Д. Рудь, А.А. Фарбштейна, И.И. Цуккермана и др.

Музыка как предмет феноменологии берет свое начало в трудах А.Ф. Лосева. Теоретические вопросы феноменологии как философии сознания выбраны диссертантом для исследования феноменологических процедур музыкального искусства: М.А. Аркадьев, Т.Н. Брысина, В.В. Бычков, М.К. Мамардашвили, Э. Гуссерль и др.

Методологической базой для исследования музыки с точки зрения і герменевтики как теории понимания, решающей проблемы музыкальной* истории, формы и содержания, ценности и оценки, музыкального искусства стали труды И.С. Алексеева, Ю.Д. Артамонова, А.А. Ивина, Е.Н. Ищенко, В.Г. Кузнецова, Б.В. Маркова, А.И. Ракитова и др.; Х.-Г. Гадамера, В. Дильтея, М. Хайдеггера, Ф. Шлейермахера и др.

Синергетика как новая наука о самоорганизации неравновесных динамических систем стала складываться во второй половине XX в. Обращение к синергетике как методическому подходу описания связей и закономерностей гуманитарного и естественно-научного знания на примере классического музыкального искусства стало возможным благодаря трудам В.И. Аршинова, Р.А. Браже, И.А. Евина и др.

Исследования музыки как средства духовного обогащения- и нравственного совершенствования личности, роли классической музыки в культуре современного общества находят место в работах Л.П. Буевой,

В.Р. Букина, Д.Б. Кабалевского, Т.П. Калугиной, В.А. Лекторского, В.В. Пошатаева, Т.В. Чередниченко, О.Д. Щекочихиной и др.

Методологическую ценность представляют работы по теоретической и исторической культурологии Н.И. Ворониной; труды отечественных исследователей, специально изучающих феномен классической музыки, условия ее бытия в современной культуре (СИ. Белза, С.А. Беличенко, З.И. Гершкович, Л.И. Гольдин, В.М. Розин, Л.В. Кириллина и др.), а также современные исследования ученых в аспекте критерий классичности-неклассичности (В.В. Ильин, И.В. Кондаков, М.В. Логинова; Н.В. Мотрошилова, Ю.В. Перов, Э.Ю. Соловьев, B.C. Швырев и др.).

Важный вклад в? изучение провинциальной культуры, музыкальной-культуры Симбирска-Ульяновска внесли исследования Е.Я. Бурлиной; И.А. Каторгиной, И.А. Кутейникова, СБ. Петрова, Е.Г. Сковиковой и др.

В'результате проведенного анализа и систематизации отобранного по данной проблеме материала выяснилось, что практически нет работ, посвященных изучению классической музыки с культурологической точки зрения, не разграничены понятия «классическая музыка» и «музыкальная классика», не обобщены критерии специфики, не выявлен современный тип слушателя классической музыки, не разработана проблема формирования аксиологического пространства классической музыки в современном социуме. Этот пробел отчасти восполняет данная диссертационная работа, выполненная в русле культурологии.

Гипотеза научного исследования, выдвинутая автором, состоит в том, что социокультурная востребованность духовного потенциала классической музыки в рамках постмодерна возрастает при условии формирования музыкально-культурного аксиологического пространства в современном социуме, когда возрождаются классические музыкальные институты культуры и традиционные формы бытования классической музыки.

Объектом исследования является классическая музыка как социокультурный феномен.

Предмет исследования - аксиологическое пространство классической музыки.

Цель работы состоит в осмыслении классической музыки как константы культуры и многоплановой реальности.

Цель исследования обусловила следующие задачи:

проанализировать генезис и сущность музыки как явления культуры;

обосновать возможности комплексного использования различных методов и подходов в исследовании музыкального искусства;

- разграничить содержание понятий «классическая музыка» и
«музыкальная, классика» на основе выявления критериев специфики;

исследовать коммуникативно-смысловые образования классической-, музыки и вывести новый, современный тип слушателя;;

показать региональный аспект бытования классической музыки? и определить пути формирования* аксиологического пространства в современном социуме.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов в области культурологии,. . философии, эстетики, музыкознания, искусствоведения, социологии и психологии, рассматривающие вопросы теории и истории искусства, формы, и содержания, ценности, и оценки музыкальных произведений, проблемы, музыкального мышления и восприятия. К ним относятся исследования Б.В. Асафьева, Ю.Б. Борева, Н.И. Ворониной, Л.С. Выготского, МїЄ. Кагана; А.Н; Леонтьева, А.Ф; Лосева,, Ю.М; Лотмана, В:Вь Медушевского, А.Н. Сохора, Ю;Н. Холопова; Т. Адорно, А. Банфи, Х.-Г. Гадамера, Г. Гегеля^ Эд. Гуссерля, И. Канта, 3. Фрейда, А. Шопенгауэра, К. Юнга..

Работа выполнена в русле комплексного, междисциплинарного исследования^ в основу которого положен принцип системности, определивший следующие методы и-подходы:

интегративный метод, позволяющий применять данные различных областей гуманитарного знания к разрешению поставленных в настоящем исследовании проблем;

метод интерпретации, способствующий истолкованию, пониманию музыки как культурной константы;

метод типологического анализа для определения имманентных, особенностей классического музыкального искусства;

феноменологический подход для выявления сущностных, смысловых и процессуальных структур музыки;

синергетический подход, позволяющий интегрировать принципы естественнонаучного и гуманитарного познания в исследовании специфики;

аксиологический подход, определяющий феномен классической музыки как ценность, постоянно воспроизводимую в культуре.

В работе также используются общенаучные методы- исследования: анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, диалектический, структурно-функциональный.

Научная новизна исследования определяется самой постановкой-, проблемы. В работе обосновывается важность культурологического анализа, классической музыки; выявлены возможности комплексного использования различных методов и подходов в исследовании музыки как константы и социокультурного феномена; разграничены понятия «классическая музыка» и «музыкальная классика», обобщены критерии специфики; определен новый, современный тип слушателя классической музыки; показаны* пути формирования аксиологического пространства в современном социуме.

Личный вклад автора заключается в том; что впервые классическая музыка как константа культуры и многоплановая реальность исследуется в русле современного культурологического подхода, интегрирующего и систематизирующего знания о музыке- из различных научных областей: культурологии, философии, эстетики, музыкознания, искусствоведения, социологии, психологии. Комплексный, культурологический подход

9 .

позволяет исследовать музыку системно-целостно, выявляя ее онтологический и гносеологический статус, феноменологическую, коммуникативную и ценностную сущность, а также аспекты взаимодействия глубинных структур музыкального бытия с человеческой психикой. Положения, выносимые на защиту:

1. Сущность музыки в историко-философском аспекте рассмотрена как
смысловая культурологическая парадигма «Человек - Музыка - Мир»,
содержание которой выявляется- при культурологическом подходе в.
исследовании музыкального искусства: музыка как способ освоения мира и
познание действительности; музыка как способ социального бытия человека;
музыка - выражение сущности мира и мира человеческих чувств; музыка -
гармония, миропорядок и мироздание.

Формируя представления о генезисе и сущности музыкального-искусства, культурологический анализ позволяет исследовать» музыку во взаимодействии с общимикультурно-историческими процессами и на основе интеграции полученных знаний раскрыть, ее основные функции: духовно-практическую, прикладную, воспитательную, нравственно-эстетическую, познавательную, коммуникативную, интегративную.

Таким образом, содержание культурологической парадигмы «Человек - Музыка - Мир» коррелирует с сущностной константой музыкального искусства в целом и непосредственным, образом отражает процесс взаимодействия музыки, мира и человека.

2. Изучение музыки как социокультурного явления базируется на
теоретико-методологических основаниях феноменологии, структурно-
функционального анализа, синергетического подхода, герменевтики;
Различные методы и подходы в- исследовании музыки- используются по,
принципу дополнительности и интегративности. Феноменологический
подход позволяет исследовать музыкальный предмет как факт сознания, как
конструкцию- смысла в сознании; синергетика как теория систем
рассматривает музыку и философию в широком культурном контексте как

взаимодействие культурных форм сквозь призму идеала и ценности; герменевтика трактует категорию понимания как условие социального бытия музыки и творческий результат интерпретации. Культурологический подход, интегрируя полученные знания, дает возможность системно-целостно исследовать все грани музыкального искусства: его сущностно-смысловое содержание, ценностные основания и социокультурный феномен.

3. Содержание понятий «классическая музыка» и «музыкальная
классика» разграничиваются в силу их неоднозначности. «Классическая1
музыка» как широкое понятие является результатом многовекового отбора,
собирания и накопления музыкально-художественных ценностей, в которых
отражены все спектры жанровой многоплановости: песни, оперные арии,
инструментальная музыка и т. д., включая произведения музыкальной*
классики. К понятию «музыкальная классика» относятся элитарные
произведения исключительных художественных достоинств, востребованные1
избранным кругом потребителей (опера, балет, симфония, концерт и т. д.).

Полисемантичность понятий «классика», «классичность», зависит от социально-идейных установок и культурно-исторических условий их бытования: как норма, образец; принадлежность к классической эпохе, исторические стилистические формообразования, комплекс художественных установок; элитарные произведения, часть новоевропейской музыки, «абсолютная музыка», «опосредование прошлого и настоящего».

Культурологическими доминантами в определении критериев классической музыки являются Общечеловеческое и Ценностное через категории Истина, Добро, Красота, Гармония и Смысл.

4. Культурологический подход рассматривает музыку как
неотъемлемую часть коммуникативного процесса и как смыслообразующую
художественную деятельность в современном социуме.

Современный слушатель классической музыки в условиях постмодерна конституируется в качестве «нарративного», воспринимающего классическую музыку опосредованно и чаще фрагментарно в новых условиях

ее бытования (сотовые телефоны, компьютер и т. д.). Таким образом, «нарративное» музыкальное мышление, обозначаемое как «слушать не слушая» является доминирующим, пронизывая собою все коммуникативные и семиотические ситуации современного музыкального мира.

5. Аксиологическое пространство классической музыки через нормы, ценности и идеалы выступает как регулятивная область человеческой жизнедеятельности, формирующая ценностные ориентации людей и новое музыкальное мышление в условиях повседневного бытования и функционирования классических музыкальных произведений.

Региональный фактор формирования аксиологического пространства классической музыки на локальном примере Ульяновской области-становится типологическим и определяет следующие направления деятельности: пропаганда классической музыки средствами массовой информации и коммуникации, их репертуарная политика; система музыкального просвещения и воспитания; пропагандистская работа; создание передач информационно-познавательного характера о классической музыке на радио и телевидении; рекламная деятельность; включение классических музыкальных произведений в программу концертов на университетских праздниках, городских и молодежных мероприятиях.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Изучение классической музыки как константы культуры, и многоплановой реальности углубляет представление о музыкальном искусстве как явлении культуры, а также находится в русле современных исследований, основанных на интеграции различных областей знаний. Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе при разработке учебных пособий, лекционных курсов по культурологии, социальной философии, философии культуры, истории искусства, этики, эстетики, а также при разработке специальных курсов по темам мировой музыкальной культуры.

Апробация работы. По теме диссертации опубликовано 20 работ. Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования излагались в публикациях и выступлениях на научно-технических и научно-методических конференциях УлГТУ (2003-2007); на Всероссийских научных и научно-практических конференциях (Пермь, 2003; Ульяновск 2006-2007; Саранск, 2007); Международной конференции (Ростов-на-Дону, 2004); межрегиональных научно-практических конференциях (Ульяновск, 2005-2006); сборниках научных трудов УлГТУ; Научно-публицистическом журнале «Регионология» (№ 2, 2007).

По материалам диссертационного исследования автором разработан и читается специальный курс по культурологии «Музыка в мировой культуре».

Структура работы. Диссертация объемом 145 страниц состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения и библиографического списка, включающего 250 источников.

Музыка как смысловая культурологическая парадигма

Вопросы происхождения музыки и последующего процесса ее развития издавна соотносились с представлениями об её сущности и-функционировании в социуме. На заре человеческой истории музыка существовала как неискусство, как звуковая информация, как сфера жизнедеятельности. В труде, охоте, земледелии, появлении ремесел, формировании, общественно-экономических и духовных отношений первобытного общества появляются особые выразительные элементы (ритмы v труда, эмоциональные выкрики, сигналы), сопутствующие- человеческой деятельности, которые, уже первоначально имея социальную природу, впоследствии войдут в понятие музыки как прикладного и несамостоятельного искусства.

Данный этап развития музыкального искусства связан с периодом античности, когда музыка существует в рамках синкретических образований; выполняющих не только социальные, но собственно художественные функции. Примером является древнегреческая трагедия, которая первоначально являлась общегосударственным праздником, сочетавшим в себе черты политической церемонии, богослужения и живого произведения искусства, включала в себя в качестве художественных компонентов архитектуру, пластику, танец, музыку и поэзию.

К эпохе Аристотеля распространяется взгляд на музыкальное искусство как подражание, который высказывался пифагорейцами и был развит Платоном и Аристотелем. Пифагор рассматривал музыку как подражание небесной гармонии, Платон - миру идей, Аристотель - природе и людям. Разрабатывая принцип подражания относительно изобразительных искусств и искусства театра, Аристотель учитывал особенности музыки, где элемент подражания не выступает ни внешним образом-подобием, ни языком. Великий античный философ говорил об огромном воздействии тех или иных ладов музыки на человека, организующем его поведение. И Платоном, и особенно Аристотелем подчеркивалась особая общественная функция музыки в формировании специфического типа восприятия, мышления и поведения человека.

Впоследствии идея подражания была распространена в эстетике классицизма (как соответствие канону, идее прекрасного) и в реалистической эстетике XIX века («воспроизведение правды жизни»).

Попытки интерпретировать музыку как специфическую форму мимесиса или отражения действительности фактически не позволяют понять, как осуществляется в ней подражание и что она отражает. Более основательной представляется точка зрения, в соответствии с которой музыке придается онтологический статус, поскольку множество мыслителей прошлого и настоящего рассматривают Музыку как выражение сущности Мира.

Существует много различных точек зрения относительно происхождения музыки. К. Бюхер является сторонником исключительно ритмического начала музыкального искусства — на базе коллективного труда [33; с. 43]. По мнению Г. Спенсера, источник музыки - интонации возбуждённой речи, при которой эмоционально окрашенный голос становился выразительнее и в нем появлялось больше высоких звуков [цит. по 60; с. 17]. Б.В. Асафьев утверждает, что «музыка - искусство интонируемого смысла» [11; с. 344], осознавая социобиологическое и социокультурное родство речи и музыки и соответственно общности происхождения их коммуникативных функций.

Музыкальное мышление: методологические аспекты

В исследовании классической музыки как константы культуры и многоплановой реальности на первый план выдвигаются вопросы методологические, поскольку сложность изучаемого объекта требует применения принципов комплексного изучения, системного анализа путем использования на единой методологической базе методик и- средств различных научных дисциплин: культурологии, философии, эстетики, психологии, социологии и других.

Комплексный, интегративный подход предполагает всесторонний анализ классического музыкального искусства с разных сторон и в ряде аспектов, что позволяет расширить представления о классической музыке, ее природе и закономерностях динамики, выявить специфику данного вида искусства как явления многопланового. Кроме того, соединение культурологического, гносеологического, эстетического и иных подходов наиболее полно и плодотворно проявляется в раскрытии социокультурных функций музыкального искусства. В этом - специфика и преимущества в изучении данной проблемы.

Как и всякий вид искусства, музыка - это общественное явление: она представляет собой единство идеального содержания (отражения действительности) и материальной формы. В связи с этим музыка рассматривается исследователями с разных сторон, на разных уровнях. Первый из них - физический: музыка берётся как «звуковая материя», подчинённая определённым акустическим закономерностям (И.И. Ашмарин). Второй - биологический: рассматриваются материальные, физиологические механизмы музыкального творчества, исполнения и восприятия (Л.С. Выготский). На психологическом уровне объектом рассмотрения становятся те стороны содержания музыки, те особенности творчества, исполнения и восприятия, которые подчиняются специфическим закономерностям человеческой психики (Б.Н. Теплов). Уже здесь проявляются подходы к музыке как общественному явлению. Но наиболее полно они реализуются на социальном уровне (А.Н. Сохор), где внимание сосредоточивается на проявлении в музыке общих законов общественного сознания, отражающего и творящего общественное бытие. Наконец, специфика музыки как вида искусства (которое является, как известно, особой формой общественного сознания) познаётся на эстетическом уровне (В.Н. Холопова), где музыка выступает в своей социальной сущности и в своей специфике.

Каждый из данных подходов по-своему необходим и не может быть исключён. При этом наиболее актуальными и плодотворными в данном исследовании, с точки зрения автора, являются философский и культурологический, ибо музыку нельзя приравнивать ни к физическому или психологическому явлению, ни к языку или информационному коду, ни вообще к знаковой системе в физиологическом смысле. В этой связи диссертант считает необходимым проанализировать возможности философского и культурологического подходов и обосновать выбор той или иной методологии для изучения проблемы в рамках данного исследования.

Сущность и критерии выявления специфики

По замечанию А. Шопенгауэра, «музыка есть тайное упражнение в метафизике души, не осознающей того, что она философствует» [237; Т. 1; с. 230]. Данное высказывание наиболее точно выражает существо связи между музыкой и философией, поскольку задача данного параграфа -рефлексия классичности, выявление сущности и критерий понятий «классика», «музыкальная классика», «классическая музыка» в социально-философском и культурологическом аспектах.

Проблема классичности в контексте исторического и социологического анализа осмыслена давно, но в социально-философском и-культурологическом плане учёными обсуждалась редко. Это и составило главный интерес и актуальность данного исследования. Кроме того, осмысление понятий, «классика», «классичность», «музыкальная классика», «классическая музыка» требует разъяснения по причине исторически переменчивого их употребления: как общих, так и относящихся к определению стиля, а также по отношению к отдельным произведениям музыкального искусства и художественному творчеству в целом. Анализ понятия «классика» целесообразно начать с этимологии данного термина. Слово «классика» латинского происхождения. По законодательству Сервия Туллия, предпоследнего римского царя, правившего в 578-534/533 гг. до н. э., римские граждане были разделены в соответствии с имущественным цензом на пять «классов». Представители первого, высшего класса, самые богатые и знатные римляне, назывались просто «классиками» (classici). Все, у кого доход был ниже определённой суммы, именовались infra classem («ниже класса»). Таким образом, термин «классика» употреблялся в античности в метафорическом (переносном) смысле: он был синонимичен понятию «элита», поскольку фиксировал правовую и имущественную определенность гражданина.

Впервые слово «классический» в смысле «образцовый» употребил римский писатель эпохи Антонинов (2-й век нашей эры) Авл Геллий. В труде «Аттические ночи» для решения грамматических проблем Геллий рекомендует обращаться к языку «образцовых», «классических» писателей, принадлежащих к первой имущественной категории граждан Рима [53; с. 68].

Перед нами - метафора, перенос и расширение в сферу литературы первичного социологического значения слова «классический». Причем применительно к словесности Геллий употребляет свое выражение чисто атрибутивно: художественной и литературной «классики» как некоего самостоятельного явления еще не существует. Кроме того, важно отметить, что у Геллия выражение «классический писатель» ориентировано на критерий грамматической правильности. Решая грамматические вопросы, он апеллирует к государственным, юридическим инстанциям и к языку как основным элементам, скрепляющим общество. Таким образом, classicus стало иметь значение «образец», «образцовый», и этот первый нормативный смысл понятия оказался господствующим на протяжении многих веков.

Похожие диссертации на Классическая музыка как константа культуры и многоплановая реальность