Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культура информационного поведения пользователей Интернет: философско-культурологическое исследование Матвиенко Денис Владимирович

Культура информационного поведения пользователей Интернет: философско-культурологическое исследование
<
Культура информационного поведения пользователей Интернет: философско-культурологическое исследование Культура информационного поведения пользователей Интернет: философско-культурологическое исследование Культура информационного поведения пользователей Интернет: философско-культурологическое исследование Культура информационного поведения пользователей Интернет: философско-культурологическое исследование Культура информационного поведения пользователей Интернет: философско-культурологическое исследование Культура информационного поведения пользователей Интернет: философско-культурологическое исследование Культура информационного поведения пользователей Интернет: философско-культурологическое исследование Культура информационного поведения пользователей Интернет: философско-культурологическое исследование Культура информационного поведения пользователей Интернет: философско-культурологическое исследование Культура информационного поведения пользователей Интернет: философско-культурологическое исследование Культура информационного поведения пользователей Интернет: философско-культурологическое исследование Культура информационного поведения пользователей Интернет: философско-культурологическое исследование
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Матвиенко Денис Владимирович. Культура информационного поведения пользователей Интернет: философско-культурологическое исследование : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Матвиенко Денис Владимирович; [Место защиты: ФГОУВПО "Краснодарский государственный университет культуры и искусств"].- Краснодар, 2009.- 187 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Философско-культурологический анализ предпосылок исследования культуры информационного поведения пользователей Интернета

1.1. Сущностные и ценностные свойства информации, определяющие направленность и особенность информационного поведения субъекта 13

1.2. Информационный обмен и информационные заимствования как базовая основа информационного поведения субъекта 26

1.3. Информационная свобода как форма реализации информационного поведения субъекта и трансформация ее объема в условиях информатизации 46

1.4. Концепция «информационного общества» и информационная культурология как методологические основы исследования информационного поведения пользователей

Интернет67

Глава 2. Теоретическая разработка культуры информационного поведения пользователя Интернета

2.1. Информационное поведение субъекта: понятие, структура, формы 91

2.2. Информационные ресурсы и интерактивные возможности Интернета как среда реализации информационного поведения 107

2.3.Особенности деструктивного информационного поведения пользователей Интернет 120

2.4. Направления формирования культуры информационного поведения пользователей Интернета 137

Заключение 162

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования.

Информатизация с ее возможностями обрушить на умы людей огромный ворох самой разнообразной информации влечет за собой фундаментальные изменения в социальной структуре общества, . трансформацию системы ценностей, провоцирует целую амплитуду разных психологических реакций человека, мотивирует изменения его информационного поведения. Особую роль в развитии информатизации сыграл Интернет, который рассматривается сегодня не только в качестве информационной инфраструктуры, но как новое виртуальное пространство и механизм поддержания целостности общества в условиях глобализации. Значительная часть населения^ планеты получила реальный доступ к многообразным информационным потокам, а интерактивность этого информационного средства позволила людям «прикасаться» к различным событиям в режиме реального времени.

Современное общество сделало информацию одним из наиболее востребованных товаров, т.е. обусловило повышенный спрос. Новые технологии сделали доступ к большим массивам легким,. процесс тиражирования дешевым, а возможность информационного заимствования - анонимным. Кроме того, устойчивых тра:диций рассматривать информацию как товар, обладающий стоимостью, и авторской принадлежностью, не сложилось. В общественном сознании она не рассматривается как объект собственности и товарно-денежных отношений. Отсюда - нарушения прав собственника на информацию, плагиат, «пиратские» копии различных информационных носителей, несанкционированный доступ к информационным ресурсам и т.п. Если нормы права этот аспект описывают и регламентируют, то нормы морали, охватывающие все слои населения, с разным менталитетом и „ уровнем подготовки, эти правонарушения нередко оправдывают. В обществе складывается противоречивая ситуация, когда нормы права и нормы морали не совпадают в своей оценке действий субъектов в информационной сфере.

Поэтому особую актуальность приобретает рассмотрение этого противоречия с позиции философско-культурологического подхода к анализу форм информационного поведения пользователей Интернета, разработки мер по предотвращению нарушений в информационной сфере, выработки основ новой информационной этики и культуры информационного поведения.

Объект исследования: информационное поведение субъектов.

Предмет исследования: культура информационного поведения пользователей Интернета.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработанной авторской концепции, базирующейся на выявлении взаимосвязи между сущностными свойствами информации и особенностями ее производства и использования. Рассмотрено базовое противоречие между природными особенностями информации и функциями, которые она выполняет в обществе, выражающееся в наличии у информации сущностных свойств, имманентных ей изначально, которые выступают препятствием в социальном развитии и предопределяют необходимость их постоянного преодоления.

Показано как оно трансформируется в ряд локальных противоречий, в частности: противоречие между наличием у информации ценностных свойств, имеющих подвижную динамику, и сложным характером использования ее в человеческом обществе, базирующимся на определении ее ценности в процессе информационного обмена.

Впервые с философско-культурологической точки зрения проанализированы понятия «информационный обмен» и «информационное заимствование», их фундаментальное значение в развитии цивилизации.

Показано, что на протяжении развития человеческого общества происходит интенсификация информационного обмена и информационных заимствований, что расширяет рамки информационной свободы. Но одновременно это вызывает обратную тенденцию — ее ограничение, стремление к защите прав собственника.

Проанализировано понятие и выявлен философский аспект права собственности на информацию. Показана эволюция права собственности на информацию в человеческом обществе и его трансформация в условиях информатизации. Проанализировано понятие «информационной свободы», которая представлена как гомеостаз, рассматриваемый в рамках границ положительных значений. Эти границы, с одной стороны объективны, обусловлены уровнем развития информационных коммуникаций в обществе, а с другой стороны, субъективны, выдвигаются государственными институтами, частными лицами, с целью локализации распространения информации. Выход за пределы границ приводит либо к информационной несвободе, либо к информационной вседозволенности. В условиях информатизации границы информационной свободы расширяются, т.к. снимаются многие объективные и субъективные ограничения. При всех положительных сторонах это приводит к парадоксу - дисфункциональному эффекту, т.е. к увеличению информационной несвободы. Усиление же информационной несвободы снимает проблему ответственности субъекта, поскольку несвобода делает невозможным выбор и его нравственную оценку, что создает новую этическую ситуацию в информационной сфере.

Информационные проблемы в концентрированном виде воплощает в себе Интернет - глобальное коммуникативное средство, формирующее особую социокультурную среду. Показано, что рост разнообразных ресурсов, уникальные, невиданные ранее возможности, интерактивность, упрощение правил использования сетевых технологий, а также возможность анонимной работы в сети повышает привлекательность этого информационного средства, но одновременно убирает социальные фильтры, чем делает его доступным и для маргинальных слоев общества, молодых и социально незрелых субъектов.

Они проявляют повышенн)^ю активность, распространяя свою субкультуру, насыщают Интернет-среду информационным «мусором» и низкокачественной информацией, осуществляют противоправные действия в сети, распространяют деструктивные формы информационного поведения. В диссертации выявлены характерные черты собирательного образа человека эпохи информатизации, показаны его положительные и отрицательные стороны, намечены пути и средства преодоления возможных негативных последствий деструктивных форм информационного поведения, формирования новой информационной морали и воспитания новой информационной культуры.

Разработанность темы исследования. В такой формулировке предмет с философско-культурологической точки зрения не исследовался. Но многие вопросы, близко соприкасающиеся с этой темой, рассмотрены в философии, теории информации и коммуникации, информационном праве, информационной культурологии.

Для темы диссертационного исследования большое значение имеет рассмотрение понятия и сущности информации, информационного обмена как основы мироздания (Бриллюэн Л., Астафьев В.И., Афанасьев В.Г., Винер Н., Волькенштейн М.В., Грэхэм Л.Р., Харкевич А.А., Урсул А.Д., Хакен Г., Хургин В.М,, Шеннон К.Э., Юзвишин И.И. и др.). Складывающаяся инфосреда, информационные структуры, системы и процессы, в том числе в Интернете, изучены в работах Арского Ю.М., Гиляревского Р.С, Турова И.С, Черного А.И., Кальченко Д., Корытникова И.В., Насакина Р. и других. Особое значение приобретает проблема философского осмысления феномена информационных коммуникаций с позиции их влияния на культуру общества, на доминирующее мировоззрение, на психическое состояние отдельного субъекта, что изучается философами, гносеологами, семиотиками, экологами культуры. В частности, X. Ортега-и-Гассет, А. Тойнби, Э. Фромм, А. Швейцер.

Философские основания информационной эпохи исследованили: Адров В.М., Ващекин Н.П., Воронов А.И., Катаева О.В., Ковалевская Е.В., Колик К., Костюк В.Н., Ракитов А.И., Ратиев В.В., Соколов А.В., Степин B.C., Суханов А.П. и др. В информационном обществе особое значение приобрела проблема свободы информационного выбора, рассматриваемая в работах следующих авторов: Воложаниной М.Н., Гусаченко В.В., Данилововй М.И., Елякова А.Д., Иконниковой Н., Люзняк М.М., Силяевой Е.Г., Скородумовой О.Б., Толпыкина В.Е. Психологические вопросы пребывания субъекта в инфосреде исследовали Астафьева О.Н., Басин Е.Я., Викторов Д.Б., Войскунский А.Е., Голицин Г.А., Петров В.М., Гурьева Л.П., Носова Л.Б., Сергеева Н.В., Смыслова О., Трубицына Л.В. Культура информационного поведения субъекта рассматривается как структурная часть информационной культуры и частично описан объем понятия информационного поведения, его формы и направления в работах Антоновой Г., Вохрышевой М.Г., Горловой И.И., Дегтерева А.Р., Дулатовой А.Н., Зиновьевой Н.Б., Зубова Ю.С, Кудриной Т.А., Лотмана Ю.М., Петрова В.М., Семенюка Э.В., Шрейдера А.Ю. Большое значение для раскрытия исследуемой темы имеют проводимые Краснодарским государственным университетом культуры и искусств начиная с 1993 г. 15 Международных научных конференций по проблемам информационной культуры, сборники материалов и статей по их итогам. Особенно сборник материалов Международной научной конференции 2001 года «Информационная свобода и информационная безопасность».

Важным направлением, частично касающимся исследуемой в диссертации темы, выступает информационное право в плане анализа законодательных актов, регламентирующих информационную сферу, а также работ, в которых анализируются правоприменительная практика в этой сфере, состав преступлений, их классификация, а также мотивация противоправных действий субъектов в Интернет (Батурин Ю.М., Беспалова Е.В., Бричевскии Е.В., Зайцев О., Копылов В.А., Кравцов К.Н., Ловцов Д.А., Лопатина Т.М., Маслова Е.А., Степанов-Егиянц В., Томчак Е.В,, Чибинев В.М., Широков В.А. и др.).

Цель исследования: разработка философско-культурологической концепции культуры информационного поведения пользователей Интернет.

Задачи исследования:
1. Выявить и проанализировать степень влияния свойств информации на особенности информационного поведения субъектов.

2. Рассмотреть истоки позитивных и деструктивных форм информационного поведения субъекта на основе философскокультурологического анализа в истории цивилизации информационного обмена и информационных заимствований.

3. Исследовать семантический объем понятия «информационная свобода» и обосновать его трансформацию в условиях информатизации.

4. Проанализировать ресурсное наполнение и возможности глобальной сети Интернет.

5. Теоретически рассмотреть понятие, структуру, формы информационного поведения субъектов.

6. Охарактеризовать понятие эталонных и деструктивных форм информационного поведения пользователей Интернете.

7. Проанализировать современное отечественное законодательство как регулятив информационного поведения пользователей Интернета.

8. Дать теоретическое обоснование культуры информационного поведения и определить направления формирования культуры информационного поведения пользователей Интернета.

Теоретическая значимость исследования заключается в развитии информационной культурологии путем введения в научный оборот нового знания, касающегося исследования истоков информационного поведения субъектов, механизма информационного обмена и информационного заимствования, рассмотрения информационной свободы в пределах ее позитивных границ как формы и условия реализации информационного поведения. Выявлены и охарактеризованы ряд локальных противоречий, обостряющихся в условиях информатизации, влияющих на 'формы, информационного поведения пользователей Интернет. Обоснованы эталонные и деструктивные формы информационного поведения пользователей Интернет, разработано понятие, структура, содержательное наполнение, методы формирования культуры информационного поведения пользователей Интернет.

Таким образом, многосторонне охарактеризован научный аспект в области культуры информационного поведения субъекта и непротиворечиво вписан в исследовательское поле информационной культурологии.

Практическая значимость исследования заключается в выработке направлений формирования культуры информационного поведения в Интернет, которые могут лечь в основу конкретных рекомендаций для СМИ, образовательных учреждений в подготовке программ, методических рекомендаций, курсов лекций по развитию этого направления.

в диссертационном исследовании применялись теоретические методы исследования, включающие анализ философской, культурологической, социологической, информациологической, правовой литературы; структурнофункциональный подход к анализу современного состояния и генезиса информационных коммуникаций. К исследованию феномена информационного поведения пользователей Интернет применялся информационнокультурологический подход, позволяющий увидеть скрытые взаимосвязи и выявить факторы взаимовлияния, имеющие информационную природу.

Методологической основой диссертации выступают философские исследования в области информации, ее природы, особенностей и влияния на общество. Современные философско-культурологические взгляды позволяют представить культуру общества как совокупность ненаследуемой информации, способов ее организации и хранения (Ю. Лотман), что дает основание рассматривать универсалии культуры сквозь призму информационного подхода, а механизм информационного взаимодействия представить как первичный акт информационного поведения субъекта. Исследование информационного поведения субъекта опирается на взгляды ученых, развивающих концепцию «информационного общества» и информационных коммуникаций (Д. Белл, М. Кастельс, Р. Тоффлер, М.Г. Маклюэн, Ф. Уэбстер, Н.Н. Моисеев, И.Г. Моргенштерн, А.В. Соколов и др.) и систему научного знания в области информационной культурологии (Ю.С. Зубов, М.Г. Вохрышева, Н.Б. Зиновьева, Г. Антонова, Н.В. Лопатина, В.М. Петров, Э.П.
Семенюк).

Центральная проблема информационной культуры - гармонизация общества и внутреннего мира человека посредством информационного взаимодействия - опирается в своем разрешении на выводы и теоретические положения исследователей, рассматривающих противоречия между культурой технологической и гуманитарной, причины наблюдаемого «отчуждения» человека - И.П. Сноу, Г. Маркузе, Ортега-и-Гассет, Э. Фромм, О. Шпенглер и др. Поворот информационной проблематики в культурологическую плоскость обусловил обращение к работам, исследующим личность человека, его психологические особенности и социальные характеристики, К.А. Абульхановой-Славской, Н.А. Бердяева, B.C. Библера, Н. Иконниковой, Л.И. Когана.

Положения, выносимые на защиту.

1. Повышенная динамика социокультурных процессов приводит к тому, что становление информационного общества осуществляется на неподготовленной почве, без технологической, образовательной, кадровой, психологической готовности к нему. Социально-психологические последствия внедрения информационно-технологических новшеств непредсказуемы, вызывают трансформацию сложившейся системы ценностей, провоцируют целую амплитуду различных психических реакций человека на контакт с информационной средой.

2. Упрощение процедуры доступа к ресурсам сети, простота и легкость работы снимает в обществе социальные фильтры. Число пользователей Интернет-среды растет, вовлекая в свои ряды социально незрелых и маргиналов, неспособных нести полноценную ответственность за свои действия в сети. А возрастающий объем информации приводит^ к доминированию в общественном сознании установки на потребление, делая бессмысленными систематический труд и волевые усилия. Этот сектор Интернет-среды - маргиналов и новых люмпенов — растет, начинает распространять особенности и характерные черты собственной субкультуры на все пространство, в результате чего социальный дефект приобретает характер нормы.

3. Противоречие между спонтанностью природного информационного обмена и необходимостью его упорядочения в условиях цивилизации приводит к необходимости регулирования этой сферы, развития информационного права, определения границ общедоступной информации. Но в тоже время природная способность информации к движению объективна и сильнее субъективных усилий социальных институтов, направленных на ее ограничение, что приводит в обществе к распространению несанкционированного использования информации, нарушениям прав собственника.

Правовое регулирование не может служить действенным регулятивом в информационной сфере, поскольку ситуация меняется быстрее, чем удается выработать правовые нормы и укоренить их в общественном сознании. Новая ситуация обращена к внутренней сущности человека, • его совести, нравственным критериям, уровню культуры информационного поведения.

4. Культура информационного поведения пользователей Интернета должна изучаться с позиции и методами информационной культурологии.

Информационная культурология исследует информационные проявления в обществе и рассматривает их как механизм поддержания гомеостаза между обществом и личностью в условиях интенсивной социальной динамики, усиления информационного компонента.

В основе культуры информационного поведения пользователя Интернета находится формирование информационного стиля мышления и информационного мировоззрения. А также она включает социальный, психологический, педагогический, правовой, организационно-технологический аспект. Культура информационного поведения пользователей Интернета должна активизировать его средовое понимание, деятельность и обо гатить-е^е содержание, повлиять на формы поведения в направлении изменения от деструктивных к эталонным.

5. В число задач воспитания культуры информационного поведения пользователей Интернета включается задача противодействия распространению его деструктивных форм, выработки действенных рычагов, регулятивов, способствующих удержанию личности в рамках позитивного объема информационной свободы. Направления формирования культуры информационного поведения пользователей Интернета - это соответствующее воспитание личности, формирование личностных качеств путем информационного просвещения, усиления технологическими средствами персонифицированности, а следовательно, общественного контроля за поведением, развития внутренней мотивации путем пропаганды эталонных форм информационного поведения, а также усиления мер контроля за противоправными действиями в сети.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, дву":эс глав, заключения, списка литературы.

Апробация. Материалы диссертации изложены в 2-х <:::татьях, опубликованных в реферируемых изданиях, рекомендованных ВАК, а т г а к ж е в научных сборниках и материалах ряда научных конференций.

Сущностные и ценностные свойства информации, определяющие направленность и особенность информационного поведения субъекта

Слово «информация» - одно из наиболее употребляемых в современном языке. Смысл слова на первый взгляд прост, понятен и в массовом сознании ассоциируется с совокупностью новых сведений, оперативно распространяющихся в обществе. Часто в качестве синонимов употребляются слова «сообщение», сведения, «известия» и т.п. Впервые как научное понятие термин «информация» стал применяться в теории журналистики в 30-х годах XX века. Затем его взяла на вооружение наука об оптимальном кодировании сообщений и передачи сигналов по техническим каналам связи. Но эти два -гуманитарное и техническое - истолкования отражают только самый поверхностный слой всего объема понятия этого термина.

Между тем очевидно, что информационное взаимодействие- между объектами осуществляется на всех уровнях, от микро- до макромира. J3 сйлуч этого информация заключает в себе предельно широкий объем понятия, выходящий за рамки одной отрасли знания и используемый большинством наук. В философских дискуссиях по вопросу о предметной области информации существуют, по крайней мере, три позиции;,., Во-первых, информация истолковывается как сфера общения и средство общенаучной рефлексии. Во-вторых, информация понимается как свойство самоорганизующихся систем, связанное с упорядочением взаимодействий. В третьих, информация предстает как мера неоднородности распределения материи и энергии, свойств материальных систем, фиксирующих изначальную Л неоднородность мира. Три выше обозначенных понимания вошли в современную теорию информации под -названием коммуникативная, функциональная и атрибутивная концепции информации. (21, С.28) Коммуникативная концепция информации, анализирующая процесс передачи сведений, сообщений, осведомление, считается наиболее популярной в гуманитарных науках. Н.Винер счел необходимым использовать понятие информации в живых организмах, обществе и машинах, что стало предметом изучения такой науки, как кибернетика, которая вынесла на рассмотрение научного сообщества свою трактовку этого термина. (23,24)Специалисты в области кибернетики обратили внимание на аспект взаимодействия между передающим сигнал (информацию) и воспринимающим его. Сигнальная концепция информации стала фундаментальной основой последующего бурного развития вычислительной техники, ибо дала возможность количественно охарактеризовать информацию в двоичной системе — битах. С ростом объема передаваемых сообщений появилась потребность в их количественном измерении. В 1948 г. К.Шенноном была создана математическая теории информации. (170)В ней под информацией понимались не любые сообщения, передающиеся людьми друг другу, а только такие, которые уменьшают неопределенность у получателя. Была предложена абстрактная схема связи, состоящая из источника информации, передатчика, линии связи, приемника, адресата и источника помех, что имело наиболее важное значение для разработки автоматических систем управления. Одно из определений объема понятия «информация» связано с разнообразием материального мира. Там, где есть разнообразие - обязательно возникают информационные потоки. Эта гипотеза принадлежит английскому ученому У.Р.Эшби, который трактовал информацию как отраженное разнообразие. В результате информационного процесса происходит передача разнообразия от одного объекта к другому, нарушается монотонность. Таким образом, любая информация несет в себе что-то новое, что позволяет отличить от старого. Эта новизна содержит в себе элемент неопределенности. Как только взаимодействие произошло, информация передана, сообщение получено - эта неопределенность снимается. Это позволило У. Р.Эшби выдвинуть еще одно определение информации - как меры снятия неопределенности — энтропии. (155) В сегодняшних воззрениях кибернетики информация тесно связывается с энтропией, одним из основных понятий классической физики, т.е. со способностью энергии к превращениям. Н.Винер писал: «Количество информации в системе есть мера организованности системы, точно так же энтропия системы есть мера дезорганизованности системы, одно равно другому, взятому с обратным знаком».(23) Таким образом, информация в трактовке Н. Винера, У.Эшби, К.Шеннона есть отрицание энтропии.

Попыток охарактеризовать термин информация было предпринято много. Одни ученые пытались определить ее через различные свойства материи, другие выделяли ее содержательный и ценностный аспекты. Отечественный математик Ю.А.Шрейдер оценивал информацию по увеличению объема знаний у человека под воздействием информационного сообщения.(173) Академик А.А.Харкевич (146) измерял содержательность информации по увеличению вероятности достижения цели после получения информации человеком или машиной. В этом контексте информация интерпретировалась не как свойство всей материи, но как особенность живых, самоуправляемых систем или же сознательных существ, как основная предпосылка и условие оптимального управления. (80, С.20)

Информационный обмен и информационные заимствования как базовая основа информационного поведения субъекта

Рассмотрение с философской точки зрения права собственности на информацию предполагает необходимость , исследования семантического наполнения понятия «информационный обмен», и «информационное заимствование».

Информационный обмен - предельно широкое понятие, феномен, проявляющий себя на всех уровнях материи; Он выступает фундаментальной основой мироздания и осуществляется на всех уровнях материи от микро - до макромира. Информационный обмен выполняет биологическую1 функцию, в том числе функцию, приспособления организма к новым условиям. Любая: коммуникация индивида с, окружающей средой осуществляется посредствоіУЕ -информационного обмена. И вообще научно-технический прогресс обусловлен интенсификацией информационного обмена.

И информационный обмен, и информационное заимствование— всё это информационные взаимодействия. Информационное взаимодействие — это не просто взаимодействие объектов в пространстве, а взаимодействие с последствиями, когда один из объектов или оба что-либо заимствуют друг у друга и становятся носителями информации. Если такое заимствование (или: оно нечеткое) не происходит, то такую ситуацию. нельзя рассматривать как: информационное взаимодействие.

Заимствование можно. рассматривать как разновидность, обмена, но как: специфическую его разновидность. Суть этого разграничения в следующем Обмен может быть справедливым, когда стороны Удовлетворены совершаемыми действиями, и несправедливым, когда одна сторона ущемляет другую, что-то у нее забирая — заимствуя. Заимствование предполц гает отсутствие обменного эквивалента за пользование каким-либо предметом вещью, идеей. Это в какой-то степени насилие, а широкое распространение заимствований делает насилие перманентным фактором челове"Ческих взаимоотношений. Широкое распространение заимствований в человеческой истории обусловлено тем, что человеку приходится действовать в «поле скудости», т.е. в условиях нехватки средств удовлетворения потребностей.

Заимствования различаются в зависимости от того, что конкретно заимствуется. Поэтому смысл информационных заимствований не так прост и однозначен и не всегда предполагает конфликт в сфере межличностных отношений, либо может заимствоваться идея, мысль, фрагмент знания, форма поведения и т.д., заимствование которых не наносит ущерба субъекту-носителю. Но бывает банальная кража идей и технологий с их воплощеіїием в какой-либо продукт «один к одному»; бывает кража информации на носителе что рассматривается как нарушение вещественных прав владельца; бывают и крайне жесткие формы информационного заимствования, когда из человека буквально «выбивают» информацию. Передающий субъект не всегда получает обменный эквивалент и рассчитывает на него. В насильственном и нейтральном вариантах эквивалент не предусматривается. И бывает творхіЄское заимствование; как ступенька в развитии и более богатом раскрытии Идеи В этом плане литературные заимствования, к примеру, сюжетов весьма часты.

Сферы, в которых наиболее часто осуществляются информационные заимствования:

-сфера литературы и искусства — заимствуются идеи, образы, сюжеты фрагменты текстов, мелодии и т.д. - продукты образно-эстетического освоения реальности;

-сфера науки - также идеи, методика экспериментов, фрагменты научных текстов (плагиат) - продукты познавательного освоения природы и общества -сфера технологии - разработки, конструктивные решения, бренды, дизайн и т.д. - продукты практически-преобразовательной деятельности человека;

- сфера массовой информации - имеется в виду не только информация, публикуемая на страницах газет, журналов, электронных СМИ, но и готовые информационные продукты, например базы данных.

Следовательно, под понятие информационного заимствования попадает лишь ситуация, когда информация имеет ценность для воспринимающего субъекта, он хочет ее использовать, но не намерен за нее платить.

Зададимся вопросом: если информационный обмен - это фундаментальная основа мироздания, то какова миссия информационного заимствования? Рискнем предположить, что не меньшая, а даже большая. В живой природе обмен информацией не предполагает никакого эквивалента. Ребенок учится говорить, ходить и другим социальным навыкам, заимствуя эти способы у взрослых. Социальное поведение целиком строится на заимствовании. А мода? Что это как ни заимствование? По большому счету путем информационных заимствований осуществляется культурная интеграция, предполагающая взаимодействие между творцами и потребителями культуры. Духовное производство по самой своей сути является общественным производством, результатом не только частных затрат и усилий, но и всей предшествующей деятельности общества, творческой переработкой и переосмыслением всего, что создано гением человечества.

Информационное поведение субъекта: понятие, структура, формы

Поведение человека в современных условиях, изучение его истоков, форм и направлений трансформации представляет собой актуальную исследовательскую задачу. Причем, объектом изучения выступает поведение, обусловленное современной информационной ситуацией, а именно — информационное поведение.

Благодаря информационному поведению субъект может реализовать свою информационную активность, направленную на познание и преобразование окружающего мира, и тем самым сформировать целостное представление о мире. Информационное поведение субъекта - понятие, недостаточно исследованное не только в информационной культурологии, но и в других науках - социологии, психологии, педагогике, теории информации и др. Определить его объем понятия мы считаем возможным через его соотношение с понятиями «действие», «социальное действие», «деятельность» и более конкретно - «информационная деятельность».

Исходное понятие - действие. «Действием, -пишет Вебер, - мы называем действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий субъект (или индивиды) связывают с ним субъективный смысл. Социальным мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом (или действующими лицами) смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на него». ( 59, С.53)

Из социальных действий складываются социальные отношения. «Социальным отношением должно называться поведение нескольких людей, каждый из которых соотносит свои действия с действиями остальных и ориентируется на эту соотнесенность. Следовательно, социальное отношение полностью и исключительно определяется возможностью того, что социальное поведение будет носить доступный осмысленному обсуждению характер (59, С.56)

Поведение - это всеобщая категория деятельности. Оно признается действием, когда и поскольку действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить в том случае, когда смысл соотносится с поведением другого человека и ориентируется на него. При этом имеется в виду не какой-то объективно правильный или метафизически «истинный», а субъективно переживаемый самим действующим индивидом смысл действия. Сочетания человеческих действий порождают устойчивые «смысловые связи» поведения.( 59, С.56)

Специалисты подчеркивают, что мотив и действие следует рассматривать в единстве, взаимосвязи, где определяющим моментом выступают действия, поступки людей, направленные на осуществление социальных потребностей. Одновременно нельзя сбрасывать со счетов и мотив поведения. Если личность руководствуется в своих действиях не моральным мотивом, а лишь одними чувствами или соображениями эгоизма, карьеризма, тщеславия, то в определенных обстоятельствах она в состоянии совершать и антиобщественное действие.

Действие выступает первоосновой человеческой деятельности. В зависимости от характера отношения человека к окружающему миру она подразделяется на практическую и духовную. Деятельность можно подразделять также в зависимости от ее объектов и субъектов, соотносить ее с объективным ходом истории (прогрессивная и реакционная), с объективно существующими системами ценностей (позитивная и негативная, законная и незаконная, моральная и аморальная), с процессом создания и спецификой получаемого результата (творческая и нетворческая) и т.д.

Любая деятельность - это процесс, подразумевающий результат. Информация, как отмечено нами выше, это тоже процесс и одновременно результат. Информационная деятельность, таким образом, — это деятельность по сопровождению движения информации, результатом которой также является информация, но лучшего качества. Информационная деятельность, как и все, что имеет отношение к I информации, неоднозначна. Ведь движение информации может быть и спонтанным, в таком варианте вопрос качества информации не стоит. Только в результате усилий субъекта, направленных на совершенствование информационного процесса, т.е. на преодоление спонтанности, можно получить качественно более высокий результат. Получается, что даже стоя на зачаточной ступени социального развития, люди обменивались информацией, т.е. осуществляли информационный процесс, но это не может рассматриваться как информационная деятельность. Элементы информационной деятельности стали появляться вместе с попытками упорядочить объем и потоки циркулирующей в обществе информации, поиска лучших выразительных средств, более качественных носителей, организации ее локальных мест хранения и т.д. А это становится возможным в условиях социальной дифференциации общества, разделения труда, когда появляются группы людей, профессионально занятых в информационной сфере: институт авторства, институт хранителей знания, институт его трансляторов, а также вспомогательный персонал. Появление таких профессиональных групп стало рубежом на пути свободного (спонтанного) распространения информации, стало способствовать развитию информационной деятельности, созданию информационных продуктов. Информация стала предметом торга и одним из эквивалентов обмена. Одновременно это привело к утаиванию политически, экономически, профессионально важной информации от широких слоев населения.

Похожие диссертации на Культура информационного поведения пользователей Интернет: философско-культурологическое исследование