Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культура как ресурс развития туризма во Вьетнаме Нгуен, Куок Хынг

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Нгуен, Куок Хынг. Культура как ресурс развития туризма во Вьетнаме : диссертация ... доктора культурологических наук : 24.00.01 / Нгуен Куок Хынг; [Место защиты: ФГОУВПО "Московский государственный университет культуры и искусств"].- Химки, 2014.- 253 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Необходимость разработки темы обусловлена целым рядом объективных обстоятельств, прежде всего, современными процессами выдвижения культуры в качестве важнейшего ресурса развития общества. Глобализационные процессы и их воздействие на жизнедеятельность стран активизировали мировое взаимодействие в сферах экономики, политики, культуры, социальной практики. В этих условиях туризм выступает как мощный фактор межкультурного диалога, обеспечивающего взаимосвязь и взаимопознание между народами разных стран, а туристическая индустрия играет все более заметную роль в социально-экономической системе мира. При этом следует учитывать, что туризм является одним из важнейших видов культурной деятельности, берущих свое начало с древнейших времен.

Наблюдения и экспертные оценки современного состояния туризма во многих странах позволяют понять необходимость того, что развитие туризма должно сопровождаться аналогичными программами экономического, социально-политического и культурного содействия. В то же время в рамках каждой страны внутренний туризм способствует более сбалансированному формированию национального дохода, более глубокому осознанию общности интересов и развитию видов духовной деятельности людей.

Особое место в сфере туризма занимают артефакты, традиции, нормы, обычаи, исторические и религиозные памятники - все то, что составляет ресурс культуры. Культурный туризм в данной связи приобретает самостоятельное, особое значение.

Знакомство со своей и «чужой» культурой, её освоение, встреча с иным опытом, взгляд на себя со стороны, рефлексия по поводу «иной» культуры являются необходимыми предпосылками инновационной активности людей и предпосылками эволюции социокультурных институтов.

Благодаря культурной составляющей туризма значительно возрастают духовные запросы населения, происходит дифференциация социокультурных потребностей, возникает стремление к систематическому ознакомлению с моделями социального поведения, с материальной и духовной предметной деятельностью, происходит эмоционально-чувственное и предметное познание мира.

В современном глобализирующемся мире культурная сфера туризма стала неотъемлемым фактором развития человеческой цивилизации. Благодаря ей происходит познание мира в планетарном масштабе, интеграция и стандартизация моделей общественного поведения, объединенных в рамках общих ценностных, нормативно-поведенческих и эстетических ориентаций. В настоящее время туризм, наряду с глобальными информационными технологиями (например, Интернет-ресурсами), выполняет роль катализатора и детерминанта в процессах глобализации и утверждения культурных ценностей демократии, гражданского общества, тем самым происходит распространение прогрессивных достижений человеческой цивилизации по всему миру.

Вьетнам выбран для исследования не случайно. С 2007 г. Вьетнам стал членом Всемирной торговой организации (ВТО). Это способствовало его активному вовлечению в мировые культурно-экономические, социокультурные, политические и духовные процессы. Особенно активно развивается индустрия туризма на базе капитала культурного ресурса Вьетнама.

Для Вьетнама проблемы развития туризма как одной из важнейших культурно-производственных отраслей достаточно новы. До недавнего времени туризм, особенно международный, не являлся составной частью государственной политики в силу закрытости общества и других факторов политического, социально-экономического развития государства с командно-административными методами управления и хозяйствования. Благодаря новым подходам в политике, экономике, социальной сфере, ставшим возможными в связи с развитием рыночных отношений, вместе с демократизацией общественной жизни, расширением интеграционных процессов, повысилось внимание к созданию туриндустрии страны, использованию богатств ее культуры для привлечения туристов других стран. Фактически, это стало одним из стратегических направлений как экономической, так и культурной политики вьетнамского государства.

Эффективное функционирование туриндустрии, особенно такой ее важнейшей составляющей, как культурный туризм, требует научно разработанных решений и в организационном отношении, и в аналитико-культурологическом аспекте, ибо только научный подход к его развитию способен обеспечить возрастающий приток туристов в страну, заинтересовав их богатством и своеобразием национальной культуры.

В связи с этим актуальность исследования обусловлена необходимостью развития культурного ресурса Вьетнама, направленного на совершенствование туризма страны. Это особенно важно, когда расширяются международные связи Вьетнама, в том числе и в сфере культурного туризма. В данном контексте усиливается необходимость поиска новых технологий, научно обоснованных подходов к решению культурно-ориентированных практических задач, что в целом и определило актуальность настоящего исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ российской, зарубежной и вьетнамской исторической, философской, культурологической литературы показал наличие интересных исследований об опыте использования и состоянии культурных богатств страны, о туристической индустрии, об определении сущности культурного туризма, его функциональных характеристик. Однако исследования обобщающего характера, отражающие теоретические основы культурного туризма Вьетнама, пока отсутствуют. Тем не менее, автор отдает должное исследователям других стран, особенно России.

Понятие «туризм» введено в научный оборот во второй половине XIX века, хотя активное развитие этот вид деятельности получил лишь во второй половине XX века в связи с объективными мировыми процессами. Именно данным обстоятельством объясняется огромный научный интерес к этому явлению и в XXI веке. В рейтинге наук, занимающихся исследованием в том числе и культурной составляющей туризма, согласно информации, имеющейся в Российской государственной библиотеке, на первое место выходит экономика (около 300 работ). Этот интерес понятен, поскольку туризм - это бизнес, который в ряде стран по доходности выходит иногда на 3-е, а то и на 2-е место по доходности в государственном бюджете. Основными направлениями экономических исследований проблем туризма являются: стратегическое развитие и финансово-хозяйственное управление сферой туризма; методология и технология финансового инвестирования в туризм; организационно-экономические основы туризма.

Второе место в рейтинге наук, изучающих туризм, занимают педагогические науки (более 160 работ). Предметом исследования в педагогических исследованиях является воспитательный потенциал туризма, подготовка и переподготовка специалистов в сфере туризма в учебных заведениях.

Третье место в изучении туризма занимает география (около 60 работ). Данные исследования посвящены территориально-географи-ческим особенностям развития регионального туризма России, Западной Европы и других стран.

Далее идут исторические науки (более 10 работ); технические науки (около 5 работ); философские и культурологические науки (по 4 работы); социологические, психологические, юридические, архитектурные (по 2 работы); филологические, биологические и сельскохозяйственные науки (по 1 работе). Итого: 15 научных дисциплин исследуют проблемы такого явления, как туризм. Отметим при этом, что, собственно, по культурологии защищено всего пять работ посвященных туризму. Это диссертации: З.Б. Чимитова, связанная с экологическим туризмом как фактором приобщения людей к ценностям природного и культурного наследия; С.В. Соботовой, которая рассматривает рефлексию темы путешествия (пути) в художественно-философской мысли Западной Европы и России; Е.М. Кузьминой, которая исследовала туризм как способ взаимодействия культур; Е.А. Красной, изучавшей функциональные аспекты культурного туризма; Е.А. Соколовой, исследовавшей туризм как культурно-исторический феномен.

В связи с нашим исследованием хотелось бы отметить ещё диссертацию по социологии К.А. Евдокимова, который рассматривал социальный институт туризма в условиях реформационного преобразования российского общества; диссертацию по педагогике С.А. Кургановой по организации взаимодействия учреждений культуры и туризма; диссертацию по философии С.Н. Сычаниной, исследующей туризм в социокультурном пространственно-временном континууме, и диссертацию Э.В. Лойко о возрастании роли туризма в приобщении «трудящихся к культурным ценностям социализма».

Особо следует выделить работу Нгуен Дык Туан по географическим наукам о социально-географических предпосылках и направлениях развития туризма во Вьетнаме (1992 г.). Таким образом, определенная исследовательская база, безусловно, имеется, но, как видно, авторская тема впервые обращает внимание на взаимосвязь культурного ресурса и туризма.

Диссертант в своей работе обращается к исследованиям известных авторов по общетеоретическим проблемам культуры как российских (А.И. Арнольдов, Р.Г. Абдулатипов, О.Н. Астафьева, Л.И. Ионин, С.Н. Иконникова, А.В. Костина, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев, В.А. Ремизов, А.Я. Флиер), так и зарубежных авторов (Л. Вейл, П. Велвуд, Г. Клемент, А. Швейцер, П.А. Сорокин и др.), что позволило, опираясь на сущностные характеристики культуры, ее структуры и функции, показать, что культурный туризм может являться таковым по своим целям, задачам, функциям лишь при условии определенной модели его организации на основах гуманитарных принципов.

Важнейшими источниками исследования явились монографические труды вьетнамских ученых Нгок Тхиен, Чан Нянь и др. Интересные сведения о памятниках культуры Вьетнама и их познавательно-педагогическом влиянии содержатся в изданных во Вьетнаме исследованиях коллективов авторов: «Вьетнам: памятники и достопримечательности», «Туристическая география Вьетнама», «Музей – туризм – церемония», «Проект планирования комплексного развития туризма Вьетнама», «Перспективы развития туризма Вьетнама» и др.

Несмотря на обилие научных и прикладных работ по проблемам туризма, в том числе таких российских ученых, как А. Гидбут, А. Мезенцев, М. Биржаков, В. Гуляев, В. Дворниченко, В. Квартальнов, Г. Палирян, А. Чудиновский, Г. Усыкин, Г. Шаповал, а также белорусских исследователей – А. Дурович, Н. Кабушкина, туризм все еще не стал специальным предметом культур-философского и теоретико-культурологического анализа. В некоторых работах социолого-культурного характера (В. Квартальнова, В. Янкевич и Н. Безруковой) затронуты лишь отдельные аспекты социокультурных проблем туризма. Работы же зарубежных авторов – Ф. Котлера, Дж. Боуэне, Дж. Мейкенза, Дж. Уокера посвящены главным образом предпринимательству в туризме и практически не затрагивают его философских и социокультурных проблем.

Следует также отметить, что работах перечисленных авторов не акцентируется внимание на том, что туризм – это прежде всего культурная деятельность, направленная на удовлетворение людьми своих духовных потребностей. Важнейшими объектами культурной туристической деятельности являются:

эстетическая сторона ландшафтов, памятники истории и культуры;

художественная литература, кинематография, сценическое, музыкальное искусство, архитектура;

народное художественное творчество и народные промыслы;

образование; художественное воспитание; религии и верования.

Как показал анализ литературы, в настоящее время имеется обширный материал исследований по общей проблематике туризма и его культурным основаниям. Однако специальных исследований культуры как ресурса туризма в научной литературе не отмечалось. Автор исследует тему в трех измерениях:

а) как теоретико-методологическую проблему;

б) как историко-культурный феномен;

в) как практико-ориентированный культурный процесс.

Объект исследования: Культура как ресурс общественного развития.

Предмет исследования: Культурный ресурс и устойчивое развитие туризма во Вьетнаме в условиях современного рынка.

Цель исследования: Выявить специфику культурного ресурса Вьетнама, его возможности в обеспечении устойчивого развития и совершенствования туризма страны в глобализирующемся рыночном пространстве.

Для этого решались следующие исследовательские задачи:

- определить ресурсный смысл культуры в обществе;

- выявить социокультурную сущность туризма;

- охарактеризовать культурный ресурс Вьетнама в аспекте туристической деятельности;

- обосновать ресурсную роль культуры для устойчивого развития туризма во Вьетнаме;

- систематизировать экокультурные ресурсы устойчивого развития туризма во Вьетнаме;

- раскрыть взаимообусловленность традиций и этнонационального культурного ресурса туризма во Вьетнаме;

- проанализировать международные культурные взаимодействия как ресурс совершенствования туризма во Вьетнаме;

- осмыслить интернет - пространство в системе факторов совершенствования культурного ресурса туризма во Вьетнаме;

- определить возможности совершенствования позиционирования ресурса культуры Вьетнама в условиях современного туристического рынка в глобализирующемся мире.

Теоретико-методологическими основами исследования являются принципы диалектики, историзма, системности и комплексности, позволяющие осмыслить логику современных процессов развития культуры и туризма в условиях глобализирующихся мировых процессов.

В качестве основного методологического положения исследования выступает представление о социокультурной обусловленности деятельности человека в различных сферах жизни. Именно этим объясняется вовлечение в исследование темы взаимодействия культуры и туризма, данных смежных наук: философии, эстетики, этики, истории, искусствоведения, социологии, психологии.

Теория туризма в аспекте культурных оснований имеет глубокую историю. Об освоении Ойкумены писал еще Геродот, Плиний Старший, Страбон, Арриан, Полибий. Не обошли проблему палеоэкспансии и современные ученые: Д.Н. Анучин, В. Брукс, А.Б. Снисаренко, Х. Ханке, Ю.Б. Циркин, Н.Ш. Шифман и др.

Вопросы теоретико-методологического характера по проблемам туризма и культурно-туристической деятельности разрабатываются в трудах В.И. Азара, М.Б. Биржакова, В.Г. Гуляева, А.С. Запесоцкого, И.В. Зорина, Г.А. Карпова, Н.В. Колесника, Ю.С. Путрика, В.С. Сенина, А.А. Терещенко, А.В. Чернышова, А.Д. Чудновского.

Общетеоретической базой исследования явились научные концепции философии и теории культуры (Р.Г. Абдулатипов, О.Н. Астафьева, А.А. Аронов, Ж. Бодрийяр, С. Бенхабиб, Л.С. Зорилова, Л.С. Именнова, М.С. Качан, М. Кастельс, А.В. Костина, Ю.В. Китов, В.М. Межуев, И.В. Малыгина, В.А. Ремизов, У. Эко, Ю.В. Яковец, Ф. Фукуяма, А.Я. Флиер и др).

Исследование проблемы ресурсного смысла культуры опирается также на концепты: П. Бурдье, Г. Беккера, Р. Глассиби о «культурном капитале»; А.Я. Флиера и А.И. Шендрика о «духе цивилизации»; М.М. Бахтина и М.С. Кагана, В.С. Библера о «коде и матрице культуры»; А.И. Арнольдова о «культурном наступлении на экономику»; Р.Г. Абдулатипова и В.А. Ремизова о «поливариативности культурного ресурса общества».

Методы исследования. Опираясь на диалектико-материалис-тическую методологию исследования, автор использует методы системного, комплексного анализа, исторической аналогии, пролонгированной оценки, контент-анализа научной литературы.

В диссертации использован комплекс научных базовых методов, адекватных объекту и предмету исследования: единство эмпирического и теоретического, исторического и логического, анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстрагирования и конкретизации. Использованы также общенаучные методы: структурно-функциональ-ный, компаративистский, сравнительно-исторический.

В исследовании применялись специальные методы, разработанные в предметном поле культурологии: методы социокультурных наблюдений и социокультурных рефлексий, метод культурогенеза, метод реконструкции «культурных полей».

Эмпирическая база исследования включает в себя общегосударственные и ведомственные нормативно-правовые документы, программы и решения, регламентирующие развитие культуры и туризма во Вьетнаме. Анализируются общероссийские данные по современным проблемам развития сферы культуры. В исследование вовлечены статистические данные о состоянии и перспективах развития туризма как части культурной отрасли Министерства культуры, спорта и туризма Вьетнама. Также используются данные социологических исследований (при участии автора) Министерства культуры, спорта и туризма среди групп туристов во Вьетнаме.

Научная новизна вытекает из самой постановки темы, новационно выдвигающей исследование культуры как ресурса развития туризма в обществе:

1) раскрыто содержание ресурсного смысла культуры в обществе как социокультурной среды, мировоззренческой матрицы, культурного капитала, этнонациональной психологии, культурной памяти и смыслов жизнедеятельности;

2) уточнена социокультурная сущность туризма, которая рассматривается как форма активной деятельности, направленная на удовлетворение рекреационно-познавательных, духовно значимых потребностей, личностных интересов, ценностных ориентаций, осуществляемых при организационной поддержке общества;

3) выявлена специфика туристической деятельности как социокультурного процесса, основанного на интеграции принципов культуры и туризма; определены социокультурные функции туризма, в основании которых лежат доминирующие мотивы туристической деятельности, позволяющие определить пути, средства, формы и методы наиболее эффективного использования культурного ресурса в развитии туризма;

4) теоретически обоснована роль ресурса культуры как важнейшего фактора устойчивого развития туризма во Вьетнаме;

5) определены экокультурные основы для реализации устойчивого функционирования культурного ресурса туризма, когда ведущее значение приобретают природные условия, социальная среда, учреждения культуры и искусства;

6) выявлен механизм взаимообусленности культурных традиций и этнонациональных ресурсов культурного туризма во Вьетнаме, выявлены и охарактеризованы угрозы и риски для функционирования культурного ресурса страны финансово-экономические, социально-политические, военные, экологические, гомогенные, управленческие, организационные;

7) обосновано и раскрыто значение международного культурного взаимодействия как важнейшего ресурса совершенствования туризма во Вьетнаме;

8) иследовательски введено в систему ресурсных факторов развития культурного туризма во Вьетнаме интернет-пространство;

9) разработана модель позиционирования ресурса культуры Вьетнама в условиях рынка, характерными особенностями которой являются гуманистическая целевая направленность, культурологическое содержание, деятельностная технология, демократическое управление, рекреационно-развивающая результативность.

Теоретическая значимость заключается в исследовании теоретико-методологических основ анализа культуры как ресурса туризма; в рассмотрении культуры и туризма во Вьетнаме как единого функционально-ресурсного процесса; теоретически обоснован феномен культурного ресурса как атрибут развития туристской деятельности, как социально-культурный механизм, проявляющийся в вариативности и гибкости содержания информационной, зрелищно-игровой, рекреационной среды, и в форме культурной активности личности, направленной на удовлетворение разносторонних духовных потребностей; систематизированы подходы (социально-экономический, культурологический) к решению проблемы устойчивого развития туризма Вьетнама; определены духовные факторы устойчивого развития (просветительский, краеведческий, образовательный, социокультурный) и этапы становления этнонационального ресурса культурно-туристической деятельности; разработаны функции международного культурного взаимодействия (познавательные, коммуникативные, рекреативные, творческие) по совершенствованию туризма во Вьетнаме; разработаны принципы использования интернет-пространства (добровольности; интереса; единства рекреации и познания; единства информационно-логического и эмоционального воздействия на сознание, чувства и поведение личности; сочетание управления с развитием инициативы и др.) как коммуникативного фактора функционирования культурного ресурса туризма Вьетнама; осуществлены создание и апробация модели позиционирования культуры Вьетнама в условиях туристической деятельности, включающей предэкскурсионный, организационно-адаптивный, содержательно-процессуальный и результативно-рефлексивный этапы; определены культурологические и рыночно-экономические условия ее реализации.

Практическая значимость заключается в разработке идей совершенствования культуры как ресурса туризма во Вьетнаме в современных условиях.

Материалы исследования используются в учебном процессе МГУКИ при подготовке специалистов по туризму, по предметам: «Туристическое проектирование», «Технология организации туризма». Разработанные автором методики позиционирования туризма использованы в программах развития туризма во Вьетнаме.

Выводы исследования будут полезны для руководителей учреждений туризма, менеджеров туризма, при разработке перспективных направлений культурно-туристической деятельности и в подготовке специалистов по социально-культурной анимации.

Результаты диссертационной работы могут быть использованы при решении вопроса совершенствования процесса идеологического и патриотического воспитания подрастающего поколения средствами культурно-туристической деятельности.

Научные данные исследования могут быть полезны при подготовке учебных программ, пособий в практике проведения специальных курсов для студентов высших учебных заведений и систем переподготовки кадров специалистов по туризму. Разработанная модель туристической деятельности может быть внедрена в практику работы учреждений туризма, детских летних оздоровительных и профильных лагерей, центров и баз отдыха. Практическое применение результатов исследования подтверждается актами внедрения.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности Диссертационное исследование «Культура как ресурс развития туризма во Вьетнаме» соответствует п. 18 «Культура и общество», п. 23 «Личность и культура», п. 29 «Культурная политика общества, национальные и региональные аспекты культурной политики», п. 32 «Система распространения культурных ценностей и приобщения населения к культуре», п. 33 – «Институты культуры и их функции в современном обществе» паспорта специальности 24.00.01 – Теория и история культуры (культурология).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Ресурсный смысл культуры в обществе проявляется как ценностно фундированная, духовно-нравственная возможность устойчивого социодинамического функционирования и развития сфер жизни общества. Он фиксируется в формах социокультурной среды, мировоззренческой матрицы, культурного капитала, этнонациональной психологии, культурной памяти и смыслов жизнедеятельности. В функциональном плане культурный ресурс выступает как творческое созидание, являющееся основой инновационного развития общества в современном информационном, глобализирующемся сообществе людей.

2. Социально-культурная сущность туризма заключается в том, что он представляет собой отрасль культурно ориентированной социальной практики, связанной с организацией отдыха, творческого интеллектуального развития, экокультурного воспитания, познания окружающего мира, а также возможности для эстетического и художественного совершенствования человека, смены видов его деятельности, обстановки существования, развития самосознания и организационной деятельности, для физической и духовной релаксации. Социально-культурная сущность туризма также связана с тем, что его организация включает учет, сохранение, включение в мир восприятия людей ценностей культуры и возможность формирования новых культурных пространств, обладающих инкультуративным потенциалом. Социально-культурное содержание туризма охватывает идеальный и предметный результат созидательной деятельности людей, показатель определенного уровня цивилизационности, характеризующей все сферы общественной жизни, что формирует специфическую социокультурную форму туризма – культурный туризм. Социально-культурная практика включает систему: социум – туристы – население – культура, с которой связаны как положительные факторы, так и определенные риски.

3. Культурный ресурс в аспекте туристической деятельности представляет собой самостоятельный вид культуры экономической деятельности по обслуживанию туристов, одновременно выполняя роль культурного туристического продукта, сферу самодеятельности людей в целях самообразования, а также сферу разумного отдыха. Культурный ресурс Вьетнама: традиции, обычаи, верования, праздники, обряды, ритуалы, их материальные объекты: искусство, ландшафтный дизайн, эко-пространство, быт людей – окрашены национальной спецификой, характеризуя особый способ культурной жизнедеятельности этноса, его мировосприятия и поведения. Они отражают бытование около 60 народностей Вьетнама. Развитие туризма Вьетнама как индустрии социокультурной отрасли началось в 1960 г. – с созданием Туристической компании Вьетнама, насчитывает три исторических этапа: 1960–1975 гг.; 1975–1986 гг.; 1986 г. – настоящее время, и связано с политикой «обновления» страны. Во Вьетнаме растет количество внешнего и внутреннего туризма, доход от него; расширяется инфраструктура туризма. Культура в данном процессе превращается в одно из основных «паспортных данных» Вьетнама как внутри страны, так и на международном культурно-туристи-ческом рынке.

4. Культура как ресурс устойчивого развития туризма является вектором, средством и средой бытийной реализации ценностных установок общества; она опирается на существующие устои, традиции, нормы, позволяющие продолжаться культурной преемственности; она связана с понятием «габитуса» как механизма культуры, способствующего устойчивости социокультурного «движения» путем достижения консенсуса; устойчивость развития туризма обеспечивается и такой культурной областью, как образование – через механизм регенерации, утилизации, реабилитации или реинтерпретации духовных ценностей, а также через посредство социокультурных институтов и информационно-коммуникационных каналов, через систему идейно сбалансированных управленческих подходов и программ, обеспечивая важнейший параметр этнокультурного сознания – самоидентификацию, а также константность достижения социокультурной общности населения, развивая «диалогичность» мышления и обеспечивая разумную меру культурной глобализации. Важнейшими средствами устойчивого развития туризма выступают рациональное использование культурных ресурсов туризма, а также сохранение культурных ценностей. Кроме того, культура обеспечивает такое развитие туризма, которое способствует улучшению материальной и духовной жизни местного населения, сохранению качества экокультурной среды.

5. Экокультурные ресурсы устойчивого развития туризма определяются социокультурными факторами, культурной средой. Природную основу вьетнамской экокультуры составляют условия, которые представляют собой совокупность всех типов и видов климата, флоры, фауны и ландшафта. Вместе с тем экокультурное содержание составляет и инфраструктура по воспроизводству природных богатств; культурные объекты в природных зонах; дороги; здания; сооружения. Важной стороной экокультуры выступает безопасность жизнедеятельности туристов, эко-безопасность. Она включает комплекс мероприятий, составляющих организационные, технические, правовые, финансовые вопросы, обеспечивающие минимизацию рисков (экориски), чрезвычайных ситуаций (природных, техногенных), что фиксируется в «паспорте безопасности». Современные требования устойчивого развития и функционирования экокультурного комплекса выдвигают следующие приоритетные направления в культуре обеспечения безопасности туристической жизнедеятельности: финансово-экономическая безопасность; социально-политическая, военная и, собственно, природная безопасность. В системе «человек – природа» особое место принадлежит экологической культуре людей, а также социокультурным рискам для туризма: культурное неприятие «чужого», культурный «шок», хомофункциональные инфекции.

6. Устойчивое развитие этно-национального культурного ресурса как базового компонента во Вьетнаме связано с познавательной, образовательной, этической, эстетической и коммуникативной функциями туризма. Оно содержательно включает сохранение и функциональное использование исторических памятников во всем реестре их видов и типов; развитие, обеспечивающей их посещение, инфраструктуры; архитектурные объекты, составляющие национальные памятники; мемориальные и достопримечательные места; церемонии как формы народной культуры; национальные кухни как «искусство»; национальные виды художественного творчества: фольклорные, кукольные, оперные, инструментальные, хореографические; культуру врачевания; киноискусство; прикладное искусство; обычаи; культуру бытования, уклада жизни; традиционные и обрядовые действа. Устойчивое развитие культурного туризма связано также с освоением и приданием этнонационального колорита таким современным культурным формам, как «Шоп-туры», «Шоу-программы», «Экзотические зрелища». Организационное обеспечение устойчивого развития требует совершенствования управления, выработки комплексной культурной политики, широкого обмена опытом с другими странами, новых методик и форм организации культурного туризма.

7. Культурная дипломатия – важнейший фактор совершенствования культурного ресурса туризма во Вьетнаме. Её основными функциями являются пропаганда самобытности Вьетнама и развитие процесса обмена культурными ценностями в мире. Совершенствование культурного взаимодействия является генеральной задачей Комиссии по культурным связям с зарубежными странами при Совете Министров Вьетнама, Государственной Комиссии по делам ЮНЕСКО и Министерства культуры, спорта и туризма. Международное культурное взаимодействие, включающее формы туризма, является предметом сотрудничества Вьетнама с организацией ООН; с её социальным Советом – ЭКОСОС, с ВТО, с организацией труда, с ассоциацией авиации, с всемирной Федерацией ассоциаций туристических агентств, с международной ассоциацией научных экспертов по туризму и др. При этом важное место в развитии международного культурного взаимодействия принадлежит укреплению места и роли Вьетнама в формировании международных туристических потоков; региональное культурное взаимодействие; расширение культурных связей со странами Америки, Европы и, в особенности, с Россией, что расширяет инвестиционный поток в национальный туризм, значительно увеличивает организационную базу совершенствования культурного туризма и туризма в целом. Повышению интереса к культурной составляющей туризма способствуют такие формы культурного взаимодействия, как диалог, полилог, монолог. При этом необходима профилактика конфликта культур, снятие культурно-психологичес-ких барьеров, культурных «опасений», этнической враждебности, межличностной агрессивности, ведущей к «шоковой ситуации». Это заставляет учитывать факторы адаптации, приспособляемости к иной культурной среде, психологические типы представителей разных стран и регионов.

8. Информационные технологии, формируя сферу «информационной культуры» как составной части современной культурной среды, её коммуникативный фактор, регулируют когнитивные туристические процессы, способствуют креативности субъекта туристической деятельности. При этом коммуникативными характеристиками виртуальной реальности являются: актуальность существования; включенность в события; централизация культурной перспективы; сходство с суггестией; непосредственная порожденность; динамическая непрерывность настоящего; снятие противоположностей между реальным и воображаемым, прошлым и будущим, актуализируя искусственный мир, имитирующий реальный, интерактивное воздействие на комплекс органов чувств человека, выступая генератором живых ощущений. Важными формами коммуникативного совершенствования функционирования культурного ресурса туризма Вьетнама являются: кибер-туристические культурные программы; веб-форумы культурных маршрутов; культур-диалоги пользователей в режиме он-лайн; виртуальные «клубы по туристическим интересам»; интернет-музеи; электронные магазины цифровых реплик, культурных артефактов; виртуальный диалог пользователей культур-туристических программ; консолидация пользователей в «сетевые распределенные коллективы», формирующие мотивации для культурного туризма, актуализирующие область «хобби».

9. Туризм есть своеобразный механизм организации «межкультурного диалога» (М.М. Бахтин), и самодеятельность людей в открытом для них культурно-познавательном пространстве. Вместе с тем туризм рассматривается и как вид деятельности, связанный с экономической культурой, которая формирует в условиях рыночных отношений особую отрасль хозяйства, создает «культурный капитал» (П. Бурдье), где культурно-познавательное пространство как товар нуждается в соответствующем позиционировании с целью устойчивого функционального вовлечения туристических потоков и сохранения популярности культурно-туристических программ. Условия конкуренции культурных услуг в глобализирующемся мире актуализирует феномен «продвижения» культурного туризма, связанного с «культурным имиджем» с «культурной репутацией» и с конкурсом «культурных брендов». Технологический инструментарий «продвижения» и «брендирование» культурных ресурсов туризма включает логотип, слоган, фирменный стиль и другие составляющие аудио-визуального и функционального характера. Стратегия развития культурно-туристической услуги предполагает движение от имиджа настоящего к имиджу желаемого (идеального). Средствами позиционирования культур-услуг туризма выступают знаки и символы культуры, передаваемые в общественные системы через посредство различных форм коммуникации. Основными гранями туристического бренда Вьетнама как объекта культуры являются традиции, ритуалы, обряды; материальные артефакты; искусство; религии; музеи. Из них вырастают культурно-туристические услуги. При этом ядром «продвижения» культурного ресурса туризма Вьетнама выступает его «экзотичность»; основанием – позиционирование комплекса культурных услуг; средний уровень составляет стилистический код, связанный с образной системой туристической марки Вьетнама – гостеприимством.

Апробация и внедрение результатов исследования

1. Основное содержание диссертации нашло отражение в 23 публикациях: 5 авторских монографиях (2 – на русском и 3 – на вьетнамском языках, в том числе осуществлен авторизированный перевод на вьетнамский язык книги Р.Г. Абдулатипова « Культура как стратегический ресурс России в XXI веке» (М., 2010 г.); 11 статей в 3-х наименованиях изданий журналов реестра ВАК при Минобрнауки РФ, а также 4 статьи и 3 книги во вьетнамской печати. Общий объем публикаций 78,54 п.л.

2. Основные результаты исследования докладывались автором на международных научных конференциях: Международный симпозиум «Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве» (USAWE). – Москва, 2007; Международный симпозиум «Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве (USAWE): Стратегии диалога культур». – Вьетнам, 2008; Международный симпозиум «Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве (USAWE): новый «шелковый путь к культуре без границ». – Южная Корея, 2009; Международный симпозиум «Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве (USAWE): культурное разнообразие во имя диалога и развития». – Франция, 2010; Международный симпозиум «Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве (USAWE): культура как стратегический ресурс развития общества». – Таджикистан, 2011; Международный симпозиум «Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве (USAWE): евразийские традиции межкультурных коммуникаций и современность». – Турция, 2013 г.; Московский международный форум культуры «Культура как стратегический ресурс России в XXI веке». – Москва, 2011 г.; Московский международный форум культуры «Культура как стратегический ресурс России в XXI веке: Культура человека и человек культуры». – Москва, 2012 г.; Московский международный форум культуры «Реальная культурная политика». – Москва, 2013 г.

3. Основные концептуальные положения исследования внедрены в образовательный процесс Института дополнительного профессионального образования (ИДПО) Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ). Так, при чтении учебной дисциплины «Культурология» используется авторская трактовка содержания ресурсного смысла культуры в обществе и механизма взаимообусловленности культурных традиций и этно-национальных основ общества.

При чтении учебных дисциплин «Инновации в туризме», «Виды и тенденции развития туризма» используется материал диссертации, посвященный социокультурной сущности туризма; специфике туристической деятельности, международному культурному взаимодействию и др.

4. Материалы исследования использованы при разработке программ и руководящих документов по развитию культурного туризма Министерством культуры, спорта и туризма Вьетнама.

5. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры культурологии и антропологии Московского государственного университета культуры и искусств «23» марта 2013 г. (Протокол № 9).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Похожие диссертации на Культура как ресурс развития туризма во Вьетнаме