Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культура повседневности народа мари : историко-культурологический анализ Байдимиров, Дмитрий Александрович

Культура повседневности народа мари : историко-культурологический анализ
<
Культура повседневности народа мари : историко-культурологический анализ Культура повседневности народа мари : историко-культурологический анализ Культура повседневности народа мари : историко-культурологический анализ Культура повседневности народа мари : историко-культурологический анализ Культура повседневности народа мари : историко-культурологический анализ Культура повседневности народа мари : историко-культурологический анализ Культура повседневности народа мари : историко-культурологический анализ Культура повседневности народа мари : историко-культурологический анализ Культура повседневности народа мари : историко-культурологический анализ Культура повседневности народа мари : историко-культурологический анализ Культура повседневности народа мари : историко-культурологический анализ Культура повседневности народа мари : историко-культурологический анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Байдимиров, Дмитрий Александрович. Культура повседневности народа мари : историко-культурологический анализ : диссертация ... кандидата исторических наук : 24.00.01 / Байдимиров Дмитрий Александрович; [Место защиты: Казан. гос. ун-т культуры и искусств].- Казань, 2012.- 178 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-7/77

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические и исторические аспекты феномена повседневности 10

1.1 Особенности развития зарубежной и отечественной теории повседневности 10

1.2 Категориально-понятийный аппарат исследования культуры повседневности 29

Глава II. Культурно-исторический мир повседневности народа мари 41

2.1 Семейные отношения в повседневной культуре народа мари 41

2.2 Марийские народные календарные праздники и обряды жизненного цикла как носители народного знания 60

2.3 Тендерные аспекты культуры повседневности народа мари 103

2.4 Всеобщие принципы витальности в миропредставлении народа мари 121

Заключение 142

Список используемой литературы 145

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена следующими причинами:

Во-первых, повседневная жизнь представляет собой особый пространственно-временной континуум. Неслучайно в настоящее время в гуманитарной науке отмечается немалый интерес к «теории повседневности», «истории повседневности». В них подчеркивается особая необходимость рассмотрения повседневности не только как эмпирической, но и как теоретической проблемы, со своими методологическими подходами и своим инструментарием, которые позволяли бы строить более фундированные представления о феномене повседневности.

Во-вторых, исследование культуры повседневности народа мари, с её особым этическим и эстетическим содержанием здесь не является исключением, тем более что она предстает в качестве альтернативы культурной элитарности и экспансии массовой культуры. Актуальность данной работы определяется необходимостью анализа глубинных структур человеческого существования в рамках культурной истории повседневности народа мари.

В-третьих, в конкретных исследованиях, как правило, термины «быт», «обыденная культура», «повседневность», «повседневная жизнь» употребляются как синонимы. Хотя смысловое наполнение понятия «повседневности» значительно богаче, оно определяется избранным ракурсом видения «жизненного мира» и включает как его «материально-телесный» аспект, так и «духовную реальность». Историко-культурологический анализ позволяет объединить как онтологический, так и аксиологический аспекты повседневности.

В-четвёртых, в условиях продолжающихся духовных поисков человечества существует необходимость обратиться к духовным истокам бытующих и сегодня природных (языческих) религий, каковой является марийская традиционная религия, с целью обнаружения там всеобщих принципов витальности, экологического сознания, экологии культуры.

В-пятых, влияние процессов глобализации на жизнь сельской марийской семьи происходит таким образом, что, с одной стороны, сохраняются традиционные формы личной и общественной жизни, поведенческих моделей и ориентиров, а с другой - возникают новые явления и процессы, меняющие привычные устои жизни. Такие преобразования обуславливают особую актуальность изучения опыта семейных отношений как основы этнической культуры народа мари, нашедшего выражение в календарных народных праздниках и обрядах его жизненного цикла.

Степень разработанности проблемы. Феномен повседневности становится заметным предметом научных разработок. Содержание и структура повседневности является результатом синтеза различных наук. Изученная тема представлена следующими группами работ.

К первой группе относятся работы по общетеоретическим проблемам культуры повседневности. Первые предпосылки рефлексии повседневности в научном знании сформировал Э. Гуссерль, основатель феноменологического и герменевтического подходов легших в основу теории о «жизненном мире». Специальным предметом изучения повседневность становится в социальной феноменологии, представленной в работах П. Бергера, Б. Ванденфельса, Т. Лукмана, А. Шюца. Представители социальной феноменологии рассматривают повседневность как основу социального бытия, мир здравого смысла, в котором человек выстраивает все свои действия, воспринимая свой социальный мир как само собой разумеющуюся реальность. Осмысление проблемы культуры повседневности начинается с середины XX века так называемой школой «Анналов», яркими представителями которой были французские исследователи М. Блок, Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф, Л. Февр.

В России начало исследования проблемы повседневности в культурологическом аспекте представлено фундаментальными работами М.М. Бахтина, A.Я. Гуревича, Г.С. Кнабе, Ю.М. Лотмана, Б.В. Маркова. В рамках культурологического подхода можно выделить исследования М.С. Кагана, Г.С. Кнабе и Ю.М. Лотмана, выводящие феномен повседневности на одно из ведущих мест в системном поле культуры. Заметным явлением научной жизни стала монография В.Д. Лелеко, в которой разработана теоретическая модель повседневности в рамках культурологии. Из работ последних лет следует отметить современных ученых, ведущих научный поиск в этой области: А.А. Белик, Н.П. Ледовских, А. А. Магомедова, Н.В. Розенберг и других. По данной проблематике также проходят конференции и симпозиумы.

Вторая группа научной литературы по заявленной теме – это историко-этнографические исследования отечественных и зарубежных ученых о народе мари. Для полного анализа культуры повседневности народа мари обратимся и к более ранним источникам. В XVIII веке появляются первые этнографические сведения о народе мари, где главенствующее место занимают работы академических экспедиций И.Г. Георги, Г.Ф. Миллера, П.С. Палласа, Н.П. Рычкова.

Третья группа исследований по теме представлена работами С.А. Багина, В.М. Васильева, А.И. Емельянова, С.К. Кузнецова, Н.В. Никольского, И.Н. Смирнова, Н. Троицкой, Г.Я. Яковлева, опубликованными в «Известиях Общества археологии и этнографии» при Казанском университете в конце XIX - начале XX вв. Весомый вклад в изучение традиционно-бытовой культуры народа мари внесли известные этнографы К.И. Козлова, Т.А. Крюкова, Т.Л. Молотова, Г.А. Сепеев. При рассмотрении религиозно-мифологических представлений народа мари большое значение имеют работы таких ученых, как Н.Н. Глухова, Ю.А. Калиев, Н.С. Попов, К.И. Ситников, Л.С. Тойдыбекова, Г.Е. Шкалина.

Таким образом, анализ имеющейся литературы по данной теме обнаруживает противоречие, состоящее в том, что, несмотря на проработку отдельных аспектов культуры повседневности, специальных исторических обобщающих работ по проблематике культуры повседневности народа мари до настоящего времени нет.

Проблемная ситуация проявляется также в том, что этическое и эстетическое содержание культурного ядра повседневности народа мари может быть оценено как альтернатива экспансии массовой культуры. Рабочая гипотеза состоит в том, что глобализационные процессы отражаются на культуре повседневности народа мари большей частью в хозяйственно-бытовых основах, сохранив при этом, сущностное ядро духовной реальности этноса.

Объект исследования – культура повседневности народа мари как этнический пространственно-временной континуум.

Предмет исследования – историко-культурологический анализ онтологических и аксиологических аспектов культуры повседневности народа мари в традиционном обществе и в современных условиях.

Цель диссертационной работы – осмысление культуры повседневности народа мари как отражение исторических изменений в культурном пространстве этноса в условиях глобализации.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

- раскрыть содержание и сущность понятий «повседневность» и «культура повседневности», рассмотрев эти понятия в историко-культурологическом дискурсе;

- проследить изменение хозяйственно-бытовых основ жизнедеятельности марийской сельской семьи в процессе глобализации;

- рассмотреть влияние новаций и нововведений на сферу повседневности в современных условиях;

- раскрыть гендерные аспекты культуры повседневности народа мари;

- выявить особенности семейных отношений в традиционном обществе и в условиях современности;

- проследить изменения повседневного семейного уклада в духовном пространстве семьи.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность явления и понятия повседневности как особого феномена культуры, с одной стороны, предполагает обыденность, каждодневную повторяемость во времени тех или иных фактов и артефактов; с другой стороны, выступает как фундаментальный материал, посредством которого можно вскрыть проблематику культуры не только прошлого, но и настоящего.

2. Культура повседневности народа мари – это особый пространственно-временной континуум со своеобразной формой восприятия и осмысления жизненного мира, который содержательно меняется, сохранив пока ещё сущностное ядро.

3. В процессе глобализации хозяйственно-бытовые основы жизнедеятельности марийской сельской семьи как основы этнической культуры меняются в сторону упрощения и стандартизации.

4. В сфере повседневности народа мари и в современных условиях на первый план выходят семья и семейные отношения, а разделение труда, в том числе и в гендерном аспекте, напрямую влияет на благополучие внутрисемейных отношений.

5. В сфере духовной реальности народа мари особое место до сих пор занимает традиционная национальная религия, ключевые установки которой связаны с универсальными принципами витальности, экологического сознания, экологии культуры.

Источниковая база исследования.

В процессе работы над диссертационным исследованием изученная литература и источники были систематизированы по следующим разделам:

Основные источники:

1. Академические труды по истории культуры, культурологии, теории и истории искусств, этнографии;

2. Литература по истории и культуре марийского народа;

3. Материалы периодических изданий по вопросам культуры повседневности народа мари;

4. В качестве письменных источников использовались архивные, музейные рукописные материалы из фондов Марийского научно-исследовательского института языка и литературы им. В.М. Васильева и рукописного фонда Национального музея Республики Марий Эл имени Т.Евсеева, собранные в начале XX века В.М. Васильевым, Т.Е. Евсеевым, М.Н. Янтемиром. В Музейном ведомстве Финляндии хранится уникальный этнографический материал по традиционной культуре народа мари, собранный Т.Е.Евсеевым (записи, зарисовки, фотографии, подлинные предметы культуры и быта). Автор ознакомился с ними на учебной стажировке в Финляндии (Хельсинки) в 2010 г.

5. Экспедиционные материалы. В августе 2009 года была проведена совместная экспедиция (Музей Культур Финляндии, Национальный музей РМЭ им. Т. Евсеева) к восточным мари. Экспедицией за короткий срок, с 9 по 23 августа, были исследованы 19 населенных пунктов в 4-х районах проживания башкирских мари. Была записана информация от 58 человек в возрасте от 20 до 80 лет. Сделаны аудио- и видеозаписи свадебных песен, игра на национальных музыкальных инструментах в исполнении народных музыкантов; осуществлена видеофиксация языческих молений. Сделана видеозапись большой свадьбы «Кугу сан» в д. Тынбаево, которая проходила в течение 4-х дней, а также видеозапись похоронного обряда на языческом кладбище в д. Сосновка Мишкинского района. Повседневные занятия были зафиксированы в д. Сосновка (хозяйство Байдимировых), д. Чураево (хозяйства Апаевой О.А., 1935 г.р., Янсубина Е.И., 1933 г.р.), д. Сосновка (информаторы Сагитова С.Е., 1949 г.р., Саймулукова Л., 1949 г.р., Сайфутдинова Т.Ф., 1958 г.р.), д. Шоръял (хозяйства Масаева О.В., 1935 г.р.), д. Бабаево (информатор Ахмадиева Н.И., 1955 г.р.), д. Искуш (хозяйство Шаяхметова В.В., 1951 г.р.), д. Байгильдино (хозяйство Манаевой М.К., 1934 г.р.)

Анализ и систематизация вышеперечисленных источников и литературы позволили определить методологию исследования.

Исследование базируется на междисциплинарных научных положениях, что позволяет рассматривать культуру повседневности как многоуровневое явление в пограничном пространстве истории, культурологии, философской и социальной антропологии, социологии с использованием категорий и методов указанных наук. Диссертационное исследование опирается на философскую и общенаучную методологию, принципы системно-структурного и сравнительного анализа, исторического и социального познания.

Большое значение в теоретико-методологическом аспекте имели фундаментальные работы в области философии, культурологии и социологии (Э. Гуссерль, М.С. Каган, Г.С. Кнабе, Ю.М. Лотман, М. Хайдеггер, А. Шюц), а также теории и истории повседневности (И.Т. Касавин, В.Д. Лелеко, Б.В. Марков).

Конкретно-региональная специфика культуры повседневности народа мари выявлялась с опорой на исследования в области истории краеведения и этнографии. В качестве эмпирического материала привлекались сведения из географии, истории, социологии, этнографии, фольклористики, религиоведения, педагогики, психологии.

Основные методы исследования представляют собой комплекс междисциплинарных подходов, включающих в себя системный и источниковедческий анализ, герменевтические, структурно-функциональные методы, моделирование, терминологический анализ.

Хронологические рамки. Исследование охватывает конец XIX – начало XXI вв.

Территориальные рамки охватывают административные границы Республики Марий Эл и компактного проживания народа мари в Республике Башкортостан (Мишкинский, Бирский, Калтасинский, Краснокамский, Дюртюлинский, Нуримановский, Благовещенский, Караидельский районы).

Научная новизна диссертационного исследования:

- осмысление проблемы осуществлено на основе интегративного исследования исторических, философских, культурологических, социологических, психологических факторов складывания сферы повседневности народа мари;

- впервые предприняты попытки систематизации, обобщения, освещения культуры повседневности народа мари с проекцией на сельскую семью;

- впервые выявлена специфика изменений в хозяйственно-бытовых основах жизнедеятельности народа мари в процессе глобализации;

- обоснованы гендерные аспекты культуры повседневности марийской семьи, рассмотрены мужские и женские сферы повседневности;

- выявлены особенности семейных отношений народа мари в условиях села в традиционном и современном обществах;

- рассмотрены изменения в духовном пространстве семьи в рамках традиционного общества, где календарные праздники, традиционная религия и народные знания выходили на первый план;

- определены особенности духовной реальности современной сельской марийской семьи.

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том, что результаты исследования данной проблемы могут послужить расширению знаний о культуре повседневности народа мари как этническом пространственно-временном континууме. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы:

– в учебном процессе, при разработке курсов, программ и пособий по гуманитарным дисциплинам: этнологии, теории и истории народной художественной культуры, истории религий;

– в качестве учебно-методического пособия по теории и истории культуры марийского этноса;

– специалистами-культурологами, этнографами, а также широким кругом лиц, интересующихся традиционной культурой народа мари;

– как первоначальная база, дополнительный материал для более углубленного изучения некоторых аспектов культуры повседневности народа мари в средних и высших учебных заведениях.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования опубликованы в историко-теоретических публикациях (в том числе и в журнале, включенном в перечень научных журналов и изданий ВАК РФ), а также представлялись на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях: Международной научно-практической конференции «Финно-угры как часть мировой культуры»: к 90-летию МРОКОМ им. И.Д. Воронина» (г. Саранск, 2009), VIII-х Санкт-Петербургских этнографических чтениях (г. Санкт-Петербург, 2009), XI-м Международном конгрессе финно-угроведов (Венгрия, г. Пилишчаба, 2010), III-х, IV-х, V-х Евсеевских чтениях. (Национальный музей РМЭ им. Т. Евсеева, г. Йошкар-Ола, 2010-2011), Международной научно-практической конференции «Музей и культурное наследие в социокультурном пространстве регионов России и финно-угорского мира», посвященной 125-летию со дня рождения Тимофея Евсеева (г. Йошкар-Ола, 2012).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка использованных источников и литературы, охватывающего 155 наименований, приложений.

Категориально-понятийный аппарат исследования культуры повседневности

Рассматриваемые термины «быт», «обыденная культура», «повседневность», «повседневная жизнь» в конкретных исследованиях, как правило, употребляются как синонимы. В этой связи смысловое наполнение понятия «повседневность народа мари» определяется избранным ракурсом видения реальности, что можно отождествить с понятием «образ жизни», включающим как ее «материально-телесный» мир (устройство жилого пространства, обеспечение продуктами питания, одеждой и предметами повседневного обихода), так и духовную реальность (религия, традиционные знания). Как указывает Н.В. Розенберг, самым близким по смыслу к понятию повседневность является понятие «образ жизни», под которым понимается системная и нормированная совокупность форм обыденной жизнедеятельности людей, порядков и способов их повседневного существования. Понятие «образ жизни» включает в себя понятие «быт», которое отражает его прагматическую сторону. Понимание быта как общего жизненного уклада указывает на сочетание его с повседневностью [107].

В Большой Советской Энциклопедии понятие быт трактуется следующим образом: «Это сфера внепроизводственной социальной жизни, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей в пище, одежде, жилище, лечении и поддержании здоровья, так и освоение человеком духовных благ, культуры, человеческое общение, отдых, развлечения. Структура быта может рассматриваться с точки зрения соотношения: материальной и духовной сторон; социального и индивидуального аспектов; видов затрат времени и деятельности; типов социального объединения и общения (семья, соседство, товарищеские компании, молодёжные группы и т.д.). Под влиянием социальных, а также географических условий у различных народов вырабатывается комплекс приёмов, обычаев, обрядов, связанных с удовлетворением потребностей. При этом в условиях антагонистического общества у различных классов и социальных групп, в городе и деревне складываются разные формы быта, выражающие свойственные этому обществу социальные противоречия. В ходе исторического развития общества изменяется характер, как самих элементов быта, так и его структуры. В основе этих изменений, в конечном счёте, лежит развитие производительных сил и смена способов производства. Процессы, происходящие в сфере быта, приводят к стандартизации некоторых его элементов. Однако это не означает нивелирования потребностей и вкусов людей, хотя и порождает сходный стиль жизни у членов определённых профессиональных и социальных групп. Планы развития народного хозяйства в СССР и других социалистических странах предусматривают ликвидацию отставания быта от современных требований. Постоянно растут государственные ассигнования на жилищное строительство, благоустройство городов и сёл, расширение сети больниц, детских учреждений, библиотек, клубов, домов отдыха и санаториев. Намечаются значительное развитие сферы услуг, ее дальнейшее техническое оснащение» [19, с. 536].

Смысловую структуру повседневности глубоко отразили А. Шюц и его последователи, которые выделили основные элементы «повседневного мира». Сюда относятся трудовая деятельность, специфическая уверенность в существовании мира, напряженное отношение к жизни, особое переживание времени, специфика личностной определенности действующего индивида, особая форма социальности [147]. Опираясь на универсальную структуру повседневности Н.В.Розенберг, мы выстроили определенную структуру культуры повседневности народа мари (рис.1). В структуру первого уровня, которая, начиная с рождения, оказывает влияние на формирование ценностей и установок сознания каждого отдельного человека, входит быт, который является традиционной областью жизни, к тому же «нераскрытой» в общественную сферу. Быт вбирает в себя опыт поколений и отвечает культурным стереотипам.

Второй уровень представляет дихотомии, включающие в себя амбивалентные элементы, которые определяют облик современной культуры повседневности, основные из них: привычка-спонтанность; ритуал-внезапность; рутина-креативность; будни-праздник; традиция-мода; стабильность-экстремальность; реальность-виртуальность. Структура третьего уровня организации культуры повседневности, включающая в себя одновременно и традиционные, и инновационные компоненты, - это язык, ценности и менталитет [108]. Четвертый уровень представляет культуру повседневности народа мари, выражающую ее особенность и на сегодняшний день - это традиционная религия, традиционные знания, мифологическая картина мира. Анализируя вторую группу повседневности, в социальной практике личности на первое место выходят привычки. В процессе социализации воспитание должно вырабатывать жизненно необходимые, важные, полезные навыки и привычки. Поэтому воспитательные примеры не выдумываются, а берутся из жизни, задаются реальными ситуациями. Чтобы сформировать устойчивые навыки, воспитание надо начинать как можно раньше, тем быстрее укореняются в нем привычки. Привыкнув, человек умело управляет своими чувствами, тормозит свои желания, если они мешают выполнять определенные обязанности, контролирует свои действия, правильно оценивает с позиций интересов других людей. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культура общения - качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычках. Непременное условие эффективности упражнений - создание целостной системы постепенно усложняющихся упражнений, в которых постепенно же развиваются и крепнут полезные навыки и привычки [101, с.286].

Повседневные привычки - это то, чему индивид не придает значения, а иногда просто не замечает, но что прорастает в самые глубинные пласты его жизни и не уничтожается даже во времена войн и революций. Это отлаженные, постоянно повторяющиеся действия, становящиеся сценариями жизни, которые воспроизводят сами структуры, и «сценарии» эти нарушаются только со смертью человека. Основное предназначение привычки - освобождение от необходимости принимать решение в повторяющихся ситуациях. Традиционные обычаи и случайно приобретенные привычки влияют на большинство наших действий и чувств. Привычки овладевают нами, начинают нам нравиться, становятся насущной необходимостью. Привычки складываются постепенно, иногда целенаправленно, сознательно, для того, чтобы упрощать жизнь, а иногда -спонтанно. Спонтанность (лат. «самопроизвольный») является амбивалентной структурой по отношению к привычке и представляет собой процессы, вызванные внутренними причинами, способность активно действовать под влиянием внутренних побуждений. В повседневной жизни человек, безусловно, руководствуется привычками, сознание человека действует, в том числе и спонтанно, вне отчетливо воспринимаемых причинно-следственных связей [108]. Ритуал - исторически сложившаяся форма неинстинктивного, предсказуемого, социально-санкционированного упорядоченного символического поведения, в которой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и зачастую не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей [126, с.576]. Первой из ритуализированных оппозиций повседневности должен быть назван обряд как действия, направленные на символизацию определённых моментов жизнебытия личности и коллектива, общины. В большинстве случаев обрядность прямо или косвенно связана с религией, хотя и разного уровня. Типологические же разновидности обрядовых действ относятся к инициациям подросших поколений, другим памятным датам семьи, рубежам календарных циклов хозяйства; прочим бытовым вроде бы поводам, но ключевым, центральным в пространстве повседневности; демонстрациям идеологии и политики тех или иных общественных групп; наконец, погребениям и поминаниям усопших [57, с.54].

Марийские народные календарные праздники и обряды жизненного цикла как носители народного знания

Неотъемлемой частью повседневного быта народа были календарные, семейные и окказиональные (по случаю) праздники. Все праздники сочетали в себе общинное и семейно-родовое моление, производственно-магические обряды, общее деревенское гулянье, родственные встречи с застольем, молодежные игры и развлечения. В праздниках олицетворялись идеалы народа, его представления о счастье, полноте существования, гармонии и творческой жизни.

В культуре повседневности народа мари в начале XX века значительное место занимают культовые действия, связанные с земледелием.

С течением времени, развиваясь в разных социально-экономических и бытовых условиях, народные праздники и обряды трансформировались и по-разному осмыслялись, в них появлялись новые элементы, менялась временная приуроченность праздников. Значительное изменение в праздничном народном календаре произошли в советский период. В 1920-е гг. в условиях социальных преобразований в стране и в Марийском крае возникают новые праздники и обряды. Народные праздники постепенно вытеснялись новыми праздниками, теряли массовость и свое значение в жизни народа. Многие обычаи и обряды упростились или прекратили свое существование, произошел пересмотр их идеологического смысла. Однако, являясь важной частью народного быта, праздники народа мари полностью не исчезли, сохранив в себе сущностное ядро [56, с.6].

На сегодняшний день с возросшим ростом национального сознания идет процесс возрождения традиционной культуры народа мари, в том числе и календарных праздников.

Зимний цикл календарных праздников открывает архаичный праздник (Шорыкйол) (Овечья нога) (рис.9). Обрядовые действия во время празднования Шорыкйол, связанные с растительным культом: эротическая магия, заклинание будущего урожая, на который влияют хтонические существа. Главными действующими лицами праздника были Васлий кугыза и кува. Васлий кугыза наряжают в овчинный тулуп, лицо закрывают берестяной маской, а Васлий кува наряжали в белый кафтан (ош шовыр), на ноги надевали лапти, и на руки дают прялку, после чего они отправлялись по гостям. Как отмечает О. Бекке, во время подворного обхода, ряженые подбрасывали вверх конопляные семена и начинали танцевать, приговаривая: «Кнет кужу лийже, лекшан лийжеЫ («пусть конопля хорошо уродится») [153, с.60]. Во время праздника исполнялись различного рода театрализованные действия, пантомимы. Наиболее популярными пантомимами являлись медведь, журавль, конь, коза. Как отмечает Калиев в своей работе, непременным атрибутом праздника был девичий пир. В специально арендованной для пиршества избе девушки сходились для проведения и демонстрации своего рукоделия. Эти «девичьи пиры» в прошлом являлись своеобразными смотринами невест [54, с.93]. Другое название этого праздника - Шорык йол пура (Девичий пир).

В эти дни утром и вечером в каждой семье совершались обильные ритуальные трапезы. Ритуальную пищу посвящали богам Шорыкйол, читали молитвы, ждали ряженых Васли-кува, кугыза, поминали души умерших. По народным представлениям, умершие предки и природная стихия, вкусив ритуальной пищи, будут сопутствовать хорошему урожаю на новый год [129, с. 267]. В один из дней праздника угощали духов жилища и хлева, чтобы обеспечить хороший урожай и богатый приплод скота. Духом-покровителем жилища и семьи у некрещеных мари считали Кудо водыж: или Куддрт, а у крещенных - старик Василий со старухой «Васлий кува-кугыза». Культ этих духов существовал в трансформированном виде до революции среди мари различных групп [104, с. 127]. У некоторых групп восточных мари, к примеру, в Мишкинском районе вместо Васлий кугыза и кува, бытует выражение «Савлай», что означает ряженые. Также воплощение мифологического образа - (Вувер-кува) (ведьма), (Овда, Таргылтыш) (дух умершего), обитающих в лесах, оврагах, воде, дуплах старых деревьев, через образ «старухи-ряженой» (Васли-кува).

Как отмечает Т.Е. Ефремов, «Долгожданный зимний праздник Шорыкйол у мари подводил итоги старого года и предвещал начало нового года. Пир на «Шорыкйол пура» был не только местом безотчетного веселья, но и большой выставкой девушек. Необходимо было показать себя в умении соблюдать всю народную этику: одеваться, говорить, подавать пиво, петь, плясать. Каждый активный участник получал от присутствующих ту или иную оценку» [46, с. 247].

Таким образом, на сегодняшний день праздник Шорыкйол бытует у всех групп мари. В традиционной форме продолжает существовать в северовосточных регионах Республики Марий Эл и также у восточных мари (эрвел мари) Республики Башкортостан. Но, несмотря на все это, некоторые обряды данного праздника, такие как Шорыкиол пура (Девичий пир), перестали существовать. На то есть некоторые причины с появлением в деревнях в середине XX века сельских клубов, которые активно вели культурное просвещение, следовательно, массовые гулянья перестают играть социализирующую роль в сельской местности.

Значительное место в быту у народа мари занимала Масленица {Уарня) (рис.10). Праздник Уарня отмечается всеми группами мари. В советский период праздник Уарня проводили под названием «Теле ужатымаш» (Проводы зимы). На сегодняшний день возрождается на традиционной основе [56, с. 14]. Масленичная обрядность мари была разнообразна и имела общенародный характер. В праздновании участвовало все селение независимо от возраста, но главная роль принадлежала молодежи, которая веселилась в течение всей масленичной недели [53, с.16].

Тендерные аспекты культуры повседневности народа мари

Различия между мужчинами и женщинами были осмыслены еще в древности. В частности, в учении герметизма существует «принцип пола». Согласно этому взгляду, каждая вещь и каждое существо в мире обладают двумя противоположными началами - мужским и женским принципом. Мужской принцип - объективный разум, активность, сознательность и воля. Женский принцип - субъективный разум, пассивность, подсознательность и творчество. В культуре исторически сложился целый ряд стереотипов, фиксирующих ярко выраженные мужские и женские начала. Стоит подчеркнуть, что стереотипы возникли еще в патриархальном обществе.

Это такие стереотипы: мужчина силен, женщина - слаба; мужчина не беспокоится о своей внешности, женщина озабочена своей внешностью; мужчина выполняет роль кормильца семьи, женщина обеспечивает внутрисемейную стабильность; мужчина стремится к власти и лидерству, женщина уступчива; мужчина активен, независим, женщина пассивна, зависима и нуждается в защите [48, с. 95-96].

Термин «тендер» (gender) в англоязычной философской и социологической литературе появился в конце 60-х гг. XX в. До этого он использовался только в языкознании применительно к грамматической категории рода. Смысл его заимствования социологами и философами заключался в акцентировании того, что различия между полами в области разделения общественного труда, ролей в семье, сегрегация социального пространства по признаку пола и др. столь же условны, сколь условен род существительных [28, с. 14].

Кроме того, в течение долгого исторического периода мужчины и женщины различались не только по перечисленным качествам, но и по роду занятий, по характеру одежды, по принятым и одобрениям манерам поведения. И все же нельзя умолчать о тех мощных переменах, которые идут сейчас в области понимания тендерных отношений. Наиболее серьезную роль играет феминистское движение, первая феминистская волна относится к 60-м годам XIX - началу XX вв. До 60-х гг. XX века наблюдается затишье, в 60-х годах взрывается «суфражистской революцией» (от анг. «суфраж» избирательное право) [48, с.97-98].

В России женское движение формировалось и развивалось в течение нескольких этапов. Первый этап, 1859-1895 гг., является начальным этапом, на котором женское движение формировалось из отдельных благотворительных организаций. С конца 60-х гг. XIX в. в качестве важного направления женского движения формируется деятельность за доступ женщин к высшему образованию. Следующий этап женского движения охватывает 1905-1917 гг. В этот период женскому движению присуща политизация. В 1917 г. создаются первые рабочие женские клубы, с либерально-демократическими идеологиями. Но приход большевиков к власти 1917 г., установивших однопартийную диктатуру, привел к расформированию женских организаций и к фактическому уничтожению российского женского движения.

Рассматривая тендерные аспекты культуры повседневности марийской сельской, акцентировали внимание на следующие особенности. Особое значение в традиционной марийской семье придавали мужским и женским предметам относящимся трудовой деятельности {порьек, удрамаш тарман), которые по тендерному принципу свойственны были или тем или другим. Перечислим основные мужские предметы трудовой деятельности. Орудия земледелия - соха, борона «шогавуй, тырма». Предметы охоты и рыболовства - лук, пищаль, сети «пикш, пычал, ваптыш». Предметы по уходу за лошадьми - сбруя, телега, сани «омыта узгар, орва, тер». Предметы деревообработки и строительства - топор, пила, молоток «товар, пила, чдгыт». Существенные изменения произошли в сельском хозяйстве в результате коллективизации индивидуальных крестьянских хозяйств, механизацией ряда 104 видов трудовой деятельности, что и способствовало к отходу от ручного земледелия. Охота и рыболовство в конце XIX - начале XX вв. носило потребительский характер и превращалось постепенно в любительское занятие. А особенности ухода за лошадьми и применения их в качестве тягловой силы в некоторых деревнях в фермерских хозяйствах бытует сегодня, но не в тех масштабах, что использовались в начале XX в. Следовательно, на сегодняшний день из перечисленных мужских орудий труда в повседневной сфере деятельности актуальными остаются предметы деревообработки и строительства жилища. К женским основным предметам трудовой деятельности относились орудия по изготовлению холста и костюма - ткацкий стан, прялка, веретено «куымо стан, кунчыла орва, шудыр». Бытовые предметы: коромысло, кухонные приборы. Предметы уборки и стирки - ведро, половая тряпка, колотушка «ведра, мушкыш, уш» актуальны и по сей день. И отдельно обозначим детскую люльку «шепка», которая бытовала вплоть до конца XX в. Из вышеперечисленных женских предметов повседневности на сегодняшний исчезли ткацкий стан, прялка, веретено. Переход от традиционных форм изготовления костюмного комплекса связан внедрением в быт фабричных тканей. В начале XX в. в повседневном быту марийских крестьян идет тенденция отказа от традиционного костюма, что и привело к упадку изготовления самотканых вещей, и вышеперечисленные предметы по изготовлению традиционного костюма уходят из быта. Как показал экспедиционный материал, к примеру, Манаевой М.К., из д. Байгильдино Дюртюлинского района Республики Башкортостан, ткацкий стан используется для изготовления половиков, ковров.

Всеобщие принципы витальности в миропредставлении народа мари

В религиозных представлениях мари XIX - начала XX вв. можно выделить проявления древних религиозно-мифологических воззрений, восходящих к тотемизму. Почитаемые животные в религиозно-мифологической картине мира олицетворяли солнце, луну, звезды, небо, землю, вселенную. Так, солнце - всевидящее око, глаза вселенной, изображались в виде оленя, коня. Земля сравнивалась с черной коровой, радуга - с лошадью охотника, Млечный Путь назывался «гусиной тропой» [79,с.215].

Традиционная религия народа мари играла важную роль в регулировании жизни семьи и общества. Эта связь прослеживается в типичных рутинных формах практики: в проведении ежедневных и сезонных работ, календарных праздников и молений (семейных, общинных, мировых), также в привычных традиционных формах личной и общественной жизни, в поведении и жизненных ориентирах.

Общественная организация мари, как отмечал казанский профессор Смирнов И.Н., находится в связи с семьей. Первоначальная деревенская община была поселением рода (тукым), которая доходила до 30 семей. Постепенно род разрастался, некоторые семьи переселялись на другие места, основывая новые поселения. Образовывалась более крупная группа и называлась (кумыж), которая по численности составляла от 50-300 человек. «Название свое эта общественная группа получила от обычая, во время жертвоприношений есть из одной громадной чаши» [123, с. 112]. А более крупное объединение, состоявшее из нескольких (кумыж) называется мер.

Культовая практика народа мари до сих пор сохраняет существующую веками организационную иерархическую структуру: айдеме-еш-тукым-ял-тиште-мер-туня (человек - семья - род - община - регион - округ - мир). Соответственно и проводятся моления: шкевуя кумалтыш (ежедневное общение верующего с богом); еш кумалтыш (семейные моления - раз в год или по случаю особых семейных событий); тукым кумалтыш (моления, которые проводятся членами одного рода во время семейных поминок); ял кумалтыш (сельские моления - раз в год до или после летних полевых работ); тиште кумалтыш (моления в рамках союза религиозных общин тиште проводятся лишь в некоторых местах, многие союзы в настоящее время распались); мер кумалтыш - (мирские моления, проводятся силами нескольких тиште или районов); туня кумалтыш («всемирные» моления, в настоящее время проводятся ежегодно). Такая система долгое историческое время служила мари целям консолидации народа и компенсировала отсутствие национальной государственности [146, с.ЗЗ].

Рассматривая традиционную религию народа мари, как отмечает Н.С. Попов, женившийся молодой человек за всю свою жизнь вместе со своей семьей перед священным деревом должен молиться 5-7 или 9-11 раз [66, с.8], а то и более молений с жертвоприношениями в священной роще. Кроме этого умилистивительные моления в честь духов и божеств могут проводится при несчастных случаях, в случае болезни [133, с.480]. Моления {Кумалтыш) проводятся продуктами земледелия и пчеловодства (бескровная) или домашними животными, птицей (кровная). К жертвам молений относились полотно, холст, полотенце, пряди льна, платки. Эти предметы приносили к священным деревьям и вешали на них [128, с. 132]. Жертвоприношение - это способ общения с Богом, при котором как ценность освещается жертвенное животное, а потом уничтожается как символический дар [145, с.ЗЗ]. Исследователи отмечают строгую систему жречества у мари и четкую организацию молений. Высшую ступеньку этой системы занимали (карты) (рис. 25). Другой казанский профессор Д.П. Никольский, подчеркивал: восточные мари, как и магометане, своих жрецов называли мулла. Он 122 трактовал слова Кузнецова таким образом, что черемисский жрец на горночеремисском и луговом наречии - это карт, на восточном - кугыза, и что это звание жреца не передается по наследству. Жрецов же черемисы выбирают в случаи надобности, по жребию для каждого бога в отдельности и это избрание они почитали за честь и за свою обязанность [89, с. 102]. Обычно ими являлись наиболее «почетные, красноречивые старики», которые определяли, где и когда будут проводиться моления, их порядок и характер жертвы. Их помощниками были (удшо) или (юктючь), следившие за порядком, читавшие молитвы и распоряжавшиеся ходом жертвоприношения. Видимо, еще более низкое положение занимали (уссо), убивавшие жертвенную скотину и приготавливающие кушанья. Кроме того, существовали низшие культовые должности. К ним относились (сомыл ек) (люди дела), помогавшие в заготовке дров и воды, устройстве жертвенников, а также (коштшо ек) (ходоки), оповещавшие о времени моления и покупавшие скот для жертвоприношения [21, с.80]. Карты нередко не только руководители религиозными обрядами, они лечили людей и домашних животных. Многие знали народную медицину и целебные травы. Они были почитаемы за свою деятельность и играли авторитетную роль в жизни общества. Служители культа носили особое одеяние: длинный белый холщевой кафтан с вышивкой, белые вышитые штаны и рубаху, высокую берестяную шапку [129, с. 146-147]. Интересной является и информация о передаче сообщений о молениях, которая осуществлялась по эстафете посредством ходоков. Сообщения не передавались устно, а только посредством извещения (гиерава) в виде деревянной бирки с вырезанными на ней знаками (подо). Гибель системы {гиерава) связывается с появлением алфавита, бумаги и распространением грамотности. Не следует забывать и то, что распространение грамотности в крае связано с православной церковью. [9, с. 11] Термин (шерава) которую приводит Тойдыбекова - это (письмо) способ передачи информации верующих. Посредством (шерава) ходоки передавали закодированное сообщение из рук в руки, для того чтобы не допускать искажения. В старину карты вели свои записи с помощью знаков. Такие вырезные знаки изображали вилы, пчелу, куриную ногу, молоток и др. Частью этой традиционной знаковой системы мари были также тамга-тисте [128, с.263]. В делах Вятской духовной консистории, приведенных Смирновым, относящиеся к молитвенному сборищу в Купран-Солинской рощи в 1828 г., раскрывается тот процесс, путем чего черемисы призывались к общему делу. Что два черемиса деревень Купран-Сола и Ноли-Кукмар увидели сны, которые толковали о том, что всему народу мари нужно совершить мировое моление. Чтобы известить дальних родичей, было избрано 9 посланников, которые подняли весь черемисский край [123, с. 138-174].

Похожие диссертации на Культура повседневности народа мари : историко-культурологический анализ