Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Народные игры в традиционной праздничной культуре тувинцев: историко-культурологический анализ МАЙНЫ ШЕННЕ БОРИСОВНА

Народные игры в традиционной праздничной культуре тувинцев: историко-культурологический анализ
<
Народные игры в традиционной праздничной культуре тувинцев: историко-культурологический анализ Народные игры в традиционной праздничной культуре тувинцев: историко-культурологический анализ Народные игры в традиционной праздничной культуре тувинцев: историко-культурологический анализ Народные игры в традиционной праздничной культуре тувинцев: историко-культурологический анализ Народные игры в традиционной праздничной культуре тувинцев: историко-культурологический анализ Народные игры в традиционной праздничной культуре тувинцев: историко-культурологический анализ Народные игры в традиционной праздничной культуре тувинцев: историко-культурологический анализ Народные игры в традиционной праздничной культуре тувинцев: историко-культурологический анализ Народные игры в традиционной праздничной культуре тувинцев: историко-культурологический анализ Народные игры в традиционной праздничной культуре тувинцев: историко-культурологический анализ Народные игры в традиционной праздничной культуре тувинцев: историко-культурологический анализ Народные игры в традиционной праздничной культуре тувинцев: историко-культурологический анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

МАЙНЫ ШЕННЕ БОРИСОВНА. Народные игры в традиционной праздничной культуре тувинцев: историко-культурологический анализ: диссертация ... кандидата : 24.00.01 / МАЙНЫ ШЕННЕ БОРИСОВНА;[Место защиты: Кемеровский государственный университет культуры и искусств].- Кемерово, 2014.- 186 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования народных игр в традиционной праздничной культуре 14

1.1. Понятие и сущность традиционной праздничной культуры . 14

1.2. Народная игра как предмет культурологического анализа 38

Глава 2. Специфика бытования народных игр в тувинской традиционной праздничной культуре: традиции и современность 66

2.1. Народные игры в контексте традиционной праздничной тувинской культуры . 66

2.2. Семантика народных игр в традиционной праздничной культуре тувинцев . 96

2.3 Трансформации народных игр тувинцев в современных условиях (на примере хореографического искусства) 118

Заключение 138

Список литературы 141

Приложения 165

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Развитие цивилизации в начале XXI в. характеризуется сложными и диалектически противоречивыми процессами, важнейшим вектором которых выступает глобализация. Последней присущи такие явления, как культурный универсализм, унификация, вестернизация. Другой стороной глобализации является стремление к регионализации и локализации культур. В глобализирующемся мире традиционные культуры воспринимаются как фундаментальные опоры, способные противостоять нивелированию и унификации культурных ценностей. Для выявления специфичности культуры того или иного народа следует обратить внимание на регионы, которые в течение столетий создавали и бережно хранили своеобразные национальные традиции.

В Российской Федерации одной из таких территорий является Республика Тыва (Тува). Тува – уникальный регион Центральной Азии, отличающийся многообразием культурных традиций и вызывающий огромный интерес у отечественных и зарубежных исследователей. Будучи древнейшим населением азиатских степей, тувинцы донесли до наших дней специфические культуру и мировоззрение, во многом архаичные, а также самобытные традиции. Культура тувинского народа характеризуется особо выраженным национальным своеобразием, широким набором уникальных элементов и форм, к которым относится и праздничная культура.

Праздничная культура тувинцев восходит своими корнями

к традиционным истокам, остающимся ее ядром и питательной средой для развития. Она представляет собой сложный по содержанию, морфологии и динамике феномен, в котором отражаются быт, традиции, религиозные культы, важнейшие даты истории тувинского этноса, современный общероссийский праздничный календарь.

Одним из основных элементов праздничной культуры, помогающим сохранить национально-культурную самобытность любого народа и развить духовную связь между поколениями, являются народные игры. Природные условия, особенности исторического развития тувинского народа придавали его играм национальное своеобразие и делали их оригинальными, отличающимися от игр других этносов. Однако до сих пор народные игры Тувы – их история, развитие и трансформация – остаются мало или недостаточно изученной областью традиционной праздничной культуры. Изучение и исследование народных игр тувинцев в культурологическом аспекте находятся лишь в начальной стадии.

Таким образом, актуальность настоящей диссертационной работы связана с необходимостью изучения народных игр, входящих в «культурное ядро» тувинского народа и способствующих сохранению его национального своеобразия.

Степень научной разработанности проблемы. Для решения задач, поставленных в исследовании, большое значение имеют труды из различных

областей социально-гуманитарного знания: истории, философии,

социологии, этнографии, культурологии и т.д.

В культурологическом отношении особую важность для раскрытия проблемы исследования представляют работы зарубежных ученых – Э. Тайлора, О. Шпенглера, Л. Уайта и др., а также отечественных авторов – П. С. Гуревича, С. Н. Иконниковой, М. С. Кагана, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева и др. В той или иной степени все они рассматривают теоретические аспекты динамики и содержания традиционной культуры и причины утери ею традиций.

Проблематика диссертационной работы потребовала обращения к рассмотрению понятия «традиционная культура» и его составной части – понятия «праздничная культура».

Для анализа понятия «традиционная культура» большое значение имеют труды С. С. Аверинцева, С. А. Арутюнова, С. И. Вайнштейна, Б. С. Ерасова, С. Н. Иконниковой, В. М. Каирова, А. В. Костиной, С. В. Лурье, Б. Г. Соколова, Э. Тайлора, Л. Уайта, К. В. Чистова, Л. В. Санжеевой и др.

Теория и история праздничной культуры раскрыта в трудах исследователей Л. А. Абрамяна, Д. М. Генкина, К. Жигульского,

A. А. Коновича, А. И. Мазаева, О. Л. Орлова, Т. М. Паренчук, В. Я. Проппа,
И. М. Снегирева, Н. Б. Дашиевой и др. Авторы занимались вопросами
функций, типологии, характерных черт и особенностей праздничной
культуры, а также выделили следующие модели праздника: философско-
культурную, эмпирико-описательную, мифологическую, рекреативную.

Особый интерес представляют работы Е. В. Алексеевой,

B. А. Ленинцевой, посвященные современной праздничной культуре,
в которых они рассматривают ее в качестве открытой системы и как одну
из составляющих общенациональной культуры.

Понятие «игра» является базовым для нашего исследования.
В контексте историко-культурологического дискурса, связанного с игрой,
основополагающими являются труды X. Ортеги-и-Гассета, К. Грооса,
Р. Кайуа, Й. Хейзинги и др. В отечественной научной школе теоретические
аспекты феномена игры отражены в работах Т. А. Апинян,

Ф. В. Всеволодского-Гернгросса, Г. С. Виноградова, М. А. Коськова, А. А. Новиковой, В. А. Разумного, Т. Л. Ретюнских, Н. А. Хренова и др. Роль игры в современной культуре рассмотрены в работах К. Ю. Баннова,

A. В. Кыласова, К. С. Мухтарова, П. Ф. Сумского.

Также следует отметить работы, непосредственно связанные с темой нашего исследования. Изучению народной игры, ее функций и особенностей посвящены исследования И. В. Абрашиной, Ю. П. Брюховой, Н. П. Орловой, Е. В. Протасовой и др. Игровая культура досуга раскрыта в работе

B. Д. Пономарева. Исследования локальных традиционных игр, а также
интерпретации последних в национальной хореографии представлены
в работах О. Б. Буксиковой, М. Я. Жорницкой, А. Г. Лукиной и др.

Особое место при изучении нашей темы мы отвели трудам по тувинской истории и культуре. К ним относятся классические работы исследователей Тувы XVIII–XIX вв. Г. Ф. Миллера, П. С. Палласа, В. В. Радлова, Н. Ф. Катанова, Н. М. Ядринцева и др.

Исследование тувинской культуры по разным аспектам ее истории и этнографии продолжили ученые XX в. – Ю. Л. Аранчын, Л. Д. Гребнев, В. И. Дулов, В. П. Дьяконова, М. Х. Маннай-оол, Л. П. Потапов, Н. А. Сердобов. Большинство таких работ написано в советский период.Объектом научных исследований в 50-80-е гг. XX в. в основном были появившиеся в социалистический период виды профессионального искусства. Различные аспекты культуры тувинского этноса отражены в работах Н. В. Абаева, С. С. Нава, Н. Т. Ултургашевой, О. М. Хомушку и др.

Особое место среди работ по исследуемой проблеме отводится трудам, посвященным изучению тувинских праздников Наадым, Шагаа, Ойтулааш. Из них особо следует отметить исследования А. В. Адрианова, Ф. Я. Кона, О. Менхен-Хелфена, Г. Н. Курбатского, А. К. Кужугет, П. Осташкина и др.

К работам, посвященным тувинским играм, необходимо отнести исследования С. А. Ивановой, О. Ч. Ондар, И. Т. Савенкова, И. У. Самбуу, П. С. Серен, А-Б. А. Соскал, А. А. Турчанинова, Л. К. Хертек и др. Описание и правила некоторых тувинских игр мы встречаем в работах С. И. Вайнштейна, Г. Е. Грумм-Гржимайло, Д. Каррутерса, П. И. Каралькина, С. Р. Минцлова, В. П. Ладыгина, П. Е. Островских, Е. К. Яковлева. Использованию народных тувинских игр в физическом воспитании посвящены работы Е. М. Аг-оол, Э. К. Кыргыс, Э. Э. Мендот, Х. Д-Н. Ооржак, С. Ы. Ооржак.

Свой вклад в изучение традиционной праздничной культуры и отчасти народных игр тувинцев прошлых столетий внесли составители 7-томной антологии «Урянхай. Тыва дептер» (2009), в которой содержатся просветительские и публицистические работы российских и зарубежных ученых, писателей, путешественников о Туве и тувинском народе.

Таким образом, анализ научной литературы показал, что проблемы народных игр в традиционной праздничной культуре, вопросы сохранения игр и их использования нашли должное отражение в специальной литературе по истории, философии, социологии, этнографии и др. Однако комплексного культурологического исследования народных игр в традиционной праздничной культуре тувинцев до настоящего времени не проводилось.

Проблема, решаемая вдиссертационном исследовании, заключается в необходимости изучения народной игры как элемента «культурного ядра» тувинского народа – фактора, потенциально способного содействовать сохранению и развитию культурного наследия Тувы. Функциональные возможности народной игры в этом аспекте составляют проблематику исследования.

Объект исследования – традиционная праздничная культура тувинцев.

Предмет исследования – роль и функции народных игр в праздничной культуре тувинцев.

Цель исследования – выявление специфики народных игр в традиционной праздничной культуре тувинцев как особого элемента культурного наследия, способствующего развитию национальной культуры.

Цель диссертационного исследования обусловила постановку

следующих задач:

1) конкретизировать сущность и понятие традиционной праздничной
культуры;

  1. раскрыть теоретико-методологические подходы к изучению народных игр в контексте культурологической рефлексии;

  2. эксплицировать генезис и развитие народных игр в традиционных праздниках тувинцев;

  3. выявить знаково-символическую природу народных игр тувинцев;

5) изучить трансформации и перспективы развития народных игр
тувинцев в современных условиях.

Теоретико-методологические основы исследования.

Многоаспектный характер изучаемого предмета и неоднородность используемого теоретического и эмпирического материала обусловили междисциплинарный характер анализа.

В общетеоретическом аспекте исследование опиралось на концепции С. Н. Иконниковой, М. С. Кагана, А. Ф. Лосева, В. В. Селиванова, А. Я. Флиера.

Историко-культурологический подход представлен синтезом локально-цивилизационной (Н. Л. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) и эволюционистской (Г. Спенсер, Л. Морган, Э. Тайлор, Д. Фрезер) парадигм развития мировой культуры, что позволило, с одной стороны, рассмотреть тувинскую культуру как уникальный культурно-исторический тип, а с другой – исследовать генезис и становление тувинской культуры в ее динамике.

Рассматривая народную игру в контексте традиционной праздничной
культуры, мы опирались на труды Ж. Пиаже, Й. Хейзинги, Д. Эльконина и
др. Необходимость раскрыть смысловое значение народной игры как
культурного текста, содержащего ключевые коды традиционной

праздничной культуры, потребовала обращения и к семиотическому подходу (Ю. М. Лотман, К. Леви-Стросс, Ч. С. Пирс, В. Н. Топоров, Б. А. Успенский и др.).

В исследовании также использовались общенаучные методы:
сравнительно-исторический, проблемно-логический, системный. Специфика
поставленной цели определила применение такого метода, как

типологический, который дал возможность определить черты традиционной праздничной культуры. На основе историко-культурологического метода выявлены также временные закономерности развития народных игр в традиционной праздничной культуре, соотношение исторических событий с культурным контекстом. Обращение к структурно-функциональному методу

позволило выявить особенности праздничной культуры тувинцев, а также структуру народной игры во взаимосвязи ее элементов и функций. Также использовался описательный метод, представленный такими приемами, как сбор, обработка и интерпретация материала.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. На основе интеграции философского, исторического,
культурологического, социологического подходов к определению сущности
и природы традиционной праздничной культуры конкретизированы ее
понятийно-теоретические аспекты. Выявлено наличие семантических и
смысловых связей данного понятия со смежными по значению терминами
«традиция», «традиционная культура», «праздник», «праздничная культура».

  1. Выявлены перспективные возможности междисциплинарного подхода к исследованию народной игры, позволяющего осуществить интеграцию различных теоретических позиций в осмыслении данного феномена (философской позиции, исторической, культурологической, психолого-педагогической, социологической, искусствоведческой) и представить посредством данной интеграции исследуемой объект в новом содержательном ракурсе, акцентирующем взаимосвязь его ценностных и функциональных характеристик.

  2. На основе историко-культурологического анализа эксплицировано влияние этнических и культурных связей тувинского народа с сопредельными народами Сибири и Центральной Азии на формирование структуру народных тувинских игр.

  3. Выявлены семиотические аспекты народных игр; последние в исследовании понимаются как смысл, средство и результат специфической духовно-практической деятельности тувинцев, направленной на целостное воспроизводство, хранение и трансляцию культуры тувинского этноса, ее смыслового ядра.

  4. Показаны возможности творческих интерпретаций народных игр в различных видах сценической хореографии тувинцев: хореографической композиции, танцевальной сюите, вокально-хореографической картине, этно-балете.

Положения, выносимые на защиту:

1. Выявление характера взаимоотношений между понятиями

«традиция», «традиционная культура», «праздник», «праздничная культура» определило концептуальные акценты, позволяющие теоретически обосновать правомерность существования дефиниции «традиционная праздничная культура» применительно к комплексу праздников и праздничных традиций, обрядов, обычаев, игр, символических атрибутов, отражающих ценности, религиозные воззрения, быт и нравы представителей конкретного этноса, обеспечивающих трансляцию социального опыта и взаимодействие человека, общества, природы и культуры.

  1. В результате многоаспектного изучения игры как феномена культуры было установлено, что народная игра, понимаемая в качестве особого вида исторически сложившейся деятельности этноса, в качестве части традиционной праздничной культуры, выступает ядром, одним из важнейших оснований традиционной культуры вообще. При этом модификации содержания, формы и смыслов народной игры являются отражением динамики изменений культуры данного социума.

  2. Изучение игр в исторической динамике позволяет увидеть за пластами поздних наслоений архаическую игровую культуру, восходящую к ранним формам традиционного мировоззрения и культуры тувинского этноса. Сравнительный анализ показывает, что на формирование и структуру народных игр особое влияние оказали этнические и культурные контакты тувинцев с сопредельными народами Сибири и Центральной Азии (Китай, Монголия, Киргизия, Россия, Бурятия).

  3. Народная игра – это культурный текст, содержащий ключевые коды традиционной праздничной культуры тувинского этноса. Она не просто включает в себя отдельные знаки и символы и отдельные тексты, но выступает как целостное семиотическое действо. Игра является способом сохранения национальных духовных ценностей, играет роль идеальных образов-символов, сохраняющих традиционные знания, составляющие совокупный исторический опыт тувинцев.

  4. На протяжении многих веков игры стимулировали художественный процесс у тувинцев и обогащали традиционную тувинскую культуру. В настоящее время возрождается праздничная культура, в том числе и через народные игры, которые активно актуализируются в жизни тувинского народа, оказывая значительное влияние на развитие и формирование национального искусства, культуры и спорта. Это, в частности, способствует развитию национальной хореографии за счет включения или использования в ней трансформированных и интерпретированных элементов народных игр.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что изучение традиционных праздников и игр имеет большое значение для осмысления проблем исторической динамики, сохранения и развития современной тувинской культуры и роли в ней празднично-игрового начала. Развитие на этой основе дальнейших исследований «культурного ядра» тувинской культуры позволит выявить и уточнить ее адаптационные возможности.

Полученные в ходе исследования результаты не только могут быть использованы для сохранения и трансляции в современном социуме народных игр тувинского этноса, но и будут способствовать поиску теоретических путей и практическому возрождению и популяризации ряда видов национального искусства.

Практическая значимость обеспечивается возможностью

использования полученных результатов в проектах и программах по развитию традиционной тувинской культуры по линии Министерства культуры Республики Тыва, Республиканского центра народного творчества

и досуга, Центра развития тувинской традиционной культуры и ремесел, а
также другими учреждениями культуры и искусства. Результаты
исследования могут быть использованы в работе с дошкольниками в системе
образования, для чтения курсов лекций по истории родного края,
региональной культурологии, этнопедагогике, а также в работе режиссеров,
балетмейстеров и других деятелей искусства (при создании

хореографических композиций, спектаклей, массовых театрализованных постановок и т.д.).

Апробация результатов. Основные положения диссертационного
исследования обсуждались на научных конференциях, симпозиумах,
форумах, таких как: IV Международный симпозиум «Культурное
пространство Восточной Сибири и Монголии: от прошлого к будущему»
(Улан-Удэ, 2009); II Сибирский международный научный конгресс
«Проблемы высшего и среднего специального хореографического

образования в Сибири» (Новосибирск, 2011); Международная научно-
практическая конференция «Молодежь Сибири – науке России» (Красноярск,
2011); Всероссийская научно-практическая конференция студентов,

аспирантов и молодых ученых «Актуальные исследования в сфере культуры
и искусств» (г. Белгород, 2011); II межрегиональная научно-практическая
конференция с международным участием «Актуальные проблемы

исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов
Саяно-Алтая» (Кызыл, 2010); III межрегиональная научно-практическая
конференция с международным участием для молодых ученых, аспирантов и
студентов «Актуальные проблемы исследования этноэкологических и
этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая» (Кызыл, 2011);

межвузовская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук» (Челябинск, 2013) и других.

Диссертация в полном объеме обсуждалась на кафедре

философииТувинского государственного университета.

Структура и объем диссертационной работы обусловлены логикой исследования, направленной на достижение поставленной цели и решение задач. Работа состоит из введения, основной части, содержащей две главы, заключения и списка использованной литературы, а также приложения в виде фотографий традиционных праздников и народных игр тувинского народа. Материал диссертационного исследования изложен на 186 страницах машинописного текста. Список литературы включает 256 наименований работ.

Народная игра как предмет культурологического анализа

В последние годы большое внимание уделяется сохранению и развитию традиционных культур, чьи ценностные векторы могут стать фильтром на пути стремительно развивающихся отрицательных тенденций глобализации. Духовное и материальное богатство традиционной культуры в современном мире выступает как основа национальной и мировой культуры. Архаичные черты и уникальность отдельно взятой культуры создают богатую яркую палитру современного социума.

Одним из важнейших компонентов традиционной праздничной культуры, помогающим сохранить национально-культурную самобытность и развить духовную связь между поколениями, выступают народные игры. Основная проблема, возникающая перед любым исследователем игры, - это проблема ее понимания, смысла. Широкое распространение и применение понятия игры сегодня свидетельствует о ряде трудностей, связанных с данным феноменом. Некоторые исследователи ставят под сомнение даже саму возможность дефиниции игры, полагая, что конкретные игры принципиально различаются и потому не могут описываться понятием. В контексте нашей работы необходимо обратиться к опыту исследований ученых, в той или иной степени рассматривающих данный вопрос.

Смысловых полей исследований, связанных с термином игра насчитывается немало, в каждом из дискурсивных ракурсов игра интерпретируется в соответствии с принятым смысловым контекстом, за счет чего возникает полисемия данного понятия и появляются соответствующие нюансы в его трактовке. Современная гуманитарная наука подходит к изучению проблемы игры в целом и народной игры, в частности, с разных сторон. В связи с этим мы полагаем его следует рассматривать в рамках междисциплинарных исследований. Обычно под ними понимают способ организации исследовательской деятельности, предусматривающий взаимодействие представителей различных научных областей. Культурология тесно связана с философией, историей, социологией др. конкретными науками, которая формируется на базе этих дисциплин и многое берет у них: категориальный аппарат, принципы, методологию и методику исследования. В общих наиболее распространенных научных взглядах, можно выделить несколько альтернативных направлений в исследовании народной игры: философское, культурологическое, историческое, психолого педагогическое, искусствоведческое и др. Так, в толковом словаре русского языка В.И. Даля среди определений «игра» и «играть» на первом месте стоит значение шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем-либо для забавы, от скуки, безделья. Игра это не столько беспорядочное движение, сколько движение, расположение в соответствии со своим внутренним порядком, некоторое подобие танца [54, с. 6-8]. В культурологическом словаре понятие «игра» характеризуется как доставляющая радость сама по себе и существующая вне производственно-профессиональной деятельности. Это положение подчеркивает мысль об отсутствии практической пользы в игре [240, с. 158-159]. Игра есть такая форма проведения человеком свободного времени, которая, как правило, не направлена на достижение какого-либо практического результата, представляет собой индивидуальное или коллективное развлечение, регламентируется правилами, опирается на народные и групповые традиции, благодаря которым и реализуется любой личностью легко и с удовольствием [117, с. 7-19]. В социально-культурном словаре игра определяется как групповая или массовая форма культурных развлечений с элементами интеллектуальных занятий, межличностного общения и организованного отдыха. В истории человеческого общества игра переплеталась с магией, культовым поведением и др. Игра тесно связана со спортом, военными действиями, искусством, имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей и взрослых как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям, как основное пространство для естественного развития личности и освоения основных социальных ролей. Игра – средство социализации детей, включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, конкретной социальной общности или группе сверстников, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование личности ребенка [209, с. 25]. В психологическом словаре отмечается, что в игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. Воспроизводство норм в игре возможно только через нормативный аспект игры, через утверждение определенных порядков, а это неизбежно ведет к некоторым ограничениям. Это представляется крайне важным для понимания законов и определения структуры игры [104, с. 106-107].

На основе рассмотренных нами определений игры, мы приходим к выводу, что игра переносит человека в иное ценностно-смысловое пространство, которое создается путем абстрагирования от привычного повседневного значения предметов и введения новой системы правил. Игра – средство, содействующее формированию определенных черт личности: в ней либо моделируются те или иные жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, навыки, способности, необходимые человеку для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций. Вышеизложенное подтверждает, что нет единого научного определения народной игр. Ученые отталкиваются от интуитивного осознания, соответствующей культуры, определенной реальности и места игры, которое она занимает в локальном и общемировом пространстве.

Народные игры в контексте традиционной праздничной тувинской культуры

Тувинский народ обладает самобытной материальной и духовной культурой, отражающей его жизненные интересы и потребности. В богатейшем историческом наследии тувинского народа особое место принадлежит традиционным праздникам, важным аспектом которых является идея продолжения жизни человека, бессмертия человеческого рода, пожелания людям здоровья, сохранения домашних животных, хорошего урожая, удачи. Однако необходимо отметить, что в процессе социально-экономического и историко-культурного развития, традиционные праздники и народные игры развивались в постоянной взаимосвязи с играми соседних и родственных народов и заимствовали от них то, что соответствовало собственной направленности и национальному характеру [106, с 67].

Традиционная праздничная культура тувинского народа оптимистична по своей природе. Заложенный в ней нравственно-эмоциональный заряд не допускает даже мыслей о победе зла, о возможности гибели человека и всего человечества. Участие в праздничных мероприятиях представителей всех поколений символизирует вечное продолжение человеческого рода. В реальной жизни ритуалы, обряды, обычаи, традиции, народные игры облечены в символы, которые составляют основу праздников.

Проанализировав работы тувиноведов М.И. Вайнштейна, М.Б. Кенин-Лопсана, А.К. Кужугет, Г.Н. Курбатского, М.В. Монгуш, И.У. Самбуу, Л.К. Хертек [32; 97; 113; 199] и других, мы выявили, что все традиционные праздники, несмотря на своеобразие каждого из них, делятся на две группы: годовые производственные (Шагаа, Наадым, буга дагыыр, оваа дагыыр, дук дою и др.) и семейные бытовые (баш кыргыыр, ойтулааш, куда и др.) В работе М.Б. Кенин-Лопсана, мы видим следующие праздники: праздничное пиршество по поводу рождения ребенка; семейный праздник подстригания волос ребенка; праздник шерсти; праздничное пиршество, посвященное урожаю; праздник заготовки кормов; перекочевка; праздник в честь юрты; пиршество по поводу изготовления самого вкусного хойтпака – густого кислого молока; шагаа [97, с. 232]. Историко-археологические и этнографические материалы свидетельствуют о том, что народные игры занимали важное место в жизни тувинского этноса. Народные игры у предков тувинского народа, как и у других народов, появились в зависимости от того, чем занимались жители той или иной местности. Главными исконными занятиями тувинцев были скотоводство и охота. Это отразилось и на содержании тувинских народных игр и состязаний, среди которых с древнейших времен особенно популярными были конные состязания, скачки (аът чарыштырары), стрельба из лука (кара адары), игра «ловля арканом» (шалбалап ойнаары). Характерно, что тувинская национальная борьба (хуреш) до сих пор по традиции начинается ритуальным танцем орла (девиг). Впервые в 1903 г. исследователь этнографии тувинцев Ф.Я. Кон описал следующие тувинские игры: «мюн-мюн» (кыдат-шыдыраа – шахматы), «убчур» (кажык – кости), «талы» (даалы – домино), тугул-шыдыраа (телячьи шахматы), буга-шыдыраа (бычьи шахматы), тос-оол (девять пешек) [99, с. 147]. В 1905 г. вышла книга И.Т. Савенкова «К вопросу об эволюции шахматной игры», где говорится о шахматной игре тувинцев [195]. Последнее по времени описание шахмат у тувинцев принадлежит П.И. Каралькину [87]. Путешественник Г.Е. Грумм-Гржимайло описал следующие игры, которыми забавляются взрослые: чаштыр (прятки), карак-шиер (жмурки). По предположению этнографа-исследователя И.У. Самбуу, игра «жмурки» исчезла к началу XX в. Как отмечает А.А. Турчанинов, «Соеты имеют официальных праздников в году – Новый год, празднуемый 1-го февраля, и Храмовый праздник или «Наир», бывающий осенью в августе или сентябре. Оба эти праздника носят характер большого торжества. На новый год бывают и поздравления, молебствия, борьба и особая игра с мячом, причем мяч этот вроде того, как употребляют в футбол, только поменьше, загоняется в ямку стрельбою из лука, стрелами с плоским наконечником. В этой игре принимает участие много народа. Она требует большой ловкости, силы в руках и меткости глаза, в ней особенно охотно принимает участие высшая чиновничья аристократия. Для вечернего зимнего развлечения среди соетов распространены многие игры: шахматы, два вида домино, особые кости с марками (игра называется Ойнар Упшюр) и деревянные карты (толыва)» [218, с. 185]. Сохранению национальных традиций в республике способствуют крупные традиционные праздники «Шагаа» (встреча Нового года по лунному календарю), «Наадым» и молодежный праздник «Ойтулааш». Шагаа - новогодний праздник тувинцев - в достаточно в полной мере описан многими исследователями. Однако, все они освещают, прежде всего, традиционную форму бытования праздника. Обращаясь к корням Шагаа, А.К. Кужугет, так же как и Л.Н. Жуковская при описании монгольского Цаган Сара, ссылается на Марко Поло и его описание празднования Нового года при дворе Хубилая, которое считается самым ранним упоминанием Шагаа, равно как и бурятского Сагаалгана, в литературе. К началу ХХ в. относится работа А.В. Адрианова «Шага (Сойотский Новый год)» [220]. В истории этого праздника много еще неясного и неизвестного современной науке. Так, к примеру, неизвестно, с какого времени проводился этот праздник в Туве. По предположению А.К. Кужугет термин «Шагаа» имеет монгольское происхождение, очевидно, этот праздник пришел к тувинцам из Китая транзитом через соседнюю Монголию [106, с. 65]. Праздник Нового года приходится на начало белого месяца по лунному календарю (по европейскому календарю это конец января – февраль). Дату праздника определяют ламы [211, с. 60]. Эту дату вычислял только чурагачы, т.е. лама-астролог [97, с. 141]. Время наступления Нового года воспринимается как особое, сакральное, когда проходит разрыв между прошлым и будущим, сопровождающийся борьбой между добром и злом. Праздник утверждает великую «связь времен» и в жизни человека, и во Вселенной [211, с. 60]. А.К. Кужугет, рассматривая бытование тувинского народного праздника Шагаа на территории республики, выделяет следующие периоды: 1. привнесение в культуру тувинцев китайско-монгольской формы встречи Нового года (очевидно, с 1267 г.); 2. с проникновением ламаизма введение буддийских дополнений – атрибутов, терминов, предновогодних богослужений (с конца XVIII в.); 3. присвоение Шагаа статуса государственного праздника (с 1924 г.); 4. период запрещения и забвения Шагаа (конец 30-80-х гг. XX в.); 5. повторное присвоение Шагаа статуса государственного праздника (1991 г.) [88, с. 96]. Тувинцы начинали подготовку к Шагаа сразу после уборки урожая. А жители таежных районов, таких как Тоджа, Тере-Холь, заготавливали будущее угощение в соответствии с особенностями своего быта. Даже самый бедный житель Тоджи заранее припасал хотя бы мешок рыбной муки. Тувинцы заранее готовили праздничную обувь, для ношения в дни Шагаа. Говорили: «Кто имеет хорошую обувь, тот не поддается сырости».

Семантика народных игр в традиционной праздничной культуре тувинцев

В традиционной культуре праздники выступают как «текст в семиотическом смысле слова» – некую последовательность символов, выраженных при помощи обрядового синтаксиса. При этом все символы, знаки включены в мировоззренческий контекст каждой конкретной культуры, так как, несмотря на известное сходство архаических мифологических представлений, имеются и свои особенности, обусловленные характером мифологии, послужившей почвой для данного обрядового комплекса. Известно, что народные игры хорошо сохраняют древние элементы, формы ритуалов и обрядов, имеют четкую магическую и символическую привязку к определенным праздникам. Тувинский народ создал за свою многовековую историю характерные для них игры, соответствующие домашнему быту и хозяйственной деятельности. Народные игры тувинцев имеют определенный философский или магический смысл. Все игры тувинцев основаны на кочевом характере быта и ведения скотоводческого хозяйства. Предметами игры в основном являлось сырье, получаемое от домашних животных. Безусловно в играх, состязаниях, связанных с костями животных, прослеживаются отголоски древних ритуальных игр, символизирующих плодородие скота.

Молодежные игры ойтулааш организовывались в сакральных местах удаленных от человеческого жилища: долинах, лесах, степях, на прогалинах и полянах, куда можно было добраться только верхом на лошадях и быках. Как отмечает Ж.К. Чистик, в шаманских легендах, еще в недавних детских играх (например, в боях игрушечных деревянных быков), а также в реальных боях быков, мы находим отзвуки древних традиционных обрядов, связанных с образом быка и уходящих корнями в эпоху первобытности – в бронзовый век [242, с. 144]. Бык, в традиционной культуре целого ряда народов Евразии, символизировал «иной» мир. Обращенностью игрового действия к «иному» миру являлись, например, скачки молодежи во время проведения «Ойтулааша» при лунном свете на быках без седел. В «нижнем» мире, по поверьям тувинцев, духи так же ездили на быках без седел.

Как пишет Г.В. Зубко, в мифологиях разных народов очень много рогатых персонажей. О священном быке говорят многие мифы народов мира. Этот образ присутствует в наскальных изображениях в святилище Чатал-Гююка (Малая Азия). Классическим примером этого многозначного и сакрального образа быка является критский Минотавр (Вахк-Минотавр) [77, с. 267]. Образ быка имел важное место в идеологических представлениях и культах древнего населения Центральной Азии, о чем свидетельствуют археологические памятники и этнографические материалы, а также тюрко-монгольский этнос. Изображения быка на скалах могут рассматриваться как зафиксированные жертвы, священные животные – ыдыктыг малдар. Бык 98 производитель, по поверьям тувинцев, являл собой символ добра и благополучия, образ его воплощал величие и могущество. На месте, выбранном для оваа, вкапывали столб, на котором устанавливалась рельефная фигурка быка, вырезанная из дерева. Считалось, что обряд установки фигурок на оваа способствует хорошему размножению изображаемых животных [242, с. 143]. Считалось, что во время ойтулааш необходимо проводить ритуальные игрища, так как по поверьям наряду с живыми «играли» и духи предков, представители «иного» мира. В этих местах во время сбора молодежи зажигали костер – символ весеннего тепла, Солнца. Также отметим, что в коллективных мистериальных действах якутов на празднике Ысыах главную роль на площадке играл также очаг, костер, воздвигающийся в его центре. Он символизировал центр всего мироздания, а огонь – его вертикальную ось, связь между тремя мирами якутской космоногии. Перед началом действа площадку освящали дымокуром, сакрализуя праздничное пространство, которое с этого момента переставало принадлежать к обыденности профанического мира и переводилось в разряд условного пространства – первомира [74, с. 17]. На наш взгляд, смысловое значение очага тоже близко к нашему празднику. В этих сакральных игрищах находила выход энергия молодых, тяга к общению. Наряду с играми, входившими в праздник «Ойтулааш», у тувинцев существовала целая система игр-развлечений, подводивших молодежи к интимности. Так, например, до начала XX в. сохранились такие самобытные игры, как «в мужа и жену», игра «сайзанак», которая отражала особенности ведения домашнего хозяйства тувинцев. Наиболее распространенным и популярным развлечением, которое проводилось в старину у тувинских детей, была игра «сайзанак». Во время игры дети разыгрывают по ролям события из повседневной жизни взрослых, пользуясь при этом камешками как марионетками. Игра «ак-ыяш» (белая палочка), несла в себе глубокий сексуальный смысл, как впрочем, и весь праздник. Игра заключалась в том, что самый сильный юноша уже при свете луны бросал как можно дальше палочку из березы (потому - «белая палочка»), отдаленно напоминавшую фаллос. Все участники бросались за нею с целью захватить ее первым и принести на место, откуда ее бросили. Разумеется, многие в толпе падали, было очень весело. В такой непринужденной обстановке молодые люди знакомились с понравившимися девушками, так как просто подойти и познакомиться считалось в тувинском обществе неприличным. Если юноша и девушка нравились друг другу, они могли уединиться и познакомиться значительно ближе. Случалось, что именно на ойтулааш происходил первый сексуальный контакт [106, с. 105]. Сексуальные отношения, по архаическим представлениям, являются одновременно сакральными. В свою очередь, сексуальность связана со жреческими функциями. Неофитки в образе демонических сущностей сами учатся проводить инициационные церемонии. Здесь следует обратить внимание на ряд моментов, которые указывают на обрядовый характер происходящих событий. Во-первых, роковая встреча обычно происходит с молодыми людьми в пограничном пространстве (степь, долина, лес). Во-вторых, действие разворачивается в сакральное время (ночь, полночь). Символ березы (палка сделана из березы) в культуре тувинцев является способом соединения миров, времен, пространства и духа. Береза ассоциируется с первородным единством человека с природой.

Трансформации народных игр тувинцев в современных условиях (на примере хореографического искусства)

Праздники в традиционной культуре тувинцев на сегодняшний день значительно видоизменились. В республике Тыва повышается интерес к национальным особенностям, национальной культуре, языку, праздникам и народным играм. Культура коренного населения Тувы – тувинцев – проходила разные этапы в своем развитии, которые во многом были взаимосвязаны с общими социальными процессами в республике. По мнению М.М.-Б. Харуновой, можно выделить три основных этапа в процессе возрождения тувинской национальной культуры в Туве, начиная с конца 1980-ых гг. и до сегодняшнего дня: 1) конец 1980-х гг. – освобождение от советской системы регулирования этнической культуры, появление отдельных общественных инициатив, начало деятельности общественных движений, 119 провозглашающих возрождение национальной культуры, «вспоминание» традиций; 2) начало 1990-х гг. – признание ряда культурных традиций на уровне власти региона, придание им официального статуса республиканских праздников, символов, социальных явлений и пр.; 3) с середины 1990-х гг. и до сегодняшнего дня – активное развитие традиций национальной культуры во всех сферах общества, в том числе при поддержке власти Республики Тыва. После провозглашения перестройки в середине 1980-х годов общественно-политические изменения, способствовавшие ослаблению идеологического контроля, а затем и его упразднению, привели к либерализации практических всех сфер жизни в стране, в том числе культурной. В условиях свобод, предоставленных государством, появились общественные движения, организации, которые начали возрождать традиции национальной культуры тувинцев. Значительную роль в начале процесса возрождения национальной культуры в Туве сыграли разветвленная сеть учреждений культуры, включавшая народные театры, ТЮЗы, клубы по интересам, драматические, хореографические кружки, агитбригады, любительские объединения. Были развиты формы и методы культурно-просветительской работы, в том числе художественной самодеятельности, для которой была характерна массовость и популярность. Именно наличие организационных форм и опыт самодеятельной работы способствовали созданию условий для созревания идей и начала возрождения национальной культуры. Стали возрождаться и традиционные праздники, например, Шагаа – встреча Нового года по лунному календарю [233]. Впервые в истории современной Тувы Шагаа отмечали в 1986 г. тогда в праздничном мероприятии, организованном в фойе Тувинского музыкально драматического театра, приняли участие молодые ученые, артисты театра, сотрудники национального музея. Основным инициатором праздника 120 выступил доктор филологических наук, ныне министр образования и науки Республики Тыва К.А. Бичелдей. В 1990 г. тем же К.А. Бичелдеем было внесено предложение по внесению поправок в Конституцию Республики Тува, согласно которым День республики (15 августа) и Шагаа получат статус официальных праздников. Постановлением Верховного Совета Тувинской АССР от 08.02.91 г. Шагаа объявлен народным праздником [220]. В целом, на первом этапе возрождения национальной культуры в Туве в постсоветский период определились «движущие силы» данного процесса – творческая и научная интеллигенция, которая благодаря своей профессиональной деятельности стала его духовным лидером, обладавшим определенными знаниями народных традиций и активной гражданской позицией. Одной из главных проблем этого периода было то, что инициативы эти часто шли вразрез с мнением власти. Например, после проведения праздника Шагаа в 1986 г., Тувинский обком партии выразил отрицательное отношение к данному факту. Инициаторов проведения Шагаа обвинили в национализме. Несмотря на это, постепенно в районах республики люди стали встречать Новый год по восточному календарю, и эта традиция широко распространилась в обществе.

Как отмечает М.М.-Б. Харунова, на втором этапе возрождения национальной культуры – в начале 1990-х гг., как мы уже говорили ранее, ряд культурных традиций получает признание политической власти и приобретает официальный статус. Так, уже в 1991 г. праздник Шагаа получил статус государственного праздника республики, как и праздник животноводов Наадым [233]. В настоящее время праздничные мероприятия в г. Кызыл начинаются днем накануне Шагаа. К их числу относятся спортивные состязания (борьба хуреш, стрельба из лука, соревнования по лыжному спорту), предварительные молебны в буддийских храмах, театрализованные представления в учреждениях культуры. Главный новогодний молебен длится несколько часов и проводится во всех буддийских храмах города. Число желающих посетить это религиозное мероприятие настолько велико, что вместить всех в три небольших городских храма не представляется возможным. Поэтому в ночь накануне Шагаа, кроме храмов свои двери для верующих кызылчан открывают еще и Тувинский музыкально драматический театр им. В. Кок-оола, Центр развития тувинской традиционной культуры и ремесел, Дом культуры «Енисей» и «Найысылал», Дом народного творчества, универсальный зал спорткомплекса «Субедей». Праздничные молебны проходят с 21 часа до 5 утра. Благодаря размерам зрительного зала театра молебен, проводимый в его стенах, является наиболее массовым. Кроме того, в этом молебне участвует Камбы-лама Республики Тыва, что, возможно, также влияет на его популярность. Праздничный молебен старается посетить всякий верующий тувинец. Даже те, кто бывает в храме не более одного раза за год, свой единственный визит в храм стараются спланировать именно в дни Шагаа. На рассвете проводится ритуал сан салыры.

Зрелищные мероприятия на площади Арата – главной площади Кызыла – начинаются около 11.00. Здесь проводятся народные игры, спортивно-массовые мероприятия, театрализованное представление, главными героями которого, как правило, становятся животное – символ наступившего года по восточному календарю, а также тувинские эпические персонажи. Участие в праздничном концерте принимают профессиональные и самодеятельные городские и районные коллективы. Среди них - танцоры различных жанров (народные и современные, тувинские и русские), исполнители частушек (и тувинских, и русских), хоомейжи – исполнители традиционного тувинского горлового пения хоомея.

Похожие диссертации на Народные игры в традиционной праздничной культуре тувинцев: историко-культурологический анализ