Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Литературное краеведение как культурологическая проблема : на материале Мордовского края Дрондина Наталья Геннадьевна

Литературное краеведение как культурологическая проблема : на материале Мордовского края
<
Литературное краеведение как культурологическая проблема : на материале Мордовского края Литературное краеведение как культурологическая проблема : на материале Мордовского края Литературное краеведение как культурологическая проблема : на материале Мордовского края Литературное краеведение как культурологическая проблема : на материале Мордовского края Литературное краеведение как культурологическая проблема : на материале Мордовского края Литературное краеведение как культурологическая проблема : на материале Мордовского края Литературное краеведение как культурологическая проблема : на материале Мордовского края Литературное краеведение как культурологическая проблема : на материале Мордовского края Литературное краеведение как культурологическая проблема : на материале Мордовского края Литературное краеведение как культурологическая проблема : на материале Мордовского края Литературное краеведение как культурологическая проблема : на материале Мордовского края Литературное краеведение как культурологическая проблема : на материале Мордовского края
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дрондина Наталья Геннадьевна. Литературное краеведение как культурологическая проблема : на материале Мордовского края : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Дрондина Наталья Геннадьевна; [Место защиты: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева].- Саранск, 2010.- 165 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-24/86

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 15

1.1. Литературное краеведение: теоретические основания и социокультурные функции

1.2. Развитие литературного краеведения в культуре мордовского края

1.3. Литературное образование в процессе воспроизводства культуры: краеведческий аспект

ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНАЯ КОНЩГЩИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ МОРДОВСКОГО КРАЯ

2.1 Новая парадигма литературного краеведения в учебном заведении

2.2 Освоение культурно-образовательного потенциала литературного краеведения в Республике Мордовия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 141

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 145

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Существует тонкая и сложная связь между художественным произведением и местом, вдохновившим писателя на его создание. Д. С. Лихачёв утверждал, что «понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты в связи со всей родной страной». Местное и мировое, индивидуальное и общечеловеческое в классических произведениях художественной литературы находятся в состоянии взаимопроникновения, составляют гармоническое целое, ведут к одной цели – воплощению духовных ценностей и культурных идеалов в живых и конкретных образах. Особая роль в установлении взаимосвязи литературы и культуры принадлежит литературному краеведению.

Литературное краеведение – специфическая область знания о литературе, «та же история литературы, но отличающаяся особым подбором материала, особым аспектом его рассмотрения». Литературное краеведение вычленяет из общего объема краеведческих сведений те, которые имеют отношение к литературному наследию края. Повседневная жизнь людей, история, природа, перенесенные в художественный контекст, обретают при этом эстетическую значимость и становятся «носителями сюжетного развития» (Ю. М. Лотман) культуры в крае. Таким образом, литературное творчество предстает в особой проекции – одновременно как производное и культуроформирующее основание повседневной жизни.

Мордовский край имеет богатую литературную историю, связанную с именами А. С. Пушкина, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. П. Огарева, А. Н. Полежаева, Л. Н. Толстого, А. М. Горького, С. А. Есенина, многих других выдающихся русских писателей, включая активных участников современного литературного процесса. Изучая особенности литературного процесса в мордовском крае, литературное краеведение способно активизировать в нем моделирующие возможности отечественной культуры.

Понятие «мордовский край» (семантически соотносящееся с общим понятием «краеведение»), включает в себя исторически складывавшиеся, зафиксированные в художественных текстах и документах территории проживания мордвы, выходящие за пределы нынешних административных границ Республики Мордовия. Так, в литературно-краеведческом аспекте культура мордовского края предполагает «выходы» в Пензенскую, Нижегородскую, Ульяновскую области. Культурным центром края при этом, конечно же, остаются Республика Мордовия и Саранск – ее столичный город.

Литературная история края постоянно привлекает к себе внимание гуманитариев различного профиля, но обобщающих работ, посвященных литературному процессу в мордовском крае в его исторической динамике, до сих пор нет. На сегодняшний день накоплен большой массив литературно-краеведческих изысканий, но сами они не были еще предметом исследования. В Республике Мордовия сегодня активно идет литературный процесс, формы и направления которого также требуют комплексного культурологического изучения. Литературное краеведение, рассмотренное в контексте культурологии, способно выявить механизмы взаимовлияния литературы и культуры через обнаружение связей между литературной историей края (включая новейший литературный процесс) и культуротворчеством в нем.

Актуальность предлагаемой темы обусловлена также общим состоянием культуры в России, отмеченным снижением духовных запросов общества, ослаблением интереса к чтению и книге, особенно в молодежной среде. Между тем именно традиция «серьезного чтения» формировала культурную атмосферу нашей страны и определяла вектор ее исторического развития. Восстановление культурного потенциала страны возможно через активизацию внимания общества к содержанию и форме литературного образования. Необходимо изучить возможности литературного краеведения и его способности к организации местного культурного пространства в условиях глобализации. Литературное краеведение может сыграть особую роль в воспроизводстве лучших традиций русской классической литературы, накопившей огромный опыт одновременно экстрагирования и культурной концентрации, сосредоточенности на лучших чертах народа, его исторической целеустремленности к «правде жизни», сохранении высших духовных ценностей. Включенное в стратегический план развития культуры в мордовском крае, литературное краеведение способно активизировать интерес к классической литературе, серьезному чтению и тем самым составить альтернативу массовой культуре, заполнить «пробелы» в процессе воспитания и формирования высокодуховной личности – основного носителя и творца культуры, в программе возвращения России статуса «самой читающей страны».

Степень теоретической разработанности проблемы. Междисциплинарный характер исследования потребовал привлечения широкого круга источников.

Концептуально-методологический характер имеют труды по актуальным проблемам философии, теории и истории культуры, литературы – С. С. Аверинцева, А. И. Арнольдова, Л. М. Баткина, М. М. Бахтина, В. С. Библера, А. Я. Гуревича, Н. Я. Данилевского, М. С. Кагана, К. Н. Леонтьева, Ю. М. Лотмана, П. А. Сорокина, П. А. Флоренского, О. Шпенглера и др.

Концептуально-теоретическую основу исследования определили труды по краеведению и литературному краеведению. Об использовании местного материала в процессе обучения и воспитания писали еще в XVII в. Я. А. Коменский, в XVIII–XIX вв. – А. Дистервег, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо.

В России эту идею развивали Н. Х. Вессель, Е. А. Звягинцев, Н. И. Новиков, Д. Д. Семенов, К. Д. Ушинский и др. В отдельных аспектах литературное краеведение рассматривалось в трудах выдающихся методистов второй половины XIX века В. И. Водовозова, В. П. Острогорского и В. Я. Стоюнина. Практическому внедрению краеведческого подхода в обучение, в частности, введение в систему образования специального предмета «отечествоведение», посвящена работа А. Карповой. В начале XX в. Б. Ф. Адлер высказывает идеи о внедрении этнографии в литературные программы средней школы. Особое значение имеют научно-теоретические труды по проблемам краеведения основателей «петербурговедения» Н. П. Анциферова, И. М. Гревса.

Педагогические основы советского краеведения разработаны в трудах П. П. Блонского, Г. Ф. Гудкова, П. В. Иванова, Н. К. Крупской, P. P. Мунирова, Л. П. Пинкевича, М. Н. Покровского, И. В. Соколовской, К. В. Строева.

Вопросы организации краеведческой работы в процессе изучения литературы в школе достаточно полно освещены в исследованиях П. С. Бейсова, Э. Г. Беккера, Л. М. Белоруссова, Н. Х. Весселя, М. Г. Качурина, А. И. Княжицкого, П. В. Куприяновского, Н. А. Милонова, И. И. Пашининой, Л. П. Прессмана, А. Г. Прокофьевой, Л. С. Скепнер, Л. А. Соловьева, Н. П. Терентьевой, Ю. С. Широковского, М. Д. Янко и др.

Роль литературных экскурсий в культурном воспитании подчеркивали известные ученые: Н. П. Анциферов (1922; 1924; 1926; 1929); Н. С. Ашукин (1924); Д. Д. Благой (1926); М. В. Веселовский (1921); М. О. Гершензон (1914); И. М. Гревс; Н. К. Пиксанов (1928); Н. Н. Фатов и др.; начиная с М. А. Рыбниковой, методисты советского времени Г. Л. Ачкасова, П. А. Бурдейный, В. С. Габо, В. П. Герасимов, Я. С. Духан, Н. П. Лощинин, В. Я. Лящук, А. Е. Ставровский проанализировали методику экскурсионной работы в системе преподавания литературы; вклад в разработку методики походов, организации кружков, музеев, клубов по литературному краеведению внесли. М. Бороздинов, Ю. Б. Верольский, В. П. Ершов, П. В. Иванов, Н. Л. Касимов, З. А.Огризко, Р. П. Осипчук, В. Г. Смирнов, И. Е. Солодовников, М. А. Успенский, В. П. Финкельштейн, Н. П. Фокеева, Г. Ю. Элькин; возможность использования краеведческого материала на уроках внеклассного чтения и на факультативных занятиях, а также приемов включения материалов по литературному краеведению на уроках рассматривали Л. Г. Басырова, А. Б. Богоявленский, Н. И. Ганнусенко, Т. Д. Зеушева, В. Г. Маранцман, Л. М. Остераг, Я. А. Роткович, А. В. Рыжеволова.

В 80–90-е годы XX в. выходят работы В. В. Аристова, В. С. Баниге, И. В. Берельковского, В. Д. Васильевой, Н. И. Ганнусенко, И. И. Кочеткова, Т. А. Кругаевской, М. А. Никоновой, В. Н. Патрушева, Р. Н. Порман, З. И. Рабецкой, К. В. Стародуба, В. А. Сушицкого, Е. Флейман о Вологодском, Московском краеведении, литературном краеведении в школах Севера, Петербурга, Центрального района, Западной Сибири, Брестчины, Оренбургского края, Поволжья и т.д.;

Ученые все чаще говорят о путях включения литературно-краеведческого материала в широкое литературное образование.

Начало литературно-краеведческим исследованиям в мордовском крае в XX веке положил труд выдающегося ученого-краеведа И. Д. Воронина «Литературные деятели и литературные места в Мордовии». Позже появились исследования мордовских филологов Н. И. Черапкина, пензенского писателя О. М. Савина. Большой вклад в историю литературы и культуры мордовского края сегодня вносят труды Н. И. Ворониной.

Различным аспектам истории и культуры мордовского края посвящены работы С. Б. Бахмустова, Н. Л. Васильева, Н. М. Инюшкина, И. В. Клюевой, А. А. Котлова, В. Н. Куклина, В. И. Лаптуна А. С. Лузгина, Н. Ф. Мокшина, А. Б. Танасейчука, Л. Н. Францевой, В. А. Юрченкова и др.

Объект исследования – литературное краеведение как самостоятельная область культурологического знания.

Предмет исследования – литературное краеведение как культурологическая проблема (на примере мордовского края).

Цель исследования – выявление культуроформирующих возможностей литературного краеведения в мордовском крае.

Эта цель конкретизируется в следующих задачах:

  1. Выявление теоретических оснований литературного краеведения и его современных социокультурных функций.

  2. Рассмотрение особенностей развития литературного краеведения в культуре мордовского края.

  3. Анализ содержательной связи между литературным образованием и воспроизводством культуры в мордовском крае.

  4. Изучение форм включения литературного краеведения в практику учебных заведений Республики Мордовия.

  5. Описание основных направлений развития и разработка актуальных форм литературного краеведения в современной культуре мордовского края, выявляющих его просветительский и культуроформирующий потенциал.

Рабочая гипотеза исследования.

Диссертант исходит из утверждения о том, что литература является моделирующим фактором культуры, формирующим направление развития общества. Литературное краеведение связывает семантику русской литературной традиции (поиск истины, смысла жизни, обостренная этикоцентричность) с запросами современных носителей культуры на определенной территории, в частности, в Республике Мордовия. Литературное краеведение здесь имеет тенденцию к культурному расширению: от конкретно-образовательной специфики (в школе) в XX в. – к системе широкого литературного просвещения (в социальной практике и виртуальном пространстве) в XXI в. Внедренное в стратегический проект развития культуры, оно может сыграть особую роль в актуализации ценностей отечественной культурной традиции и активно влиять на процесс воспроизводства культуры в мордовском крае, активизировать интерес к литературе и чтению и тем самым составить альтернативу массово-информационной культуре.

Эмпирическую базу исследования составили:

краеведческие исследования мордовского края, включая изыскания в области его литературной истории;

публикации в периодических изданиях России и Республики Мордовия по частным аспектам литературной жизни в мордовском крае;

материалы литературных сайтов в сети Интернет, раскрывающие содержание современного литературного процесса;

материалы официальных сайтов библиотек Республики Мордовия, Мордовского республиканского объединенного краеведческого музея имени И. Д. Воронина.

Методологическая основа исследования. Диссертационное исследование оказалось возможным благодаря комплексному анализу специфических явлений духовной сферы (литературное творчество, художественные концепты, терра- и хронотопика) на основе междисциплинарного подхода. Он позволил объединить в целостную систему знания данные таких гуманитарных дисциплин, как краеведение, литературоведение, история, психология, педагогика. При этом исследование имеет выраженную культурологическую направленность: ее обеспечивает опора на теорию культуры, рассматривающую последнюю как специфическую социальную деятельность по формированию генеральных смыслов бытия, «программы» развития общества.

Ведущим для данной работы является принцип системности, который определил соответствующие методы исследования и их иерархию:

интегративный метод позволил применить данные различных областей гуманитарного знания к решению задач, поставленных в настоящем исследовании;

сравнительно-исторический метод позволил выявить особенности современного этапа эволюции литературного краеведения в мордовском крае;

аналитико-интерпретативный метод позволил обнаружить формы сопряженности литературного краеведения и многоаспектной культурной деятельности (сфера образования, туризм, музейное дело, средства массовой информации);

метод психолого-педагогического анализа позволил выявить насущную потребность современного общества в «воспитании литературой» с применением регионального компонента в условиях образовательных учреждений среднего уровня, в повседневной культурной практике, в виртуальном пространстве;

историко-литературный метод позволил выделить краеведческий компонент в системе школьного литературного образования и сформулировать концепцию преподавания литературного краеведения в школах Республики Мордовии.

системно-функциональный метод дал возможность обнаружить общую культурологическую основу разнообразных форм современной литературной деятельности и выявить культурные функции литературного краеведения в крае.

Научная новизна работы. Впервые проведено комплексное культурологическое исследование литературного краеведения на материале мордовского края: с момента становления данного направления культурологического знания до этапа его современного существования. В ходе исследования получены следующие результаты:

в систематизированном виде представлена история развития литературного краеведения в России, выявлены его теоретические основания и социокультурные функции;

показаны направления и особенности развития литературного краеведения в культуре мордовского края;

рассмотрена проблема воспроизводства отечественной культуры через внедрение литературного краеведения в программу литературного образования в мордовском крае;

представлена парадигма литературного краеведения в современном учебном заведении (на примере средних школ Республики Мордовия);

показаны просветительские и культуромоделирующие возможности литературного краеведения в культуре мордовского края.

Результаты проведенного исследования представлены в следующих положениях, выносимых на защиту:

  1. Литературное краеведение – специфическое культурологическое знание, устанавливающее связь между литературной историей края и культурным творчеством в нем – выделившись в самостоятельную исследовательскую область в 20-е годы XX в. из общего краеведческого контекста, сформировано поэтапным междисциплинарным взаимодействием истории литературы, краеведения, педагогики. Теоретические основы литературного краеведения составили идеология просвещения, обоснование краеведческого компонента в образовании, моделирование культурного процесса. Расширение теоретического фундамента обеспечивают литературоведение, история, культурология, позволяющие выявить социокультурные функции литературного краеведения: литературное образование, передача культурных традиций, патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание населения.

  2. Литературная история мордовского края позволяет говорить об уникальности его культурного ландшафта, о его огромном духовном потенциале. Литературное краеведение через соотнесенность литературы и истории края позволяет читательской аудитории осознать себя хранителем и преемником отечественных культурных ценностей, что очень важно в условиях засилья массовой культуры. Литературное краеведение, включенное в стратегический план развития культуры в республике, заполняет духовные пустоты и пробелы в воспитании современной личности. Научные основы литературного краеведения в мордовском крае связаны с культурологической деятельностью Ю. Ф. Басихина, И. Д. Воронина, Н. И. Ворониной, литературоведческими исследованиями Л. Г. Васильева, С. С. Конкина, современных филологов, культурологов и историков С. Б. Бахмустова, Н. Л. Васильева, И. В. Клюевой, В.И. Лаптуна, А. Б. Танасейчука, В. В. Юрченкова и др., восстанавливающих культурно-исторический и литературный ландшафт края.

  3. Культуротворческий потенциал литературного краеведения в мордовском крае выявляется на двух уровнях. Первый – начальное литературно-краеведческое образование в рамках учебных заведений Республики Мордовия – предполагает включение литературно-краеведческого комплекса. Второй – широкое литературное просвещение – предполагает организацию многоплановых форм приобщения к «серьезному чтению» населения края через литературно-краеведческую деятельность библиотек, музеев, читательских кружков, клубов библиофилов, литературных кафе и т.п. Особое значение приобретает виртуализация литературного образования через создание виртуального литературного пространства (литературные интернет-сайты, виртуальные литературные клубы, карты и ландшафты, экскурсии).

  4. Новая парадигма литературного краеведения в учебных заведениях Республики Мордовия вовлекает обучающихся в углубленное изучение литературной истории мордовского края на занятиях по литературе, через создание собственного фонда литературно-краеведческой и соответствующей методической литературы, музейной практики, через изучение периодики, работу школы юного экскурсовода, через привлечение обучающихся к сетевой организации литературного краеведения на основе широкого распространения информационных технологий. Экспериментальные данные показали, что благодаря литературному краеведению происходит осмысление духовных исканий, отраженных в литературе, восстанавливается культурная связь между поколениями, формируется патриотическое отношение к своему краю.

  5. Литературное краеведение в современной культуре Республики Мордовия эволюционирует в сторону широкого литературного просвещения, что предполагает осмысление определенной его модели. Во-первых, организация собственно литературной жизни в крае через писательские объединения, литературные периодические издания, деятельность книжных издательств, литературные студии, различные формы непосредственного общения с читателями (литературные вечера, читательские конференции, диспуты и т.д.). Во-вторых, формирование литературного ландшафта края через деятельность по распространению художественной литературы в крае, выявление содержания литературного наследия, увековечивание памяти выдающихся писателей. В-третьих, формирование виртуального литературного пространства края с координирующим центром – «Литературный сайт Республики Мордовия», на который будет стекаться вся информация о литературном процессе республики. В-четвертых, активизация института местной литературной интеллигенции и создание литературоцентричной среды в крае через возможность участия в реальном литературном процессе или его обсуждении, через создание структур, объединяющих досуговое общение и занятия литературой. В-пятых, развитие литературного туризма через создание литературных туристических маршрутов по Саранску и краю в целом, ландшафтных и виртуальных литературных карт. Литературное краеведение в его современных формах может быть включено в стратегический план развития культуры в мордовском крае. Автор является разработчиком сайта «Литературная карта мордовского края».

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость диссертационного исследования обусловлена комплексным подходом к проблеме сохранения и воспроизводства русской культуры, культуры мордовского края, научным обоснованием важной роли в этом процессе литературного краеведения. Практическая значимость исследования связана с возможностью применения полученных результатов в курсах лекций по культурологии, истории литературы; в повседневной культурной деятельности – в разработке программ развития литературного туризма на территории Республики Мордовия, создании виртуальной литературной карты мордовского края, мест литературного просвещения. Теоретическая часть исследования стала научной основой для предложенной автором актуальной концепции развития современного литературного краеведения на территории Республики Мордовия.

Апробация исследования. Основные теоретические и практические положения диссертации, материалы и результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях: Международных «Национальные российские традиции и их роль в воспитании» (Саранск, 2007), «Четвертые Цветаевские чтения» (Елабуга, ЕГПУ, 2008); 2-х Всероссийских «Язык и литература в контексте культуры» (Саранск, 2004), «Державинские чтения в Республике Мордовия» (Саранск, 2005–2009); городском педагогическом марафоне учителей «Образование. Творчество. Развитие» (Саранск, 2006); XV Краеведческих чтениях (Саранск, 2008); заседаниях аспирантского объединения и кафедры литературы МГПИ им. М. Е. Евсевьева (Саранск, 2001–2004).

Структура диссертации определяется общей концепцией, целью, поставленными задачами, логикой исследования. Работа излагается на 165 страницах, включает введение, две главы (пять параграфов), заключение. Список источников –263 наименования.

Литературное краеведение: теоретические основания и социокультурные функции

Традиционно литературное краеведение рассматривалось в контексте школьного образования в качестве дополнительного средства формирования интереса школьников к литературе либо в контексте специфической музейной деятельности. Но мы обнаруживаем в содержании данной дисциплины не только конкретный, узкоспециальный смысл, но гораздо больший, культурный потенциал, что позволяет рассматривать и использовать литературное краеведение как одно из средств организации культурного пространства. В России сохранение интереса и ценностей книжной литературной традиции является особенно значимым, поскольку, как отмечают русские философы, именно на российские регионы, на провинциальную культуру направлена нынешняя волна вестернизации, ведь именно здесь - основная сила России, хранящая «золотой запас» народной духовности [187, с. 17].

Литературное краеведение является важным средством сохранения культурной традиции в обществе. В свое время Д. С. Лихачев обратил внимание на то, что только на основе краеведения можно решать насущные проблемы экологии культуры: «Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая не только современность, но и прошлое своих предков. Жить там, где жили поэты и прозаики великой русской литературы, ... ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях литературы, посещать квартиры-музеи - значит общаться «духовно», - писал он [146, с. 12].

В последнее время понимание значения литературного краеведения в сохранении русской культуры увеличивается. Об этом свидетельствует расширение круга источников в контексте данной проблематики. Достаточно привести в пример работы Э. Г. Беккера «Литературное краеведение как одно из средств раскрытия связи литературы с жизнью» [20], Н. Ф. Бельчикова «Литературное источниковедение» [24], Т. А. Зеушевой «Литературное краеведение как средство воспитания учащихся» [83], Н. П. Лощинина «Литературный музей и школа» [153] и др.

Сегодня нередки попытки выявления истории формирования литературного краеведения как отдельного научного направления. Так, И. Н. Волынец выделяет четыре этапа его развития:

I этап (со времен античности до 40-х годов XIX века) - период формирования основ будущей теории литературного краеведения;

II этап (30-40-е годы XIX века - II половина XX века) - становление краеведения как науки, в это время начинают разрабатываться теоретические основы краеведческой науки; выделяется школьное литературное краеведение и методы его внедрения в образовательный процесс; этап (60-80-е годы XX века) - этап становления литературного краеведения: разработка научно-теоретического основания вопросов содержания, родниковой базы, форм работы, методов и приемов обучения эффективной литературно-краеведческой деятельности; IV этап (90-е годы XX в. - начало XXI вв.) - период усовершенствования литературно-краеведческой работы в системе образования и культуры, характеризующийся разработкой теоретических основ проведения школьной краеведческой литературной деятельности; использованием литературного краеведения как средства морально-нравственного воспитания учащихся, будущих учителей, исследованием педагогических основ их подготовки по методике литературно-краеведческой работы, проблемы подготовки дипломированных учителей-словесников к проведению указанной деятельности и т.д. [45].

Разнообразие подходов к осмыслению литературного краеведения свидетельствует о расширении представлений и растущем интересе к данной дисциплине в целом. Поэтому представляется необходимым комплексное исследование литературного краеведения в контексте культурологического знания.

Теоретические основы литературного краеведения формировались на протяжении достаточно длительного времени. Основу теории литературного краеведения заложили просветители-педагоги, обосновавшие необходимость введения в систему просвещения так называемого «местного элемента», собственно краеведческого материала. Эту мысль впервые высказал чешский просветитель Ян Амос Коменский, критиковавший абстрактно-словесную систему обучения и воспитания в Европе в XVII в. Я. А. Коменский подчеркивал, что «...следовало бы начинать обучение не со словесного толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними» [103, с.47].

Дальнейшее обоснование и развитие идея краеведения получила в просветительской деятельности Ж.-Ж. Руссо и И. Г. Песталоцци [208; 191]. Так, согласно Песталоцци, воспитание должно быть «природосообразным», должно соответствовать природе человека, не выходя за ее пределы, укрепляя ее естественные добрые начала - «послушание и любовь, благодарность и доверие в их единстве»[191, с. 207]. Первые высказывания о важности связи обучения с жизнью родного края в русской педагогической литературе появились во второй половине XVIII века.

Развитие литературного краеведения в культуре мордовского края

Мордовский край имеет богатую литературную историю, нашедшую отражение в историко-теоретических исследованиях мордовских ученых. Литературная история края имеет уникальный культурный ландшафт, наполненный высокодуховным содержанием. С мордовским краем биографически или творчески связаны многие русские писатели, в том числе А.И. Радищев, И.И. Лажечников, В.Г. Белинский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.И. Даль, Н.С. Лесков, В.Г. Короленко, Л.Н. Толстой, А.И. Куприн, П.И. Замойский, А.Г. Малышкин, Ф.В. Гладков и многие другие.

У истоков литературной истории мордовского края стоял А.Ф. Селиванов, который еще в 1889 году опубликовал в губернской печати сведения о Н.П. Огареве, назвав его «одним из талантливейших современных поэтов». Первый по Саранской губернии уездный врач Григорий Павлович Петерсон стал первым в Саранске литературным краеведом, краеведом энтузиастом, который занимался изучением истории Саранска и его окрестностей, знакомя нас с «Очерками из саранской старины», «Остатками старины в Пензенской губернии», «Историческими сведениями об Инсаре и его уезде» и многими другими публикациями. К раннему периоду литературно краеведческих изысканий в нашем крае относится деятельность М.О. Гершензона, И.А. Салова (жизнь и творчество поэтов Н. П. Огарева, Н.М. Сатина), академика А. А. Шахматова, издавшего в 1910 году «Мордовский этнографический сборник». Определенный вклад в литературное краеведение республики внес историк Н.П. Руткевич, в 1946 году выпустивший в Саранске сборник «Славные сыны Мордовии на фронтах Отечественной войны». Научные основы литературного краеведения связаны с литературоведческой и литературно-критической деятельностью ученых XX в. М.М. Бахтина, И.Д. Воронина, Л.Г. Васильева, С.С. Конкина, Ю.Ф. Басихина, современных филологов Н.Л. Васильева, О.Е. Осовского, А.Б. Танасейчука и др.

Основоположником литературного краеведения в Республике Мордовия является Иван Дмитриевич Воронин, признанный научным и культурным сообществом как первооткрыватель, летописец и эксперт краеведческой проблематики мордовской истории. Результатом его обширной научной деятельности стало увековечивание практически всех культурных памятников мордовского края. Благодаря его трудам отмечены мемориальными досками и знаками памятные места Саранска, культурные «гнёзда» дореволюционной Мордовии - Старое Акшино, Архангельское Голицино, Смольково. Свою кандидатскую диссертацию он защитил в 1942 году в Москве, куда его вызвали с фронта, по творчеству А. И. Полежаева. Кстати, как замечает Н. И. Воронина, первый биограф Полежаева Николай Бегичев признавался, что И. Д. Воронин заново открыл биографию поэта [54, с. 90].

Имя Ивана Дмитриевича Воронина (1905-1983) хорошо известно российской краеведческой науке. Им написано 14 книг по различным проблемам истории мордовского края. Среди них такие известные труды, как «Саранск», «Достопримечательности Мордовии», «Живописная школа Саранска», «А.И. Полежаев» и др., опубликовано более 300 научных статей. С 1950 по 1959 гг. И.Д. Воронин возглавлял Союз писателей Мордовии, с 1961 по 1970 гг.-кафедру русской и зарубежной литературы (сразу после М. М. Бахтина) в Мордовском государственном университете имени Н.П. Огарева. Выдающийся ученый вел большую общественную работу, был председателем Мордовского отделения комитета защиты мира (1951-1980), охраны памятников истории и культуры (1970-1980), участвовал в работе съездов и Международных конгрессов. И. Д. Воронин «открыл» для России Н. П. Огарева, А. И. Полежаева, для Мордовии - И. К. Макарова. «Вытянул» из истории все мельчайшие высказывания побывавших в Мордовии (проездом ли, или специально) известных русских писателей Л.Н. Толстого, А.Н. Толстого, А.С. Новикова-Прибоя, В.И. Селиванова, П. С. Паласса и др., отметив на карте края практически все точки их общения с землей мордовской и с людьми в прошедшие века. Именно И.Д. Воронин создал своеобразный атлас «культурных гнезд» в Мордовии, своеобразную «энциклопедию» культурной памяти края, стал в культуре Республики Мордовия центром притяжения научных и творческих сил [54, с. 91].

Во второй половине тридцатых годов формируется магистральное направление научной деятельности И.Д. Воронина - история и культура родного края. Первое научное исследование И.Д. Воронина было посвящено творчеству выдающегося русского поэта-демократа А.И. Полежаева.

В январе 1938 года страна широко отмечала столетие со дня смерти страстного борца против самодержавия. В Мордовии «инициатором многих мероприятий, связанных с этой датой и увековечением памяти поэта, был Иван Дмитриевич. Его заботы встретили понимание и поддержку общественности республики, особенно писательской организации. Возглавлял писательскую организацию работавший тогда в Саранске, по командировке Союза писателей СССР, видный литератор и общественный деятель Алексей Яковлевич Дорогойченко.

«С Алексеем Яковлевичем, - вспоминает И.Д. Воронин, - я познакомился сразу же после его приезда в Саранск в конце тридцать седьмого года. Он стремился поднять у нас в Мордовии на более высокий уровень художественное творчество, литературную критику, всемерно поддерживал также и исследовательскую работу. Очень одобрил мои усилия по изучению и пропаганде творчества Полежаева. Мордвин по национальности Дорогойченко отлично понимал великое значение культуры, относился к ней с благоговением. В начале января, незадолго до юбилея, мы вместе Алексеем Яковлевичем ездили в деревню Покрышкино Ромодановского района, где прошло детство Полежаева. Многое там напоминало о той далекой поре: сохранился бывший барский сад, бытовало много преданий о поэте и его предках. Наиболее ценные предания мы записали. В деревне прожили два или три дня, провели там встречу с земляками поэта...» [34, с. 14]

По инициативе Ивана Дмитриевича Союз писателей Мордовии направил письмо А. Н. Толстому с просьбой посодействовать тому, чтобы А. И. Полежаеву была посвящена в издававшейся тогда десятитомной истории русской литературы отдельная глава, чтобы в программах для филологических факультетов высших учебных заведений было предусмотрено более широкое изучение жизни творчества поэта. Затем, опять же по просьбе И. Д. Воронина, Союз писателей Мордовии направили письмо в Москву с ходатайством о сооружении памятника А. И. Полежаеву.

С 1939 года И. Д. Воронин работал в должности заместителя редактора только что созданной газеты «Молодой ленинец». С 1940 года в Саранске выходит литературно-художественный альманах на русском языке «Литературная Мордовия», ответственным секретарем которого был И.Д. Воронин. Издание альманаха стало событием в литературной жизни республики. Именно здесь ученый опубликовал такие статьи, как «Новые документы о поэте А. И. Полежаеве», «Лермонтов и Полежаев».

Новая парадигма литературного краеведения в учебном заведении

Как мы попытались показать в первой главе, литературная история края, запечатленная в литературном краеведении, выполняет своеобразные пропедевтические функции по отношению к культуре края, вводя широкую читательскую аудиторию в ее уникальный контекст.

Культуротворческий потенциал литературного краеведения в мордовском крае раскрывается при двухуровневом подходе. На первом уровне осваивается начальное литературно-краеведческое образование в рамках учебных заведений Республики Мордовия, здесь предусмотрено формирование программ с включением в них литературно-краеведческого компонента. При этом литературное краеведение формирует уникальную систему знаний о своеобразии родного края. Введение национально-регионального компонента образования в школьную практику позволяет молодой генерации лучше узнать духовные истоки своего народа, родной язык и литературу, обогатиться культурой других народов, проживающих в Республике Мордовия, и одновременно приобщиться к ценностям мировой литературы. Гармоническое развитие личности невозможно без приобщения к ценностям мировой литературы и осознания общечеловеческого в национально-самобытных произведениях.

Программа организации литературно-краеведческой работы в учебном заведении предполагает дальнейшее использование ее результатов в широком культурном пространстве региона. Изучение в школах национальной культуры, языка, как показывает практика, помогает не только более глубокому осмыслению истории своего народа, но и формирует национальное самосознание. Познавая традиции, обряды, обычаи, школа тем самым способствует сохранению национальной самобытности народа.

Краеведческий материал как национально-региональный компонент в системе школьного литературного образования в Мордовии внесен в содержание уроков литературы при изучении творчества русских писателей как в средних, так и в старших классах. Этот учебный материал можно рассмотреть в нескольких аспектах: при изучении монографических тем (связь биографии писателя с жизнью мордовского края); при изучении произведений, посвященных мордовской земле и народу, населяющему ее; при анализе произведений, в которых повествуется о мордве; при проведении параллелей между произведениями русских классиков и мордовских писателей.

Литературное краеведение на современном этапе характеризуется расширением источниковедческой базы, то есть вовлечением в научный оборот вновь открываемых архивных документов, материалов эпистолярного характера, периодической печати, мемуаров и т.д., а также углубленной разработкой проблем теоретического и методологического характера.

Отбор источников краеведческого характера в системе литературного образования является важной методологической проблемой. Разные исследователи предлагают различные основания для определения содержания источниковедческой базы.

Так, Н.А. Милонов в книге «Литературное краеведение» в основу классификации литературно-краеведческих источников закладывает характер их существования (печатная, рукописная, устная форма источника) и место хранения источников (в архиве, библиотеке, музее, личной коллекции и т. д.).

Для использования в учебных целях удобна классификация, основанная на хронологическом принципе. Точкой отсчета в этом случае является факт создания писателем художественного произведения. По степени важности первое место, по мнению исследователя, «занимают творческие источники — подготовительные материалы, черновые рукописи, последующие рукописные редакции, прижизненные публикации произведений» [161, с. 73]. Далее следуют «несколько групп источников, в которых те или иные события отразились сразу или вскоре после того, как они произошли» [161, с 76]. Имеются в виду дневники и эпистолярная литература, периодика, архивные документы, мемуары, прочие виды источников (местные издания, фонды библиотек, памятники истории и культуры и т. д.).

Работа с источниками по программе литературного краеведения стимулирует и развивает исследовательские способности школьников, приобщает их к научной работе. Познавая родной край, школьник может почувствовать себя «в рядах исследователей, занятых изучением родной литературы и своей необъятной Родины. В этом, может быть, заключается своеобразный элемент «научной героики» и творческой романтики» [161, с. 175].

Литературным краеведением (в обычно принятом понимании) в школе занимаются на уроках литературы, во внеклассной и внешкольной работе, при этом последние две формы занятия краеведением наиболее используемы в школьной практике и достаточно изучены в методике преподавания литературы [См.: 29, 42, 57, 76, 138, 157, 203].

Похожие диссертации на Литературное краеведение как культурологическая проблема : на материале Мордовского края