Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мифоразрушительная и мифосозидательная тенденции в современной культуре Маслова Светлана Валериевна

Мифоразрушительная и мифосозидательная тенденции в современной культуре
<
Мифоразрушительная и мифосозидательная тенденции в современной культуре Мифоразрушительная и мифосозидательная тенденции в современной культуре Мифоразрушительная и мифосозидательная тенденции в современной культуре Мифоразрушительная и мифосозидательная тенденции в современной культуре Мифоразрушительная и мифосозидательная тенденции в современной культуре
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Маслова Светлана Валериевна. Мифоразрушительная и мифосозидательная тенденции в современной культуре : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Маслова Светлана Валериевна; [Место защиты: Том. гос. ун-т].- Томск, 2007.- 139 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-9/817

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования. Современная культура отражает процессы и изменения, происходящие в обществе и в человеческом сознании. Изменения в сознании людей связаны с процессом индустриализации XIX-XX вв. и переходом к постиндустриальному обществу в XXI веке. Эти изменения выражаются в процессах массовизации и ремифологизации в культуре, что позволяет говорить об актуальности исследования специфики мифа в современном сознании.

Современная культурная ситуация характеризуется как ситуация постмодерна, выражающая ментальную специфику современной эпохи в целом. Постмодернизм как концепция не является монолитной, внутренне непротиворечивой системой, унифицированной по своим основаниям, методам и целям; она характеризуется не только атрибутивной, но и программной плюральностью, которая воплощает себя в широком спектре проектов. Вместе с тем, к настоящему времени утвердилась точка зрения, согласно которой постмодернизм - эпоха не столько в развитии социальной реальности, сколько сознания. Появляется совершенно новое восприятие реальности как хаоса, получившее название постмодернистской чувствительности, и, соответственно, возникают новые схемы организации и оперирования ею.

Ситуация постмодерна характеризуется переходом к новому типу рациональности, понимаемой в широком смысле как общая стилистика мышления. Появление развитых систем рационально-понятийного знания вообще не приводит к одновременному полному вытеснению из духовной жизни общества элементов мифологического сознания, которое постоянно воспроизводится на уровне спонтанного житейского опыта и в ситуациях, связанных с необходимостью коллективного социального действия. Миф активизируется там, где рационалистическое миропонимание либо не занимает господствующего положения, либо по каким-то причинам его теряет. В динамике культуры подобные ситуации связаны с глобальными процессами, лишающими однозначности прежнюю систему ценностей, что мы и наблюдаем в культуре постмодерна. Переход к рациональности постмодерна в общественном сознании вызывает компенсаторную реакцию в коллективном бессознательном, что выражается в усилении массового сознания как активного потребителя мифов. С другой стороны, как реакция на ремифологизацию в массовой культуре, появляется и противоположная тенденция - разрушение мифа.

Актуальность настоящего исследования определяется ситуацией усиления мифологического мышления в современной культуре, что позволяет говорить о ремифологизации, проявляющей себя в феномене массовой культуры. Одновременно существуют культурные артефакты, выпадающие из этой тенденции, и в то же время не укладывающиеся в представления об элитарном мифотворчестве. Если тенденция к усилению мифа в массовой культуре получила свое отражение в современных философско-культурологических, а

также социологических трудах, то тенденция к разрушению мифа практически не рассматривалась.

Степень разработанности темы. Литература, посвященная мифологии и
различным формам мифологического сознания весьма обширна. Различные
отрасли гуманитарного знания в той или иной степени обращаются
мифологической проблематике и связанными с ней феноменами социальной
жизни и коллективного сознания. Различные аспекты данной проблемы
разрабатывались как представителями западной философско-

культурологической традиции, так и отечественной. Однако отсутствуют специальные работы, посвященные анализу особенностей функционирования мифа в современной культуре, которые проявляют себя как наличие двух противоположных тенденций: актуализация мифотворческих механизмов и, одновременно, разрушение мифа.

Исходя из того, что мифичность является неотъемлемой характеристикой сознания, как коллективного, так и индивидуального, необходимо рассмотреть массовое сознание как обладающее этим свойством в высокой степени. Эта высокая степень мифичности массового сознания породила такой феномен современной социальной реальности как массовая культура, в которой мифосозидательные механизмы особенно сильны. Изучение проблемы массового сознания имеет глубокие корни в философской, социологической, психологической традиции. Понятия «толпы» и «массы» рассматривались в трудах Г. Блуммера, Э. Канетти, Г. Лебона, С. Московичи, X. Ортеги-и-Гассета, Г. Тарда, И. Тэна, 3. Фрейда, К.Г. Юнга, К. Ясперса, а также Б.А. Грушина, Д.В. Ольшанского и др. Указанные авторы описывали свойства массового сознания и пытались объяснить его происхождение. Проблема происхождения и развития массового сознания, а также его связи с коллективным бессознательным наиболее подробно исследовались в трудах К.Г. Юнга и Э. Нойманна. Они характеризовали массовое сознание как регрессивную форму коллективного сознания, опирающуюся на бессознательные архетипические структуры.

Характеристики массового сознания, роднящие его с мифологическим сознанием и обеспечивающие его высокую восприимчивость к архетипическим структурам, формирующим мифы, рассматриваются в трудах Н.С. Автономовой, Р. Гвардини, Б.А. Грушина, Е.М. Мелетинского.

Структурные характеристики мифа: архетипический сюжет и структура под различными углами зрения рассматриваются в трудах К. Леви-Стросса, Э. Кассирера, М. Элиаде, У. Эко, К.Г. Юнга. При выделении устойчивых элементов мифа авторы используют различные термины, которые, в сущности, имеют много общего и не противоречат друг другу, что позволяет сформировать понятия «архетипическая структура» и «архетипический сюжет» и отделить их друг от друга.

Если юнгианский психоанализ конституирует архетипы как наследственные бессознательные структуры, организующие человеческое мышление и поведение, то рациональность является специфическим способом организации опыта, характерным для сознания. Различным трактовкам понятия

рациональности, ее типологизации и исследования причин и проявлений ее кризисного состояния в современной культуре посвящены работы Н.С. Автономовой, М. Вебера, П.П. Гайденко, В. А. Лекторского, М.К. Мамардашвили, Н.С. Мудрагея, Е.П. Никитина, Г.И. Петровой, М.А. Розова, Ю. Хабермаса, B.C. Швырева.

Характеристики массовой культуры описываются в трудах Р.Барта, А.В. Захарова, Н.Б. Маньковской, Л.А. Орнатской, X. Ортеги-и-Гассета, А. Тоффлера, У. Эко. Связывая существование массовой культуры с процессами индустриализации, с формированием постиндустриального общества и культуры постмодерна, они не анализируют ее мифологические основания.

Отсутствуют значительные труды, посвященные исследованию тенденции к разрушению мифа, существующей в современной культуре. Можно отметить только упоминания о ее существовании в трудах Е.М. Мелетинского, не содержащие анализа и подробного рассмотрения.

Проблема диссертационного исследования определяется тем, что впервые именно в культуре постмодерна стали разрушаться структурные основы мифа. В современной культуре формируются две противоположные тенденции -усиление влияния мифо образующих архетипических структур и их разрушение, что проявляется в феноменах массовой и элитарной культуры. Проблема формулируется как выявление взаимосвязи между рациональным и мифическим способами организации опыта, порождающей патологический разрыв между крайностями массовой и элитарной постмодернистской культуры, что свидетельствует о культурном кризисе.

Объектом данного исследования является функционирование мифа в современной элитарной и массовой культуре.

Предметом исследования является влияние рациональности постмодерна на мифотворчество в современной элитарной и массовой культуре.

Цель исследования - выявить противоречивые тенденции (мифоразрушительную и мифосозидательную) в современной культуре, и обосновать их связь с существенными характеристиками рациональности постмодерна.

Из поставленной цели с необходимостью вытекают следующие задачи:

  1. Доказать, что мифичность является одним из существенных свойств массового сознания и показать специфику ее проявления в нем.

  2. Проанализировать структурные характеристики мифа с целью их последующего выявления в современной массовой культуре.

  3. Определить особенности рациональности постмодерна и ее влияние на коллективное бессознательное.

  4. Показать специфику функционирования мифа в современной культуре в контексте перехода к рациональности постмодерна и доказать наличие мифосозидательной и мифоразрушительной тенденций.

  5. Аргументировать наличие мифосозидательной и мифоразрушительной тенденций через анализ произведений художественной литературы XX века.

Научная новизна связана с тем, что в работе:

Доказано, что мифичность как существенное свойство массового сознания проявляет себя в процессе взаимодействия содержаний сознания и архетипических структур бессознательного и становится возможной только в единстве их взаимодействия. Характерные черты архаичного мифологического сознания трансформируются в массовом сознании и приобретают свою специфику: эмоционально насыщенные образы архаичного мифа становятся стереотипами массового мышления и восприятия; неприятие Хаоса превращается в агрессивную реакцию на все, что не вписывается в существующий или желательный порядок; антропоморфизм трансформируется в потребность в меняющихся кумирах и вождях; на уровне деятельности мифичность проявляется в тяготении к ритуалу.

Выявлены структурные характеристики мифа: «архетипическая структура» (код, содержащий правила организации сюжета) и «архетипический сюжет» (наиболее общий образ, являющийся инвариантом конкретных мифологических повествований), а также отношение между ними. Архетипический сюжет является первым отражением архетипической структуры на материале нашего бытия и , в отличие от формальной структуры, носит содержательный характер.

Доказано, что такие характеристики рациональности постмодерна, организующей опыт в сознании, как плюрализм, релятивизм, отказ от построения устойчивых структур, вызывают компенсаторную реакцию бессознательного, выражающуюся в усилении мифосозидающих механизмов. Функционально связь сознания и бессознательного носит компенсаторный характер: если в сознании ослабевают механизмы, упорядочивающие опыт (рациональность), то усиливаются бессознательные механизмы упорядочивания (архетипические структуры мифа).

Обосновано наличие мифоразрушительной тенденции в современной культуре как проявление постмодернистской чувствительности с одной стороны, и реакция на экспансию массовой культуры, с другой стороны.

Теоретические и методологические основания исследования

Теоретической основой диссертационного исследования являются результаты общегуманитарной мысли, такие как структурализм, постструктурализм, психоанализ, связанные с раскрытием сущностных основ мифа, различных форм коллективного сознания, рациональности и их места в культуре. Методологическая база предпринятого исследования сложилась из:

комплексного подхода как средства методологического

фундирования мифосозидательной и мифоразрушительной тенденций в

современной культуре;

метода сравнительного анализа, смысл которого обнаруживается в

поиске общего в различных подходах к исследованию массового и

элитарного сознания, структуры и архетипа, типов рациональности,

явлений массовой и элитарной культуры;

исторического метода, применяемого в осмыслении изменения места

рациональности в коллективном и индивидуальном сознании при переходе

к культуре постмодерна;

психоаналитического метода в юнгианской трактовке

применительно к анализу отношения между сознанием и бессознательным,

мифом и рациональностью, а также элитарной и массовой культурой;

анализа литературных источников, иллюстрирующих

мифосозидательную и мифоразрушительную тенденции.

В качестве содержательных элементов исследования, иллюстрирующих усиление и разрушение мифа в культуре постмодерна, используются произведения английской и американской литературы XX века следующих авторов, относящихся к массовой литературе: Б. Картленд, Э. Маккинли, Дж. X. Чейза, а также представителей элитарной постмодернистской литературы: Д. Барнса, Д. Барта, Дж. Фаулза

Основные положения, выносимые на защиту:

В современной культуре, определяемой как культура постмодерна, существуют две противоположные тенденции: мифоразрушительная и мифосозидательная, проявляющиеся, соответственно, в элитарной и массовой культуре.

Эти тенденции порождаются компенсаторным характером отношения между сознанием и бессознательным, с характерными для них способами организации опыта (рациональность в сознании и миф в бессознательном).

Возникновение мифоразрушительной и мифосозидательной тенденций обусловлено формированием рациональности постмодерна, оперирующей с миром как хаосом.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Теоретическая значимость исследования определяется степенью заявленной выше новизны. Поднятая в диссертации тема принадлежит к области фундаментальных интересов культурологии. Рассматриваются общие тенденции развития культуры в связи с процессами взаимодействия коллективного сознания и бессознательного. Дается обоснование кризиса современной европейской культуры, определяемой как культура постмодерна, через анализ функционирования современного мифа.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты могут служить базой для культурологического исследования явлений массовой и элитарной культуры, интерпретации культурных текстов. Некоторые результаты диссертации могут использоваться для научно-методических разработок преподавания отдельных разделов гуманитарных дисциплин, лекций, посвященных проблемам современной культуры, эстетики, социальной психологии

Апробация работы. Положения и результаты исследования излагались и обсуждались на методологическом семинаре кафедры социологии, психологии и права ТПУ в феврале 2006г., на научных конференциях и семинарах: на

Всероссийской конференции «Культура как способ бытия человека в мире» (Томск, 2002), на Международной конференции «Актуальные проблемы гуманитарных наук» (Томск, 2004), на научной сессии «Невские чтения» (Санкт-Петербург, 2006, 2007), на VII Всероссийском семинаре молодых ученых «Дефиниции культуры» (Томск, 2006).

Структура работы подчинена целям и задачам исследования, последовательное решение которых отражено во введении, двух главах (шести параграфах), заключении и списке литературы.

Похожие диссертации на Мифоразрушительная и мифосозидательная тенденции в современной культуре