Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Молодежные движения в культуре России и Запада второй половины XX века Самоявцев, Михаил Владимирович

Молодежные движения в культуре России и Запада второй половины XX века
<
Молодежные движения в культуре России и Запада второй половины XX века Молодежные движения в культуре России и Запада второй половины XX века Молодежные движения в культуре России и Запада второй половины XX века Молодежные движения в культуре России и Запада второй половины XX века Молодежные движения в культуре России и Запада второй половины XX века Молодежные движения в культуре России и Запада второй половины XX века Молодежные движения в культуре России и Запада второй половины XX века Молодежные движения в культуре России и Запада второй половины XX века Молодежные движения в культуре России и Запада второй половины XX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Самоявцев, Михаил Владимирович. Молодежные движения в культуре России и Запада второй половины XX века : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01. - Нижневартовск, 2005. - 136 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Понятие молодежной культуры как контркультурного и субкультурного явления

1. Сущность и содержание молодежного движения 15

2 . Контр культурные молодежные движения как социально обусловленный феномен 26

3. Специфика молодежной субкультуры 44

Глава 2. Молодежные движения второй половины XX века, их истоки, специфика и значение 59

1. Западные модели молодежных субкультур 59

2. Российские молодежные движения 89

Заключение 116

Библиография 121

Введение к работе

Актуальность темы исследования

На переломном этапе развития российского общества, когда жизнь становится чрезвычайно сложной и динамичной, важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются молодые люди и которые во многом определяют обыденное сознание и повседневные представления о настоящем и будущем вступающих в жизнь поколений.

При этом для исследования ценностного мира современной молодежи чрезвычайно важным представляется и исторический взгляд, анализ тех жизненных планов и установок, которыми руководствовались предшествующие поколения.

Возрастание роли молодежи в общественной жизни по мере ее усложнения и интенсификации - общесоциологический закон, действующий в любом обществе. Молодежь в ряду других социальных субъектов выполняет одну исключительную функцию - она является проводником новых идей, инициатив, выступает носителем новейших знаний. Как подчеркивал немецкий социолог К.Менерт, роль молодежи в современном историческом процессе состоит в кристаллизации ценностей будущего1. Молодежь имеет повышенную способность к творчеству, более раскованное, свободное от догм мышление, обостренное воображение, стремление к фантазии. У нее более острая, емкая память, «не отягощенная грузом старой, ненужной, а часто вредной информации» . Молодежь по своей природе, как правило, является противником консерватизма и застоя.

Молодежь - это своеобразный жизненный потенциал общества, наиболее здоровая часть населения, резерв его интеллектуальных сил

1 Mehnert К. Jugend im Zeitbruch. Woher- Wohin? Stuttgart, 1976. P.l 1.

2 Ильинский И. M. За гуманное и справедливое общество, за демократический социализм. М., 1990. С. 38.

и возможностей. Молодежь - это социальный аккумулятор тех трансформаций (новых идей, критических настроений, ценностных ориентации и т. п.), которые постепенно происходят в глубинах общественной жизни, ускользая от внимания большинства. Молодежь - это и особый социальный процесс воспроизводства общества -демографический, социальный, духовный. Будучи «продуктом» истории, молодежь в то же время выполняет в ней глобальную по значению общесоциальную функцию - она связующее звено в развитии истории каждого конкретного общества, «субъект-преемник» материальных и духовных ценностей предшествующих этапов его развития. От того, что принимает молодежь, а что отбрасывает (идеалы, принципы политики, экономики, нормы нравственности, эталоны культуры и т. п.), зависит направленность исторического развития, его непрерывность. От диалога «отцов» и «детей» зависит стабильность общества, степень реализации инновационного потенциала, который несет в себе молодежь, и собственно развитие общества. То общество, которое понимает это и дает возможность молодежи реализовать ее потенциал, может рассчитывать на свое будущее, может считать себя передовым.

Будущее нашего общества во многом зависит от нового мировоззрения, от новых поколений, которые должны войти в жизнь в атмосфере демократии и гуманизма, т. е. в атмосфере властвования новых ценностей. «Если наше общество хочет действительно обновиться, - пишет И.М.Ильинский, - оно должно переоткрыть для себя молодежь как могучий фактор социальных перемен и своего обновления, воспринять ее как социальную реальность особого рода»1.

В науке нет однозначного толкования понятия молодежь. Так, к примеру, социологический подход к исследованию молодежи

Ильинский И. М. За гуманное и справедливое общество, за демократический социализм. M., 1990. С. 38.

предполагает понимание ее как большой, внутренне-неоднородной социально-демографической группы, особенности которой определяются ролью и местом молодого поколения в системе воспроизводства и развития общества1. Молодежь надо рассматривать не как совокупность готовых индивидов или как сумму проявлений физических и психических качеств, а как результат действия некоторых объективных взаимоотношений индивидов в социально и экономически определенных общественных системах, очерчивая методологические предпосылки для изучения молодежи как социальной группы и социально-философского понятия . По определению С.Н.Иконниковой, молодежь - это социально-демографическая группа, внутренне дифференцированная по ряду признаков, «сложное, многомерное и динамичное образование, постоянно воспроизводящее и изменяющее социальную структуру

общества» .

В.Т.Лисовский считает молодежь специфической социально-демографической общественной группой, имеющей «общие социально-психологические особенности и ориентации»4. Оба автора справедливо подчеркивают обусловленность социального положения молодежи в обществе, ее функций, видов деятельности, ценностных ориентации, интересов и потребностей возрастными, социально-психологическими и социокультурными особенностями и зависимостью от общественного строя и исторической ситуации.

В самом общем виде молодежь рассматривается как социально-демографическая группа, особенностью которой является отсутствие специализированной, зафиксированной в определенной форме социально детерминированной деятельности по развитию

1 Молодежь России: социальное развитие. M., 1992. С. 3.

2 Мальцев А. П. Молодежь - философские проблемы становления субъекта культуры. Автореф. диссерт... к.
ф. н.Уфа, 1988. С. 143.

3 Иконникова С. Н. Социология молодежи и проблемы коммунистического воспитания. Л., 1988. С. 21

4 Лисовский В. Т. О чем спорят .старшеклассники. M., 1990. С. 40.

производительных сил и целесообразному преобразованию производственных отношений. Однако, указывая на отсутствие одного признака, предполагается наличие другого, определяющего молодость как «период в развитии поколения, находящегося в объективных условиях выбора специализированной профессиональной и социально значимой деятельности в сфере общественных отношений»1. Следует согласиться с той частью данного определения, где автор характеризует ценностно-ориентационную деятельность как одну из ведущих для этой группы и понимает под молодежью в современном обществе часть поколения, входящего в процесс расширения воспроизводства культуры. Одним из критериев молодежности является период складывания мировоззрения как важнейшего элемента личности. Специфическим качеством молодости можно считать связь на основе единого умонастроения2.

Таким образом, в своем социальном качестве молодежь -самостоятельная (относительно других) социально-демографическая группа. Ее социальные особенности определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства и развития общества, а также способностью не только унаследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Не возраст, как таковой, а положение в обществе служит основой выделения молодежи как особой общественной группы. В этом смысле представляется целесообразным и, безусловно, своевременным обращение к исследованию такого вопроса, как молодежные движения. Дело в том, что этот вопрос хотя и не оставлен вниманием исследователей, но изучается все же в рамках отдельных научных отраслей - социологии, психологии, общей педагогики, социальной

1 Мальцев А. П. Молодежь - философские проблемы становления субъекта культуры. Автореф. диссерт... к.
ф. н.Уфа, 1988. С. 13.

2 Кочетова М. П. Исторические изменения сознания молодежи. Автореф. диссерт... к. ф. н. Ростов-на Дону,
1982. С. 10.

философии. Культурология, благодаря ее междисциплинарной направленности, емкости методологических подходов, приемов и принципов, открывает всю многоаспектность проблемы, но главное -позволяет оценить и осмыслить различные проявления молодежной культуры (молодежные движения, в том числе - неформальные, асоциальные и т.п.), в особенности такие, которые прежде не представляли научного интереса, да и не могли в определенном смысле составить предметное поле исследования.

Степень научной разработанности проблемы

Степень научной разработанности проблемы может быть оценена
как с точки зрения нарастания интереса к молодежной культуре,
молодежным движениям (который в последние годы заметно
усилился), так и в методологическом аспекте, поскольку необходимо
произвести понятийно-терминологическую «адаптацию»

теоретического материала применительно к различным проявлениям молодежной культуры. Как правило, сколь-нибудь существенные молодежные движения второй половины XX века рассматриваются как субкультурные явления. Так, к примеру, в концепции социокультурной стратификации К.Соколова субкультура понимается, в первую очередь, как явление социально-психологическое и художественное.

Другим авторитетным отечественным исследователем -Б.Ерасовым - были выделены и кратко охарактеризованы следующие десять типов субкультуры: бедные и богатые, тендерная, городская и сельская, девиантная, классовая, криминальная, молодежная, периферийная и элитарная.

Следует отметить, что использование понятия «субкультура» в
отечественной литературе по-прежнему ограничивается

фрагментарной интерпретацией данного понятия с учетом разработок

социальной психологии. Взаимосвязи же его с основными положениями теории культуры, включение в культурологический анализ этих положений до сих пор остается малоисследованным. В результате остается весьма расплывчатым объяснение самой природы указанного феномена, и до сих пор остается открытым вопрос о его соотношении с более общим понятием - «культура» (здесь необходимо сделать оговорку - речь идет конкретно о феномене молодежных субкультур), а тем более не дается каких либо объяснений связям субкультуры с другими явлениями.

Подобное положение в особо острой форме проявляется при обращении к молодежной проблеме, когда речь идет о группообразованиях, нетрадиционных для нашего общества. В частности, стремление некоторых исследователей дать объективную характеристику неформальных объединений молодежи («панков», «рокеров», «металлистов» и т. д.) так или иначе, наталкиваются на феномены, относящиеся к сфере культуры. Сразу возникают вопросы: какова природа этих феноменов? В каком соотношении эти феномены с культурой общества?

В терминологическом плане они получили обозначение как «субкультура». Однако анализ содержательной стороны этого понятия так и остался за пределами культурологических исследований.

Исследование Т.Щепанской, изучавшей молодежную субкультуру хиппи в конце 80-х годов, ее книга «Символика молодежной субкультуры» - наиболее серьезное научное исследование в данной области. Молодежная субкультура в ее исследовании анализируется именно как культурное сообщество, выявляются и описываются общекультурные закономерности и их конкретное проявление в функционировании и развитии такого культурного сообщества, как хиппи.

Так же в этой области можно выделить работы отечественного психолога М.В.Розина, активно занимавшегося проблемами молодежной суб- и контркультуры, в особенности культурой хиппи. Среди других отечественных авторов, занимавшихся изучением данной проблемы можно назвать О.Г.Заярную, А.И.Мазурову, И.Ю.Сундиева, П.В.Разина и др.

Объект исследования. Объектом диссертационного

исследования является культура России и Запада второй половины XX века.

Предмет исследования - молодежные движения как субкультурные и контркультурные явления в культуре России и Запада второй половины XX века.

Цель исследования - целью данной работы является комплексный анализ молодежных субкультурных движений второй половины XX века. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

уточнить содержание понятий «молодежная культура», «молодежное движение», «молодежная субкультура», «молодежная контркультура», выявить их специфику и теоретико-методологический потенциал;

раскрыть социокультурные предпосылки молодежных движений, социальную обусловленность их природы;

выявить механизмы формирования и проявления субкультурных и контркультурных молодежных движений, проанализировать различные их модели;

исследовать влияние молодежных субкультур Запада на отечественные молодежные движения;

провести сравнительный анализ западных и отечественных молодежных движений.

Теоретико-источниковая база исследования

В ходе исследования привлекались различные источники -научные монографии, статьи, авторефераты диссертаций, статистические данные, материалы периодических изданий, справочников и энциклопедий, публицистика, художественная критика; социологические, культурологические, философские, психологические, эстетические, исторические работы отечественных и зарубежных авторов, среди которых хотелось бы особенно выделить таких исследователей, как Аберкромби Н., Гуревич П.С, Ионин Л.Г, Лисовский А.В., Лисовский В.Т., Розин М.В., Сергеев С.А., Сикевич З.В., Смелзер Н., Тернер Б.С, Фрейд 3., Фойер Л., Хилл С, Хойбнер Т.

Методологическая основа исследования

Диссертационное исследование выполнялось в русле
культурологического подхода. Также применялись приемы и методы
социологического, философского, историко-культурного,

аксеологического, типологического, системного, структурного подходов. В работе систематизируются различные оценки и определения молодежной культуры, рассматриваются ее разнообразные по своему характеру и способу проявления.

В первой главе - она носит теоретический характер - при разборе понятийно-терминологического аппарата применялись общефилософские методы. Во второй главе — приемы и методы исторического и социологического подходов в исследовании культурных феноменов.

Научная новизна исследования:

осуществлен комплексный анализ молодежных движений как субкультурных и конрткультурных феноменов;

расширено определение специфики молодежных суб- и контркультур;

выявлены социокультурные предпосылки молодежных движений в культуре второй половины XX века;

описаны и проанализированы различные западные и отечественные молодежные движения в культуре второй половины XX века;

в научный оборот введены новые материалы и данные социологических исследований по молодежным контркультурным движениям (анализ стилистики, символики, различных способов артизации внутри различных молодежных движений и т.п.);

Практическая значимость исследования

Материалы исследования могут послужить основой для дальнейших научных изысканий по проблемам молодежной культуры, а также при разработке учебных курсов по культурологии, культурфилософии, социологии, психологии, а также составить основу специализированных курсов, посвященных вопросам молодежной культуры, различных ее проявлений. Кроме того, отдельные аспекты могут быть использованы в работе комитетов по молодежной политике, социальных служб и т.д.

Апробация работы

Основные положения и выводы настоящего исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях: «Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия» (Нижневартовск - 2003, 2004 гг.), «Инновации в образовании и культуре: проблемы, тенденции и перспективы развития» (Нижневартовск - 2005 г.), а также на теоретических семинарах кафедры теории и истории культуры Нижневартовского государственного гуманитарного университета. По материалам диссертации подготовлен ряд публикаций.

Положения, выносимые на защиту

1. Понятие «молодежное движение» как категория научного
анализа включает разнообразные формы и способы проявлений
молодежной культуры. В широком смысле оно представляет собой
совокупность объективных и субъективных процессов развития
молодежи, способ реализации социальной активности молодежи,
проявление социальной субъектности. В узком смысле молодежное
движение можно рассматривать как совокупность массовых или
групповых молодежных действий, направленных на реализацию своих
интересов, поиск своей социальной идентичности, наконец,
удовлетворение своих потребностей. Молодежное движение заключает
в себе мощный инновационный, культуротворческий потенциал.

2. Молодежные контркультурные движения и молодежные
субкультуры - социально обусловленный феномен, так как, с одной
стороны порождаются самой социальной жизнью, а, с другой, служат
своеобразной формой протеста и, в то же время, способом адаптации
молодежи к тому же обществу. Контркультурные движения есть
неизбежное следствие социального конфликта, открытого и
осознанного протеста молодежи против общества взрослых, его
ценностей и авторитетов. Молодежная субкультура - чаще нейтральна
по отношению к общей модели культуры, в рамках которой она
возникла и существует. Молодежная субкультура выступает как
значащая среда, создающая определенную картину мира и
передающаяся путем социализации в ней новых членов. Молодежная
субкультура - это, по сути, наиболее компромиссный способ
сублимации асоциальных и внесоциальных импульсов. Исходными
мотивами возникновения субкультурных молодежных образований
выступают острая потребность молодежи в социальном приятии,
«экзистенциальный кризис возраста», поиски себя, своего места в
мире, потребность в самореализации, самовыражении. Молодежная

субкультура обретает контркультурный статус, когда сообщество «отверженных», «иных» молодых людей выступает с открытым протестом, не желая вписываться в установленные основной культурой нормативные рамки и стереотипы поведения.

3. Отечественные и западные молодежные субкультуры
осознанно ищут некий новый стиль жизни. Основой этого стиля или
имиджа становится трансформированный и адаптированный к
местным условиям образ заимствованной извне культуры,
цивилизации, литературного или киногероя, культовой фигуры или
группы, обязательно романтизированных и идеализированных,
ставших «культовыми» или «культурно мифологизированными».
Большинство мифологизированных молодежных субкультур США и
Западной Европы, постсоветского пространства заимствовали свои
субкультурные конструкции от буддистских традиций и ритуалов
Востока, экзотических моделей Африки, культуры
североамериканских индейцев, глубинных российских традиций,
некоторые из них имеют техногенный характер, как побочный продукт
индустриального общества. В процессе конструирования на чужой
почве первозданный образ чужой культуры очищается от
неприемлемых черт, пополняется новыми интерпретациями,
рождаемыми новой средой обитания образа.

4. Отечественные молодежные субкультуры, начиная со стиляг,
культивировали российский, «Запад», московский «Бродвей» в
соответствии с представлениями, традициями и возможностями
национального уклада и культуры, становясь сложной, неповторимой
конструкцией, сочетающей в себе элементы «своих» и «чужих»
традиций. Например, субкультура московских хиппи унаследовала
традиции странничества и анархопацифизма: толстовское отрицание
государства и «непротивление злу насилием». Таким образом, многие

отечественные молодежные субкультуры - явление скорее органическое, чем привнесенное и заимствованное. Западные образцы субкультурных стилей, ритуалы и ценности во многих случаях были переработаны и переосмыслены в соответствии с особенностями российской цивилизации и российской ментальности.

5. Особенность многих отечественных субкультур заключается в том, что они носят как бы «потешный», игровой, а не философский, идеологический характер, ориентированы лишь на проведение досуга в среде единомышленников, либо на передачу и распространение информации, символов. Если в США, странах Западной Европы альтернативные движения, выросшие на почве молодежных субкультур 60-70-х гг. активно участвуют в социально-политических процессах этих стран, гуманитарных программах, помощи больным, инвалидам, престарелым, наркоманам и т.п., то в России они носят более символический, иллюстративный, демонстративный характер, лишены глубинных основ и социально-политической значимости, большинство из них ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации.

Структура и общий объем диссертационной работы Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Общий объем работы составляет - 136 страниц.

Сущность и содержание молодежного движения

В современной культурологической, социологической и политологической литературе понятия «молодежное движение», «молодежная организация», «молодежное объединение» нередко смешиваются. Достаточно часто они являются взаимозаменяемыми, что отражает как действительную взаимосвязь между этими категориями, так и частое использование одного и того же термина для обозначения разнопорядковых явлений. Для обеспечения аналитической строгости необходимо дать более четкое разграничение таких смежных понятий как «организация», «объединение», «движение».

Термин «организация» употребляется в нескольких смыслах Во-первых, так может называться искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения ясно очерченной функции. В этом смысле молодежная организация выступает как социальный институт с определенным статусом. В таком значении слово «организация» относится, например, к добровольному молодежному союзу. В этом случае под организацией понимается объединение людей, совместно реализующих интересы, программы или цели, на основе определенных норм и правил.

Во-вторых, этот термин может означать определенную деятельность по организации, включающую в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию работы.

Здесь организация выступает как процесс, связанный с целенаправленным воздействием на объект, и значит, с присутствием организующего субъекта. Именно это значение подразумевается в том случае, когда речь идет о формировании единой молодежной организации, которая представляет собой молодежное объединение, включающее в себя разные молодежные группы и организации, связанные едиными целями и интересами. В этом смысле понятие «организация» совпадает с понятием «управление», хотя и не исчерпывает его.

В-третьих, под организацией имеется в виду характеристика степени упорядоченности какого-то объекта. В этом случае под организацией понимается определенная структура, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов. В этом смысле организация объекта выступает как его свойство, атрибут. Именно это значение подразумевается в понятиях формальной и неформальной организаций, когда речь идет об организованных и неорганизованных системах.

«Организация» и «объединение», несмотря на смысловую близость этих понятий, соотносятся между собой как форма и содержание, как особенное и общее, как явление и сущность, если рассматривать эти категории в их диалектической взаимосвязи.

Под «молодежной организацией» многие исследователи, в первую очередь, понимают особую форму объединения молодежи, определенный способ институализации молодежного движения. В отличие от объединения, в основе которого лежат в большей степени самоорганизующиеся начала и горизонтальная, слабо иерархированная система отношений, организация представляет собой более структурированное формирование. Организация создается, как правило, не только «снизу», но и «сверху» и представляет собой упорядоченную систему отношений, заданных целей и задач функционирования и развития. Организация представляет собой, на наш взгляд, завершающий этап молодежного объединения, когда оно более четко структурируется и оформляется. В этом контексте молодежное объединение можно рассматривать как консолидирующие тенденции в развитии молодежного движения, как стремление к созданию молодежной организации. Среди объединений молодежи помимо организаций существуют также молодежные группы.

Под молодежной группой следует понимать, в первую очередь, объединения молодежи, которые представляют собой, способ самодеятельного участия молодых людей в реализации своих устремлений и интересов.

«Молодежное движение» как категория научного анализа, имеющая наиболее широкие рамки соотнесения, например, как целое по отношению к части, как общее по отношению к особенному и единичному, охватывает собой не только «молодежные группы», «молодежные организации», «молодежные объединения», но также и «молодежную политику», под которой нами понимается совокупность целей, задач и средств их достижения в работе с молодежью со стороны государственных и общественных институтов.

Молодежное движение в широком смысле этого термина представляет собой совокупность объективных и субъективных процессов развития молодежи, способ реализации социальной активности молодежи, проявление социальной субъектности.

Контр культурные молодежные движения как социально обусловленный феномен

В современной культурологи одним из актуальнейших является вопрос о феномене контркультуры, его роли в исторической динамике. В его трактовке возникли новые позиции, более того сама тема перестала восприниматься как периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока. К обсуждению проблемы подключились не только культурологи, но и представители других научных отраслей. Многие исследователи пришли к убеждению, что решение данной проблемы позволяет, наконец, приблизиться к постижению самой культуры как специфического явления, к распознанию механизмов её обновления и преображения. Отсюда своеобразный исследовательский бум, первые признаки которого обнаруживаются еще в конце 80-х годов.

Термин «контркультура» используется для обозначения социально-культурных установок, противостоящих принципам «базовой» культуры.

Внимание современных культурологов на проблеме контркультуры удерживает тот парадокс, что ценности и идеалы, рожденные на гребне антибуржуазных выступлений 60-х годов, не растворились в общественном мировосприятии последующих десятилетий. Сами молодежные движения после своего пика вскоре пошли на убыль, леворадикальный тип сознания стал утрачивать массово-социальную опору, приобрел неожиданные модификации. Однако жизненные ориентации, приобретенные молодежью в процессе борьбы с истеблишментом, не исчезли. Они вошли в «плоть и кровь» современной культуры Запада.

Молодые бунтари, выступив против державных установок западной культуры, противопоставили им собственные ценности, и что же? С одной стороны, есть основания говорить о том, что новые ориентации растворились в лоне господствующей культуры. Но, с другой стороны, сама культура, вобрав в себя множество новых компонентов, предстала во многом иной.

Необходимо отметить, что в современной культурологии и социологии понятие контркультуры используется в двух смыслах: во-первых, для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, которые господствуют в конкретной культуре, и, во-вторых, оно отождествляется с западной молодежной субкультурой 60-х годов, отразившей критическое отношение к современной культуре и отвержение её как «культуры отцов».

Понятие «контркультура» появилось в западной литературе в 1960г., отразив либеральную оценку ранних хиппи и битников. Введение самого термина в научный оборот принадлежит американскому социологу Теодору Роззаку, который попытался объединить различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный феномен - контркультуру. Кто такие хиппи, теперь более или менее известно. Что касается «разбитого поколения», то Джек Керуак был первым писателем, который сформулировал новые духовные ориентиры молодежи.

Под субкультурой социальных групп, как правило, теоретики понимают основные характеристики социальных ценностей, норм и предпочтений, находящие отражение в социальной позиции и в других формах самопроявления личности (своего рода внутренняя культура индивида, из которой складывается макрокосм). По элементам субкультуры - языку, манере поведения (например, все подавляющий культ насилия у рокеров и скинхэдз), одежде, музыке, литературе, кинематографу и т.д. - то есть духовной и материальной культуре, можно судить о характерных особенностях коллективного сознания и поведения социальной группы по отношению к внешнему миру. При изучении субкультур важной задачей является анализ интересов, предпочтений, ориентации как ступеней формирования ценностей социальной группы. Для молодежных субкультур, как раз характерна выработка совместных ценностей, стиля поведения и общения. В поисках своего пути, в итоге, «молодежные» группы, формируют свои общезначимые ценности. Но этот поиск предполагает движение от чего-то, поэтому сразу встает вопрос об «альтернативе», а поскольку речь идет о взаимоотношениях в пределах уже сформировавшейся макро-культуры, ее спокойно можно назвать «Контркультурой» или «Образом Иным».

Западные модели молодежных субкультур

Поскольку в становлении и развитии отечественных субкультурных молодежных образований совершенно очевидно западное влияние, имеет смысл рассмотреть и проанализировать наиболее яркие модели западных молодежных субкультур.

Молодежные субкультуры часто определяются или ассоциируются с конкретным музыкальным жанром. Основной возмутитель спокойствия века и символ молодёжного объединения -рок-н-ролл-появился в Соединённых Штатах. После того, как в быт простых людей в 30-е годы вошёл электропроигрыватель, заменивший примитивный патефон, всё более широкое распространение стали получать грампластинки. Домашнее музицирование было почти полностью вытеснено. Вследствие изменившейся ситуации с развлекательной популярной музыкой чернокожие исполнители кантри-блюза (или «сельского блюза») потянулись в города, где и оседали в кварталах гетто. В США гетто возникали, прежде всего, для удобства многочисленных эмигрантов, прибывающих в страну и не знающих языка. В них обособленно проживают представители различных этнических групп: негры, мулаты, метисы, пуэрториканцы, евреи, итальянцы, китайцы. Как отмечает А.Козлов1, причиной стабильности некоторых гетто, особенно негритянских, было устойчивое нежелание коренного белого населения США пересекаться в жизни с людьми разных рас и наций. В результате взаимодействия различных национальных культур внутри таких кварталов появились или приобрели достаточно широкую известность практически все музыкальные направления, на основе которых образовывались субкультуры XX века. Миграция сельских блюзменов в новую профессиональную среду уже наблюдалась однажды в начале столетия, когда формировался джаз; тогда и возник так называемый классический и джазовый блюз - в лице Луи Армстронга или Билли Холидей. Пластинки с записями музыки стилей ритм-энд-блюз, бибоп, буги-вуги, свинг, выпускавшиеся в гетто для удовлетворения культурных потребностей цветного населения, привлекли внимание белых исполнителей.

В 50-х годах воплотились в жизнь идеи синтеза кантри и ритм-энд-блюза. Для того, чтобы ввести подобную музыку в «белую» индустрию, нужно было ввести для неё новое обозначение, которое позволило бы назвать её «своей» - рок-н-ролл. Этот термин приобрёл известность благодаря программе «Moon Dog And Rock And Roll Party» диск-жокея кливлендской коротковолновой радиостанции Алана Фрида, название которой навевало ассоциации с негритянским ритм-энд-блюзом. Пришло время Билла Хейли, Элвиса Пресли, Джерри Ли Льюиса, Литтла Ричарда, Чака Берри, Бадди Холли и многих других, вставших под знамёна рок-н-ролла.

Послевоенная Англия является не менее активным «производителем» молодёжных субкультур, в первую очередь её портовые города, в которые с приплывавшими из Нью-Йорка или Орлеана кораблями попадали американские пластинки с модными записями. Позднее центром молодёжных субкультур стал Лондон с окрестными графствами.

Похожие диссертации на Молодежные движения в культуре России и Запада второй половины XX века