Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Народная танцевальная культура Египта: проблема сохранения традиций Мухассеб Хуссам Элдин Хассан

Народная танцевальная культура Египта: проблема сохранения традиций
<
Народная танцевальная культура Египта: проблема сохранения традиций Народная танцевальная культура Египта: проблема сохранения традиций Народная танцевальная культура Египта: проблема сохранения традиций Народная танцевальная культура Египта: проблема сохранения традиций Народная танцевальная культура Египта: проблема сохранения традиций
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Мухассеб Хуссам Элдин Хассан. Народная танцевальная культура Египта: проблема сохранения традиций : диссертация ... кандидата культурол. наук : 24.00.01.- Москва, 2001.- 168 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-24/12-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Культура танца в Древнем Египте .

1. Теоретико-методологические основы изучения египетской танцевальной культуры 14-37

2. Генезис египетских танцевальных традиций 38 - 65

3. Художественно-эстетическое своеобразие традиционной танцевальной культуры Египта 66-81

Глава II. Место народных танцевальных традиций в современной художественной культуре Египта .

1. Взаимодействие традиции и современности в египетской культуре XX века 82 - 99

2. Проблемы освоения и сохранения народной танцевальной культуры в современном Египте 100 - 125

Заключение 126 -137

Список использованной литературы 138 -149

Приложение 150 -168

Теоретико-методологические основы изучения египетской танцевальной культуры

Минувший XX век характеризуется тем, в частности, что осмысление культуры в ее исторической всеобщности, временной и территориальной целостности потеснило мессианские идеи, связанные с представлением об исключительности отдельных культур. Активные интеграционные процессы не оставили оснований для неадекватного восприятия культуры той или иной эпохи, того или иного этнического образования, для разделения культур на "высшие " и "низшие". Стало очевидным, что каждая из них самоценна и уникальна, каждая претендует на единственность и всеобщность.

Египетский народ создал богатую национальную культуру, важной составной частью которой является народная танцевальная культура, как одна из многообразных форм ценностного осмысления и отражения мира. В народном быту египтян на протяжении многих тысячелетий складывались танцевальные традиции, обусловленные всем образом жизни и мировосприятия, особым каноном, специфическими, уникальными средствами выразительности.

Ориентация на постмодернизм в культуре и постиндустриальные формы цивилизации связана с переосмыслением обширных пластов истории и определенным движением в сторону консерватизма и традиционализма. Вторая жизнь народных традиций, социальное проигрывание разных моделей включения культурных архетипов прошлого в современную жизнь определяют актуальность разработки целостного культурологического подхода к кругу явлений, объектов, процессов, связанных с народной культурой.

При всем многообразии и различии попыток сформулировать универсальную дефиницию культуры, наиболее адекватным с точки зрения целей и задач настоящего исследования является понимание культуры как феномена, функционирующего в обществе в виде совокупного социального опыта людей. Он включает в себя согласованные способы и формы коллективного существования и социальной интеграции; средства познания, коммуникации, оценки и самоидентификации, а также образного отражения мира в форме специфических "культурных текстов"; механизмы наследования социального опыта и мотивации личности к проявлениям собственной социальной активности. Этот опыт проявляется в искусственной среде обитания, созданной людьми и включающей произведенные ими материальные объекты и символические продукты (знания, идеи, языки, тексты, художественные образы и т.д.). При этом чрезвычайно важным для данного исследования является представление о том, что в отличие от биологических свойств человека, которые наследуются генетически, нормы культуры и культурные формы усваиваются методом обучения и наследования социального опыта сообщества . «Понятие «культура» охватывает определенный класс явлений человеческого бытия, в числе которых можно выделить как умозрительно обобщаемые категории (панкультура вообще, эпохальная или стадиальная культура), так и целостные, упорядоченные и дискретные в своей пространственно-временной локальности культурные системы (культура этноса, социального слоя и т.п.) и, наконец, эмпирически наблюдаемые и осязаемые с помощью органов чувств материальные или информационные фе-номены, называемые культурными объектами, паттернами, формами»". Именно таким представлением диссертант будет руководствоваться в своем исследовании народной танцевальной культуры Египта.

Автор считает необходимым дать разъяснение основным терминам, которые он будет употреблять, говоря о той или иной эпохе в истории Египта. Под традиционной египетской культурой в диссертации будет подразумеваться доисламский период в истории Египта (IV тыс. до н.э. - VII в. н.э.). Следующий период (VII - XVIII вв.) - будет фигурировать как арабо-мусульманский период в истории Египта. И, наконец, последние два века, когда Египет испытывал значительное политическое и культурное влияние со стороны Англии, Франции и других западных держав, автор обозначает как современный период истории Египта.

Обращаясь к феномену "народная культура" следует отметить неоднозначную его интерпретацию. В контексте современной культурологии сложились несколько различных подходов к проблеме терминологии, связанной с исследованием данного феномена.

В основе первого подхода полагается историко-стадиальный аспект рассмотрения культуры. При данном подходе большое значение имеет осмысление понятий "этническая культура", "народная культура" и "национальная культура" и их соотношение. Однако и здесь существуют несколько различных точек зрения.

Первая из них основана на констатации отсутствия принципиального различия между понятиями "этническая" и "народная" культура.

Культура народов, существующая в границах локальных территорий и не прибегающая к помощи письменности для своей трансляции, является предметом изучения этнографии или этнологии, которая в системе современного культурологического знания выступает как культурная или социальная антропология и представляет наиболее существенную его часть. Поэтому, по мнению ряда исследователей, культура, изучаемая данной областью культурологии, предстает как "этническая (или народная)". В качестве главной особенности данного типа культуры называют совокупность таких культурных элементов и структур, которые обладают наиболее ярко выраженной этнической спецификой и выполняют, с одной стороны, этнодифференцирующую, а с другой - этноинтегрирующую функции. "Данный тип культуры можно уподобить... своеобразному натуральному, но только духовному хозяйству: она самодостаточна, находится на полном самообеспечении и ей нет никакого дела до другой культуры..."1. Как следует из данного утверждения известного российского философа культуры В.М.Межуева, народная и этническая культура - понятия од-нопорядковые, если не равнозначные.

В других случаях понятие "народная культура" используется в прямо противоположных значениях: то в узком - как этническое или национально-специфическое, то в широком - производном от слова "нация". На это, в частности, указывал Ю.В.Бромлей, отмечая, что в российской науке с момента введения понятия "этнос" за ним закрепилось значение "народ", прежде всего в тех случаях, когда речь идет о "народах мира" (в том числе и нациях).

В соответствии с третьей точкой зрения "народная культура" занимает некое срединное положение между этнической и национальной культурой.

Если определить этнос как исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую межпоколенную совокупность людей, обладающих не только сходными антропологическими признаками, но и относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме), то этническое предстает как общий, как бы нижний слой культуры любой формы. Иными словами, этническое есть то общее, наиболее устойчивое, в меньшей степени подверженное изменениям, что присуще и культуре родоплеменной общности, и культуре народности, и культуре национальной. Вторым, более высоким пластом и более высокой стадией развития является народная культура, составляющая основу национальной культуры и аккумулирующая уклад жизни, быт, думы и чаяния народа. Что же касается национального, то оно преставляет собой верхний пласт в структуре культуры, выступает конкретно-исторической и при том высшей формой этнического .

Художественно-эстетическое своеобразие традиционной танцевальной культуры Египта

Дальнейший анализ народной танцевальной культуры невозможен без осмысления понятия "художественная культура". Понятие «художественная» указывает на связь с искусством. Базовой культурной формой является прежде всего художественная культура. Солидаризуясь с А.Я. Флиером и М.С. Каганом мы определяем художественную культуру как одну из высокоспециализированных сфер культуры, функционально решающую задачи интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных обра- зах, а также различных аспектов технического, организационного и иного обеспечения этой деятельности. При рассмотрении художественной культуры основной акцент делается на анализе духовно-мировоззренческих и творческих проблем искусства, на художественном качестве произведений и профессиональном мастерстве их авторов, на психологии творчества, восприятия и интерпретации художественных образов и иных внутрихудожественных проблемах искусства. Внетворче-ские аспекты художественной культуры (социально-регулятивные, коммуникативные, образовательные и т.п.), так же как и ее место в культуре в целом анализировались преимущественно с позиций теории «духовного производства», противопоставляемого материальному. Существенный сдвиг в научном понимании художественной культуры произошел с зарождением семиотики и культурной семантики, интерпретирующих всю совокупность объектов искусства как систему смыслонесущих текстов, а феномен художественного образа как специфический тип семантемы, транслирующей социально значимую информацию.

Народная художественная культура является важнейшей составляющей всей художественной культуры общества. Специфическими чертами именно народной художественной культуры являются: фольклорное происхождение ее произведений (с неустановленным авторством); глубокая традиционность сюжетов, образов, форм и технологий исполнения; отсутствие профессионального художественного образования у авторов и исполнителей; связь проблематики произведений преимущественно с аграрными культами и миропредставлениями и т.п.

При выявлении художественно-эстетических особенностей пластической лексики египтян необходимо отметить, что при всей взаимообусловленности египетского народного танца с другими видами традиционной художественной культуры он, в первую очередь, тесно связан с декоративно-прикладным и с изобразительным искусством.

Становление основных принципов древнеегипетского искусства происходит уже на ранней стадии его развития.

В начале IV тыс. до н. э. культ мертвых вылился в сложную систему верований в вечную жизнь в загробном мире, что повлекло за собой строительство гробниц, которые имели строго определенную планировку и систему декоративного оформления, выразившиеся в синтезе архитектурно-пластического решения. Наряду с культом мертвых сохраняются и пережитки первобытного мышления, восходящие к додинастической эпохе. С этого времени и через всё изобразительное искусство Древнего Египта проходит анималистическая тема: самые ранние изображения животных на амулетах и палетках решены в условной манере. Условность в передаче форм, предельно схематизированных и упрощенных, сочетается с откровенным использованием ряда натуралистических приемов и оформлении фасадов гробниц, где помещались объёмно переданные бычьи головы с вставленными в них настоящими рогами.

В расписной керамике и настенных росписях гробниц преобладают приемы условной стилизации: фигуры людей и животных трактуются как знаки, хотя в ряде композиций (гробница вождя Иераконполе, конец IV тыс. до н. э.) условная манера сочетается с пластически читаемыми силуэтами, имеющими полихромную обводку по контуру изображения.

Хотя единой стилистической линии в изобразительном искусстве доди-настического периода и Раннего царства не прослеживается, композиционные принципы складываются в систему. Наблюдается устойчивость определенной традиции, которая, закрепляясь в памятниках, становится обязательной нормой, и приемы изображения складываются на рубеже IV - III тыс. до н. э. в каноническую систему. В памятниках Раннего царства по сравнению с додинастиче-ской эпохой намечается отход от условной стилизации: изображения получают символическое осмысление. В «звериных палетках» конца IV тыс. до н. э. наряду с действительно существующими видами животных встречаются и фантастические. Причём изобразительность таких мотивов устойчива. Повторяемость их свидетельствует об определенном символическом осмыслении; к наиболее часто встречающимся относятся изображения животных с чрезмерно удлинёнными, змеевидно извивающимися шеями. Использование подобных приемов рассматривается как отображение связи наземной и подземной фауны, символизирующей единство мира.

Искусство додинастического периода отличается экпрессивностью в передаче движения, причём движение представляет собой не сумму отдельных моментов, а бесконечно длящийся процесс. Неустойчивые, напряженные позы человеческих фигур, преследуемых животными и птицами на так называемой «львиной палетке», вызваны их специфической динамикой: птицы, клюющие своих жертв, и лев, впивающийся зубами в тело врага, осуществляют динамичную связь между фигурами.

Искусство Древнего царства сравнительно со Средним более лаконично по форме выражения, строго и обобщённо в передаче образа, стилистически более однородно. Искусство Среднего царства более конкретно, разнообразно и масштабно. Для нас представляют наибольший интерес росписи. Они принадлежат к бесценным раритетам древнеегипетского изобразительного искусства. «Яркие и живые краски, которыми и по сей день дышат египетские росписи и рельефы, поражают современного человека - так же как и многие поколения его предшественников. Более того, это одно из самых невероятных свойств египетского искусства: когда смотришь на румянец царицы Нефертари, шествующей в сонме богов на расписанных стенах своей гробницы, или стоишь под созданными кистью мастера виноградными гроздьями, украшающими потолок гробницы градоначальника Фив Сеннефера, то кажется, что еще вчера здесь работал художник и где-то поблизости забыл свои краски» .

Для того чтобы показать каждую часть тела человека в наиболее характерном ракурсе, египетский художник изображал фигуру неестественно вывернутой - голова в профиль, плечи в фас, бедра и нижняя часть живота в три четверти, ноги в профиль. Этого требовала необходимость показа сложных движений. «...Здесь уже проявляется характерный прием изображения фигуры на плоскости - совмещение профильных и фасных элементов, где при профиле головы и ног плечи и торс развернуты в фас...

Помимо условного приема передачи человеческой фигуры на плоскости в «палетке Нармена» формируется еще ряд специфических признаков, характерных для памятников древнеегипетского искусства: фризообразность композиции - расположение сцен по регистрам, разномасштабность фигур, пропорциональная соразмерность и замкнутость композиционных построений - все эти черты свидетельствуют о сложении системы древнеегипетского канона. Канон - это свод художественных правил, способствующих выявлению локальных черт в изобразительном искусстве, присущих именно данной системе культуры, и закреплению их в памятниках. Применение отдельно взятых приемов еще не есть канон. Канон древнеегипетского искусства включал в себя широкий круг понятий, объединяя композицию памятников, иконографию образов и художественных средств их воплощения. Среди разнообразных компонентов, входивших в понятие канона, пропорциональные соотношения составляли главную его сущность, ибо система пропорций являлась той основой, которая обеспечивала организационный синтез всех видов искусства: архитектуры, скульптуры, живописи - и приводила в соответствие все элементы внутри одной композиции» .

Взаимодействие традиции и современности в египетской культуре XX века

На протяжении многих веков менялась историческая ситуация внутри Египта и вокруг него, менялись формы государственности. Датой окончательной гибели древнеегипетской цивилизации условно можно считать 529 год н.э., когда по приказу византийского императора Юстиниана 1 был закрыт последний в Египте языческий храм Исиды, расположенный на острове Филе. Со времени заката древнеегипетской цивилизации, завоевания Египта греками, а затем римлянами на смену язычеству из Византии приходит и широко распространяется христианская религия, положив начало греко-римскому периоду в развитии Древнего Египта. Эллинская культура не могла не оказать влияния на египетское танцевальное искусство. С момента прекращения деятельности древнеегипетских храмов можно говорить об исчезновении храмовой танцевальной культуры. Танец сохраняется и развивается исключительно в народной среде. С тех времен ведет свое существование танец «Аль-Искандарани», «который очень похож на греко-римский танец, но главное отличие здесь в том, что в греко-римских танцах позади мужчин находятся девушки, а древнеегипетские танцы исполняют, в основном, только мужчины» . Более всего это видно на примере сохранившегося до настоящего времени в Александрии, танца «Аль-Сахба».

Однако, в силу ряда исторических причин, не греки и римляне, а арабы-мусульмане, пришедшие в Египет в 641 году, во многом определили всю дальнейшую жизнь государства. На смену христианству приходит ислам и начинается арабо-мусульманский период в историко-культурном развитии Египта. Рассматривая этот период египетской истории, следует затронуть проблему отношений, сложившихся между исламской религией и искусством, без чего сложно понять ход формирования всей арабской культуры, в том числе и египетского народного танца.

Отношение ислама к искусству было сложным и с течением времени претерпевало значительные изменения. Неизменным оставался запрет на изображение человека и животных, а, следовательно, и на танец, театр и другие виды искусства. Интересной особенностью арабской культуры, которую отметила советская исследовательница И. Болян, является то, что «в чистом виде» почти ни одна область художественного творчества на Востоке широкого распространения не получила» .

Поскольку официальная культура в арабо-мусульманский период была жестко регламентирована исламской религией, танцевальная культура не могла получить нового импульса в своем развитии. Танец еще глубже укоренился в народно-бытовой культуре. Народ бережно сохранял танцевальные традиции, уходящие своими корнями к древнегреческим религиозным обрядам и ритуалам, в рамках которых он формировался и развивался на протяжении тысячелетий.

«В результате сложного и длительного процесса взаимовлияния, а в конечном итоге и синтеза культур народов, втянутых в орбиту ислама, создается некая единая, общая для ряда народов мусульманская культура, определившая на многие века их мировоззрение, их традиции, жизненный уклад, нравственные нормы и идеалы, психологию, общественные учреждения и модель поведения»2. Египетская культура, в том числе танцевальная, во многом сохранив свои индивидуальные черты, стала частью арабо-мусульманской культуры.

Развитие египетского общества за последние сто пятьдесят лет было периодом укрепления связей Египта с Западом. Прежде чем будет рассмотрена сущность этих связей, необходимо познакомиться с различными, иногда противоположными, взглядами некоторых представителей национальной интеллигенции на эту проблему. Среди них есть те, кто безоговорочно ориентирован на западную культуру, невзирая на некоторые ее черты, не органичные египетскому обществу. Другие призывают к возврату в прошлое, к дистанцированию от Запада, от его как положительного, так и отрицательного влияния.

Автор считает, что обе тенденции деструктивны. Египетское общество обладает древнейшим культурным наследием, из которого необходимо взять то, что соответствует условиям современности, с другой стороны, следует с вниманием отнестись и некоторым прогрессивным элементам западной культуры. Однако некритическое принятие западной культуры таит в себе опасность превратиться в подражателей, потребителей чужой культуры, и подвергнуть общество мощному внешнему социально-экономическому и культурному воздействию, что со временем может привести к исчезновению самобытной египетской культуры.

Что касается культур, то они по сути своей отражают и формируют у народов собственный взгляд на жизнь, который передается из поколения в поколение и считается одной из важнейших основ индивидуальности народов и опорой их самобытности. Это, в основном, проблема сознания, которое может быть негативным и подчиняться закону культурной ассимиляции, действующей при гегемонии господствующей цивилизации, а может быть позитивным и занимать действенную критическую позицию, подтверждая тем самым свою самостоятельность и уникальность перед ценностями господствующей цивилизации.

Нынешний рост самосознания, этнического и национального, определяется тем, что народы и человечество в целом ощущают настоятельную потребность «осмысления себя, оценив свою историю и судьбу на этапном рубеже глобального развития», - пишет Ю.А. Серебрякова1. Современная теория констатирует самореализацию этничности преимущественно в сфере духовной культуры, в связи с чем изучение различных ее аспектов, в частности традиционной культуры, приобретает особое значение в процессе формирования национального самосознания и национальной культуры.

Значение национальной культуры как особой исторической формы культуры отмечал Н.А. Бердяев: «Культура никогда не была и не будет отвлеченно-человеческой, она всегда конкретно-человеческая, т.е. национальная, индивидуально-народная и лишь в таком своем качестве восходящая до общече-ловечности» .

Египет имел свою собственную зрелую цивилизацию на заре истории, египетский народ обладал древним и самобытным искусством, во многом утраченным сегодня.

Мы не хотим воспевать славное далекое прошлое, забывая нашу ближайшую историю и настоящее, в котором мы сегодня живем. Однако осознание великих традиций позволит нам сделать искусство будущего более привлекательным для современников и потомков и лучше понять как национальную, так и мировую культуру.

Среди исследователей существует единое мнение о том, что культурный климат XXI века будет существенно отличаться от культурного климата, царившего в конце XX века. Поэтому основными их задачами становятся фиксация и анализ новых явлений в культуре и прогнозирование на этой основе ее будущей парадигмы.

Проблемы освоения и сохранения народной танцевальной культуры в современном Египте

Представленные в предыдущих параграфах обобщения являются важным методологическим основанием изучения процесса освоения и сохранения египетской традиционной танцевальной культуры, которая складывалась в течении многих веков и имеет свою, как удалось увидеть, ярко выраженную специфику, отражающую художественное и этническое самосознание народа. Анализу современного состояния танцевальной народной культуры Египта, а также выявлению наиболее действенных социокультурных механизмов освоения и сохранения традиций и посвящается данный параграф.

Сохранение духа народных танцев в современной хореографической культуре Египта возможно при соблюдении двух взаимосвязанных условий. Во-первых, необходимы серьезные теоретические и прикладные исследования в области самобытного народного танца с точки зрения его возникновения и современного состояния, которые могут помочь сохранить этот вид искусства и обогатить его творческую сторону, а также сохранить наследие, существующее тысячи лет. Это возможно только на основе тщательных аналитических исследований народных танцев, которые сохранились до настоящего времени, осознания их истоков и корней, а также путей их создания и того, как они взаимодействовали и влияли друг на друга на протяжении многих прошедших эпох.

Во-вторых, за теоретическими исследованиями должна следовать практическая деятельность в области фольклорного танца в рамках профессиональных театров. Тем самым будет практически решена проблема сохранения фольклорного духа в деятельности различных коллективов народного танца. Если мы не сможем решить эту задачу, то деятельность этих коллективов потеряет свое высокое предназначение и превратится в более или менее успешные опыты показа некоторых танцев, очень далеких от своей самобытной народной сути. Все сведется к искусству развлечений и к концертному статусу народного танца.

Прежде всего, «необходимо еще раз сказать о том, что проблема поиска настоящего народного танца выходит за рамки искусствоведения. Эта проблема превращается в широкое теоретическое исследование в области культуры. Потому что народный танец считается огромным хранилищем информации о прошлом нации и ее настоящем, отражая в движениях и персонажах отпечатки различных эпох истории нации и ее видение мира. Более того, он выражает также мысли нации и ее представления об окружающей действительности. В народном танце непосредственно или косвенно проявляются религиозные верования и философские принципы, способствующие историческим и культурным открытиям в области изучения различных эпох» .

Для того чтобы понять, каковы место и роль народного танца в нынешней жизни Египта, потребовалось собрать образцы народных танцев с целью их изучения, описания, типологии и классификации.

Следует отметить, что задача эта оказалась чрезвычайно непростой и потребовала значительных усилий. Достаточно привести в качестве примера уже известный танец с палками. Прослеживая бытование танца по регионам страны, автор обнаружил, что он распространен на берегах Нила, что подтверждает гипотезу его происхождения. Необходимо указать на то, что в Египте существует 16 школ танца «рубка», и техника исполнения его различна от провинции к провинции, от Нижнего Египта до Верхнего Египта, но мы не находим этот танец в западной или восточной пустынях.

Жители этого района - коренные нубийцы, но их черты лица носят менее негроидный характер, чем у жителей на севере Египта. Слово «фадиджа» на языке жителей Нубийской пустыни означает «земля бежавших от смерти». Влияние негроидной крови на севере заметно больше, чем на юге. Но было странным найти в этом районе Нубийской пустыни танец, в котором танцор изображает всадника на коне. Сейчас у обитателей этого региона нет верховых лошадей, однако в старые времена этот район был богат скакунами, и этот танец исполнялся в день рождения Сиди Саада, на языке жителей Нубийской пустыни «Си-сат».

А теперь вопрос: откуда мог прийти этот танец, если бы не традиции культурного наследия, которые вошли во многие жанры искусства Нубийской пустыни, и если бы не сохранились косвенные свидетельства в виде рисунков и росписей на стенах храмов?

Другой пример из Нубийской пустыни. Там практикуется добавление новых ритмов, украшающих и развивающих старые ритмы. Поэтому более разнообразными становятся движения танца, например, когда между двумя рядами мужчин проходит женщина, демонстрируя свою пластику и мастерство. В эпоху фараонов этот танец назывался «гаша сайя», что в переводе означает «иди и кокетливо раскачивайся». А затем этот вид нубийского искусства стал применяться в движениях при демонстрации девушками модной одежды.

Теперь перейдем к свадебным обрядам Суэца. Они подобны нубийским. Другими словами, из Нубийской пустыни перемещались не только музыкальные инструменты, но и ритуально-танцевальные движения. Еще пример: в древности в городах Аль-Кусейр и Кафт появился целый ряд духовых музыкальных инструментов типа флейты, таких как аргуль, аффата, най, саллямийя. Здесь следует упомянуть, что в этнографическом музее города Кена есть полный комплект египетских духовых инструментов, какого не найти ни в каком другом месте. В Асуане появился смычковый музыкальный инструмент ребаб. Этот инструмент имеет арабские, персидские и индийские корни. У бедуинов Синайского полуострова есть музыкальный инструмент шиттавийя, сделанный из сдвоенного тростника. С этими новыми инструментами появились и новые танцы, сопровождаемые пением, а также танец с палками из бамбука. Здесь следует указать и на многие приспособления и инструменты, которые начали использоваться в танце, такие как, например, кувшины, а позднее - подсвечники на головах танцовщиц.

В Александрии сохранились танцы «Маленькие барабаны» и «Аль-Ийя» имеющие древнюю историю, восходящую к обычаю инициации эпохи фараонов, а также танец с ножами, распространенный среди рыболовов в Александрии и Рашиде.

В Египте есть целый ряд как чисто мужских, так и женских и совместных танцев. Есть танцы, когда в группе мужчин танцует одна женщина, такие как «Подшивание» или «Браслет», или танец «Птичка» в городе Аш-Шаркыйя и другие бедуинские танцы, которые заслуживают отдельного разговора.

Исследуя традиционную танцевальную культуру египтян, с целью ее систематизации, автор счел необходимым раскрыть этническо-территориальную структуру страны. Это существенно поможет в аналитике народного танцевального творчества и показе распространенности традиционных танцев.

Мы не будем делить Египет на регионы, а покажем ассимиляцию танцев по городам. Это не означает, что мы имеем в виду только городских жителей, мы говорим и о пригородной территории, где проживают постоянно сельские жители, которые и являются хранителями и распространителями традиционной народной культуры.

Похожие диссертации на Народная танцевальная культура Египта: проблема сохранения традиций