Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Неофициальная культура в СССР во второй половине 60-х - 80-х годах XX века Федулов Александр Николаевич

Неофициальная культура в СССР во второй половине 60-х - 80-х годах XX века
<
Неофициальная культура в СССР во второй половине 60-х - 80-х годах XX века Неофициальная культура в СССР во второй половине 60-х - 80-х годах XX века Неофициальная культура в СССР во второй половине 60-х - 80-х годах XX века Неофициальная культура в СССР во второй половине 60-х - 80-х годах XX века Неофициальная культура в СССР во второй половине 60-х - 80-х годах XX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Федулов Александр Николаевич. Неофициальная культура в СССР во второй половине 60-х - 80-х годах XX века : диссертация ... кандидата исторических наук : 24.00.01 / Федулов Александр Николаевич; [Место защиты: Волгогр. гос. мед. ун-т].- Элиста, 2010.- 206 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/511

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Кофпциальчая культура: сущность, формы, значение

1.1 Неофициальная культура в 1960-е голы: формирование нового состояния культуры и отношения с властью 23

1.2 Культурное диссидество и вынужденная эмиграция 30

1.3 Формирование и эволюция основных форм цеподцепзурпон лите-ратуры 58

Глава 2. Культурный андеграунд как явление неофициальной культуры советского периода

2.1 Значение понятия андеграунд, tiro суіцность 77

2.2 Нонконформизм и художественное дискусионного андеграунда .. 85

2.3 Литературный андеграунд и контркультурные формы музыкального искусства в СССР во второй половине 1960-х - 1980-е годы 109

Глава 3. Неофициальная культура в регионах России в конце ]960->, - 1980-е годы (на материалах республики Калмыкия)

3.1 Культурный процесс и неофициальная литературная деятельное гь в Калмыцкой АССР во второй половине J 960-х - 1980-е годы 110

3.2 Калмыцкая авангардная живопись и рок-музыка: специфика регионалыюго развития 146

Заключение 161

Источники и литература 170

Приложении 185

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется возросшим в настоящее время интересом к феномену неофициальной культуры советского периода, её месту и роли в отечественной истории. При анализе хода событий, происходивших в России и национальных республиках Советского Союза в последней четверти XX века невозможно не принимать во внимание то влияние, которое оказала неофициальная культура на умонастроения значительной части советской творческой интеллигенции и реформаторски настроенного круга партийной элиты.

Исследование проблемы, посвящённой истории неофициальной культуры в СССР во второй половине 1960-х–1980-е годы может помочь выяснить мотивацию принятия властных решений в области культуры в период проведения политики перестройки, а также истоки возникновения данного исторического явления.

Между тем, история неофициальной культуры в Советском Союзе продолжает оставаться недостаточно изученной в отечественной историографии, несмотря на наметившиеся признаки активизации исследовательской работы в этом направлении. В этой связи исторически оправданным является обращение к указанной проблематике с целью выявления особенностей развития неофициальной культуры во второй половине 1960-х–1980-е годы и её влияния на культурный процесс в стране в рассматриваемый период времени в целом.

Интерес к историческому периоду второй половины 1960-1980-х годов объясняется особой значимостью происходивших в указанное время в Советском Союзе процессов, связанных с изменением характера развития неофициальной культуры и перехода её в отдельных регионах страны в новое качественное состояние – культуру андеграунда. Актуальность исследуемой темы объясняется также тем фактом, что многие представители неофициальной культуры советского периода составили костяк современной российской культуры и искусства. Поэтому изучение её истории и культурных истоков может качественным образом прояснить её суть и проанализировать современное состояние культурного процесса в России.

Степень разработанности проблемы. Особенностью историографии истории неофициальной культуры советского периода является недостаточная изученность исследуемых проблем по данной теме. В доперестроечный период времени эта тема в отечественной историографии по известным причинам рассматриваться не могла. Первые попытки научных исследований стали появляться только в конце 1980-х годов, однако по-настоящему научная разработка вопроса началась только в постсоветский период. Следует отметить, что обобщающего научного исследования по теме неофициальной культуры в Советском Союзе до настоящего времени не создано.

Степень научной разработанности темы по отдельным направлениям неофициальной культуры различается. История диссидентства (особенно его правозащитного крыла) представлена в литературе достаточно подробно. Первой крупной работой по истории диссидентства стало крупное научное исследование известного правозащитника, председателя Московской Хельсинской группы Л.М. Алексеевой. Несмотря на очевидную субъективность, работа Л. Алексеевой имеет историческую ценность благодаря содержанию в ней ценных и конкретных фактов, в том числе и из области культурного инакомыслия, подкреплённых документами из зарубежных архивов. С начала 1990-х годов стали появляться статьи, продолжившие разработку вопроса в русле взглядов Л. Алексеевой. Научных работ, посвящённых собственно истории культурного диссидентства, до настоящего момента не выходило. Определённую культурную составляющую можно обнаружить в работе Р.А. Медведева, однако основная направленность труда заключается в освещении политической и правозащитной деятельности двух известных диссидентов.

Лишь во второй половине 1990-х годов отечественные исследователи обратили своё внимание на культурный процесс в СССР в рассматриваемый период. Первой попыткой научного осмысления проблемы, в которой внимание исследователей было сосредоточено именно на неофициальной культуре 1970-х годов, стал сборник статей «Семидесятые» как предмет истории русской культуры». Кроме исследовательских материалов, в сборнике содержатся воспоминания о неофициальном культурном процессе и повседневной жизни деятелей искусства советского андеграунда, а также приведена хроника культурной жизни 1970-х годов.

Во второй половине 1990-х–2000-е годы выходит в свет ряд переводов монографий зарубежных исследователей, посвященных истории культуры советского периода. Среди работ, тематически близких исследуемой проблеме, можно выделить работы немецких ученых В. Эггелинга, Д. Кречмара, К. Аймермахера. Данные работы характеризуются высоким уровнем научной проработанности исследуемой темы и отсутствием субъективизма, что выгодно отличает их от большинства отечественных исследований этого же периода времени.

В начале XXI века интерес отечественных авторов к изучению темы неофициальной культуры и «другого» искусства усиливается. Заметной работой, созданной в это время, стало коллективное исследование художественной культуры Советского Союза 1970-х годов, в котором осуществляется историко-культурный и культурологический анализ культуры советского периода, и в том числе её неофициальной сферы.

В эти же годы появился ряд исследований, в которых неофициальная культура рассматривается сквозь призму развития литературного процесса в Советском Союзе. При этом в поле зрения исследователей неизбежно попадают такие сопутствующие культурные явления литературного процесса советского андеграунда как самиздат, тамиздат, а также непосредственно само неофициальное культурное пространство. В этом ряду работ можно выделить работы Е. Скарлыгиной и С. Савицкого, а также монографию Т. Горяевой, посвящённую истории политической цензуры в СССР.

Результаты исследований учёных по отдельным вопросам данной проблемы можно увидеть и на страницах научно-исследовательской периодики. Определённый интерес представляют материалы конференций, на которых в той или иной форме поднимались проблемы, тесно связанные с исследуемым явлением.

Таким образом, в отечественной историографии до настоящего времени практически не создано крупных научных трудов, в которых неофициальная культура в СССР во второй половине 1960-х–1980-е годы рассматривалась бы не фрагментарно, а как единое культурное явление. В связи с вышеизложенным представляется весьма актуальным обращение к изучению проблемы неофициальной культуры в СССР во второй половине 1960-х–1980-е годы. В соответствии с этим сформулированы цель и задачи исследования.

Объектом исследования является неофициальная культура в СССР во второй половине 1960-х–1980-е годы.

Предметом исследования являются особенности развития культурного процесса в Советском Союзе в рассматриваемый период времени.

Цель работы: показать особенности формирования и развития неофициальной культуры советского периода во второй половине 1960-х–1980-е годы и её влияние на развитие современной российской культуры. Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:

проанализировать процесс формирования и развития неофициальной культуры в СССР в конце 1950-х–середине 1960-х годов;

проследить процесс эволюции одного из основных течений неофициальной культуры – культурного диссидентства и выявить причины, приведшие к эмиграции значительного числа представителей творческой интеллигенции;

показать развитие специфических форм неподцензурной литературы советского периода – самиздата и тамиздата;

выявить характерные черты феномена неофициальной культуры СССР рассматриваемого периода времени – культуры андеграунда;

изучить особенности развития художественного искусства советского андеграунда;

рассмотреть основные направления литературного андеграунда и контркультурные формы музыкального искусства;

определить специфику культурного процесса и неофициальной творческой деятельности литераторов в Калмыцкой АССР в конце 1960-х–1980-е годы;

осветить особенности развития авангардной живописи и рок-музыки в Калмыкии.

Хронологические рамки исследования охватывают период со второй половины 1960-х вплоть до конца 1980-х годов. Нижний рубеж исследования связан с серией громких судебных процессов над деятелями советской культуры, обозначивших собой окончание периода «оттепели», и вызвавших в качестве ответной реакции первые открытые акции протеста. В ряде случаев мы обращались и к более раннему периоду времени, в частности, при изучении вопроса о процессе формирования самиздатовской литературы.

Выбор даты верхнего рубежа обусловлен активизацией в период перестройки деструктивных процессов в советском обществе в целом, и в культурной среде в частности, и в конечном итоге распадом самого Советского Союза.

Территориальные рамки охватывают проблему неофициальной культуры той территории СССР, главным образом Москвы и Ленинграда, где это явление было развито в наибольшей степени. Кроме того, автором были отмечены схожие культурные явления в ряде других крупных центров Советского Союза – в Прибалтике, на Украине, на Урале. Следует отметить, что автор счёл необходимым осветить состояние неофициальной культуры в некоторых национальных регионах страны на материалах Калмыцкой автономной республики, поскольку ввиду проживания здесь автора, он имеет достаточное представление о культурной ситуации в данном регионе в рассматриваемый период времени.

Методологическую основу исследования составили принципы историзма и объективности. Принцип историзма, предполагающий изучение фактов и явлений во всём их многообразии, в конкретно-исторических условиях возникновения и развития, позволяет исследовать процесс эволюции различных форм неофициальной культуры советского периода и особенности формирования культуры андеграунда. Принцип объективности получил выражение в использовании широкого круга исторических источников.

В ходе работы применялись общенаучные методы, и в первую очередь системный подход, позволивший рассмотреть неофициальную культуру советского периода в виде сложной саморегулирующейся системы с многообразными связями и взаимоотношениями. Помимо этого был использован ряд специальных исторических методов: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-системный метод.

При изучении темы «Неофициальная культура в Калмыцкой АССР» важным методом работы стали также «полевые» исследования, представленные в виде интервью с деятелями калмыцкой культуры.

Источниковая база исследования. Для решения поставленных задач и достижения определённой автором цели был использован широкий круг источников, которые можно условно разделить на следующие группы:

  1. Архивные документы. В ходе работы над диссертацией использовались материалы, извлечённые из фондов следующих архивов: Центр хранения современной документации (далее – ЦХСД): ф. 5; Государственный архив Российской Федерации (далее – ГА РФ): ф. Р-8131, ф. Р-9425); Национальный архив республики Калмыкия (далее – НА РК): ф. П-22 (Калмыцкий областной комитет Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодёжи), ф. Р-156 (Министерство культуры Калмыцкой АССР), ф. Р-306 (Управление по охране государственных тайн в печати при Совете Министров Калмыцкой АССР), ф. Р-309 (Совет Министров Республики Калмыкия), ф. Р-369 (Калмыцкая государственная филармония).

  2. Материалы официального делопроизводства. В отличие от официально публиковавшихся законодательных материалов, в которых эта область культурной сферы не получила практически никакого отражения, делопроизводственные документы позволяют отслеживать динамику развития отношения представителей государственных и партийных органов к неофициальному культурному процессу в Советском Союзе. Ряд источников по изучаемой теме был извлечён из опубликованных тематических сборников: «История советской политической цензуры: Документы и комментарии». (М., 1997); «Цензура в Советском Союзе. 1917-1991. Документы». (М., 2004); «Крамола. Инакомыслие в СССР при Хрущёве и Брежневе. Рассекреченные документы Верховного Суда и Прокуратуры СССР». (М., 2005). Достаточно информативным источником являются стенографические отчёты пленумов ЦК КПСС, на которых рассматривались вопросы культурной политики советского правительства, а также рассекреченные стенограммы заседаний идеологических комиссий ЦК КПСС: «Идеологические комиссии ЦК КПСС. 1958-1964: Документы». (М., 1998).

  3. Материалы периодической печати представляются весьма ценным источником для исследования избранной темы. В настоящем исследовании были использованы материалы литературно-художественных журналов: «Звезда», 1990 (№ 1), 1991 (№6), 1997 (№ 7), 1998 (№5 и № 8), 2000 (№ 4); «Знамя», 1999 (№ 6); «Новый мир», 1989 (№ 12); «Новое литературное обозрение», 1995 (№ 14). Значительный интерес представляют периодические издания – печатные органы Союза художников СССР: «Творчество», 1988 (№ 7), 1989 (№ 7, № 8), 1991 (№ 8, № 11); «Искусство» (особенно специальные номера 1988 (№ 10), 1989 (№ 10) и 1990 годов (№ 1); «Декоративное искусство СССР», 1988 (№ 7), 1990 (№ 12), 1991 (№ 5, № 8). В настоящем исследовании были также использованы материалы центральных и региональных газет за разные годы издания.

  4. Источники личного происхождения являлись одним из основных видов источников, использованных в проводившемся исследовании, причём большую их часть составляют мемуары участников неофициального культурного процесса и их современников: Алексеева Л.М., Голдберг П. «Поколение оттепели». (М., 2006); Буковский В.И. «И возвращается ветер...» (М., 2007); Глезер А. «Человек с двойным дном». (М.; Париж; Нью-Йорк, 1994); Орлова Р., Копелев Л. «Мы жили в Москве 1956-1980». (М., 1990); Кабаков И. «Семидесятые годы. Воспоминания». (М., 1990); Махрова Г.А. «Запретные краски эпохи. Наброски к портретам друзей-художников1960-1980 гг.» (СПб., 1998) и др. Важным источником, необходимым для понимания сути культурных процессов, протекавших в стране, служат записи интервью с деятелями неофициального искусства советского периода: Глэд Дж. «Беседы в изгнании: Русское литературное зарубежье». (М., 1991); Тупицин В. «Другое» искусства. Беседы с художниками, критиками, философами: 1980-1995 гг.» (М., 1997); Волков С. «Диалоги с Иосифом Бродским». (М., 2004). Исходя из общей малочисленности документальных архивных материалов по теме истории неофициальной культуры в Калмыцкой АССР, автор попытался провести анализ с помощью интервью с представителями калмыцкого культурного сообщества (Русланом Тимошенко, Евгением Пахомовым, Сергеем Котиновым, Юрием Давыдовым, а также рядом специалистов по литературе и искусству Калмыкии). Данные свидетельства широко используются в исследовании, и представлены в настоящей работе в виде приложений.

  5. Особый интерес представляют собой издания, объединяющие в себе массивы разнообразных видов источников по определённой теме – антологии и сборники воспоминаний деятелей культуры. Таковым весьма ценным источником по истории неофициального художественного искусства и нонконформизма в Советском Союзе является сборник «Другое искусство». Москва 1956-1988». (М., 2005). Весьма информативны тематические сборники, посвящённые истории развития и художественным направлениям самиздата. Одним из самых значительных изданий подобного рода является обширная антология «Самиздат века». (М.; Минск, 1997), а также трёхтомная «Антология самиздата. Неподцензурная литература в СССР. 1950-е–1980-е». (М., 2005), призванная, по мнению составителей, дополнить недостатки вышеуказанной антологии.

В целом, избранная тема в достаточной мере полно отражена в исторических источниках.

Научная новизна исследования. В работе впервые в отечественной историографии производится обобщение материала по истории развития неофициальной культуры в Советском Союзе во второй половине 1960-х – 1980-е годы. Автор проанализировал процесс формирования и развития неофициальной культуры в СССР в годы «оттепели». Выявлены исторические условия и факторы, повлиявшие на возникновение культуры советского андеграунда. Также впервые была подвергнута научному анализу проблема существования неофициальной культуры в Калмыцкой автономной республике в рассматриваемый период времени.

Научная новизна раскрывается в положениях, выносимых на защиту:

  1. Процесс формирования неофициальной культуры в Советском Союзе начинается с конца 1950-х годов, в период разгара «оттепели», и завершается в целом во второй половине 1960-х годов.

  2. Самиздат стал объединяющим стержнем неофициальной культуры советского периода. Роль средства межкультурной коммуникации, приобретённая им в условиях ограниченного доступа к информации, в немалой степени способствовала формированию неофициального культурного сообщества советского андеграунда.

  3. Андеграунд явился особой формой неофициальной культуры (наряду с диссидентством), характерной именно для рассматриваемого периода времени.

  4. В Калмыцкой АССР наблюдались отдельные проявления неофициальной культуры, однако говорить о её существовании в республике, как о сложившемся явлении не представляется возможным.

  5. Развитие неофициальных проявлений в калмыцком искусстве (за исключением литературы) перестроечного периода в целом соответствовало аналогичным процессам в других регионах страны. В первую очередь это относилось к авангардному направлению в калмыцком изобразительном искусстве, появившемуся в республике в конце 1980-х годов.

Научная и практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют по-новому взглянуть на историю развития неофициального культурного процесса советского периода во второй половине 1960-х–1980-е годы; прийти к пониманию природы трансформаций отечественного искусства, произошедших с ним в постсоветский период, а также раскрыть ранее неизвестные факты по истории культуры Калмыцкой АССР. Результаты работы могут быть использованы для изучения истории российской культуры, служить базой для дальнейшей разработки проблем, связанных с неофициальным искусством, осмысления процессов современной российской культуры и искусства. Материалы диссертации могут быть востребованы как в научной, так и в учебной деятельности при разработке лекционных занятий и спецкурсов по истории культуры России.

Апробация исследования. По теме исследования автором опубликовано пять статей, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК РФ. Основные положения диссертации были представлены на общероссийских (Элиста, 2007 г.) и региональных конференциях. Автором был разработан и апробирован в Калмыцком государственном университете спецкурс «Официальная культура и андеграунд».

Структура исследования. Композиционно диссертация соответствует поставленной цели и задачам. Исследование состоит из введения; трёх глав, каждая из которых делится на параграфы; заключения; списка источников и литературы; приложений.

Культурное диссидество и вынужденная эмиграция

В скором времени состоялся второй, уже более громкий процесс, разрушивший благости ьге иллюзии и одно временно сплотивший ряды творческой интеллигенции, Этот процесс стал переломным -0 разкития всей неофициальной культуры ъ стране.

В сентябре 1965 хода за публикацию ело их произведений t-та Западе бг-глп арестованы московские писатели Андрей Синявский и Юлий Дапнэль Обвинение обоим было предъявлено по статье 70 УК РСФСР «Антисоветская агитация и пропаганда, направленная на подрыв пли ослабление Советской власти», а деяние было квалифицировано КГБ как особо опасное государственное преступление, Аресты на идеологической почве із ІУІосіше уже проводились. В частости, летом 1961 года были арестованы постоянные участники ;[сиольно невинных по содержанию поэтических чтений у памятника Владимиру Маяковскому TS. Осипов, Э. Кузнецов и И. Бакштейн. Они были обвинены в попытке создания подпольной организации и осуждены по статье 70 УК РСФСР на 7 и 5 леї лзгереи.2 Однако впервые со времени смерти И- Сталина писателей судили за их литературную деятельность. Факт пересылки произведений для опубликования их за рубежом был сам Но себе раздражающим фактором для органов власти, однако привлечь :зи э-го к ответственности было невозможно: езцё в 1948 голу Советский Союз подписал «Всеобщую декларацию прав человека», в статье девятнадцатой которой гарантировалось право на распространение информации и идей «любыми средствами независимо от государственных ірапиц». То же с им ос касалось и использования псевдонимов. Обвинение остановилось на «анализе» текста итогом которого должно было статі, доказательство наличия в ним антисоветских высказываний авторов. Как и в процессе над И. 1 родскиы решение по делу было предопределено заранее, что проявилось е подчеркнутом невнимашіи к показаниям свидетелей защиты и доводам адвокатов Однако широкий общественным резонанс, вызванный тим процессом, яиплся полной неожиданностью для пласти. Во-перпых арест Даниэля и Синявского стал первым арестом, о котором сообщили зарубежные радиостанции, работавшие на Советский Союз- Это привлекло к процессу пристальное внимал не не только зарубежны s наблюдателен, но и довольно широкого круга советских граждан, в первую очередь интеллигенции, А 5 декабря 1965 года Biicpjibie за многие годы и Москве на Пушкинской площади прошла несанкционированная демонстрация в поддержку арестованных, писателей под правозащитными лозунгами. Инициатором демонстрации был А. Нсеннн-Вольпнн —один из первых советских правозащитников, сын поэта Сергея Есенина," Дата проведения митинга была выбрана не случайно: день советской коисчиуцли должен был мниться символичным фоном для требований выполнения КЧ1ГІ-ст1пуционйых норм/ Демонстрация была разогнана почти сразу после её" начала, несколько человек было задержано, но позднее отпущено.

Рассекреченные документы КГБ показывают, что я ведомстве реально осознавали ситуацию п видели опасность, кроющуюся в подобных ЕШПГЛГЧ, В секретной записке КГБ для ЦК КПСС о і LI декабря 1965 года об антисоветской деятельности творческой интеллигенции, председателем Комитета 13. Семнчасгным, в часті гости, отмечалось: «Следует отмстить также, что и течение последних месяцев 1965 года зафиксирован целый ряд антисоветских проявлений в форме распространения листовок, различною рода надписей враждебного содержания, открытых политически вредных выступлений. Дело иногда доходит до того, как это было, например, в Москве, когда некого-рые лицп из числа молодёжи прибегаю! к распространению так называемых «гражданских обращений» и группами выходят пп площади. Формально в этих действиях нет состава преступления, но если решительно не пресечь эти выходки, может возникнуть такая ситуация, когда придётся прибегнуть к уголовным преследованиям, что вряд ли оправдано. Большинство участников раскрытых антисоветских ipynn было про фил актирован О. а некоторые привлечены к уголовной ответственности».

Ход процесса широко освещался и прессе, как п советской, так и в западной- Сами судебные заседания были объявлены открытыми, однако все присутствовавшие подвергались строгому отбору и контролю. Анонимный очевидец событий, присутствовавший на процессе, отмечал: «Входтолько но пригласительным именным бил сі сім (на каждое заседание би лет другого цвета), которые дважды проверяются: один раз при входе в здание, другой itpis входе на лестницу, ведущую в зал, причём второй раз с предъявлением паспорта, который тщательно проверяется. На улицет во дворе, в вестибюле — везде милиция и судебные распорядители»

Формирование и эволюция основных форм цеподцепзурпон лите-ратуры

Прннято считать, что слово «самиздат» придумано московским по-этом Николаем Глазковьтм в середине 40-х годов XX века. Изначально оно звучало как «сам себя издат», но впоследствии было упрощено до «сампзда-та». Широкое распространение термин получает главшлм образом » 1960-е годы. Причём «под «самиздатом» подразумевал ось хождение «по рукам» не только литературных произведений, но и самых разных IVKCIOH, распространявшихся в машинописи, фотокопиях и других разновидностях не типографского тиражирования, а само понятие перешло и разряд об щео і кис а тельных»/ Таким образом, понятие «самиздат» характерно для I960- 1980-х ГОДОВ,, и обычно обозначает весь cnejrrp неп одне нзурной литературы, издававшейся «подпольно» в этот период времени,

Как и в случае с инакомыслием, не подцензурная литература в России имеет давнюю историю. В условиях жёсткой цензуры п Российском государстве находились люди, не боявшиеся высказывать собственное мнение попреки господствующим воззрениям. Однако эта литерагура не носила массовый характер по причине того, что в качестве наказании за подобные «преступления» применялась смертная казнь, и немногие были готовы рискнуть своей жизнью за право свободы слова. Подлинный расцвет для неї і од цензурной литературы наступил галько в середине XVIlJ века, когда императрица Елизавета Петровна отменила смертную казнь за ее распространение.

Наиболее популярными и распространенными сочинениями нсподцен-зурной литературы были «Путешествие из Петербурга и Москву» Л. Радищева, и «Горе от ума» А. Грибоедову. Копии последнего, кстати, превосходили тиражи самых массовых периодических изданий своего времени, ведь практически каждый образованный человек того времени считал для сеон необходимостью иметь рукопись этого романа.2

Во второй половине XIX века изготовлением неп од цензурной литературы занимались представители народничества, однако ото были п споём большинстве произведения обществен но-политической направленности. В целом же, в данный период времени ситуация с цензурой улучшилась и количество «подпольной» литературы уменьшилось. Но после Октябрьской революции до начала НЭПа вновь наблюдается появление и широкое распространение переписанных от руки произведений Андрея Белого» Николаи Гумилева, Владислава Ходасевича, Максимилиана Волошина и др. Период НЭПа охарактеризовался почти полным отсутствием цензуры, а, следовательно. и снижением до минимального )гроБЛЯ самостоятельно изготовленных рукописных сборников, хранившихся зачастую у людей в качестве сувениров.

Ситуация резко изменилась в 1930-е годы. С того времени и до конца перестройки, с некоторыми изменениями, характерными для клждош отдельного периода (которые мы не считаем нужным подробно раскрывать, гак как это не входит в задачу данной работы), самиздат просуществовал ЕШЬ пиление русской культуры, со своими, характерными только для себя, чертами. На наш взгляд, самиздатом можно считать перукописиые гекеты, отпечатываемые, как правило, и домашних условиях с применением различных технических средств. Включать в число самиздата рукописные тексты этого времени мы считаем нецелесообразным, гак к; і к эго, во-первых, размывает само понятие «самиздат», а, во-вторых, данный способ распространения гек-стового материала не является характерным исключительно для данного периода времени. В этой связи можно согласиться с мнением исследователя самиздата Александра Даниэля: «Как социально значимое явление самиздат возникает не раньше, чем когда ТІ ЛИЧНОМ пользовании массово начинают появляться пишущие машин кш то есть не раньше, чем в начале 1950-х... В прокате пишущие машинки стали появляться примерно в середине 1950-х годов, а в свободной продажі?... не намного раньше - наверное, где-то в начале 1950-х».1 Другоіі важной особенностью, сыгравшей положительную роль в возникновении самиздата, является предоставление гражданам отдельных квартир, начавшееся и период руководства II. Хрущёва, в которых можно было, не привлекая лишнего внимания перепечатывать запрещённую литературу."

Можно заключить, что окончательно сложился и предстал в чом виде, в котором мы em знаем, самиздат только ЕЇ эпоху Оттепели. Мягкая либерализация идеологического и культурного климата, начавшаяся вскоре после смерти И, Сталина, кардинально изменила стиль жизни советских граждан. Особенно отчётливо это проявилось в столице страны — Москве. Характерной особенностью этого периода - конца 1950-х-иачала 1960-х годов стало появление своеобразных гражданских объединений - квартирных «кружков», ставших обыденностью в 1960-1970-е годы. Видимо, в это же время появляется її понятие «кухонные разговоры», обозначавшее приватное обсуждение проблем, не предназначенных для широкой аудитории.

Нонконформизм и художественное дискусионного андеграунда

Начальный этап существованкя культуры андеграунда - время художников-нонконформистов. Словарное определение понятия «нонконформизм» (англ. поп с on form і 5Ш - несогласие) гласит, что это «творческая позиция и художественное поведение, противоположное конформизму... Me столько оригинальность, собственный путь и искусстве, сколько сознательное противопоставление своего творчества идейно-эстетическим принципам и догмам; художественно-идеологическое инакомыслие (диссидентево)». Эту характеристику нонконформизма, как явления, в первую очередь, социального, подтверждав и художник-концептуалист А. Жлгалов, создатель авангардной группы «ТОТАГТ»: «На первых шагах нонконформистское явление не могло быть цельным художественным движением с общими творческими устремлениямич Поначалу :УГО скорее социальная починим творчески ориентированных личностей. Отсюда и плюрализм выразительных средств. _ Отсюда культ экстра ваганти о го поведения, «шизоидности», отчаяния, суицидальная наклонность к алкоголю и наркотикам. Создание изгоев, посюяп-но преследуемых КГБ, участковыми и психиатром, сочетается с чувством своего избранничества п уникальности».

Само понятие «нонконформизма стало активно употребляться is середине 1970-х годов, видимо, а связи со скандальными выставками 1974-х-1975-х годов, и закрепилось в качестве определения неофициальных художников.

В 1970-е годы дли нонконформистов начался новый более сложный этап развития. Конечно, и раньше неофициальные художники на пяты нал н проблему с публичными выставками своих работ: и памяти у ьсех остаюсь декабрьская выставка 1962 года в Москве, и ее разнос Н. Хрущёвым. Но до 1970-х годов не наблюдалось массовых преследований нонконформистов. Активі roe преследование художников началось, по словам Александра Глезера, - одного из организаторов «бульдозерной» выставки, основателя большого количества музеев советских неофициальных художников за рубежом, — после высылки А, Солженицына, являвшегося большим раздражителем для властей, в феврале 1974 года. Начались запугивания, попытки подкупа Ответным ходом художников стала организация выставки на открытом воздухе в районе Б еля єно-Богородское 15 сентября 1974 гида. По мнению А, Глезера это был своеобразный способ защиты от нажима властен

Объясняя причину выбора конкретного места, он же писал: «Столь малопривлекательное место, как пуспарь, мы избрали по прости причино: экспозиции картин на площади, улице или набережної] может быть легко расценена в соответствии с советским законодательством как «нарушение общественного порядка».

Московские власти настоятельно не рекомендовали организаторам выставки проводить данную акцию, однако последние безбоязненно разослали Приглашение на выставку зарубежным корреспондентам и простым гражданам, пожелавшим по какой-либо причине посетить выставку. На выставке неофициально присутствовали и члены дипломатических преде пі вите льсти западных стран (хотя данный факт, что характерно, участниками описываемых событий в их мемуарах опускается).

Того, что случилось па этой выставке, не мог предполагать никто. На картины были направлены бульдозеры, толпы раз гоня л ист, во то метами, несколько человек было арестовано, пострадали даже западные журналисты, оказавшиеся в гуще событий.3 Реакция Запада, последовавшая за разі ромом этой выставки (впоследствии подучившей название «бульдозерной») заставила власти согласиться на проведение открытой выставки в Измайловском парке 29 сентября 1974 года. Данилы выставка прошла спокойно, завершившись в намеченное время. Любопытный факт, связанный с этой открытой выставкой, сообщает Л. Талочкин - известны:! коллекционер советской неофициальной живописи. В течение большей части дня - с утра и до 16 часов (время окончания выставки) пи на одной бензоколонке Москвы нельзя было купить высокооктановый бензин для дипломатических машин, что явилось, своего рода, местью московских властей побелившим художникам.3 Одним из следствий «бульдозерном выставки» стало получение неофициальными художникам м права на проведеш і с о і крытых выставок (мод контролем властей). В Москве осенью того же года состоялись ещё дне большие выставки: в павильоне пчеловодства на ВДНХ и в Доме культуры ВДНХ. Вскоре vi в Ленинграде были проведены первые официально разрешенные художественные выставки: первая — 22-25 декабря 3 974 года в ДК им. Газа и вторая - 10-20 сентября 1975 года в ДК «Невский», получившие название «газа-невского» художестценного движения, Вторым следствием «бульд о черной выставки» стала массовая J миграция неофициальных художников па Запад, начавшаяся с середины 1970-х годов. Среди уехавших были Э. Не известный, О Рабин, О. Целков, М Рогинский, В. Комар, А. Меламид и многие другие. Многие покинули страну уже в 1980-е годы.3 Творчество некоторых художников, оказавшихся в эмиграции, и перемены, произошедшие в цк живописи будут рассмотрены нами ниже.

Калмыцкая авангардная живопись и рок-музыка: специфика регионалыюго развития

Под категорию «неофициального» в художественном искусстве Советского СОКХФ в основном подпадали следующие направления и темы: абстракционизм, жанры модернистскою w постмодернистского искусства, антисоветские сюжеты и религиозная тематики." Эти негласные запреты по умолчанию распространялись на всю территорию страны, однако отнюдь не во всех регионах наблюдались признаки существования неофициального искусства. Калмыцкая АССР была одним из таких регионов, и художественном искусстве которого вплоть до Перестроіїки, не отмечалось признаков неофициального творчества. Причины этого следует рассмотреть отдельно, а пока отметим, что во второй половине 19 SO-к годов в Калмыкии поя пил ас г плеяда молодых в основной своей массе художников, 4t,e творчество развивалось ІІ русле авангардной живописи.

Следует подчерк!іуть, что ноше исследование п этой области не претендует на роль полного и всеохватывающего анализа проблемы. Для наилучшего понимания такого самобытного явления российского изобразительного искусства, как калмыцкая авангардная живопись, необходимо произвести более тщательные исследования с привлечением, ио возможности, специалистов, работающих в сфере изучения истории искусства.

Вернемся к вопросу о причинах отсутствия проявлении неофициального художественного искусства л доперестроечный период нсгорни Калмыцкой АССР. Для этою необходимо чётче представить себе специфику работы советского художника, и условия, необходимые для его творчества. Как известно, художественным процессом в стране руководил Союз художником СССР. Союзом художников контролировалось издание и содержание номеров всех журналов о художественном искусстве, выпускаемых в Советское Союзе; выделение жилплощади и мастерские, путёвок и премий; участие и коллективных или организация индивидуальных выставок. ит наконец, основное — распределение гос аказои на выполнение того пли иного вида работ, Госзаказами обеспечивало] гарантированный заработок художников, входивших в систему СХ (причём денежные средства на счёт Союза поступали от предприятий и организаций, вынужденных регулярно приобретать про из-ведения искусства по месту своего нахождения в региональных отделениях СХ за фиксированную цену). Естественно, положение рядові іх п ведущих членов Союза было различным. Однако его нельзя было сравнить с трудностями художников, пе входи витими в СХ, и часто испытывавших проблемы даже с такими элемент арными вещами, как приобретение красок.

Члены Союза художников Калмыцкой АССР работали я тех же условиях, и по тому же принципу, что и их коллеги по всей стране. Особенностью калмыцкой живописи был относительно небольшой, по сравнению с другими регионами, круг представителей художнической профессии. Карьера художника з Калмыкии ие была столь привлекательной, как карьера а другом крупном региональном центре или столице. Процедура продвижения по карьерной лестнице была сложной и многоступенчатом. Скорость продвижения в немалой степени зависела иг наличия или отсутствия личных свячен у того или иного художника и опиралась, в основном, скорее, не на талант, а па выслугу лет (что, впрочем, не исключало быстрого карьерное рос їй особо одарённых художников). По основным было другое: в результате концентрации в больших городах - в особенности в Москве и Ленинграде- довольно значительной прослойки, не вовлечённых в систему профессиональных творческих союзов художников, уже в J 960-е годы сформировалось независимое художественное сообщество. Это сообщество не было ограничено ничем л формальных: творческих экспериментах, и в результате предложения художниками разнородных по стилям произведений, отличных от соцреали-стического направления, рано или поздно должен был возникнуть спрос со стороны зрителей. Через некоторое время вокруг этого сообщества возник круг коллекционеров неофициального искусства, организаторов квартирных выставок, торговцев-спекулянтов предметам и этого искусства и арт критиков, близких к самим художникам. К началу 1970-х годов сформировался так Іjазываемый «чёрный рынок» произведений неофициального искусства - полукримипальный и хаотичный, однако предоставивший художникам андеграунда возможность существовании вне официальных советских культурных институтов.

Похожие диссертации на Неофициальная культура в СССР во второй половине 60-х - 80-х годах XX века