Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Новый город как модель советской культуры Костюрина Надежда Юрьевна

Новый город как модель советской культуры
<
Новый город как модель советской культуры Новый город как модель советской культуры Новый город как модель советской культуры Новый город как модель советской культуры Новый город как модель советской культуры Новый город как модель советской культуры Новый город как модель советской культуры Новый город как модель советской культуры Новый город как модель советской культуры Новый город как модель советской культуры Новый город как модель советской культуры Новый город как модель советской культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Костюрина Надежда Юрьевна. Новый город как модель советской культуры : диссертация ... доктора культурологии : 24.00.01.- Санкт-Петербург, 2006.- 380 с.: ил. РГБ ОД, 71 07-24/2

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. МОДЕЛЬ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ 24

1. Исторические аспекты изучения советской культуры 24

1.1. Проекты создания советской культуры 25

1.2. Тенденции изучения советской культуры 30

2. Теоретические аспекты изучения советской культуры 36

2.1 Морфология советской культуры 36

2.2 Советская культура как исторический тип креативной культуры 42

2.3 Городская субкультура как проекция типологических и морфологических особенностей советской культуры 49

3. Советская идеология и система ценностей 54

3.1 Понятие аксиологической модели и морфология советских ценностей 54

3.2 Экзистенциальные ценности 59

4. Советское общество и советский человек 63

4.1. Социальные институты 64

4.2. Тип советского человека 69

5. Практическая деятельность и обыденная жизнь советского человека... 73

5.1. Производство 74

5.2. Образование и медицина 78

5.3. Быт и досуг 84

6. Советское искусство и наука 87

6.1. Форма и содержание советского искусства 88

6.2. Институты художественного творчества и восприятия 93

6.3. Содержание научных исследований 98

ГЛАВА 2. МОДЕЛЬ НОВОГО СОВЕТСКОГО ГОРОДА 105

1. Исторические и эстетические аспекты модели нового города 116

1.1. Возникновение новых городов 124

1.2. Типы новых городов 127

1.3. Концепции советского градостроения 138

2. Ценности нового города и их идеологическое бытие 147

3. Человек и социум нового города 151

3.1. Социальный состав и институты в новых городах 152

3.2. Тип человека нового города 154

4. Структура культуры нового города 159

4.1. Архитектура новых городов 161

4.2. Искусство новых городов 167

4.3. Наука в новом городе 175

4.4. Практическая деятельность в новом городе 177

4.5. Досуг и быт 185

4.6. Образ нового города в истории культуры 194

ГЛАВА 3. КУЛЬТУРА НОВОГО СОВЕТСКОГО ГОРОДА (НА МАТЕРИАЛЕ КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ) 200

1. Исторические и эстетические аспекты возникновения Комсомольска-на-Амуре 203

1.1. Возникновение города 204

1.2. Типологические особенности Комсомольска-на-Амуре как промышленного города 214

1.3. Проблема планирования и реалии строительства 217

2. Ценности Комсомольска-на-Амуре и их идеологическое бытие 222

3. Человек и социум Комсомольска-на-Амуре 238

3.1. Социальная структура города 239

3.2. Тип человека Комсомольска-на-Амуре 250

3.3. Социальные институты Комсомольска-на-Амуре 256

4. Структура культуры Комсомольска-на-Амуре 259

4.1. Архитектура города: специфика промышленных, жилых и общественных зданий 264

4.2. Искусство в Комсомольске-на-Амуре 271

4.3. Практическая деятельность в Комсомольске-на-Амуре 276

4.4. Наука в Комсомольске-на-Амуре 283

4.5. Досуг и быт 285

4.6.Приемы создания образа Комсомольска в искусстве 295

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 309

БИБЛИОГРАФИЯ 312

ПРИЛОЖЕНИЯ 362

Введение к работе

Диссертационная работа посвящена исследованию культуры нового советского города, концентрирующего в себе характерные черты социокультурной реальности советского времени, особенно сталинского периода, наиболее ярко воплощающего собой образ эпохи и, наконец, моделирующего структуру советской культуры в целом.

Понятие "новый город" возникло и устойчиво употреблялось как в публицистике, так и в научной литературе в послереволюционные годы. Так же, как и понятие "новая культура", оно отражает весь спектр ожиданий, связанных с революцией: в нем зафиксированы представления об обновленной социальной организации жизни и соответствующих ей градостроительных решениях.

Долгое время, вплоть до середины 60-х годов, дефиниция "новый" в архитектуре и социальной практике использовалось и воспринималось как синоним лучшего и хорошего, пока вторая волна новостроек не потребовала переосмысления политизированных суждений о новом городе, создания целостной его концепции, связанной, в частности, с формированием долгосрочной стратегии системы социалистического расселения и задачами планового развития социалистического общества, что и было осуществлено, в первую очередь, в области теории архитектуры.

Интерес архитекторов 60-80-х годов XX века к новому городу, в основном, был сосредоточен на проблемах типологии, новой эстетики города, градообразующих признаков новых городов, динамики их развития и детерминирован современными им принципами градостроительного мышления. Перечисленные аспекты специфики нового города времен 60-80-х годов изучались масштабно, систематически, комплексно. Задачи же анализа результатов социального и градостроительного эксперимента в СССР сталинского периода остались вне сферы научных интересов.

Проблематику настоящей диссертационной работы определяет интерес к специфике нового города именно сталинского времени, несущего информацию о менталитете горожан и советского человека в целом как представителя тоталитарной культуры.

Новый город рассматривается как уникальный, незаменимый источник знаний о сущности советской тоталитарной культуры, фиксирующий все этапы градостроительных и социальных преобразований эпохи, часть, отражающая (зачастую, более последовательно) в миниатюре структуру и специфику целого.

Таким образом, можно определить объект исследования - им является советская культура, и предмет исследования - модель нового советского города и специфика его культуры на примере наиболее репрезентативного варианта - Комсомольска-на-Амуре периода 1930-1950-х годов XX века.

Целью исследования является целостная характеристика феномена нового советского города как модели советской тоталитарной культуры, выявление типологических и специфических его черт.

В соответствии с целью сформулированы основные задачи исследования:

? Обобщить и систематизировать материалы по истории изучения советской культуры;

? Исследовать специфику проектирования советской культуры;

? Дать целостную характеристику советской культуры, ее строения, специфики, исторической динамики;

? Рассмотреть формирование советской тоталитарной культуры как типа креативной культуры;

? Охарактеризовать формы кризиса креативной культуры;

? Описать аксиологическую модель советской культуры, обосновать применение аксиологического подхода к исследованию советской культуры;

? Охарактеризовать специфику городской культуры как проекции типологических и морфологических черт советской культуры;

? Описать модель нового города советской эпохи, учитывая современные культурологические, исторические, социологические исследования по проблеме советского урбанизма и специфики урбанизации XX века;

? Рассмотреть исторические и эстетические аспекты модели нового города, построить типологию новых городов;

? Выявить типологические и специфические черты конкретного артефакта советской тоталитарной культуры - г. Комсомольска-на-Амуре, на основе анализа исторического материала, в том числе, не введенного пока в научный оборот;

Показать закономерности воплощения проектов нового города. Решение этих задач предполагает и постановку более узких научных проблем, нашедших свое отражение в структуре и содержании работы.

В работе, в рамках аксиологического подхода, теоретическая и эвристическая ценность которого для анализа советской культуры обосновывается в первой главе диссертации, применяется комплекс дополняющих друг друга методов исследования, среди которых базовыми являются морфологический, сравнительно-исторический, типологический. Для реализации частных исследовательских задач привлекаются комплексы методов и приемов анализа конкретных научных дисциплин: социологический анализ (для исследования менталитета жителя нового города), метод идеальных типов (при конструировании модели нового города), лингвистический анализ (для интерпретации текстов) и др.

Актуальность исследования обусловлена рядом научных, политических и социокультурных проблем.

В сфере научного знания советская культура, в том числе специфика ее урбанизационных процессов, до сего дня остается наиболее изучаемой и наименее изученной областью вследствие недостоверности выводов ряда прежних научных исследований - результата методологической и политической ангажированности авторов, либо неполноты исследований в силу недоступности источников информации.

Общественный интерес к недавнему прошлому нашего отечества, стремление разобраться в сути, причинах и последствиях происходившего связаны с проблемами самоидентификации, самоопределения, как для личности, так и для социума в целом. Кроме того, перспективы социокультурного развития России, степень успешности и адекватности политических, экономических и социальных реформ во многом зависят от точного и полного знания исторической и современной специфики, сформированной и обусловленной в эпоху становления тоталитарной системы.

Отдельно следует подчеркнуть столь же многоплановый, отчетливо проявляющийся последние годы, интерес к культуре регионов, конкретным ее феноменам, исследованию своеобразия, ценности, роли их в культуре России; в этом контексте вполне закономерным оказывается обращение к изучению культуры г. Комсомольска-на-Амуре.

Степень научной разработанности проблемы.

Работ, где комплексно исследовалась бы культура нового советского города в контексте советской культуры периода 1930-1950-х гг. нет. Тем не менее, многие отдельные аспекты нашей проблемы становились темами научных изысканий; историография отдельных аспектов нашей темы настолько велика, что вынуждает ограничиться упоминанием лишь работ наиболее значительных по масштабу поставленных задач, объему либо ценности выводов.

Тема и задачи диссертации определили обращение к следующим группам исследований, посвященным:

1. анализу культуры советского времени, в первую очередь периода 1930-1950-х гг.;

2. анализу городской культуры, культуры советского города, в частности нового;

3. анализу истории культуры конкретных городов-новостроек периода 1930-1950-х гг., в частности г.Комсомольска-на-Амуре. 1. Наиболее последовательно, систематически изучалась советская культура в советские же времена. Несмотря на известную тенденциозность, исследования эти не потеряли научной ценности, с одной стороны как источник сведений о менталитете советского человека1. С другой стороны, усилиями секций социалистической культуры, входящих в состав Научного совета по истории мировой культуры АН СССР, отдельных ученых и авторских коллективов осуществлялись масштабные проекты по комплексному изучению отдельных областей советской культуры (в т.ч. городской , о чем ниже), с использованием вполне результативных приемов и методов сбора и анализа материала; были разработаны теоретические основания исследования культуры4, без которых невозможно представить современную науку. Следует подчеркнуть и стремление ученых к уточнению целей и методологии анализа отечественной культуры, наиболее заметное со второй половины 1980-х годов5.

В последующие годы были созданы значительные исследования, посвященные как общим, так и частным проблемам истории отечественной культуры, в т.ч. и советского периода. Авторства интереснейших концепций развития культуры России принадлежат А. Ахиезеру, Г.Померанцу, Н.Моисееву, А.Маркову, А.Гулыге и другим6; опубликован целый ряд исследований отдельных феноменов художественной культуры России7.

На пике российских политических преобразований интерес к проблемам отечественной культуры, особенно XX века, выплеснулся на страницы газет и журналов. Проблематика этих научных дискуссий подробно характеризовалась нами в монографии "Художественная культура России XX века: Сущность и периодизация" .

Исследовательский интерес к проблемам истории советской культуры реализован в ряде диссертационных работ последних лет9.

Следует, однако, отметить, что, несмотря на стабильность научного интереса к отдельным явлениям, процессам и эпохам истории отечественной культуры, не решены задачи целостного анализа культуры России 1930-1950 х годов. Обращаясь к изучению эгого периода, большинство исследователей сосредоточивают свое внимание на т.н. "белых пятнах" отечественной истории - темах раскулачивания, коллективизации, репрессий, судеб спецпереселенцев, роли ГУЛАГа в жизни страны, ограничиваются либо обнародованием документов, в течение долгого времени недоступных для изучения10, либо переосмыслением и новой интерпретацией известных фактов.

2. Литература, посвященная изучению культуры города также значительна. Урбанизационый процесс как сложное, многоплановое явление изучается многими дисциплинами в широком спектре проблем, среди основных можно выделить: историческое, социально-психологическое, экологическое, экономико-географическое, демографическое, градостроительное, экономическое и пр. Начало отечественной традиции датируется рубежом XIX-XX веков. Среди авторов работ дореволюционного времени можно назвать И.И. Дитятина, Г.И. Шрейдера и А.Г. Михайловского11, которые не ставили перед собой задачи целостного изучения города, а рассматривали более практические вопросы общественного управления, подготовки и проведения городских реформ, бюджеты городов.

В 20-е годы XX века на фоне интереса к истории русского города, его роли в развитии культуры появляются работы И.М.Гревса, Н.П.Анциферова, Н.К.Пиксанова12. Именно этими учеными, стоящими у основания отечественной урбанистики, была поставлена задача изучения культуры как целостности и роли города в ней. В работах этих авторов город рассматривался как сложный социальный организм, являющийся отображением социальной структуры и дающий наиболее выразительный образ культуры своего времени; города выступает центром генераций культурных ценностей и синтеза новаций и традиций в культуре. Выработанный этими исследователями целостный взгляд на городскую среду оказался весьма плодотворным при изучении культурных процессов в городе и актуален до сего дня.

Особый исследовательский интерес к феномену города в послереволюционные годы определен, с одной стороны, практическими задачами, частично унаследованными советской властью от Царской России, и связанными с темпами урбанизации, резким ростом численности населения в крупных городах, что обусловило поиск новых градостроительных структур. С другой стороны, задачами наиболее полной реализации идеи социалистического общежития вызвано стремление к созданию нового выразительного архитектурно-художественного облика города, принципиально иной организации всей жизненной среды, что, в соответствии со стилистикой революционного мышления, наиболее полно могло быть реализовано на новом "пустом" месте, скорее в основании нового города, нежели реконструкции старого. В 20-30-е годы модель города будущего, нового социалистического города стала предметом ряда научных изысканий, были опубликованы исследования Н.Милютина, П.Лопатина, Л.Сабсовича и др.13.

Несмотря на то, что изучение и проектирование городов в нашей стране начинается уже в первые годы советской власти, только к концу 50-х, началу 60-х предпринимаются попытки анализа специфики отечественной архитектуры и градостроительства14. Исследования более раннего времени связаны в первую очередь с послевоенными восстановительными задачами и имеют отчетливо выраженную идеологическую окраску15.

Началом становления комплексного подхода к проблеме являются 70-е годы. В 1970-1980-х годах появляется целый ряд обобщающих изданий, посвященных проблемам градостроительства в широком контексте развития советской архитектуры16, осмыслению закономерностей процесса отечественной и мировой урбанизации17.

Наибольший интерес для исследователей представляет собой новый город 8, его специфика в соотношении с историческим городом19; этой теме посвящены многочисленные коллективные труды и монографии. В большой степени разработаны архитекторами проблемы эстетической выразительности советского города20, особенностей его художественного облика и способов его создания21.

В ряде работ обосновывается понятие городской среды, изучаются пути ее формирования , исследуются функции общественных центров городов , соотношение уникального и стандартного в застройке городов .

В этот же период осмысливаются вопросы типологии городов, закономерности развития городов с различными градообразующими факторами ; проблемы городской экологии также в сфере внимания исследователей. Следует еще раз подчеркнуть, что вышеперечисленные научные проблемы рассматриваются почти исключительно в контексте решения градостроительных задач, имеют специфические цели и методы исследования, прикладной характер.

Эта неполнота в рассмотрении городской культуры, очевидная необходимость более полного, целостного ее анализа привела к появлению целого ряда интереснейших комплексных социологических исследований, выполненных на материале советских городов27.

Отдельно нужно сказать о сложении традиции семиотического анализа культуры города", трудах, в первую очередь, ученых тартуской школы, много сделавших для понимания возможностей изучения городской культуры, впервые сформулировавших многие аспекты обозначенной проблемы.

В течение последующих десятилетий исследовательский интерес к городской культуре не угасает, город становится предметом культурологического анализа 9, складывается методология исследования городской культуры . Появляются обобщающие научные труды, в которых феномен города рассматривается целостно, в широком культурно-историческом контексте31.

Отдельные проблемы общественно-культурной жизни современного города, особенностей функционирования города на разных этапах развития и в разных историко-культурных регионах также становятся темами исследований в различных научных областях32.

История русского города является предметом исследования американских33 ученых. В последние десятилетия издано немало работ, в которых рассматриваются проблемы развития русского города 19-20 веков.

Как правило, авторов отличает широкий подход к изучению проблем: взаимоотношение власти и общества, сословия, их эволюция и изменения в связи с этим в социальной структуре города, проблемы взаимоотношения города и деревни, развитие миграционных процессов и их роль в процессе урбанизации и модернизации общества. В большей степени внимание ученых привлекают столичные города.

Историография проблемы городской культуры обнаруживает неполноту обозреваемых материалов без обращения к информации, содержащейся в интернете. Возможно выделить несколько аспектов раскрытия нашей темы, представленных в сети, от вполне традиционных -простых публикаций научно-исследовательских и публицистических текстов (например: Браун О. Влияние городской культуры на картину мира горожан34; Томилов Н.А. Проблемы этнографического изучения городской культуры35; Панин СЕ. Теневые стороны повседневной жизни Советских юродов в 20-е годы; Морев Г. Нормы и аномалии. - рецензия на книгу Лебиной Н. Б. ), Журнала городской культуры , Книжной полки ,

I то

Виртуального книжного магазина с аннотированием новых изданий, в том числе по истории советского города (например: Ежегодник по социальной истории, изданный Российской политической энциклопедией РОССПЭН), до оригинальных интерактивных проектов.

Среди наиболее интересных по замыслу и исполнению следует указать проект "Коммунальная квартира"40, которому вполне можно присвоить статус научно-популярного. Это проект "Виртуального музея", осуществленный благодаря грантовой поддержке программы "Электронная издательская деятельность" Института "Открытое общество" рядом авторов, использующих результаты исследования в области социологии и антропологии повседневной жизни, осуществленные в Европейском университете в Санкт-Петербурге. В виртуальном музее собрана наглядная и более или менее достоверная информация об одном из элементов культуры (советской и, в меньшей степени, современной русской) - уходящем быте, для которого не нашлось пока место в реальных музейных экспозициях. Квинтэссенцией советской повседневности авторами проекта считается коммунальная квартира, стереотипами поведения и системой ценностей жителей которой в некоторой степени может быть проиллюстрирован менталитет Homo Sovieticus. Авторами представленных материалов, включающих сведения по истории коммунальной квартиры в СССР, библиографию, включающую 55 источников и страницу ссылок, являются И. Утехин, занимавшийся этнографическим описанием быта коммунальных квартир, и Е. Герасимова, посвятившая свою работу социальной истории коммунальной квартиры.

Еще один крупный интернет-проект более информативного, чем исследовательского характера - "Русские города в интернете"41 предлагает узнать историю любого города России (каждый из них "прикреплен" к интерактивной карте России), содержит указания на прежние и настоящие названия, статистические данные по населению городов, предлагает фотоматериалы и видеопутешествия по историческим местам города, сопровождая их информацией по истории памятников.

Наиболее интересный в контексте темы диссертационного исследования Дальневосточный регион42 представлен довольно значительным числом городов (Александровск-Сахалинский, Амурск, Биробиджан, Благовещенск, Хабаровск43, Корсаков, Магадан, Мирный, Находка, Тында, Углегорск, Владивосток, Якутск, Южно-Сахалинск (Сервер "Край света"44)). Кроме исторических материалов вполне репрезентативны сведения о современном развитии городов, собранные, как правило, в категории "Культура и искусство", "Наука и образование", "Справочники", "Политика" и др.

Сходный характер и структуру имеют сайты проектов "Страны и города" и "Народная энциклопедия регионов и городов России" с той разницей, что в сайте "Страны и города" представлены не только материалы по городам России, но и материалы по городам других стран. Существует и т.н. Страноведческий сетевой каталог45.

Источником сведений о современной городской культуре являются официальные и неофициальные сайты городов (Например, Комсомольска-на-Амуре46) и отдельных учреждений, содержащие общие исторические сведения о городе, статистические данные относительно численности населения в разные годы существования, фотоматериалы и пр.

Несмотря на известное сомнение относительно принципов комплектации сайтов материалами, тщательности их отбора и проверки, а также профессиональности их анализа и систематизации, отсутствие ссылок на источники, интернет-материалы по проблеме города и городской культуры не могут быть игнорированы исследователем, а, напротив, заслуживают тщательного отбора и систематизации.

Несмотря на все многообразие исследований городской культуры, следует отметить отсутствие работ, посвященных социокультурной специфике тоталитарного города47. Настоящее диссертационное исследование призвано отчасти заполнить этот пробел.

3. Целостных исследований культуры конкретных городов-новостроек сталинского времени, в том числе, Комсомольска-на-Амуре, нет. Весь корпус публикаций по этой проблеме можно условно разделить на следующие группы:

1. до середины 1990-х гг.:

? посвященные частным вопросам истории и экономического развития советского Дальнего Востока48;

? путеводители, юбилейные издания49;

публикации документов50, статистических данных51. 2. со второй половины 1990-х гг.:

? посвященные анализу экономических перспектив городов Дальнего Востока52;

? посвященные осмыслению отдельных проблем истории Дальнего Востока на основе открытых для доступа архивных документов53.

Следует отметить, что со второй половины 1990-х годов усилиями преподавателей кафедры культурологии Комсомольского-на-Амуре Технического университета начато систематическое изучение истории культуры г. Комсомольска-на-Амуре. Нельзя не упомянуть о посвященных отдельным аспектам этой темы диссертационных исследованиях Демидовой Т.В.54 и Савенковой В.Н.55

О последнем необходимо сказать особо: диссертация посвящена изучению роли власти в формировании городского пространства и выполнена на материале г. Комсомольска-на-Амуре 1930-1950-х гг. Появление подобной работы радует как свидетельство оживления научного интереса к культуре города сталинского времени, способствующего изучению архивных материалов, в чем давно ощущалась необходимость. К сожалению, излишняя ограниченность авторских возможностей выбранным методом исследования, недостаток гибкости и научного такта при анализе конкретных фактов привели к известному схематизму в решении задач исследования и поставили под сомнение ценность и возможность г использования выводов.

Ряд работ из перечисленных выше (искусствоведческие и литературоведческие, культурологические, исторические и социологические, посвященные исключительно проблемам архитектуры), послужили источниковедческой базой настоящего диссертационного исследования, способствовали формированию методологии исследования, принципов отбора и систематизации материала, легли в основание авторской научной концепции. Другие, несмотря на недостоверность выводов, использованные с известной долей осторожности привлекались как свидетельства эпохи наряду со следующими материалами.

Источники исследования.

В соответствии с проблематикой и задачами исследования источники могут быть представлены следующими группами:

1. Архивные официальные, картографические, фотодокументы, в том числе неопубликованные, микрофонные материалы (Государственного Архива Российской Федерации (ГАРФ), Комсомольского-на-Амуре городского архива (КнАГА); Государственного Архива Хабаровского Края (ГАХК), Комсомольского-на-Амуре Государственного Краеведческого музея.)

2. Центральная и местная периодическая печать;

3. Публицистика;

4. Дневниковая, мемуарная литература;

5. Художественная литература.

Научная новизна работы обусловлена оригинальностью поставленных задач, обращением автора к источникам, не введенным в научный оборот, новым уровнем анализа и обобщения уже имеющихся научных данных об объекте и предмете исследования и определяется следующими положениями:

• в диссертации разработан метод целостного анализа культуры -метод аксиологического моделирования,

• сконструирована морфология культуры, соответствующая требованиям системного подхода,

• диссертация представляет собой опыт создания аксиологической модели советской культуры и культуры нового советского города;

? впервые новый советский город 30-50-х гг. рассматривается в контексте и как модель советской тоталитарной культуры;

? впервые предпринимается целостное исследование культуры г. Комсомольска-на-Амуре 30-50-х гг., как репрезентации сущности советской культуры сталинского периода;

? впервые в научный оборот вводится значительный эмпирический материал;

? в соответствии с общими задачами культурологии как интегративного знания о социокультурных процессах, человеке и обществе осуществляется переосмысление источниковедческой, научной литературы, на основании чего выстраивается модель советской культуры указанного периода.

Теоретическая значимость определяется продуктивностью предложенного в работе аксиологического подхода к исследованию специфики тоталитарной культуры в целом и отдельных ее феноменов, возможностью использования модели советской культуры для дальнейших научных изысканий в области истории отечественной культуры, современной урбанистики, изучения региональных культур.

Практическая ценность исследования состоит в том, что фактический материал и полученные результаты могут быть использованы в вузовской практике при подготовке спецкурсов и курсов лекций по культурологии, мировой и отечественной культуре, на семинарских занятиях по указанным дисциплинам, в курсовых и дипломных работах студентов, в практике преподавания предметов гуманитарного цикла в общеобразовательной школе. Кроме того, результаты исследования возможно учитывать при формировании городской, региональной и государственной культурной политики, при прогнозировании результатов экономических и социокультурных реформ.

Хронологические рамки диссертационного исследования определяются следующими факторами:

• "нижняя" граница исследования (1930-е гг.) обусловлена сложением к этому времени советской тоталитарной системы и унификацией всех сфер культуры;

• обозначение "верхней" границы исследования (рубеж 1950-1960-х гг.) связано с началом разрушения хозяйственного и политического механизма тоталитарной системы, приведшего к важному сдвигу в массовом сознании, связанному с падением ранее непререкаемых авторитетов и ценностей - процесс, совпавший с превращением общества в городское. Это же был период, когда городское население по численности превысило сельское56.

Период 1930-1950-х годов характеризуется внутренней целостностью и однородностью.

Положения, выносимые на защиту:

• социалистический эксперимент большевиков стал доказательством ведущей роли ценностей и идеологии в истории культуры; аксиологический подход исключительно продуктивен для анализа структуры и специфики советской культуры;

• советская культура - это исторический вариант креативной культуры со значительным количеством элементов традиционной

культуры, явившийся результатом насильственного восстановления традиций в условиях креативно-персоналистской модернизации;

• тоталитаризм - форма кризиса креативной культуры, наступившего в XX веке, в частности, таких ее свойств, как рациональность и персонализм;

• наиболее целостное и завершенное бытие канон советской культуры приобрел в сталинский период ее развития, т.е. в 30-е -50-е годы;

• оторванность от культурной жизни исторических городов страны обусловила информационную недостаточность новых городов, в ситуации которой весь спектр культурных традиций оказался замещен официальной культурой;

• новый город - есть модель советской культуры, со специфическими элементами: городской социальной структурой и типом человека, системой ценностей и форм их бытования, искусством, наукой, экономикой, досугом и бытом, отражающими аналогичные явления советской культуры в целом;

• в новом городе противоречие между ценностями креативной и традиционной культуры было минимальным, следовательно, имело менее трагические результаты;

• несмотря на значительное противоречие реалий строительства проектам социалистического города 1920-1930-х гг., новый город наиболее последовательно воплотил в себе черты советской культуры.

Апробация исследования. Результаты исследования представлены на региональной научно-практической конференции 26-27.04.2004. Комсомольск-на-Амуре: Изд. КнАГПУ, региональной научно-практической конференции 26-27.04.2004.- Комсомольск-на-Амуре, КнАГПУ, 2004, диссертация и отдельные ее положения обсуждались на заседаниях Научного семинара кафедры Культурологии КнАГТУ и заседаниях кафедры Художественной культуры РГПУ им. Герцена.

Структура исследования: диссертация объемом 382 страниц, состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка источников и литературы, Приложений и Иллюстраций.

Проекты создания советской культуры

Советская культура создавалась при активном участии власти, т.е. директивно вводилась и насаждалась "сверху" с помощью репрессивных и контролирующих органов в качестве официальной и единственно возможной, а не постепенно развивалась "снизу" в форме традиций или творческих инноваций, т.е., в основе советской культуры лежали идеологические проекты. Эти проекты не всегда были реализованы, а также не всегда были сходными.

Для 20-х годов XX века характерны дискуссии о сущности новой советской культуры в среде идеологов, партийных лидеров государства, но уже к 30-м годам количество проектов сократилось до одного и была сформирована модель советской культуры, определившая ход всех магистральных процессов ее развития.

У всех проектов 20-х и 30-х годов можно обозначить ряд общих и различных черт. Во-первых, все проекты декларировали свою связь с историческим материализмом К. Маркса и Ф. Энгельса, представлявшим собой учение о движущих силах исторического развития человеческой культуры, в соответствии с чем была выстроена ее морфология, включавшая в себя духовную и материальную культуру. Материальная культура в свою очередь имела двухслойное строение, делилась на производительные силы (средства и продукты производства) и производственные (политико-экономические и правовые) отношения людей. Производительные силы объявлялись базисом и рассматривались в качестве причины производственных отношений (надстройки). Любые изменения в области базиса проецировались в сферу надстройки. Движущими силами исторической динамики провозглашались изменения в области средств и продуктов производства, определявшие характер собственности на средства производства, т.е. политико-экономические отношения, закрепляемые, в свою очередь, в правовых нормах. Духовная культура (религия, наука, искусство) считалась относительно независимым от базиса явлением, т.е. имевшим помимо материальных еще и собственные причины своего развития. Характерной иллюстрацией может служить высказывание о Рафаэле, который "как и любой другой художник, был обусловлен достигнутыми до него техническими успехами в искусстве, организацией общества и разделением труда во всех странах, с которыми его местность находилась в сношениях"57; и далее: "Относительно искусства известно, что определенные периоды его расцвета отнюдь не находятся в соответствии с общим развитием общества, а следовательно, также и с развитием материальной основы последнего"58.

История культуры рассматривалась в этом контексте как смена типов материальной культуры и отношений собственности на нее. Социальные революции объяснялись отставанием изменений в отношениях собственности от изменений типов материальной культуры. Недостаток собственности, связанный с присваивающим типом хозяйствования, обусловливает возникновении первобытнообщинных доклассовых производственных отношений, предполагавших коллективное право на средства производства. Производящее хозяйствование приводит к возникновению классового общества, в котором есть имущие (эксплуатирующие) и неимущие (эксплуатируемые) классы. Смена способов эксплуатации и есть смена исторических типов культуры или социально-экономических формаций: рабовладельческие отношения характеризуются эксплуатацией путем прямого превращения трудящихся в орудия труда, феодальные и капиталистические отношения предполагают личную или экономическую зависимость.

Исторические и эстетические аспекты модели нового города

Концепция "нового города" в отечественном градостроении получила распространение в начале XX века, во многом благодаря популярности в России идей Э.Говарда, в предисловии к русскому изданию 1911 г. своей книги "Города будущего" писавшего о перспективах и пользе строительства новых городов на девственной земле, произведенного без помех, создаваемых традициями и предубеждениями прошлого. Основной создания города-сада (т.е. города-деревни) по Говарду было изменение характера взаимоотношений между городом и деревней, передача земли в муниципальную собственность, осуществление роста города за счет создания городских аггломераций (образования группы городов) и преобладание общинной формы социальной организации. Несмотря на кажущуюся утопичность социальных идей Говарда и некоторую близость социалистическим и коммунистическим, сам Говард подчеркивает их нетождественность и выступает как последовательный противник монополии (особенно государственной) на ведение всей продуктивной работы: конституция социалистического государства могла бы воспрепятствовать инициативным и независимым людям послужить обществу нетрадиционным, непопулярным способом. Абсолютизация коллективных форм труда и жизни, по мнению Говарда, вступает в противоречие с человеческой природой114.

Возможно, потому говардовские идеи были оценены Сталиным как буржуазные, хотя успешно развивались многими российскими архитекторами-новаторами, пытавшимися разрешить кризис городской жизни, вызванный быстрыми темпами урбанизации.

Еще 1920-м году на заседании исполкома Петроградского совета тогдашний руководитель коммунального хозяйства Петрограда Михайлов-Политкус развивал план создания городов-садов - план, в основном совпадающий с проектом построения новых социалистических городов 1930-х годов.

В результате синтеза ряда градостроительных и социальных идей понятие "новый город", в которое ранее вкладывался практический смысл, получило наполнение, весьма далекое от первоначального.

Популярность идеи города-сада в широких массах (что отнюдь не предполагало точных знаний сути концепции, ее градостроительной специфики и новаторства) обусловила основной пафос образа нового города как идеального, города будущего, а значит хорошего, лучшего, совершенного. Многие идеи, связанные с представлениями о расселении будущего, об идеальном городе-саде можно почерпнуть из ряда литературных произведений 20-х годов В.Катаева, И.Эренбурга М.Кольцова, А.Толстого и других. 1922 - 1923 годы - период наибольшего накала споров о новом городе.

В контексте социальных преобразований понятие "новый город" стало означать:

город, построенный на новом (пустом) месте,

город, лишенный истории и традиции, город, в основу планировки которого положены новые градостроительные концепции,

город, в котором принципиально иной организации всей жизненной среды соответствует (формируется) новый социалистический быт и новые социальные отношения,

город, формирующий нового совершенного (советского) человека.

Тема идеального города, города будущего, бывшая весьма важной

эстетической и социальной идеей, а также практической задачей градостроительства для всей советской эпохи, в своем развитии прошла несколько этапов, значительно трансформируясь с течением времени.

В литературе, посвященной истории советской архитектуры существует несколько традиций выделения периодов ее развития, наиболее распространенная - выделять:

Возникновение города

Выше уже отмечалось, что возникновение многочисленных советских городов явилось результатом форсированной индустриализации страны и связанных с ней урбанизационных процессов и рассматривалось с идеологических позиций как инструмент социалистического строительства, а с экономических - как средство укрепления государственной мощи, в том числе и военной.

Не стал исключением из правила и Комсомольск-на-Амуре. Именно государство стало его главным градообразующим фактором, сформировавшим структуру его культуры в целом, менталитет и образ жизни горожан. Именно степень участия государства в становлении города (особенно учитывая совершенствование механизмов воздействия и контроля в тоталитарной системе) позволяет сомневаться в наличии у Комсомольска специфических качеств городских поселений и, в какой-то степени, оправдывает попытки рассматривать его как "поселенческое приложение" к форсированной индустриализации со свойственной им структурой культуры.

С другой стороны, во многом особенности культуры Комсомольска обусловлены рядом географических, природно-климатических, исторических, геополитических факторов и связаны с отчетливым колонизационным характером освоения новых дальневосточных территорий: неравномерностью расселения - "узловым" его характером, удаленностью от культурных центров, нивелированием национальных традиций, преобладанием и "цивилизаторской" ролью русского населения.

В течение многих лет советской власти освещение истории строительства Комсомольска-на-Амуре и его популяризация были предметом особой заботы государства. Последовательное создание привлекательного (по ряду причин) образа дальневосточной новостройки должно было обеспечить город дешевой рабочей силой при минимальных расходах на жилищно-бытовые, культурные и социальные условия. Вследствие этого реальная история строительства Комсомольска неизвестна, лишена целостности, а главное - не осмыслена в историко-культурном контексте.

Настоящая его история, видимо, должна объединить известные и неизвестные страницы его "биографии" - и официальный, "парадный" ее вариант, и страшное лагерное прошлое, о котором до сих пор не принято говорить открыто, и подлинную историю освоения девственных земель, со всеми трудностями, бытовой неустроенностью, болезнью, смертью, воровством и бесхозяйственностью.

Известно, что Комсомольск, как многие стройки первых пятилеток (Магнитогорск, Ленинск-Кузнецкий и другие), был задуман как промышленный (военно-промышленный) центр, и решение о необходимости его строительства было обусловлено экономическими факторами и политической обстановкой 30-х годов - с одной стороны, целями индустриализации страны, в короткие сроки предполагавшими быстрое промышленное освоение отдаленных дальневосточных территорий, с другой стороны, напряженной ситуацией на границе с Манчжурией, требовавшей создания "форпоста обороны" на восточных рубежах России.

Тем не менее, документы свидетельствуют, что первоначально планировалось строительство не города, а лишь судостроительного завода и небольшого рабочего поселка возле него. Перспективы масштабного городского строительства представлялись значительно отдаленными во времени: "Через сто лет будет стоять на этом месте город с населением тысяч сто!" . Достаточно реалистичные планы, учитывая состояние экономики и промышленности Советской России 30-х годов.

Похожие диссертации на Новый город как модель советской культуры