Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Образ Советской России в творчестве американских писателей и публицистов в историко-культурном контексте 1917-1991 гг. Третьяченко Елена Александровна

Образ Советской России в творчестве американских писателей и публицистов в историко-культурном контексте 1917-1991 гг.
<
Образ Советской России в творчестве американских писателей и публицистов в историко-культурном контексте 1917-1991 гг. Образ Советской России в творчестве американских писателей и публицистов в историко-культурном контексте 1917-1991 гг. Образ Советской России в творчестве американских писателей и публицистов в историко-культурном контексте 1917-1991 гг. Образ Советской России в творчестве американских писателей и публицистов в историко-культурном контексте 1917-1991 гг. Образ Советской России в творчестве американских писателей и публицистов в историко-культурном контексте 1917-1991 гг.
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Третьяченко Елена Александровна. Образ Советской России в творчестве американских писателей и публицистов в историко-культурном контексте 1917-1991 гг. : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Третьяченко Елена Александровна; [Место защиты: Шуйс. гос. пед. ун-т].- Шуя, 2010.- 196 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-24/100

Введение к работе

Актуальность исследования. Процесс культурно-исторического познания друг друга как со стороны России, так и со стороны Соединенных Штатов и Запада в целом, начавшийся в ХVIII веке, приобрел особую глубину и размах в ХХ веке. Процесс постижения одного народа другим проявляется через диалог культур, выраженный главным образом в книгах. Именно книга формирует и меняет наше представление о той или иной стране и её народе. Именно через книгу происходит изменение представлений одного народа о другом. Именно книга может трансформировать образ «другого» «иного», из образа «друга» превратить в образ врага и наоборот. Литература воплощает принципы и механизмы культуры и озвучивает её смысловое целое.

Представления о Советской России, которые сложились в американском общественном и литературном сознании менялись, трансформировались в результате более глубокого освоения советского образа жизни, в процессе развертывающегося диалога культур, типологических и контактных связей и взаимодействий. Этот процесс происходил как на культурном, политическом, идеологическом, так и на социальном и литературном уровнях. Америка и Россия имеют богатую историю сосуществования, включающую и дружественное партнёрство, и противостояние. События в России, выступала ли она союзником или противником в конкретный исторический период, никого не оставляли равнодушными. Советско-американские культурные и литературные связи под влиянием социальных и политических процессов претерпевали немало изменений: расцвет отношений в период «красных тридцатых» сменился «морозом» холодной войны, затем «оттепелью» шестидесятых и эйфорией «нового мышления», перестройки, гласности 1980-х., когда многим казалось, что Россия и Америка стали друзьями навек. Все это не могло не отразиться на политических и идеологических пристрастиях книжного обмена и культурного диалога.

В нынешней геополитической ситуации конфликтности на национальной, конфессиональной, социально-экономической и внешнеполитической основе возрастает проблема формирования положительного образа страны, который оказывает значительное влияние на ее статус в мировой политико-правовой системе взаимосвязей, взаимоотношений и взаимодействий стран и регионов.

Образ Советской России – как негативный, так и позитивный – играл немаловажную роль в политических процессах и дискуссиях в Америке. В данной связи целесообразно рассмотреть работы американских публицистов о Советской России с точки зрения того, как в них преломляется образ России, как её видела другая культура, как формировались те стереотипы её восприятия, которые, сохраняясь частично и в наше время, в обновлённом виде влияют не только на общественное мнение, но также и на характер политических, экономических и культурных взаимоотношений обеих стран. При этом любой образ, как и питающие его стереотипы, – явление динамичное.

При огромном количестве книг о «путешествиях» в Советскую Россию, появлявшихся в американской литературе на протяжении всего XX века, мы посчитали необходимым выбрать только те произведения, которые оказали решающее влияние на формирование общественного мнения в США.

Предметом нашего сопоставления и осознания в данной работе является национально особенное художественное мышление. Однако художественность текста как важнейшее культурное явление также имеет особое значение при декодировании выраженной имплицитно при помощи художественных средств общественной и политической позиции того или иного писателя. Объединяющим моментом всех выбранных для нашего исследования художественных произведений является образ самого «путешественника».

Актуальность темы обусловлена культурологическим, социальным, политическим и коммуникационным аспектами исследования. Изучение сложившихся русско-американских представлений является одной из самых разработанных тем отечественной американистики, вместе с тем сохраняя свою актуальность. Это связано с особым характером русско-американских отношений как в прошлом, так и в настоящем. Изучая развитие взаимоотношений России и США, важно учитывать роль общественного мнения, тот образ советской действительности, который складывался в американском обществе на протяжении ХХ века, нашедший своё отражение в публицистике наиболее видных представителей американской писательской среды. Публицистические произведения о России представляют собой совершенно особый, богатый эмпирический источник, несущий в себе сущностный культурологический материал.

Американские представления и наблюдения, рассматриваемые в данной работе, создают неповторимую картину русской жизни, дополняя уже известные факты новыми деталями. Изучение сложившихся представлений невозможно без учёта социального и исторического момента. Работа, таким образом, имеет междисциплинарный характер, находясь на стыке различных гуманитарных дисциплин: культурологии, литературы, социологии, истории и психологии. Общим с социологией является изучение проблемы возникновения стереотипов, в том числе национальных, являющихся неотъемлемой частью понимания национальных характеров. Психологические проблемы затрагиваются при изучении образа мысли и восприятия путешественником российской реальности. Период, рассматриваемый в работе, является важным для понимания сегодняшних российско-американских отношений по той причине, что представления, сложившиеся в американском обществе влияют на сегодняшний диалог культур и международное сотрудничество.

Степень научной разработанности проблемы можно охарактеризовать как противоречивую. С одной стороны, накоплен значительный материал по вопросам истории, литературы, культуры и межкультурным отношениям как в нашей стране, так и за рубежом, имеющий бесспорную научную ценность. С другой стороны – до сих пор эти работы носили идеологическую окраску в оценке исторических событий и творчества ряда американских писателей и публицистов.

Изучение представлений американской общественности о Советском Союзе, то есть изучение имиджа представляет собой важный аспект в осмыслении российско-американских отношений. Разработке теоретических основ формирования национальных имиджей и стереотипов посвящены работы У. Бьюкенена, Г. Келмана, К. Боулдинга, Р. Джервиса и многих других западных ученых. На материале российской истории механизмы формирования и функционирования внешнеполитических стереотипов исследовали Н.А. Ерофеева, Е. Высочина, А. В. Голубева, С.В. Чугров, Е. Егорова, К. Плешакова.

Одним из первых исследований образа России в США стало произведение А. Бэйби «Американцы в России», в котором представлена библиография произведений американских авторов о царской России, а так же краткие сведения об авторах и целях их пребывания в России с 1776 по 1917 гг.

Автору удалось проследить трансформацию образа России на протяжении длительного времени, однако представленный материал не является исчерпывающим.

История русско-американских отношений на высшем личностном уровне освещена в книге А. Тарсаидзе «Цари и президенты: история забытой дружбы».

В монографии А.В. Павловской «Россия и Америка. Проблема общения культур. Россия глазами американцев. 1850-1881-е годы» автор рассматривает наиболее устойчивые представления о России, распространенные в американском обществе во второй половине XIX века.

В советский период значимый вклад в изучение истории США вообще и ранних связей с Россией внес Н.Н. Болховитинов. Его перу принадлежит большой число работ, начиная с 1732 г., в которых изучены научные, культурные и общественно-политические связи двух держав.

Связи России и США в различных сферах политики и культуры рассматривались в работах Старцева А. И. Несмотря на обзорный характер исследования, А. И. Старцев впервые проанализировал взаимосвязь двух наций, их разносторонние и тесные контакты в политике и культуре в длительной исторической перспективе.

Советские исследователи М.И. Анисимов, А.А. Елистратова, Р.М. Самарин, М.О. Мендельсон, Я.Н. Засурский, Б.А. Гиленсон, И.В. Киреева создали подлинно научную школу советской американистики и внесли большой вклад в исследование влияния «Великого Октября» на мировой литературный процесс и литературу США. Однако в оценках творчества ряда американских писателей советскими исследователями наблюдается односторонний подход, заметно идеологическое влияние времени и несколько субъективные выводы.

К проблеме адекватного отражения и восприятия американцами сведений о России обращались А. Ю. Мельвиль, А.С. Мулярчик, Дж. К. Михайлин, В.Л. Хайт. Ими была высказана мысль о том, что возможность взаимодействия культур весьма относительна. Воспринимающая сторона не столько усваивает чужой опыт, сколько переделывает его не свой лад – в соответствии со своим историко-культурным опытом, со своей национальной психологией, социально-экономическим, политическим устройством и идеологией. При этом не обходиться без искажений, которые порой порождают враждебность и конфликты. Авторами так же было показано, как в силу идеологических и политических соображений возникали прямые фальсификации имиджа советской культуры.

Проблема «я» и «другой», «свой» и «чужой» – одна из ключевых в философии, социологии, психологии, культурологии и истории. Интерес исследователей к различным аспектам этой проблемы возрос в последней четверти XX в. Появились работы, посвященные механизмам формирования образов отдельных стран и регионов в сознании представителей других этнических сообществ. Так, ежегодный альманах «Одиссей» за 1993 год целиком посвящен образу «другого» в культуре. В 90-е годы прошлого столетия изданы два выпуска «Размышлений о России и русских», в которых образ России и русского народа представлен в трудах и заметках иностранных авторов. Вышли в свет сборники трудов, объединившие работы социологов, историков, культурологов, в которых подверглись анализу истоки формирования образа России, эволюция представлений о России под влиянием меняющейся исторической действительности, этнонациональные аспекты истории.

Широкое освещение понятие «национальный образ» получило в работах философско-культурологического характера Г.Д. Гачева, который считал, что разработка данной проблемы имеет большое практическое значение для взаимопонимания народов. Теоретический и практический материал касающийся восприятия культуры представлен и проанализирован в исследованиях А. А. Гагаева, Б. А. Душкова, В.В. Кочеткова, В. Г. Крысько.

Культурологические аспекты понятия анализируют О. Шпенглер, М.Ю. Лотман, Н.Н. Рубцова, О.Д. Волкогонова, А. П. Гуревич. Анализируют понятие с позиций социологии, политологии, этнологии и лингвокультурологии исследователи Э.А. Галумов, С.Г. Тер-Минасова, Д.Н. Замятин, Э.Я. Баталов.

Исследование А. Н. Николюкина «Литературные связи России и США» посвящено анализу литературных контактов между двумя странами c XVIII века. Продолжали изучение различных аспектов русско-американских литературных взаимодействий Э.Ф. Осипова, А.С. Мулярчик, М.Н. Никольская, Е.А. Морозкина, Н. Пальцев, А. Зверев, Н.А. Кубанев.

Подробный анализ книг о России, изданных за рубежом в 1990-х гг. даёт А.Ю. Большакова в своей работе «Норма и аномалия: образ России в англо-американской русистике 1990-х годов».

Характерные черты образа России, сформированного в рамках американского россиеведения и его эволюция в период 1970-2000 гг. рассматривается в монографии Лаптевой Е.В. «Американское россиеведение: образ России».

Проблеме восприятия России на Западе в рамках межкультурной коммуникации, в сфере изучения национальных гетеростереотипов посвящена работа исследователей Т.Г. Грушевицкой, В.Д. Попкова и А.П. Садохина «Основы межкультурной коммуникации», в которой авторы пытались определить набор качеств, характерных для «типичного русского» и отличающих его от западного человека.

Проблема взаимодействия и взаимовосприятия культур, находящаяся на стыке культурологии, истории, социальной психологии, особенно применительно к последним двум векам российской истории, исследована слабо. Почти нет монографий, тем более обобщающих научных трудов. Лишь в последние годы появились работы, посвященные механизмам формирования и функционирования внешнеполитических представлений и стереотипов, в том числе на материале российской истории.

Работы по различным аспектам не раскрывают проблему в достаточной степени, что обуславливает выбор предмета, объекта, цели и задач нашего исследования.

Объектом исследования являются наиболее значительные публицистические произведения (очерки, дневники путешествий, травелоги) американских писателей и журналистов XX века об их собственных путешествиях по России, в которых отражается процесс формирования и трансформации образа Советской России в американской культуре, а предметом – содержание, структура, характер работ о России в историко-культурном контексте.

Цель исследования – проследить процесс формирования образа «чужой» страны и раскрыть основное содержание представлений о Советской России в американской публицистике ХХ века на примере произведений ряда американских писателей и публицистов, выявить его специфические особенности, своеобразие и степень влияния на отношения между двумя странами, а также трансформацию этого образа на протяжении ХХ века.

Не претендуя на всеохватность изучения творчества каждого из американских писателей, автор диссертации вычленяет лишь советскую тему в их творчестве, конкретнее – их участие в создании образа Советской России.

В рамках выбранной цели работы ставятся следующие задачи:

изучить характер возникновения и развития такого специфического ментального феномена, как образ Советской России в литературном и общественном сознании США XX века и проследить влияние социального и политического климата США на восприятие Советской России американской общественностью и творческой интеллигенцией;

исследовать влияние русско-американских отношений на восприятие России американцами, оценку американской публицистики отечественными авторами и выявить закономерность искажений и купюр отечественных переводов американской публицистики;

проанализировать советскую тему в творчестве американских писателей и публицистов Л. Стеффенса, Д. Рида, А.-Р. Вильямса, Т. Драйзера, З. Уиткина, Дж. Дэвиса, Э. Колдуэла, М. Додд, Ф. Баргхорна, Д. Стейнбека, Х. Смита и др.;

рассмотреть проблему формирования национальных образов в мировой литературе и их роль в процессе национальной идентификации как России, так и Америки.

Одной из центральных проблем не только России, но и Америки является проблема поиска нового качества взаимодействия между США и Россией. Переход к стратегическому партнерству не мог не актуализировать проблемы взаимного восприятия и видения обеими сторонами друг друга. Публицистическое наследие американских писателей и журналистов в этом контексте не только не утрачивает своего значения, а наоборот, всё более актуализируется.

Хронологические рамки диссертации ограничены периодом с 1917 г. по 1991 г. Нижней границей периода хронологических рамок исследования служит начало Октябрьской революции, оказавшей значительное влияние на социальные процессы как в мире, так и в самой Америке. Верхняя граница определяется периодом распада СССР, в котором Советская Россия играла ключевую роль. Этот период вобрал в себя весь спектр гуманитарных и политических отношений между СССР и США: настороженное отношение Америки к событиям февраля-октября 1917 года; неприятие первых месяцев власти большевиков, эйфорию «красных тридцатых» и восхищение результатами социалистического эксперимента; тревогу и разочарование, вызванные сталинскими «чистками» и сфабрикованными политическими процессами; небывалое сближение и ощущение единения народов во Второй мировой войне; охлаждение в период «холодной войны» и очередное сближение во времена перестройки и «нового мышления».

Все эти метаморфозы фиксировала литературная публицистика и отражала в художественной форме, создавая в глазах американских читателей многомерный образ Советской России.

Источниковая база исследования включает значительный по объему и информации зарубежный и отечественный источниковый материал, который можно разделить на 4 группы:

публицистические произведения американских писателей, общественных и государственных деятелей в оригинале и русском переводе;

научные труды: справочные и документальные издания, монографии, статьи в научных журналах и сборниках, материалы конференций;

материалы периодической печати СССР и США;

архивные документы из фондов Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСП).

Источниковая база исследования достаточно широка и разнообразна и

позволяет, на наш взгляд, решить поставленные задачи.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что рассмотрены общие тенденции в развитии восприятия образа Советской России общественным и литературным сознанием США на протяжении XX века, то есть того периода времени, когда происходило формирование современных духовных и культурных ценностей. Как показал обзор зарубежных и отечественных работ по заявленной теме, существует достаточно большое количество исследований по отдельным аспектам проблемы. Однако современный взгляд на процесс трансформации восприятия образа Советской России как отражение этапов становления и развития современного национального самосознания России и США никогда еще не становился предметом специального исследования. Важно проанализировать процесс восприятия американским общественным сознанием и литературой как положительного, так и негативного образа России в контексте широкого исторического развития.

В диссертации дан объемный и разносторонний культурологический анализ образа России советского периода в представлении американской культурной общественности и непосредственных свидетелей событий. Автор сконцентрировал внимание на том альтернативном, мало изученном, нередко весьма отличном от официально принятого в Советской России «негативного» восприятия России в Америке. Широкое использование зарубежных и русскоязычных источников позволило по-новому решать многие важные исследовательские задачи.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что оно решает важную проблему в истории русско-американских культурных связей, вносит значительный вклад в культурологию и американистику. В диссертации скорректированы некоторые вопросы, касающиеся американского восприятия образа Советской России. Ранее эти вопросы рассматривались в зависимости от политической и идеологической конъюнктуры, что приводило к искажениям, неточным, упрощенным интерпретациям образа Советской России в США. В постижении характера и причин субъективности возникают дополнительные возможности их использования в культурологическом исследовании.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что представленные в работе факты и их интерпретации дают новый материал для оценки ряда аспектов известных социальных и культурных событий в их взаимосвязи и переосмысления процесса конструирования образа России советского периода в США в длительной исторической перспективе. На конкретных материалах показано, как формировалось в Америке представление о России, положившее начало конструктивному диалогу социумов и культур на современном этапе, и какие факторы оказали на него наиболее существенное влияние.

Отдельные положения работы могут быть использованы при дальнейшей разработке проблемы взаимодействия и взаимовосприятия культур. Комплексный, междисциплинарный подход к анализу проблемы национального образа позволит не только обобщить имеющиеся материалы, но и наметить новые направления ее решения в свете современных политических и культурных реалий.

Представленный материал может быть использован при разработке спецкурсов и семинаров, обучающих занятий, чтении лекционных курсов по культурологии, социальной философии, политологии, подготовке учебных пособий по истории американской литературы и культуры ХХ века. Работа может быть полезной для дипломатических работников, научного и экспертного сообщества, специализирующегося на изучении особенностей российско-американских отношений.

Теоретической основой исследования послужили работы отечественных литературоведов-американистов (Н.А. Анастасьев, А.В. Иващенко, Т.Д. Венедиктова, Б.А. Гиленсон, Я.Н. Засурский, А.М. Зверев, М.О. Мендельсон, О.О. Несмелова, А.Н. Николюкина, Е.В. Лаптева и др.), историков, культурологов, политологов и социологов (Э.Я. Баталов, Н.А. Бердяев, Г.Д. Гачев, Ю.Н. Замошкин, Л.Ю. Слезкин, Л. Мэмфорд, В.О. Рукавишникова, Е. Шацкий, Ю. Шрейдер, О. Шпенглер А. Чубарьян и др.), концепция диалога культур М.М. Бахтина и её развитие в трудах А.В. Павловской, А.С. Мулярчика, Ю.А. Большаковой.

Методологическую основу диссертации составили общенаучные методы и специальные методы культурологии, социальных и политических наук. Из общенаучных методов использовались методы обобщения и аналогии, анализа и синтеза, индукции и дедукции. Системный подход, лежащий в основе диссертационного исследования, предполагает анализ произведений о России в совокупности их выразительного и содержательного планов и во взаимосвязи с различными факторами социального и политического процесса. Специфика работы, связанная с анализом разнохарактерных источников, обусловила использование целого ряда методов и подходов научного исследования, основными из которых являются следующие.

исторический метод, позволяющий рассмотреть проблемы формирования образа России в определенных исторических рамках;

метод контент-анализа, учитывающий содержательную сторону исследуемых объектов;

сравнительно-исторический и описательный метод, дающий возможность для сопоставления существовавших на протяжении более полувека представлений о Советской России в американском обществе;

социологический подход, с помощью которого выясняется зависимость представлений о России от развития американского общества в целом, от его социальной структуры, от системы экономических отношений, от идеологии и политической культуры.

Положения, выносимые на защиту:

    1. Американский образ России в литературной критике советского времени нуждается в существенной корректировке и уточнении. Позиция «литературных друзей Октября» (Д. Рида, А. Р. Вильямса, Л. Стеффенса и других) по отношению к советской власти была не такой однозначной, как это представлялось в советскую эпоху. Теодор Драйзер занимал гораздо более критическую позицию по отношению к Советской России и многие пассажи его книги «Драйзер смотрит на Россию» и публицистические оценки, сделанные в Нижнем Новгороде, представляли «фигуру умолчания» в советский период;

    2. Американское правительство и правящие круги США в послеоктябрьский период занимали двойственную, в том числе и позитивную позицию по отношению к власти большевиков. Отношение американских официальных лиц и рядовых представителей американского народа в 1930-е годы по отношению к Советской России было в основном просталинским и отвечало официальным позитивным установкам госдепартамента США. Оценка событий в Советской России в изложении американских журналистов и публицистов в годы Второй мировой войны была в основном правдивой и непредвзятой.

    3. Наиболее объективными и достоверными произведениями о Советской России (хотя и не избежавшими определенных идеологических перекосов), созданными в советский период, являются «Русский дневник» Д. Стейнбека, «Русские» Х. Смита, которые никогда не переводились на русский язык в доперестроечную эпоху.

    4. Историко-культурный анализ образа России советского периода в американской публицистике позволяет выявить тот факт, что Россия играла важную роль в формировании мировоззрения американских писателей, особенно левого направления. При этом Россия воспринималась, с одной стороны, как родина уникального социального эксперимента, а с другой, как страна тоталитарного режима и отсутствия демократии. При высокой степени различия культур (философия индивидуализма и прагматизма, эгоцентризм, дух соперничества) было немало схожих явлений – социальное мифотворчество, отказ от старой культуры, стремление построить индустриальное общество. Идеологические барьеры, политические разногласия и конфликты на высшем государственном уровне не становились причиной неприязни между нашими народами, о чем свидетельствуют произведения, рассмотренные в работе.

    Апробация диссертационного исследования. Основные положения диссертации изложены в десяти печатных работах. Материал отдельных частей был представлен в докладах на научных конференциях различного уровня – международных, российских и региональных: Международных научных семинарах «Актуальные проблемы американистики» (Нижний Новгород, 2004, 2005), международных научных конференциях Российского общества по изучению американской культуры (Москва 2006, 2007, 2008, 2009), международной научной конференции «Язык и общество» (Москва, 2006), международной научной конференции, посвященной 200-летию установления российско-американских дипломатических отношений, проводимой Институтом Всеобщей истории РАН совместно с Центром Вудро Вильсона (Москва, 2007), Арзамасских филологических чтениях (Арзамас, 2007, 2008, 2009, 2010), Шуйской сессии студентов, аспирантов, молодых ученых (Шуя, 2010).

    Публикации по теме диссертации также включают статьи в реферируемом журнале «Вестник НГУ им. Н.И. Лобачевского», публикацию в коллективной монографии «Россия и англоязычный мир: проблемы межкультурной коммуникации».

    Диссертация обсуждалась на кафедре культурологии и литературы Шуйского государственного педагогического университета.

    Структура диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы, включающего 387 наименований (источники на русском, английском языке и архивные документы).

    Похожие диссертации на Образ Советской России в творчестве американских писателей и публицистов в историко-культурном контексте 1917-1991 гг.