Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Отцовство как феномен традиционной культуры якутов Протопопов Семен Семенович

Отцовство как феномен традиционной культуры якутов
<
Отцовство как феномен традиционной культуры якутов Отцовство как феномен традиционной культуры якутов Отцовство как феномен традиционной культуры якутов Отцовство как феномен традиционной культуры якутов Отцовство как феномен традиционной культуры якутов
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Протопопов Семен Семенович. Отцовство как феномен традиционной культуры якутов : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Протопопов Семен Семенович; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств]. - Санкт-Петербург, 2008. - 178 с. РГБ ОД, 61:08-24/11

Введение к работе

Актуальность исследования Семейно-брачные отношения - одна из наиболее значимых сфер в функционировании общества На фоне общего кризиса традиционной культуры семьи изменения, происходящие в брачных отношениях, способствовали повышению интереса к проблемам «женского» и «мужского» начал в различных культурах Однако возросший интерес к тендерной проблематике в научных исследованиях позволяет обнаружить, что теме отцовства, «мужского» в мировой культуре и России, в том числе, уделяется недостаточное внимание Этот пробел определяет необходимость переосмысления места и роли отцовства в формировании и развитии не только семьи, но и личности ребенка, что является своего рода гарантией организации нормальной жизни каждого человека

Изучение семьи и семейных отношений предполагает выявление и научное обоснование тех элементов традиционной культуры, которые являются специфическими Наиболее ярко подобные элементы проявляются во внутрисемейных, кровнородственных и соседских взаимоотношениях И хотя все социальные институты являются универсальными, ибо они характерны для большинства народов, для их бытования существенна и другая сторона - традиционность, обусловливающая их специфичность и самобытность жизни народа В традициях проявляется этнический характер отцовства, его своеобразие

В настоящее время проблемы, связанные с рождением и воспитанием нового поколения россиян, особенно актуальны Российская семья становится главным объектом общенационального интереса, а пропаганда семейных ценностей - конкретной государственной задачей Сегодня появилось понимание того, что реализация демографической политики неотрывна от жизни семьи От состава каждой семьи, ее материального, духовного и культурного развития, характера ценностных ориентации зависит, в конечном счете, благополучие всего общества

В России 2008 год объявлен «Годом семьи» Республика Саха (Якутия) имеет уже сложившуюся традицию в укреплении и поддержании семьи так для активизации семейной политики в 1994-1996 гг - впервые был объявлен «Годом семьи» В 1999-2000 гг в республике прошел «Год детства и детского спорта» В 2006 году были подведены итоги трехлетней реализации «Года здоровой семьи в Республике Саха (Якутия)» Все это подтверждает несомненную актуальность проблемы семьи и отцовства

Степень разработанности проблемы. Проблема отцовства имеет комплексный характер и ее понимание тесно связано с темой семьи, семейных традиций, воспитания молодого поколения, культуры семьи Перечисленные вопросы в разное время вызывали интерес у философов, историков, социологов, психологов, антропологов и этнографов Еще Аристотель в «Политике» определил основные функции отца и матери в семейных отношениях - «отец учит, мать растит» Именно отец семейства тогда обладал неограниченной властью над женами, детьми и рабами

Особенность философского понимания семьи и отцовства заключается в возможности представить семью как целостность, на основе брака гармонию мужского и женского начал (Г Зиммель, А Шопенгауэр, В В Розанов, В С Соловьев и др )

В исторических исследованиях описывались изменения во взаимном общественном положении мужчины и женщины (И Бахофен, Л Морган), прослеживается эволюция семейно-брачных отношений, выявляется сущность брака и семьи в истории и культуре В русле «женских» и тендерных исследований проблемы семьи рассматриваются у Н Л Пушкаревой

Трансформации семьи, начавшиеся в Новое время, исследовались и социологами Социологические исследования позволили определить функции не только самого института семьи (Э Дюркгейм), но и других социальных институтов наследования социального статуса родителей, роль семьи в воспитании и образовании (П А Сорокин) И С Коном была предложена дифференциация отцовства по определенным принципам С И Голод и А АКлецин провели историко-социологический анализ семьи и брака, где выявили закономерности развития семьи, дали типологию исторических типов семьи в зависимости от половозрастных отношений и раскрыли значение социально-психологических ценностей семьи Функциональный подход показал связь между экономическими условиями жизнедеятельности общества и характером функций, исполняемых семьей, их иерархией В исследованиях обозначен кризис, который угрожает самому существованию человеческого рода, поставлена проблема не возможности возвращения к нормальному функционированию семьи Интересным является исследование Н Кремневой, которая ставит целью рассмотреть особенности смыслополагания «мужчин» и «женщин» в процессе этнической идентификации

Важными, раскрывающими феномен отцовства, были исследования представителей школы психоанализа В них отцовство рассматривается как важный источник влияния на развитие у ребенка социального интереса (А Адлер), как традиционный тип воспитания (Э Фромм)

Особую группу исследований проблем семьи и отцовства составили работы антропологов и этнографов Антропологи акцентируют внимание на соотношении отцовства и материнства (Б Малиновский), на тендерных функциях отцовства и материнства (М Мид), на бытовании этих феноменов в границах традиционной культуры

Отечественными этнографами накоплен огромный эмпирический материал Ими описаны различные стороны брачно-семейных отношений якутов (И Г Георги, И Ф Страленберг и др ), описаны свадебные семейные обряды и традиции воспитания детей в якутский семье (Я И Линденау, Р К Маак, В Л Серошевский, Н А Виташевский и др )

Этнографы XX столетия и современности рассматривают семью как систему брачно-семейных отношений (Ю В Бромлей и др), дают сравнительный анализ семейных традиций и отношений в различных

традиционных культурах народов Сибири (И С Гуревич, Б Н Попов, К Д Уткин и др)

Проблеме семьи, материнства и отцовства посвящены и культурологические исследования, которые позволяют не только рассмотреть данные проблемы в контексте культуры, но и найти глубинные основания материнской и отцовской культур В культурологических исследованиях представлен накопленный опыт и проанализированы обычаи народов, присущие культуре образцы поведения, ценности, регулирующие отношения в семье, связи различных традиций этнической культуры (В А Рамих, Г Г Филиппова и др ), поднимается проблема преемственности и взаимоотношений поколений, взаимосвязи культуры семьи с духовной сферой общества (С Н Иконникова, А С Запесоцкий, В В Селиванов, Т Ф Ляпкина и др)

Таким образом, краткий обобщенный анализ зарубежных и
отечественных исследований позволяет сделать вывод о том, что в
философии, истории, социологии, антропологии и психологии сложилась
определенная традиция в изучении проблем семьи и брачно-семейных
отношений, воспитания молодежи Культурология позволяет

проанализировать эти проблемы в контексте культуры, что отцовства как феномена традиционной культуры якутов, который пока не был предметом культурологического анализа

Источниковедческая база исследования Значительные сведения почерпнуты из Архива Академии Наук России (СПб) - рукописей И П Сойкконена1, принимавшего участие в середине 1920-х годов в экспедиции по изучению Якутской области (темой его работы являлось изучение семейного быта якутов), и данных М Н Ионовой-Андросовой2, -известного знатока этнографии своего народа Описываемые обычаи и обряды, связанные с рождением ребенка, бытовали у коренного населения вплоть до 1930-х годов Раздел, посвященный рассмотрению игр и праздников, существующих в Якутии в настоящее время, написан Е Н Дьяконовой на основе собственных полевых материалов

Источниковой основой работы послужили также материалы полевых экспедиций по республике, осуществленных автором диссертации (2002-2006) В качестве респондентов выступили отцы и дети г Якутска, центральных, заречных, вилюйских, южно-западных, северных и колымо-индигирских групп районов Республики Саха (Якутия) Всего приняло участие в этом исследовании 350 отцов (в каждой группе по 50 отцов)

Кроме того, в исследовании феномена отцовства привлекались сведения о деятельности общественных объединений мужчин-отцов, статистических данных и периодических изданий

Объект исследования - традиционная культура якутов

Предмет исследования - семейные отношения традиционной и современной культуры якутов

'ААНСССР Ф47 оп 2 №157 158 ф 135 on 2 №258 ААНСССР Ф47 оп 2, №82

Цель работы - изучить феномен отцовства в традиционной культуре якутов Данная цель обусловила выполнение следующих задач исследования

показать историческую динамику семьи и семейных отношений традиционной культуры якутов,

раскрыть социокультурные феномены отцовства и материнства,

определить функции отца в этнокультурных традициях якутов,

на основе результатов полевых и социологических исследований выявить типы отцовства и семейных отношений в современной культуре якутов,

выявить роль отцовства в формировании личности ребенка
Методологические основы и методы исследования. В основу

исследования положен принцип системного подхода, который позволяет рассматривать семью и семейные отношения в контексте традиционной и современной культуры якутов Важными для решения исследовательских проблем были методы сравнительно-исторического анализа и историко-типологический Кроме того, были использованы социологические методы исследования феномена отцовства (беседа, интервью, анкетирование, опрос) Научная новизна исследования заключается в следующем

выявлена историческая динамика семьи и семейных отношений традиционной культуры якутов, которые были жестко детерминированы экономическими факторами, природно-климатическими условиями, сакральными нормами и предписаниями обычного права Семья сохраняла традиционные материальную и духовную культуру, моральные нормы народа,

показано, что отцовство наряду с материнством выступает как базовая ценность традиционной культуры якутов, которая сохраняет, обеспечивает устойчивость и стабильность семьи и семейных отношений,

проанализированы традиционные семейные и родственные отношения культуры якутов, что позволило выявить значение совместного проживания родственников по отцовскому или материнскому роду, сплоченность, устойчивость и взаимопомощь членов семьи («дьукаахтаьыы», «ыаллаьыы», «бииргэ олоруу»),

на основе анализа традиционной внутрисемейной иерархии якутов определено, что ведущее место принадлежит главе семьи - отцу, мужу Это обусловлено его деятельностью в качестве организатора традиционного производства (земледелия, животноводства, коневодства, рыболовства, кузнечного дела и охоты),

типология отцовства в традиционной культуре якутов впервые представлена в качестве предмета культурологического анализа,

установлено, что феномен отцовства является необходимой предпосылкой формирования в сознании ребенка гармоничности мира, полового самосознания юношей и девушек, представлений о социальных образцах реального мужского поведения,

на основе социологического исследования 2002-2006 гг, которое проводилось в семи районах республики, проживающих в различных природно-климатических, экономических и социально-культурных условиях, была установлена география распространения типов отцовства На защиту выносятся следующие положения: 1 Отцовство в семье и традиционной культуре якутов выполняло следующие функции главы семьи и рода - в решении семейных проблем, репродуктивную - продолжение рода по отцовской линии, оценочную - отец оценивал индивидуальные, групповые, или иные ситуации, связанные с жизнью и деятельностью членов семьи, сохранения и сакрализации -объектов, предметов, культурных традиций, имеющих семейную ценность, регулятивную - в принятии решений, регламентации отношений с супругой, трансляционную - в осуществлении передачи норм и правил поведения, функцию социализации и социальной интеграции - приобщения детей к обычаям и традициям, внутриэтнической интеграции, поддержания внутригруппового единства этноса,

  1. Семья выступала главным хранителем успехов отцов в освоении окружающей среды и семейных традиций, которые передавались из поколения в поколение,

  2. Увеличение числа одиноких женщин и мужчин, количественный рост разводов, увеличение «неполных» семей, разнообразие форм брака (смешанные семьи), интенсификация внебрачных сексуальных отношений -имеют негативное влияние на авторитет семьи, что изменяет внутрисемейные отношения В современном якутском обществе происходят изменения в тендерных установках людей, в оценках роли отцовства и материнства, мужчины и женщины, что неизбежно влияет на духовные, нравственные, материальные ценности и воспитательную деятельность родителей, а это, в свою очередь, отражается на статусе и роли отца в воспитании детей,

  3. Типология семьи в современном российском обществе вариативна В современной культуре якутов существует три типа отцовства 1) традиционный тип отцовства, ориентированный на собственную этнокультурную среду и направленный на воспроизведение традиционных отношений, 2) традиционный тип отцовства с уклоном на современную ситуацию, существующий в сельской местности республики Он основан на традиционно сложившемся виде деятельности (скотоводство, коневодство, рыболовство, земледелие, охота), который существует сегодня в форме личного подсобного хозяйства и поддерживается благодаря труду мужчин Наряду с этим имеется тенденция большего, чем в прошлом участия отца в воспитании детей, 3) современный тип отцовства, который связан с новым типом семьи - эгалитарной семьей, сформировавшейся в современной городской культуре Якутии Эта семья, в которой муж и жена имеют образование и специальность, объединены не только традиционными ценностями и материальными интересами, но и общими духовными

устремлениями Это и создает современный тип отцовства и благотворно влияет на воспитание детей

  1. География распространения типов отцовства отражает характерное для северных районов распространение традиционного типа отцовства В центральных, заречных, вилюйских районах доминирует традиционный тип отцовства с уклоном на современную ситуацию В западно-южных районах республики отцовство обладает схожими с другими районами характеристиками Отцы из этих семей заняты в различных видах труда, но в большей части - в промышленности Наиболее распространенным типом отцовства в современной культуре якутов является традиционный тип отцовства с уклоном на современную ситуацию, где отцы охотно используют традиционные способы воспитания, которые приучают детей к трудолюбию и патриотизму, и приобщают их к современным достижениям культуры Это наиболее активная часть отцовского сообщества республики, которая благодаря поддержке со стороны властей и общественных организаций, приобретает авторитет

  2. Культурная политика государства и Республики Саха (Якутия) помогает сохранить и развить наиболее ценные особенности отцовства, от которого зависит не только дальнейшая судьба детей и подростков, но и судьба всей этнической общности

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что культурологическая типология отцовства, представленная в диссертации, отражает феномен отцовства традиционной и современной культуры якутов Исследование может являться основанием для разработки методических рекомендаций использоваться в работе объединений мужчин-отцов, а также родителями, социальными педагогами и учителями в работе по подготовке молодежи к семейной жизни Материалы и выводы диссертации могут быть использованы также в преподавании культурологии, гендерологии, семьеведении в высших и средних учебных заведениях, в разработке семейной политики Республики Саха (Якутия) и в воспитании детей в семье и обществе

Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на методологических семинарах кафедры культурологии факультета якутской филологии и культуры Якутского государственного университета имени М К Аммосова (2007), на заседании кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (2008), на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава ЯГУ (2000-2008 гг) Отдельные аспекты исследуемой проблемы обсуждались и получили одобрение на республиканских, межвузовских, региональных, всероссийских и международных конференциях Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы региональной культуры и образование России на пороге третьего тысячелетия» (Якутск, 2000), Международной научной конференции «Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки» (Элиста, 2001), Республиканской научно-практической конференции

«Духовность - веление времени» (Якутск, 2001), X конференции молодых ученых «Развитие воспитания в контексте модернизации российского образования психология, педагогика, социология» (М, 2002), Региональной научной конференции «Наука Техника, Инновации» (Новосибирск, 2002), III научно-практической конференции «Молодые ученые Якутии в стратегии устойчивого развития Российской Федерации» (СПб, 2002-2004), Всероссийской научно-практической конференции «Язык Миф Этнокультура» (Кемерово, 2003), Республиканской научно-практическая конференции «Язык как основной элемент культуры генезис, традиции и современные проблемы» (Якутск, 2004) Результаты исследования и отдельные рекомендации докладывались на семинарах, встречах-беседах, «круглых столах» с работниками образования и культуры, использовались в выездных выступлениях перед широкой общественностью

Научный доклад «Функциональный анализ деятельности отца по жизнеобеспечению семьи в традиционной культуре якутов » занял I место в секционном разделе «Наука и образование» на III научно-практической конференции «Молодые ученые Якутии в стратегии устойчивого развития Российской Федерации» (СПб, 2002) Результаты исследования отражены в 15 публикациях автора, в том числе в одной статье в издании, рекомендованном ВАК РФ

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка источников и использованной литературы Объем диссертации составляет 178 с

Похожие диссертации на Отцовство как феномен традиционной культуры якутов