Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Совершенство как феномен культуры Носоченко Марина Александровна

Совершенство как феномен культуры
<
Совершенство как феномен культуры Совершенство как феномен культуры Совершенство как феномен культуры Совершенство как феномен культуры Совершенство как феномен культуры Совершенство как феномен культуры Совершенство как феномен культуры Совершенство как феномен культуры Совершенство как феномен культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Носоченко Марина Александровна. Совершенство как феномен культуры : Дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01 : Барнаул, 2003 185 c. РГБ ОД, 61:04-24/40

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Совершенство в духовном опыте человека 14

1. Проблема совершенства в истории человеческой мысли 14

2. Феноменология совершенства: совершенство как ценность 56

3. Антропологический смысл совершенства: совершенство и творчество 83

Глава II. Идеалы человека в истории культуры 101

1. Этический идеал: образ мудреца 101

2. Религиозный идеал: образ святого 117

3. Творческий идеал: образ художника 138

Заключение 167

Список литературы 174

Введение к работе

Актуальность исследования.

XX век известен как время глубокого кризиса западной культуры: переоценки всех ценностей; переосмысления индивидом метафизических оснований собственного бытия, своего статуса в качестве субъекта культуры; доминирования массового сознания, заменившего стремление к идеалам следованию стереотипам. В этой ситуации неоднократно предпринимались попытки осмыслить характер и причины духовного кризиса европейской культуры, определить возможные перспективы ее дальнейшего развития. Современное состояние культуры рассматривается во многих аспектах, выделяются самые разнообразные причины нынешней ревизии духовного багажа человека конца XX - начала XXI веков. Мы считаем очень актуальным в этой связи обращение к теме совершенства.

Культура и искусство XX века отказываются от определения совершенства как конечной цели любой культуротворческой деятельности, в то время как для предшествующих эпох план совершенного неизбежно был включен в структуру мироотношения субъекта культуры в качестве желанной цели, воображаемого предела его самореализации. В культурфилософской и культурологической мысли было немного попыток анализа особенностей нынешней культурной ситуации именно в связи с отказом современного сознания рассматривать стремление к совершенству как необходимое условие полноценного бытия культуры. Нам такой анализ представляется очень важным, поскольку он позволяет понять причины духовного кризиса современной европейской культуры, а также наметить возможные пути выхода из этой ситуации.

В основании культуротворческой деятельности всегда лежало стремление к идеалам. Идеал - это мыслимое, воображаемое совершенство, существующее в сознании субъекта как проект творческой деятельности. Необходимость существования идеалов оспаривается в современной культуре. В связи с этим существует потребность заново осмыслить место, которое идеалы занимают в

структуре человеческой духовности, их роль в культуре. Это поможет дать ответ на вопрос, возможно ли оценить нынешнее состояние культуры однозначно негативно (духовный упадок, утрата всех высших ценностей и возможностей творческого обновления), либо как состояние, чреватое богатыми возможностями развития, обретением новой духовности и иных ценностей. Анализ метафизических и социокультурных оснований стремления человека к совершенству способен дать ответ на эти вопросы.

Все это приводит к необходимости осмыслить совершенство как важное
культурфилософское и культурологическое понятие. Данная задача актуальна,
поскольку XX век рассматривал совершенство, преимущественно, либо как по
нятие из сферы эстетики, либо как характеристику исключительно художест
венной реальности. Глобальный, общекультурный смысл совершенства остает
ся непроясненным. Как следствие, существует потребность рассмотреть совер
шенство как важнейшую интегративную ценность, включающую в себя и нрав
ственный, и эстетический, и художественный компоненты. В связи с уве-
ф личением степени креативности современной культуры самое важное место от
водится в ней самому субъекту творчества. Из этого следует необходимость
понимания бытия человека в его целостности, истоков его духовности. Тради
ционно эти истоки усматривались в наличии плана трансцендентного бытия, из
которого выводилось и стремление человека к совершенству. Однако в совре
менной ситуации назрела потребность обосновать необходимость для индивида
совершенства, исходя из реального исторического бытия человека в культуре,
ffr выявив, в первую очередь, его социокультурные и антропологические основа
ния.

Таким образом, существует необходимость осмыслить совершенство как сложный интегративный феномен аксиологической природы, как в его целостности, так и в различных аспектах. Это значимо для оценки нынешнего состояния культуры.

Степень изученности темы.

Тема совершенства играла в истории культуры важную роль, поэтому спектр источников, посвященных этой проблеме, необычайно широк.

Условно эти источники можно разделить на две основные группы:

Первую группу составляют тексты, авторы которых не задаются специальной целью теоретического анализа категории совершенства и его качественной специфики, просто используя этот термин. К ним относятся и философские, и художественные, и эссеистские работы.

Такие источники тоже важны для нашего исследования, поскольку человеческое сознание интуитивно схватывает смыслы, заключенные в этом понятии. Опора на эти источники дает даже большую пищу для размышлений, так как человеческая интуиция способна уловить то, что часто остается за пределами теоретического анализа.

Во вторую группу входят тексты, в которых производится теоретический, категориальный анализ совершенства. Это, в первую очередь, философские произведения. В античной философии, прежде всего, диалоги Платона: особенно «Тимей» и «Государство» (99; 102), Аристотель посвятил анализу совершенства часть «Метафизики», кроме того, он рассматривает это понятие в своих этических работах: «Большой этике» и «Никомаховой этике» (7; 8; 9). Феномен совершенства анализируется Плотином, теме человеческого совершенства посвящены труды М. Аврелия, М.-Т. Цицерона (2; 3; 53; 105; 137; 138).

Также для нашей темы значимы работы авторов последующих эпох: Боэция, М. Фичино, Дж. Пико делла Мирандолы, Г. Лейбница, И. Канта, Й. Гер-реса, Новалиса, Фр. Шеллинга, Фр. Шиллера, Фр. Шлегеля, И.-В. Гегеля (27; 41; 61; 62; 69; 72; 140; 146; 150). Из философов XX века - В. Виндельбанда, Г. Гадамера, Н. Гартмана, Р. Ингардена, Э. Кассирера, Фр. Ницше, В. Татаркеви-ча, К.-Г. Юнга (33; 38; 40; 56; 65; 92; 123; 124; 152-164).

Среди работ русских философов, культурологов и историков культуры должны быть отмечены труды М.М. Бахтина, П.М. Бицилли, Б.П. Вышеславцева, Л.П. Карсавина, А.Ф. Лосева, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского, Л. Шесто-ва 16-18; 24; 36; 37; 79; 80; 113-117; 130; 131; 142); работы современных отече-

б ственных авторов: Л.М. Баткина, B.C. Библера, А.Я. Зися, М.С. Кагана, В.П. Крутоуса, В.А. Мильдона, Л.Н. Столовича, М.Н. Ястребовой (15; 23; 54; 57-59; 90; 119-122; 166).

Существует также важная для нашего исследования группа текстов, авторами которых являются художники и писатели. Это, прежде всего, работы Ш. Бодлера, П. Валери, И-В. Гете, Леонардо да Винчи, В.А. Кандинского 25; 34; 42; 60; 70; 71). Особая значимость этих источников состоит в том, что в них зафиксирован личный опыт создания произведений искусства, что дало их авторам возможность осмыслить совершенство не только как абстрактное теоретическое понятие, но и как объект особого эмоционального переживания в процессе творчества.

На основании изучения литературы по этой теме нами выделены три основных теоретических подхода к феномену совершенства.

Первый из них рассматривает совершенство как понятие из сферы эстетики. Эстетический подход предполагает анализ совершенства в связи с проблемой формы. Совершенство понимается как специфическое качество формы, свидетельствующее о полноценном воплощении в ней содержания, которое позволяет сделать смысл вещи предметом наглядного созерцания со стороны субъекта. Таким образом, понятие совершенства приближается к понятию красоты, а часто даже отождествляется с ним. Этот подход очень широко представлен в истории человеческой мысли. Большое внимание ему уделяется в произведениях Платона (98; 101). Кроме того, в этой связи должны быть названы Аристотель, Плотин, Фома Аквинский, многие мыслители Возрождения (Б. Варки, Т. Кампанелла, Б. Кастильоне, А. Фиренцуола), романтики (Новалис, Фр. Шеллинг, Фр. Шиллер, Фр. Шлегель), И.-В. Гегель, Н. Гартман, Р. Ингар-ден (8; 40; 41; 56; 72; 140; 144-146; 150; 152). Из современных отечественных авторов - имена М.С. Кагана, Л.Н. Столовича, В.П. Шестакова, М.Н. Ястребовой (57-59; 119-122; 141; 166). Необходимо отметить, что в отечественной философской мысли развивался, прежде всего, именно этот подход.

Существует также иной подход, рассматривающий совершенство как онтологическое понятие. В его границах совершенство понимается как атрибут Абсолюта, как особая сфера реальности. Таким образом, совершенство соотносится с особым планом бытия. Этот подход особенно характерен для античности: Платон, Плотин (99; 100; 102-105), а также для русской религиозной философии: Л.П. Карсавин, B.C. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский (63; 113-117; 126; 130-131).

Кроме того, в рамках онтологического подхода уделяется большое внимание телеологическому аспекту совершенства через его связь с понятием целесообразности. Совершенство здесь осмысливается как полная актуальность, раскрытие сущности вещи. Основатель этой традиции - Аристотель (8), наиболее яркий представитель — Г. Лейбниц (69).

Однако для полноценного анализа проблемы совершенства как онтологический, так и чисто эстетический подходы являются недостаточными, поскольку они, раскрывая важные аспекты этого феномена, не дают возможности осмыслить стремление к совершенству как факт, характеризующий бытие человека в культуре в его целостности и многообразии.

На основании изучения литературы из всего многообразия источников нами был выделен третий подход, который анализирует совершенство не как особое состояние наличного бытия, данное субъекту в созерцании, но, в первую очередь, в качестве проекта деятельности индивида, на реализацию которого направлены его усилия как субъекта культурного творчества. Этот подход мы назвали культурологическим, так как он рассматривает совершенство как понятие, важное для характеристики бытия культуры в целом, определяя культуру в качестве деятельности, ориентированной на совершенство как свою конечную цель. Соответственно стремление к совершенству понимается как глубинное основание бытия человека, придающее осмысленность его жизни.

Итак, культурологический подход связывает тему совершенства с темой творчества, наделяя совершенство модальностью должного. Совершенство в границах этого подхода анализируется в связи с понятием идеала.

Наиболее значимой вехой в развитии этого подхода являются работы И.Канта (61;62). Кроме этого мыслителя, должны быть названы Ш. Бодлер, Г. Гадамер, Новалис, Фр. Шиллер, К.Г. Юнг (25; 38; 72; 144; 150; 161; 163). Необходимо отметить, что этот подход в наименьшей степени представлен в истории человеческой мысли. В отечественной философии и культурологии, насколько нам известно, он фактически не разрабатывался. Нашу задачу мы видели, в первую очередь, в его развитии.

Таким образом, к настоящему времени имеется множество источников, в которых анализируется феномен совершенства. Однако исследований, посвященных изучению общекультурного, общечеловеческого смысла совершенства, явно недостает. Кроме того, остаются недостаточно проясненными причины, по которым тема совершенства уходит на периферию современной культурной жизни, теряет значимость для современного человека. Также в связи с темой совершенства заслуживает внимания проблема индивидуации человека - становления его в качестве свободного субъекта, способного к принятию самостоятельных решений. Эта проблема проработана крайне мало. Необходимо констатировать, что и в отечественной, и в зарубежной литературе внимание уделяется, по большей части, различным аспектам совершенства: его онтологическим основаниям, особенностям эстетической формы, специфике его переживания и т.д. На данный момент практически отсутствует осмысление совершенства как единого интегративного феномена, обладающего своеобразным смыслом. Культурологические основания совершенства, по существу, остаются без должного внимания.

Специфика совершенства, его место в ценностном осмыслении бытия человеком, его связь с другими ценностями проанализированы недостаточно, предпринималось мало попыток эксплицировать именно общекультурный смысл совершенства, а также сформулировать единый теоретический подход к изучению этой проблемы. Поэтому выбор темы диссертационного исследования обусловлен и данной ситуацией в научно-исследовательском пространстве.

Таким образом, объектом диссертационного исследования выступает совершенство в своих различных аспектах как феномен, обладающий многопредметным статусом.

Предметом исследования являются место совершенства в структуре человеческого мироотношения и его значимость для реального бытия культуры.

Исходя из этого, была определена основная цель диссертационной работы, которая заключается в исследовании значения идеи совершенства для полноценного развития индивида и культуры посредством анализа его социокультурных и антропологических оснований.

Для реализации намеченной цели необходимо решение следующих задач:

выявить и исследовать различные аспекты совершенства: нравственный, эстетический, онтологический; показать, что анализ каждого аспекта в его изолированности не проясняет смысла совершенства;

доказать, что для прояснения инвариантного смысла совершенства необходимо развитие культурологического подхода, дающего возможность исследовать совершенство как сложный системный феномен;

— выявить методологические основания, адекватные культурологиче
скому анализу совершенства;

исследовать возможности феноменологического метода для выявления специфики формы и способа бытия совершенного объекта;

раскрыть аксиологическую природу совершенства посредством выявления отличий переживания совершенства от познавательных процедур, доказать принадлежность совершенства к классу интегративных экзистенциальных ценностей;

показать эвристический потенциал концепции индивидуации в контексте анализа феномена совершенства;

проанализировать различные типы идеалов человека в западной культуре, осмыслить их своеобразие и духовные детерминанты;

— дать оценку духовной ситуации рубежа XX-XXI веков в связи с отказом современной культуры рассматривать идеалы как значимое основание собственного бытия.

В процессе решения данных задач получены следующие результаты, выносимые на защиту:

  1. Выделены и охарактеризованы основные теоретические подходы к феномену совершенства: онтологический, эстетический, культурологический; показано, что для адекватного осмысления совершенства его необходимо рассматривать как культурологическую категорию.

  2. Совершенство определено как аксиологическая категория через анализ переживания совершенства как специфической аксиологической ситуации; показано, что совершенство принадлежит к классу экзистенциальных ценностей, дает возможность осмыслить неизбежность включенности идеи совершенства в структуру человеческого мироотношения.

  3. Выявлены методологические основания, отвечающие задачам культурологического анализа совершенства, показано, что наиболее адекватным для решения этих задач является феноменологический метод, использование которого дает возможность осмыслить совершенство как особый феноменологический предмет.

  4. Обоснована неизбежная связь идеи совершенства с процессом индивидуации, которая обусловлена необходимостью существования в сознании субъекта внутренних интериоризированных ориентиров, задающих направление процессу индивидуации. Благодаря этому выявлено, что значимый для субъекта смысл совершенства - это возможность обретения свободы.

  5. Дана оценка современной духовной ситуации в культуре в контексте проблемы совершенства.

  6. Выделены и осмыслены общезначимые идеалы человека: мудрец, святой, художник; показано, что эти идеалы характеризуют совершенного человека как универсальную индивидуальность.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

11 1 Доказана необходимость развития культурологического подхода к совершенству как имеющего наибольшие эвристические возможности.

  1. Проблема совершенства выведена за границы эстетического подхода. Тема совершенства включена в более широкий контекст, предполагающий его рассмотрение в качестве значимого проекта творческой деятельности индивида.

  2. Обосновано, что для анализа совершенства наиболее адекватным является феноменологический метод, тем самым аргументировано, что специфика совершенства кроется в особом способе восприятия его субъективным сознанием.

  3. Показано, что неизбежность включения плана совершенного в структуру отношения человека к миру обусловлена необходимостью идеи совершенства для осуществления процесса индивидуации; в связи с этим совершенство исследовано как проект творческой деятельности, направленной на самореализацию индивида.

  4. В контексте темы совершенства осмыслены причины нынешнего духовного кризиса, что позволило более глубоко понять характер наличной духовной ситуации.

Теоретико-методологические основания исследования.

Специфика материала диссертационной работы предполагает одновре-

*

менно единство и разнообразие способов осмысления. Поэтому необходимым оказалось обращение и к теоретическим трудам тех мыслителей, которые являются наиболее представительными для классической традиции — Платона, Аристотеля, И. Канта, И.-В. Гегеля, B.C. Соловьева; к различным методологическим позициям, отражающим процесс сближения современных отраслей гуманитарного знания, а также к художественным и эссеистским работам.

Мы использовали в диссертационной работе феноменологический метод, который дает возможность осмыслить совершенство как особую онтологич-ность ценностной природы, специфическим образом представленную в сознании субъекта в виде изолированной и замкнутой в себе целостности. Феноменологический метод необходим, чтобы раскрыть специфику того способа бы-

тия, который характерен для совершенного объекта, через анализ свойственной ему формы. При выборе этого метода мы исходили из того, что смысл совершенного, закодированный в особой форме объекта, обнаруживается лишь при условии востребованности его субъектом, и поэтому необходимы определенные процедуры, чтобы реактивировать этот смысл. Феноменологический метод позволяет описать эти процедуры как процесс конституирования смысла субъективным сознанием.

Кроме того, нами был использован системный подход в целях осмысления совершенства как интегративного феномена, несводимого к своим отдельным аспектам. Этот подход позволил свести воедино различные компоненты, которые обычно выделяют в совершенстве: онтологический, эстетический, нравственный, — и осмыслить их в целостности и взаимосвязи.

В дополнение к этому были использованы теоретические принципы психоаналитической философии, что дало нам возможность обосновать укорененность стремления к совершенству в базовых структурах человеческой субъективности. Наиболее эвристичным в этом смысле оказалось понятие индивидуа-ции. Анализ этого понятия позволил раскрыть культурологические и антропологические основания совершенства через взаимосвязь с темой культурного творчества.

Кроме основных методологических источников, в работе использованы методы сравнительного анализа и историко-философский анализ.

Теоретическая и практическая значимость исследования:

В теоретическом плане значение работы состоит в применении к анализу совершенства феноменологического метода и принципов аналитической психологии, посредством чего реализован культурологический подход, позволивший раскрыть необходимость совершенства в структуре человеческого мироотно-шения.

Положения и выводы, предложенные в диссертации, могут послужить теоретической и методологической основой дальнейших философских, культурологических и искусствоведческих исследований феномена совершенства, в

частности, в попытках осмыслить его антропологические и социокультурные основания в свете современного состояния культуры.

Выявление и анализ причин, по которым тема совершенства была отодвинута на второй план в культуре и философии XX века, позволяет наметить вероятные пути, делающие возможным выход из того духовного и творческого тупика, в котором оказалась современная цивилизация.

Результаты диссертационной работы могут использоваться в преподавании цикла гуманитарных дисциплин в высшей школе: эстетики, культурологии, истории культуры и философии, при чтении спецкурсов по специальным проблемам современной культуры.

Проблема совершенства в истории человеческой мысли

Прежде чем говорить о проблеме совершенства в истории культуры, необходимо, на наш взгляд, сделать общие предварительные пояснения, выделить и определить его статус в сравнении с другими, близкими ему понятиями.

Какой смысл вкладывает человек в слово «совершенство»? Что и почему называет он совершенным? В начале работы необходимо очертить общий круг представлений о совершенстве, дать его приблизительную характеристику.

Эпитет «совершенное» может применяться ко всему, к любым объектам. В этом — его отличительное свойство. Мы можем говорить о совершенстве мира в целом, о совершенстве женской красоты, а также о совершенстве камня, пейзажа, звездного неба или художественного произведения. Мы говорим и о совершенстве реальных предметов, и о совершенстве абстракций (число, фигура), о совершенстве природы и творений рук человеческих. Таким образом, данное явление обладает многопредметным статусом.

В этом состоит одна из причин трудностей, связанных с его анализом и оценкой. Кроме того, совершенство — одно из тех слов, которые понимает каждый, но мало кто задумывается над его смыслом.

В этой связи в начале работы представляется целесообразным проследить этимологию самого слова, выявив близкие ему по смыслу понятия. Генеалогия этого слова восходит еще к древнегреческому языку. На этот факт указывает, в частности, В. Татаркевич в работе «О счастье и совершенстве человека» (124). Совершенство — «телеосис», то есть законченность, целесообразность (поскольку «телос» — цель). Что интересно, чаще всего этот греческий термин имел конкретные десигнаты, то есть как означаемое находился в неразрывной связи со строго определенным кругом означающих. Например, для греков было обычным говорить о совершенстве плотника, врача, гончара. В дальнейшем термин становится более абстрактным и суперлятивным, в связи с чем в современной англоязычной литературе сложилась, на наш взгляд, вполне оправданная практика перевода термина «телеосис» как «completeness» — законченность, но не как «perfection» — совершенство (4). Однако и в латинском языке прослеживается тесная взаимосвязь понятия «perfectio» с идеей законченности, завершенности. «Perfectio» образовано от глагола «perficio» (завершать, доводить до конца). Об этом свидетельствует и наличие таких синонимов как «absolutum», «integen (целостный, полный), «plenus» (полный) и ряда других. Вместе с тем в старинных текстах слово «совершенство» очень часто употребляется вместе с термином «excellens» (превосходный), а также со словами «exquisitus» (изысканный), «eximius» (исключительный), что дает нам право говорить о появлении новых смыслов, связанных с этим понятием.

В современных европейских языках также видна изначальная этимология. В английском «perfect» — совершенный, «perfection» — совершенство, во французском соответственно «parfait» и «perfection» (124).

Однако смысл, связанный с происхождением слова, все-таки отличен от этимологии, к ней не сводится. Выше уже говорилось о различиях в употреблении понятий «perfection» и «completeness». Английское прилагательное «perfect» ближе по смыслу к таким словам как «excellent» (превосходный, отличный), «performed» (представленный, сыгранный), «splendid» (великолепный, роскошный), «great» (великий, замечательный) (4).

В русском языке мы имеем аналогичную ситуацию. Например, В.И. Даль так объясняет смысл слова «совершенство»: с одной стороны, совершенство отождествляется с «конченным», «сполна отданным», «круглым», «полным», но с другой стороны, совершенство — высшая степень качеств, безукоризненность (47, IV, с.254-255).

Все вышесказанное позволяет заключить следующее: термин «совершенство» многозначен и спектр его значений менялся с развитием культуры; мы можем выделить два круга значений, первый из которых соотносит совершенство с такими понятиями как «исключительность», «великолепие», «превосходство», другой — с понятиями «законченность», «завершенность», «цель». В первом случае явно присутствуют некие оценочные мотивы. Совершенство здесь — нечто «лучшее для нас», некое достоинство. Во втором случае совершенство понимается, скорее, как определенный момент неискаженного развития, достижение оптимального состояния, раскрытие потенциала вещи, то есть «лучшее в себе». Эти два круга представлений не являются взаимоисключающими, но смысловые акценты здесь значительно разнятся.

Необходимо отметить, что существует одно слово, но много понятий совершенства. Это слово чаще употребляется в тех случаях, когда предмет можно соотнести с понятием цели. Совершенно то, что наилучшим образом соответствует своей цели, доведено до конца, а также то, что выполняет все присущие ему функции. В этом смысле мы можем говорить и о совершенном враче, инженере, и о совершенном организме, а также о совершенной машине, самолете и пр. В совершенном предмете реализованы все возможности, заложенные в нем. Это максимальная реализация сущности вещи. Совершенство можно назвать пределом становления, конечной точкой процесса развития, имеющего закономерный и прогрессивный характер.

Совершенна вещь, в которой наиболее полно раскрывается сущность, свойственная вещам данного рода. Она осуществляет ту цель, ради которой существует. Поэтому совершенство означает предельную актуализацию потенциального — всех возможностей, заключенных в предмете. Совершенство — наиболее полное осуществление возможного, исполнение предназначения, реализация цели. Поэтому корень, исток совершенства — в заключенной в вещах возможности реализовывать свою сущность, обретать полноту существования. В этом смысле совершенство тождественно целесообразности, если считать целесообразной такую вещь, которая исполняет в полной мере свое предназначение. Таким образом, мы говорим о совершенстве как результате развития — реализованной целесообразности.

Целесообразность, действительно, является существенной чертой совершенства. Однако уместно говорить лишь о соответствии такой цели, которая является не внешней данному предмету (в таком случае мы имеем дело лишь с полезностью), а заложена в его существе, составляет основу его существования.

В принципе, с целесообразностью мы встречаемся повсюду в мире. Любой живой организм целесообразен, и, следовательно, в определенном смысле, совершенен. Даже самое ничтожное насекомое являет нам чудо внутренней согласованности и единства проявлений всех своих жизненных функций. В этой связи мы говорим о наиболее оптимальном способе существования. Например, обтекаемая форма тела у обитателей моря наиболее функциональна, оптимальна для тех условий, в которых они находятся. Длинные ноги — лучшее средство для тех, кто часто вынужден спасаться бегством, а красивые рога — устрашающее турнирное оружие. Следовательно, наиболее совершенно то, что наилучшим образом приспособлено для выполнения тех функций, которые предопределены ему природой.

Феноменология совершенства: совершенство как ценность

Почему мы считаем, что совершенство — категория аксиологическая, а не онтогносеологическая? Прежде всего, постижение совершенства отличается от познавательных процедур, причем отличие это очень существенно. Во-первых, форма отношения к совершенству — переживание. Это переживание сопровождается, как правило, очень сильными эмоциями. Вне эмоций оценка совершенства просто теряет смысл, невозможна. Можно сказать, что в данном случае та любовь, которую человек испытывает по отношению к совершенному, является существеннейшей характеристикой его. Любовь для совершенства опреде-ляюща, необходима, это чувство обладает безусловной автономией. Совершенство желаемо, есть «должное» — то, чему безусловно стоит быть. Вне переживания совершенное не может быть опознано именно в этом своем качестве. В процессе же познания вещи или так называемой «рациональной оценки», (то есть связанной с оценкой пользы, целесообразности и т.д.), эмоции нам только мешают, скрывая или искажая существенное, важное в предмете. Идеал познания — эмоциональная отстраненность от объекта, возможно более полное исключение всех субъективных моментов. Истина, польза, целесообразность должны быть осмыслены рационально. Но не совершенство! Если, конечно же, не сводить совершенство только к целесообразности, отказывая ему в статусе проекта творческой деятельности субъекта. Более того, оценка пользы и совершенства может быть прямо противоположной.

Признание чего-либо совершенным возможно только в процессе эмоционального отношения к нему: совершенство — то, что вызывает восхищение лично у меня как субъекта. Это обстоятельство — яркое свидетельство его аксиологической природы, поскольку переживание — это психологическая форма существования ценностного отношения (58).

Во-вторых, совершенство — как и любая другая ценность — то, что невозможно обосновать. В самом деле, как можно рационально объяснить, почему для меня лично музыка Ш. Азнавура совершеннее, чем музыка Р. Вагнера? Но для другого совершеннее именно Вагнер, и он тоже прав! Человек так чувствует, но доказать здесь ничего нельзя: это чувство не нуждается ни в обосновании, ни в проверке. К суждению о совершенстве не могут быть применены понятия истины и лжи, поэтому оно и не является гносеологическим. Иными словами, совершенное можно только признать, но не обосновать, несовершенное — отвергнуть, но не опровергнуть.

Человек сталкивается с ситуацией, когда он выбирает сам, что им принимается или отвергается: бытие объектов оказывается неравноценным, переходя из модальности «сущего» в модальность «должного». Все существует, но не все равнозначно в ценности: что-то мы принимаем, а что-то — нет. И поэтому, в-третьих, возможность переживания совершенства обусловлена свободой выбора. Это очень характерно именно для аксиологической ситуации, в которой проявляется позиция человека как субъекта, наделенного свободой принимать решения.

Таким образом, можно констатировать, что постижение совершенства — это не вид познания, а эмоционально-ценностное отношение.

Какой именно ценностью является совершенство, в чем его специфика как ценности?

Совершенство — это не любая духовная ценность (не всегда отнесение к ценности — свидетельство совершенства). Например, некоторые артефакты, являясь, несомненно, ценностями, могут и не восприниматься как совершенные. Египетский Сфинкс поражает, скорее, своей масштабностью, но не совершенством, хотя и здесь большую роль играет индивидуальность восприятия.

Совершенство — объект, очень «близкий» человеку, но оно удовлетворяет и его потребность в великом. Совершенное не подавляет, несмотря на то, что столкновение с ним вызывает ощущение его безусловного превосходства.

Оценивать по достоинству можно и то, что подавляет, то, в сравнении с чем познается собственное ничтожество, но испытывать чувство любви и восхищения по отношению к этому невозможно. Это не значит, что в совершенстве для человека нет ничего загадочного. Совершенное притягательно именно своей близостью и... таинственностью. Упомянутый выше Сфинкс не вызывает ощущения близости его человеку, хотя величие и превосходство в нем, безусловно, есть.

Важный, основополагающий вопрос: «Почему же человек стремится к совершенству?». Что в нем такого, что заставляет человека признавать его как нечто безусловно значимое для себя? Благодаря чему совершенство столь притягательно в человеческих глазах? На этот вопрос мы попытаемся дать ответ.

Если развивать именно культурологический смысл совершенства, то необходимо связать его с целями и спецификой созидательной деятельности человека как субъекта культуры. Для этого мы рассмотрим тему совершенства в контексте человеческого творчества, поскольку ценностная ситуация рождается в практике. Что необходимо включено в ее структуру?

М.С. Каган, например, выделяет четыре основных момента, составляющих человеческую деятельность: целеполагание, познание, ценностная ориентация и общение (58, с.65). Следовательно, помимо знания, целей и диалога субъектов в процессе деятельности, для нее необходимо осознание цели в качестве значимой для субъекта, а иначе как возможно задать ей направление? Человеческую деятельность как раз и отличает ценностно-ориентационный характер, а ориентиром выступают именно ценности.

Как уже было сказано, совершенство в человеческой деятельности присутствует как идеал — ценностно-окрашенный проект нашей деятельности. Однако реально цели нашей деятельности могут быть самыми разнообразными. Мы стремимся к созиданию разного: нарисовать картину, написать хорошую статью, вырастить красивый цветок, воспитать счастливого ребенка и т.д. Эти цели — разные, но совпадают они в том, что являются значимыми для нас: мы ориентированы на совершенство результата деятельности. Предвосхищаемое совершенство результата свидетельствует о том, что достижение этой цели для меня лично как субъекта творчества имеет смысл, так же, как и несовершенство результата делает наше творчество просто бессмысленным. Если я действую творчески, то есть собственно по-человечески, я оцениваю значимость целей моей деятельности, исходя из критерия совершенства. Иными словами, категория совершенства характеризует нашу деятельность не формально-технологически, а смыслово, что свойственно любой аксиологической категории. Поэтому совершенство выпадает из ряда чисто телеологических понятий, так как здесь мы фиксируем не совпадение цели и результата, а ценность самой цели. Реально достигнутое никогда не совпадает с проектом, но это обстоятельство в данном случае не является решающим. Совершенство — проект, в котором целевое и ценностное сливаются. Таким образом, суть совершенства следует искать в некоем особом смысле, который сознание усматривает в проекте, и благодаря которому он становится значимым для субъекта творчества.

Что мы подразумеваем под смыслом? Смысл, в отличие от сущности, имеет не онтологическую или гносеологическую, а аксиологическую природу. В кате гории сущности мы фиксируем общее, а смысл индивидуален. Он означает вопрос не о вещи самой по себе: «Что она есть?», но вопрос: «Что она есть для меня лично?». Поэтому совершенство отличается от нормы.

Этический идеал: образ мудреца

Итак, обратимся к идеалам, существовавшим в истории культуры. Образы человеческого совершенства обладают определенной спецификой. Человек здесь сам для себя становится объектом, пытается понять собственную сущность, осмыслить свое подлинное предназначение. Это предполагает создание образа «истинного», лучшего человека, в результате чего формируются различные идеалы человека.

Представления о человеческом совершенстве восходят к доисторическим временам, мы находим их в самых древних мифах. Здесь появляется фигура Антропоса — духовного, «истинного» человека, персонифицирующего все человеческие чаяния. «Эту личность можно сравнить с Хираньягарбхой, Пуру-шей, Атманом и мистическим Буддой» (156, с. 170). Такие образы, видоизменяясь, существовали в культуре всегда. Это образы переродившегося, воссозданного заново человека. По мнению Юнга, изначально эта фигура символизировала архетип Самости — определенную завершенность. Отсюда мифы о происхождении Антропоса из божественного яйца — олицетворения целостности, а также представления об универсальной, целостной индивидуальности — личности, заключающей в себе весь Универсум, совместившей и полноту бытия, и индивидуальность, особость. Идеал совершенной, то есть универсальной индивидуальности мы находим во всех культурах.

Человеческое совершенство — то, что касается реального человека, из плоти и крови. Совершенство достижимо в иной реальности. Но становится ли сам человек совершеннее, то есть лучше, переживая совершенное? На этот вопрос сложно ответить однозначно. С одной стороны, человек обретает гармонию собственного внутреннего мира, переживая совершенство, и так становится совершеннее сам. Но не будет ли совершенство в этом случае чистейшей воды иллюзией, неуловимым призраком? Оно существует лишь мгновение переживания. Но человек, помимо духа, обладает еще и телом. Совершенство же, по идее, должно захватывать человека целиком — реального, живого человека.

В самых различных культурах мы встречаемся с убеждением, что одно из главных свидетельств человеческого несовершенства — смерть. Здесь речь уже идет о действительной человеческой судьбе, о жизни и смерти. Может ли человек стать совершеннее, в чем его реальное совершенство может состоять, что в данном случае значит — «быть лучше»? Где предел его совершенствования, да и существует ли он? Все эти вопросы издавна интересовали человека. «Созерцать совершенное» и «быть совершенным» — не одно и то же.

Дело не только в том, что совершенство человека как особого объекта выпадает из ряда иных совершенств. Разумеется, его совершенство отличается от совершенства Бога, вещей, произведений искусства. Но более существенен, на наш взгляд, следующий вопрос: «Достижимо ли совершенство для конкретного, отдельно взятого человека целиком, и в чем оно будет заключаться?». Конечно, образ совершенного человека может быть лишь объектом незаинтересованного переживания, в частности, в произведениях искусства. Тогда это совершенство по характеру переживания ничем не будет отличаться о совершенства камня, звездного неба или музыкального произведения. Однако совершенство может быть и целью жизни — реальным горизонтом, к которому человек стремится.

Идеал человека, если рассматривать его в качестве цели, эталона для реального индивида, парадоксален. Но прежде, чем говорить проблемах, возникающих в связи с этим, постараемся раскрыть содержание внутреннего мира и особенности внешнего облика совершенного человека.

Что есть совершенный человек в представлении различных культур? Очевидно, что невозможно ответить на этот вопрос без обращения к конкретному материалу — человеческим идеалам, существующим в духовном опыте человечества.

Таких идеалов — бесконечное множество, и охватить их все без исключения не представляется возможным. Мы выбрали наиболее значимые, с нашей точки зрения, идеалы, руководствуясь следующим критерием: они должны иметь общекультурное значение. Идеалам, имеющим общечеловеческое значение, тесно в границах одной эпохи, одного народа, одной группы людей.

Безусловно, мы можем говорить и о профессиональных, национальных идеалах и т. д. Все это заслуживает изучения, но в качестве темы иного исследования, поскольку в данной работе мы пытаемся выяснить общекультурное, общечеловеческое.

Конечно, любой идеал, каким бы универсальным он ни был, имеет границы, так как человек открывает для себя все новые смыслы, создает новые идеалы, но среди них есть те, что на протяжении тысячелетий остаются значимыми для нас.

Кроме того, мы ограничим наше исследование тем материалом, который нам предоставляет история культуры Запада по той причине, что духовный мир Востока слишком своеобразен, непостижим для человека с западной менталь-ностью. Категории восточной культуры лишь с очень большой долей условности могут быть переложены на язык понятий, привычных для европейца. В частности, для восточного сознания не характерно разделение на субъект и объект, столь значимое для нашей картины мира (с этим связано, например, отсутствие в философии Востока проблемы смысла жизни в той мучительной форме, что преследует мыслящего европейца уже не одно столетие). Очевидно, что для индивида, не мыслящего себя в качестве субъекта, тема совершенства будет иметь иное, непостижимое для нас звучание.

Таким образом, проблема совершенства в восточной культуре требует отдельного серьезного исследования, поэтому говорить об этом вскользь, поверхностно, вряд ли имеет смысл. Мы же в данной работе опираемся на систему категорий, привычных для нашего способа видения мира.

Западная культура на протяжении своей истории сформировала, с нашей точки зрения, всего три глобальных общекультурных идеала человека. Такими идеалами являются идеалы святого, мудреца и художника.

Образ мудреца впервые обрел четкие очертания, узнаваемый облик в диалогах Платона. Но, будучи доминантой именно древнегреческой культуры, он и сегодня не утратил своего значения.

Облик современной цивилизации во многом определило христианство. Христос — наш главный культурный персонаж.

Художник — идеал, преобладавший в сознании людей эпохи Возрождения и романтизма, но впервые он возникает задолго до этого, еще в Древней Греции, где философская мудрость считалась высшим искусством.