Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Костюм как феномен культуры Давыдова Валерия Владимировна

Костюм как феномен культуры
<
Костюм как феномен культуры Костюм как феномен культуры Костюм как феномен культуры Костюм как феномен культуры Костюм как феномен культуры Костюм как феномен культуры Костюм как феномен культуры Костюм как феномен культуры Костюм как феномен культуры Костюм как феномен культуры Костюм как феномен культуры Костюм как феномен культуры
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Давыдова Валерия Владимировна. Костюм как феномен культуры : Дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 СПб., 2001 156 с. РГБ ОД, 61:02-9/348-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Костюм в культурологическом поле 8

1.1. Состояние вопроса 8

1.2. Типология костюма 22

Глава 2. Методологические основы теории костюма 42

2.1. Метод исследования 43

2.2. Место костюма в культуре 51

Глава 3. Закономерности формирования костюма 61

3.1. Структурная плоскость 61

3.2. Функциональная плоскость 95

3.3. Историческая плоскость 122

Заключение

Введение к работе

Данная работа является попыткой взглянуть на такое общеизвестное повседневное явление как костюм с теоретико-философской точки зрения. Костюм - один из интереснейших феноменов, порожденных культурой и существующих в ней.

Понятие «культура» возникло в Древнем Риме, и лишь в XVIII в.
принято философией как нечто противоположное природе, натуре. По мере
развития гуманитарных наук, «культура» получала все новые определения,
каждое из которых имеет свой угол зрения. В исследовании А. Кребера и К.
Клакхона «Культура» определения систематизированы именно по этому
признаку: «исторические», «психологические», «структурные»,

«нормативные» и т. д.

Приступающий к изучению культуры в целом или ее элементов должен обозначить объект своего исследования, дав собственное определение, либо выбрав из уже существующих в научной литературе. Поскольку задачей данной работы является философско-культурологический анализ костюма как феномена культуры с целью выявления закономерностей его существования необходимо принять за основу исследования наиболее широкое философское определение. Мы будем понимать культуру как «вторую природу» как объективированный опыт человечества.

Культурология тесно связана со множеством дисциплин разного профиля, рассматривающих объект под различными углами зрения, т.е. имеющих свои предметы изучения единого объекта. Предметом культурологии являются закономерности культуры в целом, или отдельных ее явлений.

В философии костюм никогда не был объектом специального исследования, потому мы можем сделать определенные выводы относительно философии костюма лишь из трудов, посвященных такому

феномену как специально созданный человеком предмет - «вещь», либо в работах по материальной культуре. Но у костюма, по сравнению с другими вещами, есть одно уникальное отличие - он наиболее тесным образом связан с человеком, с его физическим и духовным бытием. Это делает изучаемое нами явление одним из самых сложных из мира вещей.

Костюм - понятие, включающее в себя все, что искусственно изменяет физический облик человека, находясь на его теле. Сюда относится: одежда, головной убор, обувь, прическа, дополнения (украшения, аксессуары), а также макияж, пирсинг и парфюм. Эти элементы возникли почти одновременно и дополняли друг друга, все они вошли в культуру в системе костюма.

Именно костюм как система, во всей совокупности его элементов является объектом изучения. В качестве научного метода выбран системный подход как наиболее соответствующий такому сложному феномену культуры. Предмет исследования - системное рассмотрение костюма, позволяющее выявить его сущность и общие закономерности существования костюма как целого.

Цель работы - построение основ теории костюма. Теория в философском смысле - совокупность знаний о сущности и основных закономерностях изучаемого явления. Она включает ряд необходимых компонентов: объект и предмет рассмотрения, метод исследования и систему понятий, результаты и их приложение. Раскрытие первых трех из названных компонентов представляет собой постановку вопроса.

Новизна исследования состоит в первую очередь, в новом взгляде на костюм. Прежде он воспринимался лишь как один из элементов при изучении более широких объектов: этнографии, фольклора, истории стилей, швейного мастерства, теории дизайна и т.п. Диссертант предпринял попытку взглянуть на костюм в целом, как на многогранное явление. Костюм впервые предстает в своих существенных чертах: выявляется его место в системах

бытия и культуры, раскрываются спектральные ряды его элементов в сущностных плоскостях - структурной, функциональной и исторической. Автор ставит перед собой ряд задач:

Определение костюма как объекта научного знания и его места в системе культуры;

Анализ наличной ситуации в мире костюма и состояния теории, выявление проблемы;

Постановка вопроса и разработка методической позиции, отвечающей намеченной цели;

Выявление основных формообразующих факторов и механизмов формирования костюма;

Систематизация многообразия функций костюма;

Выявление исторических закономерностей развития костюма. Значимость работы предстает в трех аспектах - теоретическом,

методическом и практическом. Во-первых, всесторонний анализ костюма как феномена культуры, выявление системы закономерностей его существования - строго теоретическая работа. Во-вторых, методология, процесс и результаты настоящего исследования станут новым методическим инструментом для культуролога в изучении других подсистем культуры, культурных феноменов и связанных с ними проблем. Прежде всего, это относиться к детальному рассмотрению подсистем костюма, тех или иных закономерностей его жизни. Что же касается практического аспекта, то он состоит в уяснении принципов создания и оценивания костюма или его элементов. На современной фазе информационного общества значение костюма как знаковой системы резко возрастает. Постижение закономерностей существования костюма полезно в целях успешного общения. Профессиональные знания в дополнение к традиционной интуиции позволят успешнее объективировать, передавать и воспринимать информацию с помощью костюма. В этом плане результаты данного исследования станут полезными многим, прежде всего - имиджмейкерам,

специалистам в области рекламы и паблик рилейшенз, а также психологам и педагогам. Теоретические положения, представленные в диссертации могут лечь в основу спецкурсов для средних специальных и высших образовательных заведений, готовящих специалистов по творческим и социально-экономическим дисциплинам. Важным адресатом теоретические выходы имеют создателей костюма, экспертов-критиков и особенно будущих исследователей различных сфер предметной культуры. Философия и культурология могут использовать основные положения диссертации в изучении природы человека и культурных феноменов.

Необходимо отметить, что автор предпринимает попытку взглянуть на костюм с точки зрения практической философии, основываясь на рациональных подходах, на представлении о том, что результатом философского исследования должны стать конструктивные выводы, способные ответить на конкретные вопросы и решить актуальные проблемы, поставленные жизнью. Как сказал Эпикур: «Пусты слова того философа, которыми не врачуется никакое страдание человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души».

Состояние вопроса

Анализ философской литературы позволяет установить, что интересующий нас объект - костюм для философии является второстепенным. Ряд философских исследований посвящен такому феномену культуры как вещь, а потому их выводы могут быть применены к костюму как одной из вещей, живущих в культуре. Среди таких работ можно назвать следующие: Ж. Бодрийяр «Система вещей»; X. Ортега-и-Гассет «Эссе на эстетические темы в форме предисловия»; М. Фуко «Слова и вещи» и многие другие.

В частности Бодрийяр говорит, что вещи помимо своих практических функций имеют еще и способность вбирать в себя душевный опыт человека, тем самым отражая в себе целое мировоззрение, где каждый человек понимается как «сосуд душевной жизни», а отношения между людьми - как соотношение трансцендентные их субстанциям. Это в полной мере можно отнести и к костюму: «...сам костюм становится символическим эквивалентом человеческого тела, чья мощная органическая система в дальнейшем обобщается в идеальной схеме его включения в структуры общества».

Бодрийяр в своей работе анализирует и развивает мысли и наблюдения по поводу мира вещей, существующие в гуманитарном пространстве. Наиболее важные его заключения, приведенные ниже - важны для изучения костюма. Создавая вещи, придавая им некоторую форму, которая есть культура, человек преобразует субстанции природы; следуя первозданной схеме творчества, которая строится на возникновении одних субстанций из других - от века к веку. При этом человека связывает с окружающими его вещами такая же органическая связь, что и с органами его собственного тела. Особенно остро это проявляется по отношению к костюму, ибо он ближе всех из мира вещей находится к человеку. Анализируя симантику элементов костюма в истории человечества, мы сталкиваемся с прямыми ассоциациями между соответствующими частями тела и костюма, каждая из которых в свою очередь символизирует определенные стороны жизни человека.

Связность функциональной системы вещей объясняется всеобщей функцией знаковости. В них всегда присутствует строй Природы (первичная функция, бессознательное влечение, символическая соотнесенность с человеком), но присутствует лишь в виде знака. Материальность вещей больше не сталкивается в них с материальностью потребностей: происходит выпадение этих двух несвязно-первичных антагонистических систем, в силу того, что между ними вклинивается абстрактная система манипулируемых знаков - функциональность. Одновременно возникает и символическая соотнесенность: в знаке всякий раз предстает природа обузданная, обработанная, абстрактная, постоянно преходящая в культуру в силу самой сущности знака (это систематизированная природа). У каждой вещи 2 функции: одна - быть используемой, другая - быть обладаемой. Первая функция связана с полем практической тотализации мира субъектом, вторая

- со стремлением к абстрактной самототализации субъекта вне мира. «Вещь

- это безупречное домашнее животное» - отмечает Бодрийяр. Это единственное «существо», чьи достоинства возвышают, а не ограничивают личность. Вещь лучше, чем что-либо другое поддается персонализации. Вещи получают всю ту нагрузку, что не удавалось поместить в отношениях с людьми. Вещь непосредственно составляет основу целой сети привычек, служит центром кристаллизации поведенческих стереотипов. Вещи и привычки в повседневной жизни неизбежно определяют друг друга. Вещи не только помогают нам совладать с миром, образуя орудийные серии, но еще и помогают нам, образуя серии психические, совладать со временем, делая его дискретным и классифицируемым, вводя время в рамки ассоциативных императивов.

Л. Анненкова в статье «Реалогия» и смысл вещи» анализирует художественное и утилитарное начала вещи. Она отмечает, что представление о голой утилитарности как таковое сформировалось лишь в XIX в. Само понятие о назначении вещи органично вплеталось в образ, который она выражала, и систему предметного мира человек рассматривал сквозь призму той функции, для которой была предназначена вещь. Собственно же декоративное качество возникает в тот момент, когда смысловой рисунок, так же как и сама форма, диалектически «снимается», закрепляясь с помощью ритма. Сам по себе ритм - биологическое явление, он есть ощущение человеком своего организма. Для того, чтобы возник художественный ритм, необходимо его обогащение каким-то человеческим содержанием. Таким «содержанием» и является смысловое значение формы и декора. Т.е. в самой основе того, что мы сегодня называем «художественным образом» вещи, лежат конкретные, семантически значимые понятия о ее сущности, смысле в человеческой жизни, которые постепенно трансформировались в художественное качество. Эти понятия постоянно усложняются, включая в себя новые элементы, в то время как более древние «снимались», увековечиваясь в орнаменте и форме.

Метод исследования

В качестве методологического инструмента данном случае необходимо применение системного подхода, как единственно адекватного такому сложному объекту, позволяющего проникнуть в сущность костюма, разобраться в многообразии его форм и функций, обрести его многостороннее понимание, осв/ггить многочисленные аспекты мира костюма. Системный взгляд на костюм представляет его как многоаспектную целостность, суть которой и определяется ее структурной сложностью, а структура - ее основными функциями.

Суть системных идей раскрыта М.С. Каганом в ряде монографий. Система понимается как целостное множество взаимосвязанных элементов. Целостность - это такое состояние, при котором свойства целого не сводятся к свойствам составляющих его элементов, а возникают в результате их взаимодействия.

Первый, основной, принцип системного подхода - движение от целого к частям.

Второй принцип - рассмотрение изучаемого объекта в средовом контексте, в более широкой системе. То есть, надо иметь в виду, что каждая система является подсистемой или элементом более широкой общности.

Третий принцип - учет и четкое соблюдение уровней абстрагирования. Четвертый принцип - учет и соблюдение различных плоскостей рассмотрения объекта.

Существенная черта системного подхода состоит в том, что одно и то же явление можно рассматривать в различных плоскостях, например, как материальную, эстетическую, этическую, информационную систему и т.д. Возможно, конечно, рассматривать систему в какой-либо одной плоскости, но если мы хотим проникнуть в суть данного явления, то необходим учет всех существенных плоскостей исследуемого объекта.

Исходными для системного подхода являются 3 плоскости исследования - предметная, функциональная и историческая, каждая из которых имеет два вектора.

Следующим принципом системного подхода является необходимость и достаточность элементов системы. Все подсистемы создают костюм как целое, как объект нашего исследования. Достаточным является наличие всех элементов в их взаимосвязях, ибо каждый элемент выполняет свои специфические функции, а вся система элементов - присущие костюму в целом. Необходимость этих (перечисленных) элементов обуславливается биологическими, психологическими и социальными характеристиками человека. Все элементы костюма мы встречаем уже у истоков его появления. Известно, что первобытные люди не только изготавливали и носили одежду, но и убирали определенным образом голову, раскрашивали тело, а особенно лицо, носили разнообразные «украшения», имевшие тогда в основном функции оберегов и визитных карточек.

Опираясь на положения философского анализа культуры М.С. Кагана отметим здесь, что культура предстает как такая форма (подсистема) бытия, которая образуется человеческой деятельностью и включает следующие сферы:

во-первых, качества самого человека как субъекта деятельности; во-вторых, те способы деятельности, которые не являются врожденными качествами человека, но изобретаются им, совершенствуются и передаются из поколения в поколение;

в-третьих, многообразие предметов - материальных, духовных и художественных, в которых опредмечиваются процессы деятельности, которые становятся "второй природой", которая творится из материала "первой", подлинной природы для того, чтобы удовлетворять сверхприродные, специфические человеческие потребности, а также служить передатчиком этого человеческого начала другим людям;

в-четвертых, вторичные способы деятельности, служащие распредмечиванию тех человеческих качеств, которые хранятся в предметном бытии культуры;

и, наконец, вновь человек, вторая роль которого в культуре обуславливается тем, что в процессе распредмечивания он развивается, меняется - то есть, становится продуктом культуры. Человек, творимый культурой становится, и ее творцом

Вот так и замыкается так называемый "круг культуры" - ее движение от человека к человеку, опосредованное созидаемой им предметностью. Одной частью этой предметности является костюм, который в сочетании с человеком образует круг, аналогичный по структуре «кругу культуры». Если же развернуть эту схему в исторической плоскости, то круг превратится в спираль.

Структурная плоскость

Вся литература о костюме, имеющаяся на данный момент посвящена в основном сфере его потребления. Мы же постараемся выявить недостающие закономерности его формирования. В главе «Постановка вопроса» рассмотрен мегаобъект - костюм в целом, как явление культуры. Теперь нас будет интересовать миниобъект - молекула мира костюма, идеальная модель единичной вещи.

В повседневной жизни мы оперируем средним понятием -медиобъектом, однако в исследовательских целях мы используем крайние состояния объекта под названием костюм.

Первая ступень в изучении любого системного объекта, в том числе костюма - определение его структурных компонентов.

В данном случае их выявление следует начать с анализа «жизненного» цикла костюма. Такой цикл представлен в теории предметной культуры, он включает ряд сфер, формирующих любой предмет, в том числе и костюм: Планирование - Проектирование - Производство - Обслуживание -Потребление Обслуживание и Потребление - стадии не всегда последовательные, они часто переплетены, иногда обслуживание является продолжением производства на пути к потреблению, а иногда шагом назад из потребления.

Структура цикла предметной деятельности, ее общественного функционирования, кроме основной плоскости формирования предметов, повторяется еще, по крайней мере, в трех плоскостях: оценивания, обучения и осмысления. Так мы получаем объемную модель цикла. Теорию формирования предметов интересуют закономерности, лежащие в основе всех намеченных сфер. При этом исключительно важным оказывается методологический принцип системного подхода, согласно которому системы, связанные взаимоотражением в пределах более общей системы, являются изоморфными. Так, имманентные объективной реальности постоянные формирующие отношения предмета с определяющими его фактора и в сфере планирования выступают как постоянные общие требования к предмету, в сфере проектирования - в основном как постоянные общие принципы его формирования, в сфере производства как постоянные общие свойства (деятельность в продукте в форме свойств), а в сфере потребления - как постоянные общие функции предмета, которые снова поступают в сферу планирования в качестве потребностей.

В дополнительных плоскостях цикла эта единая система отношений в сфере критики фигурирует как постоянные общие критерии оценки, а сфере обучения - аспекты соответствующего учебного курса. Наконец, при теоретико-методическом осмыслении всех приведенных выше форм система формирующих костюм отношений работает как система основных понятий.

Таким образом, формирующие отношения являются общими не только потому, что они распространяются на все предметы костюма, но и потому, что они пронизывают все сферы его жизни. Чтобы вскрыть эту общую структуру, начинаем с выявления объективных факторов формирования предметов.

Все многообразие процессов, происходящих с костюмом укладывается в эту схему, каждый из элементов которой сложен и многообразен. Стадии «планирование» и «проектирование» можно назвать идеальным производством, в это время идет подготовка к изготовлению вещи, начиная с выявления потребностей, тенденций, выходящих из недр существующей парадигмы, идеи определенного вида вещей до разработки плана изготовления конкретной вещи и конструирования выкроек. На стадии «производство» идеальная вещь-проект уже обретает материальное бытие. Все эти три стадии можно назвать «изготовлением». И вот уже готовая вещь начинает собственную жизнь в сфере обслуживания и потребления. В сферу обслуживания входит: хранение, транспортировка, торговля, ремонт, чистка, прокат и т. д. На стадии потребления каждая вещь обретает индивидуальные смыслы, сближаясь с душой и телом конкретного человека, и выполняет соответствующие функции в культуре.20 А такое явление как «комиссионка» или современный «second hand» - вторая жизнь вещей (обслуживание и потребление), но уже с отпечатком предыдущей жизни.

Похожие диссертации на Костюм как феномен культуры