Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционная английская семья как феномен культуры Кваскова Елена Владимировна

Традиционная английская семья как феномен культуры
<
Традиционная английская семья как феномен культуры Традиционная английская семья как феномен культуры Традиционная английская семья как феномен культуры Традиционная английская семья как феномен культуры Традиционная английская семья как феномен культуры Традиционная английская семья как феномен культуры Традиционная английская семья как феномен культуры Традиционная английская семья как феномен культуры Традиционная английская семья как феномен культуры
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кваскова Елена Владимировна. Традиционная английская семья как феномен культуры : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01. - Саранск, 2003. - 161 с. : ил. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. МЕНТАЛИТЕТ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ОСНОВАНИЕ СЕМЬИ 10

1.1. Комплексный анализ теории и истории менталитета 10

1.2. Ментальный тип в английской культурной традиции 35

ГЛАВА II. КУЛЬТУРА ТРАДИЦИОННОЙ АНГЛИЙСКОЙ СЕМЬИ 60

2.1. Культурологическая модель традиционной английской семьи как социокультурного института 60

2.2. Прикладные аспекты ментальных черт традиционной английской семьи на примере Форсайтов в романе-эпопее Дж. Голсуорси «Сага о Форсайтах» 106

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 134

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 137

ПРИЛОЖЕНИЕ 156

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Семья является одной из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обходится без института семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство. В прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. Доктор Кэтрин М. Уоллес, профессор, автор ряда публикаций по проблемам семейно-брачных отношений в Англии, в своей книге «В защиту верности» пишет, что «в начале третьего тысячелетия, когда перед человечеством стоит проблема выживания, мы должны признать, что наши трудности разрешимы, только если мы объединим усилия всех поколений семьи, так как семья - это опора упорядоченного и стабильного общества. Нужно помнить и ценить предков, нужно хранить стабильность брачных отношений, которые непосредственно связаны с детьми и внуками» . Несомненным является тот факт, что традиционная семья является основным носителем ментальных особенностей и источником культурного потенциала различных наций и народов. Тем не менее, трансформация ценностей в современном обществе затрагивает прежде всего семью. Сильно пострадал престиж семьи как основы цивилизации, уступив путь для развития индивидуализма. Современные социологические исследования английской и американской семьи и семейно-брачных отношений (Gallup, Harris Interactive, Scarborough Survey) подтверждают эту тенденцию - снижение рождаемости, рост числа разводов и неполных семей, смену идеалов. Минувший век стал свидетелем многочисленных социологических, законодательных и экономических реформ, которые не принимали во внимание ценность семьи. Социальные эксперименты в ряде стран вылились в результате во множество альтернативных форм семьи (серийная моногамия) в противо-

' Wallace С. М. In Honour of Fidelity. London: G. Routledge, 2000. P.29.

4 вес традиционной, существенно изменяющих контекст культуры в семье, культивированных семейных ценностей.

Потенциал семьи в вопросах преодоления семейного кризиса и упадка самого института семьи способен полностью преобразовать общество, держать под контролем растущий индивидуализм и способствовать выведению моральных ценностей на более высокую ступень. В связи с этим актуальной представляется проблема исследования традиционной английской семьи викторианской эпохи, обладающей теми качествами, которые в настоящее время необходимо не только изучать, но привлечь внимание коллективного сознания общества к культуре семейных отношений, чтобы, придав современной семье динамику развития, избежать возникновения новых социальных проблем.

Данное диссертационное исследование направлено на культурологическое осмысление феномена традиционной английской семьи викторианской эпохи. Следует заметить, что феномен культуры обретает подлинный смысл в том случае, если становится понятной его «вторая интенция» - те духовные силы, которые лежат в основании конкретных культурных форм. Фундаментальным основанием традиционной английской семьи викторианской эпохи является ее национальный менталитет. Она базируется на ментальных особенностях нации: неприкосновенность частной жизни, возвеличивание домашнего очага, приверженность традициям и обычаям, недемонстративность, практичность, рационализм и так далее. Автор, создав культурологическую модель традиционной английской семьи викторианской эпохи, находит ее ментальные черты в романе-эпопее Дж. Голсуорси «Сага о Форсайтах», в котором, как в зеркале, на высоком художественном уровне отражается и тем самым подтверждается выведенная система образов людей, их морали, нравов, закономерностей общественного и частного быта.

Актуальной становится также потребность в диалоге культур разных стран, так как в рамках единой цивилизации постоянно происходит взаимодействие и взаимопроникновение культур.

Состояние теоретической разработки проблемы предопределено тем фактом, что исследование проводилось на стыке нескольких научных дисциплин: философии, социологии, культурологии, психологии, истории, литературоведения.

Различные проблемы культуры, философии, истории, обращение к которым было необходимым при работе над диссертацией, рассматриваются в трудах А. И. Арнольдова, С. А. Арутюнова, В. Г. Бабакова, М. М. Бахтина, В. С. Библера, Ю. В. Бромлея, И. Витаньи, Н. И. Ворониной, В. Вундт, Л. С. Выготского, В. В. Зеньковского, М. С. Кагана, В. Ж. Келле, В. И. Курашова, Д. С. Лихачева, Н. О. Лосского, Ю. М. Лотмана, Ю. В. Петрова, Б. Ф. Поршнева и др.

Начиная со второй половины XIX века теоретические проблемы семьи так или иначе находились в поле зрения ряда антропологов и социологов, а семья являлась объектом социокультурного анализа целой плеяды специалистов: М. С. Верба, А. Г. Волкова, С. И. Голода, И. В. Гребенникова, В. Д. Ивановой, Н. И. Костомарова, Т. А. Куликовой, А. В. Петровского, Л. И. Савинова, П. А. Сорокина, а также В. А. Сысенко, А. Г. Харчева, Н. Д. Ши-мина, Я. Щепаньского. Исследования данных проблем представлены в монографиях английских авторов: В. Adams, С. Broderick, Е. S. Morgan, Е. Shorter.

Особый интерес для диссертационного исследования представляют работы, рассматривающие теоретические и прикладные аспекты проблемы менталитета и дающие его психологический и социально-политический анализ. Это признанные авторитеты в области изучения данного феномена: А. А. Белик, М. Блок, Г. Бутуль, А. Я. Гуревич, П. С. Гуревич, П. Динцель-бахер, И. Г. Дубов, Ж. Дюби, А. Дюпрон, С. П. Иваненков, В. В. Козловский, И. В. Кондаков, Л. Леви-Брюль, а также Р. В. Манекин, В. В. Минеев, А. П. Огурцов, А. С. Панарин, Л. Н. Пушкарев, М. Рожанский, С. Н. Соколова, А. де Токвиль, Л. Февр, Э. Фромм, М. Ю. Шевяков, В. А. Шкуратов, Л. А. Шу-михина. Проблемы национального менталитета исследовали В. Г. Бабаков, Н. А. Бердяев, Н. И. Воронина, Г. Д. Гачев, Л. Н. Гумилев, В. И. Козлов,

И. С. Кон, И. К. Пантин, В. М. Семенов, И. Л. Сиротина, Б. П. Шулындин.

Особенности английского национального менталитета, а также

специфика английской семьи описаны в работах как отечественных: О. С. Васильев, Л. Н. Васильева, Н. А. Ерофеев, В. И. Кобыш, В. А. Матвеев, Р. П. Мильруд, В. В. Овчинников, О. Л. Орестов, В. Д. Осипов, В. А. Скосырев, М. Г. Стуруа, П. В. Сысоев, так и зарубежных исследователей: P. Cohen-Porthein, P. Collier, Н. S. Commager, P. Daninos, R. Dutton, N. Epton, A. Glyn, G. Gorer, J. R. Green, K. Hewitt, J. Huizinga, O. Keun, P. Maillaud, G. Mikes, J. B. Priestly, J. Shiary. P. Treves.

История и теория английской литературы конца XIX - начала XX вв., когда жил и творил Дж. Голсуорси, рассматривалась в трудах У. Аллена, А. А. Аникста, А. А. Вельского, Е. Ю. Гениевой, В. В. Ивашевой, М. М. Ка-тарского, А. Кеттла, Н. П. Михальской, Т. Л. Мотылевой, М. В. Урнова, А. А. Федорова, А. В. Чичерина, R. Fox, D. Trotter; в частности творчеству Дж. Голсуорси посвящены работы Г. В. Аникина, М. И. Воропановой, А. М. Гав-рилюк, Е. В. Гридиной, И. А. Дубашинского, Н. Я. Дьяконовой, К. Дюпре, Д. Г. Жантиевой, А. М. Зверева, М. П. Тугушевой, Н. V. Marrot, М. Е. Reinolds, R. Sauter.

Основанием в выявлении типичных черт традиционной английской семьи послужил роман-эпопея Дж. Голсуорси «Сага о Форсайтах». В данном исследовании автором использовался один из лучших художественных переводов романа на русский язык, выполненный Н. Волжиной. Но в контексте поставленной проблемы диссертант предлагает собственные переводы отдельных фрагментов данного произведения, выделяя иную смысловую на-груженность текста, своеобразие и специфику тех его элементов, которые помогают более определенно выявить конкретные черты английского менталитета.

Объектом исследования является традиционная английская семья викторианской эпохи, рассматриваемая с позиции самостоятельно существующего феномена в контексте национальной и мировой культуры.

7 Предметом исследования служит культура традиционной английской семьи, взятая в сравнительно-историческом аспекте развития английской нации.

Целью исследования является раскрытие культурного пространства традиционной английской семьи викторианской эпохи в соотнесенности с ее национальным менталитетом. В соответствии с целью исследования в нем ставятся следующие задачи:

дать комплексный анализ зарубежных и отечественных исследований проблемы менталитета как философской категории;

исследовать особенности английского менталитета и выделить эт-нонациональные характеристики этого народа;

построить культурологическую модель традиционной английской семьи викторианской эпохи, базирующуюся на специфических ментальных особенностях этой нации;

рассмотреть роман-эпопею Дж. Голсуорси «Сага о Форсайтах» как источник трансляции ментальных черт традиционной английской семьи викторианской эпохи.

Методологическое основание исследования. Поскольку данная работа осуществляется на междисциплинарном уровне, в ее основу положен комплексный подход) основополагающий для исследования как историко-философских направлений (категория менталитета), так и социально-культурных реалий (английская семья как феномен культуры). Опора на данный принцип определила набор соответствующих методов исследования, отражающих парадигмапьные особенности современных гуманитарных наук:

сравнительно-исторический метод анализа источников, характеризующих степень взаимодействия культуры, истории, социологии и философии, поля их соединений и расхождений;

аналитико-интерпретативный метод анализа существующих трактовок категории «менталитет» в западноевропейском и отечественном гуманитарном знании, представление на данной основе собственной авторской

8 концепции;

интегративный метод позволил применить знания, полученные различными науками, к решению задач, поставленных в настоящем исследовании;

структурно-семантический метод обнаружил имплицированное ментальное значение в литературной форме;

метод моделирования позволил создать культурологическую модель традиционной английской семьи, в основе которой лежит ее национальный менталитет.

Предпринятые в данной работе теоретические и аналитические подходы позволили выявить ее научную новизну:

выведен авторский конструкт - портрет-тип англичанина, исходя из представленных национальных ментальных характеристик;

построена культурологическая модель традиционной английской семьи викторианской эпохи, включающая все основные сферы ее жизнедеятельности;

типологизированы ментальные особенности семьи Форсайтов в романе-эпопее Дж. Голсуорси «Сага о Форсайтах» как эталона традиционной английской семьи викторианской эпохи.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Понятие «менталитет» раскрывает глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное, а также природное и культурное человеческой ориентации. Менталитет представляет собой относительно целостную совокупность историко-теоретического контекста мыслей, верований, навыков, которое скрепляет единство культурной традиции какого-либо сообщества, нации.

  2. Понятие «менталитет английской семьи» выражает жизненные и практические установки ее членов, этнические особенности и эмоциональные предпочтения, устойчивые образы окружающего мира, свойственные ее культурной традиции.

  1. Традиционная английская семья сложилась под воздействием национальных обычаев, моральных норм и правил поведения, базирующихся на ментальных особенностях английской нации (приверженность семье и семейному очагу, культ и неприкосновенность частной жизни, почитание и следование традициям и привычкам, способность к самоконтролю и самообладанию, практичность, консерватизм и т.д.).

  2. В романе-эпопее Дж. Голсуорси «Сага о Форсайтах» через систему портретов и характеров семейного клана Форсайтов выявлены как позитивные (трепетное отношение к семье, рассудительность, здравомыслие, порядочность), так и негативные (частнособственнический инстинкт, расчетливость, самодовольство, снобизм) черты английского менталитета, в художественной форме значительно углубляющие основания своеобразия и специфики английской семьи.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в теоретических работах по культурологии, истории, философии, социологии, зарубежной литературе, при разработке курсов по прикладной культурологии, а также как вспомогательный материал при проведении практических занятий по лингвострановедению при обучении студентов иностранным языкам.

Апробация работы. Основные теоретические положения и результаты данного диссертационного исследования излагались автором в публикациях и выступлениях на межрегиональной конференции «Язык, культура, коммуникация: контексты современности» (Саранск, МГУ, 2000), на Огаревских чтениях (Саранск, 1999-2002), на конференциях молодых ученых (Саранск, 1999-2002).

Комплексный анализ теории и истории менталитета

Понятие «менталитет» давно вошло в научную терминологию западной мысли. Этот термин, как известно, ведет свое происхождение из латинского языка - от слова mens, mentis, то есть ум, мышление, рассудок, образ мыслей и так далее - всего более девяти значений. В многозначности латинского слова изначально заложена возможность самого широкого его толкования и применения. И действительно, оно активно употребляется в большинстве европейских языков и повсюду звучит примерно одинаково. Так, во французском языке mentalite - это направление мысли, умонастроение, направленность ума, склад ума. В английском - mentality - это умственное развитие, склад ума, умонастроение. В немецком - die Mentalitat - это склад ума, образ мыслей и так далее. Показательны словари, которые дают различные варианты истолкования этого термина. Например, в англоязычных словарях понятие «mentality» определяется как «качество ума, характеризующее отдельного индивида или класс индивидов» (293.454), «обобщение всех характеристик, отличающих ум» (254.171), «способность или сила разума» (246.13), «установки, настроение, содержание ума» (306.720), «образ мыслей, направление или характер размышлений» (309.1411) и как «сумма мыслительных способностей или возможностей, отличающихся от физических» (261.1552).

В английском научном языке термин «менталитет» употребляется с середины XIX века, в немецкой научной терминологии - со второй его половины, а во французском - и того ранее. И вот парадокс: чем шире он начал употребляться, тем разнообразнее становилось его толкование. При этом в разных странах ученые в один и тот же термин вкладывали близкое, но отнюдь не одинаковое значение. Смысловая трудность в переводе термина «менталитет» во многом заключается в том, что происходит неполное совпа (275; 297; 305).Вскоре оно получает признание и в различных энциклопедических изданиях (281.436-438). И, наконец, в Германии, в серии «Карманное издание Кренера» выходит большой коллективный труд «Европейская история менталитета» (257), как бы подводящий своеобразный итог различных пониманий этого термина.

Не ставя целью проанализировать всю вышедшую за рубежом литературу по этому вопросу, остановимся лишь на некоторых (но наиболее общих, общепризнанных) определениях менталитета. Прежде всего отметим, что зарубежные ученые ни в коем случае не приравнивают менталитет к идеологии и вообще к теоретическим формам общественного сознания. Но вместе с тем они не рассматривают менталитет и как чисто психологическое явление: с их точки зрения, психология имеет дело не с понятиями, а с чувствами, эмоциями, темпераментом, восприимчивостью. Для зарубежных ученых менталитет - это своеобразные установки сознания, неясные, невербализованные его структуры, которые при этом связаны не столько с сознанием, сколько с подсознанием, регулирующим поведение (а не мышление) человека. Ход их рассуждений примерно таков: при помощи мышления, сознания человек познает мир, а менталитет - это восприятие, истолкование мира, а не его познание. Поэтому человек, познавая мир, создает систему логических категорий и понятий - это и есть мышление, познание. А создавая «модель мира», истолковывая его, воспринимая его суть, человек использует «неотрефлексирован-ные» впечатления, представления, образы - это и есть менталитет.

Как видим, различия между мышлением и менталитетом достаточно тонкие - и еместе с тем весьма существенные. Мышление - это познание мира, а менталитет - это манера мышления, его склад, его особенности, его своеобразие. Это эмоциональные и ценностные ориентации, коллективная психология, образ мышления и человека, и коллектива.

Приведем для ясности параллель, чтобы установить разницу между мышлением и менталитетом. Это соотношение понятий «религия» и «религиозность». Религия - один из видов идеалистического мировоззрения, это мышления, комплекс мнений или предрассудков, которые создают базу и управляют мышлением индивида или группы» (285). Здесь подчеркнута активная роль менталитета: это не только призма, сквозь которую человек воспринимает мир. Менталитет управляет самим мышлением, причем не только отдельного человека, но и целой группы.

В дальнейшем в определениях менталитета ученые все более стали подчеркивать комплексный характер этого явления духовной жизни человека. Они начали включать в менталитет верования и психику, мораль и склад мышления. «Большой энциклопедический Ларусс» так определяет менталитет: это «совокупность умственных привычек, верований, психических установок, характерных для какой-либо общности людей или группы, состояние ума» или: «совокупность манер поведения, мышления, суждения о чем-либо, моральные установки, склад мышления» (286). В качестве примеров группового менталитета приведен менталитет современной молодежи или деловых кругов.

Ментальный тип в английской культурной традиции

Начиная с 60-70 гг. XX века в мировом масштабе наметились процессы, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность психологического склада и бытовой культуры, всплеском у многих людей осознания своей принадлежности к определенному этносу - национального самосознания или этнической идентичности. Это явление, затронувшее население множества стран на всех континентах, вначале даже получило название этнического парадокса современности, так как оно сопутствует все нарастающей унификации духовной и материальной культуры. Но в настоящее время этническое возрождение рассматривается как одна из основных черт развития человечества во второй половине XX -начале XXI вв. Почти повсеместный интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов проявляется в самых разных формах: от попыток реанимации старинных обычаев и обрядов, фольклоризации профессиональной культуры, поисков «загадочной народной души» до стремления создать или восстановить свою национальную государственность.

Подавляющее большинство народов, населяющих земной шар, живут компактными группами, каждая из которых в течение длительного исторического периода занимает определенную территорию. Различные поколения людей, живущих на ней, связаны друг с другом нитями исторической преемственности, с помощью которых передаются обычаи, верования, традиции, хозяйственный опыт, бытовой уклад, присущие только данному народу и отличающие его от всех других. Природный ландшафт, который порождает в сознании народа образ «родной земли» со своей исторической судьбой, кровно связанной с принадлежащей ему территорией, отражает материальную и духовную культуру народа, его психологию, привычки, установки, взгляды, помыслы, идеалы.

Автор считает, что природа и климат острова Великобритания помогают понять такие черты английского характера, как сдержанность, угрюмость, холодность, склонность к недосказанности. В них нет ничего нарочито броского, грандиозного, захватывающего дух. Природа Англии столь же не склонна к крайностям, как и сам англичанин. Отсутствие резких контрастов, то есть опять-таки умеренность, - вот ключевая характеристика не только английского ландшафта, но и английского характера, уравновешенного, даже флегматичного.

Есть народы, в характере которых доминирует экспрессивность, то есть склонность целиком подчиняться своим эмоциям и открыто выражать их. Любить или ненавидеть, радоваться или негодовать - значит в их представлении полностью отдаваться этим чувствам внутренне и внешне. Подавление же эмоций они считают чем-то противоестественным, отождествляя это с лицемерием. К другой категории можно отнести народы, в характере которых преобладает уже не экспрессивность, а репрессивность, то есть самоконтроль, и которые рассматривают свободное, необузданное проявление чувств как нечто неподобающее, вульгарное, антиобщественное. Англичане, считающие самообладание главным достоинством человеческого характера, относятся ко второй категории.

Слова «держи себя в руках» поистине можно назвать их первой заповедью. Чем лучше человек умеет владеть собой, тем, на их взгляд, он достойнее. В радости и в горе, при успехе и при неудаче он должен сохранять «жесткую верхнюю губу» ("stiff upper Up"), то есть оставаться невозмутимым хотя бы внешне, а еще лучше - если и внутренне. С детских лет в англичанине воспитывают способность к самоконтролю. Его приучают спокойно сносить холод и голод, преодолевать боль и страх, обуздывать симпатии и привязанности. Ему внушают, что человек должен быть капитаном собственной души.

Культурологическая модель традиционной английской семьи как социокультурного института

Семья является объектом исследования многих общественных наук: истории, демографии, философии, социологии, экономики, психологии, педагогики, права, культурологии, этики. Проблемы возникновения и развития семьи, с емейно-брачных отношений, роли семьи в жизни общества и каждого индивида в отдельности на протяжении многих веков занимали лучшие умы человечества (Аристотель, Гегель, Кант, Платон и др.). Начиная со второй половины XIX века теоретические проблемы семьи так или иначе находились в поле зрения ряда выдающихся антропологов и социологов, а семья являлась объектом социокультурного анализа целой плеяды специалистов: С. Голода, М. Ковалевского, Б. Малиновского, Л. Моргана, Ф. Ле Пле, П. Сорокина, А. Харчева, Я. Щепаньского, Ф. Энгельса и др.

Хотя в научной литературе существует множество определений семьи, универсального её определения нет. Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социально-психологическую группу общества, важнейшую форму организации быта, основанную на супружеском союзе и родственн ых связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета.В житейских представлениях, да и в специальной литературе понятие «семья» часто отождествляется с понятием «брак». На самом деле эти понятия не являются синонимами. Брак - это исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования (табу, обычай, религия, право, мораль) сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни. Цель брака заключается в создании семьи и рождении детей, поэтому брак устанавливает супружеские и родительские права и обязанности. Следует иметь в виду, что брак и семья возникли в разные исторические периоды, и семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

Семья, её формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Без четкого представления о духовном и культурном значении супружеского союза и семейной культуры брак и семья низводятся до чисто биологических понятий.

Семья как первичный социокультурный институт является накопителем духовности, лоном культуры. Влияние культуры на формирование чувств личности, на процесс ее духовно-эстетического обогащения, неоспоримо. Развитие культуры отшлифовало человеческие чувства, сделало их более утонченными, одухотворенными. Культура сформировала у человека способность испытывать в любви эстетическое наслаждение. На этой основе впоследствии возник культ романтической любви. По мнению И. Канта, культура была тем «волшебным средством», которое превратило «чисто чувственное влечение в идеальное, животную потребность - в любовь» (104.77).

Переход от общего (неизбирательного) полового влечения к современной индивидуальной (избирательной) любви, осуществленный мужчинами и женщинами под влиянием культуры, явился, по выражению Ф. Энгельса, «величайшим нравственным прогрессом» (232.72). Этот прогресс состоял прежде всего в том, что индивидуализированный, строго избирательный характер романтической любви, обусловленный развитием культуры и появлением человеческой личности, с необходимостью сам потребовал совершенствование культуры в отношениях между мужчиной и женщиной, духовного развития личности и единобрачия, моногамной формы семейно-брачных отношений.

Похожие диссертации на Традиционная английская семья как феномен культуры