Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Православная певческая культура Восточного Забайкалья: истоки и развитие Недогонова Валентина Васильевна

Православная певческая культура Восточного Забайкалья: истоки и развитие
<
Православная певческая культура Восточного Забайкалья: истоки и развитие Православная певческая культура Восточного Забайкалья: истоки и развитие Православная певческая культура Восточного Забайкалья: истоки и развитие Православная певческая культура Восточного Забайкалья: истоки и развитие Православная певческая культура Восточного Забайкалья: истоки и развитие
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Недогонова Валентина Васильевна. Православная певческая культура Восточного Забайкалья: истоки и развитие : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01.- Чита, 2007.- 141 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-24/117

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Музыка православного богослужения является неотъемлемой составной частью религиозно-духовной культуры русского народа Более тысячи лет история нашего отечества неразделимо связана с православием - основанием русской культуры и мировоззрения русского человека

В последние десятилетия принято говорить о религиозном возрождении в нашей стране Об этом свидетельствуют такие факты, как восстановление и строительство культовых православных сооружений, увеличение количества верующих не только среди представителей среднего и старшего поколения, но и среди молодежи В этом, в частности, проявляется возрастающая роль Русской Православной Церкви в культурной и социальной жизни современной России Широкомасштабные процессы возрождения православной традиции при более глубоком анализе свидетельствуют о наличии в культуре более глубинных и системно значимых факторов самосохранения культуры В этом отношении воссоздание целостной историко-культурной панорамы развития певческой культуры в православии и наличие каноничности православного богослужебного пения раскрывает одно из сторон культуры - сохранение идентичности и обеспечение преемственности традиций

В последние десятилетия в Забайкалье, как и во всей нашей стране, идет процесс духовного возрождения православной культуры В 1994 году была восстановлена Читинская и Забайкальская епархия, в которой на тот момент был один действующий на всю область Свято-Воскресенский кафедральный храм в Чите На сегодняшний день в Читинском благочинии, территориально совпадающем с Читинской областью, действует более пятидесяти приходов, семь - в кафедральном городе епархии Одновременно наблюдается процесс воссоздания певческой культуры храмового богослужения

Таким образом, изменения, происходящие в духовной жизни региона, позволяют выявить роль православного певческого искусства как одного из механизмов национальной и культурной идентификации в исторической ретроспективе и на современном этапе, а также проследить тенденции развития православной культуры в целом Актуальность исследования обусловлена необходимостью теоретического обобщения и целостного анализа процессов сохранения и возрождения православной певческой традиции в контексте осмысления изменений современной культуры

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы веры и религии, культуры взаимоотношений церкви и государства, роли церкви в социокультурной жизни всегда были в центре внимания русских мыслителей, чьи работы являются неотъемлемой частью отечественного и мирового классического наследия Теоретические основы собственно национальной духовной культуры были заложены славянофилами К С Аксаковым, И В Киреевским, Ю Ф Самариным, А С Хомяковым и др

Музыка как неотъемлемая составляющая православного богослужения привлекала внимание философов Византии в лице Афанасия Великого, Григория Нисского, Иоанна Златоуста

Для научной традиции характерно изучение феномена духовной деятельности

на основе осмысления идеи каноничности Наибольшее значение для формирования канона как научной категории имели исследования Б М Бернштейна, В В Бычкова, А М Лесовиченко, Д С Лихачева, А Ф Лосева, Ю М Лотмана, П А Флоренского и др

Важнейшее теоретико-методологическое значение для разработки темы диссертации имели работы общекульторологического характера А А Велика, ПС Гуревича, М С Кагана, Ю Я Малюги, В М Розина, А Я Флиера и других авторов, позволившие выявить специфические особенности изучаемого явления именно как культурологического феномена

Истррический опыт православия в области музыкального искусства в значительной мере определяет смысловое и художественное содержание храмового пения на современном этапе Вопросы, связанные с синтезом искусств в православном богослужении и ролью музыкального искусства в православии, рассматриваются в работах П А Флоренского и С Н Булгакова При анализе специфики функционирования православно-певческой традиции учитывались труды таких авторов, как Г В Алексеева, М В Бражников, Т Ф Владышевская, И А Гарднер, В И Мартынов, В М Металлов, ЕВ Николаева, А В Преображенский, Д В Разумовский, Н Д Успенский, Б А Шиндин и др Значимыми для данного исследования были также музыковедческие работы Б В. Асафьева, Л А Мазеля, В В Медушев-ского, С С Скребкова, А Н Сохора, В Н Холоповой, в которых рассматриваются вопросы функционирования собственно музыкальной культуры

Проблемы народно-песенного искусства, оказавшего огромное влияние на интонационный строй богослужебной музыки и развитие раннего многоголосия в отечественной церковной музыке, освещаются в работах Н М Бачинской, А Ф Камаева, Т Ю Камаевой, Т В Поповой, Ф А Рубцова, А В Рудневой, В М Щуро-ваи др

При рассмотрении историко-культурной жизни Восточного Забайкалья ис
пользовались работы С М Авдеева, В В Баевой, А Е Горковенко, Е В Дроботу-
шенко В Н Засухиной, Т М Зенковой, Е Г Иманаковой, Л В Камединой, А В.
Константинова, Н Н Константиновой, В И Косых, В Л Кургузова, Т Ф Ляпки-
ной, Л И Мерцаловой и др

В исследовании православной певческой традиции в среде старообрядцев мы опирались на работы Ф Ф Болонева, Н.И Дорофеева, Т М Зенковой, Т Н Лялиной, Р Ф. Матвеевой, Л В Титовой, М П Рахмановой, Т Г. Федоренко и др

Процесс восстановления православно-певческих традиций в Восточном Забайкалье рассматривался в контексте идеи духовного возрождения России, раскрытой в трудах Е П Белозерцева, А П Валицкой, В А Кобылянского, А А Ко-ролькова, Д С Лихачева, А Меня, А И Субетто и др

В работе использовались также нормативные документы, регулирующие религиозную деятельность, опубликованные архивные материалы и материалы Государственного архива Читинской Области

Объект исследования: православная певческая культура.

Предмет исследования: культурно-исторические условия формирования и развития традиций православной певческой культуры в Восточном Забайкалье (Читинской области)

Цель исследования - проследить истоки и становление певческой право-

славной культуры в Восточном Забайкалье и выявить ее основные тенденции в конце XX - начале XXI вв

Основные задачи исследования:

изучить характерные особенности и традиции православной певческой культуры в системе историко-культурологического знания как феномен, сохраняющий и транслирующий духовные ценности православной культуры,

выявить специфику православной певческой традиции, которая сложилась как результат взаимодействия византийского и древнерусского искусства и получила свое самостоятельное развитие в русской православной культуре,

рассмотреть развитие православного пения в России в период XVII-XIX вв,

проследить процессы, связанные с распространением православной певческой культуры в Забайкалье,

проанализировать современные тенденции возрождения православных певческих традиций, позволяющие увидеть динамику устойчивого развития православной культуры в Читинской области

Методологическая основа и методы исследования. Теоретической основой работы явились концепции историко-культурной преемственности, культурного синтеза, культурной идентичности В работе использованы возможности различных методов Сочетание диалектического и историко-культурологического методов явилось методологической основой исследования, при этом историко-культурная преемственность певческой традиции в православной культуре рассматривалась с позиции литургической каноничности религиозной практики Историко-сравнительный метод позволил сделать акцент на выявлении устойчивости и сохранности изучаемого явления, что явилось наиболее адекватным и плодотворным при изучении канона, сохраняющего и обеспечивающего преемственность идентичности православной певческой культуры Сочетание методов исторического описания и проблемно-логического подхода позволило включить не только описание фактов, процессов, событий регионального характера, но и выявить логику культурного развития, закономерностей и механизмов культуры не только с точки зрения диахронии, но и с позиций синхронии

Были использованы также методы музыковедческого анализа в сочетании с аксиологическими и семиотическими подходами к изучению явления

Научная новизна исследования заключается в следующем

даны сущностные характеристики религиозно-ценностной концепции православной культуры и сделана их авторская интерпретация,

представлен анализ специфики функционирования канонизированных певческих традиций, сложившихся на византийской и древнерусской основе, рассмотрен дальнейший путь их развития в рамках становления светской культуры,

исследованы в теоретическом и практическом аспекте условия развития певческой культуры православия на территории Восточного Забайкалья,

обобщен материал о деятельности православных учреждений (храмы, монастыри, духовные и светские учебные заведения) в Забайкалье и Читинской области в период с середины XVII до первой трети XX вв Выявлен факт

сохранения гласового пения в культуре раскольников-старообрядцев,

привлечен и систематизирован фактологический материал, свидетельствующий о возрождении православной певческой культуры в Восточном Забайкалье

Теоретическая значимость исследования. Теоретическая значимость работы заключается в том, что изучение вопросов сохранения, возрождения православного певческого искусства на основе литургической каноничности позволяет существенно дополнить и конкретизировать теории историко-культурной преемственности, культурного синтеза, культурной идентичности Материал диссертации конкретизирует специфические музыковедческие теории интонационную теорию, теорию жанрового разнообразия, теорию канона

Материал, вводимый в научный оборот, может дать основание для дальнейшего исследования проблемы в Восточном Забайкалье

Практическая значимость. Содержащийся в работе анализ современного состояния основных тенденций, связанных с функционированием православной музыки, является значимым для определения некоторых направлений социокультурной политики в регионе и развития его культуры в целом

Фактический материал и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при написании работ по музыкальной культуре православия

Материалы диссертации могут быть введены в основной курс истории русской музыки, истории искусств, а также служить основой при разработке специальных курсов для будущих педагогов-музыкантов, искусствоведов, культурологов, историков, этнографов, таких как «Мировая художественная культура», «Современная художественная культура» Возможно использование данных материалов в просветительской работе

Положения, выносимые на защиту:

  1. Православная певческая традиция рассматривается в широком смысле в качестве специфического социокультурного комплекса, включающего религиозное переживание, выраженное в особом качестве пения, в наличии исторически сложившейся совокупности форм функционирования и канонической институали-зации, как способа существования и трансляции.

  2. Православная певческая традиция развивается в рамках канона, сохраняющего и обеспечивающего преемственность идентичности православной певческой культуры, но, тем не менее, обладает некоторой темпоральной изменчивостью Это нашло проявление в наличии строгой регламентации православного богослужения и богослужебного пения как его неотъемлемой составляющей система напевов (осмогласие), интонационный строй, канонические тексты, певческий этикет, молитвенный тонус звучания, определяемый особым духовным настроем При наличии канонического осмогласия и певческого этикета наблюдается изменение интонационного строя гласового пения, появляются напевы не связанные с интонациями определенного гласа

  3. Богослужебное пение с середины XVTJ в развивается в русле общих тенденций развития культуры, связанных с ее секуляризацией Это связано с появлением партесного пения, нового жанра партесного концерта, формирующегося на стыке церковной и светской традиций, а также со сменой знаменной нотации,

предназначенной исключительно для записи богослужебных песнопений, западноевропейской линейной нотацией

  1. В процессе освоения восточных территорий происходило установление традиции православной культуры открывались храмы, монастыри, учебные заведения, которые становились очагами распространения православной музыки, но, в силу малонаселенности территории, наличия ассимиляционных процессов, православное пение трансформировалась Наиболее устойчиво традиция канонического пения сохранилась в среде раскольников-старообрядцев в семейно-бытовом исполнении.

  2. Возрождение православной музыки в Восточном Забайкалье в конце XX века отмечено возвратом православной традиции появлением профессиональных певцов, хоров и регентов, открытием духовных учебных заведений, осуществляющих подготовку певчих для храмов, созданием при храмах воскресных школ, где дети осваивают основы православной музыки Указанные процессы являются фактором усиления идентификации русского народа и отражают тенденцию духовного ренессанса в России

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации отражены в 6 статьях и представлены в докладах на международных научно-практических конференциях «Художественное образование, эстетическое воспитание и культура в XXI веке» (Чита, 2006), «Художественно-педагогическое образование XXI века анализ состояния и стратегия повышения качества профессиональной подготовки» (Екатеринбург, 2007), межрегиональной научной конференции «Культура и образование традиции и инновации» (Чита, 2002), на областных научно-практических конференциях, проводимых Читинской Забайкальской Епархией «Иннокентьевские чтения» (2005, 2006) Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедр теории и истории культуры, теории, истории музыки и музыкальных инструментов ЗабГПТУ им Н Г Чернышевского

Структура работы определяется целью и задачами исследования Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии

Похожие диссертации на Православная певческая культура Восточного Забайкалья: истоки и развитие