Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Профессиональный спорт в современном обществе : культурфилософский анализ Богданова, Динара Шамильевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Богданова, Динара Шамильевна. Профессиональный спорт в современном обществе : культурфилософский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Богданова Динара Шамильевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2013.- 189 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-9/122

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Спорт в культурно-историческом и философском контексте 15

1. Профессиональный спорт: структура, основные виды и функции 15

1.1. Культурно-исторические истоки профессионального спорта 15

1.2. Понятийный аппарат профессионального спорта 28

2. Культурфилософские и антропологические основы физической культуры и спорта 45

2.1. Культурфилософские аспекты спортивной деятельности 45

2.2. Телесность как объект спортивного дискурса 57

Глава 2. Профессиональный спорт: особенности бытования в современной культуре 72

1. Профессиональный спорт - перформативная практика современной аудиовизуальной культуры 72

1.1. Большой спорт в социокультурном пространстве города: конструирование спортивных событий 72

1.2. Олимпийское движение: связь с профессиональным спортом и массовым зрелищем 83

2. Маргинализация профессионального спорта 95

3. Альтернативные модели спорта в современном социокультурном пространстве 108

Глава 3. Профессиональный спорт в системе ценностей современного общества 119

1. Межкультурная коммуникация сквозь призму спортивных практик 119

2. Механизмы действия интолерантности и толерантности в профессиональном спорте 132

3. Спортивная культура и проблема фанатизма: аксиологический аспект 147

Заключение 162

Список литературы 169

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Профессиональный спорт на протяжении своего бытования не развивается изолированно от других социокультурных практик. Культурфилософское осмысление профессиональной спортивной деятельности раскрывает отношения взаимозависимости и взаимообусловленности данной сферы с социокультурным контекстом, ценностными ориентациями, идеологическими установками, типичными для каждой культурно-исторической эпохи. Генезис спорта является непрерывным, но нелинейным процессом. Профессиональный спорт является сложным, амбивалентным и полифункциональным явлением, который как самостоятельный феномен культуры институализи- ровался в XIX веке. Профессиональный спорт является детищем новоевропейской культурной традиции и сформирован новоевропейскими ценностями. На переломе XIX-XX веков он принимает известные нам формы. В XXI веке, процесс глобализации, тотальное распространение медиа, развитие межкультурной коммуникации, процессы политизации и коммерциализации обусловили динамику социокультурных трансформаций профессионального спорта.

На рубеже XX-XXI веков становится очевидным, что профессиональный спорт сформировал свою собственную специфическую спортивную культуру. Трансформации, происходящие в социокультурном пространстве, находят свое отражение в архитектонике современной спортивной культуры. Формирующееся общество «показного потребления» оказало влияние на спортивную культуру и профессиональный спорт, подстраивая их под свою структуру, свою систему ценностей.

В ситуации современного информационного общества (медиаобщества), развития глобальных коммуникаций и конструирования публичных культурных событий актуализируется применение междисциплинарного метода исследования современного профессионального спорта.

Актуальность исследования обусловлена также тем, что взаимовлияние профессионального спорта и культуры никогда не оспаривалось, но механизмы и векторы этого процесса остаются недостаточно изученными. Полиморфич- ность внутренней структуры профессионального спорта выявляет необходимость его системного анализа как социальной и культурной практики.

Учитывая то обстоятельство, что профессиональный спорт - одно из самых заметных социокультурных явлений, значимость которого выражается в его многогранности, системности и глобальном распространении, возникает необходимость определения его топоса, символического характера в пространстве современной культуры и общества. Профессиональный спорт перестал быть непосредственно соревновательной практикой, целью которой является достижение победного результата. Профессиональный спорт - это сфера мировой экономики и политики; это медиаконструкт; это перформативное средство культуры, синтетическое зрелище, диктующее специфические аспекты выразительности; это область (индустрия) массовой культуры, производящая спортивные товары, образцы и модели поведения, спортивных героев; это проводник процессов глобализации и межкультурных контактов. Профессиональный спорт в современной культуре воспринимается как фактор инкультурации и социализации. Он оказывает существенное влияние на формирование системы ценностей, стиля жизни современного человека, на его физический и нравственный облик.

Многообразие интерпретаций профессионального спорта, фрагментарность его осмысления, диктует необходимость интегрального культурфилософ- ского анализа.

Степень научной разработанности проблемы. Сложность и противоречивость феномена профессионального спорта, его безусловная значимость для современной культуры и общества, привела к тому, что попытки его теоретической артикуляции представлены в невероятно широком междисциплинарном диапазоне.

Проблемное поле профессионального спорта рассматривается в различных областях социально-гуманитарного знания, каждая из которых исследует этот вопрос в своем тематическом преломлении.

Большое количество работ посвящено изучению специфики социокультурной природы спорта, истории его возникновения (Айзенберг К., Аль- Гази А.Г., Бальсевич В.К., Баранов В.А., Буянов М.В., Валь А., Васильев Е.А., Веласкес Буэндиа Р., Визитей Н.Н., Выдрин В.М., Голощапов Б.Р., Гончаров В. Д., Грэттон К., Гумбрехт Х.У., Деметер Г.С., Джулианотти Р., Дубин Б.В., Ермак Н.Р., Козлова В.С., Кравчик З., Кубанов Х.К., Курило С., Кыласов А.В., Ларшина Н.В., Лебедев А.С., Леонтюк А.М., Лэш К., Люшен Г., Майнберг Э., Матвеев Л.П., Николаев Ю.М., Оливова В., О'Махоуни М., Пилоян Р.А., Почин- кин А.В, Родин М.А., Ромеро Ф.Г., Сараф М.Я., Столбов В.В., Столяров В.И., Финогенова Л.А., и др.).

Исследование спортивной деятельности как феномена культуры с позиций культурологии и философии представлено в работах как отечественных, так и зарубежных авторов (Баранов В.А., Барт Р., Благолев Н.Н., Буянов М.В., Быхов- ская И.М., Веласкес Буэндиа Р., Визитей Н.Н., Гебауэр Г., Каган М.С., Кам- пер Д., Ларшина Н.В., Лэш К., Морган У., Муравьев В.И., Никишин Д.В., Орте- га-и-Гассет Х., Передельский А.А., Рейд Х., Руднев В., Сараф М.Я., Столяров В.И., Суник А.Б., Сьюйтс Б., Титов П.Б., Тривиньо Х.Л.П., Тульчин- ский Г.А., Хайдарова Г.Р., Хейзинга Й., Шестаков В.П., Эко У., Эйхберг Х., и др.).

Методологический анализ проблемы соотношения биологического и социального, природного и культурного в физической и спортивной деятельности освещается в исследованиях Баранова В.А., Буянова М.В., Быховской И.М., Ви- зитея Н.Н., Выдрина В.М., Гончарова В.Д., Ильинича В.И., Кравчика З., Леон- тюка А.М., Лубышевой Л.И., Макроносова Г.В., Николаева Ю.М., Столярова В.И., Уитмарша Б., Эйхберга Х., и др.

В отечественной и западной литературе феномен спортивной деятельности анализируется с различных точек зрения в области антропологии, психологии, социологии, педагогики. Методологической основой рассмотрения спортивной деятельности в контексте социологии и особенностей спорта как социального института являются работы Алкемайера Т., Бурдье П., Визитея Н.Н., Дубина Б.В., Курило С.И., Ленка Х., Лубышевой Л.И., Лэша К., Матвеева Л.П., Орешкина М.М., Парыгиной Е.А., Родина М.А., Сафонова В.К., Фомина Ю.А., Чандлера Т.Дж., Чистякова В.А., Эйхберга Х., Элиаса Н. и др.

Большое значение для осмысления сущности спортивных игр имеют работы в области антропологии и этнографии Абдулкаримова С. А., Кайуа Р., Кузи- щина В.И., Курбанова Х.К., Маркова Б.В., Хейзинги Й. и др.

Исследования массовой, медиакультуры, постмодернистские концепции позволяют нам интерпретировать трансформации в сфере профессионального спорта и спортивной культуры. Это работы Барта Р., Белла Д., Бодрийяра Ж., Дебора Г., Диановой В.М., Дубина Б.В., Зверевой В.В., Иконниковой С.Н., Кас- тельса М., Кирилловой Н.Б., Кляйн Н., Кругловой Л.К., Маклюэна М., Маньков- ской Н.Б., Махлиной С.Т., Орлова А.М., Ортеги-и-Гассета Х., Савчука В.В., Соколова Б.Г., Соколова Е.Г., Тоффлера Э., Фуко М., Хренова Н.А.

Осмысление проблематики профессионального спорта с точки зрения психологии отражено в работах Баевой И.А., Божович Л.И., Ильина Е.П., Крет- ти Б.Дж., Лоренца К., Паргмана Д., Попова А.Л., Салахетдинова Э.Р., Сафонова В.К., Соколова Э.В. и др. Психоаналитические концепции Мерло-Понти М., Фрейда З., Фромма Э., Юнга К. Г также служат методологическим основанием для анализа.

Одной из составляющих анализа феномена профессионального спорта как направления спортивной деятельности, определяющей социокультурную модификацию человеческого тела, является рассмотрение работ, связанных с исследованием телесного бытия человека Быховской И.М., Зверевой В.В., Мерло- Понти М., Мориной Л.П., Мосса М.. Подороги В.А., Соколова Б.Г., Суровой Е.Э., Тривиньо Х.Л.П., Тульчинского Г.Л., Фуко М., Хайдаровой Г.Р., Эп- штейна М.Ю. и др.

Не менее важной предпосылкой спортивной деятельности является межличностная и межкультурная коммуникация. Векторы и механизмы межкультурных коммуникаций в поликультурном пространстве современного информационного общества отражены в работах Зинченко В.Г., Зусмана В.Г., Кирнозе З., Иконниковой Н.К., Леонтович А.Я., Орешкина М.М., Почепцова Г.Г., Прозу- менщикова М.Ю., Пряхиной (Ивановой) А.В., Садохина А.П., Соколова А.В., Столярова В.И., Суник А.Б., Тер-Минасовой С.Г., Уварова М.С., Фомина А.Ю., Хантингтона С. и др.

Механизм действия межкультурной коммуникации в пространстве профессионального спорта тесно сопряжен с такими проблемами, как ценностные ориентиры спортивной культуры, трансформация нравственных приоритетов в современном обществе, проблема толерантности и интолерантности, анализу которых посвящены исследования таких авторов, как Асмолов А.Г., Джулианот- ти Р., Зуев В.Н., Илле А., Козлова В.С., Круглова Н.В., Лебедев А.С., Левико- ва С.И., Лукьянов А.В., Мазов Н.Ю., Малахов В.С., Морагас М., Сафонов В.К., Татаржицкий С.Е., Тульчинский Г.Л., Шалин В.В., Эдельман Р. и многие др.

Эмпирическую базу диссертационной работы составили данные исследований отечественных и зарубежных социологов, периодической печати, Интернет-публикации, нормативные документы, а также работы известных теоретиков спорта и профессиональных спортсменов.

За последние годы отечественные и зарубежные исследователи опубликовали ряд трудов, в которых рассматриваются различные вопросы, связанные с проблемой места и роли профессионального спорта в современном обществе. Несмотря на большое количество исследований спортивных практик, феномен профессионального спорта остается недостаточно исследованным в философско- культурологическом ракурсе, что представляет определенную перспективу для его целостного и комплексного изучения.

Необходимость теоретического осмысления специфики профессионального спорта, исследования его динамики и особенностей проявления в современном социокультурном пространстве обусловили выбор объекта и предмет нашего исследования.

Объектом исследования выступает феномен бытования профессионального спорта в современном обществе.

Предмет исследования процесс генезиса и трансформации облика профессионального спорта в социокультурном контексте.

Цель исследования - культурфилософский анализ интерпретации бытования феномена профессионального спорта.

В соответствии с этой целью, в исследовании выдвигаются следующие задачи:

  1. Раскрыть содержание понятия «профессиональный спорт», проследить историю и истоки возникновения спортивных практик, дифференцировать их.

  2. Определить воздействие спортивных практик на социокультурную динамику современного постиндустриального общества.

  3. Выявить специфику природы телесной культуры человека в рамках профессиональной спортивной деятельности.

  4. Исследовать процесс маргинализации профессионального спорта и выявить его маргинальные характеристики, обозначив детерминанты трансформации спорта и появление новых «альтернативных» моделей профессионального спорта.

  5. Проанализировать влияние процесса «спортизации» на городскую культурную среду (на примере Олимпийских игр и международных спортивных соревнований).

  6. Выявить сущностные характеристики современной спортивной культуры.

  7. Охарактеризовать специфику межкультурного взаимодействия в пространстве профессионального спорта.

  8. Определить роль спортивных практик в формировании нравственных, ценностных установок спортсмена и околоспортивной среды.

  9. Рассмотреть проблему спортивного фанатизма как форму субкультурного сообщества и идентификационной практики в рамках современной спортивной культуры.

Методологической и теоретической основой диссертации являются принципы историзма, системности, интегративности, междисциплинарности. Логика раскрытия темы данного исследования предполагает движение от общего к частному: от рассмотрения феномена спорта через выделение дефиниции профессионального спорта как автономного и органического компонента современной культуры до изучения его внутренней структуры.

Необходимость игтегративного и комплексного культурфилософского изучения профессионального спорта определила многоуровневый, многоаспектный анализ объекта исследования. Теоретическим основанием изучения трансформации профессионального спорта является системный подход, предусматривающий изучение профессионального спорта в целостности и взаимосвязи с социокультурным измерением его бытования.

Научная новизна результатов исследования

    1. На основе обобщения и систематизации философских, культурологических, социологических, психологических источников по данной теме, осуществляется комплексный, междисциплинарный подход к феномену профессионального спорта, определяющий его как социальную и культурную практику.

    2. Прослежена эволюция спортивной деятельности и разработана авторская концепция современного института профессионального спорта.

    3. Раскрыто своеобразие телесности в контексте спортивных практик и определена семантика телесного спортивного образа, предполагающего маскулинность, пластичность и конструируемость основополагающими его культурными доминантами.

    4. Выявлены маргинальные характеристики профессионального спорта в современном социокультурном пространстве, определяющими его как игро- ву деятельность и практику инсценировки.

    5. Продемонстрированы тенденции трансформации профессиональной спортивной деятельности и определено значение профессионального спорта в современной аудиовизуальной культуре как медиаконструкта, формы культурной репрезентации, продуктом деятельности которой является синтетическое спортивное зрелище.

    6. Определена специфика спортивной культуры, принимающей форму официально одобренной социальной практики, визуализирующей и репрезенти-

    рующей профессиональный спорт как культурный продукт. Интегративный характер спортивной культуры, оказывает большое влияние на «околоспортивную среду», аксиологические ориентации которой транслируются посредством субкультурного сообщества - спортивных фанатов.

      1. Выявлено значение межкультурных коммуникаций в пространстве профессионального спорта; обозначена проблема топоса профессионального спорта в системе ценностей современного общества и ее корелляция с проявлениями толерантности и интолерантности в сфере спорта.

      Положения, выносимые на защиту:

          1. Механизм развертывания профессионального спорта в современной культуре раскрывает его как совокупность социальной и культурной практики. Профессиональный спорт представляет собой культурный универсум, социокультурную сеть институтов и агентов, связанных со спортивной деятельностью, подчеркивающих его этический, эстетический, когнитивный, аксиологический аспекты.

          2. Интегративные процессы, процесс генезиса, трансформации профессионального спорта, сопряженные с изменениями в социальном контексте его бытования, модицифировали его в медиаконструкт, перформативную практику, реализующуюся в конструировании глобальных спортивных событий.

          3. Поскольку профессиональный спорт и спортсмен в современной аудиовизуальной культуре представляет собой медиаконструкт, визуально воспринимаемый в телесном, презентируемом медиа образе, постольку профессиональный спорт выступает как производитель спортивного тела (маскулинного, сконструированного).

          4. В современном обществе актуализируется процесс маргинализации профессионального спорта. Пограничный характер его бытования выражен в том числе в медиальном измерении внутренней структуры «околоспортивной среды», в появлении альтернативных моделей спорта.

          5. Спортивная культура - это целостная система, включающая в себя профессиональный спорт и полиморфию субъектов восприятия (околоспортивная среда и другие компоненты). Сущностными характеристиками современной спортивной культуры является информативность, интегративность, мифологич- ность и перформативность.

          6. Трансляция ценностно-нравственных ориентиров является основой социокультурной составляющей профессионального спорта. Проблема возможности коммуникации и взаимопонимания между представителями разных культур в сфере профессионального спорта является одной из острейших, поэтому выработка ценностного отношения к личности другого становится одним из условий межкультурной коммуникации. Проблема толерантности и интолерантно- сти, сопряженная с процессом кросс-культурного взаимодействия, приобретает

          7. Спортивный фанатизм как форма субкультурной организации посредством медиа нередко репрезентируется как асоциальное явление культуры деструктивной активности. В действительности спортивный фанатизм не столько нацелен на разрушение современной социокультурной среды, сколько на включение молодых людей в систему общественных отношений, обретение ими идентификационного образа.

          Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическое и практическое значение диссертации заключается в том, что ее положения могут быть использованы в различных философско-культурологических исследованиях. Результаты исследования могут служить методологической основой для более глубокого и целостного понимания профессионального спорта и его влияния на социокультурную среду. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке общих и специальных лекционных курсов культурологических, философских, социологических и спортивных дисциплин.

          Апробация диссертации проходила на научных конференциях разных уровней. Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, представлялись в виде докладов на научно-практических конференциях, в частности: на международной конференции «Игровые практики культуры», проходившей в рамках Дней Петербургской Философии (Философский факультет, Санкт- Петербургский Государственный Университет, 19 - 21 ноября 2009 г.); на круглом столе «Диалог культур и культура диалога» (Санкт-Петербургский Государственный университет, Философский факультет, 20 ноября 2009 г.); на региональной научно-практической конференции «Молодые ученые Ленинградской области - 2010» (ЛГУ им. А. С. Пушкина, 7 декабря 2010 г.); VII Международной научно-практической конференции «Толерантность и интолерантность в современном обществе: в условиях мирового кризиса - 2010» (Санкт- Петербургский Государственный университет, Философский факультет, 22 апреля 2010 г.); на научной конференции «Культура как стратегический ресурс

          России», проходившей в рамках Дней Петербургской Философии (Санкт- Петербургский Государственный университет, Философский факультет, 19 ноября 2010 г.); на IX Международной научно-практической конференции «Толерантность и интолерантность в современном обществе: осмысление новой реальности» (Санкт-Петербургский Государственный университет, 19 апреля 2012 г.).

          Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры культурологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета 25 января 2013 года.

          Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, поделенных на параграфы, заключения и списка литературы, использованной при подготовке работы.

          Культурно-исторические истоки профессионального спорта

          Общеизвестно, что спорт - это привычный атрибут жизни, который выступает и как профессия, и как серьезное увлечение, и как досуг, и как рекреация, и как зрелище. В настоящее время спорт является структурным компонентом как западных, так и восточных культурных парадигм, отличие состоит лишь в том, какому виду спортивной деятельности отдается предпочтение. Спорт как сложное социокультурное явление неоднородно по характеру форм, представленных в культурном пространстве. Повышенный интерес исследователей к данному феномену культуры вызван тем, что спорт является значимой формой институализации различных видов физической активности человека. Как об этом было сказано во введение, одним из наиболее значительных и значимых его видов является профессиональный спорт.

          Профессиональный спорт является объектом исследований различных гуманитарных и специальных спортивных, медико-биологических дисциплин. В повседневной культуре и обыденной жизни «разговоры» о спорте в своем большинстве представляют собой «разговоры» о профессиональном спорте. Технология визуальных медиа (фото, видео) в современном информационном обществе манифестирует, популяризирует и рекламирует профессиональную спортивную деятельность. Благодаря этому, профессиональный спорт приобрел масштабную аудиторию, неисчерпаемый потенциал для дальнейшего развития и стал в некотором роде индикатором социальных преобразований.

          Предваряя детальное рассмотрение профессионального спорта, необходимо обратиться к истории становления, этимологии понятия и основным хронологическим рамкам спортивной практики как таковой, поскольку всеобщая история возникновения спорта позволит наглядно проиллюстрировать процесс становления профессионального спорта.

          Ретроспективное обозрение истории спорта позволяет выделить следующие важные вехи в развитии профессиональных спортивных практик. В первую очередь, - это XIX век, затем так называемый «милитаристский» период (Первая и Вторая мировая война, в России это еще и период советской власти) и, наконец, XXI век.

          Обращение к истокам спортивной деятельности предполагает наличие точки отсчета. В специальной литературе, посвященной непосредственно истории физической культуры и спорта, прослеживается тенденция выведения истоков данных видов деятельности из архаических культур. Это обусловлено тем, что в зависимости от исторической парадигмы появление спортивных состязаний и спортивных игр имеет как рациональное, так и иррациональное объяснение. Некоторые авторы, в частности, Голо-щапов Б. Р., а также Столбов В. В. в соавторстве с Финогеновой Л. А. и Мельниковой Н. Ю., в своих работах называют конкретные числа - 40 - 25 тыс. лет до н. э. Таким образом, признается, что традиционные культуры -являются колыбелью спортивного духа и прародителями современного спорта. С нашей точки зрения, это мнение является спорным, поскольку не учитывает тот факт, что профессиональный спорт является автономным феноменом культуры и имеет отдаленное отношение к физическим упражнениям традиционных культур. Действительно, традиционные спортивные состязания древних времен были глубоко мифологизированы и имели большое символическое значение в жизни общества. Они влияли на повседневную жизнь, выражая собой сакральную связь людей с божественными силами. В свою очередь, профессиональный спорт, является секулярной практикой культуры. Ритуальные и обрядовые действия, которыми так насыщена профессиональная спортивная культура (к примеру, Олимпийские игры) по своей сути являются идеализированными и идеологическими установками секулярных спортивных функционеров и спортивных держав в целом.

          Кроме того, в вышеназванных работах, при изложении материала об истории физической культуры и спорта в России, возникновение которых относят к периоду становления Киевской Руси, в качестве примера приведены состязания в стрельбе из лука и верховой езды у сарматов, скифов и запорожского казачества.3 Приведенные примеры имеют рациональное объяснение. Как известно, и сарматы и скифы - это кочевые племена, и умение стрелять из лука или же держаться в седле - витальная необходимость, обусловленная определенным жизненным уровнем. Подобные утверждения также в некоторой степени размывают смысловые границы понятия «спорт». Подобный доисторический, узколокальный материал, основанный на археологических и антропологических находках, зачастую универсализируется и используется для объяснения функционирования спорта как такового и профессионального спорта в частности.

          Следует сказать и о том, что подобная точка зрения не учитывает необходимую дифференциацию понятий «спорт» и «физическая культура». Данные сферы человеческой деятельности не столько взаимодополняют друг друга, сколько обладают рядом специфических черт, позволяющих провести их разграничение. Архаические традиционные игры, которые -многие авторы считают колыбелью спорта модерной эпохи - профессионального спорта, следует именовать состязательными играми, наполненными ритуально - культовым, символическим содержанием. В статье Аб- „ дулкаримова С. А. «Спорт в культурно-исторической ретроспективе: между сакральным и профанным» утверждается, что подобные состязания помимо военно-прикладных, воспитательных функций выполняли сакральные, ритуальные, священные функции: «Как в архаических и раннеклассовых обществах Древнего Востока и античных цивилизаций, - пишет автор, - так и в традиционных обществах доиндустриального периода — в календарных праздниках, свадебной и похоронно-поминальной обрядности -они выражали сакральную связь людей с божественными силами природы и символизировали культурное и духовное единство и сплоченность человеческих коллективов. Состязательные поединки в беге, борьбе, кулачных боях или схватках с оружием были одной из ранних форм судопроизводства; исход их в представлениях древних народов определялся волей богов и служил своего рода «проявлением высших сил» или «божьего суда».4

          Таким образом, мы вряд ли можем считать точкой отсчета профессионального спорта архаические культуры и античные цивилизации, впрочем, как и Средние века. Ритуальные состязания, свойственные эпохе " древности и средневековью, являлись ранними формами культурных традиций, способствовавших формированию сплоченности человеческих коллективов. Античная культура, а именно греческий мир возвели атлетиче- " ские состязания в ранг общественных празднеств. Состязания атлетов были непременной частью греческой культуры, актуализировав педагогический потенциал физической культуры и появление воспитательных систем, -а также школ физической подготовки - палестр и гимнасий. Состязания, физические упражнения в древнеримской культуре носили ярко выраженный публичный характер и являлись для огромного числа зрителей забавой, театрализованной схваткой (гладиаторские бои). Именно этим двум культурным традициям спорт обязан своим появлением, поскольку в эпоху античности обозначились его сущностные компоненты: первое упоминание атлетов-профессионалов, прошедших подготовку по какой-либо дисциплине, то есть появление профессионализма; организация и проведение соревнований (Олимпийские игры); появление различных видов - специализация атлетов; праздничный характер - зрелищность и как следствие, появление публики - зрителей.

          В средневековье можно отыскать следы спорта аристократов -элитного, элитарного спорта, который мы относим к альтернативным видам спорта и рассмотрение которых будет осуществлено во второй главе. Исследователь средневековой истории А. Скакальская в статье «Элитный спорт Средневековья» пишет: «Воинское сословье, становясь замкнутым и привилегированным, принесло в завоеванный мир специфическую этику и со свойственной ему агрессивностью подчинило этой этике остальное общество. Родиной классического турнира принято считать Францию. Гово- рят, сир Готфрид де Брильи изобрел эту придворную забаву, прежде чем сгинуть на поле боя в 1066 г. Зерно упало на благодатную почву, и к XIII в. турниры в Европе расцвели пышным цветом. Так, по преданию, родился -средневековый спорт. Спорт элитарный, доступный лишь благородному. В нем оттачивалась техника боя, апробировались новшества экипировки, накачивались мускулы, шлифовался кастовый этос».5 Подобный элитный .. спорт, выраженный в рыцарском турнире, представляет собой праздник для зрителей и профессиональное занятие со строгим кодексом чести и отточенной боевой техникой для рыцарей, но не профессиональный спорт. Рыцарские турниры эпохи раннего Средневековья представляли собой боевую схватку с ранениями и жертвами, в позднем Средневековье они все больше приобретают экспозиционный характер ритуальной демонстрации воинственности. Физическая культура средневековой Европы носит парадоксальный характер, поскольку развивалась вне христианской идеологии. Возникновению спортивных соревнований активно препятствовала Церковь, борьба против рыцарских турниров ужесточалась. Основными причинами борьбы являлось не соответствие облика рыцаря и святого-аскета, а также наличие в ритуалах языческих элементов и их игровой (праздничный, публичный) характер.6

          Телесность как объект спортивного дискурса

          Профессиональный спорт, являясь неотъемлемой частью культуры, содержит в себе особые культурные коды, вырабатывает свою систему культурных символов и знаков, отражающих характер духовно-нравственных и ценностных ориентации, идеологических установок, политической ангажированности, экономической рентабельности, типичных для сферы спортивной практики в каждую культурно-историческую эпоху. Особое значение в формировании и распространении этой системы играет человек, а именно тело спортсмена - спортивное, специализированное тело.

          Многочисленные исследования феномена спорта, физической культуры, спортивных практик, спортивных игр всегда носят междисциплинарный характер, поскольку анализируют не только медико-биологическое, но и социокультурное начало, применяя парадигмальный аппарат философии, культурологии, психологии, философской антропологии, социологии. Профессиональный спорт как вид человеческой деятельности носит экспансивный характер, что влечет за собой не только вторжение во все сферы общественной жизни, но и зачастую их трансформацию. Напряженный процесс институализации спорта, начавшийся в XIX веке, к XXI веку (благодаря глобализации) действительно приобрел общемировое культурное значение.

          Глубинные изменения, затронувшие сущностные характеристики спорта, повлекли за собой расширение спортивного дискурса. Спортивный дискурс позволяет исследовать такие вопросы как: проблема ценности человеческого тела, культурного значения профессионального спорта, институциональных форм постсоветского спорта, культурной идентичности -спортивных болельщиков, унификации традиционных (национальных) и спортивных игр, место и роль спортсмена в современной культуре, коммуникативные аспекты спортивных практик и многие другие.

          В данном параграфе предпринята попытка проанализировать проблему телесности в контексте спортивного дискурса, представляющую наибольший интерес и актуальность. Телесность человека рассматривается . не только сквозь призму биологических и социальных факторов, но и культурфилософских, удостоверяющих, что тело человека не может рассматриваться только как материальный субстрат, обеспечивающий его существование. Телесная организация посредством телесных ощущений формирует матрицу телесного поведения, телесный образ. «Естественное тело как таковое уже исчезло, а то, что мы воспринимаем как тело — это производное от «различных форм риторики»: экономической, политической, психоаналитической, научной и спортивной - постмодернистская концепция».53

          Как было отмечено, телесность является объектом философской рефлексии еще со времен античности. Именно в античной культуре сложилась традиция связывания телесного и духовного развития. Так, Платон отмечал, что атлетом является тот, кто соединяет в себе силу, здоровье и выносливость со стойкой волей, умом и сердцем. Процесс телесного развития неразрывно связан с духовным обогащением. Любая деятельность, .. какой бы не занимался человек (общественно-политическая, материальное производство, художественное творчество, спорт), своим результатом имеет не только продукты производства, произведения искусства, спор- . тивные рекорды и т.д.), но и изменение, развитие самого человека, его способностей, навыков, умений и знаний.

          О символизме телесного говорил и Мерло-Понти М.54, отмечавший то, что посредством своего биологического тела человек конструирует свой социокультурный мир в соответствии с господствующими социальными смыслами. Как пишет отечественный культуролог Морина Л. П.: «Телесность - форма явленности внутреннего мира внешнему миру».

          Однако, наибольшее внимание философов проблема телесности привлекла в постмодернистской традиции. Согласно постмодернистской парадигме, телесность представляет собой не столько набор органов, сколько неосознанный горизонт человеческого опыта, существующий до всякого определенного мышления. Постмодернизм осуществляет предельную се-миотизацию телесности. К примеру, немецкий исследователь Дитмар Кам-пер рассматривает телесность, тело как опыт. Он ввел в научный оборот следующие концепты: «воображение тела», «седирование». «Седирова-ние» представляет собой современную форму насилия, проявляющуюся в однообразных действиях, которые приводят к невыносимости покоя. Подобная форма насилия в современной культуре подавляется многочисленными спортивными практиками.

          Отечественный культуролог И. М. Быховская, осмысляя телесность как социокультурный феномен, подчеркивает трансформацию ценностей тела в различных социально-исторических условиях - от античности до постмодернистских представлений. Основой ее методологического изучения является выявление форм телесности, согласно которому телесность проявляет себя в социокультурном пространстве в нескольких устойчивых формах. Во-первых, как «тело природное» - биологическое тело индивид, подчиняющееся законам развития каждого живого организма. Во-вторых, как «тело социальное» - это «тело природное» преобразованное под влиянием социальных факторов. К примеру, М. Фуко рассматривал общество как исторически выработанный продукт взаимообразных социальных и телесных практик, которые он именовал «техника самого себя». В-третьих, «тело культурное» - является, по сути, квинтэссенцией процесса перехода от биологического, безличного тела к личностному, репрезентативному телу.

          Человеческое тело, телесность также неоднократно становилось объектом исследования как естественных, так и гуманитарных наук. Естественнонаучная парадигма в отличие от гуманитарной накопила мощный пласт знаний о теле. В этой связи в современном информационном обще- -стве сформировалась новая потребность в культурфилософском осмыслении данного феномена в единстве со спортивными практиками. Обозначенная потребность обусловлена не только «модой на тело», заданной . -культурой модерна, но и парадоксальными практиками телесной модификации современной медиальной культуры. Ролан Барт писал: «Более глубокий взгляд на моду имеет место тогда, когда она предстает как театральное представление самого тела, когда тело оказывается средством сообщения моды».56

          «Расширение» тела и дополнение его медициной, медиатехнология-ми обостряет вопрос о статусе человека и его места в культуре. «Собственно, медицина и спорт, которые сегодня придают телу медиальное измерение, распространяют его образы и знаки в средствах массовой информации, тоже имеют дело не с данностью тела, а либо с его болезнями-изъянами, либо с его стремлением превзойти норму, поставить рекорд, т. е. с наиболее знаковыми, «цифруемыми» аспектами телесности. Медицина исходит из девитализации тела, спорт к ней приходит в результате плановой дрессировки тела, муштры мускулов, нацеленных на исчислимый механический результат: метры, килограммы, секунды».57

          Анализ столь многомерного феномена как телесность приводит к -необходимости обозначить ключевое терминологическое расхождение. Спортивная профессиональная деятельность зачастую отождествляется в обыденном сознании с физической культурой на основе их принадлежности к -сфере, связанной с преобразованием телесных характеристик человека. В рамках данного исследования, под профессиональным спортом мы подразумеваем специализированную, систематизированную соревновательную и тре- , нировочную деятельность, а не рекреационно-оздоровительную, досуговую.

          В частности, представляется более целесообразным использовать термин «спортивная культура» как и «тело спортивное» в отличие от термина «физическая культура» и «тело физическое» для характеристики формирования индивида в результате техник собственного тела, а также для описания репрезентативности человеческого тела. Исторически и хронологически термин «физическая культура» в научный оборот был введен в XIX веке в Англии, но он не получил широкого распространения, однако, активно использовался общественными науками России, СССР. Преодоление терминологического расхождения представляется актуальным также и потому, что в специализированной литературе до сих пор нередко встречаются попытки отождествить понятия «спорт» и «физическая культура», несмотря на их смысловое различие. Физическая культура всецело «тело-ориентирована», то есть человеческое тело является единственным видимым объектом ее воздействия. Но, физическая культура всего лишь формирует соматический корпус. Спортивная деятельность, спортивная культура всегда подразумевает под собой нечто большее, чем формирование мускульного и мышечного облика атлета, она сконцентрирована на инст- " рументальном отношении к телу. Профессиональный спорт использует тело как средство, инструмент, выполняющее перформативную функцию, наглядно иллюстрируя новейшие спортивные достижения, результаты, ре- -корды. Спортсмены - спортивные тела предстают инвариантом семиотического кода, информационным носителем. Означивание тела приводит к формированию определенного физического имиджа. Язык спортивного те- -ла сообщает о видимом телесном здоровье (отсутствие следов болезни), о социальном статусе, о личных предпочтениях спортсмена. Культура спортивной телесности выполняет как социокультурные, так и этико-эстетические функции, представляя посредством тела спортсмена модель физической культуры, господствующей в конкретный исторический период.

          Маргинализация профессионального спорта

          Особую роль в становлении профессионального спорта оказали социокультурные условия, приведшие к формированию нового спортивного образа в XXI веке. Представление о современной культуре как о медиа-культуре, создает условия для превращения спорта в специфический ме-диаконструкт, активно вторгающийся в современную общественную жизнь. Вместе с тем преобразуют медиареальность в один из рычагов маргинализации профессионального спорта.

          Культурное пространство как система человеческой деятельности, воплощается в многообразных продуктах культурной практики. В условиях современности культурное пространство - это насыщенное информационное поле, визуальная индустрия, активно функционирующее общество потребления. В этой связи профессиональный спорт не только коммуникативный канал, но и способ удовлетворения потребностей общества, составной элемент массовой культуры, «индустрия развлечений», зрелище. Это обусловлено полифункциональностью профессионального спорта, благодаря чему спорт культивируется в различных сферах жизни общества и зачастую выступает индикатором его преобразований.

          Французский философ и социолог Пьер Бурдье еще в 80-х годах XX века писал: «[...] Спортивная практика, которая в своем техническом, «внутреннем» определении показывает всегда большую растяжимость, а, следовательно, большую доступность к совершенно различному и даже противоположному использованию, тоже может менять смысл. Точнее, может изменяться господствующий социальный смысл, приписываемый господствующими (в численном или социальном отношении) социальными пользователями».

          Профессиональный спорт - это специфический вид профессиональной деятельности, который подразумевает наличие некоторой господствующей доктрины, определяющей как магистральный и маргинальный характер его составных частей, так и пограничный характер профессионального спорта в современной культуре в целом. Маргинализационные процессы, протекающие в обществе, во многом определяют происходящие изменения в пространстве профессионального спорта и обуславливают неоднозначность роли и функций профессионального спорта.

          Проблемам маргинализации посвящены научные труды в области культурологии, социологии, философии, антропологии. Многочисленные изыскания в области спортивных практик (работы Авериной М. В., Алке-майера Т., Быховской И. М., Визитея Н. Н., Лубышевой Л. И., Матвеева Л. П., Сарафа М. Я., Столярова В. И. и др.) раскрывают различные аспекты бытования спорта в обществе и культуре. Однако, работ непосредственно раскрывающих процесс маргинализации профессионального спорта, явно . недостаточно.

          Профессиональный спорт в своем нынешнем состоянии приобретает маргинальные характеристики, что порождает неоднозначность отношения к нему со стороны исследователей и амбивалентность его трактовок. Отечественный исследователь спорта Аверина М. В. выделяет ряд критериев, по которым осуществляется разделение видов спорта на магистральные и маргинальные. Среди них она выделяет: приоритетное финансирование, строительство или обеспечение аренды необходимых спортивных сооружений, включенность данного направления или вида спорта в программу Олимпийскую игр, престижность (экономическая выгода) для спонсоров, популярность у населения, притягательность для самих спортсменов, богатая традициями история существования вида спорта.88 Безусловно, данные критерии играют важную роль в институализации спортивной деятельности, в процессе разграничения спортивной и физкультурной деятельностей. Однако, нас интересует более локальный уровень спортивной актив- -ности - профессиональный спорт.

          На данном уровне маргинализация затрагивает как сам профессиональный спорт, который занимает пограничное положение по отношению . к другим видам двигательной активности, будь то олимпийский спорт, экстремальный или физическая культура, так и его структурные компоненты - участников спортивных практик - спортсменов, «околоспортивную среду», различные виды профессионального спорта. Таким образом, в данном параграфе будет предпринята попытка выявить и проанализировать некоторые аспекты маргинализации профессионального спорта.

          Само понятие «маргинальность» пришло из латинского языка и является производным от «margo», что в переводе означает — «край, граница». В научный оборот оно было введено американским социологом Р. Парком в прошлом веке. Понятие «маргинализации» характеризует процесс установления маргинальных характеристик, маргинального статуса культурных феноменов, находящихся в пограничном положении и для обозначения направления развития культуры.

          Анализируя спортивный образ в диахроническом срезе, становится очевидным, что он всегда отвечает духу времени, в котором практикуется. Профессиональный спорт как социокультурное явление отражает те ценности, которые свойственны обществу на определенном этапе его исторического и общественно-политического развития. Появление профессионального спорта в XVIII веке обусловило его регулируемость и организованность. Массовое производство и индустриализация привело к тому, что спорт стал восприниматься как стиль жизни. Социокультурный контекст XX - XXI веков - период экспансии профессионального спорта в сферу -мировой культуры, мировой экономики, мировой политики, международных отношений. Подобная экспания во многом определила его маргинализацию, проявляющуюся в многочисленной дифференциации спортивных -практик, среди которых можно выделить следующие: спорт ВЫСШИХ ДОСтижений, олимпийский, экстремальный, зрелищно-рекордный и т. д. Каждый из них совмещает в себе характеристики привычного атрибута повседневной жизни, который выступает и как профессия, и, все в большей степени, как зрелище. То есть современный профессиональный спорт, с одной стороны, синтетическое зрелище, выполняющее коммуникативные функции и функцию визуальной самопрезентации, а, с другой, - строгая профессиональная деятельность, включающая в себя спортивные технологии (тренировки, достижение результата, спортивные соревнования и пр.). Парадоксальным образом профессиональный спорт сочетает в себе консервативную ориентацию на универсальные ценности трудовой (профессиональной) деятельности и инновационную перманентность.

          Профессионализация спортивной активности обозначила зрелищ-ность как доминирующий сегмент ее внутреннего пространства. Следует, однако, отметить, что зрелищный аспект профессионального спорта при- сутствовал с момента его институализации. Так, в книге «Олимпийские города: города на повестке дня, планирование и олимпийские игры» констатируется, что: «Возрождение Олимпийских игр в XIX веке с самого на- -чала включило в себя культурное измерение». По идее Пьера де Куберте-на и его соратников, современные игры были предназначены быть чем-то большим, чем просто набором спортивных соревнований. Скорее, им . предстояло подхватить этос панегирий, позаимствованный из классического фестиваля, как праздничного собрания в котором весь народ собирается, чтобы принять участие в религиозных обрядах, спортивных соревнованиях и художественных представлениях. Воссоздание этой характеристики в современном облике представило собой значительную трудность, но это было достигнуто, во-первых, путем добавления церемоний, возвеличивающих Игры и тем самым представляющих некую преемственность с прошлым, во-вторых, путем создания празднеств, сопровождающих Игры, и, в-третьих, посредством включения художественных конкурсов как части Олимпийской программы.

          Кроме того, значимый вклад в поддержку зрелищности спортивных соревнований вносят группы, специально подготовленных людей, обеспечивающих поддержку спортивным клубам - чирлидинг. Такие команды поддержки развлекают зрителей во время перерывов спортивных матчей, выполняя ряд действий - скандирование, гимнастические упражнения, акробатические элементы.

          Трансформация спортивного образа и выявление маргинальных черт обусловлено также и тем, что в погоне за зрелищностью, спортивные функционеры меняют условия игры. Авангардистская идея человека-машины была инвариантом идеи о гармонично развитой личности, и профессиональный спорт выступает наиболее надежным мостиком между этими двумя концептами. Попытки усовершенствования существующих форматов спортивных состязаний свидетельствуют о реорганизации структуры профессионального спорта. Внедрение новых технических элементов - видео повторов в ходе хоккейного матча, установлению микрочипов в футбольные мячи для фиксации момента пересечения линии ворот, призванных помочь разрешить спорные моменты с наибольшей компетенцией и объективностью, вкупе с введением новых видов спорта в сетку международных соревнований, призваны поддержать заинтересованность к нему как со стороны обывателей - зрителей, болельщиков, фанатов, так и со стороны академической среды, стремящейся разработать концепты и теории, объясняющие данный феномен.

          Спортивная культура и проблема фанатизма: аксиологический аспект

          Теоретическим основанием анализа ценностного капитала профессионального спорта могут служить различные концепции: неореалистическая теория ценностей американского философа Перри Ралфа Бартона, выводящая ценность как производную, как функцию человеческих интересов, культурфилософские концепции ценностей Выжлецова Г. П., Кагана М. С, Тугаринова В. П., аксиология спорта Быховской И. М., Мазова Н.Ю.

          Ценности имеют огромное значение в любой культуре, поскольку определяют отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и самим собой. Понятие ценности включает оценку субъектом общественных явлений, их объективного значения в определенных исторических условиях. Для человека ценность представляют те объекты (материальные) или явления (духовные), в которых он усматривает смысл или - то, что доставляет ему положительные эмоции, при этом они могут не располагаться разрозненно друг к другу, а определенным образом организованы, то есть составляют иерархическую систему ценностей.

          Ценность - это не имманентное качество объекта, предмета, явления, наличие ценности опосредовано знаниями человека о них, осознанием присутствия необходимых для человека свойств, удовлетворяющих его потребности.

          Если рассматривать ценность как значимость чего-либо для конкретного человека или для общества в целом, то оно наполняется субъективным содержанием, поскольку в мире нет элементов, понятий, категорий, явлений, событий, имеющих одинаковую степень важности для всех людей и человечества в целом. Вследствие этого существует личные, возрастные, половые, исторические ценности, ценности различных государств, народов, общечеловеческие ценности и многие другие.

          В аксиологии разработаны различные классификации ценностей. Выжлецов Г. П. в своей работе выделяет четыре группы ценностей: духовная, социальная, экономическая и материальная.

          Неореалистическая концепция ценностей американского философа XX века Перри Р. Б. определяет ценность как объект интереса, как понятие, выражающее отношение предмета к интересу, сводящаяся к простой парадигме - без интереса не бывает ценностей. Состояние интереса опре- -деляет ценностный статус объекта, вещи, предмета.145 В отношении профессионального спорта подобная теория находит свое подтверждение. Профессиональный спорт - это территория интереса (зрителей, болелыци- -ков, фанатов, спортсменов) и интересов (спортивных клубов, спортивных функционеров и политических систем). Спортивная культура, проводником идеалов которого являются сами спортсмены, а, кроме того, около- . спортивная среда представляет собой сложную социально-ценностную организацию, способную формировать определенные идеалы и желания. Спортивные состязания, окруженные обширной информационной поддержкой транслируют преходящие, взаимозаменяемые ценности спортивной культуры, производящей товары (спортивные тела, спортивные герои, спортивные медиасобытия и элементы экипировки), но и устойчивые идеологические, общественные мифы (гуманистический и миротворческий характер профессионального спорта).

          Ценности играют большую роль в механизме целеполагания социокультурной активности человека, они формируют систему ценностных отношений. Анализ внутренней структуры профессионального спорта позволяет выявить противоречивый характер его ценностных ориентации. Ценности профессиональной спортивной деятельности находятся в прямой связи с потребностями, интересами и позициями общества. Профессиональный спорт как фактор формирования специфической спортивной культуры изменяет процесс познания индивида, что, в конечном счете, приводит к новому смыслополаганию и пониманию действительности.

          Спортивная культура в настоящее время представляет собой сложную социально-ценностную организацию. Как отмечает Н. Ю. Мазов, доминирующей моделью которой является состязательная модель. Состязательность как сущностный сегмент профессионального спорта заключается в стремлении и достижении успеха. Строго говоря, успех — абсолютная, финальная ценность профессиональной спортивной деятельности, адекватным выражением которой в условиях рыночной экономики являются денежные вознаграждения.

          Однако, говоря об аксиологическом капитале профессионального спорта, мы подразумеваем его инструментальный характер для околоспор-тивной среды и для спортсмена. Профессиональная спортивная деятельность обладает инструментальной ценностью, поскольку позволяет достигнуть желаемых идеалов, жизненных ориентиров, материальных благ и зачастую спортсмен жертвует своим здоровьем в погоне за достижениями. Профессиональный спорт, определяющий ведущие интересы личности спортсмена и представляющий собой его смысл жизни, является самоценностью.

          В связи с этим в контексте профессиональной спортивной деятельности, несмотря на ее прагматический и достиженческий характер, особое значение имеют ценности жизни (здоровье, как психическое, так и физическое), так же, как самоценность профессионального спорта самого по себе. Парадоксальный характер профессиональной спортивной деятельности находит отражение в отрицании ценностного статуса здоровья. Категория здоровья в современном профессиональном спорте не воспринимается как ценностный объект. На практике открыто демонстрируется пренебрежение ценностным статусом здоровья в угоду иным достиженческим установкам, в отличии от физической культуры и фитнеса.

          Для осмысления функциональной способности профессионального спорта транслировать ценностные установки, необходимо обратиться к его внутренней структуре. Понятие «честная игра» - характеризует спорт как , регламентированное противостояние, конкуренцию, и его следует интерпретировать как социальную ценность. Несмотря на то, что профессиональный спорт трансформировался из «чистого» игрового противостояния в медиаконструкт, индустрию по производству маскулинных телесных образов идеи «честной игры» составляют тот консервативный ценностный капитал, позволяющий профессиональному спорту существовать, а не сгинуть под гнетом зрелищности, коммерции и имитации (киберспорт). Ханс Ленк в своей известной статье указывает на то, что необходимо различать «формальную» и «неформальную» честную игру. По его мнению, «формальная» честная игра - обязательная норма, требующая подчинения и выраженная в соблюдении правил. «Неформальная» честная игра отличается джентельменским поведением, «спортивным духом» - честное и равное противостояние.147 Как мы видим, в современном профессиональном спорте главенствует формальная честность. Такое положение дел ставит всех участников спортивной деятельности в ситуацию выбора, то есть следовать общепринятым, господствующим стандартам «вынужденной» честности или оставаться верными духу «Игры»?

          Поэтому, оценивая современное социокультурное пространство с точки зрения культурных, нравственных и политических устоев, мы сталкиваемся с множеством проблем. Среди них особым образом выделяется проблема поиска идентичности. В контексте специфики диссертационного исследования эта проблема коррелируется с проблемой формирования субкультуры спортивных фанатов.

          Фанатизм как идентификационная практика становится очень вое- . требованным в молодежной среде. Стоит отметить, что единая классификация фанатизма отсутствует. В существующих классификациях используется различный принцип систематизации в зависимости от цели исследования. Фанатизм можно классифицировать по содержанию (религиозный, национальный, расовый, спортивный и др.), по характеру мотивации, по личностной позиции. Фанатами в современном понимании этого слова называют страстных поклонников чего-либо, в основном музыкальных деятелей, актёров и футбольных клубов. Фанатизм - это непоколебимая и отвергающая альтернативы приверженность индивида определенным убеждениям, которая находит выражение в его деятельности и общении, а также он сопряжен с пренебрежением к этическим нормативам, препятствующим достижению общей цели.

          Похожие диссертации на Профессиональный спорт в современном обществе : культурфилософский анализ