Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России Рыбакова Елеонора Львовна

Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России
<
Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рыбакова Елеонора Львовна. Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России : диссертация ... доктора культурологии : 24.00.01 / Рыбакова Елеонора Львовна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств].- Санкт-Петербург, 2007.- 340 с.: ил. РГБ ОД, 71 07-24/36

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Музыкальное искусство эстрады в художественной культуре России 19

1.1. Основные научные подходы к изучению музыкального искусства эстрады 19

1.2. Эволюция форм и жанров эстрадного искусства России 49

Выводы к первой главе 69

Глава 2 Искусство джаза и рок-музыка в России XX - XXI века 74

2.1. Влияние джазовой стилистики на музыкальную культуру России 74

2.2. Рок-музыка в контексте отечественной культуры 127

Выводы ко второй главе 168

Глава 3. Становление профессионального образования в области музыкального искусства эстрады 176

3.1. Историческая панорама становления и развития профессионального музыкального образования в России 176

3.2. Цели и задачи профессионального образования в сфере музыкального искусства эстрады 195

Выводы к третьей главе 233

Заключение 239

Литература 243

Приложение 297

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В настоящее время в России, наряду с радикальными политическими, экономическими, социальными преобразованиями, происходят серьезные изменения в области культуры, искусства и общественного сознания. В этих условиях музыкальное искусство эстрады занимает особую нишу в художественной культуре России. Этому способствует интенсивное развитие средств массовой информации и телекоммуникационных технологий. Возникла опасность шумового загрязнения; большое количество музыки сомнительного качества, ревностно подхватываемой молодежью, особенно подростками, не обладающими способностью отличить подлинное искусство от подделки; угроза профанации музыкальных ценностей. По определению народного артиста России, композитора, профессора В.М.Лебедева, с музыкой которого выросло не одно поколение россиян, сегодня эстрада, эстрадная музыка в какой-то степени подменила собой идеологию и является мощным методом воздействия на молодежь. Сила и широта влияния популярной музыки на молодежь и среднее поколение приобретает космические масштабы. В связи с этим в последние десятилетия наблюдается повышенный интерес ученых, исследователей к данному виду искусства, к его истокам, истории становления, вопросам теории и терминологии, к определению роли и места музыкального искусства эстрады в художественной культуре России - как целостном мире искусств.

В отечественной науке сложилась традиция рассматривать джаз и рок как проявления массовой культуры. Драматизм и противоречивость этих явлений в системе глобальных процессов, объединенных общим языком культуры, рассматриваются как часть популярной, массовой культуры. Во второй половине XX века джаз профессионализируется. К концу XX века не только джаз, но и рок в лучших его образцах обретают черты классичности, входя в золотой фонд мировой культуры. В настоящее время социологические, сопи-

алыю-психологические, политологические, музыковедческие исследования создают предпосылки для углубленного культурологического анализа музыкального искусства эстрады. Несмотря на существующую в настоящее время программу высшего профессионального образования в области музыкального искусства эстрады, а также среднего (музыкальные училища, колледжи), возникла острая необходимость в создании концепции профессионального образования, основанного на традициях русской академической музыкальной школы. Сегодня в условиях интеграции России в европейское образовательное пространство особенно актуально сохранение преемственности и непрерывности образовательного процесса, всего исторического наследия в российской музыкальной педагогике.

До сих пор в современной науке не обосновано разделение понятий «эстрадное искусство», «музыкальное искусство эстрады», остается открытым вопрос научной терминологии, понятий «эстрадное», «вид», «род», «жанр», «направление», «течение», «стиль». Основная идея состоит в размежевании, обосновании и разделении понятий «искусство эстрады» и «музыкальное искусство эстрады». К настоящему времени существует широкий разброс мнений, отдельных статей, публикаций и диссертационных исследований, посвященных отдельным проблемам и аспектам эстрады, джаза, рока, но нет обобщающего междисциплинарного исследования. В этом контексте актуально новое видение истории отечественной эстрады, советского джаза и отечественного рока, основанного на современном восприятии ушедшей эпохи. Именно культурологическое исследование дает возможность ответить на многие вопросы, поставленные временем.

Степень разработанности проблемы, использованные источники К настоящему времени сложилась определенная традиция в изучении эстрадного искусства, которая сохраняется и при изучении музыкального искусства эстрады. Базой исследования явился материал, накопленный в области культурологии, социологии, социальной психологии, музыковедения.

а также публикации фактологического характера, освещающие историографию вопроса.

Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств, взаимоотношение семейств, видов и разновидностей искусства, а также родов и жанров дано в труде М.С.Кагана «Морфология искусства». Однако недостаточная разработанность в науке данной темы делает некоторые положения дискуссионными, эти же проблемы важные для современной музыкальной жизни М.С.Каган продолжает исследовать в труде «Музыка в мире искусств». Автор рассматривает музыку как семейство видов музыкального творчества. В исследованиях М.С.Кагана показано, что виды музыкального искусства затем распадаются на «роды» и «жанры», таким образом, музыка, как вид искусства, обладает сложной многомерной структурой.

В трудах К.Э.Разлогова особое внимание уделено месту, которое занимает искусствоведение среди источников и составных частей культурологии. С точки зрения семиотики искусствоведение, как и литературоведение (и в отличие от языкознания), изучает так называемые вторичные моделирующие системы, т. е. оно касается изобразительного и звукового ряда, в том числе музыки, театральных действий, скульптуры и архитектуры, произведений экрана, которые выходят за пределы естественного языка, пользуются другими знаковыми системами, называемыми «языками» лишь условно, по аналогии. К.Э.Разлогов исследует глобальную и массовую культуры, анализируя истоки зарождения массовой культуры, автор полагает, что массовая культура в рамках XX века, противостояла модернистским и авангардистским направлениям, элитарной культуре.

Важными для избранной темы оказались труды С.Н.Иконниковой, В.Т.Лисовского, С.И.Левиковой, К.Г.Мяло. в которых рассматриваются проблемы преемственности поколений, возрастная специфика сознания и поведения молодежной субкультуры, особенности различных групп молодежи, отличных от культуры общества.

Исследованиям художественной деятельности посвящены труды Ю.У.Фохта-Бабушкина и Н.А.Хренова. Музыкальное искусство в контексте русской культуры XX в. рассматривается в трудах Н.В.Голик. Проблемы межкультурных коммуникаций в истории мировой художественной культуры исследованы в работах Е.П.Борзовой. Взаимосвязи современной музыки с иными формами культуры изучаются в работах И.В.Кондакова. Проблемы, связанные с особенностями культуры в информационном обществе рассматриваются в работах А.В.Костиной. Морфология и семиотика искусства, современная классификация видов искусств освещены в трудах С.Т.Махлиной. Искусство джаза и рок-музыка рассматриваются в работах Т.В.Адорно. Заслуживает внимания социальная характеристика типов и категорий слушателей музыки в этой области.

Основные этапы развития русской эстрады исследованы одним из первых историков отечественной эстрады Е.Кузнецовым. Особый интерес для избранной темы представляют фундаментальные труды Е.Д.Уваровой в области отечественной эстрады. Дальнейшее более детальное изучение творческого процесса в эстрадном искусстве было осуществлено в исследованиях И.А.Богданова.

Научная традиция изучения отечественной эстрады отражена в работах Ю.А.Дмитриева, М.И.Зильбербрандта, В.Я.Калиша, Н.И.Смирнова, Е.Д.Уваровой, В.Б.Фейертага, Н.Е.Шереметьевской («Очерки истории русской советской эстрады», с 1917 по 1977 гг.).

Изучению синтетических жанров музыкального искусства эстрады мюзиклу и киномюзиклу посвящены работы Г.Александрова, М.Йона, Э.Кампуса, Т.Кудиновой, Т.Лахусена, В.М.Лебедева, Д.М.Флинна, И.М.Шиловой.

Весьма значительными для осознания картины ушедшей эпохи представляются публикации в периодических изданиях, отражающие хронику событий в области музыкального искусства эстрады 20-50-х гг. А.Альшвапга,

С.Гинзбурга, М.Горького, С.Д.Дрейдена, М.С.Друскина, В.Игнатовича, А.Луначарского, М.АМалько, Н.Минха, П.Монтэ, С.Прокофьева, И.Соллертинского, С.Финкельстайна, А.Хачатуряна, М.С.Шагинян, Г.Шнеерсона.

В изучение джаза и рока весомый вклад внесли труды В.Д.Конен, В.Б.Фейертага. Проблемам джаза посвящены работы А.Баташова, Л.Переверзева, А.Медведева, О.Медведевой.

Из публикаций зарубежных авторов особого внимания заслуживает монография немецкого исследователя И.Е.Берендта о джазе (Berendt E.J. Das Jazzbuch. Von New Orlean bis Free Jazz. Entwicklung, Musiker, Elemente, Ensembles and Definition der Jazzmusik, 1968), в которой, в частности, подробно рассмотрены элементы джаза. А также изданные в 70 - 80-е гг. на русском языке книги Дж.Л.Коллиера «Становление джаза» (1984), У.Сарджента «Джаз: Генезис. Музыкальный язык. Эстетика» (1987), Ю.Панасье «История подлинного джаза» (1978). Эти книги долгое время служили и служат в настоящее время в качестве учебных пособий по истории джаза. В это же время издаются работы И.М.Бриля, Е.В.Овчинникова, В.С.Симоненко, также ставшие учебниками по истории и основам джазового искусства.

Большой фактический материал, соответствующий времени понимания и уровню развития джаза содержится в отечественных изданиях спра-вочно-энциклопедического характера. (Большая советская энциклопедия, 1931, 1952, 1972, 1975; Российский энциклопедический словарь, 2001; Универсальный энциклопедический словарь, 2000; Энциклопедия «Санкт-Петербург», изданная Международным благотворительным фондом имени Д.С.Лихачева. 2004; энциклопедический справочник «Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград», 1992).

В шеститомном издании «Музыкальной энциклопедии», в «Музыкальном энциклопедическом словаре» (1990), в энциклопедическом словаре «Музыка» (1998). в «Музыкальном словаре Гроува» (2001) - первом рус-

скоязычпом издании «Музыкальной энциклопедии Гроува», одном из авторитетных справочных изданий содержатся статьи о блюзе, джазе, джаз-банде, поп-музыке, рок-музыке. «Большая энциклопедия музыки» Гвидо Боффи (2007), содержит статьи по истории музыки от истоков до электронного авангарда, об эволюции жанра от спиричуэла до джаз-рока и свободной импровизации.

Отечественная рок-музыка как социокультурный феномен, как элемент молодежной культуры, была изучена с точки зрения социологии, философии, культурологии в кандидатских диссертациях А.А.Васильевой, Н.Б.Гончаровой, Г.Ю.Квятковского, И.В.Ковальчук.

Проблемам отечественной рок-культуры и рок-музыки посвящены работы Т.Диденко, В.Д.Конен, А.Л.Порфирьевой Т.В.Чередниченко, Г.Ю.Шес-такова. Среди публикаций, в которых исследуется специфика рок-музыки, выделяются работы: докторская диссертация И.Л.Набока «Рок-культура как эстетический феномен» (1993), кандидатская диссертация Е.А.Савицкой «Принципы стилеобразования в рок-музыке» (1999), фундаментальный труд - докторская диссертация В.Сырова «Стилевые метаморфозы рока или путь к «третьей музыке» (1997), в котором многопланово исследуются течения джаза и серьезного рока. В публикациях Л.К.Бубенниковой представлен опыт комплексного исследования рок-музыки, учитывающий ее поэтическую, музыкальную и социокультурную составляющую. Сформировался опыт филологического изучения отечественной рок-поэзии, отдельно в многотомных сериях издаются тексты поэтов русского рока.

В последние годы было издано значительное количество литературы справочно-энциклопедического характера посвященное рок-культуре и популярной музыке. Среди них: иллюстрированная энциклопедия отечественной рок-музыки «Кто есть кто в советском роке» (1991) и «Энциклопедия российской поп-музыки (кто есть кто)» (2001) А.Алексеева, «Энциклопедия хард-рока» А.Бурлаки (2001), «Рок-энциклопедия» С.Кастальского (1977) -

первая полная энциклопедия зарубежной рок-музыки, изданная в нашей стране; краткий биографический словарь А.И.Кокарева «Панк-рок от А до Я» (1992), «Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки: термины и понятия» О.К.Королева (2002), «Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии», составленной А.К.Троицким (1990), информационно-справочное издание «Рок: 1955/1991», А.А.Айвизяна (1992), «Рок-справочник» В.И.Василевского (1992), пятитомная «Рок-энциклопедия» для юношества С.Кастальского (1995), справочник «300 звезд рок и поп-музыки: дискография на CD» А.В.Федорова (1996). Среди справочных изданий, посвященных музыкальному искусству эстрады, следует отметить энциклопедию издательства «Аванта+» «Музыка наших дней» (2002), энциклопедию «Эстрада России. XX век» (2004).

Среди электронных справочно-энциклопедических изданий следует отметить электронную «Энциклопедию популярной музыки Кирилла и Ме-фодия» (2004), а также представленные на Яндексе электронные онлайновые версии энциклопедического справочника «Джаз. XX век» под редакцией В.Фейертага (2001) и Большой советской энциклопедии (3-е изд., в 30 т., 1969-1978), информацию справочного характера на портале «Джаз.Ру: все о джазе по-русски» и такие электронные энциклопедии в сети Интернет как «Энциклопедия зарубежной рок-музыки», музыкальная энциклопедия портала «Звуки.ру», энциклопедия рока, джаза и поп-музыки портала «Км.ги».

Интерес представили труды, посвященные музыкальной педагогике, образованию и просвещению в России XIX, XX и XXI веков. Неоценимый вклад в исследование становления музыкального образования в Санкт-Петербурге и, вследствие этого во всей России, внесла И.Ф.Петровская («Музыкальное образование и музыкальные общественные организации в Петербурге 1801-1917 гг.»).

Для становления профессионального образования в области музыкального искусства эстрады своевременными и особенно важными явились пор-

мативно-законодательные акты правительства РФ, постановления и другие документы Министерства культуры Российской Федерации с 60-х годов XX века по настоящее время, посвященные проблемам советской эстрады и образованию в этой области.

Таким образом, становится все более очевидным разнообразие основных научных подходов к изучению эстрадного искусства и музыкального искусства эстрады.

Объект исследования: художественная культура России второй половины XIX - начала XXI веков.

Предмет исследования: музыкальное искусство эстрады в контексте художественной культуры России.

Цель исследования: изучить процесс становления и развития музыкального искусства эстрады в художественной культуре России.

Реализация данной цели обусловила необходимость постановки и решения следующих основных задач:

рассмотреть философско-эстетические, историко-культурологиче-ские, социологические, музыкально-искусствоведческие подходы к изучению музыкального искусства эстрады;

определить понятие и основные виды музыкального искусства эстрады в структуре художественной культуры;

обосновать исторические этапы становления и развития эстрадного искусства и генезис массовых музыкальных жанров в художественной культуре России;

выявить противоречивые оценки идеологического отношения власти к художественному творчеству и музыкальному искусству эстрады XX века;

изучить влияние джаза, ритмо-пластического имиджа и театрализованных форм на музыкальную культуру России;

рассмотреть культурный потенциал рок-музыки и процесс развития рок-движения в молодежной и художественной культуре;

разработать концепцию системы профессионального образования по направлению «Музыкальное искусство эстрады»;

проанализировать итоги многолетнего внедрения (1997-2007) в практику государственного стандарта МО РФ по подготовке специалистов музыкального искусства эстрады.

Методологическая основа диссертации

Проведенное исследование носит комплексный междисциплинарный характер, в ходе его реализации использовались методы, обеспечивающие отражение многоаспектной проблемы музыкального искусства эстрады в художественной культуре России в период со второй половины XIX века - начала XXI века. Системный подход позволил исследовать музыкальное искусство эстрады как целостное явление, динамично развивающееся в художественной культуре России. Данное исследование сочетает исторический, музыкально-аналитический и культурологический подходы, представляя первое в отечественной литературе исследование эволюции музыкального искусства эстрады в России и тесно связанного с нею становления профессионального образования в этой области. Исторический подход дал возможность последовательно проследить истоки возникновения, развитие и становление этого направления. Широко применялся анализ научных публикаций и документов, метод сравнительного анализа.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертации определяются тем, что впервые осуществлено комплексное культурологическое исследование становления и развития музыкального искусства эстрады на основе философско-эстетических, историко-социологических, искусствоведческих, педагогических аспектов многогранного явления художественной культуры России XX века.

- определены различия между понятиями «эстрада» и «музыкальное
искусство эстрады», структура, основные виды и жанры музыкального ис
кусства эстрады:

исследованы джаз и рок-музыка как основные течения музыкального искусства эстрады;

обоснованы три этапа исторического развития музыкального искусства эстрады в XX веке на основе изменения идеологических позиций и ценностных ориентации, эволюции жанров: 1920-е - 1950-е гг. - первый этап; 1950-е - 1980-е гг. - второй; с 1980-го г. и по настоящее время -третий этап;

проанализировано влияние джазовой стилистики, ритмопластического имиджа и театрализованных форм на художественную культуру России; на широкое распространение клубного и фестивального джазового движения, джазового радио- и телеэфира;

рассмотрено возникновение рок-культуры как нового явления, оказавшего массовое воздействие на вкусы и предпочтения различных слоев общества; возникновение новых стилей и форм исполнения рок-музыки в музыкальном искусстве эстрады;

осуществлена историческая реконструкция становления профессионального музыкального образования в России, что позволило обосновать концепцию системы профессионального музыкального образования в области музыкального искусства эстрады, базирующуюся на традициях русской музыкальной школы;

разработана концепция высшего профессионального образования в области музыкального искусства эстрады на основе органичного сочетания гуманитарной и специальной подготовки, широкого культурологического образования, междисциплинарного взаимодействия специальных музыкальных, музыкально-теоретических, современных управленческих и культурологических дисциплин;

введен в научный оборот хронологический анализ авторефератов по проблемам эстрадного искусства (1984 - 2006 гг.) и систематизированный историографический материал по музыкальному искусству эстрады (1923 по

2006 г.), дающий представление о степени научного изучения в исследованный период.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Музыкальное искусство эстрады рассматривается как культурологический феномен, в котором соединены массовая культура и музыкальное искусство. Понятия массовой музыкальной культуры, популярной музыки, элитарного музыкального искусства в этом направлении взаимосвязаны. В отечественной науке сложилась традиция рассматривать джаз и рок как проявления массовой культуры, именно поэтому они становились объектом исследования в рамках социологии, социальной психологии, политологии и других общественных наук. По мере становления джаза как явления мирового музыкального искусства появляются исследования в области искусствоведения.

Основные научные подходы к изучению музыкального искусства эстрады

Академическое отечественное музыкознание до недавнего времени не воспринимало всерьез эстрадную (массовую, популярную) музыку. Это направление в музыке как бы не существовало. В курсах истории музыки, которая читается в музыкальных учебных заведениях, в учебниках и учебных пособиях для музыкальных училищ и консерваторий, музыковедческих журналах было явно недостаточно информации и научных публикаций, посвященных этой сфере музыкальной деятельности. Гораздо лучше обстояло дело с монографическими изданиями. Издательства «Музыка» и «Советский композитор» еще в советскую эпоху выпустили несколько монографий и сборников, посвященных джазу1, в том числе - зарубежных авторов , мюзиклу3 и рок-музыке.

В историографии изучения эстрадного искусства в России можно выделить три этапа. Первый этап (1920 - начало 1950-х годов) представлен архивными документами, публикациями тех лет в периодических изданиях, в сборниках и монографиях. Внимание исследователей, музыкальных и театральных критиков в 20-е годы прошлого столетия было обращено к джазу как серьезному направлению. Появились публикации в ведущих журналах, таких как «Театр и музыка», «Жизнь искусства». Не оставили без внимания эту тему и газеты: «Известия» (Одесса), «Киевский пролетарий». Это новое для России направление в музыке заинтересовало таких представителей отечественной культуры как А.В.Луначарский, М.С.Шагинян. О важности джаза говорил известный французский дирижер Пьер Монтэ: «И наконец, о джаз-банде... Джаз-банд имеет серьезное художественное значение. В Америке количество участников джаз-банда доходит до 60 человек. В джаз-банде введены уже тромбоны „под сурдину". Прихотливая, пряная гармонизация, бешеный темп, железный ритм, свежая звучность и бешеный темперамент - вот чем отличаются джаз-банды»5.

В России о джазе как об искусстве еще не было достаточного представления, что также нашло отражение в саркастическом высказывании Пьера Монтэ: «У вас об этом имеется слабое понятье, считая его джаз средством для пищеварения ресторанных гурманов» . В то же время высокий профессионализм российских музыкантов и значение российской музыки были непререкаемыми в мировом культурном сообществе.

В исследовании «Музыка после Октября» (1926) Л.Л.Сабанеев отмечает, что «русская музыкальная жизнь в прежние годы всегда находилась живейшем контакте с западной... Иностранный исполнитель всегда занимал большое место в русском музыкальном балансе, как и обратно. Революционная эра уничтожила этот правильный „товарообмен" с заграницей в области музыки, как сначала и в других областях. Эпоха блокады, эпоха гражданских войн была совершенно неудобна для какого бы то ни было обмена с заграницей. В этот тяжелый период мы имели в сущности только один „экспорт" наших артистических сил за границу, да и тот больше невольный, стихийный, всегда более протекавший в формах „бегства". Должна была закончиться эра блокады, должно было произойти замирение на гражданских фронтах, чтобы вновь можно было заговорить об обмене музыкальными продуктами»7. Далее Л.Л.Сабанеев пишет: «В тот момент, когда занавес войны и революции опустился для нас над всей Европой, когда мы потеряли, отрезанные войной, а потом и революцией, из вида очертания музыкальной жизни Запада, мы оставили в себе впечатление огромного интенсивнейшего пульса западной жизни в сфере музыки. Русское искусство только что совершило победное шествие по Европе, его художественная гегемония была почти официально признана, имена Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина, Скрябина гремели на Западе, наши исполнители, как Рахманинов, как Шаляпин, создали русскому артисту ореол высшей художественной действительности» .

Влияние джазовой стилистики на музыкальную культуру России

Музыкальная культура России XX века на всем пути развития представлена блестящими достижениями в композиторской школе, исполнительстве и профессиональном образовании. В известном смысле XX век является венцом достижений академической музыкальной культуры, итогом более чем двухвековой традиции и исканий. Параллельно с академической музыкой в России развивается другой пласт музыки - музыкальное искусство эстрады.

Это огромное море музыки, которое состоит из множества различных стилей и течений, уходящее своими корнями, наряду с другими пластами музыки, в джаз. Американский композитор Леонард Бернстайн определил джаз как «огромный мир, заключающий в себе колоссальное многообразие звучаний - от самых первых блюзов до диксиленда, чарльстона, свинга, буги-вуги, горячего бопа, холодного бопа, мамбо и т.д. Все это джаз, и я люблю его за то, что он никогда не бывает окончательно печальным или окончательно веселым... Я люблю джаз и за его юмор. Он действительно играет нотами» .

Российские музыканты постигали джаз, как и все новое в западном искусстве. Одна из особенностей русской культуры - в синтезировании лучших мировых образцов с опорой на глубокие исконные традиции. Новая музыка несла в себе созвучные эпохе черты: яркую ритмическую основу, моторику, что соответствовало стремительному бегу XX столетия.

В данном исследовании мы пойдем не по пути хронологического изложения материала, а попытаемся проникнуть в сущность джаза, становление самого понятия джаз и основных составляющих этого искусства, а затем проанализируем влияние этих компонентов на формирование целого пласта музыки в российской культуре.

В качестве эталона джазовой музыкальной стилистики обычно принимают его изначальные формы, бытовавшие на родине джаза в США в конце XIX - начале XX веков. Европейцы впервые познакомились с американским джазом, на Всемирной выставке в Брюсселе в 1910 году. Игра приехавших на выставку музыкантов привлекла внимание М.Равеля, К.Дебюсси, А.Оннегера145. Замечательный французский композитор Дариус Мийо [Д.Мило] рассказывает о потрясении, которое было вызвано появлением в Париже джазового оркестра из Нью-Йорка в 1918 году: «О неслыханных до тех пор звуковых элементах; о значении синкопы для ритмики и мелодики, основанном на неумолимой закономерности, не менее существенной для нас, чем биение сердца и кровообращения; об образовании набора ударных, в котором участвуют все ударные инструменты, упоминавшиеся в наших учебниках оркестровки, упрощенные, систематически сгруппированные и представляющие единый комплекс исключительно совершенных инструментов...

Историческая панорама становления и развития профессионального музыкального образования в России

Профессиональное музыкальное образование в России окончательно сформировалось в начале XX века. Далеко в XIX веке остались любительство, дилетантство как символы просвещенности и принадлежности к высшему сословию. Музицирование, имевшее место в предыдущие века, было принято музыкантами всех направлений в XX веке. Музыканты XX века в силу своего образования и профессионализма были обречены, как правило, на определенную специализацию: исполнители, педагоги, музыковеды -«нотные люди». Искусство обучения исполнительству было доведено до совершенства и требовало, помимо таланта, огромных усилий и работы. Музыканты-профессионалы тяготели к музицированию, как возможности свободной импровизации.

Сложившиеся в XX веке направления и стили музыкального искусства к концу века окончательно сформировали свою аудиторию.

Если в 80-е годы музыковеды сетовали на пустые залы в филармонии, то уже в конце 90-х филармонические концерты и оперные спектакли идут с аншлагом, билеты на концерты часто недоступны обычному профессиональному музыканту. Искусство джаза, получившее окончательное признание в конце XX века, также сформировало свою аудиторию в джазовых филармониях и клубах, а сегодня пе только дебютировало в Большом зале Московской государственной консерватории. Большом зале Филармонии им. Д.Шостаковича, по и претендует на постоянное место в филармопических залах. «Третий пласт», ужасающий и пугающий старшее поколение, но вызывающий восторг и преклонение у большей части молодежи - современная массовая музыкальная культура, искусство эстрады. Сегодня, как правило, музыканты, работающие в первых двух направлениях - профессионалы; в массовой музыкальной культуре также происходит стремление к высшему профессиональному образованию. Мы считаем необходимым детально изучить традиции музыкального образования в России, которые сегодня являются основой новой специальности «музыкальное искусство эстрады»322. Сегодня специальность «Музыкальное искусство эстрады» является составной частью системы профессионального музыкального образования в России. Прежде чем проследить становление эстрадно-джазовой музыки как специальности, необходимо обратиться к истокам музыкального образования в России, детально рассмотрев всю систему как предмет гордости нашей страны.

Специальная музыкальная подготовка в России имеет тысячелетнюю историю323. Однако домашние школы для детей появляются только в XVI веке, а в XVIII веке, под воздействием реформ Петра I, возрастает роль светской музыки, возникают такие музыкальные учебные заведения, как школа пения и инструментальной музыки в г. Глухове (1738), классы оркестровых инструментов Придворной певческой капеллы в Петербурге

322 Специальность 05.13.00 первоначально обозначалась как «музыкальное искусство эстрады и джаза» и только в ходе дальнейшего обсуждения было все-таки принято название «музыкальное искусство эстрады». Как будет показано ниже, сам термин появился в связи с утверждением первого стандарта (1997). Первоначально в связи с введением этой специальности в консерваторских стенах и признанием, академизацией стилистики джаза акцент был сделан па «музыкальном искусстве джаза», однако было принято название «музыкальное искуесгво эстрады и джаза», а затем в ходе обсуждений «музыкальное искусство эстрады», что было продиктовано российской спецификой.

Похожие диссертации на Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России