Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Шаманизм в культуре XX века: механизмы формирования и функции Бреусова Анна Ивановна

Шаманизм в культуре XX века: механизмы формирования и функции
<
Шаманизм в культуре XX века: механизмы формирования и функции Шаманизм в культуре XX века: механизмы формирования и функции Шаманизм в культуре XX века: механизмы формирования и функции Шаманизм в культуре XX века: механизмы формирования и функции Шаманизм в культуре XX века: механизмы формирования и функции
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бреусова Анна Ивановна. Шаманизм в культуре XX века: механизмы формирования и функции : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01.- Москва, 2007.- 233 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-24/126

Введение к работе

I. Актуальность проблемы исследования

Динамика развития современной цивилизации, приоритетный рост технических и технологических составляющих культуры все более видоизменяют духовную жизнь общества Нарастающий культурный полиморфизм открывает многообразного культурного выбора и поливариантного культурного действия Это происходит, в том числе и в области религиозной жизни, где на фоне тысячелетних мировых и национальных религий, рождаются и умирают нетрадиционные культы, вспыхивает интерес к архаическим формам религиозных верований, усиливается рост нетрадиционной индивидуальной религиозности мистического характера, происходят активные поиски синтетических религий В последнее время все больше внимания в исследовательской литературе уделяется восточным религиям в контексте европейской цивилизации, нетрадиционным культам и индивидуальным формам религиозности

В связи с этим проблема шаманизма в современном культурологическом знании приобретает новый ракурс исследования - в качестве арахаического истока и, одновременно, архетипической формы модернизированных религиозных форм В научной литературе, шаманизм как система, поддерживающая гармонию природы человека и духов, всесторонне исследоваюв качестве основания традиционных культур, охраняющих свою идентичность и стабильность в изоляции от культурной модернизации Перенос архаической формы в контекст современной культуры связан с переозначиванием этих смысловых структур, и конструированием на этой основе новой смысловой формы, соотносящейся с общим архетипическим основанием Эти конструкты требуют специфической философской рефлексии и специфической образно-художественнсг, формы воплощения Эта модернизированная культурная форма находит реализацию в практиках (целительство, экстатические состояния и т д ) имеющих отсылку к шаманским, но в смысловом и телеологическом аспектах радикально преобразованным В связи с этим проблема шаманизма в современном культурологическом знании приобретает новый ракурс исследования - в качестве арахаического истока и, одновременно, архетипической формы модернизированных религиозных форм В научной литературе, шаманизм как система, поддерживающая гармонию природы человека и духов, всесторонне исследоваш в качестве основания традиционных культур, охраняющих свою идентичность и стабильность в изоляции от культурной модернизации Перенос архаичсскоїі формы в контекст современной культуры связан с переозначиванием этих смысловых структур, и конструированием на этой основе новой смысловой формы, соотносящейся с общим архетипическим основанием Эти конструкты требуют специфической философской рефлексии и специфической образно-художественная формы воплощения Эта модернизированная культурная форма находит реализацию в практиках (целительство, экстатические состояния и т д) имеющих отсылку к шаманским, но в смысловом и телеологическом аспектах радикально

преобразованным функцию, поддерживающую целостность на уровне микропорядка

Кризис духовности, отрыв от природного мира, являющиеся последствиями модернизации, побудили человека к религиозным поискам, которые, в ряде случаев, осуществляются за пределами базовых для культуры конфессий Конструирование архаизированных религиозных форм, восстанавливающих целостность человека и его природного окружения, является одним из способов его культурной адаптации

В отечественной научной литературе XX века преобладала эволюционная парадигма, отразившаяся на освещении шаманизма и фигуры шамана С этих позиций шаманизм рассматривался как неразвитая в этическом плане религия, а шаманистские экстатические состояния трактовались как психические заболевания (С А Токарев, Ю С Семенов, В Василевич) С другой стороны, массовая культура эксплуатирует образ шаманизма как средоточия сакрального опыта значимость которого превосходит современные "искаженные" прогрессом представления Задачей современного культурологическое знания является преодоление этих крайностей на основе научного анализа механизмов формирования и функционирования шаманизма в интегральном поле модернизированных и традиционных культур В связи с этим представляется важной проблема соотношения двух самостоятельных и вместе с тем взаимосвязанных феноменов - шаманизма и неошамапизма, взаимосвязи традиционного шаманского миропредставления и модернизированного религиозного миропонимания

Степень разработанности проблемы

Диссертационное исследование опирается на классические исторические, антропологические, этнографические, социологические и современные культурологические исследования

Принципиально важные для развиваемой концепции положения были обоснованы выдающимися мыслителями прошлого и современности, Среди них Б Малиновский, Ф Боас, Э Тайлор, Н Я Данилевский, О Шпенглер, А Тоинби, В Тэрнер, М Элиаде, К Медоуз, А Минделл, М Харнер, В Н. Топоров, А Ф Анисимов, Д Дугаров, Е Новик, Е В Ревуненкова, А В Смоляк, Е Г Балагушкин, В Н Басилов, и многие другие

Классическими по проблемам шаманизма в современной литературе следует признать труды М Элиаде Он предложил целостную и многомерную реконструкцию шаманизма которая не потеряла своей актуальности и ее можно использовать в качестве базовой исследовательской схемы Весьма ценными в этом направлении следует признать также труды Л П Потапова и А В Смоляк, Д Кэмпбелла В частности, как показал в своем исследовании Д Кэмпбелл, мотив странствия, путешествия в иные миры является универсальным для всех архаических культур

К этому блоку исследований примыкают теоретические и мегодологические исследования мифопоэтических форм, базирующиеся на коллективном бессознательном, что подтвержает наличие универсальных

культурных смыслов, присущих разным типам культур (В М Топоров, Е М Мелетинский, Б Н Путилов и др )

Для настоящей диссертации представляются ценными отечественных труды ученых, разработавших проблемы теории и методологии исследования культуры (Ю В Бромлей, Л Н Гумилев, Э С Маркарян)

Методология изучения традиционного шаманизма в этнических культурах представлена в работах С А Арутюнова, С Н Артановского, В П Турукало, С А Рыбакова, В И Затеева и др Стереотипы миропонимания и мироощущения в этнических культурах исследовались в работах В С Агеева, А А. Дергача, И С Кона, Ю П Платонова, Г У Солдатовой и др В отечественных этнологических исследованиях было показано воздействие традиционного мировоззрения на современные пласты ментальносте, исследовалась проблема разрушительного влияния модернизации на традиционные культуры упразднение ее базовых ценностей, подчеркивалась необходимость сохранения, преемственности и интеграции ее фундаментальных мировоззренческих смыслов в современных представлениях

В исследовательской литературе представлены работы, ставшие своего рода «классическими», об основных исторических типах шаманского мировоззрения алтайских народностей (Д С Дугарова, Л Л Абаева, К М Герасимова, Е Н Новик и др) Существует большой корпус исследований посвященных проблеме типологического единства ментальносте алтайских народностей и социально-философских доминант христианства и буддизма (Е Т Михайлова, С П Нестеркина, И С Урбанаева), синкретизм и преемственность шаманских и буддийских мировоззренческих феноменов (К М Герасимова)

Однако, не все наследие отечественной этнографической наук можно признать актуальным с точки зрения современных подходов Это касается, в частности, работ С А Токарева, Г М Василевича, М Б Шатилова, И С Вдовина и др Это объясняется изоляцией научной мысли советской эпохи и узостью идеологических рамок, определявших методологию исследования С конца 80-х гг XX века, в отечественной науке происходит смена научных парадигм, что привело, в частности к новым взглядам, на проблему шаманизма

Определенный научный интерес, в этом отношении, представляет концепция, предложенная в 80е годы В Н Басиловьш, который считал, что для рассмотрения развития шаманизма нужно располагать данными, характеризующими этот культ у одного и того же народа, но в разные времена При этом предполагалось, что шаманизм представляет собой историко-культурное явление, обладающее у разных народов специфическими чертами, связанными с особенностями их традиционного образа жизни

Заметный вклад в научную интерпретацию в этом направлении внесли С Широкогоров, Л П Потапов, Е В Новик, А В Смоляк, Д А Функ, Л А Лар и др

Существенный вклад в исследование психологических аспектов шаманизма внесли зарубежные исследователи М Элиаде, М Хоппал, К Вилбер, Д Папер, Л Питере, М Харнер, К Медоуз, Д Стивене, Р Уолш, А Бастиан, К Кинг и др

Исследованию деятельностной составляющей шаманского комплекса, то есть, культу, ритуалам, практикам, уделялось особое внимание в трудах Ф Гребнера, М Элиаде, М Харнера В трудах этих аналитиков высказывалось мнение, что шаманизм является лишь видом экстаза, однако это определение не дает основание характеризовать каждую форму экстаз, как шаманизм

Историческому аспекту изучения шаманизма отводится значительное место также в работах Р. Нолла, М Элиаде, И Левиса Работы М Харнера, М Ф Косарева, содержат описание и анализ жизни, быта, практики, философии, религии и социального значения шаманов

Значительный вклад в изучение шаманизма в условиях культурной модернизации внесли такие ученые как М Харнер, К Медоуз, X. Кальвайт, О Диксон, К Кинг, Л Питер, А Левис, Р Уолш

В целом, необходимо указать, что сложилась устойчивая этнопсихологическая традиция исследования шаманизма, как явления культуры, однако следует отметить отсутствие в отечественной и зарубежной научной литературе единого мнения о хронологических и географических рамках данного явления Отсутствует единство в определениях самих понятий "шаманизм" и "шаманство", отсутствует четкая характеристика такого явления, как неошаманизм, и не выявлены причины его возникновения

Объектом исследования является шаманизм как феномен культуры в его историческом развитии

Предметом исследования механизмы трансформации, формы и цели функционирования в контексте западной модернизированной культуры XX века

Цели и задачи исследования

Основной целью диссертационного исследования является определение составляющих и вектора социокультурной динамики шаманизма в условиях и контексте культурной модернизации

Достижение поставленной цели логически и содержательно предопределило решение комплекса исследовательских задач:

определить логику и основные этапы развития традиционной формы шаманизма в отечественной культуре (на примере сибирского региона),

- дать сравнительные характеристики развития традиционной формы в отечественной культуре с аналогичными формами, существовавшими в культурах Америки и Азии,

-исследовать причины возникновения модернизированной формы шаманизма (неошаманизма) в отечественной культуре России XX века,

сопоставить формы традиционного и модернизированного шаманизма (неошаманизма),

проанализировать структуру и функции неошаманизма в контексте отечественной культуры XX века,

-раскрыть роль индивидуального субъекта в конструировании форм неошаманизма,

определить место и функции неошаманизма в массовой культуре,

проследить влияние неошаманизма на формирование религиозного мировоззрения молодежных субкультур

Теоретические и методологические основания исследования

Методология исследования носит комплексный, интегративный характер

Ведущим принципом исследования является концептуализация, культурологический анализ, базирующийся на обобщении исторических, этнографических, социологических данных, который позволяет реализовать исследовательские задачи

В общем методологическом ресурсе диссертации весьма важной представляется эволюционная парадигма, представленная у классических (Э Тайлор, Дж Фрезер, И Уингер, А Бастиан, и др) и современных исследователей (Л Уайт, А Вайда, Р Кранейро и др ) С точки зрения этого подхода культура рассматривается как универсальная, совершающая поступательное прогрессивное развитие Шаманизм в этой системе представляется ранней стадией развития религиозного мировоззрения. Для настоящей работы особенно важными представляются идеи культурогенеза (А Я Флиер), которые развивались в рамках настоящей парадигмы, позволяющие рассматривать историческую последовательность развития культурных форм

Большое методологическое значение для разработки темы диссертационного анализа имели исследования структурно-функционального направления в социальной антропологии (Б Малиновский, А Радклифф-Браун, Р Фирт и др ) Представители данного направления рассматривали культур как исторически сложившуюся связанную целостность элементов. Эта целостность должна рассматриваться в качестве "контекста" анализа, а отдельные ее элементы как взаимосвязанные и взаимообусловленные С позиций данного направления шаманизм представляется системообразующим признаком традиционной культуры, объединяющим и магические и религиозно-этические элементы

Для настоящей работы особенно важным представляется требование системности и функциональной целостности в рассмотрении проблемы шаманизма Как культурная форма шаманизм, также предполагает определенную трансформацию, поскольку изучаемое явление находится в постоянном движении. Однако в современном поликультурном пространстве ни одна традиционная религия и даже ее элементы не могут существовать изолировано от иных модернистских культурных форм В результате возникает специфическое синкретическое культурное явление, основой которого является элементы шаманской культуры, которая включает в себя как традиционные элементы культуры, так и модернистские элементы Такой способ исследования данного историко-культурного явления затрагивает глубинные теоретические пласты культурологии, касающиеся цивилизационных, региональных, этнических особенностей культуры, вопросов преемственности в историческом движении культуры

Методологические принципы данной работы во многом основаны на идеях исторической этнологии (Ф Боас, Р Бенедикт, М Мид и др) Это релятивистское направление в культурной антропологии базируется на принципах плюрализма культурных систем и уникальности опыта различных культур Исследователи этого направления искали системообразующий принцип - конфигуратор опыта - свойственный исключительно данной культуре В рамках этого направления развивалась существенная для настоящей работы идея о специфическом психологическом облике культур, (типология шаманистских культур "апполоновские" - "дионисийские" культуры у Р Бенедикт) Методология этого направления базирующаяся на принципах психоанализа придерживалась принципов культурной релятивности в области психической жизни Не существует никаких универсальных психологических критериев культурной нормы-патологии Психологическая норма в культуре определяется исключительно как успех адаптации к ее условиям Это особенно важно в разработке проблемы экстатического состояния как элемента шаманистских практик

Непосредственным продолжением данного направления является школа «Культура и личность» (М Мид, А Кадинер, Р Линтон, А Инкельс, К Дюбуа) которая во второй половине века стала именоваться «Психологическая антропология» В рамках этого направления вели исследования Ф Хсю, М Спиро, С В Лурье А. А. Велик и др

Важными в этом отношении представляются идеи К Леви-Строса о "сверхрационалыюсти" как гармонии чувственного и рационального начал, свойственного человеку любой культуры Важной для целей нашей работы преставляется структуралистская идея о динамике культуры, основанной на стремлении человека к постоянной верификации культурного мира и изменении в этом процессе принципов комбинаторики своей психики В настоящей работе автор опирался на идеи структурализма в его классическом (К Леви-Строс) и современном (М Фуко, Р Барт) направлениях.

Важным для формирования многостороннего подхода к анализу
шаманизма является психоанализ, поскольку современный

культурологический анализ не обходится без рассмотрения структуры бессознательного Классический психоанализ 3 Фрейда трактовал шаманизм в духе эволюционной парадигмы, отождествляя психические структуры ребенка, невротика и "первобытного" человека Отсюда его описание личности шаманистских культур, основанное на схеме развития невроза, отношение к шаманистским культурам (как и к религиозности в целом) как истоку культурного процесса

Весьма существенными для анализа современных форм шаманизма аналитическая психология (Юнг и т д ) Особую важность для нас имею идеи коллективного бессознательного и его архетипическои основы, без которых современное понимание культурных феноменов

В работе использованы философский, исторический, социологический, антропологический подход Базовыми являются историко-генетический,

структурно-функциональный методы, этно-психологический, социологический, компаративистский

В изучении неошаманских практик использован метод включенного наблюдения, погружения в обрядовую культуру, использованную по принципам, описанным В Тернером, М Харнером

В создании реконструкции, использован герменевтический, семантический,системный, структурно-функциональный метод, исследования

Новизна результатов исследования заключается в анализе неошаманизма как модернизированной традиционной формы в контексте современной культуры Неошаманизм рассмотрен в качестве сконструрованной формы, основанной на переозначивании смыслов традиционной культуры Предложена реконструкция неошаманистского мировосприятия, базирующаяся на контаминации традиционных и модернизированных культурных стереотипов Выявлены области культуры, в которых сформировался культурный запрос на актуализацию элементов шаманистких культур Раскрыты механизмы социального функционирования неошаманизма в современной культуре, показано место и роль неошаманизма в современной массовой культуре и молодежных субкультурах

Теоретическая и практическая значимость исследования Основные положения и выводы диссертационної о исследования позволяют углубить понимание сущности такого социокультурного феномена века, как шаманизм и неошаманизм в контексте культурной динамики ХХ-ХХІ века

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в области социокультурного проектирования и решения вопросов культурной политики, в практическом решении этносоциальных проблем, в преподавательской работе, при подготовке методических пособий, курсов лекций по культурологии, религиоведению, а также специальных курсов в высших и специальных учебных заведениях

Положения, выносимые на защигу

1 Шаманизм как целостное мировоззрение представляет собой
культурную систему гармонии мира природы, человека, и духов за счет
постоянного контакта посредника (шамана) В данной системе человек является
не субъектом, но целью деятельности, реализуемой посредством сети
шаманистских практик, среди которых как наиболее существенные мы
выделяем терапевтическую и экстатическую Шаманизм представляет собой не
религиозный культ, но систему практик, по своим смыслам и функциям,
аналогичную религиозным,

2 В условиях культурной модернизации возникает потребность
компенсации давления, вызванного прогрессом культуры Особенно остро в
европейской культуре эпохи модерна он ощущался на рубежах столетий и в
ситуациях радикальных культурных изменений Сформирован механизм
культурного конструирования за счет переозначивания архаической схемы и
наделения ее новыми смыслами, субъективно воспринимаемыми как открытие
сакральных "духовных" смыслов,

  1. Интерес к шаманизму в современной культуре вызван коллективными потребностями возрождающихся традиционных культур, шаманистское мировоззрение и практики актуализируются носителями традиционных культур,

  2. Наряду, и в большой степени связанной с влиянием традиционных культур, появляется сконструированная культурная форма - неошаманизм, у представителей современной культуры, не являющимися носителями стереоотипов традиционных культур,

  3. Неошаманизм базируется на эзотеризме, мистике, экстрасенсорных возможностях отдельных личностей, использовании различных психотехник, позволяющих искусственно создавать измененные состояния сознания Неошаманизм - это синкретическая форма, объединяющая стереотипы традиционных культур с элементами современной психологии и психоанализа, с одной стороны, и с мистикой и эзотерическими знаниями с другой

5 Носители неошаманских представлений трактуют свою деятельность
как восстановления утраченной гармонии в формах жизни, заботу о
социоприродном единстве, поиск практических методов для восстановления
ущерба нанесенного природе,

6 Наиболее открытыми к такого рода представлениям, к
нетрадиционным, модернистским формам религиозной жизни являются
молодежные субкультуры, что связано с особенностями современной
социализации и инкультурации, преполагающий свободный поиск
самоопределения и созвучно отдельным идеологическим принципам
субкультур.

7 В массовой культуре, в средствах массовой информации, все больше и
больше нарастает интерес к модернистским формам религиозности В том
создается много телевизионных программ, основной темой которых является
интерес к нетрадиционным религиозным течениям и причинам их
возникновения, создаются фильмы в которых можно увидеть
мировоззренческие концепты неошаманизма, элементы обрядовой стороны
этого феномена («След шамана», «Сшитые стрелы», «Медвежий поцелуй»,
«Ягуар» и др), К разряду массовой литературы можно отнести книги по
эзотерической темтике К Кастанеды, по неошаманизму, М Харнсра, который
предлагает практический путь становления человека на путь шамана, К Кинга,
который дает в своей книге «Городской шаман» ряд практических и
психологических инструкций как следовать шаманскому пути в городской
среде, Р Уолша, который предлагает ряд мистических практик основанных на
шаманской традиции и многих других

Апробация работы Основные положения и выводы диссертации изложены в 4 статьях, суммарным объемом 2, 5 печатных листов, 4 тезисах и в публичных выступлениях на итоговых научных конференциях АГУ Диссертация обсуждена на заседании кафедры культурологии Московского педагогического университета и рекомендована к защите

Цель исследования и сформированные задачи определили содержание и структуру диссертационной работы, которая состоит из введения, двух глав,

четырех параграфов, заключения, списка литературы, включающего в себя 192 наименования

Похожие диссертации на Шаманизм в культуре XX века: механизмы формирования и функции