Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Символизация в аспекте эпистемологического и социокультурного анализа Пигарева, Елена Викторовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пигарева, Елена Викторовна. Символизация в аспекте эпистемологического и социокультурного анализа : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Пигарева Елена Викторовна; [Место защиты: Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств].- Краснодар, 2011.- 197 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/164

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблемы символизации в силу чрезвычайной сложности, многогранности и неоднозначности — неиссякаемый источник для философских размышлений, обобщений и выводов. Их актуальность определяется как состоянием современного научного знания, так и особенностями современной социокультурной ситуации, ознаменованной кризисом не только исторически сложившихся типов рациональности, но и всей системы мировоззренческих и методологических оснований, характеризующих вектор духовно-познавательной и культуротворче-ской деятельности человека. Поиск новых парадигмальных оснований как философского, так и общенаучного знания, обретает в настоящее время поистине знаковый характер, ориентирующийся на качественно новый тип мышления, включающий в свою орбиту не только рациональные, но и иррациональные, не только понятийные, но и символьные формы постижения самых сокровенных тайн мира и человека, в нём живущего и его созидающего. Символизация - творческий процесс, в ходе которого осуществляется конструирование новой, символической реальности в совокупности составляющих её символов и смыслов. Поэтому не случайно, вопросы об источниках, механизмах, формах символизации, её познавательных задачах и целях выдвигаются на первый план современного философского и культурологического дискурса.

Не менее значимым для актуальности данной темы фактором является усиливающаяся гуманитаризация и аксиологизация современного научного знания, его социокультурная размерность и ценностная ориентированность. В сферу исследовательских интересов начинают активно включаться образы и смыслы не только научного, но и вненаучного познания (мифологического, религиозного, мистического, художественного), а соответственно не только логические, но и внелогические, иррациональные формы познания. И именно этот аспект соотношения рационального и иррационального, чувственного и интеллигибельного, личностного и социально ориентированного наиболее интересен для исследования символизации, её сущности и роли в познавательном и социокультурном процессе.

Актуальность и значимость данной темы обусловлена также значительным расширением ареала глобализации в современном мире, а соответственно, усилением роли коммуникативности и конвенциальности в формировании современного научного знания и его языково-символьного обрамления, что определяет качественно новые параметры рассмотрения проблем символизации, их включённость в спектр не только философского, но и социокультурного анализа.

Проблему символизации актуализирует также значительное усиление информативно-познавательной функции культуры с её чётко обозна-

ченной тенденцией к виртуализации и визуализации, сопряжённой с расширением семантического пространства культурных кодов, равно как и с многоаспектностью их интерпретаций. Раскрывая принципиально знаково-символьную природу информационных процессов, чрезвычайно важно акцентировать внимание на контекстуальности смысловых значений как отдельных знаков и символов, используемых в процессе информационного взаимодействия, так и их интегрированных, синкретичных систем.

Значимость научной разработки проблем символизации определяется не только внешними, экстерналистскими, но и внутренними, интерна-листскими факторами, собственной логикой становления современного научного знания, с имманентно присущей ему способностью к рефлексии и саморефлексии, насыщающих процесс символизации новыми, более глубокими и содержательными интенциями.

Таковы объективно складывающиеся причины и факторы, определяющие необходимость, с одной стороны, комплексного, интегративного подхода к проблемам символизации, а с другой, чёткого определения её эпистемологического статуса, а соответственно, и рассмотрения её места в структуре познавательного и социокультурного процесса, охватывающего по существу динамику всех возможных форм символического постижения мира.

Степень научной разработанности проблемы. Истоки проблемы символизации в явной или неявной форме можно обнаружить уже в античности, заложившей основы всех последующих типов мировоззрения. И хотя возникновение семиотики как науки о знаках и знаковых системах относится к концу XIX- началу XX вв., основные идеи её были разработаны новоевропейской философией в лице Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Г. Лейбница, и особенно Дж. Локка, обратившегося к анализу внутренней взаимосвязи между мышлением и многообразными формами его знаково-символьного выражения. К проблемам символизации неоднократно обращались И. Кант, Г. Гегель, И. Фихте, Ф. Шеллинг и другие представители немецкой классической философии, в работах которых особое внимание было направлено на исследование характера связи между символизируемым и символизирующим. По существу И. Кант - один из первых философов, который, наряду с понятием знака, стал использовать понятие символа.

Неоценимый вклад в разработку проблем символизации, определение её функциональной роли и места в структуре познавательного процесса внесли А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ч. Пирс, М. Хайдеггер, Э. Касси-рер, К. Леви-Стросс и многие другие философы, к числу которых можно с полным основанием отнести таких отечественных мыслителей как Н. Бердяев, А. Лосев, М. Бахтин, Ю. Лотман, М. Мамардашвили, В. Розин, Ю. Степанов. Значительной вехой на необычайно сложном и тернистом пути исследования проблем символизации, несомненно, стал русский

символизм в лице А. Белого, К. Бальмонта, Вяч. Иванова, А. Блока, В. Брюсова и других сподвижников русской культуры.

В работах Ю. Лотмана, М. Петрова, К. Леви-Стросса представлен диахронический аспект культуры, исследованы основные категории и методы формирования языковой реальности. Многообразные формы связи языка и культуры рассмотрены в творчестве Э. Кассирера, А. Потебни, В. Гумбольдта и других авторов, синтезирующих лучшие достижения в сфере семиозиса культуры, её символов и смыслов. Особенности символизации мифологического образа представлены в работах А. Лосева, 3. Минца, М. Элиаде, Н. Бердяева. Логика языка символов, а также социокультурные аспекты символизации рассмотрены в работах А. Бесковой «Природа символизма» и «Постижение символа как переживание».

Из зарубежных исследователей, затрагивающих очень широкий спектр проблем, связанных: с теми или иными аспектами символизации как важнейшей характеристики мышления, могут быть названы: П. Бур-дье, П. Шампань, А. Симет (проблемы «символической власти» и «символического насилия»); К. Берк (теория «символического действия»); А. Росси (вопросы диалектической структурной социологии); X. Данкан (социальные аспекты символизации и проблемы «интегративного символизма»). Различные направления когнитивных исследований «символического интеракционизма» представлены в трудах М. Фостера, Т. Дикона и других ученых.

Анализ рассмотренных нами источников свидетельствует о необычайной сложности и многогранности проблемы символизации, которая, несмотря на пристальное внимание к ней со стороны учёных, принадлежащих к различным школам и направлениям, оказалась недостаточно разработанной. При этом во многих из указанных работ акцентируется преимущественно онтологический ракурс проблемы, в ущерб её эпистемологическому и социокультурному анализу. Упущением, на наш взгляд, является также некоторая рядоположенность в рассмотрении философского, семиотического и социокультурного аспектов проблемы символизации, разрушающая представление о её структурной, содержательной и функциональной целостности. И наконец, необходимо отметить, что во многих монографических и диссертационных исследованиях последних лет опи-сательность превалирует над философско-методологическим анализом и обоснованием идей и принципов символизации, столь, характерных для исследовательской литературы первой половины XX века.

Восполнить эти пробелы возможно лишь на путях концептуального теоретического синтеза философско-методологических оснований символизации, ее эпистемологического, семиотического, логического и лингвистического аспектов, рассмотренных через призму социокультурных и ценностно-ориентированных идей, принципов, парадигмальных оснований.

Объект исследования - символизация как эпистемологический феномен, определяющий сущностные характеристики и основной вектор познавательного процесса.

Предмет исследования - многообразие форм, уровней моделей символизации, их включенность в спектр когнитивного и социокультурного контекста.

Цель исследования - осуществить логико-философскую рефлексию места и роли символизации в структуре познавательного и социокультурного процесса.

Достижение данной цели требует последовательного решения следующих содержательных и логически взаимосвязанных задач:

  1. Рассмотреть проблему функционирования знаков и символов через призму их логико-семиотической и эпистемологической интерпретации, дающей возможность соотнести эволюцию знаково-символических систем не только с духовно-познавательной деятельностью человека, но и со всем спектром его социального и культурного опыта.

  2. Определить и проанализировать понятие символизации как базовой потребности мышления, обратив особое внимание на когнитивность денотирования, концептуализации, коннотации и сигнификации, лежащих в основе смыслообразования и определяющих его источники, механизмы и основные этапы. Раскрыть характер взаимосвязи между информационной и ценностной ориентированностью символизации в процессе смыслообразования.

3. Определить понятие символической реальности, выделив её
наиболее значимые характеристики: условность, контекстуальность, ин-
терпретированность через призму познавательных и социокультурных па
раметров человеческого бытия.

  1. Проанализировать проблемы символизации мифологического образа, обратив особое внимание, как на его смысловую неисчерпаемость, так и на многоаспектность интерпретации мифов и формирующейся на их основе мифологической картины мира.

  2. Осуществить ретроспективный анализ проблем символизации религиозных и мистических верований и представлений. Обосновать логику перехода от первобытных форм религии к современным мировым религиям, раскрыв генетическую и функциональную связь между различными типами религиозного миросозерцания.

6. Разработать методологию сравнительного анализа научно-
познавательных и художественных образов, акцентировав внимание на
особенностях их символизации и конструировании символьного образа
мира.

Теоретико-методологические основы исследования. Теоретической основой диссертационного исследования явились как фундаментальные труды классиков философской и культурологической

мысли Э. Кассирера, Ч. Пирса, А. Уайтхеда, М. Фуко, С. Лангер; из отечественных авторов - Н. Лосского, А. Лосева, Ы. Бердяева, П. Флоренского; так и публикации современных учёных В. Розина, Ю. Степанова, С. Хо-ружия, В. Бибихина, А. Бесковой, П. Гайденко, В. Гриценко и других авторов, разработавших четыре основных теоретико-методологических подхода к анализу различных сторон, граней, смысловых и функциональных аспектов символизации, сложившихся в современной исследовательской литературе. К их числу можно отнести:

1. Онтологический подход, отталкивающийся от эссенциального
рассмотрения символа и символизации, их сущностных характеристик.
Вопрос о том, что есть символ, какова его сущностная природа и каковы
возможные формы его бытия, стал объектом самого пристального внима
ния философов, принадлежащих к самым различным направлениям:
Ч. Пирса, Э. Кассирера, Р. Якобсона, Ч. Морриса, А. Лосева, Л. Выготско
го, Б. Маркова, П. Флоренского, А. Соломоника и других авторов.

  1. Гносеологический подход, акцентирующий внимание не столько на эссенциальной природе символа, сколько на путях его постижения, а соответственно и на включенности символа во внутреннюю структуру познавательного процесса. В исследованиях М. Фуко, А. Уайтхеда, Я. Голо-созкера, С. Лангер, С. Хоружия, М. Мамардашвили, В. Бибихина рассматриваются многообразные грани символизации как важнейшего эпистемологического феномена.

  2. Достаточно рельефно обозначился и семиотический подход, состоящий в акцентировании внимания на анализе знаковой природы символа. Очевидно, что здесь «пальма первенства» принадлежит таким представителям структуралистских и постструктуралистских направлений как Р. Барт, Г. Фреге, Ф. Соссюр, Г. Шпет, У. Эко и другие авторы.

Из современных исследований особого внимания заслуживают труды известного российского философа и методолога В. Розина: «Семиотические исследования», «Мышление и творчество», «Типы и дискурсы научного мышления», раскрывающие особенности семиотической картины мира и место семиотической методологии в структуре современного философского знания. Глубокий, содержательный анализ философских проблем семиотики представлен также в работах Н. Мечковской, И. Хабарова, И. Меркулова.

4. Культурно-исторический подход представлен творчеством
П. Флоренского, С. Аверинцева, А. Тахо-Годи, иррационалистической фи
лософией А. Шопенгауэра и герменевтическими идеями М. Хайдеггера и
Г.-Г. Гадамера. Вопросы семиозиса культуры разработаны Ю. Лотманом,
Н. Лосским, А. Потебней, М. Бахтиным. Из отечественных работ можно
указать на интересные в научном плане работы Ю. Степанова: «В трёх
мерном пространстве языка», «Язык и метод. К современной философии
языка», «Константы: словарь русской культуры», «Семиотика. Антоло-

гия», где в рамках философии культуры содержится развёрнутый фило-софско-методологический анализ концепции языка и типологии культуры.

Методологической основой диссертационного исследования является системно-функциональный метод рассмотрения его объекта и предмета с позиций междисциплинарного взаимодействия между философией, семиотикой, логикой и культурологией, определяющих в своей совокупности основные направления комплексного, интегративного исследования проблем символизации. Обращение к диалектическому методу дало возможность раскрыть многогранность смысловых аспектов символизации в органическом единстве и взаимосвязи рационального и иррационального, интуитивного и дискурсивного, чувственно-эмоционального и интеллигибельного, образного и понятийного. Использование герменевтического метода понимания и интерпретации открыло широкие возможности для анализа процессов смыслообразования и формирования символической картины мира, конструируемой человеческим сознанием в его непосредственной сопряжённости с образами фантазии и воображения. Теоретико-познавательные методы абстрагирования, идеализации, обобщения и ограничения исходных понятий используются в процессе анализа истоков и механизмов символизации. Особая значимость в диссертационном исследовании придаётся методам исторической интроспекции и логико-исторической реконструкции, давшим возможность раскрыть особенности символизации мифологических, религиозных, научно-познавательных и художественных образов не только в их сложившемся, ставшем к настоящему времени состоянии, но в их генезисе, их исторической эволюции. Аксиологический метод позволил раскрыть ценностную доминанту проблемы символизации, включив эпистемологический ракурс данной проблемы в контекст социокультурного анализа.

Научная новизна диссертационного исследования.

  1. Разработан комплексный, концептуальный подход к проблеме соотношения знаков и символов. Анализ знаково-символических систем, охватывающих собой не только природное и социальное, но и культурное пространство человеческого бытия, дан в генезисе, что позволяет раскрыть, с одной стороны, целостность познавательного процесса, преемственность его основных когнитивных параметров, а с другой - увидеть принципиальное различие между знаками и символами, как в процессе формирования, так и смысловой интерпретации, определяющей их особое, исключительное значение в семиотическом пространстве сощгума и культуры.

  2. Определены логико-эпистемологические и социокультурные основания символизации как фундаментальной потребности человеческого мышления, лежащей у самых его истоков и составляющей его содержание. Проанализированы основные слагаемые символизации: в семантическом плане - денотация, дефинизация, концептуализация, коннотация, сигнифи-

кация; в эпистемологическом плане - оппозиция чувственности и интелли-гибельности, реальности и ирреальности, интуитивности и дискурсивно-сти, образности и понятийности; в логическом плане - абстрагирование, идеализация, дефинизация, обобщение и ограничение объемов понятий; в социокультурном плане - информационная насыщенность знаково-символьной системы, её контекстуальность, границы конвенциальности и социокультурной ориентированности.

  1. Анализ символизации осуществляется в непосредственной связи с проблемами смыслообразования. Прослеживается логика смыслообразо-вания, семантическое поле которого представляет собой открытую, чрезвычайно динамичную, обновляющуюся и совершенствующуюся систему символьных значений. Раскрывается процесс актуализации смысловых доминантов символизации, осуществляющей переход от неявного знания к явному, от простого описательного повествования к анализу глубинных, сущностных характеристик, от образности к понятиям, и от них и новой системе образно-символьных выражений. Символ в этой связи рассматривается одновременно и как исходный, и как конечный, резюмирующий пункт символизащш, её смысловая цель.

  2. Определен комплексный подход к исследованию многообразных форм познавательной активности индивидуального и коллективного субъекта символизации, являющегося единственным источником, как истины, так и заблуждения по существу на всех этапах смыслообразования (дено-тирования, концептуализации, коннотации и сигнификации).

  3. Проанализированы и обобщены сложившиеся к настоящему времени теоретические и методологические подходы к проблеме символической реальности. Анализ символической реальности и способов её постижения в философских концепциях XX-XXI вв. осуществляется через призму не только познавательной, но и в более широком плане - культу-ротворческой деятельности человека.

  4. Раскрыта многоаспектность символизации мифологического образа, проанализированы его особенности и парадигмальные основания. При рассмотрении мифологического познания особое внимание нами уделено синтетическому методу межжанрового анализа, раскрывающему синкретизм мифа, выраженный в частности во взаимодействии и взаимопроникновении его эпистемологической, семантической, аксиологической, прак-сеологической составляющих.

  5. Анализ символизации религиозных и мистических представлений осуществляется в плане семиозиса культуры с акцентированием их са-кральности. Особое внимание уделяется концептуальной насыщенности религиозной символики философским содержанием, вплетённостью символов религии и мистики во внутреннюю ткань философских концепций, определяющих глубину и выразительность их смыслового содержания, насыщенного философскими раздумьями о сути бытия, об исключитель-

ном месте в нём человека, о безбрежности космического пространства и предопределённости судьбы.

8. Осуществлён сравнительный анализ символизации научно-
познавательных и художественных образов, раскрыта эволюция и особен
ности формирования научных и художественных символов, определены
условия и возможности наиболее адекватной интерпретации их смысло
вых значений.

9. Показана многогранность и многоаспектность проблемы символи
зации, основные задачи, тенденции и перспективы её дальнейшего иссле
дования.

Положения, выносимые на защиту:

Проблемы символизации в силу своей сложности, многогранности, неоднозначности и универсальности нуждаются в комплексном, интегрированном анализе, предполагающем широкое использование философско-методологических, семиотических, лингвистических и социокультурных исследований.

Рассмотрение символизации как эпистемологического и социокультурного феномена необходимо осуществлять с учётом многовариантности смысловых значений символов, их конвенциальности и констекту-альности.

Эпистемологический план символизации предполагает выяснение различных парадигмальных оснований и принципов, определяющих оппозицию объекта и субъекта, рационального и иррационального, образного и символьного, интуитивного и дискурсивного.

Будучи включённой в структуру методологического анализа, символизация не только являет собой развёртывание познавательного процесса, но и соотносит его с глобальностью социокультурной динамики, дающей возможность сконструировать символьный образ времени, исторической и культурной эпохи.

Интерпретация символов и содержащихся в них смыслов - многоуровневый, многогранный и многоплановый процесс, в ходе которого происходит не только напластование смыслов, но и их теоретический синтез, определяющий границьг и возможности конструирования сложных и разветвлённых систем символьного знания.

Символическая реальность, конструируемая посредством символов, есть своеобразный первофеномен человеческой культуры. В отличие, например, от объективности физической реальности, в равной степени и от субъективной реальности всех форм и проявлений человеческого сознания, символическая реальность характеризуется не столько субстанциональностью, сколько многообразием своих ценностно-ориентированных функций.

Миф, религия, мистика, наука и искусство, рассматриваются не только как символические формы культуры, но и как важнейшие сферы и

уровни символизации, её семантическое поле, в границах которого формируется символьный образ мира, его символическая структура.

- Сложившаяся категориальная система символизации нуждается в новых неординарных, соответствующих вызовам современной эпохи теоретических и методологических подходах к ее осмыслению на основе непременного учета всего богатейшего спектра смысловых констант и социокультурных параметров человеческого бытия.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты исследования дают возможность определить место символизации в структуре современного философского знания, раскрыть её эпистемологический статус, включив в широкий спектр наиболее значимых социокультурных реалий, определяющих не только вектор познавательного процесса, но и глубинные пласты человеческой духовности. Работа способствует более глубокому осмыслению творческих потенций человека, многообразных граней его жизнедеятельности. Многие положения и выводы работы могут быть использованы в педагогической практике при чтении лекций и проведении семинарских занятий по философии, культурологии, социологии, а также при разработке спецкурсов и спецсеминаров, составлении тематики контрольных и реферативных работ студентов и аспирантов.

Похожие диссертации на Символизация в аспекте эпистемологического и социокультурного анализа