Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурная адаптация в трансформационных процессах культуры Маханько Наталья Владимировна

Социокультурная адаптация в трансформационных процессах культуры
<
Социокультурная адаптация в трансформационных процессах культуры Социокультурная адаптация в трансформационных процессах культуры Социокультурная адаптация в трансформационных процессах культуры Социокультурная адаптация в трансформационных процессах культуры Социокультурная адаптация в трансформационных процессах культуры Социокультурная адаптация в трансформационных процессах культуры Социокультурная адаптация в трансформационных процессах культуры Социокультурная адаптация в трансформационных процессах культуры Социокультурная адаптация в трансформационных процессах культуры Социокультурная адаптация в трансформационных процессах культуры Социокультурная адаптация в трансформационных процессах культуры Социокультурная адаптация в трансформационных процессах культуры
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Маханько Наталья Владимировна. Социокультурная адаптация в трансформационных процессах культуры : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01.- Краснодар, 2001.- 142 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-9/61-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Понятие социокультурной адаптации 16

1.1 . Анализ исследовательских подходов к изучению адаптационных процессов в природе и в обществе 16

1.2. Механизм социокультурной адаптации 33

1.3. Виды социокультурной адаптации 53

Глава II. Созидательная и разрушительная адаптации 72

2.1. Ценностные ориентации как мера социокультурной адаптации 73

2.2.Формы разрушительной адаптации 99

Заключение 126

Список литературы 129

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема адаптации является одной из постоянно обсуждаемых тем в научной литературе самого широкого профиля. Это обусловлено тем, что процесс развития и в природе, и в обществе направлен на приспособление к изменяющимся условиям жизни. Однако трансформация социума на переломе XX и XXI в.в. привела к столь разительным переменам в обществе, что современная теория и практика адаптации нуждается в серьёзном переосмыслении. К трансформационным процессам относятся такие изменения, такие переходы из одного качественного состояния в другое, которые ведут к замене данного типа общества или культуры - другим. Трансформационный процесс ассоциируется с процессом динамичным, нелинейным, разнонаправленным.

Трансформация российского общества привела к системному кризису, и, как следствие, - к изменению ценностных ориентации россиян, их идентификации, моделей поведения. Большую озабоченность вызывают непрекращающиеся попытки вестернизировать традиционные самобытные ценности россиян, предпринимаемые под флагом необходимости адаптации к новым экономическим условиям.

Разрушение ведущих социокультурных институтов советского общества ввергло огромные массы людей в состояние «культурного шока», при котором люди не просто не узнают своей страны, но впадают в состояние фрустрации, действуют неадекватно ситуации. Очутившиеся «в другой стране» люди оказались невостребованными и неприспособленными к жизни, а сам социум предстал хаотизированным, непредсказуемым, «текучим», поражающим контрастами между декларируемым и реально существующим. Реальные практические шаги в направлении снятия указанных негативных тенденций мало сказались на обыденной жизнедеятельности людей, до сих пор отсутствует научно обоснованная политика адаптации, направленная не только на увеличившуюся в огромной степени армию безработных, мигрантов, лиц с деви-антным поведением и т.д., но и на обычное население, так и не приспособив-

4 шееся к изменившимся условиям своего бытия. Всё ускоряющаяся инновиза-ция политической, экономической и социальной жизни, в глобальных масштабах, кризис техногенной цивилизации, общецивилизационный сдвиг мотивов и ценностей усложняет процесс адаптации людей и заставляет обратить внимание на сущность и механизм адаптационных процессов..

Степень разработанности проблемы. Проблем а адаптации первоначально исследовалась представителями эволюционной школы, в рамках которой культура рассматривалась как совокупность процессов и навыков приспособления людей, организованных в общества, к их природному окружению. При этом эволюция культуры мыслилась как закономерный процесс, а адаптация - как тот механизм, который позволял создавать и удерживать адаптационно целесообразные черты культуры из всей совокупности случайных вариаций. В эволюционизме, как направлении культурантропологии, интерес к проблеме адаптации всегда носил устойчивый характер (в настоящее время - в эколого-антропологических и культурно-материалистических исследованиях).

Возникнув в рамках органической школы в продолжение аналогий между организмом и обществом, понятие социальной адаптации стало широко использоваться социалдарвинистами. Так, А. Смолл (1854-1926) исходил из того, что люди, для того, чтобы существовать, должны постоянно приспосабливаться к природным условиям. Он считал, что весь жизненный процесс, рассматриваемый в его культурно-социальной фазе, является в последнем счёте процессом развития, приспособления и удовлетворения интересов. Ту же мысль выражал У. Сэмнер (1840-1910), признавая естественным законом природы и общества закон борьбы за существование и выживание. Известна острая критика этих взглядов виднейшим представителем русской социологической школы Н.К. Михайловским. Признание действия закона борьбы за существование в человеческом обществе означает, что критерием совершенства является приспособленность человека к среде, то есть выживают и улучшают вид только сильные и приспособленные, а остальные обречены на гибель

5 {Подобные положения Н.К. Михайловский считал возмутительными. Прогресс не есть приспособление к среде. Лучше всего в человеческом обществе к среде приспосабливается «сплочённая посредственность», выживают прагматики, гибнут идеальные личности. Поэтому Н.К. Михайловский при анализе общества на первый план выдвигал ценностные критерии нравственности и справедливости. Пренебрежение к целям и идеалам неизбежно ведёт к ультраиндивидуализму, и тогда невозможно ни совершенствование личности, ни совершенствование общества в целом.

В классической культурантропологии адаптация исследовалась как важнейший элемент культурной динамики - в основном в рамках теорий аккультурации, культурной диффузии, инкультурации. Так, Р.Билз определяет адаптацию как конечный результат процесса аккультурации, заключающийся в совмещении изначальных и заимствованных элементов культуры (см.: Beals R. Acculturation//Anthropology Today. Chicago, 1953); К.Клакхон рассматривал адаптацию в качестве механизма, способного дезорганизовать социум в ходе модернизационного вытеснения местной самобытной культуры (см. Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб., 1998); Ф. Боас связывал адаптивные процессы с возникновением в результате диффузии на границах региональных культур смешанных культурных типов (см.: Boas F. Evolution or Diffusion?//American Anthropologist. N.S. Vol.26, 1924); M. Xep-сковиц определял культурную адаптацию как элемент общего процесса инкультурации (процесса приобщения индивида к нормам, ценностям, обычаям и т.д. данной культуры), когда уже взрослый человек (например, эмигрант) вынужден усваивать культурные паттерны в новых условиях своего бытия (см.:

Herskovitz M.J. Man and His Work: The skience of Cultural Antropology. N.Y., 1948).

С точки зрения американского культурантрополога Ф.Бока, изучавшего адаптационные процессы на примере эмигрантов и беженцев, культура - это то, что делает тебя чужаком, когда покидаешь свой «дом». Индивид, попадая

в «новый» для него социум, неизбежно переживает «культурный шок» -столкновение двух культур на уровне индивидуального сознания (см.: Culture Shock. A reader in modem cultural anthropology//Ed. by Ph.K.Bock. New York, 1970). Адаптация в таком случае может проходить в форме геттоизации, ассимиляции, частичной ассимиляции и др. Особое значение в осмыслении понятия «культурная адаптация» принадлежит Л.Уайту - главе неоэволюционистской школы в культурологии, концепция которой как новой науки, кстати, была им же и обоснована (см.: White L. The Social Organization of Ethnological Theory. Houston, 1966). Представители школы Л.Уайта, осмысливая особенности культурной эволюции (в её отличии от биологической), рассматривали культуру как механизм адаптации человека к природной среде обитания, восстановления их гармонического равновесия (Р.Вайд, А. Андерсон, Раппопорт).

Наряду с понятием «культурная адаптация», используемом культуран-тропологами и культурологами, в классической социологии и психологии ста-туировались понятия «социальной» и «психологической» адаптации. Г. Тард (при всём отличии его психологической парадигмы от эволюционно-органической парадигмы социал-дарвинистов) продолжил анализ механизма подражания и выделил три базисных социальных процесса - адаптацию, повторение и оппозицию. Абсолютизация этого механизма вызвала критику со стороны многих современников Г. Тарда (например, В. Вундта, Э. Дюркгейма и других), но зато само понятие социальной адаптации приобрело самостоятельное значение.

В дальнейшем сущность адаптации западными социологами и социальными психологами стала определяться как достижение равновесия между взаимодействующими субъектами и средой. Равновесие рассматривалось как пассивное принятие человеком норм, установленных в обществе. Эта позиция присуща авторам и последователям теории ролевой концепции (Дж. Мид Дж.Морено, Т.Парсонс, Р.Мертон и др.), которые рассматривают человека как функционера социальных отношений, исполнителя социальных ролей.

Адаптация рассматривалась и как важнейший элемент процесса социализации индивида (О.Брим, А.Крав ченко и др.).

Для психологических исследований важен анализ способности человека адаптироваться к ситуациям не полного удовлетворения тех или иных потребностей (теория интерперсонального поведения В.Шутца, необихевиоризм Г.Айзенка и Р.Хэнки).

На основе введённых З.Фрейдом понятий «аллопластических» и «ауто-пластических» изменений, современные психоаналитики различают аллопла-стическую адаптацию (те изменения, которые производит человек вс внешнем мире для приведения его в соответствие со своими потребностями), аутопла-стическую адаптацию (изменение структуры, умений, навыков личности) и адаптацию, связанную с поиском индивидом такой среды, которая благоприятна для функционирования организма (см.: Hartmann Н. Ego Psychology and the Problem 01 Adaptation. New York. 1958. P.26-27).

В гуманистическом контексте проблематика адаптации нашла свое отражение в трудах А.Маслоу, Г. Олл порта, К.Роджерса; в бихевиористской ориентации - у Л.Саффера, Э. Шобена, Дж. Тибо, Г. Колли и др.

Большое значение для данного диссертационного исследования имеют фундаментальные работы современных отечественных философов и культурологов, посвященные теоретическому осмыслению статуса культуры, её взаимоотношения с обществом, анализу социетального кризиса российского общества (Ю.А.Жданов, В.Е.Давидович, Г.В.Драч, П.С.Гуревич, Л.Г.Ионин, А.Я.Флиер, Е.М.Харитонов, О.М.Штемпель и др.).

В отечественной литературе описана история возникновения и применения термина «адаптация», выявлены качественное отличие социальной адаптации от адаптивных процессов в природе, структура и формы социальной адаптации, социально-психологические факторы адаптации личности (А.Б.Георгиевский, Калайков И., Растригин Л.А. и др). В социологии и психологии социальная адаптация понимается, прежде всего, как процесс и результат установления гармоничных взаимоотношений между личностью и соци-

8 альной средой. Здесь следует отметить работы Г.М. Андреевой, Л.П. Буевой, О.И. Зотовой, И.К. Кряжевой, Э.С.Маркаряна, А.А.Налчалджяна, А.П. Расти-геева, Б.Д. Парыгина, Е.В. Таранова, Л.Л. Шпака и др.

В настоящее время акценты в исследовании проблемы адаптации в значительной степени сместились. В 80-е годы изучалась прежде всего адаптация личности на производстве, факторы адаптированности связывались с созданием условий и формированием направленности на реализацию потенциальных возможностей личности.

В обобщающих трудах российских философов и культурологов культурная адаптация рассматривалась прежде всего как фактор динамики культуры, инновизации, трансформации общества и изменения поведения, черт сознания индивидов (Калайков И. Д., Арутюнов Г.А., Флиер А.Я., Лурье В.Ф. и

ДР-)-

В 90-е годы отчётливо обозначилась проблема выживания человека в

резко изменившихся социально-экономических, политических, экологических и культурных условиях, а реальный адаптационный процесс оказался связанным с поиском тех микрообщностей, в которых люди почувствовали бы себя востребованными, а также со статуированием идентификационных моделей, позволяющих сохранить ядро существующей системы ценностей. Этот пласт проблем был поднят в работах Е.С.Балабановой, О.Н.Бурмыкиной, Г.М.Денисовского, О.Н.Дудченко, Л.А.Гордона, А.В.Корниенко, Матяш Т.П., А.В.Мотыля, К.Муздыбаева, Н.А.Нечаева, В.В.Сафронова, Е.Н.Сметанина, А.И.Смирнова и др.

Таким образом, анализ существующей литературы по проблеме показывает, что в настоящее время исследование адаптации осуществляется по разным научным «квартирам» - социологическим, культурологическим, психологическим и т.д. Отсутствуют обобщающие труды, где проблема адаптации рассматривалась бы с интегративных социокультурных позиций, в единстве культурных, социальных и личностных её составляющих.

Теоретико-методологические основы исследования. Диссертационное работа основывается на органическом сочетании философских и культурологических методов изучения социокультурных феноменов и процессов.

Автор исходит из идеи нераздельности социального и культурного в процессе адаптации, причём в трансформационных процессах общества ведущая, активно формообразующая роль принадлежит прежде всего сфере «культурного».

Изучение механизма и характера адаптации в значительной степени базируется на классических трудах Л.Уайта, М.Вебера, Р.Мертона, П.Сорокина. В ходе анализа процесса социокультурной адаптации мы применяли теоретические концепции исследований адаптации как российских, так и западных философов, культурологов, психологов и социологов различной ориентации.

При изучении сущности рассматриваемого феномена использовались элементы структурно-функционального и диалектического методов исследования.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются адаптационные процессы в обществе.

Предметом исследования выступает социокультурная адаптация как важнейший элемент трансформационных процессов культуры.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы состоит в экспликации сущности социокультурной адаптации в условиях трансформационных процессов и рассмотрение на этой основе её механизма, видов и функций. Эта цель конкретизируется в следующих задачах:

  1. Теоретически проанализировать содержание и основные методологические подходы к исследованию адаптационных процессов в природе и в обществе.

  2. Раскрыть недостаточность социологизма в понимании адаптации.

3. Выявить механизм социокультурной адаптации, зафиксировать её
мерно-качественные характеристики

3. Построить адекватные современному состоянию российской культу
ры модели адаптации.

4. Опре де лить временные ориентации в социокультурном адаптационном
процессе.

6. Выявить значимость базовых ценностных ориентации в механизме социокультурной адаптации.

7.Исследовать формы разрушительной адаптации.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что в нём:

- выделена сущность социокультурной адаптации как двуединого про
цесса трансформации социального и культурного, осуществляемого через
приспособление человека к требованиям социокультурной среды и одновре
менного изменения им таковой;

- проанализирован механизм социокультурной адаптации, представ
ляющий собой последовательное чередование взаимообусловливающих друг
друга процессов;

обоснована идея определяющей значимости базовых ценностных ориентации в адаптационных процессах и в связи с этим зафиксировано понятие «мера социокультурной адаптации»;

введено понятие «адаптивной предрасположенности», отражающее уровень готовности человека к самоизменению;

исследованы виды адаптации на основе комплекса критериев, включающего в себя четыре переменных;

проанализированы сущность и формы проявления разрушительной адаптации.

Тезисы, выносимые на защиту:

1. Адаптация есть приспособительное, онтологически обоснованное, фундаментальное свойство всех живых организмов, связанное с приспособлением к изменяющейся среде обитания.

В социологии понятие «социальная адаптация» фиксирует в приспособлении индивидов и различных социальных групп к изменяющимся условиям бытия прежде всего изменение форм социальной организации и регуляции, социальных институтов, механизмов трансляции социального опыта и т.д. Внутренняя, духовная составляющая данного процесса на уровне индивидуальном, личностном является вторичным, производным моментом. Его регуляция рассматривается как прерогатива прежде всего самого общества. В результате во многом дублируется объяснительная модель, сложившаяся в эволюционной биологии - модель естественного отбора: некоторые люди приспосабливаются, другие же не имеют таких возможностей или же не желают этого делать. Между тем отказ от примитивного приспособления (приспособления любой ценой), выбор ценностнорационального действия, наконец, уход из активной сферы жизни - всё это довольно часто встречающиеся явления, требующие объяснения. Кроме того, социальные факты, с которыми сталкивается индивид в процессе социальной адаптации, оцениваются и интерпретируются по-особенному в рамках каждой отдельной культуры. Этот аспект остаётся в тени при использовании понятия «социальная адаптация». Недостаточность и односторонность таких подходов заставляет вводить понятие «социокультурной адаптации».

2. Социокультурная адаптация - это приспособительное поведение, сориентированное на ценности данной культуры, интернализированные личностью. Границы адаптивного поведения заданы пределами существования данной культуры. Сущность социокультурной адаптации заключается не только в трансформации человеком себя и уже существующих систем, но и в возникновении новых культурных и социальных феноменов, становящихся аттракторами в ходе кризисно-порогового изменения общества. Точкой отсчёта здесь является сам индивид, на рефлексивном уровне осознающий необходимость изменения как самого кризисного социума, так и своего внутреннего самосовершенствования. При этом данные процессы взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга. Личность предстаёт здесь не в качестве пассив-

ного элемента, вписывающегося в изменившиеся условия её бытия, а в качестве активного, «бродильного» феномена, начала социокультурного адаптационного процесса, в ходе которого совершенствуются и возникают новые устойчивые социальные связи и институты.

  1. Механизм социокультурной адаптации представляет собой последовательное чередование следующих процессов, взаимовлияющих и взаимообу-словливающих друг друга: I/ отображение состояния условий жизнедеятельности в сознании человека; 2/оценка изменения этих состояний; 3/соотнесение оценки с ожиданиями и жизненными планами человека; 4/внутренние и поведенческие аффекты, возникающие вследствие взаимодействия объективных тенденций условий жизнедеятельности с субъективными оценками и ожиданиями (например, переживание дискомфорта /вплоть до шока/ от осознания огромности дистанции, отделяющей ожидания от наличной социальной действительности), 5/возникновение защитной реакции (в которую можно включить даже фазу апатии, сопровождающуюся автоматизмом реакций и ухудшением памяти), б/принятие решения.

  2. Выделяются следующие виды адаптации: добровольная и вынужденная, созидательная и разрушительная, активная и пассивная, стабилизирующая и трансформирующая, промежуточная и конечная, профессиональная, формальная и социально-психологическая. Предложенная в диссертации типология адаптации основана на нескольких критериях: ориентация на определённый модус времени, тип личности, характер деятельности и соотношение личностных и традиционно-признаваемых обществом целей и ценностей.

  3. «Адаптивная предрасположенность» - понятие, отражающее меру изменчивости поведения индивида, которая обусловлена его внутренней готовностью к самоизменению в ответ на «вызовы» окружающей среды. Склонность к гармонизации с требованиями социокультурного окружения - не постоянная величина, а переменная, которая может быть представлена как отношение социоцентризма (альтруизма) к эгоцентризму (эгоизму). Чем больше эта величина, тем сильнее человек склонен подчинять личные потребности

13 потребностям группы или общества, тем скорее он принимает нормы данной культуры. Крайним выражением подобного поведения является конформизм. Для конформиста важнее установить гармоничные отношения с другими людьми, чем настаивать на собственных принципах или мнении. В конечном счёте это ведёт к социальной зависимости и утрате собственной индивидуальности. Чем меньше переменная «адаптивной предрасположенности», тем жёстче человек утверждает своё «Я» в мире быстрых перемен: на первом месте у него собственные принципы и потребности, а не интересы группы или общезначимые нормы культуры. Наиболее адекватен общественным интересам тип личности, способной управлять изменяющейся ситуацией и своим поведением в ней, учитывая не только свои потребности и интересы, но и ориентируясь на меняющиеся социальные и духовные основы жизнедеятельности.

6. Мера социокультурной адаптации есть тот предел, за границами которого количественно выражаемые реакции, изменение в стратегии поведения, пластичность образа жизни и мышления приводят к качественной трансформации ценностного ядра культуры. Мера социокультурной адаптации задана качественными пределами существования данной культуры. В пределах меры совершенствование старых и появление новых видов деятельности, новых форм реагирования на изменения окружающей среды способствуют прогрессивному развитию общества.

Мера социокультурной адаптации выступает важнейшим регулятивом гармонизации, изменения и стабилизации данного общества, оптимизирует социальное поведение индивидов, легитимизирует в общественном сознании направленность и характер новационных изменений через утверждение динамической целостности нормативно-ценностной структуры. Последняя включает в себя как нижний предел (нормы обыденной утилитарной жизнедеятельности), так и верхний (высшие, абсолютные ценности, идеалы). Интенсивность, характер, глубину адаптивного процесса можно зафиксировать на данной «шкале» - в зависимости от приближения к нижней норме или к верхнему идеальному состоянию. Нарушение данной меры ведёт к негативным,

14 деструктивным последствиям как для социума, так и для самого индивида, к возникновению феномена «разрушительной адаптации».

  1. В адаптивных процессах в нормально функционирующих обществах человек что-то теряет, но, одновременно, и что-то обретает новое, имеющее для него ценность (например, при переезде из одной страны в другую в поисках работы). Адаптация с этой точки зрения есть процесс социокультурного обмена, неэквивалентного вначале (привычное заменяется незнакомым) и эквивалентного в конце, как результат. Однако подобный эквивалентный обмен возможен прежде всего в случае добровольного согласия индивида, осознающего, что ему придётся согласовывать собственные притязания с возможностями новой социокультурной обстановки и необходимостью отказа от ранее высоко котировавшихся ценностей, связей и отношений. Если человек не готов к такого рода эквивалентному обмену (по разным причинам - психологическим, низкопрофессиональным, девиантным и т.д.), то адаптация приобретает разрушительный характер - как для субъекта, так и для окружающей среды.

  2. Социокультурная адаптация может существовать не только в позитивных, но и в отрицательных формах. В этом случае в кризисных условиях развития социума дестабилизации и разрушения гармонии социальных и культурных миров, деструкции устойчивого ядра культуры, социальных связей и институтов происходит приспособление индивидов к изменяющимся условиям их бытия через отказ от господствовавших в обществе культурных норм и паттернов поведения и принятия архаических, существовавших на периферии социума пластов культуры. Деградирующему обществу соответствуют деградирующие в морально-этическом, нравственном плане индивиды.

Разрушительная адаптация существует в различных формах: социального маргинализма, прямого и спекулятивного авантюризма, «злокачественной» агрессивности, безнормативного поведения («ситуативная этика»), самоубийства как предельной формы дезадаптации и т.д. В любом случае предельной причиной негативной адаптации является нарушение меры социокультурной

15 адаптации индивида, общества и размывание дезинтеграция, деструкция глубинных оснований «ядра» культуры.

Научно-практическая значимость работы. Результаты диссертационной работы позволяют осмыслить трансформационные процессы, происходящие в современном обществе, создать научно-обоснованную программу социокультурной адаптации населения. Они имеют значение в этом плане для управленцев, политиков, специалистов в области социальной работы. Полученные результаты также могут быть использованы в преподавании курсов философии, культурологии, социологии, социальной психологии, социальной работы.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на кафедре философии и культурологии Кубанского государственного аграрного университета, на кафедре теории культуры, этики и эстетики факультета философии и культурологии Ростовского госуниверситета и на двух конференциях:

  1. «Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста» (г. Краснодар, 1999 г.)

  2. «Проблемы воспитания студенческой молодежи в реформируемом обществе» (г. Краснодар, 2000 г.)

Материалы диссертации использованы при разработке программы «Мо-лодежь-2000» (Краснодар, 1997г.), Комплексной программы «Молодежь» /социально-педагогический комплекс - центр социокультурной адаптации детей и подростков/ Краснодар, 2001 год.

Основное содержание работы раскрыто в 4-х публикациях общим объёмом 5,45 п.л.

Структура диссертации. Текст работы состоит из введения, двух глав, включающих 5 параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Анализ исследовательских подходов к изучению адаптационных процессов в природе и в обществе

Термин «адаптация» появился в биологической науке, но к настоящему времени перешагнул за её пределы. Понятие «адаптация» проникло в технические и общественные науки - инженерную и социальную психологию, социологию, этику, педагогику, кибернетику, космонавтику, математику (см.: Калайков И. Цивилизация и адаптация. М., 1984; Растригин Л.А. Адаптация сложных систем. Рига, 1981; Маркарян Э.С.Вопросы системного исследования общества. М., 1972). При этом происходило уточнение содержания понятия адаптация». Этимология понятия «адаптация» восходит к латинскому слову adapto (приспособляю) в значении приспособления организмов к среде. Адаптация сразу была осознана не только в качестве процесса, но и как результат приспособления: «Адаптация - процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов) и их органов к условиям среды. Вместе с тем любая адаптация есть и результат, то есть конкретный исторический этап приспособительного процесса - адаптациогенеза» (Большая Советская Энциклопедия. Т.1. С. 216). Близкие по смыслу определения даны в словаре научной лексики (Годман А., Пейн Е. Толковый словарь английской научной лексики. М, 1987), в «Микроэнциклопедии биосферы» Н.Ф.Реймерса (Реймерс Н.Ф. Азбука природы (микроэнциклопедия биосферы). М., 1980) и др.

Результаты адаптационных процессов в природе наглядны, очевидны. Вся история животного мира есть история адаптации живых организмов к изменяющимся условиям обитания. Биологи накопили большой фактический материал, позволяющий судить о конкретных видах адаптации в природе. Эта адаптация может происходить как в форме внешних изменений, так и в форме перестройки внутренней организации (вплоть до появления новых морфологических признаков и изменения психики). Самое простое, на первый взгляд, - изменить внешность. Способность изменять форму и окраску или сливаться с фоном выгодна как охотникам, так и их жертвам. Так, полосы у тигра, пятна у леопарда и т.п. изменяют контуры тела, делая животное почти неразличимым в колышущейся траве или на фоне пятен солнечного света, проникающего сквозь листву.

Изменять контуры тела можно не только с помощью окраски, но и путём приобретения необычных придатков тела, Так, у австралийской ковровой акулы с мясистых губ и по бокам головы свисают бахромчатые выросты, напоминающие водоросли. Поэтому сама акула с её плоским телом, находясь на мелководье, почти незаметна: её можно принять за часть кораллового рифа или за заросший камень. Маскировка морского ангела состоит не только в песочной окраске, но и в сходстве с безобидным скатом благодаря большим, похожим на крылья плавникам.

В течение столетия поменял окраску королевский гепард. В XIX веке он встречался только в восточной части Зимбабве и на севере Ботсваны и жил на равнине, в злаковниках. Позже, переместившись в лесистую местность, ему пришлось маскироваться иначе, и пятна вдоль спины и боков превратились в полосы. Эта окраска позволяет сливаться с тенями, создаваемыми ветвями деревьев. В результате гепард стал выдерживать конкуренцию с более крупным и мощным леопардом.

Ещё более эффективный способ маскировки состоит в способности менять окраску при движении. Этот способ маскировки развит у каракатиц. У них под кожей имеются хроматофоры - эластичные клетки, наполненные пигментом, которые окружены мышцами и соединены нервами с клетками головного мозга. При сокращении мышц эти клетки растягиваются, при расслаблении принимают прежние размеры, в результате чего мгновенно изменяется цвет кожи. Хроматофоры есть и у рыбки императорского ангела, и у паука-краба. Известный натуралист Джералд Даррелл в своё время ставил опыт: он пересаживал паука-краба с красной розы на белую и наблюдал, как паук постепенно бледнел. Через два дня среди белых лепестков он уже выглядел как жемчужина. Изменение окраски происходит и при смене времён года. Эту способность демонстрируют заяц-беляк, песец, горностай.

Адаптация может быть не только пассивной - как маскировка под среду, но и активной - как заявка о себе. Сделать себя заметным, привлечь к себе внимание. Но с какой целью? Чтобы боялись тронуть. Такой способ тоже достаточно распространён. Для этого животные принимают вид чего-либо явно несъедобного: камней, веточек, шипов и даже птичьего помёта. Последний вид маскировки характерен для бабочек, живущих в кустах боярышника и для личинок живущего на о.Тринидад кустарникового сверчка.

Маскировка достигается не только внешностью, но и поведением. Широко известны палочники - насекомые, имитирующие сухие листья, веточки и т.п. Палочник, обитающий на Новой Гвинее, не только напоминает потрёпанный объеденный лист, но и висит на ветке куста на одной ноге и трепещет на ветру, совсем как едва держащийся лист. В Кении водятся жуки, которые активны по ночам, а днём лежат среди прошлогодних семян и шевелятся, как и эти семена, когда подует ветер. Богомолы во взрослом состоянии принимают вид веточки, а в личинной стадии похожи на шипы. Замечательно маскируются под свою среду обитания морской конёк-тряпичник, многие земноводные (например, шлемоголовая лягушка) и насекомые (кустарниковый сверчок, богомол, кузнечики, гусеница пяденицы, горбатка, многие ночные бабочки).

Многие животные имитируют поведение и окраску более опасных существ. Например, ильница-пчеловидка имитирует медоносную пчелу; жук-клит и южноамериканский сверчок - осу. Внешнее сходство с защищенными организмами называется мимикрией Бейтса - по имени английского естествоиспытателя XIX века Генри Бейтса, описавшего это явление применительно к южноамериканским бабочкам. Безобидные рыбы тоже мимикрируют под ядовитых рыб. Так, неопасная монда напоминает хищного иглобрюха.

Широко распространён защитный эффект предупреждающей окраски: броская контрастная окраска животного обычно свидетельствует о несъедобности её носителя. Такого рода окраска есть у южноамериканского древолаза японского положаберного моллюска, краснобрюхой жерлянки, южноафриканского кузнечика и перуанской горбатки.

Некоторые животные отпугивают хищников, демонстрируя глазчатые пятна (например, очковая змея, эквадорская бабочка, молодые особи императорской рыбы-ангела, глазчатая лягушка и т.д.).

Интересна такая форма адаптации, как притворство под мёртвого. Этой способностью обладает североамериканский опоссум: в случае опасности его тело обмякает, голова поникает, язык вываливается изо рта, как у мёртвого. При этом опоссум не вздрагивает от боли, даже если его сильно покусали. Непревзойдённый мастер притворства - хамелеон, который известен не только своей способностью изменять окраску кожи, но и заваливаться на бок с закрытыми глазами и как бы окоченевшими ногами в минуту опасности. Так же убедительны и некоторые змеи: европейский обыкновенный уж, американская свиноносая змея, кубинский земляной удав.

Поразительным является способность животных адаптировать свои репродуктивные способности. Так, миссисипский аллигатор, как и все рептилии, существо холоднокровное, поэтому его самка практически не приспособлена к насиживанию яиц. Поэтому ей приходится устраивать для них специальный инкубатор, сгребая в кучу окружающую растительность и зарывая в неё яйца. Некоторые животные (например, самки серого тюленя, бурого медведя) «задерживают» беременность, чтобы роды пришлись на более удобное для них время. Так, самки серого тюленя затягивают беременность (которая должна длиться всего 7-8 месяцев) на 4 месяца, чтобы приурочить роды к следующему спариванию и не вылезать таким образом на сушу дважды.

Животные демонстрируют невиданное терпение не только на охоте, подстерегая добычу, но и ожидая появления природных условий, благоприятных для продолжения рода. Так, яйца комара Aedes в Центральной Австралии могут «спать» несколько лет, ожидая дождя; 10 месяцев «спит» комар-пискун в Арктике, пока не оттает вода; переживает, зарывшись в нору, засушливый период и плоскоголовая лопатница - пустынная австралийская жаба. Ради повышения продуктивности некоторые рыбы изменяют пол и выступают в роли самца и самки.

К внешним способам адаптации относится подражание. Например, птицы во время кормёжки подражают представителям других видов. Так, некоторые воробьи научились зависать над прудами и ловить стрекоз, как это делают, зависая над полыньёй, зимородки, чтобы добыть рыбу; или прыгать по плавучим листьям водяных лилий, склёвывая с них насекомых, как трясогузки.

К активным формам адаптации относится использование орудий, помогающих добиться в процессе деятельности желаемого результата. Самый простой пример: использование шимпанзе тонкого гибкого прутика для вынимания из термитника термитов, листьев - для очистки раны от гноя, палок - для защиты от леопарда. Леса, в которых обитают орангутаны, богаты едой, поэтому орангутаны реже используют орудия. Шимпанзе же предпочитают засушливую лесистую местность. И эти более суровые условия обитания заставляют шимпанзе становиться изобретательнее. Шимпанзе используют ветки или камни, чтобы разбивать твёрдую скорлупу орехов. При этом тщательно выбирается и сам камень-наковальня, и камень-молоток, тщательно рассчитывается сила удара, чтобы не раздробить ядро. Используют камни морская выдра (калан), стервятник, причём последний может пролететь 5 км, чтобы найти камень и принести его туда, где есть яйца, но нет камней. Многие павианы используют камни для самозащиты, а южноамериканский очковый медведь использует палки, чтобы сбивать плоды с высоких веток.

Важную роль играет предугадывание чужой реакции, предупреждение нежелательного поведения и манипуляция чужими действиями. Угадывать намерения других представителей своего вида умеют макаки и человекообразные обезьяны. Эта способность позволяет им ловко обманывать друг друга.

Механизм социокультурной адаптации

Механизм социокультурной адаптации в достаточной мере ещё не изучен. Под механизмом мы понимаем систему, преобразующую движение одних процессов в другие. Первое затруднение при исследовании адаптивных процессов в обществе, - существующее разделение их на социальную и культурную адаптации. Под социальной адаптацией понимают прежде всего приспособление субъекта к социальным условиям, существующим в обществе. Одни исследователи в механизм адаптации включают её виды (см.: Шабанова М.А. Социальная адаптация в контексте свободы//Социс. 1995. № 9); другие представляют этот механизм как единство двух взаимосвязанных компонентов - адаптивной ситуации и адаптивной потребности, сама же социальная адаптация протекает в двух формах: приспособления, в которой личность является объектом адаптации и приспосабливания, в которой личность выступает субъектом адаптации (см.:Кинелев СВ. Адаптация личности как социальное явление. Автореф. дисс... канд. филос. наук, Л., 1978.); третьи выделяют в качестве механизма социальной адаптации её три фазы: деятельность, общение, самосознание (Ю.Н.Казаков. Инструментарий социальных технологий//аЬс.уу8и.ш).

Понимание социальной адаптации как интеграции человека в общество, освоения индивидом стабильных условий социальной среды, решения типичных проблем использования санкционированных в данном обществе способов социального поведения и действия ведёт к «перекрыванию» смыслов понятий социализации и социальной адаптации. Действительно, эти понятия близки по содержанию. Многие исследователи связывают процесс адаптации прежде всего с включённостью индивида в социальную среду: понятие адаптации личности отражает явление включённости человека в социальную среду в процессе его общественно-полезной деятельности, интеграции с общностью и самоопределение в ней на основе наиболее существенных особенностей индивидуальности (см: Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности. Автореф... канд.психол.наук, М., 1980). Включённость - это условие необходимое, но недостаточное для адаптации. Действительно, быть в обществе - значит участвовать в его жизни, реализовываться в динамике его развития. Но что для этого необходимо? Для этого нужно уметь адекватно реагировать на «вызовы» со стороны общества. Общество -не безразличная машина, разворачивающая своё движение безотносительно к индивидам. Между человеком и обществом постоянно происходит обмен энергией, веществом и информацией. Поэтому требования и ожидания со стороны общества должны быть поняты адекватно: моё постижение или интерпретация социальных фактов, переводящее их в область значений, должно согласовываться с их объективным значением. Следовательно, первый шаг к адаптации в жизни в обществе (после того, как индивид в него уже включён) -это интернализация.

Как отмечали П.Бергер и Т.Лукман, интернализация, рассматриваемая как основа понимания мира других людей, возникает «не вследствие самостоятельной работы отдельных индивидов по созданию значений, а в результате «перенимания-от-другого» того мира, в котором другие уже живут» (П.Бергер и Т.Лукман. Социальное конструирование реальности. М., 1995.С.211). Это «перенимание-от-другого» есть исходный процесс, присущий любому человеческому организму. Мир, который был в своё время «перенят от другого», впоследствии может быть видоизменён и даже заново создан. Таким образом, сложная форма интернализации, при которой я «понимаю» мир окружающих меня людей и на этой основе начинаю участвовать в совместном бытии, совпадает с социализацией. Социализация - это «всестороннее и последовательное вхождение индивида в объективный мир общества или в отдельную его часть» (П.Бергер и Т.Лукман. Социальное конструирование реальности. М, 1995. С.212). П.Бергер и Т.Лукман различают первичную и вторичную социализации. Первичная социализация - это та, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества. Вторичная социализация - это каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его общества (см. там же). Эта вторичная социализация и есть то, что составляет содержание понятия «социальная адаптация».

В результате первичной социализации у человека формируется достаточный уровень самосознания, способности к самоконтролю, освоения ролевого поведения, которые приводят к возникновению адекватных связей с окружающими людьми и социумом. А в результате социальной адаптации человек вырабатывает те формы поведения и стереотипы сознания, которые позволяют ему осуществлять жизнедеятельность не в стабильных, а в изменённых условиях социума.

Первичная социализация и социальная адаптация опосредствуются другими людьми: не только их реальной практической деятельностью, но и их пониманием ситуации. Одна и та же ситуация у разных людей может вызвать злобу, зависть, бунтарство, покорность, удовлетворение или добродетельность. Из этого большого спектра значений в каждой отдельной ситуации выбирается только одно и становится побудителем к действию (или противодействию, или бездействию). Среди всех людей, окружающих человека, на первом месте в этом процессе находятся те, кого можно назвать «значимые другие»: это те, кого уважает данный индивид, к кому прислушивается, с кем себя идентифицирует. И первичная социализация, и социальная адаптация не сводятся только к когнитивному обучению, а сопровождаются и большой эмоциональной нагрузкой, и волеизъявлением. Кроме того, эти процессы не являются однонаправленными и механическими, а представляют собой диа 36 лектически разворачивающиеся процессы: индивид постоянно соотносит объективно предписанные установки, нормы и образцы и субъективно принятые установки, нормы и образцы.

До недавнего времени исследователи ограничивались понятием «социальная адаптация». Ситуация напоминает то положение, которое сложилось с понятием «социализация». Возникшее в 30-е годы понятие социализации (понятой как процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом образцов поведения, ролей и установок данного общества), включало, но не высвечивало механизм (за исключением механизма подражания) усвоения ценностных аспектов культуры. Потребовался термин, отражающий процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им существующих привычек, норм и паттернов поведения - понятие инкультурации было введено в 1948г. М.Херсковицем. То же происходит с понятием «социальная адаптация». Некоторые исследователи предлагают такое определение: «Социальная адаптация есть процесс и результат взаимодействия индивида (группы) с кардинально изменяющейся социальной средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания с обеих сторон, так что индивид получает возможность выживания (и не только, но ещё и процветания), а макросреда - воспроизведения и вступления в иную, восходящую стадию» (Шабанова М.А.Социальная адаптация в контексте свободы//Социс. 1995. №9). Смешение уровней анализа (адаптация внутри макро- или микрообщности), утрата различия между нормами поведения членов одного коллектива и ценностями целой культуры, ведёт к тому, что анализ адаптивного поведения делается слишком абстрактным, недетализированным, а потому неприемлемым к исследованию социокультурной реальности.

Ценностные ориентации как мера социокультурной адаптации

Социокультурная адаптация предполагает такое приспособительное поведение, которое может происходить в пределах определённого ценностного поля, «ядра» данной культуры. В данном случае мы исходим из идеи репрезентативности культуры (Ф.Тенбрук), означающей, что последняя производит ценности, нормы, идеи, действенные только в силу их фактического признания. Культура представляет - одобряет, отрицает, пассивно признаёт и т.д. - в сознании членов членов общества все социальные факты и явления, сколько-нибудь важные для индивида. Для человека они таковы, какими представлены в культурной репрезентации. Культурное видение мира, особенно в период кризисов, «слома» устойчивого социального развития, первично, и возникновение, устойчивое функционирование социальных институтов возможно только в случае их признания со стороны членов общества. Другими словами, форма и способ онтологичности, т.е. бытия «жёстких» социальных фактов предопределяется культурной репрезентацией.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что мера адаптивной изменчивости индивида и общества задана в первую очередь, по своим глубинным параметрам, качественными характеристиками данной культуры, нарушение «границ» которой ведёт к дезинтеграции и разрушению личности. Именно поэтому человек может предпочесть смерть, но не «переступить» через себя. Высшие, абсолютные ценности «предписывают» ему границы возможных адаптивных действий.

Мера социокультурной адаптации выступает важнейшим регулятивом гармонизации изменения и стабилизации данного общества, оптимизирует социальное поведение индивидов, легитимизирует в общественном сознании направление и характер реформ через утверждение динамической целостно 74 сти нормативно-ценностной структуры. Последняя включает в себя как нижний предел (нормы обыденной, утилитарной жизнедеятельности), так и верхний (высшие, абсолютные ценности, идеалы). Интенсивность, характер, глубину адаптивного процесса можно зафиксировать на данной «шкале» - в зависимости от приближения к нижней норме или к верхнему идеальному состоянию. Нарушение данной меры ведёт к негативным, деструктивным последствиям как для социума, так и для самого индивида, к возникновению феномена «разрушительной адаптации».

В настоящее время можно говорить о всеобщем кризисе, который переживает не только Россия, но и весь мир в целом. Речь идёт о смене парадигмы развития в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности: в экономике, политике, культуре и т.д. Новое информационное общество «болеет» теми болезнями, которые не знало индустриальное общество. В настоящее время, например, наблюдается явный переизбыток информации, которую производит человечество. И дело заключается вовсе не в том, что совокупный компьютерный интеллект не может «переварить» эти объёмы информации, а в том, что рост объёмов информации опережает способность со стороны социума её использовать практическим и эффективным образом. Проблема здесь не техническая и не технологическая: для того, чтобы перевести информацию из описательного состояния в предписательное, необходима мотива-ционная направленность деятельности людей, их высокая социальная энергия. Эта высокая социальная энергия формируется прежде всего в мотивационной, ценностной сфере, каковая в настоящее время переживает период полураспада и разрушения. Особую значимость в продуцировании высокой социальной энергии играет процесс идентификации, каковой также находится в состоянии перманентного кризиса. Достаточно сказать, что сам инновационный процесс, связанный с практическим освоением информации, носит антиномичный характер.

Техногенная цивилизация западного типа, однозначно ориентированная на обновление, в первую очередь озабочена проблемами предоставления ин 75 дивиду возможности автономного свободного развития - без этого нет новаций. Однако доведённый до крайности либерализм приводит к фрагментації общества, рассогласованию паттернов поведения, противопоставлению различных интересов и т.д. Идентичность человека как на уровне глобальном, так и региональном оказывается под угрозой. Релятивизация ценностей приводит к тому, что социальная энергия общества резко понижается. «Как свидетельствует история, цивилизация может претерпеть любой материальный урон и воссоздать себя заново при условии, если уцелело её ценностное ядро. Разрушение же такого ядра порождает удивительное бессилие даже в условиях изобилия материальных ресурсов. Сказанное в высшей степени актуально для России, ценностное ядро которой пытаются разрушить внутренние и внешние вестернизаторы. Именно поэтому для нас так важен гуманитарный анализ, специально относящийся к состоянию ценностной сферы общества и проблемам его идентичности» (Панарин А. Жизненный мир и агрессия ра-циональности//А1та mater. 2000. № 7. С.5).

Похожие диссертации на Социокультурная адаптация в трансформационных процессах культуры